Уровни развития способностей и индивидуальные различия

Ошибки, которых можно избежать

Иногда стремление родителей развить способности своего малыша бывает настолько сильно, что приводит к опасным крайностям. Чтобы не допустить этого и сохранить психическое здоровье малыша на пути становления его личности, избегайте следующих ошибок:

Навязывание ребенку собственных интересов и желаний. Зачастую у родителей возникает бессознательное стремление реализовать себя через своего малыша
Поэтому очень важно научиться отделять собственные увлечения от интересов крохи.
Восприятие ребенка как бизнес-проект. Безусловно, достижение ребенком высоких результатов требует от родителей вложения как большого количества моральных усилий, так и материальных средств
Не стоит ругать малыша, если он не оправдал Ваших ожиданий. В любом случае, полученный опыт будет ему полезен.
Желание иметь «удобного» ребенка. Иногда родители не замечают или намеренно игнорируют способности своего малыша, из-за того что они создают взрослым «помехи». Представьте, что ребенок разобрал клавиатуру компьютера или изрисовал красками стены в гостиной. Скорее всего, это вызовет у родителей только негативные эмоции, но при этом технические и художественные способностей детей останутся незамеченными.
Развитие только сильных сторон малыша. Если ребенок будет заниматься исключетельно тем, что у него хорошо получается, скорее всего, возникнут большие «пробелы» в других сферах деятельности. Развитие должно быть гарномичным и разносторонним.
Излишняя критика. Родители часто критикуют своих малышей из лучших побуждений

Но дети – очень ранимые существа, поэтому к замечаниям в их адрес нужно относиться с большой осторожностью. Критика может надолго отбить у крохи желание заниматься даже любимым делом.

Что такое способности?

Способности — это свойства личности, позволяющие успешно заниматься определенным видом деятельности. Они развиваются из задатков в процессе обучения и практики. Способности и задатки – не одно и то же. Способности — результат развития задатков, которые обусловлены наследственностью. Это врожденные особенности анатомии или физиологии, способствующие лучшим результатам, нежели у обычных людей. Задатки обусловлены генами, которые передаются из поколения в поколение.

В семье спортсменов запросто может родиться ребенок, который также посвятит себя спорту. Сын известного кулинара, вероятно, пойдет по стопам отца. А дочь актрисы сама со временем попробует себя на большой сцене. И, скорее всего, у нее тоже получится пробиться в этой профессии. Хотя генотип ребенка формируется под влиянием генов обоих родителей. Даже у настоящего гения может родиться не самый развитый наследник, если от матери ему достанутся менее «гениальные» гены.

Способности и задатки взаимосвязаны, но имеют разную природу. Задатки мы получаем еще до рождения, а умения нуждаются в развитии. К примеру, у кого-то задатки к альпинизму. Они не превратятся в способности, если этот человек всю жизнь проживет в степи или пустыне. Задача взрослых, как можно быстрее выявить задатки своего ребенка, чтобы помочь ему их реализовать.

На базе способностей развиваются склонности – предпочтения относительно определенных видов деятельности. То есть, чем интереснее заниматься. Склонности – важный мотивирующий фактор к развитию личности.

Следующее важное понятие – одаренность, которая зависит от сочетания разных способностей, позволяющих достигнуть вершин в определенной профессии. Одаренность не гарантирует успех, но дает возможности к его достижению

Способности в психологии занимают базовый уровень, на котором могут развиваться таланты, а в отдельных случаях, даже гениальность. Способности человека – это фундамент для его самореализации.

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

  1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
  2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа мышления – творческого, нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

Развитие способностей

Человек может развивать свои способности. Мы уже говорили о задатках как об особенностях, данных от рождения. Но всё-таки, задатки это анатомия и физиология, то есть строение коры головного мозга и нервной системы.

К примеру, у человека есть задатки музыкального слуха, значит, он способен к музыкальной памяти. А вкупе при развитии моторики, возможно ещё и овладеть музыкальным инструментом. Задаток является лишь сигналом, мерцающей маленькой светодиодной лампочкой, которая может превратиться в яркий прожектор, если заниматься в направлении развития музыкального слуха.

Уровни развития способностей:

  1. Репродуктивный. Рассмотрим на примере вокального исполнителя. Задатки петь в детстве развиваются в музыкальной школе, потом ребёнок подрастает и понимает, что ему хочется петь на большой сцене. Он начинает заниматься этим профессионально. А как? Он слушает великих исполнителей! Впитывает то, что уже отточено мастерски. То есть, выбрав эталон певческого тона, начинает подражать своему кумиру. Здесь есть разница между подражанием и копированием. Копировать значит исполнять так же, а вот на подражание необходимо накладывать собственную индивидуальность. Строение голосового аппарата у каждого уникально, и грамотный педагог по вокалу направит своего ученика по нужному руслу, выявив тембральную окраску именно его уникального звукоизвлечения. Образцом подражания навсегда останется исполнитель-кумир, а новоиспеченный вокалист перейдёт на второй уровень развития своей способности петь. При наработке опыта это получается особенно ярко.
  2. Творческий. Здесь проявляется талант и гениальность. В мире появляется что-то оригинальное. Невозможно сразу оказаться на втором уровне, минуя репродуктивный уровень.

Левитация

Левитация – это способность, позволяющая человеку поднимать свое тело над землей, то есть летать (такой дар требует большой концентрации сил и энергии). Однако чаще встречаются примеры левитирования предметов.

Средневековая левитация

Сообщения об этом загадочном явлении были известны еще со времен мрачного Средневековья. Так, Иосиф Купертинский, состоящий во Французском ордене, упоминался как «часто поднимающийся и зависавший в воздухе», вызывая шок у публики.

Левитация в Мексике

Есть сведения о том, что такие «летающие люди» могут неожиданно для самих себя переместиться на большие расстояния. Так, в октябре 1953 года на улице в Мехико оказался человек в военной форме, говоривший с прохожими на иностранном языке.

Позже выяснилось, что это филиппинец, который за несколько секунд перенесся из Манилы, где охранял дворец губернатора. Местные жители обрадовались «воздухоплавателю» и устроили ему теплый прием.

Левитация в Индии

Не всегда удачно заканчивались такие перелеты. Так, работник португальской колонии в Индии в 1655 году мгновенно перелетел на родину в Португалию. За то, что он нарушил «порядок данный богом», инквизиция решила сжечь его на костре.

Интересные факты! согласно некоторым научным исследованиям, левитация объясняется способностью отдельных людей неизвестным науке образом уменьшать свой собственный вес. Единственное, чего не могут понять ученые, каким образом это удается сделать.

Пробуйте новое

Правильно говорят: пока не попробуешь – не узнаешь, нравится тебе это или нет. Существуют тысячи хобби и интересных профессий, уйма спортивных и творческих развлечений. Бери – не хочу.

Сходите в тир – может, у вас меткий глаз? Запишитесь на мастер-класс по лепке из полимерной глины или шитью интерьерных игрушек. Совершите поход в горы и сплав на байдарках, отреставрируйте свою старую мебель, испеките замысловатый трот, свяжите шарф. Сделайте корзину из лозы, спойте песню, прокатитесь на мотоцикле. Можно продолжать бесконечно, ведь этот список неисчерпаем.

И помните – никогда не поздно узнать о себе что-то неожиданное, из таких откровений и состоит настоящая жизнь.

Возможности и способности

Эти две категории взаимно связаны друг с другом. Мозг и психика начинают работать так, что человека обязательно «тянет» туда, куда нужно. Без энергетики здесь не обойтись.

Обратимся к примерам из истории. Знаменитый полководец А.В. Суворов родился слабым и хилым ребенком, но его страстная мечта преодолела эту врожденную данность. Энергетика в хорошем состоянии даёт шанс возможностям для проявления, развития и становления способностей.

Имеющий цель, добьётся желаемого, независимо в какой семье он родился, богатой или в семье достатка ниже среднего уровня. Бесталанных людей, скорее всего, нет. Для реализации своих способностей необходим длительный самоотверженный труд.

Человек чувствует себя счастливым, когда его мозг чем-то занят. Когда есть любимое дело по способностям, есть хорошие эмоции, стремление и гармония. Любите ли вы то дело, которым занимаетесь, развивая свои способности?

Можно выделить несколько признаков развития способностей:

  • Просыпаясь, вы начинаете сразу думать об этом, подключая все резервы своего мозга к своему любимому занятию.
  • Вы не бросаете это дело, если терпите неудачи, либо появляются помехи. Влюблённый в своё занятие, наоборот, воспринимает неудачу как вызов. Бросит силы на преодоление.
  • Третий признак можно описать такой фразой: «Сел на пять минут, три часа прошло!». Чувствуя смысл жизни, часов не наблюдаешь.
  • Вы не устаёте и готовы «горы свернуть», вы влюблены в свое дело. И все ваши способности, и талант четко направлены именно в это русло. А если в компании вы скучаете от обыденных разговоров, то услышав свою тему, становитесь активным слушателем и интересным собеседником.
  • Единственным минусом в этом вопросе может быть такой признак – когда вы жертвуете в пользу своему делу общением с близкими. Но если с вами человек, понимающий вас и принимающий такого какой вы есть, то вы – счастливчик.

Состоявшаяся личность признана обществом. Гораздо важнее включенность в выбранный вид деятельности, волевые качества, умение проработать неверные психологические установки, что, в конечном счете, помогает достичь полноценной и счастливой жизни.

Концепция А. А. Реана

Обобщая наиболее известные теории, в центре внимания которых находится психологический анализ основных критериев сформированности личности, А. А. Реан предлагает рассматривать четыре базовых критерия:

  • ответственность;
  • терпимость;
  • саморазвитие;
  • позитивное мышление (положительное восприятие мира).

Последний критерий – интегративный, он реализуется не только самостоятельно, но и присутствуя во всех остальных.

Согласно концепции А. А. Реана, формирование личности не сводится сугубо к обретению автономии и самостоятельности в принятии решений. Утверждение о том, что формирование личности – это процесс, который не имеет логического завершения и никогда не прекращается, указывает на бесконечность и неограниченность возможностей самоактуализации личности. По мнению исследователя, в процессе своего развития личность преодолевает длинный путь, который включает, во-первых, формирование способности к самодетерминации, самоуправлению, подчинению одних мотивов деятельности другим (более социально значимым); во-вторых, успешную реализацию имеющихся сил, задатков и ресурсов; в-третьих, умения преодолевать ограничения собственного Я и активно осваивать более глобальные и значимые ценности.

На процесс формирования личности влияет значительное число факторов, к числу которых относятся индивидуальные (главным образом, биологически обусловленные) и возрастные особенности человека, качественные и количественные характеристики отношений с окружающими людьми (в том числе в семье), успехи в профессиональной деятельности (или их отсутствие) и т. д. Таким образом, процесс формирования личности не может быть равномерным, в связи с чем изменения характера отношений на определенных жизненных этапах носит прогрессивный характер.

Виды способностей, которые проявляются в дошкольном возрасте

В Монтессори-подходе каждый ребенок рассматривается как уникальная личность, которая имеет врожденный потенциал. Одной из первостепенных задач родителей является выявление предрасположенностей и интересов малыша. Перед тем как начать разговор о том, как это сделать, давайте разберемся, что же такое способности и чем они отличаются от таланта, одаренности и гениальности.

  • Способности – это индивидуальные психологические качества личности, которые развиваются на протяжении всей жизни человека и обеспечивают успешность выполнения определенных видов деятельности.
  • Талант – это высокий уровень развития способностей к какому-либо виду деятельности. Это понятие тесно связано с феноменом одаренности и является довольно редким явлением. Чтобы развить талант, ребенку необходимо прикладывать немало усилий.
  • Гениальность – высочайший уровень одаренности. Она встречается крайне редко и заметна невооруженному взгляду. Гениальные личности оставляют неизмеримый вклад в культурное наследие нашего общества.

Вопросом развития способностей и одаренности в дошкольном возрасте занимались многие выдающиеся психологи. Согласно одной из самых распространенных классификаций выделяются следующие виды одаренности у детей:

Общая (интеллектуальная) одаренность выражается в развитых способностях перерабатывать и усваивать информацию, высоком уровне интеллекта, познавательной потребности и мотивации

Интеллектуально одаренные дети любознательны, активны, целеустремленны, сознательны, обладают развитым оригинальным мышлением и вниманием, стремлением к экспериментированию. Сферой реализации способностей малышей являются игра, а также специфицески детские продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.).
Специальная одаренность – высокая степень успешности в какой-либо дисциплине

При этом одаренность в одной сфере (например, математические способности) не гарантирует успешность в другой предметной области (к примеру, в игре на музыкальных инструментах).

Х. Гарднер разработал теорию множественного интеллекта, где он описывает семь видов интеллекта, которые соответствуют видам одаренности.

  1. Языковая одаренность – высокая степень развитости лингвистических способностей, «игра» со словами, стойкий интерес к письму;
  2. Логико-математическая одаренность – способность к усмотрению взаимоотношений между предметами и явлениями, математическим действиям;
  3. Музыкальная одаренность – умение «чувствовать музыку», виртуозное владение музыкальными инструментами;
  4. Пространственная одаренность – способность точно воспринимать зрительные стимулы, а также манипулировать ими, развитое воображение;
  5. Физическая одаренность – отличное владение собственным телом;
  6. Интраперсональная одаренность – способность умело дифференцировать собственные эмоции, чувства, настроения;
  7. Интерперсональная одаренность – способность к распознаванию эмоций, чувств и переживаний окружающих людей, ораторские способности;
  8. Натуралистическая одаренность – интерес к природе, познанию ее законов.

Отдельно многими исследователями выделяется творческая одаренность. Именно творческие способности зачастую ярко проявляются в дошкольном возрасте.

  • Художественные способности: ребенок создает яркие образы, необычные рисунки и поделки.
  • Музыкальные способности: развитый музыкальный слух, повторение и сочинение мелодий, пение.
  • Артистические способности: малыш любит быть в центре внимания, с выражением читает стихи, рассказывает истории, передает раличные образы при помощи голоса, мимики, жестов.

Специфика одаренности в дошкольном возрасте заключается в том, что дошкольное детство является сензитивным периодом для развития интеллектуальных способностей, воображения, мышления, в связи с чем в ряде случаев создается видимость, или маска, одаренности. Если ребенок в раньше своих сверстников выучил цифры или научился рисовать домик, это еще не говорит об его талантах, так как это может быть лишь результатом обучения. Как правило, одаренность проявлятся в сильном интересе детей к определенному виду деятельности. Другая особенность заключается в том, что способности у дошкольников менее устойчивы, чем у взрослых, и могут как активно развиваться, так и угасать под воздействием окружающей культурной и социальной среды. Также очень часто можно столкнуться с рассогласованностью в психическом развитии одаренного малыша (например, высокий показатель общего интеллекта при высоком уровне развития определенного вида специальных способностей).

При каких условиях появляется дар

Дар – природная предрасположенность к экстрасенсорике передается по наследству. Потомки людей с открытыми магическими способностями (ясновидящих, предсказателей, целителей, гадалок, знахарей) одарены с натального периода. Магия проявляется у женщин рода от бабушки внучке. Но прямая передача через несколько поколений – нормальное явление. Пробуждение скрытого таланта сложно определить без глубоких познаний в родословной семьи.

Экстрасенсорные магические способности открываются и передаются по мужской линии.

Родовые особенности открываются еще в раннем детстве. Такой ребенок «видит» больше остальных, предчувствует угрозы, значимые события. Он чувствует злых, коварных людей на экстрасенсорном уровне, обладает повышенными способностями к обучению.

Сильное проявление экстрасенсорного дара случается не только по дате рождения. Толчком для открытия способностей могут послужить трагические события, психические травмы или клиническая смерть. Люди, подвергшиеся сильному эмоциональному воздействию, начинают иначе чувствовать мир, воспринимать его тоньше.

2. Сильная усталость

Вам наверняка приходилось общаться с каким-либо человеком, чья энергетика была слишком тяжела или мрачна для вас, поэтому проведя время в его компании, вы чувствуете себя физически и морально истощенным, буквально как выжатый лимон. Это означает вашу повышенную чувствительность к энергетическим полям и так называемым людям-вампирам.

Социальная характеристика личности

По внешней атрибутике и реальному позиционированию человека в обществе, в соответствии с правами и обязанностями, уровнем социальной иерархии, который занимает человек, проявляется его статус, а по манере и форме взаимодействия – роль в социуме.

Личность подразумевает способность человека выступать в нескольких социальных ролях.

Успешная бизнес-леди, по статусу – руководитель, одновременно может исполнять роль матери, жены. На социальной характеристике сказывается и принадлежность к разным социальным институтам. Религия, национальность, географическое место пребывания человека составляют совокупную характеристику личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector