Валеология: понятие и главные принципы

Введение

В
конце ХХ в. валеологии как научному
направлению, поставившему в центр своих
научных интересов индивидуальное
здоровье, исполнилось 20 лет. В 1980 г.
И.И. Брехман впервые высказал идею о
необходимости выделения здоровья
индивида в качестве предмета исследования,
в 1982 г. Пережив период непризнания,
сегодня валеология стала популярной.
Ей посвящены тысячи публикаций и
несколько десятков монографий, термин
«валеология» известен врачам, педагогам,
психологам и психиатрам, специалистам
по физическому воспитанию и др. Появившись
в медицине, валеология быстро перешагнула
рамки медицинской науки и стала
метанаукой, сформировав несколько
научных направлений со своими собственными
предметами исследования. В медицине –
это механизмы индивидуального здоровья,
возможности управления этими механизмами,
в педагогике – закономерности вовлечения
личности в процесс собственного
здравостроительства. Именно это
обстоятельство – наличие своего предмета
исследования – явилось основанием для
выделения медицинской и педагогической
валеологии в самостоятельные научные
дисциплины. На стадии оформления
находится и психовалеология.

Основные
задачи данной работы заключаются в
общем рассмотрении таких явлений
отечественной науки, как санология и
валеология, а также основных подходов
к рассмотрению категории здоровья.

Резюме

Суть саентологии — в её применении для улучшения себя, своей семьи, общества и всего мира. Вы можете прочитать саентологический текст, найти там то, что вы можете применить в своей жизни, затем применить это и увидеть результат.
Миллионы людей по всему миру убедились, что эти методы дают результаты, что они действительно работают. Но что касается вас — ТОЛЬКО ВЫ можете определить, даёт ли что-то результат в вашей жизни.

Саентологические знания можно назвать инструментами: они — словно гаечный ключ или отвёртка — способны выполнять своё назначение.

Некоторые инструменты саентологии непосредственно предназначены для улучшения разных сторон жизни (например, как быть более эффективным на работе). Другие — для развития духовности, раскрытия своего полного духовного потенциала. Каждый выбирает то, что ему подходит.

Остаётся только пожелать вам сил следовать по выбранному вами пути и честности перед самим собой. Люди вокруг имеют разные намерения, и правду от лжи вы сможете отличить, только спросив себя — соответствует ли это моей собственной жизни, её фактам и тому, что я видел сам.
Никакие авторитеты (и даже авторы этой статьи) не могут просить вас принять что-то на веру. Будьте честны с собой. Подчас это трудно — но это всегда приносит пользу.

Сделайте свое первое знакомство с Саентологией

Становление наук о человеке

Желание и умение помочь больному сородичу — вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных. Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.

Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.

Первобытное врачевание. До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.). Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.

Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.

В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты. Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.

Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.

Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй — физиология. История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием — вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, — отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты. В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их. Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.

2. Валеология как наука

Валеология
– это наука, которая изучает сущность,
механизмы и проявления индивидуального
здоровья, методы его диагностики и
прогнозирования, а также коррекции
путем оптимизации механизмов здоровья
с целью повышения его уровня, улучшения
качества жизни и социальной адаптации
индивида.

Предмет
исследования валеологии:
индивидуальное здоровье, его механизмы,
возможности управления ими.

Объект
валеологии:
индивиды, находящиеся во всем диапазоне
здоровья.

Теоретические
основы: 1.
Валеология рассматривает индивидуальное
здоровье как самостоятельную
социально-медицинскую категорию,
сущность которой может быть количественно
и качественно охарактеризована прямыми
показателями. 2. Между состоянием здоровья
и состоянием болезни выделяются
переходные состояния, характеристика
которых определяется соотношением
механизмов здоровья и болезни. 3. Здоровье
рассматривается как более широкая
категория по сравнению с болезнью.
Предболезнь и болезнь – частный случай
здоровья, когда уровень его снижен или
имеются его дефекты. 4. Уровень структурной
организации, исследуемый в валеологии
– преимущественно организменный, подход
– холистический (целостный).

Основные
задачи валеологии:
1. Разработка и реализация представлений
о сущности индивидуального здоровья,
поиск моделей его изучения, методов
оценки и прогнозирования. 2. На основе
количественной оценки здоровья индивида
разработка систем скрининга и мониторинга
за состоянием здоровья населения. 3.
Формирование «психологии здоровья».
4. Разработка методологии и методов
формирования, сохранения и укрепления
индивидуального здоровья. 5. Обеспечение
первичной и вторичной профилактики
заболеваний путем повышения уровня
здоровья. 6. Разработка программ повышения
уровня здоровья популяций через
индивидуальное здоровье.

Роль данной науки в школе

Еще со школьной скамьи очень важно дать понять ребенку, насколько важно быть здоровым. Ведь у детей несколько иные ценности, и они начинают понимать всю значимость здоровья только после того, как чем-нибудь заболеют

Поэтому нужно стараться объяснить им, что валеология — наука о здоровье, о его сохранении, профилактике заболеваний и укреплении общего физического состояния людей.

Лучше всего дети поймут это, если ставить им в пример конкретные случаи жизни людей до того, как они задумались о ЗОЖ, и после того, как они стали активно его вести. Показать, каких наследственных заболеваний и человеческих трагедий можно избежать, если вовремя обратиться и прислушаться к своему организму.

Также важно научить детей самостоятельно составлять для себя грамотный и правильный с точки зрения ЗОЖ рацион питания, распорядок дня и не забывать уделять внимание физическим упражнениям. При правильной организации подобных занятий валеология обязательно наложит верный отпечаток на сознание детей. А это, в свою очередь, повлечет за собой только положительную динамику в их дальнейшем образе жизни

А это, в свою очередь, повлечет за собой только положительную динамику в их дальнейшем образе жизни

При правильной организации подобных занятий валеология обязательно наложит верный отпечаток на сознание детей. А это, в свою очередь, повлечет за собой только положительную динамику в их дальнейшем образе жизни.

1. Санология и валеология

В
конце ХХ века Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ) предложила некую
интегральную концепцию развития
медицины, основная идея которой
заключается в том, что в XXI веке медицина
должна перейти от «защитно-оборонительных»
позиций к «социально-констуктивным»,
связанным с созиданием самого здоровья
и активного долголетия людей.

При
этом принципиально должна измениться
и роль врача. Из «лечащего болезни» он
должен стать «конструктором здоровья»,
а «медицина болезней» должна превратиться
в «медицину здоровья».

Реализуя
поставленные задачи отечественная
медицина уже с 70-х годов ведет разработки
в подобном направлении. В эти же годы
академик Ю.П. Лисицин, возглавляющий
исследования этого направления,
предлагает определить его понятием
«санология» («санус» – лат. здоровый).

Он
пишет: «Санология – наука об общественном
здоровье, которое мы рассматриваем с
двух позиций: 1) здоровья населения или
санитарного состояния, измеряемого
медико-статистическими общепринятыми
показателями; 2) общеисторической
(социологической), отражающей одно из
состояний, качество общества, его функцию
по охране и улучшению здоровья людей.»

Вряд
ли целесообразно оспаривать значение
санологии для любого государства,
особенно государства демократической
ориентации, которое связывает свое
существование с решением одной из
основных задач – обеспечение здоровья
населения с помощью создания государственной
общественной системы здравоохранения,
призванной проводить санитарно-гигиеническую,
профилактическую и лечебную работу.
Именно показатели состояния здоровья
населения – статистика детской и
взрослой смертности, параметры
заболеваний, продолжительность жизни,
– являются показателями благополучия
страны или государства.

Одним
из принципиальных достижений санологии
является выявление того, что из всего
многообразия факторов, определяющих
здоровье человека (наследственность,
экология, медицинское обслуживание и
т.д.) самым значимым, определяющим
фактором оказался фактор «образа жизни»
человека. Правда само понятие «образ
жизни» затем в санологии сводили как
правило к показателям экономико-материального
уровня (объем жилплощади, характер
труда, размер доходов на члена семьи и
т.п.).

В.П. Петленко
в 1987 году первым дал определение
валеологии как науки об индивидуальном
здоровье человека. В последующие годы,
и особенно в 1990 е годы, состоялось
бурное развитие этого научно-практического
направления, обращенного к изучению
индивидуального здоровья человека.

Здоровье
– это системное образование, что
проявляется в зависимостях и связях
здоровья общественного и индивидуального.
Классическая медицина никогда не
выходила на уровень создания теории
индивидуального здоровья. И это не
случайно. Современные специалисты
признают, что «в медицинской науке нет
общепринятого определения «здоровья»
и его детерминирующих факторов».
Имеется ввиду здоровье индивидуальное.

Исключение
составляет точка зрения специалистов
ВОЗ, которая была принята в 1946 г. в
проекте Устава международной организации,
который вступил в силу в 1948 году. Здоровье
определялось как «состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствия
болезней или физических дефектов»
(Устав ВОЗ). Сам характер этого определения
говорит о том, что такое определение
здоровья выходит за пределы компетенции
медицины, хотя бы по основанию наличия
немедицинского фактора составляющего
здоровье – «социального благополучия».

Авторы и
новаторы от валеологии предпринимают
попытку создать теорию индивидуального
здоровья.

Заключение

На сегодняшний день общепринятого точного определения понятия «здоровье» нет. Именно по этой причине все имеющиеся на сегодняшний день в валеологии и санологии теории формирования здоровья не представляют серьёзной научно-теоритической ценности в глазах большинства учёных.

Валеология, внося весомый вклад в решение текущих проблем укрепления индивидуального здоровья российского человека, в значительной степени изолирована и самодостаточна, и не решает главной задачи, – методологического обоснования современной валеологии как самостоятельной и, главное, целостной науки.

Поэтому, несмотря на обилие и разнообразие валеологических исследовательских подходов и практических форм деятельности, разнородных и нередко соперничающих между собой, – валеология в целом не обладает единой методологической основой, а поэтому не может считаться полноправной научно-практической дисциплиной, способной на решающие успехи в разрешении проблемы индивидуального здоровья человека, тем более в условиях современной России.

здоровья человека возможно представить как его благополучное существование, реализующееся в единстве адаптационного и креативного процессов его организма и личности.

Однако до сих пор валеология не смогла разработать философско-методологические основы своего существования и развития. Подтверждением тому служит тот факт, что до сих пор валеология не имеет официально научного статуса, являясь по сути лишь учебной дисциплиной

В свою очередь, парадоксальным образом, индивидуальное здоровье человека как предмет валеологии не стало объектом внимания для отечественной философии.

Философско-методологическая несостоятельность современной валеологии представляет собой мишень для критики своих оппонентов. Тем не менее, несмотря на ярость критических высказываний и бойкот валеологических исследований со стороны серьезных научных изданий, современная валеология представляет собой широкое отечественное научно-практическое явление.

1. Апанасенко Г. Л. Валеология на рубеже веков // Валеология. – 2000. – №1.–С. 5–6.

2. Куликов В. П. Трехмерная модель здоровья. // Валеология. – 2000. – №1.–С. 15–16.

3. Лисицин Ю. П. Теоретические и методологические проблемы образа жизни // Комплексные социально-гигиенические исследования. – М. – 1988. — Вып. 6. — С. 5–12.

5. Орехов И. И. Здоровье – системный показатель качества человека // Совещание по философским проблемам современной медицины. – М., 1998. — С. 93–101.

7. Хруцкий К. С. Аксиологический подход в современной валеологии. — Новгород, 2000. – 248 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector