Какие виды интенции существуют и в чем их суть

Коммуникативная интенция

Коммуникативной интенцией называется внутреннее намерение человека вступить в диалог с другим индивидом, при этом передать ему определенный посыл в конкретной форме, интонации и стиле. Здесь выделяют такие формы коммуникативной интенции, как:

  1. Порицание.
  2. Вопросы.
  3. Утверждение.
  4. Советы.
  5. Одобрение.
  6. Требовательность.

Человек вступает в диалог с окружающими с определенными мотивами, потребностями, желаниями и посылами. Он им что-то хочет сказать. На основе данного намерения и выбирается та модель общения, которую человек потом уже используется. По стилю говорения человека можно понять его внутренние намерения и посылы, с которыми он обращается к окружающим.

Коммуникативная интенция осуществляется параллельно с мысленным процессом в голове самого человека. Индивид желает оказать на окружающих определенное воздействие, поэтому использует те речевые формы, которые должны ему помочь в этом. Если собеседники будут понимать, что за словами человека стоят определенные намерения, и распознавать их, тогда удастся построить гармоничный диалог.

Порой человек прямо выражает свои мысли, а порой говорит не то, что хочет на самом деле.

Литература

на русском языке
  • Гайденко П. П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции // Современный экзистенциализм. Критические очерки / рук. авт. колл. Т. И. Ойзерман. — М.: Мысль, 1966. — С. 77—107. — 565 с.
  • Перлер Д. Теории интенциональности в Средние века. — М.: Дело, 2016. — 472 с. — ISBN 978-5-7749-1098-4.
  • Филиппович A. B. // История философии / Сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий). — ISBN 985-6656-20-6, ISBN 985-428-461-1.
на других языках
  • Brentano, Franz (1874). Psychologie vom empirischen Standpunkte Leipzig, Duncker & Humblot (Psychology from an Empirical Standpoint, Routledge, 1973.
  • Chisholm, Roderick M. (1967). «Intentionality» in The Encyclopedia of Philosophy. Macmillan. ISBN 978-0-02-894990-1
  • Chisholm, Roderick M. (1963). «Notes on the Logic of Believing» in Philosophy and Phenomenological Research. Vol. 24: p. 195-201. Reprinted in Marras, Ausonio. Ed. (1972) Intentionality, mind, and language. ISBN 0-252-00211-3
  • Chisholm, Roderick M. (1957). Perceiving: A Philosophical Study. Cornell University Press (англ.)русск.. ISBN 978-0-8014-0077-3
  • Chrudzimski, Arkadiusz and Barry Smith (2004) «Brentano’s Ontology: from Conceptualism to Reism» in Jacquette (ed.) The Cambridge Companion to Brentano ISBN 0-521-00765-8
  • Davidson, Donald. «Truth and Meaning». Synthese, XVII, pp. 304–23. 1967.
  • Dennett, Daniel C. (1989). The Intentional Stance. The MIT Press. ISBN 978-0-262-54053-7
  • Dreyfus, Georges. «Is Perception Intentional? (A Preliminary Exploration of Intentionality in Indian Philosophy).» 2006.
  • Fodor, J. «The Language of Thought». Harvard University Press. 1980. ISBN 0-674-51030-5
  • Husserl, Edmund (1962). Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology. Collier Books. ISBN 978-0-415-29544-4
  • Husserl, Edmund. Logical Investigations. ISBN 978-1-57392-866-3
  • Jacob, Pierre. . Stanford Encyclopedia of Philosophy. Дата обращения 11 сентября 2008.
  • Jacquette, Dale (2004) «Brentano’s Concept of Intentionality» in Jacquette (ed.) The Cambridge Companion to Brentano ISBN 0-521-00765-8
  • Le Morvan, Pierre (2005). «Intentionality: Transparent, Translucent, and Opaque». The Journal of Philosophical Research, 30, p. 283-302.
  • Malle, B. F., Moses, L. J., & Baldwin, D. A. (Eds.) (2003). Intentions and Intentionality: Foundations of Social Cognition. The MIT Press. ISBN 978-0-262-63267-6.
  • Mohanty, Jitendra Nath (1972). The Concept of Intentionality: A Critical Study. St. Louis, MO: Warren H. Green, 1972. ISBN 978-0-87527-115-6
  • Perler, Dominik (ed.) (2001), Ancient and Medieval Theories of Internationality, Leiden, Brill. ISBN 978-9-00412-295-6
  • Quine W. V. (1960). Word and Object (англ.)русск.. The MIT Press. ISBN 978-0-262-67001-2.
  • Sajama, Seppo & Kamppinen, Matti. Historical Introduction to Phenomenology. New York, NY: Croom Helm, 1987. ISBN 0-7099-4443-8
  • Stich, Stephen. «Relativism, Rationality, and the Limits of Intentional Description». Pacific Philosophical Quarterly, 65, pp. 211–35. 1984.
  • Williford, Kenneth. «The Intentionality of Consciousness and Consciousness of Intentionality. In G. Forrai and G. Kampis, eds., Intentionality: Past and Future. Amsterdam: Rodopi, pp. 143–156. 2005. ISBN 90-420-1817-8

Понимание мира

Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй, является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя. Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира:

  • Umwelt, букв. мир вокруг — материальный — «биологический» и «физический» мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек «заброшен» фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.
  • Mitwelt, букв. с миром — мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.
  • Eigenwelt, букв. свой мир — мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир «для меня».

Из такого понимания мира в частности следует, что реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются. Часто так происходит в научных, в том числе психологических, социологических и прочих подходах к пониманию человека.

Исследование спонтанных вестибулярных реакций

Под спонтанными вестибулярными реакциями подразумевают те, которые проявляются в отсутствие внешних воздействий. Они развиваются на фоне какого-либо патологического процесса и могут быть представлены непроизвольными двигательными реакциями или вегетативными нарушениями. К наиболее распространенным спонтанным вестибулярным реакциям относятся нистагм (непроизвольные ритмичные движения глазных яблок), расстройства координации движений и походки, неустойчивость в позе Ромберга.

Для выявления спонтанного нистагма пациенту предлагается фиксировать взгляд на пальце врача или каком-либо предмете в его руке (указке, ручке) и следить глазами за его перемещением, не поворачивая голову. Отличительной особенностью вестибулярного нистагма является наличие двух скоростей подергивания глазных яблок: в одну сторону они смещаются быстро, в другую медленно. Направление и выраженность нистагма может быть различной.

  1. Для исследования координации движений верхних конечностей применяется пальценосовая и указательная проба. При проведении пальценосовой пробы испытываемый, находясь в положении с разведенными в стороны руками и закрытыми глазами, должен поочередно указательным пальцем правой и левой руки коснуться кончика носа. Если у больного поражены правые отделы лабиринта, то он будет промахиваться влево двумя руками и наоборот.
  2. Указательная проба проводится в положении сидя, при этом руки находятся на коленях. Врач поднимает свои руки над руками пациента и выставляет вперед указательные пальцы. Обследуемый пытается дотронуться своими указательными пальцами до пальцев врача. Первый раз пациент осуществляет это с открытыми глазами. Затем повторяет- с закрытыми.
  3. Для определения устойчивости в позе Ромберга (оценка статического равновесия) больному необходимо встать, сомкнув носки и пятки, вытянуть вперед руки с растопыренными пальцами. Проба так же, как и предыдущие, выполняется поочередно с открытыми и закрытыми глазами. В некоторых случаях этот тест усложняют, например, предлагая пациенту запрокинуть голову или расположить стопы в линию одна за другой.

Важным этапом в обследовании больных с вестибулярными нарушениями является проведение различных проб с ходьбой. Это дает возможность оценить динамическое равновесие, то есть способность сохранять адекватное положение тела при перемещении в пространстве. Нарушения походки можно выявлять с помощью специальной разметки, нанесенной на пол.

  1. Обычно чертятся три линии длиной около 5 метров на расстоянии 20 см друг от друга, в центре – градуированный круг. Пациент должен ровно пройти по средней линии вперед и назад. Затем выполнить то же самое с закрытыми глазами.
  2. Еще одним вариантом исследования может быть тест с ходьбой на месте. Человек становится в центр круга и шагает на месте (50-100 шагов). По окончании пробы врач определяет расстояние и угол, на который он сместился.

Зачем нужно изучать интенцию

Изучение психологии помогает лучше познать себя и окружающих. А изучать мышление, его основу и структуру, а в случае с интенцией – и направленность, полезно, чтобы лучше понимать людей. С какими же проявлениями интенции приходится сталкиваться каждый день? Вы замечали, что некоторые персоны часто сетуют на свою неудачную жизнь? Такие люди любят жаловаться, говорить, что у них было бы все хорошо если бы не то или же не это. Собеседники порой не понимают, что они живут так, как хотят и как того заслуживают. Успешный человек не сразу приобрел свое богатство. Ему пришлось много работать, чтобы получить хорошее образование и престижное место в развивающейся фирме. Да, с виду могло показаться, что персона не прикладывает никаких усилий, но на самом деле человек работает в поте лица. Но многие привыкли судить, не зная того, что спрятано за красивой картинкой успеха. Интенция заставляет человека задумываться о том, каких трудов личности стоило подняться. Благодаря таким размышлениям человек избавляется от зависти и вдохновляется примером успешной личности.

Экзистенциальный подход в психологии

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии – направление, в котором личность человека является огромной ценностью в связи с ее уникальной внутренней картиной мира, ее неповторимостью. Экзистенциальная психология обучение простым техникам и упражнениям пациента в ситуациях обреченности и опустошенности от бытия помогает людям находить новые смыслы и выборы, выйти из позиции жертвы, когда ничего нельзя сделать для улучшения.

Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология является ответвлением гуманистической психологии, поэтому многие центральные понятия о личности человека имеют сходное описание. Гуманистическая и экзистенциальная психология основные положения:

  • открытость личности человека миру, переживание себя в этом мире и ощущение мира в себе – главная психологическая реальность;
  • природа человека такова, что он постоянно нуждается в самораскрытии и непрерывном развитии своих потенций;
  • человек обладает свободой, волей и возможностью выбора в рамках своих ценностей;
  • личность – это творческая, активная сущность;
  • жизнь отдельно взятого человека должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Личность в экзистенциальной психологии неповторима, уникальна и аутентична. Экзистенциальная психология не ставит рамки человеку, запирая его в настоящем, но дает ему расти, меняться. При описании личности экзистенциалисты пользуются категорией процессы, а не базируются как другие направления классической психологии на описании черт характера и состояния. Личность обладает свободой воли и выбора.

Методы экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология как наука должна опираться на конкретные методы, техники, эмпирические исследования, но здесь можно наткнуться на ряд противоречий. Самым основным методом является выстраивание таких отношений между клиентом и терапевтом, которые можно описать словами: аутентичность, преданность и присутствие. Аутентичность предполагает полное раскрытие психотерапевта перед пациентом для создания доверительных отношений.

Методы работы экзистенциального психолога со страхом смерти:

  1. «Разрешение терпеть» – чтобы работать с осознанием смерти, терапевт сам должен проработать свои страхи в этой области и стремиться во время терапии поощрять пациента говорить о смерти как можно больше.
  2. Работа с защитными механизмами. Терапевт подводит пациента к изменениям его представлений о смерти мягко, но настойчиво, прорабатывая и идентифицируя неадекватные механизмы защиты.
  3. Работа со сновидениями. Кошмары часто содержат в себе неосознаваемые подавляемые страхи смерти.

Проблемы экзистенциальной психологии

Основные идеи и теории экзистенциальной психологии были сведены специалистами этого направления к общему ряду проблемных областей, с которыми сталкивается экзистенциальная психология. Ирвин Ялом выделил 4 ряда ключевых проблем или узлов:

  1. Проблемы жизни, смерти и времени – человек осознает что он смертен, что это неизбежная данность. Желание жить и страх умереть формируют конфликт.
  2. Проблемы общения, одиночества и любви – осознание одиночества в этом мире: человек одиноким приходит в этот мир и таким же одиноким его покидает, осознания себя одиноким в толпе.
  3. Проблемы ответственности, выбора и свободы – стремление человека к свободе и отсутствию шаблонов, сдерживающих, упорядоченных структур и одновременно страх перед их отсутствием порождает конфликт.
  4. Проблемы смысла и бессмысленности человеческого существования — проистекают из первых трех проблем. Человек постоянно находится в познании себя и окружающего мира, творит свои смыслы. Утрата смысла происходит от осознания своего одиночества, изолированности и неизбежности смерти.

Смысл речевых сообщений. Виды интенции

Выявлять цель высказывания адресата необходимо с учетом взаимоотношений собеседников. Существуют различные типологии иллокутивных целей. Например, профессор Е. А. Красина разработала следующие положения:

  1. Ассертивная цель выражается в побуждении «сказать, как обстоят дела». Наиболее часто употребляются утверждения «докладываю», «признаю» и другие.
  2. Комиссивная несет с собой задачу «обязать говорящего сделать нечто». В этом случае часто произносятся «обещаю», «гарантирую» и так далее.
  3. Директивная цель предполагает попытку «заставить кого-нибудь другого сделать нечто». К этому типу относятся высказывания «прошу», «рекомендую», «приказываю» и другие.
  4. Декларативная несет задачу «изменить мир». Часто употребляются утверждения признания, осуждения, прощения, называния.
  5. Экспрессивная цель стремится «выразить чувства или установки относительно положения дел». В этом случае используются глаголы «извините», «сожалею», «приветствую» и так далее.

Коммуникативная

Как люди общаются друг с другом? Посредством речи они пытаются донести до собеседника свои мысли и раскрыть внутренний мир. Коммуникативная интенция – это направленность человеческого мышления на какую-то цель. Чтобы узнать необходимую информацию персона может включаться в разговор, а чтобы скрыть что-то, собеседник постарается незаметно перевести тему. Но не всегда люди могут хорошо друг друга понимать. Что же этому мешает?

  • Разный смысл, вкладываемый в понятия. Когда вы общаетесь с человеком, вы вряд ли учитываете местность, где собеседник вырос, его моральные ценности, образование и воспитание. А ведь все эти факторы делают индивида уникальным. В этом-то и состоит сложность общения. Порой два человека могут вкладывать в одно и то же понятие разный смысл. На фоне этого образуется взаимное недопонимание.
  • Разная картина мира. Направленность мышления у всех разная. Одному человеку интересно изучать науку, другому искусство, а третьему политику. Соответственно, все эти люди будут отличаться своим набором знаний, умений и стремлений. Разность взглядов на одни и те же вещи порождает отчуждение и неприязнь.
  • Сложно понять то, что не пережил. Не всегда человек может понять состояние своего собеседника. Есть вещи, которые нельзя описать словами, а можно только почувствовать. Например, сложно понять, что такое смерть любимого человека, до тех пор, пока на своем опыте не осознал это чувство.

Текст и интенция

При написании книг или статей писатель опирается на общую концепцию, которую сам определил. Замысел произведения несет название «авторская интенция». Объединение речевого и авторского намерений выражает мировоззрение писателя. Для его обозначения применяются такие понятия, как картина и модель мира, концепт, точка зрения, образ автора, текстовая модальность и так далее. Например, образ писателя формируется из его мнения о неких областях жизни, образа повествователя и персонажей, а также из композиционной и языковой структуры текста. Отношение автора к предметам, его восприятие окружающих людей и событий образуют «модель мира», которая не содержит отражение объективных событий. Поэтому можно заключить, что взгляд писателя остается неизменным и рассматривает действия в произведении только с одной стороны. У читателя тоже формируется свой взгляд на творчество автора.

В религиозных традициях

В Авраамических религиях интенцией называют суть и основное содержание просьбы молящегося к высшим силам в тексте молитвы. Интенция здесь имеет некоторую зависимость от интересов главного участника обряда или каких-либо иных лиц.

Если говорить о интенции молитвы, прочитанной священником во время мессы, то это будет общая по содержанию и направленности, отражающей интересы, волю и чаяния всех людей, принимающих участие в обряде или заинтересованного в его проведении.

Данный термин особо широко распространен среди католиков. Существует даже высказывание, «в интенции папы римского», что означает совершать деяния в согласии с его святейшей волей и интересами святой матери церкви.

Интенция в иудаизме

В различных иудаистских религиозных традициях термин «интенция» практически не используется, но существует равнозначный его эквивалент – «кавана». Под каваной, если следовать букве Талмуда следует понимать особое средоточие сердца и души человека, когда все его естество вкладывается в какой-то предмет деятельности.

Без каваны, как многократно указывается раввинами, молитва есть лишь пустое и механическое проговаривание слов:«Молитва без каваны подобна бездыханному телу».

https://youtube.com/watch?v=SdV49_iwyiU

Интенция в исламском прочтении

В исламе, как и в иудаизме, отсутствует понятие «интенция». Тем не менее, как и там, у ислама есть свой аналог в виде термина «ният». Здесь, ният это особое намерение, целеполагание, и понимается как максимальное продуманное деяние или же осознанный отказ от него с ясной позицией о причине того или другого выбора, его смысла для субъекта деятельности.

Самое важная роль понятия, и того что оно означает, при рассмотрении уголовных дел в рамках законов шариата на судебных процессах.

Эйдетические связи

Гуссерль считал, что сердце (мышление) является органом, отвечающим за познание

В период переживания сердце может направлять внимание сознания на объект, вызывающий тревогу. Таким способом включается интенциональность сознания

Э. Гуссерль отмечал, что только его направленность и фокусировка вызывают или находят этот объект в реальности (мир эйдосов). При этом создается эйдетическая связь, в результате которой в сознании образуется психологический феномен.

Он также совершил разделение между явлениями психического и физического уровня, так как не всегда феномену сознания соответствовал или находился необходимый объект в реальном мире. Например, молодые люди попали на рок-концерт.

Одни воспринимают такую музыку, другие – нет. То есть у кого-то возникла интенция сознания, которая настроила его на восприятие звуков, создав тем самым эйдетическую связь. Ответом на поиски сознания стал приход на концерт.

У остальных интенция не образовалась, так как сознание настроено на поиски другой музыки. Тем временем музыканты продолжают играть, создавая эйдос произведения из входящих в него звуков.

Смысл речевых сообщений. Виды интенции

Выявлять цель высказывания адресата необходимо с учетом взаимоотношений собеседников. Существуют различные типологии иллокутивных целей. Например, профессор Е. А. Красина разработала следующие положения:

  1. Ассертивная цель выражается в побуждении «сказать, как обстоят дела». Наиболее часто употребляются утверждения «докладываю», «признаю» и другие.
  2. Комиссивная несет с собой задачу «обязать говорящего сделать нечто». В этом случае часто произносятся «обещаю», «гарантирую» и так далее.
  3. Директивная цель предполагает попытку «заставить кого-нибудь другого сделать нечто». К этому типу относятся высказывания «прошу», «рекомендую», «приказываю» и другие.
  4. Декларативная несет задачу «изменить мир». Часто употребляются утверждения признания, осуждения, прощения, называния.
  5. Экспрессивная цель стремится «выразить чувства или установки относительно положения дел». В этом случае используются глаголы «извините», «сожалею», «приветствую» и так далее.

Некоторые психологи и филологи различают два вида интенции. Первый олицетворяет собой направленность сознания человека на окружающую действительность с целью принять, познать, объяснить. Такой вид явления называется когнитивный. Коммуникативная интенция представляет собой направленность сознания на достижение задуманной цели, ради которой человек вступает в разговор или уходит от него.

Как работает метод парадоксальной интенции

Пациент, ожидающий очередного подтверждения знакомой ему симптоматики получает инструкцию логотерапевта и пытается в течении, по крайней мере, нескольких минут возжелать – в случае фобии или же осуществить – в случае невроза навязчивых состояний то, что составляет суть его опасений. Парадоксальная интенция реализуется. Ситуация или действие, вызывающее у пациента опасение, перестают восприниматься как внешняя непрогнозируемая сила. «Познакомившись» со своим страхом и осознав, что именно страх симптома, а не сам симптом является главной причиной его зависимости, человек расстается с тревожным состоянием постоянного ожидания неизвестного и естественным образом нормализует свои состояния и реакции.

Пребывая в состоянии ноогенного невроза, человек беспрерывно пытается объяснить происходящее, отыскать скрытый в нем смысл

Использование способности человека к самоотстранению позволяет логотерапевту переключить внимание пациента с области эмоций на область смыслов

Метод оказывается чрезвычайно эффективен при неврозах, когда проявляются следующие характерные паттерны поведения или реагирования:

  1. Тревожащий или раздражающий человека симптом вызывает опасение, что в самый неподходящий момент он снова повторится. Острое ощущение беспокойства и тревоги, связанные с ожиданием вероятного повторения симптома со временем перерастает в фобию, которая становится спусковым крючком новых случаев повторения. Круг замыкается, и с каждым очередным подтверждением опасений человека фобия усиливается.
  2. Страдающий обсессивным неврозом полностью поглощен своими «обсессивными» состояниями – навязчивыми представлениями, но не загоняет их как можно глубже, а напротив, пытается противодействовать и подавить, что, опять-таки, способствует накапливанию нервного напряжения. Как и в первом случае, пациент пребывает в замкнутом круге из бесконечных тревог и навязчивых состояний на фоне утраты смысла жизни и отсутствия цели. Таких пациентов может преследовать панический страх выброситься из окна, страх утопления, страх убить кого-то из близких ножом, лежащим на столе, etc.
  3. Реакция сексуального невротика, преследующего цель продемонстрировать, в зависимости от пола, стойкость потенции или способность переживать оргазм. Они забывают о том, что эти реакции – не более чем вторичный продукт по отношению к более значимым ценностям человека. В итоге, чем ярче проявляется стремление проявить себя идеальным сексуальным партнером и получить удовольствие ради удовольствия, тем меньше шансов достичь этих целей.

На фоне фобии часто прогрессирует и страх перед самой фобией. Обстоятельные исследования страха фобий, проведенных Франклом позволили сделать вывод: есть три наиболее распространенные причины, в связи с которыми страдающие фобиями начинают их бояться: А. Опасение, что приступ тревоги приведет к смертельному исходу или обмороку («коллапсофобия» – термин, используемый в логотерапии). Б. Опасение того, что приступ тревоги окончится инфарктом («инфарктофобия). В. Опасение того, что приступ тревоги окончится инсультом мозга («инсультофобия).

Обсессивный невротик боится того, что его тревожные состояния станут причиной развития психоза («психотофобии»).

С целью снизить вероятность неблагоприятного развития ситуации неврастеники и обессивные невротики часто полностью замыкаются в себе, всячески прячутся от действительности, выходят из дома и встречаются с людьми только в случае крайней необходимости, или же, напротив, избегают закрытого пространства.

Таким образом, невроз, требующий вмешательства логотерапевта, может развиться, как вследствие провоцирующей внешней и внутренней ситуации, приводящих к первичному проявлению симптома, так и вследствие выполнения вторичного условия – закрепления страха ожидания. В обоих случаях основная задача терапии – разорвать порочный круг, чего и позволяет достичь метод парадоксальной интенции. Лишая пациента эмоциональной почвы для подкрепления его опасений, он дает ему возможность контролировать свой симптом волей и мыслью. Контроль над симптомом со стороны пациента означает прекращение его существования как симптома, проявляющего себя только при отсутствии такого контроля.

Подбирая предписание парадоксальной интенции, логотерапевт учитывает, что страдающий фобиями опасается чего-то, что может случится с ним, в то время как страдающий от обсессивно-компульсивных расстройств опасается и за то, что может совершить сам.

Когда используют метод парадоксальной интенции?

Психотерапевты применяют технику парадоксальной интенции, главным образом, при фобических неврозах и неврозах навязчивых состояний. Что же это такое?

Фобические неврозы

Это иррациональный, панический страх (фобия). Фобии бывают самые разные, условно их можно разделить на:

  • фобии пространства (закрытых помещений, больших площадей, высоты);
  • социофобии (боязнь толпы, публичных выступлений, преподавателей, страх обмочиться, покраснеть, задрожать и др.);
  • медицинские фобии (боязнь болезней, уколов, посещения врачей, крови, микробов, инсульта или инфаркта);
  • зоофобии и инсектофобии (боязнь животных и насекомых);
  • транспортные фобии (полетов на самолетах, поездок в автомобиле и др.);
  • сексуальные фобии (страх голого тела, интимной близости, потери эрекции, заражения венерическими заболеваниями, патологическая боязнь забеременеть).

Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство)

Сюда относят различные навязчивые мысли или идеи. Они могут постоянно или временами появляться в голове человека и провоцировать определенные действия, связанные с этими мыслями. Выглядит это примерно так:

В чем состоит навязчивость мысли? В том, что Михаил ни на минуту не забывает об опасности грязных рук. А вот постоянное их мытье — это уже навязчивое действие, которое провоцирует мысль о паразитах.

Навязчивые мысли, так же как и фобии, могут касаться абсолютно любой сферы жизни. Один человек переживает, выключил ли газ и воду, выходя из дома, другой испытывает навязчивое желание совершить антиобщественный поступок — и так далее. Причины таких расстройств разнообразны: установки из детства, определенные состояния (например, беременность), различные ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector