Боязнь школы (ходить в школу): дидаскалейнофобия, памятка, как преодолеть страх

Лечение расстройства

Методика лечения фобического расстройства будет зависеть от его проявлений. Фобия может протекать скрытно и приступообразно.

https://youtube.com/watch?v=dqfH4ud3aks

В первом случае окружающим трудно заметить страх человека, а сам он испытывает лишь легкое беспокойство и желание покинуть место, где состоялась его встреча с клоуном. Достаточно 3—5 сеансов у психотерапевта, чтобы подобные переживания рассеялись. В случае приступообразного характера фобии человека охватывает состояние, близкое к панической атаке, и тут уже нужна углубленная терапия. Среди методик обычно применяются следующие:

  1. Лечение медикаментозными препаратами. Их при коулрофобии назначают довольно редко. Терапия может включать прием специфических средств, а также антидепрессантов и седативных лекарств, снимающих повышенную возбудимость. Экспериментировать самостоятельно, подбирая себе препарат, не стоит. Все же это находится в компетенции врача.
  2. Применение гипноза. Если патологию сопровождают приступы паники, врач может прибегнуть к гипнотерапии. Во время сеансов внушения специалист не пытается дать установку на рациональное объяснение страха, а коррелирует отношение пациента к событию, вызывающему у него ужас. После работы с подсознанием человек просто перестает реагировать на источник, провоцирующий его фобию.
  3. Когнитивно-бихевиоральная терапия. Психотерапевт при работе с пациентом учит его осознанному отношению к своему страху и контролю над ним. Человеку рассказывают о природе возникновения фобии и умышленно создают ситуации столкновения с пугающим объектом. Когда пациент научится брать свой страх под контроль, фобическое расстройство исчезнет.
  4. Эмоционально-образная терапия. В основе этого направления лежит идея о том, что любые человеческие переживания можно выразить в виде неких образов. Если в основе фобии лежит психологическая травма, применение этого метода даст положительный результат уже после 2—3 сеансов. В ходе беседы с врачом прорабатывается проблема, пациент составляет образ своего страха. По мере работы он наблюдает, как созданный «персонаж» из пугающего и отвратительного превращается в милого и безобидного.
  5. Методика психоанализа. В процессе психоаналитической работы врач совместно с пациентом выясняет первоначальную причину страха, помогает ее проработать и избавиться от своих переживаний. Психоанализ доказал свою эффективность при работе с фобиями, но его особенностью является длительность сеансов. Нужно быть готовым к тому, что подобная терапия займет немало времени.

При слабовыраженной коулрофобии лечение основывается на рациональной терапии. Во время беседы психотерапевт рассказывает пациенту о вероятных причинах его боязни и подсказывает пути самостоятельного избавления от нее. Врач должен убедить человека в том, что никаких серьезных оснований для беспокойства нет.

Лес как объект страха

Гилофобия (hylophobia) относится к специфическим фобиям, её объектом является лес. Часто к боязни леса присоединяется дендрофобия и ксилофобия. Для некоторых людей деревья становятся предметом тревоги, особенно в ночное время. Чрезмерный иррациональный страх перед парками и лесопосадками в тёмное время суток называется никтогилофобией.

Основные причины

Общепризнанно, что все фобийные состояния возникают из-за сочетания внешних событий и психосоматических предрасположенностей. Многие специфические фобии можно проследить с момента их «запуска». Обычно это ситуация из детства, травмировавшая ребёнка. Тогда как социальные фобии и агорафобия имеют более сложный механизм возникновения, на данный момент он не является достоверно известным.

Боязнь леса, особенно в ночные часы, связывают с культурой наших предков. Древние люди боялись больше не деревьев, а диких животных, которые там прятались, а также других неизвестных опасностей, таившихся в лесных чащах. К взращиванию такого страха присоединялись народные и авторские сказки, например, «Гензель и Гретель», «Красная Шапочка».

Добавляют опасного колорита лесу и разные мистические истории многих древних культов. Плюс ко всему, в настоящее время, лесные территории становятся пристанищем для социально опасных индивидов. Даже один отрицательный эпизод в прошлом, например, ребёнок потерялся или был оставлен один, а вокруг были деревья, ведёт к возникновению гилофобии.

Симптомы фобии

Проявления любого страха различаются у всех людей по степени интенсивности и основываются на индивидуальных особенностях восприятия. Часто неконтролируемая боязнь может привести к возникновению панических атак, которые характеризуются следующими признаками:

  • неглубокое частое дыхание, учащённое сердцебиение;
  • сухость во рту, потливость ладоней;
  • желание бежать и прятаться, плакать, кричать;
  • тошнота, головокружение, возникновение желудочно-кишечных расстройств.

https://youtube.com/watch?v=S5MtRtf9_XU

Методы преодоления

Необходимо обратиться к специалисту в случаях, когда страх мешает работе или отношениям. Самое первое и правильное лечение — посещение психолога или психиатра. Врачи помогут понять проблему, которая вызывает фобию, тем самым найти путь её преодоления. Самыми распространёнными являются методы:

  • Гипнотерапия — терапия, при которой открывается подсознание человека с целью изменения модели поведения. Не всем людям подходит такой вид лечения, потому как некоторые считают неправильным, что кто-то другой «проникает» к ним в мысли. Нужно отметить, что такой метод даёт довольно быстрые положительные результаты и является безопасным.
  • НЛП (нейролингвистическое программирование). Слова, которые использует индивид, отражают внутреннее, подсознательное восприятие его проблем. В НЛП принято считать, что отношение человека к вещам или событиям в жизни является, в каком-то смысле, самоисполняющимся пророчеством. Нейролингвист будет анализировать каждое слово и фразу, которые использует пациент при описании симптомов и страхов. Специалист определит проблему восприятия и поможет найти первопричину фобии.
  • Энергетическая психология — вид терапии, при котором используются различные методы, например, йога, акупрессура, прана, цигун, обучающие людей простым шагам по внесению изменений в их жизнь. Сочетание психологических сеансов и воздействий на определённые участки кожи человека помогают в преодолении страхов. На данный момент такой метод является по-прежнему спорным, но и у него есть поклонники.

Лекарственные препараты также назначаются, но к ним прибегают в тяжёлых формах фобий

Важно отметить, что фармпрепараты не могут излечить страхи, они лишь временно подавляют системные проявления тревоги

Опасность и последствия фобии

Любое замечание больной воспринимает очень остро. А недовольный взгляд случайного прохожего может лишить человека сна, аппетита. Ситуация выглядит еще опаснее и трагичнее, если вспомнить, что скопофобам всюду мерещатся недовольные и осуждающие взгляды людей.

Чем чаще человек страдал от насмешек, оскорблений, упреков со стороны общества и чем сильнее он его боится, тем больше он отдаляется от людей, выстраивая невидимую стену. Неуверенность, комплексы, непринятие себя и боязнь людей мешают строить карьеру, личную жизнь. В итоге человек оказывается в одиночестве и изоляции, он страдает от дезориентации, неопределенности, бессмысленности жизни. На фоне хронического напряжения развиваются вторичные расстройства: паранойя, шизофрения, депрессия.

Это важно! Скопофоб игнорирует свои потребности, интересы, склонности, задатки, таланты. Он подстраивает свою жизнь под фобию, например, выбирает не ту профессию, которая нравится или к которой есть способности, а ту, где не нужно контактировать с людьми, выступать перед публикой и т.д

Скопофоб боится быть собой. Боится, что его не примут, осудят.

Причины дидаскалейнофобии

Боязнь школы редко развивается из-за одной психотравмы. Чаще влияние оказывает хронический стресс, систематическое воздействие одного или нескольких негативных факторов.

Что относится к негативным факторам (предпосылки боязни идти в школу):

  • издевательства одноклассников (буллинг);
  • конфликты с учителями;
  • частые конфликты с одноклассниками;
  • позиция изгоя;
  • повышенные физические и интеллектуальные нагрузки;
  • строгость и давление учителей;
  • строгость и наказания со стороны родителей (из-за проблем в школе);
  • другой дискомфорт в стенах школы или по дороге к ней (холод, плохое питание, участок дороги со злыми собаками и прочее).

К нестандартным причинам относится страх за близких, чаще встречается в неблагополучных семьях. Ребенок переживает, что пока он находится в школе,  дома случится что-то плохое с членами семьи или с домашними животными.

Это важно! За дидаскалейнофобией могут скрываться другие школьные страхи, например, страх оценки или страх публичного выступления. Или страх общения, социального взаимодействия

Иногда школьнику передаются страхи родителей перед школой.

Как избавиться, перестать бояться школы

Дети не всегда могут назвать точную причину своего страха. Чем младше ребенок, тем сложнее ему выражать свои чувства. Потому для диагностики и выписки лечения рекомендуется обратиться к психологу.

Помощь психолога

В ходе бесед психолог выясняет причины страха, составляет план коррекции, помогает ребенку изменить отношения к проблемам и выработать новую стратегию поведения. В лечении детей используется арт-терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия и помощь родителей.

Арт-терапия

Арт-терапия помогает как выяснить причину фобии, так и избавиться от страха. Проведение диагностики лучше доверить психологу. Только специалист сможет правильно истолковать свободный рисунок школьника. А вот лечение страха можно провести самостоятельно. Для этого нужно предложить ученику изобразить его страх перед школой. После этого предложите высмеять страх. Можно добавить ярких красок, забавных элементов. Или можно нарисовать героев (самого ребенка), который побеждает страх перед школой.

Это важно! Методы арт-терапии (рисование, лепка, пение, танцы, театр) рекомендуется использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. При работе с подростками лучше использовать беседу и когнитивно-поведенческую психотерапию.

Когнитивно-поведенческая терапия

Конитивно-поведенческая психотерапия помогает найти негативные установки и изменить отношение к ним. Психолог задает школьнику ряд вопросов:

  1. Что произойдет, если ты пойдешь в школу?
  2. Почему ты боишься одноклассников?
  3. Что будет, если ты плохо подготовишься к урокам?
  4. Что будет, если ты получишь плохую оценку?
  5. Кто сказал тебе, или с чего ты решил, что школа – опасное место?
  6. Почему ты беспокоишься за родителей, пока находишься в школе?

Когнитивно-поведенческая психотерапия предполагает индивидуальные сеансы (беседы) с психологом и выполнение домашних заданий, которые потом тоже обсуждаются на сеансах.

Примеры домашних заданий:

  • познакомиться на неделе с двумя сверстниками;
  • самостоятельно подготовиться к урокам и получить пять баллов;
  • сделать что-либо, чтобы заслужить уважение одноклассников;
  • поучаствовать в школьном мероприятии;
  • придумать вместе с родителями позитивный утренний ритуал.

Задания не должны быть в тягость, школьник должен воспринимать их как игру. Нельзя принуждать юного клиента, нужно заинтересовывать его.

Помощь родителей

В спокойном тоне без принуждения постарайтесь выяснить, что именно пугает и тревожит ребенка. Поинтересуйтесь отношениями ребенка со сверстниками и учителями. Нельзя высмеивать страхи ребенка, нужно принять их со всей серьезностью, вместе с ребенком обсудить это.

Что еще должны сделать родители:

Расскажите ребенку о преимуществах школы, о важности образования. Вспомните свои школьные годы, расскажите о том, как вы весело проводили время со сверстниками, какой предмет вам нравился

Но не забудьте рассказать и о трудностях, о своем опыте их преодоления. Скажите, что вы всегда готовы помочь.
Ежедневно интересуйтесь успехами ребенка
Притом говорите не только об успеваемости, но и об отношениях в стенах школы.
Отвечайте на все вопросы ребенка, всегда уделяйте ему внимание.

Психологическая помощь в преодолении страха школы

Как правило, ребенок не может полностью осознать, в чем именно проявляется страх перед школой, как его преодолеть и избавиться. Что его на самом деле заставляет обходить учебное заведение стороной. В подобных случаях помогут специалисты в этой области. В первую очередь это детские психологи, которые способны раз за разом выявлять все причины подобного поведения ребенка. Психолог в состоянии объяснить, как уйти от нападок сверстников или противостоять им. Научит, а возможно и перевернет мировоззрение ребенка, чтобы тот смог смотреть на проблему под другим ракурсом и избавиться от нее. Если же школьник сильно переживает за своих родителей, то специалист сможет научить, как действовать ему, когда родных нет рядом не только дома, но и в других местах, включая и школу.

В комплексе с психологической работой, подростку или ребенку назначают некоторые антидепрессанты, ЛФК или ряд упражнений и мер для избавления от страха. Физические нагрузки, спортивные мероприятия и занятия плаванием могут помочь школьнику избавиться от неуверенности в себе.

Если давление исходит из семьи, то, прежде всего, необходимо провести работу с родителями. Именно они должны пересмотреть отношение к детям и постараться свои проблемы разрешить, не подключая ранимые души детей к своим взрослым делам.

Проявления и симптомы

Зародившись в детстве, страх перед клоуном может преследовать человека и во взрослой жизни, хотя многие скрывают его от окружающих. Считается, что больше всего людей, страдающих коулророфобией, проживает в Штатах. По некоторым подсчетам это 12% населения страны. Многие дети боятся посещать детские учреждения. Малыши отказываются пойти в садик или больницу из-за опасений встретиться там со страшным клоуном.

Психологи и психиатры не считают эту фобию опасной для здоровья, так как в обычной жизни человеку легко избежать столкновения с провоцирующим фактором. Если боязнь клоуна носит легкий характер, достаточно просто увести плачущего малыша с представления или детского праздника. Однако в некоторых случаях паника бывает слишком сильной, к ней присоединяются психосоматические симптомы.

К серьезным симптомам фобии можно отнести:

  • учащенное сердцебиение;
  • головокружение;
  • тошноту и рвоту;
  • позывы к опорожнению кишечника;
  • приступы удушья;
  • ощущение охватившего ужаса.

Основная характеристика

В основном сколинофобия свойственна детям младшего школьного возраста. В запущенном случае она проявляется в чувстве страха перед любыми учебными заведениями: художественными, музыкальными, спортивными и т. п.

Некоторые мамы стремятся отдать детей в школу в 6 лет, не учитывая особенностей индивидуального развития. Ребенок, оказавшись в классе, понимает, что его знания не дотягивают до уровня остальных детей. Учитель начинает ругать его за неусидчивость и невозможность справиться с заданием. Так появляется страх.

Без помощи специалиста такие дети не могут найти друзей, получить поддержку сверстников. Ребенок попадает в замкнутый круг, а опасения усиливаются и начинают мешать обычному образу жизни.

Страх, тревога и фобия

На сегодняшний день насчитывается огромное количество всевозможных фобий. Некоторые из них кажутся очень странными для обычного человека, однако они действительно существуют и доставляют массу неприятностей людям, которые их испытывают. Дело в том, что человек не может контролировать те проявления чувств, которые он переживает в момент возникновения подобной ситуации. Иными словами, человек не в состоянии контролировать себя и перебороть возникшие эмоции, что еще больше усугубляет его состояние.

Поводов для возникновения таких страхов может быть много. В некоторых случаях человек, подвергнувшись реальной опасности, начинает каждый раз испытывать сильное чувство страха, сталкиваясь с объектом, который некогда стал причиной его испуга.

Тревога, как правило, не связана с конкретным объектом окружающего мира. Она разделяется на три вида:

  • объективная;
  • невротическая;
  • моральная.

Объективная тревога имеет под собой конкретную почву, а именно определенную, вполне реальную опасность: болезнь, смерть, потерю чего-либо ценного в жизни человека.

Невротическая тревога характеризуется отсутствием определенного предмета страха и опасений.

Моральная подразумевает под собой боязнь получить неодобрение или осуждение со стороны окружающих какими-либо действиями или же их отсутствием.

Однако ее уровень может быть различным в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей организма. Порой это чувство может перерастать в характерное свойство личности — тревожность. Справиться самому с подобным состоянием довольно сложно, поэтому здесь может потребоваться помощь опытного психолога.

Для тревоги характерны физиологические проявления:

  • Учащение дыхания и сердцебиения;
  • Повышение систолического давления;
  • Повышенная возбудимость;
  • Снижение порога чувствительности.

https://youtube.com/watch?v=wkszhlWjtNw

Что же собой представляет страх? В повседневной жизни человек чуть ли не каждый день сталкивается с этим чувством. В современном мире, как и много тысячелетий тому назад, люди, сталкиваясь с чем-либо неизвестным, испытывают чувство страха и опасения. Страх — защитная реакция организма, принуждающая его к бегству и укрытию от опасности. Это чувство присуще всем живым существам.

Страх сам по себе является предвидением предстоящей опасности, мнимой или реальной. Это чувство может иметь различную степень окраски: опасение, боязнь, испуг, ужас.

Как и тревога, страх может иметь несколько разновидностей:

  • невротический;
  • реальный.

Реальный страх — проявление инстинкта самосохранения в определенных жизненных ситуациях. В этом случае подобное чувство активизирует силы организма для борьбы или бегства от опасности.

К разновидностям невротического страха относят фобии.

Фобия — это устойчивый, ярко выраженный страх, который носит навязчивый характер и проявляется при определенных обстоятельствах. Тяжелее всего справиться именно с этим проявлением страха. Наиболее распространенными фобиями являются клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства), аэрофобия (боязнь полета), кинофобия (страх перед собаками), социофобия (боязнь людей) и др.

Профилактика страха перед школой

Начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте. Перед тем как отдать ребенка в школу нужно убедиться, что он готов к обучению. Существует такое понятие как психологическая готовность ребенка к школе. Она состоит из морфофизиологической, предметной и психологической готовности. Психологическая готовность предполагает интеллектуальную и личностную готовностью, произвольную регуляцию поведения и деятельности. В личностную готовность входит эмоциональная, мотивационная и коммуникативная готовность, а также учитывается сформированность Я-концепции и самооценки. Все это диагностируется психологом, существуют специальные тесты и методики на определение готовности ребенка к школе.

Второй важный элемент профилактики – благоприятный психологический климат в семье

Важно, чтобы родители поддерживали ребенка. Недопустимо чтобы в семье были конфликты, скандалы, ссоры

Старайтесь войти в положение ребенка, прислушивайтесь к его мнению, не кричите на него и не критикуйте.

Это важно! От психологической готовности ребенка к школе зависит школьная адаптация и социализация. Неподготовленный ребенок страдает от дезадаптации и нередко болеет дидаскалейнофобией.

Фобии человека

1. Аллиумфобия – боязнь чеснока

Аллиумфобия — это сильная боязнь чеснока, которая выражается в том, что человек избегает есть чеснок любой ценой и его бросает в дрожь при одном только виде или запахе чеснока.

Кроме людей, аллиумфобия вероятно свойственна вампирам и комарам. Так в фильме «Дракула» профессор Абрахам Ван Хельсинг использует чеснок, чтобы отогнать злых духов. А запах чеснока, выдыхаемый человеком, может отпугнуть комаров.

2. Дидаскалейнофобия – страх ходить в школу

Дидаскалейнофобия характеризуется нелюбовью к школе и свойственна примерно 5 процентам населения.

Корень страха кроется в трудностях обучения, неспособности справиться с напряжением учебного процесса или травмирующими событиями, например при травле одноклассников.

Дети и подростки, страдающие этой фобией, отказываются ходить в школу, жалуются на выдуманные болезни, избегают контактов с остальными.

3. Сокерафобия – боязнь родителей мужа или жены

Сокерофобия характеризуется постоянным опасением, тревогой и страхом при мысли о том, что вам придется общаться с кем-то из родителей мужа или жены.

Пентерафобия – это страх тещи или свекрови, и она, как правило, является результатом ложных ожиданий того, что теща или свекровь окажется такой же, как мать. От этой фобии страдает немало молодоженов.

4. Погонофобия – страх бороды

Погонофобия происходит от греческих слов » pogono», означающего «относящееся к бороде» и «phobia» – «страх».

Некоторые люди ассоциируют бороду с неухоженностью, негигиеничностью или неотесанностью у мужчин, и это отталкивает их.

Некоторые женщины также считают, что мужчина с растительностью на лице символизирует «подозрительную склонность к индивидуализму и пренебрежению».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector