Что такое индивидуальные различия в психологии

Содержание:

1.2. Зарождение дифференциальной психологии как науки

   Основателем дифференциально-психофизиологического направления как самостоятельной научной дисциплины считается Уильям Штерн. В 1900 г. он выпустил книгу «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии». При переиздании (1911 г.) она вышла уже под другим названием – «Дифференциальная психология и ее методические основы». Однако еще до появления этой книги Бине и Генри опубликовали в 1895 г. статью «Психология индивидуальности», где впервые были сформулированы цели, предмет и методы дифференциальной психологии. В качестве ее главных проблем авторы указали изучение природы и степени индивидуальных различий в психических процессах и выявление взаимосвязи психических процессов человека, чтобы классифицировать качества и определить среди них фундаментальные.   Сначала предметом изучения развивающейся науки стали способности и интеллект, и здесь нельзя не упомянуть американца Джеймса Маккина Кеттелла.   В 1903 г. вышла книга Томсона «Индивидуальные различия полов», в которой впервые были изложены результаты всеобъемлющего тестирования мужчин и женщин, проводившегося в течение нескольких лет. Тогда же появились исследования различий расовых групп.   Развитие измерительных техник создало экспериментальную базу для выявления индивидуальных различий (психологического тестирования), но само по себе не могло привести к возникновению дифференциальной психологии, поскольку служило всего лишь вспомогательным средством для новой науки. Нужно было перейти от рассмотрения индивидуальных и – в принципе бесконечных – количественных различий между людьми к рассмотрению типических (качественных). Следовало обратиться к тому, что не только отличает людей, но и объединяет их в группы по тем или иным признакам. Это потребовало дихотомического анализа результатов тестирования, т. е. следовало отнести людей по тем или иным признакам к полярным группам: к способным или неспособным, смелым или трусливым, вспыльчивым или выдержанным, общительным или замкнутым и т. п. Кроме того, насущным стало изучить группы людей, отличающихся по полу, расе, культуре и т. д.   Именно такой подход был свойствен У. Штерну, который рассмотрел понятия психологического типа и индивидуальности. Автора интересовала природа различий между людьми, поэтому он обратился к наследственности, климату, социальному или культурному уровню развития, образованию и другим факторам.   Нельзя не отметить, что дифференциальная психология часто сливается с психологическим тестированием и статистическими методами обработки результатов последнего

Примером этого служит книга американского психолога Анны Анастази «Дифференциальная психология: индивидуальные и групповые различия в поведении» (2001), в которой методологии тестирования и статистическим методам анализа данных уделено, с моей точки зрения, неоправданно большое внимание.   Вообще, создать типологию личности пытались много раз. Однако дифференциальная теория личности при этом развивается не поступательно (когда усовершенствуются прежние представления), а как бы вширь: каждый автор предлагает свою типологию личности, никак не связанную с типологией других исследователей

Чем является анализ в этой науке? На чем базируется?

Сравнительный анализ в психологии этого вида заключается в выявлении соотношений, сходств и различий между людьми и животными. Базируется он на данных о высшей нервной деятельности представителей животного мира, полученных в ходе специальных исследований. И, разумеется, на аналогичных сведениях о процессах психической деятельности людей.

Но только этими исходными данными анализ не ограничивается. Любое сравнительное исследование в психологии этого типа проводится с учетом исторических и социальных особенностей развития, определяющих ключевые отличия в высшей нервной деятельности людей и животных.

Иными словами, анализ в этой научной дисциплине направлен на нахождение в фило- и онтогенезе общностей и противоположностей. Разумеется, учитываются все известные факторы исторического развития, сказавшиеся на формировании человеческого разума и возникновении таких особенностей, как внятная речь, прямохождение, сложная социальная организация, трудовая деятельность и прочие.

Основные различия между антропологией и психологией

Это основные моменты, в которых психология и антропология дистанцируются. Некоторые из них намекают на то, что эти две дисциплины перекрываются в некоторых случаях и определенно то, что на практике невозможно выделить все из всего, что изучает каждый. Тем не менее, оба сохраняют свою идентичность именно потому, что это частичное совпадение далеко не так.

1. Психология основана меньше на социальном

Психология это очень широкая наука, и не все, что охватывает, связано с социальным измерением человека , Например, базовая психология или биопсихология фокусируются только на изучении личности, и если они принимают во внимание что-то другое, это несколько очень ограниченных переменных. С другой стороны, антропология всегда изучает человека как продукт общества, в котором он живет

Таким образом, он изучает способ, которым различные культуры (и их связь с биологией, в случае биологической антропологии) выражаются через разнообразие типов поведения, характерных для людей

С другой стороны, антропология всегда изучает человека как продукт общества, в котором он живет. Таким образом, он изучает способ, которым различные культуры (и их связь с биологией, в случае биологической антропологии) выражаются через разнообразие типов поведения, характерных для людей.

Может быть, вы заинтересованы: «Основные виды социологии»

2. Временная направленность расследования

Антропология всегда начинается с исторической перспективы

Предпринята попытка понять, как возникли определенные модели поведения и определенные формы выражения, принимая во внимание то, как поколения переходят от предыдущих поколений

Таким образом, антропологи почти всегда формулируют свои темы для изучения и гипотезы, которые отвечают на эти вопросы Анализировать широкие периоды времени , Это позволяет нам лучше понять те культурные или этнические особенности, которые выдерживают испытание временем.

Психология, с другой стороны, часть анализа широких периодов времени гораздо реже , Это означает, что предполагается, что часть их результатов вне времени. Фактически, большая часть исследований, на которых основаны их достижения, основана на настоящем и настоящем моменте измерения.

3. Требование универсальности

Как мы видели в предыдущем пункте, хорошая часть психологии ищет вечные открытия

Это дает нам ключ к пониманию другого различия психологии и антропологии: первое не всегда учитывает влияние культуры и он фокусируется на биологическом и генетическом, в то время как второй, хотя он может принимать во внимание физические различия между группами, подчеркивает передачу привычек, символов и обычаев, построенных коллективно и рожденных в постоянном взаимодействии с окружающая среда

Иными словами, антропология изучает человека, связанного с историческими и культурными обстоятельствами, в которых он живет, в то время как психология не должна этого делать и может также выбрать для анализа что общего у всех людей в их основных действиях за пределами интерпретаций.

4. Они используют разные методы

Психология во многом использует экспериментальный метод, который состоит в создании феномена (в данном случае психологического) под тщательным наблюдением исследователей, тщательной и объективной регистрации фактов и сравнении этих данных с данными, полученными другими людьми в что это явление не было сформировано.

Он также использует корреляционные исследования, в которых они собирают различные данные, предоставленные большим количеством людей, чтобы проанализировать эти результаты и посмотреть, как взаимодействуют переменные, какие модели поведения появляются и т. Д. Например, этот метод позволит увидеть, склонны ли люди с депрессией больше думать о самоубийстве, чем остальные, или нет.

Эти две методологии основаны на создании система переменных, очень определенных и «жестких», «заполненных» захваченной информацией , Это количественные формы обучения.

Антропология может также использовать этот вид количественных методов, но определяется скорее качественными методами те, которые не генерируют жестких схем до начала исследования, но которые в реальном времени адаптируются к тому, что наблюдается в отношении объекта исследования.

Например, когда антрополог собирается жить с племенем в джунглях Амазонки, чтобы делать заметки о том, что они видят, и брать интервью у членов клана, не следуя четкому и очень структурированному сценарию, они используют качественные методы.

Методы исследования

Существует несколько методов, которые применяют специалисты, занимающиеся развитием дифференциальной психологии.

Стандартные методы

Общенаучные методы делятся на две большие группы:

  1. Наблюдение — метод описания, суть которого заключается в том, чтоб наблюдать и регистрировать поведение субъекта.
  2. Эксперимент — опыт, который проводится для получения научных знаний. При этом проверяющие вмешиваются в жизнь наблюдаемого объекта.

У первого метода есть ряд сильных, слабых сторон. Преимущества:

  1. Восприятие человека, как целостной личности.
  2. Показывает контекст жизни индивида.
  3. Наблюдение помогает собрать множество фактов о естественном поведении личности.

Недостатки:

  1. Невозможность разделить попутные явления с сопутствующим им фактам.
  2. Результаты записываются вручную, как описание увиденного.
  3. Нет возможность повторить идентичное наблюдение, чтобы удостовериться в выбранных моментах.

У эксперимента есть один существенный плюс — его можно проводить сколько угодно раз, разрешая спорные моменты, но невозможно увидеть целостную картину личности.

К отдельному методу можно отнести моделирование. Его принцип заключается в том, что специалисты пытаются всевозможными способами воссоздать реальную ситуацию для проведения эксперимента. Результат зависит от того, насколько точно воспроизводится ситуация.

Психогенетические тесты

Специалисты выделяют две большие группы психогенных методов исследования:

  1. Близнецовые — близнецы бывают дизиготными, монозиготными. Психологи исследуют представителей близнецовых пар, чтобы узнать какие различия появляются между ними под воздействием генетики, окружающих факторов.
  2. Генеалогические — методы изучения отдельных семей по их родословным. Для изучения, исследователям необходимо составить точное генеалогическое древо.

Изучение исторических данных

Такие методы используются для изучения жизни выдающихся личностей или обычных людей. Применяется три способа исследования:

  1. Дневниковый — исследователь изучает отдельную личность, описывает этапы развития, поведение субъекта.
  2. Автобиографический — изучение людей по аудио, видеоматериалам.
  3. Биографический — метод, при котором изучается биография известных людей.

Психологические исследования

Сюда относится два популярных метода:

  1. Самооценка — пациент самостоятельно объясняет свои психические особенности, попытаться описать свое поведение. Рассказать о себе в подробностях может не каждый субъект. Многие скрывают некоторые моменты из-за стыдливости.
  2. Самонаблюдение — индивид самостоятельно наблюдает за своим поведением, делает выводы по его изменению.

Чтобы изучать каждого человека по отдельности, идеального метода нет. Психологу необходимо комбинировать их зависимо от ситуации, особенностей характера личности.

Что такое научная психология

Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.

Источники научной психологии:

  • книги, научные статьи и другие публикации;
  • эксперименты;
  • учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).

Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.

Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.

История развития отрасли

Перед изучением этого раздела психологической науки, желательно узнать, кто ввел термин дифференциальная психология. Впервые это понятие придумал психолог Уильям Стерн (1871–1938 года). В 1900 году ученый выпустил книгу, которая называлась «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии».

Огромный вклад в развитие науки внес Фрэнсис Гальтон, который был родственником Чарльза Дарвина. После него развитию направления поспособствовал его ученик Карл Пирсон. Он сделал значительный вклад в область статистики.

В период с 1960 по 1970 года возник бихевиоризм, который повлиял на разложение дифференциальной психологии. Два автора — Джон Фуллер и Боб Томпсон выпустили статью под названием «Поведенческая генетика». В ней они описали открытия в области генетики. Тем самым авторы объяснили полигенные передачи, мутации.

Жанры

  • Боевая фантастика
  • Героическая фантастика
  • Городское фэнтези
  • Готический роман
  • Детективная фантастика
  • Ироническая фантастика
  • Ироническое фэнтези
  • Историческое фэнтези
  • Киберпанк
  • Космическая фантастика
  • Космоопера
  • ЛитРПГ
  • Мистика
  • Научная фантастика
  • Ненаучная фантастика
  • Попаданцы
  • Постапокалипсис
  • Сказочная фантастика
  • Социально-философская фантастика
  • Стимпанк
  • Технофэнтези
  • Ужасы и мистика
  • Фантастика: прочее
  • Фэнтези
  • Эпическая фантастика
  • Юмористическая фантастика
  • Юмористическое фэнтези
  • Альтернативная история
  • Боевики
  • Дамский детективный роман
  • Иронические детективы
  • Исторические детективы
  • Классические детективы
  • Криминальные детективы
  • Крутой детектив
  • Маньяки
  • Медицинский триллер
  • Политические детективы
  • Полицейские детективы
  • Прочие Детективы
  • Триллеры
  • Шпионские детективы
  • Афоризмы
  • Военная проза
  • Историческая проза
  • Классическая проза
  • Контркультура
  • Магический реализм
  • Новелла
  • Повесть
  • Проза прочее
  • Рассказ
  • Роман
  • Русская классическая проза
  • Семейный роман/Семейная сага
  • Сентиментальная проза
  • Советская классическая проза
  • Современная проза
  • Эпистолярная проза
  • Эссе, очерк, этюд, набросок
  • Феерия
  • Исторические любовные романы
  • Короткие любовные романы
  • Любовно-фантастические романы
  • Остросюжетные любовные романы
  • Порно
  • Прочие любовные романы
  • Слеш
  • Современные любовные романы
  • Эротика
  • Фемслеш
  • Вестерны
  • Исторические приключения
  • Морские приключения
  • Приключения про индейцев
  • Природа и животные
  • Прочие приключения
  • Путешествия и география
  • Детская образовательная литература
  • Детская проза
  • Детская фантастика
  • Детские остросюжетные
  • Детские приключения
  • Детские стихи
  • Детский фольклор
  • Книга-игра
  • Прочая детская литература
  • Сказки
  • Басни
  • Верлибры
  • Визуальная поэзия
  • В стихах
  • Драматургия
  • Лирика
  • Палиндромы
  • Песенная поэзия
  • Поэзия
  • Экспериментальная поэзия
  • Эпическая поэзия
  • Античная литература
  • Древневосточная литература
  • Древнерусская литература
  • Европейская старинная литература
  • Мифы. Легенды. Эпос
  • Прочая старинная литература
  • Альтернативная медицина
  • Астрономия и космос
  • Биология
  • Биофизика
  • Биохимия
  • Ботаника
  • Ветеринария
  • Военная история
  • Геология и география
  • Государство и право
  • Детская психология
  • Зоология
  • Иностранные языки
  • История
  • Культурология
  • Литературоведение
  • Математика
  • Медицина
  • Обществознание
  • Органическая химия
  • Педагогика
  • Политика
  • Прочая научная литература
  • Психология
  • Психотерапия и консультирование
  • Религиоведение
  • Рефераты
  • Секс и семейная психология
  • Технические науки
  • Учебники
  • Физика
  • Физическая химия
  • Философия
  • Химия
  • Шпаргалки
  • Экология
  • Юриспруденция
  • Языкознание
  • Аналитическая химия
  • Базы данных
  • Интернет
  • Компьютерное «железо»
  • ОС и сети
  • Программирование
  • Программное обеспечение
  • Прочая компьютерная литература
  • Прочая справочная литература
  • Путеводители
  • Руководства
  • Словари
  • Справочники
  • Энциклопедии
  • Биографии и мемуары
  • Военная документалистика
  • Искусство и Дизайн
  • Критика
  • Научпоп
  • Прочая документальная литература
  • Публицистика
  • Астрология
  • Индуизм
  • Православие
  • Протестантизм
  • Прочая религиозная литература
  • Религия
  • Самосовершенствование
  • Христианство
  • Эзотерика
  • Язычество
  • Хиромантия
  • Анекдоты
  • Комедия
  • Прочий юмор
  • Сатира
  • Юмористическая проза
  • Юмористические стихи
  • Домашние животные
  • Здоровье и красота
  • Кулинария
  • Прочее домоводство
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Сделай сам
  • Спорт
  • Хобби и ремесла
  • Эротика и секс
  • Банковское дело
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Деловая литература
  • Делопроизводство
  • Корпоративная культура
  • Личные финансы
  • Малый бизнес
  • Маркетинг, PR, реклама
  • О бизнесе популярно
  • Поиск работы, карьера
  • Торговля
  • Управление, подбор персонала
  • Ценные бумаги, инвестиции
  • Экономика

Разное

Автомобили и ПДД

  • Газеты и журналы
  • Изобразительное искусство, фотография
  • Кино
  • Музыка
  • Подростковая литература
  • Театр
  • Фанфик
  • Водевиль
  • Драма
  • Киносценарии
  • Мистерия
  • Сценарии
  • Трагедия
  • Былины
  • Загадки
  • Народные сказки
  • Пословицы, поговорки
  • Фольклор: прочее
  • Спецслужбы
  • Боевые искусства
  • Военная техника и вооружение
  • Военное дело: прочее

О нюансах в названии науки

Оригинальное название дисциплины имеет англоязычное происхождение – «comparative psychology». На русский язык этот термин переводится в двух вариантах. Первый – зоопсихология. И сравнительная психология — второй. Соответственно, эти понятия являются не просто похожими, они полностью аналогичны, поскольку ими обозначают одну и ту же научную дисциплину.

Однако такой версии придерживаются не все ученые. Некоторые специалисты разделяют эти наименования, придавая каждому из них узкий специфический смысл. Иными словами, поведением животных занимается зоопсихология. И сравнительная психология, соответственно, изучает сходства и различия между поведенческими и мыслительными процессами людей и животных.

Но оригинальное англоязычное название дисциплины, возникшее в США, не разделяется на два варианта, как и сама наука. Соответственно, эти названия следует рассматривать в качестве синонимов.

Реальное соотношение житейской и научной психологии

Понятие «житейской психологии» включает в себя приобретение психологических знаний путем самонаблюдения, просмотра различных жизненных ситуаций или во время взаимодействия с окружающими людьми или средой. Восприятие мира человеком в донаучной психологии было обусловлено его повседневными занятиями и накапливанием опыта. О психических особенностях и характерах других людей было можно догадаться по их поведению и поступкам.

Противопоставление житейской и научной психологии в получении психологических знаний открыто демонстрирует основные различия между дисциплинами. В житейской психологии это было связано с размышлениями над конкретными событиями. Выводы можно было сделать довольно простые, так как найти причину происходящего казалось не так уж и сложно. Они нашли отражение в народных пословицах. Например: «Не зная броду, не лезь в воду», «Чужая душа — потемки» или «Умный не говорит все, что знает, а глупый не все знает, что говорит».

Житейская психология ограничивалась объяснениями отдельных фрагментов бытия, поэтому в психологических знаниях людей отсутствовала системность. На их мировоззрение оказывало существенное влияние отсутствие целесообразных способов изучения окружающей действительности. Но даже, несмотря на топоцентрическое содержание знаний, привязанных к месту, где обитало человеческое сообщество — род или племя, они могли быть весьма актуальными и значительными.

Их зарождение, по мнению современных психологов, было обусловлено следующими проявлениями психики:

  • эмоциональными состояниями — аффектом, страхом, фрустрацией;
  • сновидениями;
  • чертами характера — трудолюбием, самостоятельностью, правдивостью или жадностью, эгоизмом.

В отличие от житейской научная психология более всего настроена на изучение и понимание общих закономерностей жизни, учитывает факты, полученные опытным путем, занимается разработкой методов систематизированных наблюдений, моделирования, анализом документов. В научной психологии есть способы измерения психических явлений, результаты которых могут быть проверены.

Различия между физиологией и психологией

Чтобы глубже вникнуть в различия между психологией и физиологией, ниже мы увидим краткое описание характеристик этих двух дисциплин .

1. Что такое психология?

По данным Американской психологической ассоциации (APA), психология наука, которая изучает разум и поведение человека Включая как сознательные, так и бессознательные явления, чувства и мысли.

Эта дисциплина рождается с необходимостью понять роль психических функций и индивидуального и социального поведения, в то же время исследуя физиологические и биологические процессы, которые лежат в основе когнитивных функций и поведения, следовательно, его тесная связь с физиологией ,

С помощью эмпирического метода исследователи психологии изучают поведение и психические процессы, которые они включают в себя восприятие, познание, внимание, эмоции и аффекты, а также личность , выводя причинно-следственные связи и корреляции между различными психологическими и психосоциальными переменными. Хотя психологические знания обычно применяются для оценки и лечения проблем или состояний психического характера, они также направлены на понимание и решение проблем в различных сферах жизни человека, таких как академическая среда, условия труда, спорт и даже СМИ и криминалистика

Хотя психологические знания обычно применяются для оценки и лечения проблем или состояний психического характера, они также направлены на понимание и решение проблем в различных сферах жизни человека, таких как академическая среда, условия труда, спорт и даже СМИ и криминалистика.

наконец, есть целый ряд разделов психологии который посвящает изучению определенных специфических аспектов ума, познания и поведения человека. Некоторые из них:

  • Клиническая психология .
  • Когнитивная и / или поведенческая психология.
  • Психология развития.
  • Судебная психология.
  • Психология здоровья.
  • нейропсихология .
  • Социальная психология

2. Что такое физиология?

С другой стороны, физиология относится к той науке, которая посвящена научное изучение механизмов, функционирования и их взаимодействия живой системы , Более конкретно, это подразделение биологии, которое фокусируется на том, как организмы, системы органов, органы, клетки и биомолекулы выполняют химические или физические функции, которые выполняются в живой системе, независимо от того, быть человеком или нет.

Это также будет одним из основных различий между психологией и физиологией. В то время как психология традиционно ориентирована на изучение человеческого разума и поведения, физиология охватывает изучение функционирования любого живого организма .

В этом конкретном случае, учитывая, что мы проводим сравнение с психологией, мы сосредоточимся на физиологии животных, которая включает изучение функционирования организма человека.

Возможно, вас интересует: «Иван Павлов: биография этой ссылки на бихевиоризм»

Научная психология: что это

Это данные, которые накапливаются при помощи исследований, а используются как в теории, так и на практике, то есть в жизни. Дисциплина возникла в XIX веке, но жизненная мудрость накапливалась вместе с развитием общества.

Специфика научной (академической) психологии, ее отличие от житейской:

  1. Первая – это наука. Вторая – это чьи-то взгляды, итоги размышлений, анализа, самоанализа, социального взаимодействия.
  2. Научная информация тесно связаны со статистикой, математическими вычислениями, опытами, экспериментами.
  3. Научные данные всегда рационально обобщены, объяснены. Они тщательно выверены, подтверждены, не зависят от эмоций, настроений отдельного субъекта или общества. Они объективны, беспристрастны. Как правило, они отличаются более высоким культурным, интеллектуальным уровнем.
  4. Факты из науки актуальны для всего социума, они учитывают специфику тех или иных условий, отличия индивидов.

Далее рассмотрим характеристику житейской и научной психологии в сравнении.

Сравнение житейской и научной психологии

«Послушай мой совет», – говорит ваш приятель. «Я хочу поделиться своим опытом, помочь другим преодолеть эту трудную ситуацию», – говорит блогер. В обоих случаях мы имеем дело с любителями, а не профессионалами. Ключевое отличие житейской и научной психологии в том, что первая является частной, конкретной. То, что помогло одному человеку может оказаться совершенно бесполезным другому, а третьему и вовсе может навредить. Это не единственное отличие направлений. Рассмотрим их подробнее, а также поговорим о связи направлений.

Различия между житейской и научной психологией

Два типа отличаются характером знаний, содержанием и способами передачи опыта. Рассмотрим основное:

  1. Любительский тип – это опыт одного человека, со всеми его нюансами. Психологические знания имеют хаотичный характер, основаны на интуиции. Индивид получает их случайно. Опыт науки всегда систематизирован, получен в ходе специальных экспериментов, обширен для применения, отражает общие законы, закономерности.
  2. Любительские знания живут только в той сфере, где человек получил их, только в жизни этого человека. Индивид может устно или письменно передавать свои знания другим людям, но все равно это будет только его опыт, его догадки, соображения. Традиции, обряды, поговорки, афоризмы, народная мудрость, пословицы – все это примеры хранения любительской психологии. Нередко несколько источников информации противоречат друг другу. Например, на каждую пословицу можно найти «антипословицу»: «Учение — свет, а не ученье — тьма», «Век живи, век учись — дураком умрёшь». Информация из науки передается из поколения в поколение, ее преподают в университетах, она хранится в книгах. Научные знания постоянно углубляются, расширяются.
  3. Любительские умозаключения привязаны к ситуации, конкретным условиям и времени. Использовать их весьма проблематично, не каждому человеку подходит та или иная мудрость, далеко не всегда советы чужих людей работают. Наука не привязана к времени и условиям, это методики, техники, которые всегда работают. А если нужны специальные условия, то об этом всегда сказано.

Таким образом, пока один тип разносторонне и хаотично описывает те или иные явления, другой объясняет их через термины, понятия, определения, закономерности, причинно-следственные связи.

Соотношение житейской и научной психологии (кратко)

Вероятно, вы уже догадались, что оба типа тесно взаимосвязаны. Примеры связи и соотношения:

  • профессиональные исследования основаны на жизненном опыте (кто-то что-то заметил и решил обосновать, выявить общие закономерности, найти методы решения);
  • психологическая наука берет свои задачи из житейского опыта;
  • последняя проверка научных знаний – проверка жизненным опытом.

А влияет ли наука на жизнь? Безусловно. Это то, что мы обычно называем практической психологией. Речь идет обо всех техниках, методиках, тренингах, которые мы используем в жизни для ее улучшения. Все научные психологические исследования возникают на фоне актуальных проблем общества. Люди подсказывают, что им нужно – психологи стараются помочь. Согласно этому можно условно выделить три типа: житейская, научная и практическая психология. Последняя объединяет в себе два других типа.

Большинство психологов, которые получили соответствующее образование, имеют отношение к обоим типам. Кто-то выбирает только теоретическую часть, но и в этом случае он сталкивается с бытовыми проблемами людей, потому что без этого нельзя выдвинуть и проверить гипотезу. Для этого используется житейское наблюдение. В психологии это один из методов, подразумевающий проверку гипотезы или результатов исследования в реальных условиях (не лабораторных).

Таким образом, специфика научной и житейской психологии в следующем: наблюдается необходимость житейских психологических знаний для развития психологии как науки.

Различия житейской и научной психологии

Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип. Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:

  1. Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент).
  2. Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено стереотипом. Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует.
  3. Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое.
  4. Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов.
  5. Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется.
  6. Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому.

Изучаем термин «сравнительная психология». Толкования в словарях

Наука эта является одним из разделов психологии. А данное название образовано из двух греческих слов:

  • «psyche», что означает «душа»;
  • «logos», это переводится, как «учение».

Специфической особенностью рассматриваемого научного раздела, согласно толкованию, приведенному в Словаре психологических терминов И. Кондакова, является то, что специалисты исследуют эволюционные процессы в психике.

Словарь психологических терминов Оксфордского университета придает несколько иное значение названию этой науки. Согласно ему, это наука, занимающаяся исследованиями поведенческих моделей и стереотипов, рефлексов, характерных для пре

Структура и сферы психологии

Вследствие формирования психологических наук создался ряд областей, объединяющий отдельные сферы. Когнитивная психология — это наука, изучающая мышление личности, развитие когнитивных функций. Отдельная ее часть исследует бихевиоральные паттерны животных. Ее цель — выявление качеств со стандартами, характерными для людей.

Что такое психология — краткое и понятное изложение, отдельные области:

  1. Судебная. Эта область преимущественно применяется в судебной системе.
  2. Патопсихология. Исследования, касающиеся различных патологий, поведение, выходящее за рамки установленных стандартов.
  3. Клиническая. Эта сфера направлена на поиск действенных терапевтических методов при различных психических нарушениях.

Есть еще междисциплинарная область — нейропсихология

Эта сфера акцентирует внимание на осознании психических процессов, мозговой деятельности. Здесь применяются новшества компьютерных наук, нейробиологии, философии

Первостепенные приемы нейропсихологии включают:

  • раздражение, разрушение структурных связей;
  • исследования в сопоставимом анатомическом ключе.

Современная психология — это наука, изучающая человеческие возможности, ассоциирующаяся с рядом других научных направлений. Как любая дисциплина на стадии развития, психология переносит постоянные изменения, обеспечивающие ее совершенствование. Различные отрасли психологии — это науки, которые изучают законы, факты, механизмы психических явлений под воздействием определенных обстоятельств, раздражителей, исходящих извне.

Что такое психология? Получить однозначный, точный ответ на этот вопрос нелегко. Сегодня это направления объединяет более 100 дисциплин-кандидатов на звание автономных наук.

Кратко и самое главное о психологии как науке — это своего рода ядро, исследующее первостепенные принципы, механизмы, создание знаний в этой области. Цель ее фундаментальной части — становление закономерностей, обоснования приемов, способов коммуникации личности в социуме, в повседневной реальности.

Кроме базовой (фундаментальной, общей) психологии, есть также множество направлений. Наиболее комплексные и существенные из них следующие сферы:

  1. Социальная. Исследование человеческого взаимодействия в больших сообществах, этнических группах.
  2. Педагогическая. Исследование образовательного процесса, выявление воспитательных приемов.
  3. Психофизиология. Исследование взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями.
  4. Дифференциальная. Исследование личностных типологических отличий между представителями общества, определение характеристик их профессиональных качеств, темперамента, характера.
  5. Возрастная. Исследование онтогенеза, личностных характеристик, ассоциирующихся с возрастом, развитием. Эта сфера подразделяется на психологию детскую, пубертатную, юношескую, взрослую, геронтопсихологию.
  6. Медицинская. Исследование пограничных расстройств, характеристик психического формирования нездорового индивида.
  7. Патопсихология. Исследование умственных отклонений деятельности, причин, способов лечения врожденных или приобретенных мозговых нарушений, зрительных, слуховых, речевых дефектов.

Кроме указанных областей, выделяются также прикладные сферы, связанные с определенным видом человеческой деятельности. Сюда относятся психологические отрасли, как:

  • военная;
  • политическая;
  • генетическая;
  • юридическая;
  • спортивная;
  • космическая.

Основа всех психологических наук — базовое направление. Но они дифференцируются в соответствии со специализацией, приемами, применяемыми в рамках решения определенных задач.

Практическая психология — это наука, характеризующаяся активным развитием в современном мире, акцентирующая внимание на объективной характеристике, предоставлении интегральных качеств индивида. Хотя «наука жизни» психология объединяет множество отраслей, над ее принципами работают известные личности, теоретики, эта дисциплина признана относительно молодой, но активно развивающейся

Ввиду постоянного развития ее структура не перманентная, она стабильно подвергается различным изменениям

Хотя «наука жизни» психология объединяет множество отраслей, над ее принципами работают известные личности, теоретики, эта дисциплина признана относительно молодой, но активно развивающейся. Ввиду постоянного развития ее структура не перманентная, она стабильно подвергается различным изменениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector