Системное мышление
Содержание:
- Дифференциация уровней владения системным мышлением
- Смена образа мышления (Intro)
- Об этом курсе
- Список последних заметок
- Тесты на системное мышление
- Что можно сделать уже сегодня
- Понятие системного мышления
- Как развить?
- Свойства системного мышления
- В чем отличие системного образа мысли от логического?
- Проблемы личностного роста в контексте мышления
- Способности людей с системным мышлением
- Формирование системного мышления
Дифференциация уровней владения системным мышлением
В зависимости от того, насколько развит системный подход, системное мышление у тестируемого, ему может быть присвоен один из нескольких уровней.
1. Нулевой, его называют уровнем некомпетентности:
- Такие люди не склонны анализировать что-либо, действуют интуитивно.
- Не способны выделить главное, оценить риск или последствия, а также оставляют без внимания важнейшие обстоятельства ситуации.
- Им свойственно принимать необдуманные решения.
2. Первый (начальный):
- Способны увидеть различные факторы, которые влияют на ситуацию, структурировать информационные данные, используя значимые (не противоречащие друг другу) критерии, и делать логичные выводы.
- Могут сформировать системный взгляд на ситуацию и проследить причинно-следственные связи только в той сфере, в которой хорошо ориентируются.
3. Второй (на базе первого уровня):
- Способны дифференцировать данные и отделить главные от второстепенных, а также анализировать довольно большие объемы информации, включая явления комплексного и многофакторного характера.
- Могут видеть причинно-следственные связи, выявить главные закономерности во время анализа практически любых ситуаций (включая те, которые выходят за пределы их профессиональной компетентности).
- Видят барьеры, мешающие достижению целей, и могут их обойти или преодолеть.
- Их мышление вариативно, то есть они способны разработать более одного стандартного варианта решения проблемы.
4. Третий (на базе второго уровня):
- Могут эффективно достроить недостающие звенья системы, в том числе при отсутствии необходимых данных, делать правильные выводы, основываясь на частичной или противоречивой информации.
- Способны к продуцированию новых концепций, которые позволяют находить решения для очень сложных практических задач.
Смена образа мышления (Intro)
Важно понимать, что функциональное программирование — это не просто отдельный стиль программирования. Это совсем другой способ мышления в программировании, который отличается от «традиционного» подхода так же значительно, как настоящее ООП (в стиле Smalltalk) отличается от традиционного императивного языка — такого, как C
F# позволяет использовать нефункциональные стили кодирования, и это искушает программиста сохранить его существующие привычки. На F# вы можете программировать так, как привыкли, не меняя радикально мировоззрения, и даже не представляя, что при этом упускаете
Однако, чтобы получить от F# максимальную отдачу, а также научиться уверенно программировать в функциональном стиле вообще, очень важно научиться мыслить функционально, а не императивно
- Математические функции. Первая статья знакомит с математическими представлениями, лежащими в основе функциональных языков и преимуществами, которые приносит данный подход.
- Функции и значения. Следующая знакомит с функциями и значениями, объясняет чем «значения» отличаются от переменных, и какие есть сходства между функциями и простыми значениями.
- Типы. Затем мы перейдем к основным типам, которые работают с функциями: примитивные типы, такие как string и int, тип unit, функциональные типы, и обобщённые типы (generic).
- Функции с несколькими параметрами. Далее я объясню понятия «каррирования» и «частичного применения». В этом месте чьим-то мозгам будет больно, особенно если у этих мозгов только императивное прошлое.
- Определение функций. Затем несколько постов будут посвящены множеству различных способов определения и комбинирования функций.
- Сигнатуры функций. Далее будет важный пост о критическом значении сигнатур функций, что они значат, и как использовать сигнатуры для понимания содержимого функций.
- Организация функций. Когда станет понятно, как создавать функции, возникнет вопрос: как можно их организовать, чтобы сделать доступными для остальной части кода?
Об этом курсе
Недавно просмотрено: 23,364
Системное мышление является общим навыком, необходимым всем специалистам, которые участвуют в коллективной работе по выполнению сложных проектов, оно лежит в основе деятельности системных инженеров, менеджеров и технологических предпринимателей. Знания и навыки системного мышления незаменимы для выстраивания междисциплинарной работы, и позволяют проектной команде эффективно общаться на общем для всех системном языке.
Предыдущие поколения системного подхода в инженерии не учитывали важность стейкхолдеров, представления жизненного цикла не как последовательности стадий, а как набора практик. В данном курсе предлагается вариант, основанный на стандартах и публичных документах последних пяти лет, изложение строится на схемах и поддержано задачами по практическому использованию понятий системного подхода
Курс научит проводить системные размышления, определять целевую систему проекта (в том числе, для сложных случаев сервиса и программного обеспечения), различать проверочные и приёмочные тесты и испытания, осознанно подходить к организации междисциплинарных предпринимательских, инженерных и менеджерских работ для сложных проектов.
Вы узнаете:
− О различиях потребностей, требований и ограничений
− О представлении деятельности в виде набора практик
− Об архитектуре системы
− Как пользоваться системной схемой проекта (возможности, стейкхолдеры, определение и воплощение системы, работы, технологии, команда) для уменьшения проектных рисков
− Как отличать важные решения от менее важных
− Как бороться со сложностью в самых разных проектах
− Как определить свою систему среди чужих
− Как объединять в мышлении продукт и деятельность по его созданию
− Какие бывают виды жизненного цикла
− Как объединить деятельности техпредпринимателя, инженера, менеджера
Курс разработан компанией «еНано» (входит в группу РОСНАНО и является разработчиком дистанционных образовательных курсов и программ по нанотехнологиям и технологическому предпринимательству) — образовательным партнером МФТИ. Рекомендован Русским отделением международного совета по системной инженерии (INCOSE), http://incose.ru.
User
Карьерные результаты учащихся
Формирование карьерного пути
начал новую карьеру, пройдя эти курсы
Карьерные преимущества
получил значимые преимущества в карьере благодаря этому курсу
Сертификат, ссылками на который можно делиться с другими людьми
Сертификат, ссылками на который можно делиться с другими людьми
Получите сертификат по завершении
100% онлайн
100% онлайн
Начните сейчас и учитесь по собственному графику.
Гибкие сроки
Гибкие сроки
Назначьте сроки сдачи в соответствии со своим графиком.
Начальный уровень
Начальный уровень
Часов на завершение
Прибл. 40 часов на выполнение
Доступные языки
Русский
Субтитры: Русский
Список последних заметок
- Оперативное управление
- Бизнес процессы
- Системная модель предложения в бизнесе
- Технология продаж
- Серия вебинаров 2019
- Новости 2019
- Бизнес-тема 2.0
- Разыскивается нативный English speaker
- Завтра вечером вебинар на тему бизнес-идей, все в курсе?
- Что будет в тренинге, план действий
- Бизнес идея = разведка или творчество?
- Свежая, прибыльная бизнес-тема, которая подходит конкретно под ваши потребности и возможности
- Ищу управляющего для инфобиза
- АвтоПлан
- Диагностика для начинающих предпринимателей
- Всем привет, давно не виделись 🙂
- Возможны перебои в работе сайта — переезжаем на новый хостинг
- Рецензия книги: Ключевые переговоры
- Как найти нужного именно вам…
- Кому не нужен секс? Хорошее видео про технологии ближайшего будущего
- Сети завоевывают мир
- Книга: Димитри Маекс, «Ключевые цифры»
- С новым, 2015 годом!
- С днем Победы
- 23 февраля
Тесты на системное мышление
В современном мире тесты на системность мышления помогают выявить такие важнейшие профессиональные качества как лидерство, умение работать в команде, устойчивость к стрессам и другие. Они востребованы при выборе кандидата на должность или сотрудника, чьи новые обязанности предполагают владение навыками системного подхода к проблеме, поиск путей решения и реализацию задуманного. Например, тест SRT (Systems Reasoning Test), включающий определение основных элементов в больших объемах информации, анализ графиков и схем, выявление закономерностей, нахождение взаимосвязей. Благодаря такому тесту можно определить, справится ли на данном этапе кандидат с рабочими задачами, требующими системного подхода.
Один из тестов компании CEB SHL, предназначенный для выявления способности к быстрому анализу разрозненной (на первый взгляд) информации и определение взаимосвязей и путей их применения называется «Фастрек». Его суть заключается в том, чтобы, получив информацию о нескольких разных ситуациях, представленных на маленьких разноцветных карточках, систематизировать её, определить ключевые моменты и взаимосвязи между ними и вывести правила, на основании которых можно будет найти решение.
Тесты «Анализ информации» выявляют уровень некоторых способностей:
- Понимать текст и оценивать правильность логических умозаключений. Суть задания заключается в следующем: нужно прочитать текст, проанализировать изложенное в нём утверждение, сделать выводы о ложности, истинности или о невозможности оценки из-за недостаточности информации.
- Интерпретировать данные. Этот тест выявляет уровень способности анализировать числовую табличную информацию, в том числе статистического характера, и делать правильные выводы на этой основе.
- Анализировать диаграммы. Этот тест измеряет способность к абстрактному мышлению. На основании анализа серии диаграмм требуется найти логическую закономерность и продолжить последовательность единственно правильным образом.
Один из вариантов теста на системное мышление – методика Шарагиной Л. И. В этом случае потребуется задать к понятиям, обозначающим явление или объект, максимальное количество возможных вопросов. Для оценки результатов полученные вопросы делят на две группы:
- Общие вопросы, не содержащие информации о явлении или объекте.
- «Системные» вопросы:
- затрагивающие функции объекта или явления (его роль, значение, использование) или его свойства;
- отражающие связь системы с другими системами или с процессами, в которых задействован объект (явление);
- отражающие взаимосвязи этой системы с человеком;
- отражающие взаимосвязи между элементами системы.
Такой анализ покажет не только широту и глубину мышления, но и на их основе – системность мышления. В описанной методике широту мышления отражает количество вопросов, связанных с системными категориями; глубину – количество вопросов, заданных по всем категориям; системность покажет результат произведения показателя широты на показатель глубины.
Системность мышления даёт возможность видеть ситуацию широко и углублённо, выявляя причины, порождающие проблемы и находя способы избегать их появления в будущем.
Благодаря развитому системному мышлению мы видим, как принятые решения отражаются на событиях и других людях. Способность рассмотреть во всей полноте факты, влияющие на проблему, равно как и влияние своих решений на других, зачастую является необходимым условием успеха.
Развивать мышление, внимание, память и восприятие комплексно, регулярно и с удовольствием можно с помощью развивающих игр онлайн
Что можно сделать уже сегодня
Даже если нет времени на чтение и прослушивание книг, можно применить простейшие методы для постепенного развития системного мышления. В первую очередь стоит заняться определением своих ментальных моделей. Так называют все, во что человек верит, и то, в чем он твердо убежден. Эти модели служат основой для принятия решений и своеобразными «стеклами», из-за которых человек разглядывает мир. Нередко они позволяют ему видеть только то, что он хочет. К основным ментальным моделям можно отнести:
- Процесс вычеркивания информации, которая не укладывается в рамки существующей модели.
- Способность к конструированию, то есть мысленному достраиванию недостающих частей. Такой прием позволяет человеку избегать возникшего непонимания.
- Искажение в сторону преуменьшения или преувеличения компонентов системы.
- Представление опыта, имевшего место однажды, в качестве типичного.
Знание того, какие ментальные модели влияют на собственное поведение, позволяет расширить их для учета особенностей системы и большего количества факторов.
Понятие системного мышления
Системное мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой. Каждый материальный объект, предмет, явление, процесс, научная теория, художественный образ и прочее представляет собой определенную систему. Элементы каждой системы упорядочены и связаны между собой таким образом, чтобы система работала в нужном направлении. Системность – это свойство отдельного элемента, позволяющее ему обладать всеми признаками системы.
Обычное, бытовое мышление не всегда может отразить все тонкости организации той или иной системы. Логическое мышление помогает разделить любую систему на составные элементы, выявить и проанализировать их свойства и характеристики, а затем, основываясь на выявленных связях, соединить их в единое целое. Однако этот процесс не позволяет учесть все факторы и закономерности, поэтому многие из них остаются за кадром. Таким образом, человек сознательно упрощает рассматриваемую систему.
Любая система не является просто совокупностью отдельных элементов, а выступает в качестве целостного и неделимого образования. Система обеспечивает своим отдельным частям многовариантное взаимодействие друг с другом. Функционирование системы в большей мере зависит не от самих элементов, а от образа их взаимодействия. Эти взаимодействия не всегда являются очевидными. Они нередко скрыты, противоречивы и даже парадоксальны. Задача СМ состоит в том, чтобы научиться видеть и учитывать все эти взаимодействия.
Как развить?
Научиться мыслить системно может человек, которому вообще не присущ этот вид мыслительной деятельности. А люди с врождёнными способностями системного восприятия действительности имеют возможность развивать их, придавая им осознанность и организованность.
Формирование системного мыслительного процесса тесно связано с познавательными функциями. Оно предполагает внимательное и детальное наблюдение за окружающим миром, проникновение в глубинную суть предметов и явлений, восприятие всех мельчайших деталей и нюансов. Функционирование той или иной системы, протекание каких-либо процессов внутри её, а также последствия дают возможность индивиду изучить работу всего механизма и научиться решать проблемы с помощью приобретённых познаний.
Расширение собственного кругозора и развитие разносторонних интересов помогают человеку выработать умение мыслить системно и слаженно. Необходимо избавляться от стереотипов, сформировавшихся на протяжении жизни. В нестандартной ситуации они мешают принять правильное решение
Немаловажное значение имеет развитие памяти. Оно нацелено на запоминание получаемых знаний с их анализом и систематизацией
При системном подходе активно работают все виды запоминания: слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная, моторная, сенсорная, эмоциональная память
Нужно уделять большое внимание умению сосредоточиться. Оно развивает способность быстрого переключения внимания с одного объекта на другой
Тренировать системный мыслительный процесс у взрослых можно путём создания ситуаций неопределённости. Человеку предлагают найти эффективное решение посредством создания модели задачи и её решения. Придумывание ситуаций неопределённости и поиск путей разрешения приучают мыслительный процесс к системности. Приобретённый навык нередко используется в жизни. Не каждое событие имеет стопроцентную определённость, жизненные обстоятельства порой неожиданно меняются. Это требует применения подходящего способа решения проблемы.
Сформировать компетенцию малыша в области системного мышления очень сложно. Выработать системный подход к восприятию окружающего мира у детей можно посредством расширения их ментальных убеждений
Важно научить малышей фильтровать поступающие сведения, чтобы они могли выделять важную информацию и отбрасывать ненужные, второстепенные факты. Для обучения конструированию нужно создавать ситуации, которые дети должны додумывать
Очень важно развивать способность видения обратной связи. Малыш должен научиться прогнозировать как одномоментные последствия принятых решений, так и их долгосрочные перспективы
Необходимо создавать различные ситуации, требующие поиска разных путей.
Свойства системного мышления
Системное мышление определяет компетенцию личности, помогает регулярно улучшать знания, ускорять получение опыта. Одно из важнейших его свойств заключается в том, что данный тип мышления позволяет наблюдать за процессами развития реальности. Система существует во времени (прошлом, настоящем, будущем), поэтому позволяет проследить развитие некого объекта от самого начала до конца. Среди полезных свойств системного мышления выделяют следующие:
- Его развитие помогает индивиду лучше других понимать устройство окружающей среды, а также «воспитывает» более правильное отношение к ней.
- Обладая системным мышлением, человек научится грамотно ставить цели, искать эффективные пути и методы их достижения.
- Данный тип мышления помогает руководителям правильно организовывать работу других людей посредством понимания структуры устройства системы.
Системность мышления полезна в менеджменте
- В последние годы возросла потребность подготовки кадров с развитым системным мышлением, что организационно и методически обеспечивается педагогикой.
- Человека с данным качеством трудно сбить с толку, поскольку он умеет рассматривать объект сразу с нескольких сторон.
- Системное мышление дает индивиду возможность правильно трактовать события в мире (политические, экономические и т. д.). Речь о событиях, описываемых в СМИ, которые зачастую намеренно искажаются.
- Человек самостоятельно способен прогнозировать события.
В чем отличие системного образа мысли от логического?
В новую информационную эпоху жизнь поражает нас своей сложностью и многогранностью. Чтобы выбрать рациональную линию поведения, а также разобраться в окружающем нас мире, мы начинаем упрощать реальность, разбивая ее на части, изучаем эти составляющие и получаем несколько картинок. Перебирая, рассматривая их, мы добиваемся некоторого понимания. Так работает логическое мышление. Оно не дает нам потеряться в разнообразии жизни, позволяет почувствовать, что мы можем познавать новое, преодолевая барьер сложности.
Но часто возникают ситуации, когда логических взгляд подводит. Простой пример: если мы возьмем два атома водорода и атом кислорода, после чего изучим их свойства, мы не сможем сказать, что исследовали свойства воды. Она обладает иными характеристиками и способами взаимодействия с другими веществами
Вода, как пример системы, показывает нам, что мало разобрать составляющие части, важно рассматривать понятие целиком, выстраивая внутренние и внешние связи. Так поступает системный подход
Говорят, что все сложное – неправда. Но ведь простое тоже не всегда является истиной. Под системным мышлением понимается метод, который старается установить реальный взгляд на вещи. Его основное положение заключается в следующем: вся вселенная является системой, где все взаимосвязано.
Проблемы личностного роста в контексте мышления
Когда человек сталкивается с проблемой, требующей творческого мышления, или же им овладевают большие амбиции, возможность достижения успеха часто оказывается тесно связанной с правильной постановкой целей. Иногда, уже на этом этапе совершаются фатальные ошибки. Затем следуют бесконечные хождения по кругу и битье головой об стену.
Как решить эту задачу? Давайте начнем с парадоксального утверждения. Можно ли предположить, что, в какой-то степени, целеполагание – для неудачников?
Пример. Некий человек пытается сбросить пятнадцать килограммов лишнего веса. Для этого он регулярно посещает спортзал, ходит на пробежки, старается ограничивать рацион. В течение всего времени, в которое человек занят достижением своей цели, он фактически от нее оторван. Хотя при этом остается неясным, достигнет ли он ее в принципе. По сути, пять-шесть месяцев, когда наш вымышленный персонаж усиленно совершенствует свое тело, он находится на приличном расстоянии от своей цели.
Другими словами, люди, ориентированные на цель, переживают состояние неудачи, которые, как они надеются, будут временными.
Конечно же, ни в коем случае нельзя однозначно определить процесс целеполагания как провальный. Но проблема в том, что он несет в себе огромный стресс – ведь цели или достигаются, или нет.
Часто, мы полны паники, просто ходим по замкнутым кругам так и не сумев достичь желаемого. Единственным выходом иногда может быть умение выявить имеющиеся возможности, и предпринять те действия, которые сделают этот процесс менее напряженным.
Способности людей с системным мышлением
Люди, обладающие системным мышлением, могут добиться успехов в разных видах деятельности, потому что их решения будут наиболее эффективными и лучшими. Это связано с целым комплексом индивидуальных качеств, к которым можно отнести следующие:
- способность оценивать ситуацию в целом, комплексно;
- восприятие объекта (ситуации, проблемы) с разных точек зрения, под разными, часто неожиданными углами;
- умение замечать все связи между элементами, деталями, частями системы, а также с объектами, находящимися вне ее;
- способность создавать модели реальности, которые помогают обнаружить причинно-следственные связи и возможные варианты развития событий;
- умение прогнозировать развитие событий и выбирать наилучшую тактику поведения в любой ситуации.
Для людей с системным мышлением характерен высокий творческий потенциал. Их креативность поддерживается способностью устанавливать связи-ассоциации между явлениями и событиями, на первый взгляд, ничем не связанными друг с другом. Но это креативность в широком понимании, дающая возможность для самореализации не только в науке и искусстве, но и в других сферах жизни: бизнесе, менеджменте, образовании, политике и т. д.
Системное мышление позволяет увидеть перспективы развития, отличить правду от лжи. Поэтому личности, обладающие этим типом мышления, реже становятся жертвами обмана и манипуляций.
Формирование системного мышления
Есть люди, обладающие врожденной способностью к системному восприятию реальности на интуитивном уровне, но и эту способность нужно развивать, делать ее более осознанной и организованной. Тем более стоит подумать о формировании системного мышления тем, кто таким даром не обладает. Это вполне реально. Системному мышлению, так же как и логическому, можно научиться, но подходить к этому процессу тоже надо системно.
Психика человека – очень сложная система, все элементы которой находятся в тесной взаимозависимости. Мышление как высшая форма познания связано в первую очередь с познавательными процессами, и его развитие зависит от того, насколько они «прокачаны». Системный подход к развитию мышления включает следующее процессы:
- Формирование способности к правильному восприятию окружающего мира с учетом его системной организации. Именно восприятие поставляет в наш мозг информацию, с которой потом работает мышление. Поэтому так важен не поверхностный взгляд на мир, а внимательное, детальное наблюдение. Оно предполагает проникновение в глубинную суть вещей, восприятие всех нюансов и деталей.
- Развитие памяти, в первую очередь осознанного, целенаправленного запоминания информации, которое сопровождается ее анализом и систематизацией. Целостный мир требует системного подхода к его запоминанию. А оно предполагает активную работу всех видов памяти: моторной и сенсорной, слуховой и зрительной, вкусовой, обонятельной, осязательной и эмоциональной.
- Память и восприятие невозможны без способности к сосредоточению, то есть внимания. Развитие этого психического процесса предполагает овладение также способностью к быстрому переключению внимания и увеличение его объема. Это позволит осмысливать одновременно несколько объектов и их связей, работать над несколькими проектами, удерживая в голове разные сложные задачи.
- Формирование системного мышления предполагает развитие всех его видов: логическое мышление обеспечивает создание четких схем и алгоритмов решения задач; образное позволяет увидеть проблему в целом; наглядно-действенное необходимо для анализа практических действий и прикладного аспекта проблемы; ассоциативное мышление позволит устанавливать связи между различными объектами и явлениями действительности.
Так как вся наша действительность имеет системный характер, то любое ее познание, не просто принятие, а именно творческое познание будет способствовать развитию системного мышления. Творчество и системный подход вообще очень тесно связаны. Творческое мышление специализируется на нестандартном решении задач, а это невозможно без системного подхода с его многомерным восприятием действительности. Любой вид творчества, пусть даже простое незамысловатое рукоделие – это повышение уровня системности вашего мышления. Ведь творчество предполагает работу воображения по созданию нового образа, комбинирование различных идей, материалов, техник. И самое главное. Любое творчество – это создание упорядоченной системы из хаоса.
Кроме очевидной пользы для развития мышления, воображение и творчество – это источник позитивных эмоций. А ничто так не стимулирует развитие, как получение удовольствия.