Что такое абстрагирование

История экономической теории

Возникновение экономической мысли охарактеризовано доиндустриальным (аграрным) периодом общественного развития и охватывает такие древние цивилизации, как Римская империя, Греция и т. д. (IV тыс. до н. э. – V в. н. э.). Она была тесно переплетена в данную эпоху с религиозной идеологией и политико-правовыми взглядами.

Письменно зафиксированные экономические образы мыслей были выражены в основном проблемами функционирования, а также рациональной организацией хозяйственной и трудовой деятельности, системой государственного управления и ответственностью за имущество. Данными письменами выступали: своды законов, тексты Ветхого и Нового Завета, различные договоры, социальные и философские трактаты отдельных личностей.

Дальнейшая эволюция экономического воззрения протекала в средневековые времена: Западная Европа – V-XVIII вв., включая буржуазные революции, Россия – IX-XIX вв., точнее, до реформы 1861 г. Эта эпоха сопряжена с формирующимися взглядами в отношении проблем сословного положения, распределения доходов, владения землями, взаимосвязей корпоративного типа (городские коммуны, купеческие гильдии, соседские общины, ремесленные цеха, рыцарские и монастырские ордена и т. п.). Политическая власть принадлежала светским и церковным феодалам (собственникам земли), существенные позиции отводились традициям, кроме того, царило религиозное мировоззрение.

В то время начинал проявляться интерес, направленный на товарно-денежные отношения. Основными теоретиками выступали схоласты, а экономические идеи заимствовались преимущественно из ересей, к примеру равенство, осуждение продажи индульгенций, обязанность трудиться и т. д.

В условиях возникновения капиталистических отношений и разложения феодализма зарождается первая школа экономической этиологии – меркантилизм (XV-XVIII вв.). Итак, именно этот период охарактеризован восприятием экономической теории в качестве самостоятельной науки ввиду появления первой системы экономических взглядов, центральное место в которой занимает проблема богатства.

Сущность данных приемов

Как уже говорилось, метод научной абстракции в экономике представлен двумя приемами. Итак, индукция (наведение) — метод умозаключений, который основан на обобщении определенных фактов. Посредством данного приема обеспечивается так называемый переход от исследования частных (единичных) явлений к общим выводам и положениям.

Также метод научной абстракции включает такой способ исследования объекта, как дедукция (выведение) — рассуждения, посредством которых гипотеза проверяется реально существующими фактами. Данный прием делает доступным переход от общих выводов к частным.

Метод научной абстракции, выраженный абстрактным мышлением, позволяет постепенно раскрыть сущность экономических явлений. Для этого требуется сформировать определенные логические понятия, отражающие в полном объеме истинную экономическую реальность.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Шишкин А.Ф. Экономическая теория. М.: ВЛАДОС, 2015. — 656с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Два основных направления общей экономической теории: изучение стоимости и прибавочной стоимости, а также эффективности производства. Общенаучные и специальные для экономической теории методы исследования. Количественный анализ и метод научной абстракции.

доклад , добавлен 11.02.2010

Рассмотрение понятия, направлений и школ экономической теории. Характеристика научной абстракции, анализа, синтеза, компьютерного и математического моделирования как методов управления национальной экономикой. Этапы выработки экономической политики.

контрольная работа , добавлен 09.09.2010

Изучение понятия, содержания и основных этапов развития экономической мысли. Рассмотрение главных функций и познавательных методов экономической теории. Выделение экономических категорий и законов как исходной ступени познания научной дисциплины.

реферат , добавлен 02.10.2010

Экономика и система экономических наук. Предмет и функции экономической теории. Экономические законы и их классификация, экономические категории. Методы экономического исследования. Эффективное использование ограниченных производственных ресурсов.

курсовая работа , добавлен 14.12.2005

Предмет и этапы развития экономической теории. Экономические блага и ресурсы, факторы производства. Применение принципов и методов научного познания действительности к экономической науке. Выработка принципиально новых теоретических подходов в экономике.

курсовая работа , добавлен 11.08.2011

Особенности зарождения и развития экономической теории. Обобщение основных методов экономической теории: диалектический метод, методы абстракции, дедукции и индукции, допущения «при прочих равных условиях», анализа и синтеза. Анализ метода экономики.

курсовая работа , добавлен 19.08.2010

История экономических учений. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Общая экономическая теория. Наука как способ познания мира. Экономическая теория в системе наук. Методы экономической теории, экономические законы.

учебное пособие , добавлен 23.04.2007

Изучение предмета, функций (эмпирическая, теоретическая, практическая, образовательная), законов (стоимости, спроса, денежного обращения), категорий и методов познания (эксперимент, наблюдение, анализ, синтез, индукция, дедукция) экономической теории.

курсовая работа , добавлен 03.03.2010

Экономические законы: общее определение, закон стоимости, закон спроса, закон денежного обращения. Экономические категории: общее определение, собственность как экономическая категория, государственный кредит как экономическая категория.

контрольная работа , добавлен 29.10.2005

Предмет экономической теории. Зарождение и развитие экономической теории. Экономические законы и экономические категории. Различные подходы к анализу экономической динамики. Основные функции и методы исследования экономической теории.

Экономику принято считать одной из самых древнейших наук. Даже первобытные люди владели базовыми знаниями в этой области: имели определенное представление о принципах ведения хозяйства, о складывающихся отношениях между всеми членами общины в процессе добычи и распределения благ и обмена полученными продуктами. Однако данные представления не объединялись в самостоятельную область знаний.

Положения рассматриваемой модели

Во-первых, институты представлены поведением экономических агентов.

Во-вторых, они рассматриваются с позиции оказываемого ими влияния на решения, принимаемые экономическими агентами.

В-третьих, многие объекты не ассоциировались с «черными ящиками», то есть организация (государство, домашние хозяйства, фирмы) воспринимается как система с внутренней структурой интересов.

В-четвертых, сравнивание институциональных альтернатив между собой, а не только с идеальной версией вещей.

В-пятых, более глобальный подход определения ситуации касаемо выбора в рамках институциональной модели, позволяющий ослабить ограничения на метод сравнительной статики.

В-шестых, данное направление нацелено на приведение к единообразию экономического подхода.

Применение – во всем

Метод научного абстрагирования находит применение во многих областях: политике, математике, логике. Мы уже узнали, что под общим понятием абстрагирования скрывается отвлечение от внешних явлений с целью выделить несущественные детали или сущность самого предмета. Благодаря подобному “взгляду со стороны” рождаются научные понятия, образующие, в свою очередь, единые свойства и связи, которые объединяются в категории.

Так, научное абстрагирование можно проследить в экономике. В мире существуют миллионы разнообразных товаров продовольственного потребления и непродовольственных групп, ежедневно необходимых человеку. Все они различаются по множеству признаков и свойств. Но, уходя от их бесконечных сравнений, человек непроизвольно объединил их в единую категорию – товар как продукцию, предназначенную для продажи.

Научное абстрагирование заметно в строительстве. Всякое сооружение включает детальный расчет, учитывающий особенности будущего здания. Но точные геометрические соответствия, как и строгое взаимодействие всех его отдельных составляющих, не всегда носят стопроцентно выполнимый характер – это либо невозможно теоретически, либо неприемлемо практически из-за чрезмерной сложности. В силу этого с помощью метода научного абстрагирования происходит схематизация сооружения. Предполагаемые второстепенные факторы исключаются, что, в свою очередь, не оказывает влияния на точность и достоверность проведенных расчетов.

Виды абстракции

Некоторые типы абстракции:

примитивная чувственная абстракция — отвлекается от одних свойств предмета или явления, выделяя другие его свойства или качества (выделение формы предмета, отвлекшись от его цвета или наоборот). В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все ее стороны, поэтому примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.

обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.

идеализация — замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от реальных недостатков

В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая», «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)

изолирующая абстракция — тесным образом связана с непроизвольным вниманием, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание.

абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.

конструктивизация — отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция — выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма или цвет). Этот тип абстракции служит основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления.
  • содержательная абстракция — вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (клетка организма). Этот тип абстракции у учащихся развивает способность оперировать ими.

Как проявляется абстрагирование в жизни человека

Термин «абстрагирование» имеет латинские корни. Образован при помощи приставки ab — «от» и слова traho — переводится как «тянуть», «влечь». Вот и получается, что разговор идёт об отвлечении. В энциклопедиях и словарях можно встретить разъяснение слова как метод исследования, научного познания, процесс отвлечения какого-либо предмета от его несущественных признаков. Для прояснения ситуации достаточно обратиться к истокам.

С появлением человека на свет запускается процесс формирования личности. Одним из главных факторов развития ребёнка является постепенное (от простых к сложным формам) становление мыслительных операций (мышления). Мышление — это процесс познания окружающего мира, представленный в трёх основных формах: понятие, суждение и умозаключение. Существует прямая взаимосвязь развития мышления и освоения языка.

Так, в младенческом возрасте ребёнок только осваивает человеческую речь, поэтому при восприятии и исследовании окружающего мира он опирается на самый примитивный вид мышления — конкретно-действенный или практический. Суть его в том, что ребёнок познаёт предметный мир путём сбора о нём как можно большего количества информации (цвет, форма, твёрдость, мягкость, можно разбить или можно бросать на пол без последствий, вкус, съедобность и т.д.). Этот процесс заложен природой на генетическом уровне, поэтому маленькие дети часто ведут себя «рискованно»: тянут всё в рот (за исключением момента появления зубов), бросают, мнут, трясут практически всё, что попадает в руки. Однако познание практического применения вещей заканчивается примерно к 2-3,5 годам (при нормальном развитии), а следующий этап развития мышления длится примерно до 5-6,5 лет.

К трём годам расширяется словарный запас малыша, интонационный репертуар, он старательно подражает поведению значимых взрослых. Это хорошая почва для формирования конкретно-образного (наглядно — образного) или художественного вида мышления. Накоплен достаточный багаж знаний об окружающем мире в виде образов: лиса — рыжая, живёт в лесу, хитрая; курочка — птица, живёт дома, источник яиц и т.д. Ребёнок уверенно оперирует известными ему образами, поэтому речь становится более плавной, оформленной предложениями, а не короткими фразами, но самостоятельное выделение причинно-следственных связей сюжета сказки будет доступно только на следующем этапе развития мышления (достаточное количество свидетельств этому утверждению можно найти в книге Корнея Чуковского «От трёх до пяти»).

Пятилетний дошкольник, опираясь на конкретно-образное мышление, с успехом осваивает словесно-логическую или абстрактную форму. Ребёнок самостоятельно может определять и различать виды, роды, категории. Его речь совершенствуется, включая разного рода пояснения («потому что»…), логические заключения и выводы. Строение используемых в речи предложений значительно усложняется, появляются «отвлечения», фантазирования.

Можно сделать вывод, что к абстрагированию человек приходит раньше, чем узнаёт значение этого термина.

Что выступает предметом рассматриваемой науки?

Ответом на этот вопрос служит несколько определений. Так, экономическая теория изучает:

1. Виды деятельности, связанные с обменными процессами и коммерческими сделками, которые осуществляются между людьми.

2. Повседневную деловую жизнедеятельность людей, а также воспроизводство и распределение ими средств, необходимых для существования.

3. Поведенческие особенности человека и группы людей в рамках производства, распределения, обмена и потребления ими материальных благ.

4. Способность человечества справляется с возникающими задачами в сфере производства и потребления.

5. Богатство как результат людских взаимоотношений.

6. Законы, управляющие производством, обменом материальных благ на соответствующих этапах эволюции общества (Энгельс).

7. Богатства и стимулы, которые выступают импульсами к активной деятельности человека, а также мотивы их противодействия (А. Маршалл) и другие интерпретации того, что экономическая теория изучает.

Ключевые черты и проблемы

В. Канке описывая подход, выделяет восемь ключевых положений для метода:

  • материя первична;
  • сознание – отображение материи;
  • теория – восхождение от абстрактного к конкретному, до которого происходит абстрагирование;
  • абстрактное есть массовое;
  • конкретное и абстрактное воплощение борьбы противоположностей;
  • количество переходит в качество;
  • спиральное развитие, когда снятое возвращается измененным;
  • истина проверяется практикой.

В связи с этими положениями В. Канке поднимает вопрос, насколько они находят отражение в каждой науке. Как можно говорить о том, что для математики критерием истинности может выступить практика? Формально-логические противоречия должны отсутствовать в теории и с позиции диалектического метода. Но существуют ли диалектические противоречия?

Другие ученые рассматривают метод как конкретизацию и дифференциацию, считая, что он не сводится к следованию от частного к общему или дедуктивному методу. В основном несводимость ни к какому другому методу объясняется тем, что восхождение от конкретного к абстрактному должно проходить постоянно по мере изучения объекта. Это не единичный акт, когда абстракции полностью созданы и синтезируются в новое более конкретное знание. Так сказать можно, но лишь очень упрощая существо метода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector