Что такое критическое мышление, и как его развить в себе: 6 ключевых навыков и технология развития

Как формируется критический склад ума

Человек современной эры находится под непрерывным прессингом мнений и суждений посторонних ему людей. Информации стало очень много, она стала всеобъемлющей и распространяется с помощью СМИ и интернета очень быстро.

Чтобы сформировать критическое мышление, необходимо подвергать сомнению всё, что пытаются навязать агитаторы, пропагандисты и специалисты по рекламе. Зачастую они преследуют собственную выгоду и их слова далеко не правдивы.

Необходимо научиться отделять правду ото лжи и формировать своё будущее на основе грамотного анализа ситуации.

Чтобы выработать правильный план действий, психология критического мышления рекомендует начать с самоанализа. Для достижения поставленных целей необходимо адекватно оценить свои возможности и потенциал. И заняться самосовершенствованием, получая новые знания из интернета и новых книг, следя за своим здоровьем и развивая новые навыки.

Зачастую поведение человека определяют традиции и негласные правила. Оказавшись в незнакомой среде, постарайтесь как можно быстрее изучить их. Развивайте наблюдательность и собирайте информацию из доступных источников, чтобы поступки были безопасными, а действия — эффективными.

Внимательно относитесь к невербальным формам общения. Анализируйте мимику, жесты, позы, сопоставляйте то, что люди говорят, с известными фактами и только после этого приступайте к анализу информации. Не делайте скоропалительных выводов и избегайте спешки при принятии решения. Полагайтесь больше на своё мнение, не будьте жертвой моды и политтехнологий.

Также вам будет интересно почитать статью Развитие мышления, тренировки, игры, упражнения

Происхождение термина

Идея критического мышления возникла в древности. Она исходит из деятельности Сократа, который 2500 лет назад провозгласил: никто не может зависеть от авторитетов. Ведь они могут вести себя далеко не рационально. По поводу появления той или иной идеи должны возникнуть глубокие вопросы прежде, чем ей можно будет доверять. Сократом было доказано, что поиск доказательств весьма важен. Самой популярным методом преподавания критического мышления является «сократово выспрашивание», вносящее ясность и логику.

Практику Сократа, скептицизм Аристотеля развил Платон. Появилась традиция мыслить систематически на пути к постижению глубоких реалий. В трудах философов средних веков и эпохи Возрождения возник скептицизм. Глубокомыслие древности было развито ими

Методы развития критического мышления сформировались в понимание силы информации, важности ее тщательного сбора, правильного использования. А ресурсы подобного склада ума приумножились благодаря вкладу множества мыслителей

Книги по критическому мышлению

Из литературы по критическому мышлению можно назвать книгу Д. Халперн «Психология критического мышления». Источник поможет научиться думать самостоятельно. А также пригодится преподавателям, методистам.

Книга «Как лгать при помощи статистики» Д. Хаффа, американского лектора и писателя рассказывает о том, как манипулируют массами, злоупотребляя статистическими данными. Бестселлер будет интересен даже людям, не имеющим ничего общего со статистикой.

«Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» А. Диксит и Б. Нейлбаффа также способствует развитию критического мышления. Авторы считают, что взаимоотношения напоминают игры. Если мыслить строго, можно предсказать следующий шаг человека, с которым играют. Подобная теория — новый взгляд на жизнь.

Зачем развивать эту способность

Умение рационально рассуждать – неотъемлемый компонент самых разных сфер жизни человека в социуме.

Учебная деятельность. Эта особенность мыслительной деятельности помогает школьнику или студенту самостоятельно подбирать необходимую научно-методическую литературу для написания реферата или курсовой работы и структурировать текст теоретических первоисточников, помогает вскрыть причинно-следственные связи явлений и процессов окружающей действительности. В ходе уроков, семинаров и практических занятий учащиеся с развитыми основами критического мышления аргументированно излагают свою точку зрения, принимают активное участие в дискуссиях, являются лидерами в коллективе.

Принципы критичности и рассудительности востребованы в таких науках, как философия, обществознание, история, политология, социология, психология и педагогика. Чем выше уровень развития мыслительных операций ученика школы или студента колледжа, тем выше его отметки.

Сфера профессионального труда. На многих предприятиях сотрудники должны не только знать стандартные схемы технологического процесса, но и уметь принимать нестандартные решения. Это востребованная способность для таких профессий, как инженер, дизайнер-конструктор, менеджер, слесарь-ремонтник, врач. Ключевые навыки критического мышления зафиксированы в профессиограммах.

По Агапову критическое мышление – это профессионально значимая черта любого руководителя, которая лежит в основе способности комплексно видеть проблемы, принимать судьбоносные решения в условиях дефицита информации.

Повседневная жизнь. Каждому из нас приходится решать вопросы своей учебы, работы, карьеры, личной жизни и здоровья. Психологи установили, что критичность сознания помогает людям распознать ложь в словах собеседника и тактично указать ему на нее, быть убедительным в горячем споре, успешно и оперативно разрешать семейные конфликты, сохранять взаимопонимание с близкими.

Специалисты в области психологии полагают, что востребованность критического мышления сегодня обусловлена научно-техническим прогрессом. С этим связан постоянно возрастающий объем информации, с которой человек сталкивается ежедневно. Современному жителю мегаполиса необходимо уметь «фильтровать» информацию.

Критическое мышление может развивать у человека следующие качества:

  • находчивость и сообразительность;
  • скорость реакции;
  • аналитический склад ума;
  • рациональность и последовательность;
  • уравновешенность характера;
  • стрессоустойчивость и тактичность;
  • толерантность и терпимость;
  • самосознание;
  • креативность.

Способы развития

Современная психология предлагает огромное количество эффективных способов развития критического мышления. Они не имеют возрастных ограничений, однако их принято классифицировать на детские технологии и технологии для взрослых. Этапы развития критического мышления последовательны, поэтому тренировочные задания и упражнения должны соответствовать принципу «от простого к сложному».

Для детей

Сравнение (сопоставление) – ключевой метод обучения детей критическому мышлению. На специально организованных занятиях педагог-психолог учит детей выделять как можно больше оснований для классификации разных предметов. Степень сложности заданий, предполагающих сопоставление предметов, постоянно нарастает, они ориентированы на зону ближайшего развития ребенка. Сначала педагоги-психологи используют в упражнениях такого типа простые предметы и вещи из привычного обихода. Постепенно ведущий учит детей сравнивать абстрактные понятия. Овладев этими навыками сравнения, детям подросткового возраста становится доступна способность сравнения двух произведений одного и того же автора или двух фильмов одного и того же режиссера.
Работа в микрогруппах. Педагог, который знает, как значимо критическое мышление в современном мире, регулярно организует на занятиях работу в микрогруппах, чтобы развить навыки взаимодействия и совместного поиска учениками решения проблемы.
Творчество. Это универсальный метод развития критического мышления и умения нестандартно мыслить, который подкрепляет эффект положительными эмоциями, возникающими в процессе создания шедевра. Все, что требуется от педагога – это направлять творческий процесс детей. Психологи советуют не спешить помогать детям в случае возникновения трудностей во время изготовления произведения искусства. Лучше предоставить им время справиться со сложностями самостоятельно. В этом случае уже через несколько минут у ребят можно заметить признаки критического мышления.
Метод развития критического мышления с помощью вопросов. Чистое критическое мышление развивается в ходе поиска ответа на самые разные вопросы. Когда педагог задает ученикам вопросы, он стимулирует их активность, внимательность. Теория развития критического мышления с помощью задавания ребенку вопросов полностью соответствует требованиям ФГОС.
Логические упражнения, настольные игры, головоломки и ребусы

Такие занятия развивают логику, внимание, наблюдательность, память

Для взрослых

  • Участие в дискуссиях и дебатах. Такие мероприятия учат слышать и грамотно интерпретировать высказывания оппонентов. В соответствии с правилами проведения данных мероприятий, в этом случае вежливое поведение на протяжении всего обсуждения того или иного вопроса называют признаком развитого критического мышления.
  • Мозговой штурм – действенный метод развития критического мышления. Примером ситуации развития критического мышления с помощью этого способа может стать организация группового обсуждения проблемного вопроса, где участники предлагают множество идей и путей его решения. Все предложения участников мозгового штурма фиксируются на доске или ватмане, а затем подвергаются детальному анализу.
  • Метапознание. В этом методе стимулируется такие особенности критического мышления, как умение видеть себя со стороны, способность к рефлексии, самокритичность.
  • Игра в шахматы. Характеристики и правила игры создают условия для формирования критического мышления. Победителем становится тот игрок, который лучше устанавливает причинно-следственные связи и умеет прогнозировать ход мысли соперника.

Формирование критического склада ума

У нас с вами есть враги нашему мышлению критика. Это СМИ, реклама, агитаторы, маркетологи. Чтобы сформировать критический склад ума, научитесь сначала сомневаться и перепроверять всю информацию, поступающую из этих источников.

Вы должны отдавать отчет в том, какие решения вы принимаете. Например, вас сагитировали купить супер-пупер сковороду. Вы уже достаете свои кровно заработанные, но тут в разговор встряет пришедший муж: “Зачем тебе 10-я сковорода? Она не стоит тех денег, которые с тебя хотят взять! Да и не практичная она…” И я скажу, лучше прислушаться! Иначе вам впарят ненужную покупку!

Развитие критического мышления

Как обучиться самостоятельно

При использовании критического мышления проходят три стадии:

  • Вызов. Накопленные знания и опыт делаются актуальными. Это формирует склад ума и мотивирует к дальнейшей работе, пробуждая интерес к получению новой информации. Основная цель вызова уже имеющихся знаний — формирование собственных целей и задач.
  • Анализ информации. Он делится на два этапа. Сначала анализируются новые знания, причём для сохранения интереса к изучению это делается, двигаясь от старых познаний к новым. На основе синтеза старой и новой информации корректируются сформированные цели и задачи с использованием критического склада ума.
  • Размышления. Новые знания соотносятся с давно известными, вносятся необходимые изменения и дополнения. Исследовательская деятельность стимулирует творческий потенциал, производится интерпретация новой информации. В итоге ставятся новые цели и задачи.

Эта технология, в контексте психологии, обучает без чьей-то помощи работать с информацией, способствуя самообразованию в целом и формируя самостоятельность мышления.

Развитие критического мышления, как актуальная проблема современности

Развивая критические способности, человек может соотносить имеющиеся у него данные или познания с опытом, сравнивать их с появившимися из иных источников. Проблемы возникают ежедневно, в связи с чем необходимо рассматривать различные возможности их решений. Для этого необходимо взвешенное отношение к вариантам.

Критическое мышление характеризуется следующим рядом параметров:

  • Получив данные, размышляющий находится на начальном этапе процесса, но не в конце его.
  • Сначала необходимо поставить ряд вопросов, выяснить, какие проблемы требуют решения.
  • Аргументы должны быть убедительными.
  • Критическое мышление — социальная его разновидность.

Человек, у которого подобная способность развита, хорошо осведомлен, дает справедливые оценки. Он не боится сложностей, готов переосмыслить проблему и выяснить положение вещей.

Развитие умения мыслить критически у взрослых

Обучиться критическому мышлению можно в любом возрасте. Сложнее всего даётся самоанализ и критика самого себя. Умение увидеть беспристрастно себя со стороны это один из главных навыков, приобретаемых в процессе обучения. Практически это исходная точка, с которой начинается движение.

Чтобы научить мыслить критически, при обучении используются инструменты:

  • тексты и работа с ними
  • анализ видео, фильмов
  • изображения, схемы, таблицы
  • информация из интернета

Думать и принимать решения приходится самостоятельно. Далеко не все взрослые способны делать это. Проще опираться на мнение разных авторитетов. Поэтому учиться приходится не спеша, делая один шаг за другим:

  • Сначала станьте реалистом. Не принимайте на веру чужие суждения, даже авторитетные, проверяйте источники информации. С пристрастием осмысливайте свои возможности и навыки.
  • Держите разум открытым, не зашоривайте его. Мыслящий человек не позволит эмоциям одержать верх.
  • Методично и последовательно собирайте и анализируйте информацию.
  • Подвергайте сомнению то, что говорят другие.
  • Не спешите. Подходите ко всему обстоятельно и не перескакивайте от одной задачи к другой.
  • Не позволяйте собой манипулировать. Если решение принимается под давлением, то оно уже не ваше, как бы критично к нему не относишься.
  • Эмоции должны быть под контролем. Любые свои действия предпринимать, руководствуясь разумом, а не чувствами.
  • Постоянно работайте на перспективу, не останавливайтесь на достигнутом.
  • Бросайте вызов способностям, цельтесь выше.

Если что-то не вышло, не отчаивайтесь, примите это с юмором. Старайтесь, чтобы эмоции были положительными. Так оценки сохранятся объективными, а ум ясным.

Примеры

Примеры критического мышления мы находим на протяжении развития человечества, когда были открыты важнейшие законы физики, математики и других наук. Все открытия – это и есть примеры постановки правильных вопросов, поиска смысла и закономерностей.

Примером развития этого мышления в начальной школе является вопрос учителя по поводу какого-то явления: “Дети, как вы считаете, где лучше обучаться плаванию: на море или на реке?” Думающие ученики выскажут мнение и начнут придумывать доводы. А если учитель хочет действительно научить, он проведет сначала эксперимент, а потом задаст вопрос повторно.

Ну это такой примитивненький пример, но он показывает, как развивать ребенка в образовательном процессе. Кстати, Ньютон, Эйнштейн, древнегреческие философы обладали способностью критически мыслить. Именно благодаря им, в частности Гиппократу, мы до сих пор используем принципы разделения личности по типам, лечения болезней.

3 стадии развития критического мышления

Критическое мышление необходимо развивать и делать это можно не только во время групповых занятий, но и в индивидуальном порядке.

Выведена особая технология критического мышления, в основе которой лежат три фазы обучения, постепенно сменяющие друг друга:

Вызов

Основная цель этой фазы – вызвать у ученика интерес к теме.

Путем повышения внимания к предмету или объекту происходит повышение показателей когнитивной деятельности, в основе которой и лежит стремление к познанию.

На этом этапе роль педагога можно назвать пассивной, но в то же время и значительной, т.к

требуется внимание и наблюдение за поведением учеников

На этой фазе происходит сбор максимально возможного объема информации и постановка вопросов, на которые далее будут даны ответы.

Осмысление

Эта фаза характеризуется подачей новой информации. Источником ее может быть педагог и сам ученик в форме самостоятельного изучения материала.

Стиль полдачи материала, качество и количество играют значительную роль. Недостаток или избыток перечисленных факторов могут сказаться на желании исследовать тему.

Стадия осмысления позволяет применить фильтр к поставленным на фазе вызова вопросам. Значительная часть из них отсеивается, а оставшиеся вопросы становятся более предметными.

Рефлексия

Стадия обратной связи, на которой ученики анализируют данными, обмениваются мнениями, приводят свою точку зрения.

Именно на данном этапе происходит соединение собственного опыта с новым, появившемся в процессе трех шагов, знанием.

Роль педагога заключается в наблюдении, которое может быть включенным, но все же предполагает предоставление ученикам возможности самостоятельной работы и переживания личностного опыта и внедрения новых знаний в индивидуальный план развития.

Как развить критическое мышление у взрослых?

Определенные упражнения на критическое мышление помогут развить навык правильной оценки информации и ее анализа. Как развить критическое мышление у взрослого?

  1. Собирайте данные. Многие принимают неправильные решения из-за привычки полагаться на прошлый опыт. Устаревшая информация не дает возможности по-новому взглянуть на мир, поэтому следует постоянно обновлять ее.
  2. Учитесь наблюдать и делать выводы. Любопытные люди замечают детали, на которые другие не обращают внимания. Если подметить нелогичность в высказываниях других, можно легко отстоять свою точку зрения.
  3. Охватывайте проблему целиком. Тоннельное мышление мешает найти выход из трудной ситуации. Учитесь смотреть на жизнь с разных сторон, чтобы оценивать картину целиком.

Способы мышления

Их всего два. Мышление может быть либо критическим, либо нет. И шагов, чтобы развить первый вид, нужно сделать тоже два:

  • признать, что собственный способ мыслить несовершенен
  • развивать правильное мышление регулярно

А вот стратегий для разработки критического мышления целых 5:

  1. Не проводить зря время, расходуя на бессмысленные вещи
  2. Назначить одну задачу на один день
  3. Создать стандарты мышления и придерживаться их. Под ними подразумеваются точность, логика, значимость, актуальность
  4. Вести дневник с описанием ситуаций, их анализом и оценкой
  5. Изменить свой характер. Развить силу воли, дисциплину и настойчивость. Научиться критически относиться к своему мнению

Один из типов некритического мышления — творческое. Творческое и критическое мышление мешают друг другу. Одно открывает новые пути решения задач. А другое проверяет пригодность этих решений для достижения поставленных целей. То есть творчество генерирует новые идеи, а критический склад ума выявляет их недостатки.

Как начать развивать аналитическое мышление

Как было сказано ранее, несмотря на то, что у каждого человека превалирующим, ярко выраженным является лишь один тип мышления, всегда можно начать развивать параллельно и другие. Если вы хотите развить данный тип мышления, то возьмите себе на заметку и введите в привычку решение задач на основе следующих принципов аналитического процесса:

  1. Полное понимание поставленной задачи
  2. Поиск и максимальный сбор информации, связанной с нужной тематикой.
  3. Выявление доказательной базы информации, а не предположений.
  4. Детальное изучение информации
  5. Фрагментирование информации на небольшие и понятные части.
  6. Установление логических связей в выделенных фрагментах.
  7. Нахождение закономерностей
  8. Поиск связи частного с целым и наоборот.
  9. Дополнение недостающими данными или отсечение ненужного
  10. Выстраивание структуры и организации информации.
  11. Решение задачи на основе всех выводов

Конечно, данный подход с использование всех принципов аналитического мышления не требуется, если перед вами стоит тривиальная, простая задача, поскольку это может снизить эффективность и оптимальность ее решения.

Критическое мышление в психологии

Diane F. Halpern, учёная из США, определяет его как тип, базирующийся на когнитивных навыках и привычке мыслить стратегически и логично

Особое внимание она обращает на то, что это не врождённый навык, и он вполне поддаётся развитию

Более того, его необходимо развивать. Ведь человек, умеющий критически мыслить способен:

  • быть наблюдательным,
  • концентрироваться на главном,
  • улавливать поворотные и ключевые моменты,
  • правильно анализировать ситуацию,
  • грамотно обосновывать своё мнение,
  • правильно интерпретировать.

Профессор, автор книг по критическому мышлению, Дэвид Клустер, делит его на 5 видов:

  • самостоятельное,
  • аргументированное,
  • обобщённое,
  • социальное,
  • оценочное.

Интересно прочитать Пространственное мышление

Упражнения и задачи на критическое мышление

Так как критическое мышление — это простыми словами анализ и синтез информации, то упражнения на развитие этих навыков заключаются в поиске ответов на вопросы.

Например, мозговой штурм применяется руководителями для поиска нестандартных решений. Упражнение предполагает поток ответов на вопрос, часто кажущихся нелепыми. Мозговой штурм заставляет человека быстро соображать и вытаскивать из подсознания уже готовые решения.

Можно объяснить критическое мышление простыми словами. Человек, обладающий таким типом мыслительного процесса, способен:

  • сомневаться в поступающей информации, чтобы составить личные убеждения после анализа данных;
  • корректно оценивать утверждения;
  • выстраивать цепочку логических умозаключений, чтобы отклонить или согласиться с суждением;
  • применять опыт и наблюдения для анализа и синтеза информации.

Способность мыслить критически пригодится в любых вопросах: политике, экономике, для понимания рабочих процессов, помощи детям со школьным обучением, даже в бытовых делах. Зная, что такое критическое мышление и как его развить, вы сможете изменить взгляд на мир и научиться лучше решать поставленные задачи.

Некоторые выводы

Принято выделять виды критического мышления, которые не подходят под категорию «критического».

Однако суть классификации остается в том, что критическое мышление – это неизменно поиск здравого смысла. Но носит исключительно индивидуальный характер и требует самостоятельного поиска ответов на интересующие вопросы.

Педагог Д. Дьюи призывает науку отойти на обучения, в основе которого лежит накопительная система знаний, и сделать процесс познания проблемной средой, тем самым «заставив» учеников рассуждать и самостоятельно приходить к решению необходимых задач.

Формирование критического мышления – процесс естественный, но вместе с тем каждый человек может воздействовать на него.

Необходимость развивать критическое мышление встает перед современным человеком особенно остро. Большой поток информации, развитие коммуникативных связей, активные процессы познания сегодня требуют особых навыков и мыслительной деятельности в том числе.

Эффективность и успешность деятельности во многом зависит от умения анализировать информацию и применять её в индивидуальном плане путем включения в личностный потенциал и накопленный жизненный опыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector