Сущность и содержание процесса адаптации обучающихся к образовательному процессу школы

Можно ли избежать конфликта

Не всегда получается контролировать свое поведение в серьезном конфликте, этому навыку нужно учиться. Среди спорящих должен найтись хотя бы 1 человек, который попытается избежать конфликта. Как это сделать:

  • Не торопиться. Прежде, чем высказывать свое мнение, необходимо задать себе вопросы: «Почему мы спорим? Нужно ли это мне? Что я потеряю, если уступлю?»;
  • Отвечать медленно и кратко. Чем быстрее человек говорит, тем больше вероятности сказать лишнее. Размеренная речь успокоит оппонента, после чего можно пытаться искать компромисс;
  • Не провоцировать лишними фразами, неуместными шутками. Не нужно трогать человека, если он не в духе. Для общения с коллегами лучше выделять время после обеденного перерыва, в первой половине дня общение может быть напряженным;
  • Для избегания конфликта на работе, необходимо следить за своими переписками. Современный человек часто пользуется мессенджерами и социальными сетями. Нельзя писать лишнее, проявлять эмоции, позже они могут быть использованы провокаторами;
  • Ограничить общение с провокатором. Если человек провоцирует конфликты, нужно свести общение с ним до минимума, не пересекаться после работы или учебы, не бывать в общественных местах в одной компании.

Девушка успокаивает двоих

Какую стратегию поведения в конфликте использовать – личное решение каждого. В зависимости от положения в обществе, точки зрения и конечной цели, сам человек выбирает путь соперничества или ищет компромисс. Если есть возможность, лучше избегать конфликтных ситуаций, особенно, если они возникают между близкими людьми.

Проблемы адаптации

Процесс приспособления детей к новой для них среде в 4-5 лет практически не имеет никаких различий. Однако если рассматривать для старших дошкольников социальную адаптацию в психологии и педагогике – это механизм, значительно расширяющий уровень возникающих проблем при освоении ребенком нового для него жизненного пространства. Все дело в том, что в шесть лет дети уже достаточно близки к переходу в новое для них учреждение образования. Это приводит к изменению у них социального статуса, что и увеличивает проблемы с адаптацией. Связано это может быть и с развитием у ребенка психического аппарата. Чаще всего в этом случае учителя отмечают отсутствие внимания, гиперактивность и агрессивное поведение учащегося.

Проблема школьной адаптации в педагогике – это тема далеко не новая. При этом на сегодняшний день можно говорить о том, что ее актуальность выросла во много раз. Виной тому стали глобализация и мобильность, политические и экономические изменения, новые подходы к устройству системы образования и т.д.

Поступление в школу, обучение в ней, а также переход из класса в класс требуют от детей особых усилий. Однако наиболее остро вопрос адаптации ребенка стоит именно при переходе в новое для него учреждение образования. Вызвано это следующим:

  1. Информатизацией общества, введением образовательных стандартов и развитием технического прогресса. Все это в значительной мере усложняет процесс адаптации.
  2. Требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Для того чтобы умения первоклассника соответствовали им, ребенку понадобится приложить немалые психологические, моральные и физические усилия.
  3. Помимо этого, кроме привычных для всех учебных навыков и знаний, маленьким школьникам приходится добиваться личностных и мегапредметных результатов. Ведь только в этом случае дети будут соответствовать требованиям, предъявляемым к выпускникам начальных классов.
  4. Нескончаемым потоком новой информации. Первоклассник в один момент оказывается в новой роли, а также в окружении непривычной для него системы прав и обязанностей.

Школьная адаптация в педагогике считается процессом, во время которого ребенок усваивает и принимает для себя новую для него социальную ситуацию, осваивает свой новый статус учащегося и обретает навыки в новых системах взаимодействия («ребенок – сверстник», «ребенок – учитель»). При этом у маленького человека начинают вырабатываться новые особенности поведения.

Если рассматривать понятие школьной адаптации в психологии, то стоит отметить, что его характеризуют следующие критерии:

  • освоение детьми новой для них жизненной ситуации, которую они видят в единстве ее элементов;
  • принятие школьником нового для него статуса и социальной позиции;
  • перестройка жизненного уклада ученика, инициатором которого выступает взрослый.

Социальная адаптация при этом предполагает умение ребенка:

  • реагировать на педагога;
  • слушать;
  • самостоятельно выполнять заданные упражнения;
  • анализировать и организовывать выполнение заданий.

Немаловажным аспектом явится умение поддерживать контакты со сверстниками и давать адекватную оценку, как себе, так и другим.

В процессе адаптации к школе немаловажным является и физическая подготовка организма, ведь на ребенка сваливается довольно внушительная нагрузка. Его организм начинает работать на пределе. Это вызывает опасность переутомления.

Помимо этого школьная адаптация в педагогике рассматривается и с психологической точки зрения. Степень быстрого привыкания к новым условиям во многом зависит от готовности ребенка к поступлению в школу, то есть от его:

  • желания осваивать новые знания и выполнять задания учителя;
  • стремления успешно их осваивать.

Важны при этом также способности к переработке информации и запоминанию.

Социально-психологическая дезадаптация

Не следует путать понятия успешной адаптации и успешности жизни. Успешно адаптировавшийся в социуме индивид это не всегда счастливый и успешный по жизни человек. Успешная социально-психологическая адаптация – это только предпосылка к счастливой жизни. Адаптация, к сожалению, не всегда бывает успешной.

Дезадаптация – это нарушение приспособляемости и процесс неуспешного приспособления человека к новым и сложным для него жизненным обстоятельствам.

Дезадаптация случается, когда человеку не удается справиться с требованиями и трудностями новых социальных условий, утвердиться во взаимоотношениях и самоутвердиться в определенном статусе, роли или комфортной позиции.

Что может помешать человеку успешно адаптироваться? Возможных вариантов всего два:

  • внешние, средовые факторы, то есть само общество,
  • внутриличностные особенности индивида.

Внешних факторов, мешающих успешно приспособиться к конкретной группе или обществу, может быть сколько угодно много и они часто не зависят от воли человека. А вот внутренние факторы это, как правило, всегда какие-то конкретные психологические проблемы, о которых человек и сам зачастую знает, но не хочет или не может устранить. Это могут быть:

  • завышенная или заниженная самооценка,
  • тревожность, мнительность,
  • агрессивность, конфликтность,
  • слишком сильная или недостаточная мотивация к достижению целей,
  • завышенный или заниженный уровень притязаний и иные психические особенности личности и явления, дисгармонирующие личность.

Наличие психопатологии также приводит к дезадаптированности.

Но точно также как дезадаптацию могут вызывать различные психологические проблемы, она сама может породить множество проблем с психикой, вплоть до серьезного ее расстройства.

Признаки низкой адаптационной способности человека позволяют предполагать у него наличие проблем физического или психологического характера.

Человек, которого общество систематически подавляет, ущемляет, предъявляет завышенные требования и тому подобное, испытывает большие трудности с адаптацией.

В психологически особо тяжелых жизненных обстоятельствах человек порой просто не может приспособиться, у него никак не получается принять изменения и смириться с ними, поэтому, каким бы сильным и волевым он ни был, может «сломаться».

Психотравмирующая ситуация провоцирует психический «надлом», мешающий адаптироваться к ней, а это, в свою очередь, может спровоцировать возникновение психопатологии, если только человек не найдет в себе силы выдержать испытание.

Верный признак дезадаптации это болезненное переживание длительных межличностных или внутриличностных конфликтов, которое приводит к невозможности удовлетворять собственные потребности и/или отвечать требованиям социума.

Адаптация школьников при отклонении в развитии

Согласно имеющимся данным, более 80% современных детей испытывают трудности в обучении из-за тех или иных отклонений в здоровье. Именно поэтому рассматривается адаптация и в специальной педагогике. Это позволяет решить проблемы ребенка, имеющего особенности в развитии, и устранить его изолированность от общества, в котором он растет и живет.

Нарушения социальной адаптации влияют на отношение детей к их окружению. Они становятся тревожными и угрюмыми, подавленными и обидчивыми. В итоге у них формируется замкнутость. Дети начинают избегать широкого круга общения. Они замыкаются в «четырех стенах», где у них может возникнуть скрытая (маскированная) депрессия.

Взрослея, ребенок, обладающий ограниченными возможностями, начинает осознавать, что он не такой как все. Это способствует формированию заниженной самооценки, социальной пассивности и сужению рамок активной деятельности.

Адаптация в коррекционной педагогике – это, прежде всего, психологическая реабилитация детей, испытывающих трудности в обучении. Она может представлять собой снятие нервного напряжения

Помимо этого, педагог должен стремиться провести коррекцию самооценки своего воспитанника, развивать его память и психические функции, воображение и мышление, внимание и преодолевать пассивность. Одновременно с этим понадобится формировать у ребенка ответственность и самостоятельность, активную жизненную позицию, помогать преодолевать ему отчужденность и развивать коммуникативные навыки

Определение и понятие адаптации

Все научные изыскания организма в связке «человек-среда» приходят рано или поздно к пониманию механизмов, которые позволили пройти человечеству всю эволюцию, несмотря на явные и скрытые обновляющиеся аспекты.

Явления внешнего и внутреннего мира проходят постоянно точку баланса, приспосабливаются друг к другу. Человек, саморегулируясь, сохраняет благоприятные параметры в своём теле и принимает новые, даже неидеальные условия жизни. Например, неблагоприятные решения – хронические заболевания, бегство в болезнь. Называют эти механизмы гомеостатическими. Они стремятся уравновесить, стабилизировать работу всех систем жизнеобеспечения, чтобы избежать гибели.

Приспособление, адаптация – процесс, в котором происходит оптимизация взаимодействия и взаимообмена внешних и внутренних сред с целью сохранения жизни. Само определение возникло в XIX веке в биологии. Позже его применяли не только к жизни организма, но и к развитию личности и даже к коллективному поведению.

Рассмотрим некоторые научные формулировки, определяющие «Что такое адаптация»:

  • динамическое соответствие равновесия живой системы и внешней среды;
  • приспособление строения и функций организма и органов к среде;
  • приспособление органов чувств к особенностям стимулов, предохранение рецепторов и организма от перегрузки;
  • биологическое и психологическое приспособление организма к внешним и внутренним условиям;
  • способность объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды механизмами саморегуляции.

Какое бы определение мы ни взяли, изменения в обыденной жизни идут непрерывным потоком. Успешное приспособление и саморегуляция и приведут к нормальному развитию индивидуума, к его физическому и психическому здоровью.

Успешность адаптации могут обеспечить тренировки, специальные упражнения, разработанные как для тела, так и для души.

Список литературы

  1. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 9-11.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихо¬логического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.- 416 с.
  3. Бекоева М.И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 25-28.
  4. Березин В.П. Психическая и психофизиологичекая адаптация человека.- Л., 1988. – 270 с.
  5. Бобошко Н.Н. Социальная адаптация школьника // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 6-2 (89). С. 48-50.
  6. Дарвин Ч., Экман П. О выраженности ощущений у человека и животных. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 320 с.
  7. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Психолого-педагогические аспекты социализации личности ребенка//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 101-103.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2004. — 540 с.
  9. Малиева З.К. Применение современных образовательных технологий в профилактике морального отчуждения студентов // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 126-132.
  10. Малиева З.К. Проектирование воспитательно-развивающей среды вуза как условие профилактики и коррекции морального отчуждения студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 67-70.
  11. Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 769.
  12. Тахохов Б.А. Диалог в образовательном процессе современной высшей школы. — Владикавказ, 2014. – 179 с.
  13. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Автореф…канд.псих.наук. – Кемерово, 1995. – 21 с

Типы конфликтов

Конфликты взаимозависимости

Эти типы конфликтов случаются, когда работа одного сотрудника зависит от работы другого. Например, если продавец всегда опаздывает с вводом месячных данных о продажах, бухгалтер опаздывает с отчетами.

Конфликты взаимозависимости можно легко преодолеть, если:

  • Сотрудники хорошо разбираются в навыках делегирования
  • Умеют вести сложные переговоры и договариваться
  • Срывы дедлайнов сопровождаются последствиями

Конфликты, основанные на взаимозависимости, возникают из-за рабочих причин. Проще говоря, сотрудники ругаются не потому, что не разделяют какие-то идеи друг друга, а потому что один подводит другого.

Разные подходы

Такие конфликты часто случаются, потому что сотрудники по-разному видят способы достижения цели. Например, один сотрудник хочет выполнить работу быстро (ориентируется на задачу) и как можно быстрее перейти к следующему делу. В то время как другой больше заботится о том, чтобы подогнать продукт под клиента и учитывать его мнение в процессе (ориентируется на людей).

Разные подходы к выполнению задач могут быть полезны для работы команды, поэтому очень важно находить компромиссы и использовать разногласия для пользы, а не во вред

Разные стили управления

Лидеры по-разному руководят своими командами. Члены команды, которым приходится иметь дело с разными лидерами в течение дня, могут запутаться и раздражаться из-за разных способов руководства. Например, один лидер может быть более открытым, в то время как другой строгий и требует жесткой субординации.

Чтобы избежать такого рода конфликтов, убедитесь, что у лидеров компании одинаковые ценности и взгляды на основные вопросы управления. Лидеры должны быть последовательны в решениях, уважать подчиненных и оставаться человечными. Из-за деспотичного лидера может снизиться вовлеченность и удовлетворенность сотрудников.

Личностные конфликты

Личные столкновения – это основная причина конфликтов на рабочем месте. Эти типы конфликтов возникают из-за эмоций и представлений о чьих-либо мотивах и характере. Например, руководитель команды критикует кого-то за опоздание, потому что считает члена команды ленивым и неуважительным. Член команды видит лидера команды, как несправедливого и предвзятого человека.

Справляться с личностными конфликтами можно только взглянув на ситуацию под другим углом, со стороны другого участника конфликта. Большинство людей в таких ситуациях перекладывают ответственность на других, но не видят, что отчасти и сами виноваты. В личностных конфликтах, чаще всего, обе стороны несправедливы друг к другу.

Тест на проработку личностного конфликта

  1. Подумайте о конфликте, который у вас сейчас есть. Возьмите лист бумаги и нарисуйте линию посередине.
  2. В одной колонке запишите все, что вас не устраивает. Все чувства, мысли, суждения, ярлыки, выводы, которые приходят в голову.
  3. В другой колонке запишите все реальные факты. Факты наблюдаемые, объективные, конкретные действия и информация.
  4. Затем запишите, как ваши реакции или действия могли повлиять на ситуацию.

Чтобы различать факты и личные суждения, используйте простой пример: небо голубое – это факт, небо красивого цвета – это личное суждение.

Просматривая список, вы можете обнаружить, что ваши претензии не подтверждаются фактами. Что вы сделали много предположений и толкований о том, что может значить поведение другого человека, но не факт, что значит. Это упражнение предназначено для того, чтобы стать более объективным в сложившейся ситуации.

Определение

Адаптация в педагогике — это естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям. В целом данное понятие является одним из основных рассматриваемых при научных исследованиях организма. Дело в том, что механизмы данного процесса вырабатывались у человека на протяжении всей его эволюции. Они позволяют нашему организму существовать в постоянно меняющихся условиях.

Проблему приспособления выдвинули и обосновали Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин. Сам термин «адаптация» впервые ввел Ауберт в 1865 г . После этого он широко применялся в литературе биологической направленности. Здесь под адаптацией исследователи понимали только лишь одни функциональные изменения анализаторов и органов чувств. Но постепенно, по мере развития науки, понятие адаптации стало выходить за рамки теории эволюции. Оно стало проникать в медицину, социологию, социальную психологию, кибернетику. Встретить данный термин можно и в других сферах познания.

Диагностика

Проблемы с адаптацией у ребенка родители могут заметить уже в раннем возрасте. В норме дети заинтересованы во взаимодействии со взрослыми. Их уровень развития психики еще не позволяет воспринимать себя и других людей как отдельных равноценных личностей. Потребность регулярного взаимодействия продиктована тем, что младенцы не могут выжить без помощи взрослых. Дети в возрасте 5–6 месяцев могут манипулировать родителями с помощью плача.

Если проблема не была диагностирована в раннем возрасте, она проявится еще острее, когда ребенок войдет в детский коллектив. Дети с проблемами адаптации не общаются с окружающими. Они играют сами, не отвечают на попытки вовлечь их в общую игру. Реакция на окружение у детей с дезадаптацией проявляется либо боязнью общества, либо агрессией и негативизмом. Чем старше становится ребенок, тем сильнее проявляются симптомы. В возрасте 10–12 лет ребенок, не способный взаимодействовать с коллективом, может полностью замкнуться в себе.

У взрослых проблемы дезадаптации проявляются теми же симптомами: боязнью людей и общим негативизмом. Чтобы защитить психику от разрушающего осознания действительности, индивид может бессознательно противопоставить себя социуму. При этом он ведет себя так, словно это он сам отказался от вхождения в общество, а не требования коллектива оказались невыполнимыми для него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector