Значение и виды способностей в психологии
Содержание:
- Развитие способностей личности
- Что такое Soft Skills простыми словами?
- Еще по теме «Знания, навыки, умения и привычки на втором году жизни»:
- «Хлебные» профессии для девочек
- По нижней теме (о навыках)
- Как будет выглядеть обычная школа через 30–50 лет?
- Домашние задания
- Как общаться с дочерью-подростком
- Точка после кг, м, см
- Господа кадровики, hr-специалисты и проч
- Что в 4 года должен уметь ребенок?
- Вопросы в резюме?
- Опрос для родителей (мнение специалистов по детскому возрасту тоже интересно)
- Похожие термины:
- Иные варианты
- Типы Эмпатии
- Этот материал тебе точно пригодится.
- Как правильно указать желаемую вакансию?
Развитие способностей личности
Способности в структуре личности являются ее потенциалом. Структурное строение способностей имеет зависимость от развития личности. Существует две степени формирования способностей: творческая и репродуктивная. На репродуктивной стадии развития индивид показывает значительное умение овладевать знаниями, деятельностью и реализовывать ее по явному образцу. На творческой стадии индивид способен создавать новое, уникальное. Соединение выдающихся способностей, которые обуславливают очень успешное, оригинальное и самостоятельное совершение различной деятельности носит название талант. Гениальность – высший уровень талантливости. Гениями называют тех, кто может создавать что-то новое в социуме, литературе, науке, искусстве и т.д. Способности субъектов неразрывно связаны со склонностями.
Способности личности к механическому запоминанию, ощущению, эмоциональной возбудимости, темперамента, психомоторики формируются на основе задатков. Возможности развития анатомических и физиологических свойств психики, которые обусловлены наследственностью, называют задатками. Развитие задатков зависит от тесного взаимодействия с окружающими обстоятельствами, условиями и средой в целом.
Совершенно ни к чему не способных людей не бывает. Главным является помочь индивиду найти свое призвание, раскрыть возможности и развить способности. Каждый здоровый человек имеет все необходимые общие способности для обучения и те способности, которые развиваются при определенной деятельности – специальные. Итак, главным фактором, влияющим на развитие способностей, является деятельность. Но для того, чтобы способности развивались, самой по себе деятельности мало, нужны еще определенные условия.
Способности нужно развивать с детства. У детей занятие каким-либо определенным видом деятельности должно вызывать позитивные, постоянные и сильные эмоции. Т.е. такая деятельность должна приносить радость. Дети должны чувствовать удовлетворение от занятий, что приведет к формированию стремления продолжать и дальше заниматься без принуждения со стороны взрослых.
Немаловажным в развитии способностей детей является творческое проявление деятельности. Так, например, если ребенок увлечен литературой, то для развития его способностей, необходимо, чтобы он постоянно писал сочинения, произведения, пусть и небольшие, с последующим их разбором. Огромную роль в развитии способностей младших школьников играет посещение различных кружков, секций. Не следует заставлять ребенка заниматься тем, что было интересно родителям в их детстве.
Деятельность ребенка должна быть организована так, чтобы она преследовала цели, немногим превосходя его возможности. Если дети уже проявили к чему-либо способности, то постепенно следует усложнять даваемые ему задания. Обязательно необходимо развивать у детей наряду со способностями и требовательность к себе, целеустремленность, настойчивость в стремлении одолеть трудности и критичность в суждении своих поступках и себя. Вместе с тем нужно формировать у детей верное отношение к их способностям, достижениям и успехам.
Самым главным в развитии способностей в раннем возрасте является искренняя заинтересованность своим малышом. Необходимо как можно больше уделять внимания своему ребенку, заниматься вместе с ним какой-либо работой.
Решающим критерием развития социума является воплощение способностей индивидов.
Каждый субъект индивидуален, а его способности отражают характер индивида, увлеченность и склонность к чему-либо. Однако реализация способностей непосредственно зависит от желания, регулярных тренировок и постоянного совершенствования в каких-либо конкретных областях. Если у индивида отсутствует увлеченность чем-либо или желание, то способности развить невозможно.
Что такое Soft Skills простыми словами?
Давайте разберемся, что это такое – Soft Skills. Можно сказать, что мягкие навыки помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных рабочих ситуациях. В отличие от Hard Skills гибкие компетенции мало зависят от сферы их приобретения и применения. Давайте разберем, что это такое – Cофт Скиллс, и на примерах рассмотрим, что к ним относится.
Разница между Hard Skills и Soft Skills
Приведем примеры Hard – жестких – и Soft Skills – мягких навыков.
Hard Skills |
Soft-Skills |
Умение написать читаемый код на Python. |
Способность с минимальными затратами времени и сил освоить работу в новой программе. |
Нарисовать логотип в CorelDRAW. |
Умение в конструктивном диалоге согласовать техзадание на него и сдать работу заказчику. |
Осуществлять правовую оценку договоров компании. |
Провести аудит системы работы и быстро модернизировать ее из-за изменений внешних условий. |
Из примеров жестких – Hard Skills – и мягких навыков Soft Skills отличие очевидно. Hard Skills – то, что должен уметь только профессионал в данной области. А вот «согласовывать техзадание» придется и дизайнеру, и программисту, и бухгалтеру, и маркетологу, и владельцу бизнеса, и сантехнику.
Теперь взглянем на ситуацию глазами работодателя. На вакансию претендуют два программиста:
- Первый – профессионал высокого уровня, но неконтактный.
-
Второй – среднего уровня, но способный эффективно взаимодействовать с коллегами и заказчиками.
Работодатель понимает: программиста среднего уровня можно «прокачать» до профи. А вот научить взрослого человека взаимодействовать с коллегами вряд ли получится. Отлично, когда развиты жесткие и мягкие компетенции в равной степени. Но так бывает не всегда. И Soft Skills становятся все более и более ценными из-за сложности их развития и влияния на результативность работы команды в целом.
Поэтому нужно знать, что это такое – Софт Скиллс, и представлять на примерах, что к ним относится.
Soft Skills – это не про черты характера
Не нужно путать Soft Skills с человеческими качествами. Мягкие компетенции – это не характеристики личности (добрый, умный, спокойный). Это способность самостоятельно и эффективно действовать в рамках своих полномочий.
Выражаются они глаголами:
- согласовать,
- изменить,
-
анализировать и т.п.
Развитие мягких навыков – решаемая задача. Этому может научиться и неконтактный, некоммуникабельный человек, как в сериале «Хороший доктор». Но сделать это сможет только он сам. У работодателя нет возможности ни влиять на процесс, ни помочь ему.
Например, сейчас есть онлайн-курсы по развитию гибких компетенций. Примеры таких программ в университете «Нетология»:
- Основы эффективной коммуникации
- Обучение деловой коммуникации с партнерами и клиентами
Далее рассмотрим список навыков Soft Skills, по которому понятно, что они не равны чертам характера.
Баланс Hard/Soft живой и подвижный. То, что 10 лет назад приходилось делать лишь узким профессионалам, становится гибкими компетенциями (и наоборот).
Еще по теме «Знания, навыки, умения и привычки на втором году жизни»:
«Хлебные» профессии для девочек
Навеяло обсуждением на дружественном сайте. Там ребенок хочет пойти в педагогику, но все дружно отговаривают, безденежье, нервотрепка, родители невменяемые, причем оказывается, что даже логопедия — копейки. Мне почему то всегда казалось, что логопеды хорошо зарабатывают, но я далека от педагогики, возможно и ошибаюсь. А какие профессии Вы рассматриваете, или уже рассмотрели (поступили/отучились) для своих дочерей? Для мальчиков возможностей масса, а вот девочки получается нигде не нужны особо?
По нижней теме (о навыках)
Навыки, о которых речь в этом тексте, тоже нужно формировать: все это умение говорить перед аудиторией (выход к доске), умение правильно излагать мысли, умение сосредоточиться Есть реальное образование — совокупность навыков и знаний, которое человек реально получил.
Как будет выглядеть обычная школа через 30–50 лет?
Сочинять прогнозы – дело неблагодарное. Вспомнить только фильм «Назад в будущее». Если верить сюжету, у всех подростков уже должны быть самошнурующиеся кроссовки и летающие скейтборды. А ни того, ни другого пока не видно. Но всё же давайте немного пофантазируем и представим, как будет выглядеть школа будущего. Процесс обучения Информатизацией уже никого не удивишь. Электронные дневники, позволяющие проверить оценки ребёнка через интернет. Система «Посещение и питание», благодаря которой…
Домашние задания
Знания, умения и навыки — понимаю. Умение развести костер так, чтобы не устроить пожар (и заодно пальцы не поотрубать топором) — элементарный бытовой навык, место которому в пионерском лагере или на даче.
Как общаться с дочерью-подростком
Дети растут, да, но я по своему опыту вижу, что подросток требует не меньше заботы, чем малыш – хотя кажется, ну что здесь такого, большая уже
Да, 12-летнему ребенку не нужны сюси-пуси, но нужно поговорить, поделиться своими секретами – они стопроцентно есть, и для меня очень важно, чтобы Любаша рассказывала это мне, а не кому-то еще. С подружками она будет делиться, естественно, тоже — и всего маме не расскажет
Но хотя бы большую часть я должна знать. Первый год, пока Саша была совсем…
Точка после кг, м, см
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты. — неумение выделить в ответе главное; — неумение применять знания, алгоритмы для решения задач; — неумение делать выводы и обобщения
Господа кадровики, hr-специалисты и проч
У меня достаточно много знаний, умений и навыков из этой области, есть масса реализованных проектов, плюс ещё куча всего, что я могла бы предъявить своему потенциальному работодателю.
Что в 4 года должен уметь ребенок?
И если ребенок живет такой жизнью, которая не требует от него умения завязывать шнурки, то он может и не уметь это делать:) Есть тот минимум знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть…
Вопросы в резюме?
Кучу вопросов задают в анкетах компании. Голова уже на бекрень — подскажите как лучше бы ответить.
1. В работе больше всего меня интересует__
2. Главная трудность, которая меня ожидает в новой компании, это _____
3
В моей работе наиболее важно_____
Прекрасно понимаю, надо ответить так, чтобы при собеседовании придраться и зацепится за эти слова было мало возможности. Подскажите, плиз
Опрос для родителей (мнение специалистов по детскому возрасту тоже интересно)
Ответьте, пожалуйста, какими, с вашей точки зрения, умениями и навыками должен владеть ребенок перед поступлением в школу? Мне кажется, что для разных школ эти знания и умения нужны разные.
Похожие термины:
-
Умения говорить, важны практически для всех сфер деятельности человека. Умения говорить могут развиваться, а следовательно, и оцениваться по следующим основным направлениям: 1) умения грамотно го
-
это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предм
-
представляют собой действия военнослужащего, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе военной службы. Они выступают исходными элементами целостной системы технологии рат
-
(или надпредметные, межпредметные, общеучебные, ключевые умения) — общие культуросообразные способности. В отличие от компетентностей, они обеспечивают не строго технологизированный способ дейс
-
действия, применяемые военнослужащим для реализации своих функциональных обязанностей и служебных задач в процессе воинской деятельности. Выступают исходными элементами технологии ратного тру
-
сознательное владение совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий), составляющих исследова
-
Предметные знания являются в школе основными целями обучения. В настоящее время предлагается перейти к развивающему обучению. Можно согласиться с такими предложениями, но только отчасти. Знания
-
Это группа умений, которые обеспечивают эффективность взаимодействия человека с другими людьми. Эти умения могут формироваться на всех предметах, особенно при изучении литературы, иностранного
-
основные умения исследователя в любой области знаний. К ним относятся умения: — рефлексии; — анализа деятельности; — анализа личностных качеств; — анализа связей и зависимости как внутри, так и в
-
Общеучебные умения предлагается понимать широко: умения учиться жить. Не умение жить, а умение учиться жить. Научиться жить весьма трудно, и практически невозможно. Меняется ситуация, меняются вну
-
органичный комплекс умений учителя, включающий познание собственных индивидуально-психологических особенностей, оценку своего психического состояния, а также умение осуществлять разносторонн
-
совокупность самых различных действий педагога, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности, выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о ег
-
Умения писать сегодня остаются одними из наиболее важных в обучении в школе. Они могут измеряться по следующим основным направлениям: грамотность, креативность (творческость), точность изложения
-
Проблема счета остается актуальной для современного уровня развития науки. Несмотря на наличие компьютеров, учащиеся должны научиться видеть силу цифр в объяснении закономерностей миров и польз
-
профессионально-педагогические умения,включающие установление контакта с учащимися и родителями; управление собой в ситуации педагогического общения; умение вести полемику, беседу, дискуссию; в
-
общеучебные умения, в основе которых – развитые формы мышления – анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, конкретизация и обобщение, систематизация и классификация. Основываются на надпр
-
взаимодействие уже имеющихся умений с вновь приобретенными. Если старые помогают новым, говорят о положительном переносе, если мешают – об отрицательном. Обусловлено свойство психики, облегчающ
-
составная часть общеобразовательного ядра, включающая различные коммуникативные и мыслительные навыки, умение решать разнообразные проблемы, работать с количественными и качественными данными
-
совокупность диагностических, проективных, конструктивных, коммуникативных, аналитических умений.
-
Умения, которыми должен владеть преподаватель для успешного осуществления профессиональной деятельности. В состав П. у. п. входят четыре группы умений: 1) конструктивные – связанные с отбором и ор
Иные варианты
Выбирать необходимые навыки для технических специалистов не менее просто. Основной задачей, например, для системного администратора является контроль работы всей компьютерной сети. Поэтому он должен обладать такими ключевыми умениями и навыками:
- проводить диагностику профессионального оборудования;
- мониторить возможные риски и планировать пути восстановления функционирования систем в кратчайшие сроки;
- владеть техническим английским;
- работать с крупными объемами информации.
По указанным необходимым умениям для этой должности видно, насколько специфика работы влияет на то, что необходимо указывать в резюме. Отдельно стоит отметить, что в некоторых отраслях профессиональные умения настолько тесно переплетены, что их сложно отделить.
Если вы претендуете на должность специалиста по учету, то вначале лучше ознакомиться с предъявляемыми требованиями. Примеры ключевых навыков в резюме для бухгалтера можно взять прямо из описания требований к кандидатам. Они должны:
- уметь аналитически мыслить;
- организовать работу на закрепленном участке;
- анализировать проблемы, уметь искать пути их разрешения;
- грамотно планировать;
- уделять достаточно внимания мелким нюансам и важным деталям;
- правильно расставлять приоритеты;
- уметь работать с большим количеством документов;
- уметь выделять первостепенные задачи;
- обладать навыками работы с контролирующими органами.
К сотрудникам правового отдела выдвигаются несколько иные требования. Для юриста можно указать:
- знание законодательства, принципов работы судебной системы;
- умение составлять документы, договоры;
- навыки анализа правовых документов;
- возможность работать с разнообразной информацией и быстро ее усваивать;
- знание компьютера, программ MS Office;
- коммуникативные навыки;
- умение использовать правовые базы, представленные в электронном виде;
- многовекторность (умение работать в разных направлениях);
- навыки работы с клиентами и сотрудниками органов контроля;
- способность работать с документами;
- умение организовывать работу и планировать выполнение задач.
В каждой специальности должны быть свои навыки, но вы можете выбрать что-то подходящее для вашей будущей работы из всех представленных перечней.
Дополнительным подспорьем в поиске правильных и уместных характеристик может стать такое размышление: представьте себя руководителем, которому требуются сотрудник на заинтересовавшую Вас должность. Что бы Вы ожидали от кандидата на работу?
Типы Эмпатии
Когнитивная Эмпатия
Когнитивная эмпатия, также известная как «собрание-перспективы», на самом деле вообще не кажется эмпатией. Это способность поставить себя на место другого человека и понять его возможные дальнейшие действия, при этом эмоции собеседника особой роли не играют. Этот навык очень полезен в определённых обстоятельствах, например при проведении переговоров.
Однако это так же не соответствует определению эмпатии, как «чувство», будучи гораздо более рациональным и логичным процессом. Фактически, когнитивная эмпатия — это «эмпатия мысли» вместо чувств. Можно показать когнитивную эмпатию, не испытывая при этом какого-либо дружелюбия или симпатии. Справедливости ради следует сказать, что большинство из нас всё-таки понимает, что дружелюбие как раз и является ключевой частью эмпатии.
Эмоциональная Эмпатия
Это чувство, когда вы ощущаете эмоции другого человека, в прямом смысле этого слова. Как если бы, находясь рядом с собеседником, вы бы «поймали» эти эмоции. Эмоциональная эмпатия также известна как “эмоциональное заражение”. Этот тип ближе к обычному пониманию слова “эмпатия”.
Эмоциональная эмпатия, вероятно, является первым типом эмпатии, который любой из нас чувствует ещё с детства. Её можно увидеть, когда мама улыбается своему ребёнку и ребёнок «ловит» её эмоции и улыбается в ответ. Часто происходит и менее жизнерадостная эмпатия, когда ребёнок начинает плакать, если услышит, как плачет другой ребёнок.
Существуют позитивные и негативные стороны эмоциональной эмпатии. Эмоциональная эмпатия хороша тем, что мы можем легко понимать и чувствовать эмоции других людей, например реагировать на беды наших друзей и близких
Также это очень важно для тех, чья профессия связана с уходом за людьми, например врачам и медсёстрам. Чувство эмпатии помогает им лучше взаимодействовать со своими пациентами
Эмоциональная эмпатия плоха тем, что можно стать как бы «перегруженным» этими эмоциями и, следовательно, неспособным ответить собеседнику. Это называется «перегрузка эмпатии». Те, у кого есть склонность к этому «перегрузу», должны работать над саморегуляцией и, в частности, самоконтролем, чтобы лучше управлять собственными эмоциями. Хороший самоконтроль помогает врачам и медсёстрам избежать возможного эмоционального «выгорания» из-за слишком сильного, ежедневного сопереживания.
Сострадательная эмпатия
И, наконец, сострадательная эмпатия — это то, что мы обычно понимаем под состраданием и сопереживанием: чувствуем чью-то боль и совершаем действия, чтобы помочь. Как и в симпатии, сострадание вызывает чувство заботы о ком-то, но с дополнительным желанием действия для решения проблемы. Как правило, люди, которые нуждаются в вашей эмпатии, не хотят, чтобы вы их только поняли (когнитивная эмпатия), и они, безусловно, также не ждут, чтобы вы лишь почувствовали их боль или, ещё хуже, расплакались вместе с ними (эмоциональная эмпатия). Вместо этого они нуждаются в том, чтобы вы понимали и сочувствовали тому, что они переживают, и, что самое главное, либо что-то сделали для них, либо помогли им предпринять какие-то действия для решения проблемы, что и является сострадательной эмпатией.
Этот материал тебе точно пригодится.
Сотрудникам современных отделов кадров ежедневно приходится сталкиваться с десятками, а то и сотнями анкет соискателей, проводя жесткий отбор кандидатов на ту или иную вакансию. Одним из главных критериев попадания на собеседование являются грамотно составленные ключевые навыки в резюме, примерами которых мы решили с тобой поделиться.
Чтобы положительно зарекомендовать себя перед будущим руководством, надо постараться произвести впечатление уже с самой первой строчки. И мы сейчас говорим не про твое ФИО и информацию о количестве медалей по плаванию в начальной и средней школе. Первое, на что будет смотреть твой работодатель — это профессиональные навыки, которыми ты обладаешь для выбранной тобой должности.
В этом материале мы собрали основные рекомендации для того, чтобы тебя позвали на интервью, и ты уже наконец смог реализовать себя в любимом деле.
Как правильно указать желаемую вакансию?
От работы мечты порой может отделять лишь подача резюме
Важно, чтобы желаемая должность соответствовала профессиональным навыкам специалиста. Здесь действует железное правило: на каждую вакансию приходится только 1 резюме
Пытаясь продемонстрировать широту своих познаний, можно оказаться за бортом рынка труда. Кроме того, есть и другие ошибки, которых претенденту лучше избегать.
Планируя впервые написать резюме, стоит сначала изучить доступные образцы, разобраться в правилах его составления. Главная рекомендация здесь всего одна: поставить название должности нужно вместо заголовка. То есть начинать нужно не с надписи «резюме» вверху документа, а с обозначения позиции, на которую решил претендовать соискатель. По мнению специалистов по набору персонала, варианты «не знаю, что выбрать» показывают незрелость личности человека, желающего получить работу.
Презентация своих навыков перед работодателем — второй шаг к получению вакантной должности. При просмотре резюме рекрутеры в первую очередь ищут специалистов, интересующихся определенной позицией. Соответственно, при подборе персонала сразу отсеиваются те, кто претендует на разные должности. Вынося список своих ожиданий в заглавную часть резюме, предложений можно и вовсе не дождаться.
Избежать ошибок можно, если ответственно подойти к самопрезентации. Чтобы правильно заполнить первую часть резюме, стоит с самого начала действовать по определенной схеме.
- Точно определить свою квалификацию, профессиональные навыки. Это позволит понять, насколько высокими могут быть ожидания. Наличие профильного образования, по которому нет опыта, может оказаться таким же важным, как практическая работа по специальности с изучением необходимых навыков на месте.
- Определить спектр интересующих вакансий. На каждый вариант составляется свое резюме. Лучше, если приоритетных вариантов будет не более 2-3. На многих сервисах поиска работы рекрутеры могут просматривать перечень всех заявок пользователя. Не стоит распылять сферу своих интересов от должности генерального директора до поиска вакансии курьера или офис-менеджера.
- Подготовить резюме. После названия вакансии стоит указать практические навыки в выбранной сфере, опыт работы, свои конкурентные преимущества. Не стоит перегружать резюме деталями, лучше уделить максимум внимания полноте, правильности контактных данных. Более подробно рассказать о себе вы сможете на собеседовании.