Самосознание личности — это что такое в психологии?

Особенности самосознания личности

В работах С. Рубинштейна выделены следующие признаки самосознания:

Избирательность

Далеко не все переживаемое индивидом, отражаясь в его сознании, откладывается в его психической автобиографии. Квинтэссенцию самосознания составляют лишь те мысли и чувства, которым он отдал все силы своей души и которые крепко вплелись в канву его жизнедеятельности.

Социальная проекция

Важнейшей особенностью самосознания личности является отведение в нем определенного места общественному статусу. Каждый человек воспринимает себя как существо социальное, наделенное определенными функциями. Поэтому нельзя рассматривать Я-концепцию индивида в отрыве от осваиваемой им общественной ниши.

Зависимость от самопознания

Самосознание – это не зеркальное отражение бытия личности. Оно не всегда является адекватным, то есть соответствующим объективной реальности. Мотивы собственных поступков, объясняемые себе и другим, – даже когда человек старается быть искренним, – могут расходиться с истинными побуждениями.

Таким образом, самосознание – продукт не столько переживаний, сколько познания себя: самонаблюдения и самоанализа. От глубины этих процессов зависит адекватность самооценки личности, а значит, надежность ее самозащиты и эффективность саморегуляции.

Структура и функции самосознания

Относительно структуры понятия в психологии также нет единого подхода, рассматривается несколько альтернатив.

Так, в работах В.С. Мухиной в составе самосознания просматриваются: идентификация человека с собственным имением и физическим телом, половая принадлежность, самооценка и притязания на оценку со стороны социума.

В.С. Мерлин несколько иначе видит структуру понятия и включает в него:

  • Понимание личностных психических характеристик.
  • Осознание «Я» как активного субъекта.
  • Признание тождественности личности.
  • Оценку собственных психических качеств с точки зрения моральных и этических правил.

В.В. Столин определяет следующие части самопонимания: самооценка, создаваемый образ самого себя (тело, эмоции, чувства), конфликтная сущность своего «Я».

Обобщая имеющиеся концепции, структуру самопознания можно представить следующим образом:

  1. познавательная часть – осознание человеком всех сторон собственной личности;

  2. самооценка – отношение человека к своим характеристикам, как физическим, так и духовным, эмоциональным;

  3. саморегуляция – способность человека на основе знаний о себе, контролировать, регулировать и корректировать свое поведение и поступки.

Дополнительно к разным периодам жизни в структуру самопонимания также входят:

  • «Я» сегодняшний. Это представление о своей личности в текущий момент времени, осознание своего положения в реальности. Мы оцениваем существующие социальные роли: какой я работник, муж, отец и т.д. Если идеальный образ и реальный не совпали, возможно возникновение переживаний.
  • «Я» желаемый. Это представления человека об идеальном образе, к которому он стремится. В этот компонент входят: потребности, мечты и желания. Именно это «Я» является основным мотиватором к продуктивной деятельности.
  • «Я» предыдущее, включающее оценку себя в прошлом. Если в ранние периоды жизни у человека были неприятные или болезненные моменты, это может препятствовать реализации потребностей в будущем.

Все перечисленные компоненты самосознания связаны между собой и влияют друг на друга.

Функции

Самой важной функцией самосознания является саморегуляция. Поскольку мы себя полностью идентифицировали, осознали ресурсы (положительные и отрицательные характеристики, потенциал, возможности), понимаем потребности и желания, он может действовать в направлении к созданию своего идеального образа

Когда личность заблуждается относительно собственных нужд или неадекватно оценивает имеющиеся возможности, то удовлетворения от своей деятельности она не получит. Либо устремится в неверном направлении, либо для исполнения желания не хватит сил и потенциала. В том и другом случае неизбежны разочарования и возникновение фрустраций (сильные переживания из-за несбывшихся надежд, ожиданий).

Саморегуляция убережет человека от бессмысленной траты сил и времени на ненужные цели.

Следующая функция самопонимание – это формирование индивидуальности. Личность всегда уникальна, каждый из нас неповторим. Только мы сами знаем, какие чувства проживаем, как реагируем на трудности и препятствия, наша боль – это только наша боль.

Мы имеем право на собственное восприятие жизни, личное мнение и хотим нести ответственность за поступки. Индивидуальность, уникальность приходится отстаивать в течение всей жизни.

Среди основных функций — определение личных границ, самозащиты. Мы учимся выстраивать свое поведение таким образом, чтобы меньше испытывать токсичного влияния со стороны окружающих. Неординарные личности часто подвергаются остракизму (гонениям) в обществе. Необычные способности и внешность, собственный взгляд на вещи, отличный от общепринятого, часто делают человека «белой вороной», которую собратья пытаются заклевать. Осознанное чувство покоя и уверенности в себе позволяют выстраивать крепкую линию защиты.

К примеру, если человек любит свое тело, он не станет гнаться за навязанными стандартами красоты, если считает аморальным делать подлости, не будет делать карьеру, «подставляя» коллег, даже если так принято в коллективе и т.д.

В психологии есть такой прием. Если вы уверенны в своей правоте, живете согласно выработанным принципам, то в случае нападок представьте себя резиновым шариком, который никто не сможет ущипнуть. Лучше потерять токсичное окружение, чем самого себя.

Понятие самосознания

В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.

В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я».

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Самосознание и его функции 480 руб.
  • Реферат Самосознание и его функции 260 руб.
  • Контрольная работа Самосознание и его функции 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:

  • овладение собственным телом;
  • возникновение произвольных движений;
  • самостоятельное передвижение и самообслуживание;
  • постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
  • принятие оформленного самосознания.

Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте. Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».

Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.

Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.

Замечание 1

Наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни.

Самосознание и развитие личности

Самосознание личности не является качеством, присущим человеку при рождении. Оно проходит долгий период эволюции и усовершенствования. Тем не менее, первые зачатки идентичности наблюдаются в младенческом возрасте. В целом, развитие самосознания личности проходит несколько последовательных стадий, которые символично можно разделить на следующие:

1 стадия (до года) — выделение ребенком себя от мира людей и предметов. Поначалу он не выделяет себя среди окружающих, не отличает собственные движения от тех, что осуществляются родными при уходе за ним. Игры – первое время с ручками и ножками, а затем с объектами внешнего мира, которые указывают на первичное различение ребенком активной и пассивной собственной роли в моторной деятельности. Этот опыт дает ребенку возможность осознать собственный потенциал. Возникновение и развитие детской речи имеет особое значение. Это фактически вливает его в сферу отношений с окружающими людьми.

2 стадия (1-3 лет) – ознаменовывается напряженным и значительным психическим развитием. Самосознание личности ребенка связано с порывами к выполняемым действиям и координированием их во времени. Противопоставление себя окружающим зачастую негативное. Именно с этого, несмотря на не безупречность и неустойчивость этих первых форм мотивации, начинается различение духовного «Я» ребенка.

3 стадия (3-7 лет) – развитие осуществляется плавно и равномерно. На третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, желает испытать собственную независимость и противопоставить себя окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности приводят к ряду конфликтов с окружающими.

4 стадия (7-12 лет) — продолжают накапливаться резервы, и процесс самосознания происходит без ощутимых кризисов и скачков. Отмечаются яркие и существенные изменения в сознании, связанные, прежде всего, с изменениями социальных условий (школа).

5 стадия (12-14 лет) — ребенок вновь начинает интересоваться собственной личностью. Развивается новый кризис, когда ребенок стремится отличаться и противопоставлять себя взрослым. Ярко выражено социальное самосознание.

6 стадия (14-18 лет) — имеет особую значимость, поскольку именно здесь личность поднимается на новый уровень и сама неизмеримо влияет на дальнейшее становление самосознания. Найти себя, собрать знания о собственной идентичности является первостепенной задачей. Это знаменует начало зрелости.

Связь с бессознательным

Сознание может воздействовать на процессы обработки информации, которые протекают в бессознательном. Они не подчиняются логике, но обладают большей мощностью. Бессознательное помогает решать творческие задачи. Начало анализа проблемы спонтанно. Когда в подсознании накапливается достаточно информации, начинается ее обработка. В результате появляется решение, которое из области бессознательного переходит в область сознания. Этот процесс можно расценивать как проявление интуиции.

Некоторые типы задач решаются на сознательном и бессознательном уровне. Как именно задача переходит из низших сфер психики в высшую, психологам не известно. Согласно теории Я. Пономарева, это древний механизм, сформировавшийся эволюционно. Связь с бессознательным компонентом неразрывна. В обычном состоянии человек не может определить, какое решение пришло из подсознания, а какое было сформировано в высшей части психики.

Если бессознательное не подчиняется контролю, индивид утрачивает способность регулировать свое поведение. Все скрытые, низменные желания становятся доминирующими. Личность теряет социальные навыки, ее развития откатывается до уровня ребенка двух лет. Он эгоистичен, не способен на компромиссы, часто становится опасным.

Точка зрения Юнга

Исследованию самосознания в психологии свое время посвятили многие ученые. Наиболее популярной является теория Юнга. По его словам, самосознание основывается на противопоставлении сознательной и бессознательной деятельности. Психика характеризуется наличием двух уровней самоотображения.

На первом располагается самость. Она участвует как в сознательных, так и в бессознательных процессах. На втором уровне находятся мысли о себе. Индивиду пытается осознать собственные ощущения и эмоции. Все это, по мнению Юнга, является продолжением самости.

Виды самосознания

Самосознание – более общая категория. Выделяются такие уровни, формы и виды самопознания (они в разных степенях проявляются у различных людей):

  1. Самоконтроль. Это управление своими мыслями и действиями на основе требований общества и личных целей.
  2. Самопознание – это пища для остальных составляющих самосознания. В результате этого процесса человек понимает, какие у него цели, ценности, мотивы. На их основе осуществляется самоконтроль. Например, достижение любой цели требует избавления от сиюминутных удовольствий. Чтобы оградить себя от вредного, но приятного, нужен самоконтроль. Сначала предстоит осознать, зачем так страдать в краткосрочном временном отрезке. Пример самопознания – медитация, когда происходит постоянное наблюдение за собой.
  3. Самооценка – определение человеком меры своих способностей достичь цели, качества выполненных действий, значимости совершенных им поступков и прочее. Она не всегда является обязательным компонентом самосознания в текущий момент времени. Например, человек может наблюдать за своим внутренним миром непосредственно, не оценивая свои мысли, эмоции.
  4. Самопринятие.

Прояснение внутреннего мира

Самопознание, как основа самосознания, совершается в результате:

  1. Анализа последствий собственных поступков и взаимоотношений с другими людьми. Человек сравнивает свои действия с общественными нормами, в результате он определяет свое поведение как правильное или неправильное, полезное или вредное.
  2. Анализа чужих оценок, т.е. как оцениваются поступки другими людьми.
  3. Наблюдения за своим внутренним миром. Оно может осуществляться как непосредственно в момент деятельности или общения с другими людьми, так и вследствие анализа воспоминаний.

Самопознание по Варламовой – это творческий поиск при решении личностных трудностей.

Структура самосознания

Самосознание состоит из таких элементов как:

  • осознание текущих и отдалённых целей, понимание собственных мотивов;
  • осознание своих имеющихся и желанных качеств;
  • когнитивное представление о себе (взгляд со стороны);
  • эмоциональное представление о себе.

Можно условно разделить самосознание на две составляющих: познание себя и отношение к себе. Когда человек мысленно высказывает мнение о себе, своих способностях, нравственных качествах или текущем состоянии, он предстаёт одновременно в виде субъекта и в виде объекта. Для обозначения этих сторон используются термины «Я» (или «Я-субъект») и самость (или «Я-объект»).

«Я» обладает способностью наблюдать за самостью, давая оценку чувствам, мыслям, мотивам и поступкам. Помимо прочего, «Я» наблюдает и за собственной склонностью наблюдать. Самость же рассматривается многими исследователями как механизм, заставляющий личность стремиться к достижению максимума своих возможностей.

Самосознание – это достаточно сложная система, которую для лучшего понимания можно условно разделить на 4 уровня:

  1. Непосредственно-чувственный. Данный уровень включает собственные переживания, эмоции, чувства и желания – минимальный набор, необходимый для самоидентификации личности.
  2. Целостно-образный (личностный). На данном уровне личность ощущает потребность быть лучше, действовать, совершенствоваться.
  3. Интеллектуально-аналитический (рефлексивный). Данный уровень подразумевает наблюдение за собой, своими мыслями и желаниями, а также рефлексию и самоанализ.
  4. Целенаправленный деятельный. Здесь объединяются все три предыдущих уровня, и человек использует полученные наблюдения для самоконтроля, самовоспитания, самосовершенствования и других действий, необходимых для достижения «Я-идеального».

Также в структуре самосознания можно выделить 3 пласта, связанных с тем, как человек воспринимает себя со стороны и как видит собственную роль в обществе:

  1. Восприятие самого себя.
  2. Восприятие окружающих.
  3. Понимание того, как его воспринимают окружающие.

Самосознание личности в психологии

В психологии не выработано единой концепции понимания самосознания, поскольку оно является сложным и многогранным. В качестве синонимов могут использоваться такие термины как «самоидентичность», «я-концепция» (one’s self-concept), «самость».

Понятие самосознания ввёл в психологию советский психолог и философ Сергей Рубинштейн, описав его как возможность понимать себя и окружающих, воспринимать структуру взаимоотношений между людьми.

Исследования в данной сфере проводил также Лев Выготский, который выяснил, что самосознание начинает формироваться в раннем детстве и окончательно оформляется у подростков в процессе взросления. Он указал на то, что для формирования самосознания необходима способность размышлять, которая у ребёнка формируется примерно к 7 годам. Поэтому дошкольникам очень сложно оценивать любые ситуации с какой-либо другой точки зрения, кроме собственной.

Советский психолог Вольф Мерлин выделяет следующие элементы, определяющие самосознание личности:

  • понимание своих эмоций;
  • осознание себя в качестве субъекта;
  • способность отличать себя от других субъектов;
  • наличие самооценки.

В современной психологии выделяют такие критерии самосознания:

  • социальная и материальная обособленность личности от окружения;
  • осознание контроля над своими действиями и мыслями;
  • попытки примерить на себя качества других людей;
  • способность понимать свои мотивы, желания и потребности;
  • осознание особенностей своего характера и своей личности.

В качестве одного из ключевых пластов самосознания психология рассматривает отношение человека к окружающим. Всего выделяют четыре уровня такого отношения:

  1. Эгоцентрический. Отношение к окружающим у человека формируется на основании их отношения к нему. Данный уровень естественен для детей, но нередко встречается и у взрослых.
  2. Группоцентрический. Человек положительно относится к своей группе, считает других её представителей «правильными». В зависимости от обстоятельств понимание человеком своей группы может сужаться или расширяться (семья, друзья, коллектив, город, нация, все люди).
  3. Просоциальный. Данный уровень отношения подразумевает, что каждый человек представляет ценность, независимо от наличия у него преимуществ и недостатков.
  4. Эстохолический. На данном уровне личность рассматривает каждого человека как часть духовного мира. Основными ценностями являются гуманность, милосердие, уважение и терпимость.

Чувство национального самосознания

Чувство национального самосознания — это комплекс идей, включающих определённые взгляды, которые выражает человек (как осознанно, так и неосознанно, порой стихийно). Эти взгляды касаются его принадлежности к той или иной этнической группе.

Кроме личной принадлежности к нации, для людей, глубоко интересующихся историей своего народа, характерны любовь к краеведению и чувство гордости, испытываемое по причине своей причастности к конкретной национальности.

Чувство национального самосознания формируется у человека с раннего детства, когда он постоянно слышит из уст близких людей язык, который становится для него родным. Семья — первый источник формирования национального самосознания. В дальнейшем на него оказывают большое влияние обучение в школе и других учебных заведениях, природа, обычаи и традиции родного края. Немаловажную роль играет и уровень патриотического воспитания, принятый в государстве или стране.

Как уже было отмечено в определении, компоненты, с помощью которых человек выражает свою причастность к этнической группе, бывают осознанными и неосознанными, иными словами — рациональными и эмоциональными. Под рациональными компонентами понимают комплекс логических связей: например, индивид чётко знает, к какому народу он принадлежит, потому что он родился в конкретной стране и семье. Что касается эмоциональных компонентов, речь идёт о переживании некой личной сопричастности к другим представителям своей национальности. Оно происходит спонтанно и не всегда поддаётся сухим логическим определениям.

Структура и функции самосознания

Самосознание формируется с раннего возраста человека. И имеет свое структуру и функции, которые имеют влияние на развитие речи, двигательной деятельности, самостоятельности.

Самосознание состоит из самопознания, которое отвечает за самонаблюдение и самооценку, самоконтроля или саморегуляции и самосовершенствования.

Представители школы Д.Н. Узнадзе – А.А. Налчаджяна поддерживают теорию, которая сконцентрирована вокруг «Я». Представители этой школы разделяют «Я» на компоненты: «Я» – центр личности и ее самосознания, «Я» — концепция личности или собственное самосознание, ситуативные или оперативные «Я» образы, свойства личности.

Приспособление индивидуума к окружающей среде и обстановке обеспечивается за счет самосознания. Эта функция способствует воплотить желания человека в жизнь, проанализировать поступки и оценить результат и оценить себя.

Принятие или непринятие внешних факторов, анализ одной и той же ситуации по- разному, поиск смысла жизни, стремление к самореализации, взаимоотношение с окружающими, социальное поведение – это всё функции нашего самосознания.

Изучая себя, работая над своим поведением и самосознанием, человек сможет осознать свою уникальность и индивидуальность.

Как формируется самосознание

Советский и российский психолог Валерия Мухина подробно описала процесс формирования самосознания у ребёнка. Рассмотрим основные аспекты, показанные в её работах.

1. Осознание своего имени

Имя – важная составляющая самосознания. И для ребёнка именно представление о собственном имени становится одним из первых элементов самосознания. Он постоянно слышит это имя от родителей и постепенно начинает отождествлять себя с ним. Впоследствии оно помогает ему выделять себя, идентифицировать себя как личность. Позже он узнаёт, что у него есть фамилия и отчество, отчего конкретизация усиливается.

Потом у ребёнка появляются прозвища, он учится примерять на себя роли различных персонажей из детских игр. Постепенно взрослея, он может придумать себе новое имя, которое будет стремиться сделать своим, чтобы подчеркнуть собственную индивидуальность

Для некоторых подростков это настолько важно, что при получении документов они меняют имя по-настоящему

2. Осознание своего тела

Базовое представление о своём теле и его границах формируется у ребёнка примерно к 1 году. Позже он учится узнавать себя в зеркале, узнаёт, что он растёт и что его тело постоянно меняется. Он познаёт боль от ушибов и прочих физических воздействий, понимает, что своими действиями может причинять боль другим.

3. Потребность в признании

Поскольку детям свойственен эгоцентризм, ребёнок ждёт, что всё внимание всегда будет направлено на него. Постепенно он узнаёт, какие поступки считаются хорошими, а какие – плохими

И каждый раз, совершив хороший поступок, он ждёт признания и одобрения со стороны взрослых. Если взрослые неправильно реагируют на его поведение, у него могут формироваться отрицательные качества – агрессивность, склонность к обману, неуверенность в себе.

4. Половая идентификация

Несмотря на то, что дети уже в раннем возрасте понимают свою принадлежность к определенному полу, а первые симпатии между мальчиками и девочками возникают в начальных классах, настоящая половая идентификация происходит только с наступлением пубертатного периода. У них формируются стереотипы мужского и женского поведения, парни начинают считать себя мужчинами, а девушки – женщинами.

5. Представление о социальном пространстве

В течение процесса взросления у ребёнка формируется и постоянно меняется представление о социальном пространстве. Данное понятие включает условия, в которых живёт ребёнок:

  • быт и образ жизни;
  • ценности, присущие данному обществу;
  • воспитание, нормы морали;
  • религия и прочее.

В юношеском возрасте у человека возникает стремление расширить своё социальное пространство, при этом он плохо понимает, что ему нужно, поэтому склонен резко менять приоритеты и принимать импульсивные решения.

Структура самосознания и Я-концепции

В результате самопознания создается система представлений человека о себе, называемая Я-концепцией. Это достаточно устойчивое образование, зафиксированное в словесной форме. Я-концепция делится на три составляющие:

  1. Когнитивная. Сводится к осознанию человеком (верному или нет) своих характеристик на протяжении длительного периода его жизни. Например, если кто-то считает себя сильным, это не означает, что он в данный момент таскает тяжести. Просто в процессе он понял, что у него получается поднимать нелегкие предметы. Причем, возможно, он на самом деле никакой не сильный. Просто таким себя почувствовал после появления первых успехов в тренажерном зале.
  2. Оценочная. На основе осознаваемых характеристик человек анализирует их модальность.
  3. Поведенческая. Объективная составляющая «я»-концепции. Описывает то, что на самом деле получается.

Самопознание позволяет понять свою истинную личность

Интересно. Г.Е. Залесский выделяет два компонента Я-концепции: когнитивный и мотивационный. Первый определяет содержательную часть представлений о себе, второй – самооценку, цели, мотивы, эмоции человека.

Ошибки в развитии

Каждый крупный возрастной кризис нужен для того, чтобы психика претерпела изменения и улучшила свою работу. Если в этот момент что-то пойдет не так, возникнут проблемы.

На фоне этого развивается аномальное поведение

Нарушения могут проявляться в том, что индивид начинает избегать любого контакта с другими людьми. Любая социальная жизнь пугает его, ему кажется, что лучше обойтись без нее.

У него развиваются страх перемен и отказ во взрослении. Он ведет себя инфантильно, неадекватно и несерьезно

Самосознание в психологии занимает важное место как раз потому, что за счет него индивид анализирует свое состояние и поведение

При аномальном развитии у человека появляется стремление выбирать неправильные образцы для подражания. Среди них необязательно будут известные люди. В некоторых ситуациях формируется неблагоприятная Я-Концепция.

Я-Концепция проявляется в неуверенности и низкой самооценке

При таком сценарии у человека будет склонность к негативным эмоциям, асоциальности, агрессивности. Качество жизни будет низким, и произойдет постепенная деградация личности. Индивид неадекватно оценивает себя, свои поступки и не склонен к самокритике.

Самосознательность нужна для того, чтобы четко понимать свое место в жизни, анализировать действия и взаимодействовать с другими людьми. Некоторые люди называют интуицией способность предугадывать будущее, но на самом деле это всего лишь хорошее самосознание. Именно оно дает возможность индивиду воспринимать себя как отдельное от мира создание.

Многие вопросы рассматриваются в философском аспекте. Например, насколько глубоко человек может познать существование себя, и какое место, роль ему отведены. Вместе с этим понятие самосознания рассматривается в психологии как проявление работы головного мозга.

Понимание основ работы психики позволяет людям улучшать качество своей жизни. Поэтому полезно знать, что такое самосознание, его определение в разных науках, и как оно проявляется.

Самосознание и самооценка личности

Стимулом развития личности является самооценка. Она представляет собой эмоционально окрашенную оценку образа «Я», которая состоит из понятий субъекта о своей деятельности, поступках, собственных достоинствах и недостатках. В процессе социализации человека формируется способность к самооценке. Это происходит постепенно, по мере раскрытия личного отношения к действиям, основываясь на оценках окружающих и усвоения моральных принципов, вырабатываемых обществом.

Самооценку делят на адекватную, заниженную и завышенную. Люди с различными типами самооценки в одинаковых ситуациях могут вести сети себя совершенно по-разному. Они будут всячески влиять на развитие событий, предпринимая кардинально противоположные действия.

Завышенная самооценка попадается у людей с идеализированным представлением о своей важности для окружающих и значением личности, а также ценности. Такой человек переполнен гордостью и самолюбием, а потому никогда не признает собственные пробелы в знаниях, ошибки или неприемлемое поведение

Он ленив и зачастую становится агрессивным и жестким.

Очень низкая самооценка характеризуется стеснительностью, неуверенностью в себе, застенчивостью и не осуществлением своих талантов и умений. Такие люди обычно чересчур критичны к себе и ставят цели ниже тех, которых могли бы достичь. Они преувеличивают личные неудачи и не обходятся без поддержки окружающих.

У активных, энергичных и оптимистичных людей развивается адекватная самооценка. Она отличается разумным восприятием собственных способностей и возможностей, рациональным отношением к неудачам о соответствующем уровне притязаний.

Для самооценки важную роль также играет самоуважение, то есть личное мнение о себе, вне зависимости от мнений окружающих людей, и уровня компетентности человека в сильной области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector