Рациональное мышление: особенности и советы по развитию

Что такое ментальная модель?

Ментальные модели – основанные на предыдущем опыте идеи, стратегии, способы понимания, существующие в уме человека и направляющие его действия. Они используются для объяснения причин и следствий, а также придания смысла жизненному опыту. Ментальные модели объясняют, как работает мир.

Фото: Pixabay

Например, спрос и предложение – ментальная модель, которая помогает понять, как работает экономика. Теория игр – ментальная модель, которая объясняет, как работают отношения и доверие.

Ментальные модели определяют ваше поведение и восприятие мира. Это инструменты, которые вы используете, чтобы понимать жизнь, принимать решения и решать задачи. Каждая новая модель, которой вы обучитесь, будет менять ваше видение мира. Это случилось с Ричардом Фейнманом, когда он обучился новой математической технике.

Конечно, ментальные модели далеко не идеальны, однако они очень полезны. В физике или математике, например, не существует ни одной модели, которая идеально и безошибочно объяснила бы Вселенную, однако благодаря лучшим ментальным моделям из этих наук мы научились строить мосты и дороги, разрабатывать новые технологии и даже летать в космос.

Лучшие ментальные модели – самые полезные идеи. Понимание этих концепций поможет вам принимать разумные решения

Поэтому всем, кто хочет думать рационально и эффективно, важно расширить набор этих инструментов

Как бороться?

Самостоятельно распознать иррациональность довольно сложно. Если случай запущенный, то все-таки стоит обратиться к специалисту.

Если же вы верите в собственные силы, готовы к самоанализу и переменам в жизни, выполняйте специальные упражнения.

  • Заведите дневник и записывайте туда все мысли, которые вызывают у вас тревогу или любые другие негативные эмоции. Скоро станет ясно, откуда они берутся, и что становится причиной их рождения. Со временем таким образом в голове появится «шлагбаум», который не будет пускать иррациональные идеи.
  • Не поддавайтесь панике, если даже вдруг показалось, что весь мир обернулся против вас. Коллега или близкий товарищ отказались общаться, и это стало причиной уныния. Возможно, у них просто плохое настроение или они устали. И все происходящее не имеет ни малейшего отношения к вашим личным взаимоотношениям. Всегда старайтесь посмотреть на ситуацию со стороны того, кто рядом. Разве, когда вам грустно, вы готовы к веселому общению? Вставайте на место вашего визави. Вскоре станет ясно, что не так страшен черт, как его намалевало ваше сознание. Просто друг оказался вдруг не в духе. Такое случается со всеми, и это вовсе не повод спускать на себя всех собак.
  • Найдите золотую середину. Перестаньте кидаться из крайности в крайность. Исключите из лексикона такие слова, как «ужасно», «невозможно», «прекрасно», «лучше всех», «хуже всех» и так далее. Старайтесь оперировать менее категоричными оценками. Давайте право на ошибку и себе, и другим.
  • Не ставьте на себе крест. Даже если кажется, что ситуация безвыходная, никогда не допускайте мысль, что это убьет вас, сделает жизнь невыносимой. Вспомните, что в жизни есть более важные вещи.

Виды мышления

С учетом задач, которые решает индивид, выделяют три направления мышления.

Наглядно-действенное

Восприятие окружающего и объектов напрямую, связанное с совершением реальных действий по преобразованию объектов. Формы мышления, применяемые в деятельности, где необходим практический анализ, комбинирование (конструирование, изобретение, шахматная партия).

Наглядно-образное

Основано на образных представлениях, нужных для мысленного разрешения и преобразования ситуаций. Его особенностью является появление необычных мыслей и комбинаций объектов, предметов, сочетающихся невероятным образом. Применяется людьми, чья профессия связана с представлением объектов, явлений (актерская игра или игра на музыкальных инструментах, написание статей и книг).

Словесно-логическое

Основа — логические операции с понятиями. Формы абстрактного мышления позволяют установить общественные или природные законы, работать над научными гипотезами и теориями, решать задачи.

Данные виды мышления отражают поэтапное развитие интеллекта. У взрослых людей они определяются индивидуальными особенностями, связанными с родом деятельности, профессией. Любые виды и формы мышления всегда взаимосвязаны.

Творчество. Интуиция

Психика человека выступает как постоянный процесс выработки новых форм чувственного, рационального и эйдетического познания. Психика как деятельность по выработке нового есть духовное творчество. Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии процессов духовного творчества: подготовка, созревание, озарение и проверка. Центральный момент творчества — озарение, интуитивное схватывание нового.

Интуиция — это непосредственное неосознанно полученное знание. Интуитивное знание может быть чувственным (созерцательным), рациональным или же эйдетическим. В первом случае интуиция выступает как мгновенное чувство. Во втором случае мы имеем дело с интеллектуальной интуицией, обсуждение которой занимало видное место в философии Декарта, Спинозы, Лейбница. В третьем случае речь идет об эйдетической интуиции.

В философских течениях, которые обычно зачисляют по рубрике интуитивизма (Бергсон, Лосский), интуиция есть скорее данность, чем постижение непознанного. По Лосскому, мир есть органическое целое, поэтому между субъектом и объектом всегда есть гносеологическая координация, даже тогда, когда нет познания. Вместе с тем при характеристике интуиции как акта познания интуитивисты не склонны структурировать этот акт и чаще всего подчеркивают целостность интуиции. Фактически речь идет об эйдетической интуиции в ее нерасчлененном виде.

Поскольку пути возникновения интуиции не осознаются, постольку есть соблазн видеть тайну интуиции либо в глубинах бессознательного (З.Фрейд), либо, наоборот, в «сверхсознании», под которым К.С. Станиславский понимал высший этап творческого процесса, отличный как от бессознательного, так и от осознанного. Но творчество, интуиция детерминируются не только бессознательным, но и сознательным. Это ставит под сомнение отнесение интуиции исключительно к области бессознательного и иррационального (т. е. недоступного разуму).

Быстрое развитие всей сферы человеческого ставит задачу обучения творчеству. Науку по изучению творческой деятельности и методов обучения называют эвристикой . Сократические беседы, обмен мнениями, дискуссии, анализ проблемных ситуаций — все это способствует развитию духовных, творческих способностей личности. Интересно отметить, что эти способности могут быть усилены в процессе использования ЭВМ: когда построение системы правдоподобных моделей позволяет более эффективно вести поиск нового знания.

Интуиция и творчество не поддаются формально-логическому описанию, но существуют методы, их называют эвристическими, следуя которым ведется поиск нового, требующий мобилизации таланта, памяти, внимания, воображения субъекта. Индуктивное рассуждение — перенос знания, полученного на основе исследования части явлений, на весь класс в целом — является эвристическим приемом. Рассуждение по аналогии также есть яркий пример эвристического рассуждения, не гарантирующего достижение истины, но вместе с тем не являющегося произвольным предположением. Математическое моделирование — это опять же эвристический прием.

История о Станиславе

Во времена моей работы в офисе я познакомилась с одним занимательным человеком. В соседнем кабинете работал прекрасный молодой человек – Станислав. О его достижениях у нас постоянно ходили легенды, причем не могу сказать, что истории были слишком преувеличенными. Станислав действительно всегда прекрасно справлялся со своей работой. Каждый раз, когда ему поручали проект, он сдавал его в кратчайшие сроки, а материал был проработан до мельчайших деталей. Нередко моему «чудо-коллеге» доверяли руководство командой (большие проекты требовали групповой работы).

Сказать, что он отлично управлял коллективом – ничего не сказать. Люди работали как один слаженный механизм, все понимали свои обязанности, успевали в сроки и умудрялись мирно сосуществовать друг с другом. А каково было мое удивление, когда я узнала, что помимо работы он успевает строить дом, воспитывать двух детей, лечить маму и в свободное время играть на нескольких музыкальных инструментах!

Пребывая в некотором шоке от такого удивительного коллеги, я решила выведать его секрет. Наблюдения со стороны не дали никаких результатов, поэтому я решила спросить напрямую, как ему удается так быстро и хорошо справляться со всеми делами. За чашкой кофе Станислав рассказал мне, что еще в университете он оттягивал сдачу проектов и курсовых на последний момент, из-за чего последние дни перед сессией ему казались сущим адом.

Он с ужасом вспоминал, как несколько ночей трудился над каким-то проектом, а преподаватель в результате отправил его на доработку, и ад продлился еще на неделю. Решив, что долго он так не продержится, Станислав понял, что нужно как-то менять себя и свое мышление. От очередного преподавателя, которому он в последний день сдавал работу, горе-студенту стало известно о структурном мышлении. Первое время ему было тяжело побороть силу привычки, но постепенно жизнь начала меняться. Учеба стала даваться Станиславу проще, а свободного времени становилось все больше. Поначалу мне с трудом верилось в его рассказ, но когда он начал подробно рассказывать о принципах работы структурного мышления, я и вправду поняла, что изменение мышления способно изменить всю нашу жизнь.

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

рациона́льный,рациона́льная,рациона́льное,рациона́льные,рациона́льного,рациона́льной,рациона́льного,рациона́льных,рациона́льному,рациона́льной,рациона́льному,рациона́льным,рациона́льный,рациона́льную,рациона́льное,рациона́льные,рациона́льного,рациона́льную,рациона́льное,рациона́льных,рациона́льным,рациона́льной,рациона́льною,рациона́льным,рациона́льными,рациона́льном,рациона́льной,рациона́льном,рациона́льных,рациона́лен,рациона́льна,рациона́льно,рациона́льны,рациона́льнее,порациона́льнее,рациона́льней,порациона́льней

Развитие мышления

Психологи отмечают, что те люди, которые не привыкли планировать свой график и не владеют основами самодисциплины, не могут мыслить конструктивно. Свой график следует составлять заранее, в первое время на это может уходить до часа времени ежедневно, однако в будущем такой метод приведет к развитию конструктивного мышления. Вы научитесь не отвлекаться на внешние факторы и будете следовать четкой инструкции достижения поставленной цели. После того, как такие правила войдут в привычку, можно смело заявить, что вы руководите своей жизнью. Психологи отмечают, что развить конструктивизм в мыслях можно посредством решения логических загадок. Они очень полезны.

Следующий способ развития конструктивного мышления – самые обычные списки. Каждый рационально мыслящий человек, просыпаясь утром, не думает о том, что будет делать, а уже знает. Именно поэтому не тратится время на пустые мысли и безделье.

Суть иррационального мышления

Этот вид мышления называют эмоциональным. Характеризуется наличием предположений, фантазий, потоком мыслей и эмоций.

Особенно ярко его демонстрируют творческие люди (художники, драматургии, поэты) и дети. Зачастую они говорят, что думают, не придают значения последствиям своих действий, обижаются без причины и не способны к планированию и пониманию логических связей.

Психологи отмечают, что, думая таким образом, человек чаще всего не воспринимает действительность объективно и склонен к тревожным состояниям.

Иррациональное мышление имеет и другие минусы:

  • уменьшает эффективность профессиональной деятельности;
  • оказывает негативное влияние на мотивацию;
  • является причиной депрессии и раздражительности;
  • не отличается гибкостью;
  • характеризуется зависимостью от мнения других людей.

Иррациональное тесно связано с подсознанием, поэтому важно не подавлять эту область, а использовать во благо

Ошибки

Они часто вредят, ведь человек о них может просто не знать.

Теперь рассмотрим самые основные.

  • Не нужно преувеличивать, если речь идет о каком-либо событии. Такой подход ведет к паническим настроениям, а паника и логика – вещи несовместимые.
  • Не нужно думать, что все вам должны. Например, если вы о чем-то подумали, то другой человек не должен угадывать или читать ваши мысли. Просто скажите ему обо всех своих желаниях и претензиях. Рациональный человек никогда не доведет ситуацию до конфликта, так как всегда говорит о своей проблеме прямым текстом. Чем больше вы рассуждаете, тем ближе истина.
  • Не стоит обвинять себя или других людей во всех бедах. Нужно спокойно сесть и поразмыслить над создавшейся негативной ситуацией. В результате внутренних размышлений вы придете к определенному выводу. Именно так развивается логика.
  • Не принимайте критику в свой адрес безоговорочно. Помните, что люди не всегда правы. А если вы сомневаетесь, то начните рассуждать. Возможно, вас просто хотят очернить. Помните, что рациональное мышление – это мышление, которое предполагает процесс осмысления ситуации. Когда произойдет осмысление, тогда вы сможете сделать правильные выводы.
  • Не стремитесь к совершенству. Так вы затратите слишком много энергии на этот процесс. Любой человек, мыслящий логически, понимает, что совершенных людей просто не бывает.
  • Не прилагая усилий, вы ничего не добьетесь.

Основа перфекционизма — страх

Также в основе перфекционизма лежит страх, который выражается в тревожности и стрессе. Ведь постоянное копание в себе нарушает внутреннюю гармонию. То, что мы хотим получить, не всегда удается реализовать. Болезненное восприятие критики также изматывает. Человек может пребывать в депрессии или испытывать другие психологические проблемы

Каждому перфекционисту важно выработать в жизни понятие «достаточно хорошо». Эту идею необходимо обрисовать и попробовать на вкус, применяя во всех сферах жизни

Тогда деятельность приобретет законченную форму и жизнь заиграет новыми красками.

Либо хорошо, либо плохо

У такого человека есть только два цвета восприятия действительности — это черный цвет и белый. Мир контрастов и никаких намеков на оттенки. Либо хорошо, либо плохо. Но не здесь ли кроется смыл фразы «Лучшее — враг хорошего». В этом и заключается основная проблема перфекциониста. Такой человек привык всегда давать стопроцентный результат. Перфекционисты, в своей идее быть лучше всех, со временем начинают испытывать такое чувство, как зависть. Если в его окружении есть тот, кто делает что-то лучше него — это трагедия. И если рядом человек более успешен, умен, красив, у перфекциониста возникает комплекс, что он хуже. Если он не победитель, значит, проигравший. И в каждой сфере он ищет того, с кем будет конкурировать.

Также перфекционизм может появиться и во взрослом возрасте. Его легко спутать с трудолюбием. Одно из отличий — это некая маниакальность в стремлении добиться совершенства. Сочетание с творчеством обречено на провал. Ведь в творчестве приветствуется легкость и вдохновение. Человек, который постоянно находится под контролем своих мыслей, словно зажат в тиски собственных ограничений. Он испытывает тяжесть и напряжение, без шанса на творческое озарение и созидание. Но, вероятно, и у этого «врага хорошего» есть свои благоприятные стороны? Человек делает все, для достижения максимального результата и воспринимает провал как мотивацию к более плодотворной работе. Такая личность любит, чтобы все было на своих местах, соблюдался порядок, чистоплотность. Он может быть одержимым какой-либо идее и отличается целеустремленностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector