Правовое государство. понятие, принципы и признаки правового государства

Этимология

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя на древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь». Точная же этимология слова «господь» неизвестна.

Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя».

«Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в —1478 годах или «печать Господарьства Псковского»).

Примечания

  1. Например, Словарь Фасмера, 1996, Т. 1. — С.446, 448
  2. Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А. С. — Изд-во: Городец, 2003. — С. 42.
  3. Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства. — М.: Комкнига, 2007. — 272 с.
  4. Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. — М.: Комкнига, 2007. — 368 с.
  5. Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. — М.: Комкнига, 2007. — 240 с.
  6. Claessen, H. J. M., Hagesteijn, R. R., and van de Velde, P. 2008. The Early State Today. Social Evolution & History 7(1)
  7. Список государств
  8. Оболонский А.В. Гражданин и государство: новая парадигма взаимоотношений и шаги по её институционализации // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2011.
  9. Э. Тоффлер. Третья волна. — АСТ. — 2002.
  10. Окара А. Н. Государство-корпорация как новый тренд для России, Украины и Белоруссии.
  11. Кефели И. Ф. Философия геополитики. — 2007.
  12. Харин А. Н. Государство в условиях глобализации: новые подходы // Власть. — 2013.

Чем отличается государство от общества и страны

Государство по своей сути в обязательном порядке подразумевает политическую организацию общества, поживающего на конкретно закрепленной территории. Оно представляет собой разветвленную иерархическую систему учреждений, органов и должностных лиц, наделенных властными полномочиями по управлению деятельностью общества самим обществом.

Государство как форма организации общества создается с целью упорядочения и систематизации общественной жизни населения конкретной страны при помощи законов и иных нормативно правовых актов. Поэтому государство – это не территория, а форма организации управления жизнью граждан, проживающих на территории.

Государство можно без труда опознать по двум основополагающим признакам:

  • существующему механизму организации политической власти (системе действующих на территории органов и учреждений), предназначенному для передачи и осуществлению властных полномочий, наличию правовой системы, состоящей из законов и правовых актов, обеспечивающих функционирование власти;
  • наличию суверенитета, отражающем независимость и самостоятельность относительно других государств.

Сущность государства заключается в суверенности и самостоятельности. В этом его главное отличие от страны. Страна способна располагать собственным суверенитетом, а способна быть под влиянием суверенитета другого более мощного государства (как в случае со странами-колониями).

В это же самое время страна как термин обладает в большей степени культурно-историческим и социально-экономическим наполнением, а не политическим, чем и формирует отличие в сравнении с термином «государство».

Акценты смещены в сторону рассмотрения особенностей национальной общности местного населения: его традиций, языковых особенностей, менталитета и т.п.. При наступлении ситуации стирания оформленных отличительных признаков государства страна как явление не перестает существовать.

Общество кроме организации политической власти формирует также отличительные особенности, присущие стране. От общества зависит структура национального состава, его культурные и этнические особенности, их сохранение и развитие.

Признаки

Любое ли общество можно назвать государством? Конечно же, нет, должны быть характерные черты у этого сообщества, которые подтверждают определение государства. В таком социуме члены находятся в социальном институте, который основан на традициях и законах, обеспечивающие порядок между гражданами. Среди черт данного социума:

  1. Территориальный принцип, которого придерживаются при разделении и организации населения.
  2. Присутствие в стране суверенной власти, которая независима от других стран, и самостоятельно управляет обществом. Именно независимость является признаком публичности власти.
  3. Присутствие в стране определенных людей и групп, которые занимаются управлением общества и специализируются на этом. Кроме того, они создают органы управления и различные учреждения, которые выносят решения и обеспечивают их выполнение. Т. е. в обществе есть законодательная, исполнительная и судебная власть.
  4. Обеспечивают выполнение функции государства введенные и выплачиваемые налоги, пошлины и прочие финансовые вливания, которые граждане вносят в бюджет.
  5. В социуме есть строгое разделение: исключительное право для создания законов и обязательное право их исполнения всеми членами.

Социум может сосуществовать на определенной территории, иметь связи между его членами, но никогда не стать страной.

Функции

Предназначение страны в целом заключается всего в нескольких функциях:

  • поддержание главенства и исполнения законов,
  • охрана и защита человеческих прав и свобод,
  • поиск путей преодоления существующих противоречий внутри общества и за его пределами,
  • нахождение социального компромисса внутри социума.

Именно понимание истинной цели существования державы приводит к формированию ее функций, т. е. направлений ее деятельности. Направления деятельности делятся на внутренние и внешние. К первым относятся:

  1. Экономические – выполняются через решение определенных задач, в основе которых лежит развитие основных экономических отраслей, а также создание всех условий для эффективного и полноценного развития территорий. К этой функции также относится контроль над промышленностью и производствами, а также обеспечение участия населения в этих процессах.
  2. Социальные – заключаются в создании таких внутренних условий, при которых граждане могут обеспечить себя всеми необходимыми благами. Кроме этого, страна должна позаботиться о смягчении противоречий в обществе и защите своих граждан.
  3. Охрана порядка и защита человека – держава обязана предоставлять защиту гражданам и собственности, а также обеспечивать законность и правопорядок. Одной из важнейших задач этой функции является обеспечение неприкосновенности суверенитета и борьба с преступностью.

Внешние функции заключаются в защите интересов страны перед другими державами, они включают в себя:

  1. Внешнеполитическую деятельность, которая заключается в создании и развитии дипломатических отношений с другими странами, заключение с ними взаимовыгодных договоров и принятие участия в деятельности международных организаций.
  2. Обеспечение национальной безопасности —данная функция направлена на поддержание достаточного уровня обороны общества и защиту его территорий от нападения агрессора. Это важнейшая задача по обеспечению безопасности страны.
  3. Поддержание мирового порядка. Для выполнения этой задачи обязательным условием является участие в международных отношениях и общемировой деятельности по предотвращению войн и сокращению вооружений.
  4. Взаимовыгодное международное сотрудничество – это способствует не только укреплению дружественных отношений с другими странами, но и обеспечивает государство в экономической сфере постоянной прибылью, что положительно сказывается в целом на внутреннем и внешнем его развитии.

В целом функции схожи у всех государств, а вот цели и задачи, поставленные страной в краткосрочном и долгосрочном плане, – это лишь промежуточные пункты, которые помогают выполнять ее функции перед обществом.

Государство Платона или республика Платона

Платон в своём сочинении под названием «Полития» или «Государство» высказывает свои политические взгляды, описывая совершенных и даже идеальных человека и государство.

Формирование такого государства так же невозможно, как и исполнение любых других идеалов, и философ сам признаёт, что эта идея будет недостижимой, пока люди абсолютно не переродятся.

Государство Платона так далеко от реальности, что выражение «республика Платона» употребляется для обозначения сказочной фантазии.

Платон хотел представить понятия о справедливости, характер истинного правителя и указать путь, которому нужно следовать.

Страна или государство

Слова страна (в политико-географическом её понимании) и государство обозначают близкие по смыслу, но не тождественные понятия, хотя в ряде случаев термин страна используется в качестве полного синонима государства (в таких случаях подразумевается политическая страна как территория государства). Понятие государства охватывает, в первую очередь, структуру господства, установившуюся на определённой территории и беспрерывно возобновляющуюся вследствие совместных действий людей. Напротив, понятие страны имеет более ёмкое культурно-историческое, социально-экономическое содержание, нежели политическое, в связи с чем включает в себя понятия, определяющие особенности местного национального сообщества (менталитет, обычаи, язык и т. д.). Как отмечал Д. С. Лихачёв, страна есть единство народа, природы и культуры. В связи с этим, в частности, предметом страноведения являются как территории, очерченные государственными, так и историко-географическими границами, а также предполагается, что понятие страны сохранится и в случае исчезновения в будущем государственных границ.

На практике наиболее яркими примерами расхождений между понятиями страны и государства являются колониальные империи, рассматривавшиеся в качестве суверенных государств, но не в качестве единых стран. Другим показательным примером является представление о разрушении одних государств и строительстве других на полностью или по большей части совпадающих территориях стран, сохраняющих экономическую и историко-культурную преемственность.

В то же время понятие исторической страны не требует и преемственности, хотя возможна частичная преемственность: так, исторические Нидерланды размещены в государствах Нидерланды (соответствующая по территории страна по-русски именуется Голландией), Бельгия, Люксембург и Франция. При этом не только политического, но и культурного единства исторические Нидерланды не составляют, потому что часть этой страны тяготеет к французской культуре, а часть — к немецкой и британской. Пример с Нидерландами показывает то же явление несоответствия границ и в более мелком масштабе: историческая область Люксембург (одна из исторических областей исторических Нидерландов, наравне с Голландией, Зеландией и др.) состоит из западной части, провинции Бельгии, и восточной — суверенного Великого герцогства Люксембург. Расхождения между границами государств и стран, остающиеся традиционно распознаваемыми, хотя и не отражающими существовавшего в прошлом климатического, культурного и этнического единства, могут представлять такие страны как Туркестан (сейчас в шести государствах, территории которых отличаются и климатически, и этнически), Корея (сейчас в двух государствах, в каждом из которых формируются новые социально-политические и культурные ценности), Монголия (сейчас в двух государствах, в каждом из которых формируются новые культурные ценности), Бенгалия (сейчас в двух государствах, в каждом из которых формируются новые религиозно-культурные ценности).

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.Правильный ответ: 1345

Задание 2Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Пра­во­вое го­су­дар­ство — это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан. 2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.Правильный ответ: 124

Задание 3Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ГОСУДАРСТВА

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять». Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.Правильный ответ:Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.Два других принципа правового государства:1. Верховенство права.2. Приоритет прав и свобод личности.

Теории происхождения

Наиболее известные теории:

  • Теологическая — основывается на религии. В основе этой теории лежит создание государства по воле Бога. Народ считал, что императоры — властители стран — получили свою власть непосредственно по божьей воле.
  • Патриархальная — в ее основе лежит семья. Считается, что страна образуется из семьи, а власть правительства берет основу из власти главы семейства — отца. Так как люди могут существовать только в коллективе, то они стремятся создать семью. Разрастание семейств и привело к образованию государства. Как отец стоит во главе всего семейства, так и патриарх управляет своими подданными.
  • Теория насилия связана с политическими и военными факторами. Согласно этой доктрине, страны образовываются не по причине социально-экономического развития народов, а из-за войн. Завоевания и порабощение племен, насилие привели к созданию стран.
  • Теория общественного договора — государство основалось по соглашению между людьми. В этом случае население частично отказывается от своих интересов в пользу страны, которая будет обеспечивать его права с помощью власти.
  • Материалистическая теория — связана с разделением общества на классы. После появления частной собственности население начало делиться на сословия и классы, между которыми возникали противоречия. Государство возникло как сила, которая контролирует жизнь сословий и решает возникающие конфликты.
  • Расовая теория утверждает, что страны образовались вследствие разделения людей на группы по признакам расы: язык, цвет кожи, традиции, обычаи. В последние годы эту теорию считают псевдонаучной и отожествляют с расизмом.
  • Органическая — основывается на сравнении государства с организмом. Страна, как и любое живое существо, рождается, развивается, стареет и умирает.
  • Ирригационная теория. В ее основе лежит внедрение ирригационного земледелия, которое использовали на территориях с засушливым климатом. В связи с этим появляется необходимость организации работы коллективов, что приводит к появлению властвующей верхушки. Первые государства на основе этой теории образовались на востоке.

Формы государственного устройства

Для понимания того, чем отличается страна от государства, важно помнить, что в разных формациях существуют расхождения в организации одних и тех же способов правления

Например, царская власть в дореволюционной России совершенно отличалась от правления большевиков, установившегося после известных событий семнадцатого года двадцатого столетия.

Великобритания известна тем, что управление и в наши дни находится в руках монарха – королевы, а в Соединенных Штатах Америки бразды разделены между двумя ветвями – парламентом и президентом.

Для понимания того, чем отличается страна от государства, нужно отметить, что оба формирования имеют полицию и чиновников, экономику и символику. Основное несоответствие состоит в том, что в первом случае все это не принадлежит народу и не служит для удовлетворения его устремлений и надежд.

Существуют определенные различия и в допустимых полномочиях – в некоторых государствах глава лишь представляет их, а принятие решений возложено на выборные органы. В России, например, большая часть функций управления находится в руках президента. А в Германии на аналогичном посту человек занимается приемом гостей и представительством на публичных мероприятиях, а основные решения принимает канцлер.

Развитие понимания государства

У истоков продуманной классификации форм государств стоят античные мыслители Аристотель и Платон, которые впервые описали основные формы государств. На их концепциях государства долгое время основывалась политическая и правоведческая мысль Европы. Хотя понимание выработанных ими категорий и понятий изменилось, их разработки до сих пор не потеряли своего значения.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII—XVIII вв., разрушавших абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах, в эпоху Просвещения (наиболее заметный вклад внесли Дж. Локк и Ш. Л. Монтескьё) появились понятия о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась теоретическая и политическая основа для формирования представлений о правовом государстве.

В результате перехода к индустриальному обществу были разрушены существовавшие на протяжении многих веков традиционные отношения между людьми, обострились социальные противоречия, что вызвало необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века широко используется понятие социальное государство — то есть государство, активно перераспределяющее материальные и иные блага в соответствии с принципом социальной справедливости. Оно используется в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и др., присутствует в конституциях некоторых стран.

В связи с процессами глобализации в современном мире происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три основополагающие реалии:

  • «государство-нация» («Etat-Nation») — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.

Страны без суверенитета

Крушение колониального мироустройства и построение международных отношений на принципах Организации Объединённых Наций не разрешило до конца проблемы имеющих некоторые признаки государственности несуверенных территорий. Степень самостоятельности не имеющих государственного суверенитета стран колеблется в широких пределах. Однако по большей части они являются частью государства или нескольких государств на правах заморских особо управляемых территорий (например, Британские Виргинские острова, Нидерландские Антильские острова, Американское Самоа и др.) с отличиями в гражданском статусе местного населения.

Многие народы, в настоящее время не имеющие суверенного государства, вели и ведут так называемые освободительные войны, или проявляют действия (часто террористические) других организаций. В настоящее время примером могут служить борющиеся за независимость Курдистан от Турции, Палестина от Израиля, Восточный Туркестан от Китая, а также Тибет, Страна Басков, Восточный Тимор (в последнем случае уже восстановлено государство) и др.

В одних случаях это бывшие государства, в других — страны, не имевшие государственности. Несоответствие границ стран и государств достаточно распространённое явление в Азии. Кроме того принято выделять страны разного масштаба, называя наиболее мелкие территории историческими областями (так, например, Восточный Туркестан, будучи частью Туркестана, сам состоит из двух стран: Кашгарии и Джунгарии). В то же время большое количество примеров стран вне государственных границ можно найти и в Европе: Лапландия (территория распределена между королевствами Норвегия и Швеция, Финляндской республикой и Российской Федерацией), Трансильвания (полностью входит в Румынскую республику), Окситания (часть Французской республики).

Однако в случае с государствами, объединяющими несколько стран, могут использовать нейтральные объединительные названия для синтетически образовываемой политической страны. Например, Бельгией называется политическая страна, объединяющая страну фламандцев и страну валлонов, Великобританией — англичан, шотландцев, валлийцев и ирландцев, Испанией называется политическая страна, в которую входят Кастилия, Андалузия, Каталония и др. страны (используемые языки: галисийский, каталонский и кастильский, — последний в мире традиционно называется испанским), Грузией (на грузинском языке нет точного соответствия этому слову — для грузин их страна называется Сакартвело, то есть Картвелия, — собственно Картли находится с Кахетией в восточной части территории) называют политическую страну, в которой привычно объединены восточные исторические области и западные исторические области, то есть в культурном и языковом плане допустимо говорить о двух странах — собственно Грузии или исторической Иверии (восточная часть, то есть Картли для грузин) и Колхиде или Мингрелии (западная часть, Сванетия, Мингрелия и Имеретия, в которой кроме распространившегося в последнее время литературного собственно картвельского (грузинского) используются мегрельский язык и сванский язык). Показательным примером нейтрального названия политической страны, выбранного для государства, объединяющего несколько стран, является Иран, именуемый иногда Персией, культура и язык которой доминируют в этом государстве. [источник не указан 2571 день]

Признаки любого государства

Основные признаки государства делают отличным его от других политических организаций.

Территориальная организация

Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.

Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.

Суверенитет

Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.

Суверенитет предполагает две формы:

  • экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
  • политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).

Присутствие публичной власти

Публичная государственная власть имеет политический характер. Аппарат управления обособлен от общества. Личных отношений между ними не возникает. Он руководит гражданами с помощью определенных органов: правительства, парламента, системы правосудия. Государственная власть регулирует отношения различных социальных групп, интересы которых подчас не совпадают. Она обеспечивает существование всего общества как единого целого.

Устойчивость такого механизма зависят от её легитимности, которая означает:

  • международное призвание,
  • законность, справедливое и правомерное управление,
  • поддержка населения.

Средствами обеспечения легитимности могут быть референдумы, выборы, многопартийность, уход в отставку.

Законотворчество и право на насилие

Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.

Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.

Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.

Армия

Кроме того, вооруженные силы могут использоваться при внутренних конфликтах для поддержания порядка. Они призваны не допустить возможность массовых столкновений, нарушающих равновесие общественных сил. Армия выступает гарантом стабильности существующей в стране политической системы.

Народонаселение

Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания. Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.

Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.

Символы и атрибуты власти

Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.

Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.

Примечания

  1. Например, Словарь Фасмера, 1996, Т. 1. — С.446, 448
  2. Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А. С. — Изд-во: Городец, 2003. — С. 42.
  3. Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства. — М.: Комкнига, 2007. — 272 с.
  4. Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. — М.: Комкнига, 2007. — 368 с.
  5. Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. — М.: Комкнига, 2007. — 240 с.
  6. Claessen, H. J. M., Hagesteijn, R. R., and van de Velde, P. 2008. The Early State Today. Social Evolution & History 7(1)
  7. Список государств
  8. Оболонский А.В. Гражданин и государство: новая парадигма взаимоотношений и шаги по её институционализации // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2011.
  9. Э. Тоффлер. Третья волна. — АСТ. — 2002.
  10. Окара А. Н. Государство-корпорация как новый тренд для России, Украины и Белоруссии.
  11. Кефели И. Ф. Философия геополитики. — 2007.
  12. Харин А. Н. Государство в условиях глобализации: новые подходы // Власть. — 2013.

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и установления постиндустриального общества институт государства претерпевает ряд существенных изменений. Среди учёных нет единого мнения о том, в какую форму трансформируется государство и будет ли оно существовать вообще в привычном сегодня понимании. Кроме того, можно говорить о том, что современный институт государства переживает некоторый кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

К существенной модернизации государственный институт подталкивается и изменениями в сознании людей представлений о государстве. Если ранее, практически на протяжении всей истории, государство воспринималось как нечто давлеющее над людьми, превосходящее их по силе и подчиняющее их, то сегодня происходит полный переворот этой парадигмы. Теперь само государство воспринимается как набор институтов, позволяющих обществу слаженно функционировать, служащих на благо гражданам, а политическая власть и властьимущие люди уже не представляют собой ничего заставляющего народ трепетать, произошла десакрализация государства и власти. В обществе возросло недоверие к стремительно устаревающим государственным институтам. Прокатившаяся в XX веке волна образования тоталитарных и авторитарных режимов заставляет людей настороженно следить за деятельностью государственных образований, чтобы не допустить повторения печального опыта. Инертность множества государств к современным тенденциям, их неспособность быстро подстроиться под цифровизацию — всё это приводит к кризису традиционного государства.

Одним из первых о качественных изменениях положения государства в мире начал задумываться футуролог Э. Тоффлер. В своей книге «Третья волна» он говорит о двух противоположных тенденциях, имеющих место в современном мире: с одной стороны, происходит всё более глубокая децентрализация государств, а с другой — более сильная власть переходит в руки наднациональных корпораций, в условиях чего и намечается кризис государства. Помимо этого, философ говорил и о национальном государстве, которое, по его мнению, становится пережитком прошлого и уже не имеет былых позиций на международной арене. В первую очередь, он связывал это с тем, что в рамках его теории национальное государство принадлежит к второму этапу или «волне» формирования общества, а в рамках современного общества «третьей волны» оно существовать уже не может. О кризисе национального государства говорил и Хантингтон, рассуждая об активно протекающем процессе «столкновения цивилизаций».

Другой учёный, М. ванн Кревельд, говорил о кризисе не только национального государства, но также социального и в принципе совокупности устоявшихся моделей государственных институтов. Он связывал это с рядом причин:

— в первую очередь, это возникновение транснациональных корпораций и крупных влиятельных объединений государств;

— возникновение организаций, пускай внутри государства, однако пользующихся большой автономией от него, в частности благодаря рыночной экономике и частной собственности.

О кризисе государства свидетельствует не только развитие ТНК и обособление отдельных организаций от него. Внутри самих государств активно нарождаются центры международной торговли, которые всё больше напоминают города-государства — мегаполисы. Такие крупные города как Нью-Йорк, Токио и другие, по сути, становятся всё более экономически независимыми от какого бы то ни было центра. Данная тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Помимо этого, существует и активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций как следствие порождает множество гибридных образований, являющихся объединениями государственных и негосударственных структур с целью более эффективного взаимодействия.

Кроме вышеперечисленных, существуют и теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, учёные, работающие в данной парадигме, делают вывод о том, что в будущем будет существовать единая планетарная цивилизация, и государства в привычном смысле, в том числе и, безусловно, национального, просто не будет в привычном понимании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector