Логическое мышление
Содержание:
Неклассические логики
Основная статья: Многозначные логики
- Многозначная логика
- Двузначная логика
- Трёхзначная логика
Модальная логика
Основная статья: Модальная логика
- Модальность
- Алетические модальности (алетическая модальность, алетическая модальная логика, алетические модальные логики)
- Деонтические модальности (деонтическая модальность, деонтическая модальная логика, деонтические модальные логики)
- Эпистемологические модальности (эпистемологическая модальность, эпистемологическая модальная логика, эпистемологические модальные логики)
- Временные модальности (временная модальность, временные модальные логики, временная модальная логика)
- Строгая импликация
- Материальная импликация
Недедуктивные логические теории
- Индуктивная логика
- Вероятностная логика
- Логика решений
- Логика нечётких понятий (логика нечётких множеств, нечёткая логика)
- Аналогия (умозаключение по аналогии).
Другие неклассические логики
- Категориальная логика
- Комбинаторная логика — это логика, которая заменяет переменные функциями с целью прояснить такие интуитивные операции с переменными, как подстановка. Построенная на базе комбинаторной логики система арифметики содержит все частично рекурсивные функции и избегает гёделевской неполноты.
- Кондициональная логика (условная логика). Её предмет — истинность условных предложений (в частности, сослагательного наклонения). Логика контрафактических утверждений.
Десятиминутные упражнения для развития логики на каждый день
Пара случайных слов
Выберите наугад два слова из какой-либо статьи или рассказа – просто ткните пальцем в слова, не задумываясь над их смыслом. Теперь вам нужно попробовать отыскать что-то общее между выбранными словами – сравните их, найдите взаимосвязь. Придумайте интересную историю, которая могла бы связать эти два понятия.
Ассоциации
Осмотритесь в помещении, в котором вы сейчас пребываете. Выберите какой-нибудь предмет в комнате – например, стул или тарелку. Возьмите лист бумаги и придумайте пять прилагательных, наиболее подходящих к выбранной вещи. Пример: круглая тарелка, желтая тарелка, маленькая тарелка, чистая тарелка, пустая тарелка.
Теперь напишите пять прилагательных, совершенно неподходящих к выбранному предмету. Пример: деревянная тарелка, вареная тарелка, зимняя тарелка, ветреная тарелка, шелковая тарелка. Несомненно, подобные упражнения принесут вам пользу, если вы будете выполнять их ежедневно. К тому же, на них не придется тратить много времени! Попробуйте начать уже сегодня, и вскоре вы заметите значительный прогресс в развитии логического мышления и воображения.
Что такое логическое мышление?
Что такое логическое мышление? Интернет-журнал psytheater.com рассматривает логическое мышление как мыслительный процесс, в котором участвуют четкие и конкретные понятия. Человек таким образом принимает решения, делает умозаключения, применяет ранее полученные знания и опыт, а также подвергает анализу имеющиеся данные.
Логическое мышление помогает находить ответы на поставленные вопросы, отделять важное от несущественного, выискивать аргументы и вариации решений, которые будут самыми оптимальными и удобными. Человек с помощью логики находит новые решения уже случающихся проблем
Если раньше решения не помогали, тогда человек может разработать новые варианты.
Логика строится на фактах и понятиях, которые доказаны или можно доказать. Чем больше человек знает, тем больше связей и вариаций он может увидеть. Однако нередко люди используют свои знания для формирования шаблонных суждений, что приводит их к ограниченности. Логическое мышление не связано с шаблонностью, хотя и способствует его развитию.
Логическое рассуждение связано с фактами, доказательствами, четкими понятиями, которые уже имеют свою научную базу. Это больше связано с науками и никоим образом с религией. Логическое мышление может быть ошибочным, что связывают с отсутствием каких-то знаний, информации или расстановкой неверных причинно-следственных связей. Если же учтены все данные и связи, тогда человек приходит в верному решению или выводу посредством логического мышления.
Вместе с тем логическое мышление не всегда предполагает только определенный мыслительный процесс, у которого есть четкие алгоритмы и операции. Есть такое понятие, как гибкость мышления. Логическое мышление может быть гибким. Оно заключается не в том, что человек прибегает к неустановленным истинам и фактам, а в том, что он усматривает новые связи, познает новую информацию, движется в постижении новых знаний и опыта.
Успешные люди являются обладателями гибкого мышления. Они не живут по правилам, но порой все же позволяют себе действовать согласно принципам и законам. Они используют каждую новую возможность, но все-таки иногда говорят «нет». Они не консервативные люди, но и не бросаются в омут новых обстоятельств. Они балансируют на грани того и другого.
Гибкость мышления предполагает, что вы не живете по четко установленным правилам. Вы позволяете себе попробовать нечто новое и только тогда сказать, нужно оно вам или нет. Вы не можете сказать, каким человеком являетесь, потому что постоянно меняетесь и в какие-то периоды жизни начинаете делать то, чего ранее не делали. Вы ходите не только по любимым магазинам, но и посещаете только что открывшиеся. Вы носите не один стиль одежды, а позволяете себе экспериментировать. Вы не «консервируете» себя определенными убеждениями и рамками, а позволяете себе выбирать, как лучше поступить в той или иной ситуации. А ситуаций бывает много, как и вариантов действий.
Развивайте в себе гибкость логического мышления. Это значит, что вам не нужно думать стереотипно, однозначно, но и не следует бездумно соглашаться на что-либо. Думайте, но при этом перебирайте варианты и выбирайте то, что правильным будет именно для вас. И здесь не нужно слушать никого, кроме самого себя. Поступайте всегда так, как считаете нужным, даже если это противоречит общественным правилам, принципам и морали.
5 особенностей логического мышления
Наука логика изучает методы достижения истины, исключающие чувственный опыт, а основываются на процессе изучения и познания окружающих вещей на знаниях, которые были получены ранее.
Существуют интересные отличительные черты и особенности развития логического мышления:
Эмпирическое познание
Основанием для логических законов служат эмпирическое познание. Конкретный человек сформировал ситуацию, стал очевидцем происшествия, увидел их последствия и сделал свои умозаключения и выводы. Законы логики формируются экспериментальным путем.
Приобретенное, а не врожденное
Логика и логическое мышление является приобретенным, а не врожденным качеством людей. Человек изучает и развивает их в течение всего жизненного пути.
Стремление к комфорту
Люди иногда неосознанно не желают развивать мышление и делать грамотных логических умозаключений, стремясь думать так, как комфортнее и проще.
Циничный расчет
Логическое умозаключение и мышление может стать орудием для совершения антигуманных поступков.
Мир, который окружает людей, обладает двумя противоположными сторонами: добро и зло, положительное и отрицательное.
Поэтому логика, несмотря на всю пользу, приносимую человеку, может принести много вреда.
Циничный расчет и логика ставят на последний план такие понятия, как «самопожертвование» и «любовь к ближнему».
Логика и логическое мышление
Логика это
Понятие «логика» имеет свои корни в древнегреческом языке, и переводится, как мысль (рассуждение). В целом логикой можно назвать умение мыслить грамотно, и ее вполне можно рассматривать в качестве науки. Речь идет о разделе философии, изучающем интеллектуальную деятельность. Если вам по силам логическое мышление, то на базе имеющихся у вас данных, вы будете способны прийти к верному выводу. С помощью логики вы получаете не только общие знания о том или ином предмете, но и постигаете его нюансы.
Что такое логическое мышление и его виды
Стоит отметить, что логическое мышление делится на несколько видов, и, ознакомившись с их характеристиками, вы сможете выявить, обладаете ли каким-либо из них. В целом, логическое мышление — это мыслительный процесс, при котором мы получаем обоснованный вывод из имеющихся предпосылок.
Словесно-логическое мышление
Оно использует логические конструкции и понятия, действует, основываясь на языковых средствах и являя собой высший из этапов развития мышления. Используя словесно-логическое мышление, человек способен прийти к общим закономерностям, обобщить разный наглядный материал.
Формирование такого мышления происходит постепенно. Во время обучения человек овладевает методами мыслительной деятельности и анализирует процесс своих же размышлений. При решении учебных задач, оказывает влияние на формирование анализа, обобщения, синтеза, классификации, сравнения. Разберемся в этих понятиях детальнее.
Анализ – мыслительная операция, при которой человек способен разобрать сложный объект на элементы.
Синтез – обычно выступает в единстве с анализом, осуществляясь одновременно. Человек переходит от частей к целому.
Обобщение – объединение множества элементов по единому признаку. В ходе сравнения выявляется что-то общее.
Классификация – объекты группируются по существенным признакам
Сравнение – сопоставление явлений и предметов, а также выявление их различностей и общих черт.
Вербально-логическое мышление
Люди, которым присущ такой тип мышления, склонны концентрировать свое внимание на том, что они озвучивают, а не на том, как они это делают. Такие логики имеют предрасположенность к точности, проявляют интерес к смысловой сути любой информации. Недавно приобретенные знания они пытаются сопоставить с теми, которыми уже обладали
Недавно приобретенные знания они пытаются сопоставить с теми, которыми уже обладали.
Стоит отметить, что такому типу мышления, увы, не присуща быстрая память. Человек нуждается в определенном количестве времени, чтобы все тщательно обдумать и проанализировать. Также отметим, что люди с подобным типом мышления склонны к консерватизму и слабому проявлению эмоций.
Сильными сторонами вербально-логического мышления можно назвать точность, последовательность. Из отрицательных сторон – медленная переключаемость с одной задачи на другую.
Математическое мышление
Такой вид мышления характеризуется гибкостью оригинальностью и глубиной. Рассмотрим эти понятия подробнее, в контексте математического мышления.
Гибкость – способность варьировать варианты решения определенной задачи, легкий переход от одного пути решения трудности к иному. Также речь идет о возможности покидать границы привычных способов действия – человек ищет новые варианты решения, быстро подстраиваясь под измененные условия.
Оригинальность – фактор, обеспечивающий в этом случая высший уровень нешаблонного мышления.
Глубина – умение постигать сущность всех изучаемых фактов, их взаимосвязи, скрытые особенности.
Ассоциативно-образное мышление
Также нельзя не отметить, что существуют люди, которым присуще ассоциативно-образное мышление. Их память прекрасно развита, однако имеет отличия от памяти логиков. Пытаясь вспомнить что-то, лирик сразу же воспроизводит в памяти и нечто иное т. к. имеет предрасположенность к ассоциативному восприятию реальности.
Какие основные преимущества подобного мышления? Можно привести в пример эмоциональность, богатое воображение, умения легко переключиться с одного на другое. Человек цельно воспринимает образы, связывая их с существующей реальностью.
К недостаткам можно причислить непоследовательные поступки, повышенную идеализацию, чрезмерную ранимость, повышенную чувственность. Такие особенности не всегда дают возможность смотреть на мир объективно, хотя и делают его весьма волнующим.
Что такое логическое мышление и его виды
Стоит отметить, что логическое мышление делится на несколько видов, и, ознакомившись с их характеристиками, вы сможете выявить, обладаете ли каким-либо из них. В целом, логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором мы получаем обоснованный вывод из имеющихся предпосылок.
Словесно-логическое мышление
Оно использует логические конструкции и понятия, действует, основываясь на языковых средствах и являя собой высший из этапов развития мышления. Используя словесно-логическое мышление, человек способен прийти к общим закономерностям, обобщить разный наглядный материал.
Формирование такого мышления происходит постепенно. Во время обучения человек овладевает методами мыслительной деятельности и анализирует процесс своих же размышлений. При решении учебных задач, оказывает влияние на формирование анализа, обобщения, синтеза, классификации, сравнения. Разберемся в этих понятиях детальнее.
Анализ – мыслительная операция, при которой человек способен разобрать сложный объект на элементы.
Синтез – обычно выступает в единстве с анализом, осуществляясь одновременно. Человек переходит от частей к целому.
Обобщение – объединение множества элементов по единому признаку. В ходе сравнения выявляется что-то общее.
Классификация – объекты группируются по существенным признакам
Сравнение – сопоставление явлений и предметов, а также выявление их различностей и общих черт.
Вербально-логическое мышление
Люди, которым присущ такой тип мышления, склонны концентрировать свое внимание на том, что они озвучивают, а не на том, как они это делают. Такие логики имеют предрасположенность к точности, проявляют интерес к смысловой сути любой информации
Недавно приобретенные знания они пытаются сопоставить с теми, которыми уже обладали.
Стоит отметить, что такому типу мышления, увы, не присуща быстрая память. Человек нуждается в определенном количестве времени, чтобы все тщательно обдумать и проанализировать. Также отметим, что люди с подобным типом мышления склонны к консерватизму и слабому проявлению эмоций.
Сильными сторонами вербально-логического мышления можно назвать точность, последовательность. Из отрицательных сторон – медленная переключаемость с одной задачи на другую.
Математическое мышление
Такой вид мышления характеризуется гибкостью оригинальностью и глубиной. Рассмотрим эти понятия подробнее, в контексте математического мышления.
Оригинальность – фактор, обеспечивающий в этом случая высший уровень нешаблонного мышления.
Глубина – умение постигать сущность всех изучаемых фактов, их взаимосвязи, скрытые особенности.
Ассоциативно-образное мышление
Также нельзя не отметить, что существуют люди, которым присуще ассоциативно-образное мышление. Их память прекрасно развита, однако имеет отличия от памяти логиков. Пытаясь вспомнить что-то, лирик сразу же воспроизводит в памяти и нечто иное т. к. имеет предрасположенность к ассоциативному восприятию реальности.
Какие основные преимущества подобного мышления? Можно привести в пример эмоциональность, богатое воображение, умения легко переключиться с одного на другое. Человек цельно воспринимает образы, связывая их с существующей реальностью.
К недостаткам можно причислить непоследовательные поступки, повышенную идеализацию, чрезмерную ранимость, повышенную чувственность. Такие особенности не всегда дают возможность смотреть на мир объективно, хотя и делают его весьма волнующим.
Виды логического мышления
В дошкольный период формируются все познавательные процессы, среди которых важнейшее место принадлежит развитию и формированию мысли и речи.
- Наглядно действенное формируется в раннем детском возрасте примерно с полутора лет. Первые обобщения ребенка связаны с одними и теми же действиями, выполняемыми с похожими предметами. Предположим, ребенок увидел бутылочку с молоком – сейчас его будут кормить. Во взрослой жизни оно используется, например, при экспериментах, результат которых невозможно предугадать заранее.
- Наглядно образное обычно наиболее ярко проявляется у детей 4-6 лет. Оно оперирует образами и предполагает визуализацию ситуации. Чаще всего не требуется непосредственного контакта с предметом, но необходимо его отчетливо представлять. Если у ребенка спросить, что такое собачка, он покажет на картинку или сидящего рядом щенка, а не станет перечислять количество лап и ушей животного. Взрослые оперируют им для описания понятий, которые видеть они не могут – строение молекулы, земного ядра.
- Словесно логическое обычно начинает развиваться в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжая формироваться и развиваться на протяжении всей жизни. Это способность думать при помощи рассуждений, осуществляемое с помощью языка и логических действий с понятиями, самый поздний этап эволюции мышления.
В качестве примера можно привести пример с монеткой. При наглядно действенном человек увидит упавшую монетку и сообразит, что ее можно взять в руку или засунуть в рот, так как она туда поместится. При наглядно образном – будет подбрасывать ее и наблюдать, что выпадет, орел или решка. При словесно-логическом он начнет рассуждать о том, может ли она зависнуть в воздухе или стать на ребро, и если нет, то почему.
Возможные миры
Это направление возникло гораздо более мирным и постепенным, не столь револющионным, путем. Еще Аристотель писал, что некоторые высказывания истинны с необходимостью, например, что , а другие лишь случайно, в нашем мире, например, что он сам родился в Стагире. Более того, наш мир развивается во времени, и, например, радикальные толки ислама рассматривают его как совокупность миров, которые каждое мгновение по своему благому умыслу творит Аллах, поскольку иначе пришлось бы задуматься над вопросом, подчиняется ли Бог законам логики, сама постановка которого кощунственна для мусульманина. Буддисты, джайны и манихеи вообще рассматривали наш мир как один из множества возможных миров. Эта концепция совокупности возможных миров была использована для представления в логике необходимости и возможности. Она же применяется для описания временных зависимостей. Заодно она оказалась полезна для описания и анализа программ: ведь программа — совокупность действий, каждое из которых изменяет внутренний мир вычислителя, исполняющего данную программу. Этому, в настоящий момент общепринятому, логическому средству будет посвящена одна из последующих статей.