Самооценка: виды и уровни

Самооценка и уровень притязаний личности

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Где уровень притязаний это уровень, к которому индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.

Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин  всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.

Явно завышенная самооценка личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех». Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей. Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.

Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими. Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам. Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.

Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье. Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.

Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.

Изучение самооценки личности

Мнение относительно себя можно рассматривать со всех сторон, так как разработано много различных способов, позволяющих досконально изучить, что означает та или иная самооценка. Если говорить кратко, наиболее значимыми критериями оценки являются:

  • Уровень притязаний сопоставляется с объективными результатами;
  • Идет сравнение своей личности с другими людьми.

Важно! Следует учитывать следующие условия: чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить; успех или неудача в какой-либо деятельности влияет на оценку способностей: провал снижает притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: при оценке индивид сопоставляет себя с другими людьми, примеривает к ним собственные достижения

На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность

Не менее важен и момент сравнения: при оценке индивид сопоставляет себя с другими людьми, примеривает к ним собственные достижения

На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность

Психология предлагает ряд методик измерения самооценки индивида, составления ее количественной и качественной характеристик:

  1. Популярное исследование Дембо-Рубинштейн рассчитано на изучение самооценки подростков, которая складывается из следующих показателей: ум, здоровье, характер, авторитет у сверстников, практические умения, внешность, уверенность в себе. Основными параметрами для получения результатов являются высота, устойчивость и реалистичность восприятия самого себя.
  2. Доступной для людей разных возрастов является методика «Три оценки», предложенная А.И. Липкиной. Аргументы самооценки, представленные в методике, помогают оценить себя и определить уровень устойчивости/неустойчивости личности.
  3. Не менее популярный тест «Оцени себя сам» помогает узнать, каким уровнем самооценки обладает человек: нормальной адекватной, неадекватной завышенной или заниженной.

Для самостоятельного изучения самооценки можно воспользоваться популярными методиками

Методика самооценки личности С.А. Будасси

Среди самых распространенных исследований самооценки личности наиболее известна методика С.А. Будасси. Она помогает количественно измерить личностную самооценку. Описание данной методики следующее:

  1. Респонденту предлагается список из 48 понятий, которые обозначают личностные качества. Из них по ранжиру выбирается 20 качеств, с наибольшей степенью характеризующих представление респондента об идеальной личности, то есть эталон.
  2. Во второй серии опроса из выбранных двадцати слов отмечаются наиболее важные качества личности, сначала предпочтительные для респондента, затем менее привлекательные.
  3. Третья серия посвящена тому, чтобы из этих же понятий проранжировать качества, которые характерны для респондента, вначале наиболее ярко выраженные, затем менее.

Метод Будасси основан на том, что статистической нормой является закономерное несовпадение Я-реального и Я-идеального. Понятие «реальное Я» – это представление личности о себе. Идеальная Я-концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Рассогласованность между реальным и идеальным может стать как источником внутриличностных конфликтов, так и толчком к саморазвитию личности.

Полезно уяснить, что уровень и качество жизни человека зависят от того, какая самооценка сформировалась в процессе его становления как личности. Адекватно осознавая и принимая себя, человек может строить планы, определять свое место в обществе, тем самым регулировать уровень удовлетворенности своей жизнью.

Что такое самооценка личности?

Самооценка личности – это оценивание собственных способностей, навыков, возможностей и потенциала, сторон личности в целом. Оценивание самого себя происходит как лично человеком, так и окружающими людьми (когда индивид прислушивается к чужому мнению).

Человек – существо социальное. Как бы там ни хотелось, а каждый индивид сталкивается в своей жизни с другими людьми по различным поводам. Но каждый раз, когда происходит такое столкновение, человек подвергается оценке и суждениям окружающих людей. В зависимости от того, выберет человек следовать мнению других людей или будет прислушиваться к собственным ощущениям, будет выстраиваться его поведение, формироваться самооценка и успешность в любых делах.

Всех людей можно разделить на два типа:

Те, кому важно мнение и оценка окружающих людей.
Те, кому неважно мнение и оценка окружающих людей.

Выбирая то или иное собственное позиционирование в обществе, вы чего-то лишаетесь, но в то же время что-то приобретаете. Что выберете вы, лично ваше мнение. Но легче сделать выбор, когда представляешь некоторые последствия того или иного пути.

Существует прекрасное выражение: Боги никогда не доказывают, что они Боги. Они просто таковыми являются, независимо от вашего мнения. Подумайте над этим…

Одной из причин заполучить одобрение окружающих является стремление стать лучше в глазах других, но при этом дав ложную информацию о себе. На словах все люди могут быть хорошими и самыми доброжелательными. Но слова не важны – важны дела. Поступки куда более честные. И следует помнить, что все люди лгут, даже те, которые говорят, что никогда не лгут. Ведь во избежание потери собственной репутации каждый человек прибегнет ко лжи.

Второй причиной возникновения желания быть одобренными другими является отсутствие внутренней уверенности. Многие люди привыкли с самого детства жить по указке других, правильно ли они живут. Поэтому каждый раз неуверенный в себе человек ищет способы заполучить в свой адрес какие-либо слова поощрения и восхищения. Таковыми являются многие звезды шоу-бизнеса и известные артисты. Без публичного признания и восхищения они не являются звездами и примерами для подражания. Стоит отметить, что внутренняя неуверенность в свою очередь толкает человека на эпатаж.

Взрослому человеку не нужны одобрения других людей. Люди, которые действительно чего-то достигли собственным трудом, не говорят об этом с другими, не хвастаются и не показывают этого

Им неважно мнение других, им не нужна посторонняя оценка и суждения, так как им главное – это то, что они сами думают о себе и о своей жизни в целом. Те же, кто на самом деле ничего не достиг или достиг за счет другого человека, демонстрируют и всем хвалятся об этом

Им важно мнение окружающих, нужно их одобрение в «правильности их поступков» и того, как они вообще живут.

Почему человеческая жизнь зачастую несчастна и неуспешна? Потому что человек тратит время на мнение и одобрение окружающих людей, которые могут не любить, не уважать и постоянно критиковать. Человек тратит на них свои силы, чтобы добиться их расположения, вместо того чтобы забыть о посторонних мыслях и оценках и искать пути собственной самореализации. Парадокс, но именно тогда, когда человек отвлекается от других людей и занимается своими делами, давая лишь свою оценку всему происходящему, окружающие начинают к нему тянуться, а также находятся люди, которые готовы восхищаться любыми его достижениями.

Являясь существом социальным, человек должен оценивать собственное поведение, качества характера, стороны личности, чтобы определить, насколько они подходят той среде, в которой он находится. Это своего рода способ адаптации и регуляции собственного поведения, деятельности.

Самооценка базируется на том, как именно человек сам к себе относится. Здесь определяется уровень самоуважения. Если человек себя уважает и ценит, тогда его самооценка может быть адекватной. При низком самоуважении формируется низкая самооценка, а при чрезмерном – высокая.

Виды самооценки в психологии

Самооценка и её виды: адекватная, неадекватная, смешанная. Неадекватная делится ещё на две категории – заниженная и завышенная. Адекватность оценки своей личности выражается в представлении о себе, максимально приближённом к реальности. Причём она может быть и отрицательной. К примеру, преступник или тиран, осознающий степень своих злодеяний, может обладать адекватной самооценкой. Такое самосознание влияет на поведение человека в обществе и наедине с собой:

️ Человек трезво оценивает соотношение желаний и возможностей;

️ способен ставить пред собой реализуемые цели;

️ обладает критическим взглядом на свою личность;

️ стремится предугадать последствия от своих действий.

️ для него важны окружающие;

️ человек оценивает мнение других адекватно;

️ совершая поступки, опирается на собственные представления об их пользе или вреде.

Неадекватность проявляется в двух крайних степенях: низкой и высокой. Речь идёт именно о большом перепаде и удалении от «золотой середины». Нормальная самооценка имеет свойство колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от обстоятельств или настроения, но лишь достижение критических отметок говорит о неадекватных показателях.

Виды самооценок: заниженная и завышенная и их признаки:

️ Бытует мнение, что слишком высокая самооценка лучше, чем слишком низкая, но это не совсем так. Такие люди бывают крайне неприятны в общении, эгоцентричны и заносчивы. Им, возможно, комфортно в своей атмосфере, но окружающие в большинстве стремятся избегать общения с подобными неадекватными людьми, либо признают их превосходство, попадают под их влияние. И это, как правило, случается с противоположностями – теми, кто имеет низкую оценку своих качеств.

️ Слишком низкая оценка себя тоже способна превращать людей в эгоистов. Но происходит это из-за того, что человек настолько погружен в свои переживания, что страдания окружающих не имеют для него ценности и кажутся незначительными. Например, мать с заниженной самооценкой, страдающая от комплекса неполноценности, не замечает проблем своих детей и не может быть для них настоящей опорой в жизни. В таких семьях порой происходит обмен ролями – родители проявляют инфантильность, а дети вынуждены брать на себя чрезмерную ответственность.

1. Неадекватная самооценка

Неадекватно заниженная самооценка является следствием психологического давления. Подобная реакция возникает, когда человека сравнивают с кем-то ещё, подчёркивая его недостатки и никчёмность. Часто объектом давления становятся дети, которые несут это бремя во взрослую жизнь, и люди с ранимой психикой, подверженные внушению. Например, жертвы домашней тирании тоже страдают от заниженной неадекватной оценки своих качеств и возможностей.

Характеристика неадекватной самооценки заключается в определении её по шкале, к примеру, от одного до девяти. В данном случае минимальный уровень (1-3) – показатель чрезмерно низкой, а максимальный (7-9) – слишком высокой самооценки, а 4-6 баллов – нормальное, адекватное восприятие себя. В этих границах находятся все люди. Неадекватная самооценка в психологии – совокупность искажённых выводов о своих возможностях и способностях. Формируется под давлением социума.

2. Адекватная самооценка

Адекватная самооценка — это в психологии комплекс наблюдений и последующих выводов о своей личности, наиболее приближённый к реальному положению вещей, с точки зрения общества.

Адекватная самооценка, характеристика человека, обладающего набором неискажённых представлений о себе:

️ Способен адекватно воспринимать критику;

️ стремится к саморазвитию;

️ реально оценивается свои возможности;

️ ставит достижимые, с его точки зрения цели;

️ стремится к увеличению своих возможностей;

️ экономит силы и энергию;

️ не подвержен влиянию со стороны;

️ им трудно манипулировать;

️ уважает мнение других;

️ понимает природу своих поступков и мотивов;

️ эмоционально устойчив.

3. Смешанная самооценка

Это понятие характеризует людей, наделённых противоположными чертами в одной личности. Например, интеллектуал, учёный, даже гений в своей области имеет завышенную самооценку в своей области, а в обычной жизни страдает от комплекса неполноценности.

Такое явление встречается в среде людей, жизнь которых подчинена одной цели, и они с детства отдают все силы, совершенствуясь в этом направлении, оставляя без внимания другие стороны жизни. Это спортсмены, танцовщики, программисты и прочие. Люди могут обладать выдающимися способностями, но иметь однобокое развитие и самооценку, которая резко колеблется то в одну, то в другую сторону, в зависимости от обстоятельств.

Определение и особенности личностной оценки

Определение термина «самооценка», помимо представления о себе, означает еще и уверенность/неуверенность в своей способности принимать важные решения. Чаще всего человек оценивает эту способность на основании произошедших событий. На первый взгляд они кажутся достоверными, но на самом деле это заблуждение. Такая оценка означает всего лишь самомнение, которое сложилось из каких-либо конкретных ситуаций. Пример – если человеку не удается выполнить большую часть задуманного, самомнение меняется в сторону снижения: «Какой я невезучий, ничего не получается».

Если план вообще не удалось осуществить, отношение к себе еще больше ухудшается. Таким образом, негативная личностная оценка складывается из-за того, что люди слишком въедливо сосредотачиваются на своих слабостях и неудачах, обесценивая положительные стороны. Наоборот, при достижении хороших результатов в своей деятельности самооценка у человека резко повышается: «Я могу, когда захочу».

Личности с адекватной самооценкой более успешны в жизни и профессиональной деятельности, чем люди с необъективным отношением к себе

Еще одной важной характеристикой самооценки является ее связь со всеми сторонами человеческого бытия, включая профессиональную деятельность и отношения с людьми. Замечено, что люди с нормальной самооценкой счастливы и жизнерадостны, быстро делают карьеру, активно решают жизненные задачи, довольны своим положением в обществе

Важно! Исходя из того, что функция самооценки заключается в составлении мнения о себе, признание своих сильных и слабых сторон поможет индивиду не только принять себя таким, какой он есть, но при необходимости скорректировать нежелательные черты. Главное во всем этом – понимать закон жизни: отношение окружающих к человеку и его вера в свои силы зависят от его собственного мировоззрения

Чем более личность внутренне уверена в себе, тем больше людей готово доверять такому человеку, сотрудничать и взаимодействовать с ним

Главное во всем этом – понимать закон жизни: отношение окружающих к человеку и его вера в свои силы зависят от его собственного мировоззрения. Чем более личность внутренне уверена в себе, тем больше людей готово доверять такому человеку, сотрудничать и взаимодействовать с ним.

Как общаться с такими людьми

Общение с нарциссами – довольно сложное занятие, ведь мало кому понравится постоянно быть плохим, неправым и неинтересным.

Не нужно робеть при общении с нарциссом

Все общение с нарциссом должно базироваться на собственной уверенности в себе. При беседе с таким человеком необходимо придерживаться следующих правил:

  • не нужно бояться отстаивать свое мнение;
  • не следует повышать тон при разговоре;
  • язык тела необходимо держать под контролем;
  • не нужно переходить на оскорбления;
  • не следует принимать близко к сердцу все, что говорит нарцисс.

Общение с нарциссом должно быть максимально непосредственным и точным. При назревании конфликта лучше завершить диалог.

Какие факторы влияют на самооценку личности

  • Ваши мысли и восприятие себя
  • Как другие люди реагируют на вас
  • Отношения в семье, дома, в социуме (школе, детсаду, далее на работе, в обществе)
  • Физические недуги (инвалидность и болезни)
  • Возраст, пол, статус в обществе
  • Информация от СМИ
  • Ваш кругозор
  • Ваш интеллект

Ваша самооценка может внезапно измениться из-за ситуаций в жизни, таких как трудный период, хронический стресс, затяжная болезнь, потеря близких, горе, причинное собственными детьми, сильное разочарование, финансовые проблемы и много другое. Причины низкой самооценки у разных людей отличаются, так как отличаются характеры и типы личностей, а также судьбы и социальный статус. Возможно, вы с этим сталкивались.

Поразмыслите над своей самооценкой! Подумайте, к какой категории людей вы можете себя отнести?

Пройдите тесты онлайн:

Тест «Любят ли тебя люди?»

Тест «Обаятельна ли ты?»

Тест «Умеешь ли ты быть счастливой?»

Как поднять самооценку и уверенность в себе

Современное общество озабочено тем, как повысить самооценку и уверенность в себе. Как улучшить самооценку в нескольких словах:

1. Примириться с собой, принять свои качества как данность.

2. Научиться планированию достижения целей.

3. Учиться преодолевать трудности.

4. Развивать конструктивное мышление.

Каждый тезис достоин отдельной статьи и подробного изложения, а также практического руководства к действию. Этот список служит отправной точкой самосовершенствования.

Способы поднять самооценку

Самооценка личности в психологии определяет место человека в обществе. Если она адекватна – личность способна занять достойное место и реализовать свой потенциал. Способы повлиять на заниженную самооценку:

1. Найти источник проблемы, проанализировать причины самовосприятия.

2. Избавиться от привычки подвергать свои действия постоянной критике.

3. Научиться воспринимать ошибки и неудачи как необходимый жизненный опыт.

4. Научиться хвалить и поощрять себя.

5. Научиться отказывать.

6. Найти увлечение.

Способов изменения восприятия своей личности гораздо больше, и они индивидуальны, но данный список может помочь сориентироваться в информационном хаосе и даст верное направление для изменений к лучшему. Не стоит стремиться к слишком высоким показателям – завышенная самооценка так же неадекватна, как заниженная. Желательно добиться адекватного восприятия своей личности, при котором впечатления окружающих согласованы с внутренним ощущением.

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

нерешительность и чрезмерная осторожность;
зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость;
чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
мелочность, мстительность и завистливость;
страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Как общаться с человеком с завышенной самооценкой

В повседневной беседе с «нарциссом» не нужно предпринимать особых стратегий. Если у вас адекватная оценка себя, поведение собеседника вас не разозлит, а даже позабавит.

Когда вам нужно добиться результатов от беседы, используйте одну из следующих стратегий:

  1. Если ваш собеседник младший по рангу сотрудник, сбейте его самоуверенность. Делайте это спокойно, аргументировано. На конкретном примере объясните оплошность в его поведении.
  2. При беседе с коллегой того же уровня, поддерживайте его точку зрения, в то же время озвучивая собственную. Например: «Да, ты сможешь это сделать, но взгляни на мою точку зрения… Вместе мы добьемся больших успехов».
  3. Разговаривая с родственником-«нарциссом», не бойтесь говорить о личных чувствах. Открыто скажите, что беспокоит в его поведении.

Адекватная самооценка – аспект нормальной жизни в обществе. Если вы замечаете, что резко относитесь к критике в собственный адрес, воспринимаете замечания как обиду, постарайтесь справиться с этим чувством. Прислушивайтесь к советам окружающих, трезво оценивайте собственные действия – так вы поборете завышенную самооценку.

Основные признаки

Проявление повышенной самооценки у человека отчетливо заметно в общении с окружающими людьми. Самоуверенность негативно сказывается на коммуникации. Среди основных признаков завышенной самооценки можно выделить:

  1. Надменная манера общения. Индивид считает, что говорить на высоких тонах с людьми – это норма. При этом подобного обращения к собственной персоне не приемлет.
  2. Пренебрежительное отношение к критике. Человек с завышенной самооценкой на дух не выносит замечания и поучения в свой адрес. Иное мнение для него будет значить, как попытка унизить и оскорбить.
  3. Нежелание признавать свои ошибки. Индивид не умеет просить прощение и извиняться перед другими людьми.
  4. Желание поучать людей даже в незначительных вещах. Самоуверенный человек думает, что он знает все лучше других, поэтому без его советов никто не справится с возложенными на них задачами.
  5. Неспособность трезво оценить свои силы. Человек с высокой самооценкой, боясь выглядеть беспомощным, слабым и неуверенным, может браться за сложные дела, которые требуют колоссальных усилий и рисков. Из-за собственной самоуверенности любое подобное дело может окончиться крахом.
  6. Нежелание принимать мнение других людей. Индивид с завышенной самооценкой считает, что только он говорит правильные вещи, а все остальные ошибаются. Если в силу каких-либо обстоятельств ему придется принять точку зрения оппонента, он все равно не будет считать ее верной.
  7. В разговоре всегда присутствует местоимение «Я». О чем бы человек ни рассказывал, на первом месте будет фигурировать рассказ от первого лица с личным местоимением. Если в истории участвовали несколько лиц, то при пересказе происшествия речь все равно будет сведена только к одному единственному персонажу с завышенной самооценкой.
  8. Нежелание слушать собеседника. В разговоре люди с повышенной самооценкой часто перебивают оппонента, не дают ему договорить и меняют тему, когда им вздумается.
  9. На первом месте всегда стоят личные интересы. Потребности близких друзей и родных не будут удовлетворены, если они мешают реализации собственных желаний. Поэтому высокий уровень эгоизма – один из основных признаков высокой самооценки.
  10. Нежелание брать ответственность за собственные неудачи. У человека с повышенной самооценкой всегда есть виноватые люди. Если что-то не получается, это только их проделки. Если человек достигает успеха, это исключительно его заслуга.
  11. Растерянность и раздражительность при неудачах. Человека с завышенной самооценкой легко собьет с курса обычный промах в делах, потому что он всегда хочет быть во всем первым и лучшим. Кроме него никто не заслуживает этого звания. Чтобы собраться и снова следовать по намеченному плану, ему потребуется много времени для восстановления настроения и желания действовать.
  12. Желание оставлять последнее слово за собой. При любом общении индивид будет спорить до тех пор, пока оппонент не замолчит и не даст ему вставить «заключительную» речь.

Функции

Способность к самооценке и потребность в оценивании своих качеств заложена в природу человека. Отсутствие этой способности затрудняет существование в социуме, делает невозможным адекватное восприятие мира и себя в этом мире.

Можно выделить такие основные функции самооценки:

регуляторнаязащитнаяотражающаяразвивающаяэмоциональная

Регуляторная функция помогает принять решение, сделать выбор. С помощью этой функции человек решает, как ему повести себя в той или иной ситуации — сделать или не сделать, согласиться или отказаться.

Защитная функция характерна для адекватной и завышенной самооценок. В случае неудачи или непредвиденных обстоятельств она позволяет пережить ситуацию без серьёзных потерь, не даёт опускать руки и терять веру в себя. У людей с низкой самооценкой эта функция не срабатывает.

Отражающая функция отображает отношение человека к самому себе. Она реалистически показывает, как индивидуум относится к своим поступкам, способствует адекватной оценке собственных действий.

Развивающая функция не позволяет останавливаться на достигнутом. Она стимулирует постоянное саморазвитие, личностный рост, подталкивает к мысли о необходимости получать новые знания и навыки.

Эмоциональная функция занимает особое место. Именно она отвечает за степень удовлетворённости собственными качествами, позволяет чувствовать себя адекватно и комфортно.

Помимо перечисленных можно выделить и некоторые другие функции самооценки — адаптационную, помогающую приспособиться к внешним обстоятельствам; корригирующую, выполняющую контрольные функции в процессе жизнедеятельности; терминальную, заставляющую прекратить действия в случае их нежелательного развития, и некоторые другие.

Процесс формирования самооценки

Формирование самооценки происходит на протяжении всего периода развития личности. Начинается этот процесс с момента рождения и достигает кульминации в дошкольные и школьные годы.

Есть основания предполагать, что самооценка начинает формироваться уже в период внутриутробного развития. Влияние оказывают такие факты: желанный ребёнок или нет, возлагают родители большие надежды на наследника или воспринимают появление ребёнка как текущее событие своей жизни.

Самооценка формируется на базе взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Первые люди, с которыми сталкивается малыш — его родители, братья и сёстры, другие родственники. Затем приходит черёд воспитателей детского сада и учителей. Характер оценки окружающими поведения и способностей ребёнка в первые пять лет жизни откладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Если ребёнка с малых лет приучают к мысли, что он ничего не умеет, всё делает хуже, чем его сверстники, если ему не дают возможности проявить самостоятельность, фантазию, инициативу, — в результате вырастает неуверенный в себе, закомплексованный неудачник с пониженной самооценкой. Большим везением в этом случае станут опытные педагоги или талантливые тренеры и наставники.

В школьном возрасте есть возможность откорректировать и поднять самооценку за счёт выявления и стимулирования способностей к творчеству, наукам, спорту. Если упущен момент для формирования общей высокой самооценки, есть шанс поднять частную самооценку, научить выше оценивать себя в какой-то одной области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector