Интеракция в психологии: суть и виды

Формы межличностного взаимодействия

Как социальное существо человек не может не общаться. Даже когда писатель в уединении создает книгу, то и в этом случае предполагается общение между ним и читателем.

Формы общение выделяют такие:

  • Дружеское взаимодействие — общение на близкой психологической дистанции, которое приносит взаимное удовольствие и радость.
  • Любовь — интимное взаимодействие двух людей, приводящее к развитию обоих партнеров как личностей.
  • Взаимодействие в студенческой группе или кружках по интересам.
  • Взаимоотношения внутри рабочего коллектива.
  • Общение в группе психологической поддержки.

Отношения делят в психологии на официальные и неофициальные, личностные и деловые. Установление взаимоотношений и их развитие — тонкий процесс, зависящий от многих факторов; и в первую очередь от умения выстраивать социальные контакты.

Межличностное взаимодействие в группе сложно организовать. Здесь велика возможность распада группы; без хорошего лидера, способного сгладить противоречия и дать команде настрой на качественную совместную работу, взаимодействия не будет.

Некоторые люди могут и в деловой среде поддерживать хорошие приятельские взаимоотношения со всеми. Это люди с высоким эмоциональным интеллектом и опытом в сфере коммуникаций. Они являются социальными лидерами по своей природе и при развитии определенных качеств могут стать хорошими менеджерами.

Причины появления оптических иллюзий

Оптические иллюзии возникают в том случае, когда для этого имеется определенная причина. В качестве наиболее известных причин, которые выделяют ученые можно отметить такие моменты:

  • естественная патология восприятия, когда зрительный орган человека воспринимает идущее от объекта излучение, неверно, тем самым направляя в мозг недостоверные данные;
  • проблемы возникают в момент передачи поступивших сведений по нервным путям к мозгу;
  • мозг определяет принятый от глаза сигнал неверно и у человека появляется оптическая иллюзия.

В качестве примера таких патологий можно выделить сразу несколько интересных изображений.

  1. Иллюзия движения, когда на картинках располагаются фигуры, которые при просмотре приходят в движение и начинают пульсировать, хотя на самом деле остаются неподвижными.
  2. Зрительные искажения. В этом случае, изображение приобретает другие подробности, а не те, которые есть на самом деле. Например, буквы или линии, расположенные параллельно друг другу перестают быть таковыми.
  3. Искажение параметров объекта. Иногда люди видят кружки или квадраты одинакового размера в измененном виде. Они кажутся разными в диаметре, хотя на самом деле это не так.
  4. Иллюзия цвета и контраста. Возникает во время и составления цветных картинок. Человек видит оттенки, которых на самом деле, на изображении нет.

Межличностное взаимодействие и обучение

В процессе взаимодействия между людьми постоянно происходит расширение сферы сознания и обучение новым социальным ролям. Самое эффективно обучение происходит в юности, до 21 года, когда мозг наиболее активен.

Для развития социальной активности требуется, чтобы в школьные годы он получил воспитание, основанное на свободе выражения и поддержки активного поведения, а не пассивного.

Для развития общественной активности учащегося есть разработанная В. И. Пановым модель образовательной среды. Модель основана на убеждении ученого в том, что обучение должно исходить от уже имеющихся задатков и интересов школьника.

Уровни общения

Существует 6 основных уровней общения, которые обозначил и описал А. Б. Добрович.

  1. Конвенциональный уровень — сводиться к простому выполнению неписаных правил поведения в обществе.
  2. Примитивный. Участники не стремятся устанавливать долговременную коммуникацию, а только желают использовать возможности, которые могут друг другу предоставить.
  3. Манипулятивный. Когда один партнер в общении пытается использовать другого, менее опытного в социальных и житейских вопросах, а затем отвергнуть его общество.
  4. И при общении у субъектов коммуникации есть обоюдная заинтересованность в познании ролей другого. Это общение приятелей, которые проводят иногда время вместе и «отрабатывают» свои социальные роли, с целью их улучшить.
  5. Деловой. В этом взаимодействии люди не думают о лучшем исполнении роли или внешнем виде, они общаются с целью лучше выполнить совместную работу.
  6. Духовный уровень. Достигнув высшего уровня общения, люди могут узнать настроение друг друга по взгляду, без слов. Цель — познать глубокую сущность другого и свою, отображенную в поступках того, другого.

Уровень общения, который избирает человек, зависит от общего уровня его личностного развития и его взглядов на ценность других людей.

Определение и классификация взаимоотношений

Что такое взаимоотношения? Это сложная связь между людьми, которая появляется в результате социального взаимодействия или личностных предпочтений. Человек не может существовать без этих отношений. С детства он связан тонкой нитью с родителями, в более взрослом возрасте прибавляются друзья, учителя, любовные партнёры, начальники. В одиночестве любой представитель рода человеческого просто сойдёт с ума

Поэтому каждому из нас важно понимать суть взаимоотношений между людьми и стараться налаживать эту связь, избегая серьёзных конфликтов

Информация о взаимоотношениях будет неполной, если мы не рассмотрим их классификацию. Деление людской связи на типы нужно учитывать, чтобы правильно разграничивать общение с разными членами общества. Какие виды взаимоотношений приняты в психологии:

  1. По направлению: вертикальные и горизонтальные. Если вы что-нибудь слышали об иерархии, то понимаете, что люди не всегда находятся на одном социальном уровне взаимодействия. Ребёнок и родитель, ученик и учитель, подчинённый и начальник – всё это примеры вертикальных взаимоотношений, когда один из участников довлеет над другим по какой-либо причине. Горизонтальные отношения – это связь дружеская, супружеская, союз взрослого ребёнка и родителя. Но в чистом виде горизонтальный тандем практически не существует, ведь всегда кто-то занимает позицию лидера, а кто-то поддаётся и принимает главенство другого.
  2. По цели: деловые и личные. Каждое взаимодействие с другим человеком имеет цель. И воспитание ребёнка, и замужество, и составление контракта – всё это цели взаимоотношений между людьми. В результате людские связи делятся на деловые и личные. Деловые предполагают взаимовыгодный тандем, обычно приносящий материальные блага. Личные же несут в себе больше духовную функцию: создать семью, поддерживать друг друга, мотивировать на какие-либо действия.
  3. По эмоциональной окраске: отрицательные, нейтральные и положительные. Каждый человек вызывает у нас какие-либо эмоции. Они разнятся от событий, связанных с ним, его репутации, первого впечатления. Наш разум чётко разделяет людей на тех, кто нам нравится, безразличен или вызывает негатив. Поэтому взаимоотношения по эмоциональной окраске делятся на отрицательные, нейтральные и положительные.

Взаимоотношения могут перетекать из одного вида в другой, меняться и совершенствоваться. Связь между людьми нельзя назвать совершенно стабильной. Поэтому не стоит переживать, если вы с кем-то не в ладу. Всё ещё может измениться, было бы желание и возможность.

Виды деятельности человека

Ключевые слова конспекта: виды деятельности человека, общение, виды общения, функции общения, игра, учение, труд.

Основные виды деятельности

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

1. Общение

 Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.

По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.

При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).

Подробнее читайте в конспекте  «Общение: содержание, субъект, средства, виды»

2. Игра (игровая деятельность)

 Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.

3. Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.Обучение — это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.

4. Труд (трудовая деятельность)

 Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.

Труд имеет свойственные только ему черты:
— целесообразность;
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— практическая полезность;
— наличие результата;
— развитие человека;
— преобразование внешней среды обитания человека.

Творческая или продуктивная деятельность

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.

 Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.

 Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Другие виды деятельности

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

 Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Это конспект по математике на тему «Виды деятельности человека». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Общение
  • Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.
  • Проверить знания по Обществознанию.

Причины такого поведения людей

Патологическая ложь сама по себе не считается каким-либо психическим заболеванием, чаще всего проявляясь комплексно так называемым расстройством личности. Обычно такой человек абсолютно не понимает, что вранье наносит вред не только окружающим, но и ему самому. Чем дольше человек врет, тем больше он запутывается в «паутине» собственной лжи. Ему с каждым разом будет все тяжелее отличить реальность от фантазии, так как он осознает себя частью созданной им же самим фантастической реальности. Быть может, изначально человек делает это осознанно, боясь встретиться с реальным миром лицом к лицу или не желая принимать себя таким, какой он есть. Однако, в таком случае лжец обычно перестает развивать и улучшать себя, ведь у него уже есть куда более сладкая замена. Возникает все большая разница между реальным и выдуманным образом самого себя, что только усиливает нежелание лжеца увидеть себя настоящего.

Считается, что мифомания имеет причины в детстве. Многие дети имеют склонность фантазировать, и это абсолютно нормально, пока из простой фантазии не вырастает мифомания

Ребенок может делать это для того, чтобы получить внимание. Однако, это не означает, что чрезмерная ложь возникает только у детей с недостатком внимания

Желание получать все больше интереса к своей персоне может возникнуть и у тех, кто получал его с избытком и развил в себе завышенную самооценку. В общем можно сказать, что мифомания тесно связана с различными нарушениями самооценки. Во взрослом возрасте к этому часто подключаются страхи, связанные с реальным миром, нежелание менять свою жизнь, когда она не устраивает, а просто прятаться за ложью как за ширмой. Такие люди обычно страдают обширным списком разнообразных комплексов, но при этом не готовы самостоятельно с ними разобраться.

Почему другие на нас влияют?

Мы каждый день познаем новую информацию и обмениваемся ею с другими людьми. Вся коммуникация построена на взаимовыгодном обмене информацией. Человек боится быть изгоем, поэтому, даже неосознанно, стремится соответствовать требованиям его социальной группы.

Путешествие, встреча с новыми людьми в поезде или самолете дает нам новые ощущения, новый опыт общения. Человек может кардинально изменить предпочтение в еде, если подружится с представителем другой культуры и проведет с ним много времени. А подружившись с компанией курильщиков, человек может начать курить, поскольку психологически некомфортно в коллективе быть белой вороной. И этому есть вполне рациональное биологическое объяснение — для построения новых контактов у нас в мозгу есть зеркальные нейроны, которые помогают нам имитировать действия окружающих, понимать тем самым их «язык», и казаться «своим» в коллективе.

Что делает отношения счастливыми

  • материальное благополучие;
  • сильные эмоции;
  • социальная стабильность;
  • психологическая поддержка;
  • сексуальное удовольствие.

Каждый сам за себя

Такие отношения создаются очень быстро и также стремительно распадаются, ведь у партнеров нет никаких взаимных обязанностей. Они не готовы нести ответственность друг за друга, не стремятся понять чужие потребности. Просто так сложилось, что здесь и сейчас эти люди вместе, но если найдутся кандидаты лучше, пара расстанется.

Что же держит таких людей вместе? В первую очередь, это комфорт. Им нечего делить, они не чувствуют, что чем-то обделены – ведь ничего и не ждут от партнера. С другой стороны, как только один из них захочет большего, второй возмутится. Он воспримет это как посягательство на собственную свободу.

Ты мне, я тебе

Это самый распространенный тип отношений: большинство пар строят свой союз именно на таком взаимодействии и могут счастливо прожить вместе всю жизнь. В основе подобных браков – стандартная схема, где мужчина обеспечивает женщине материальное благосостояние, а она берет на себя заботу о быте и эмоционально поддерживает партнера. Многие из нас получают ее в наследство от родителей и воспринимают как единственно правильную и эффективную.

Недостаток отношений «ты мне, я тебе» в том, что строятся они исключительно на взаимных обязанностях, а права партнеров отодвигаются на задний план. Ты должен делать то, что должен, а заниматься самореализацией можешь в свободное от семьи время. Нередко именно жесткие рамки таких отношений и приводят к их развалу.

Если человек идет на подобную «сделку» неосознанно, просто следуя примеру брака родителей, он оказывается невольным заложником ситуации. Женщина разрывается между кухней, стиркой и уборкой, с тоской глядя на фото подружек, которые весело отдыхают на море. Мужчина терпеливо работает с девяти до пяти, чтобы обеспечить семье благосостояние, но все чаще вспоминает, что когда-то мечтал рисовать или путешествовать.

Чтобы «ты мне, я тебе» работали правильно, оба партнера должны быть одинаково готовы отказаться от собственных желаний ради семьи. Как только один из них захочет больше прав и меньше обязанностей, отношения могут рухнуть.

И мне, и себе

Одно из самых гармоничных взаимодействий между мужчиной и женщиной. Партнеры понимают и принимают то, что у них могут быть разные цели и стремления, но это не мешает их желанию быть вместе. Для них главная цель – это счастье другого человека, поэтому они готовы помогать друг другу, идти на компромиссы и уступки.

Здесь нет четко выраженных прав и обязанностей, люди по доброй воле берут на себя ответственность, потому что чувствуют, что могут с этим справиться. Но при этом и мужчина, и женщина достаточно зрелые, чтобы не перекладывать друг на друга заботу о собственном благосостоянии и эмоциональном комфорте.

Такие пары становятся идеальными партнерами не только в жизни, но и в бизнесе. Они прекрасно умеют объединять усилия для достижения общих целей. В быту, работе, воспитании детей у них нет мужских и женских обязанностей, ведь каждый из них старается на благо семьи.

Нам

Отношения «и мне, и тебе» со временем перерастают в «нам» – особый тип взаимодействия, когда достигается полная гармония и друг с другом, и с самим собой.

Тут уже даже не возникает вопроса об обязанностях, потому что люди не только хорошо знают, но и уважают чужие желания и личные границы. И самое главное – их это устраивает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector