Что такое интеграция и что именно можно интегрировать

В каких еще сферах можно интегрировать

Кроме уже рассмотренных есть немало областей, к которым применим термин «интеграция». Давайте обратимся к некоторым из них.

Социальная интеграция

Это понятие имеет сразу несколько оттенков и его значение зависит от контекста, в котором оно используется. Вот пара ситуаций, по отношению к которым возможно его применение:

  • адаптация отдельной личности к той или иной социальной группе людей. Простой пример. Чтобы быть успешно интегрированным в новую для себя общественную среду (например, после переезда в другую страну) человеку необходимо проделать определенные усилия: освоить местный язык, принять обычаи и национальную культуру;
  • оптимизация отношений между отдельными людьми или социальными группами, изначально весьма отдаленными по многим параметрам, но проживающими на одной территории. В этом случае происходит их сближение на основе взаимного языкового проникновения, поиска общих целей и интересов, а также создания единых ценностей и идеалов;

Политическая интеграция

Сближение политических сил (государств или партий), основополагающей задачей которого является их взаимное сотрудничество для достижения общих целей. ПИ бывает двух типов:

  • Межгосударственная — близкое сотрудничество отдельных стран по тому или иному политическому направлению. Частным случаем этого вида интеграции является военно-политический союз, примером которого служит организация НАТО для координации политики и обеспечения безопасности входящих в нее членов;
  • Внутригосударственная — объединение политических партий и/или общественных движений в отдельно взятой стране на базе общих целей и интересов.

Научная интеграция

Поскольку человечество, да и весь мир, находятся в постоянном развитии, с течением времени периодически изучаются все новые явления и события, в результате чего появляются научные парадигмы. Для этого требуется обновление уже накопленных знаний, в чем помогает интеграция и дифференциация науки. Эти два противоположных явления происходят постоянно.

Интеграция включает в себя несколько направлений, предполагающих взаимопроникновение, синтезирование научных отраслей для изучения одних и тех же объектов в разных аспектах.

Примером может служить появление такой научной дисциплины как биофизика (симбиоз двух наук — биологии и физики), которая изучает физические процессы, происходящие в различных биологических системах. В эту же цепь укладываются геофизика, кибернетика, синергетика.

Еще один яркий пример научной интеграции — обществознание. Это направление включает целый комплекс дисциплин (политологию, социологию, психологию, экономику, философию и др.) и предназначено для решения задач в различных областях жизни. Главной особенностью является то, что в обществознании каждая из наук представлена не обособленно, а в тесной связи с другими дисциплинами, составляющими единое целое.

Современное развитие инфотехнологий предопределило появление API, что означает «application programming interface» (интерфейс прикладного программирования). Эта технология позволяет взаимодействовать различным программам между собой, что повышает продуктивность процесса. API интеграция — это подсоединение приложения к внешнему интерфейсу с данными.

В нашем мире существуют не только интеграционные процессы, активируемые индивидуумом или группой людей, но и созданные природой в пределах самого человека. Это так называемая сенсорная интеграция, которая регулирует всю жизнедеятельность организма.

Суть ее в том, что нервной системе передается различная информация от органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) и других важнейшых рецепторов, которая перенаправляется в мозг, где полученные сигналы преобразовываются в определенные действия человека (например, почувствовав холод, он заходит в помещение или одевается теплее) либо в формы восприятия, на которые он реагирует в зависимости от ситуации (внешняя картинка, звук, вкус еды и т.д.).

Идеи и задачи интеграции

Для осуществления комплексного воздействия на развитие и формирование ребенка в современной педагогике ведется разработка многоуровневой модели взаимодействия, которая предусматривает различные этапы взросления детей.

Так, существует интеграция дошкольного, а также начальной ступени школьного образования. Учитель младших классов помогает малышам изучить явления и понятия основных образовательных сфер. Это позволяет организовать дальнейшее освоение предметов на более глубоком уровне. При этом появляется замечательная возможность развить у детей особые способности, что входит в функции интеграции в педагогике.

Объединяя внутришкольные ступени обучения, учителя осуществляют комплексную образовательную деятельность, направленную на развитие ребенка и его обучение. При этом решается основная задача школы – выпустить из своих стен человека, обладающего устойчивыми умениями, знаниями и социальными навыками.

При слиянии общего и дополнительного образования выявляются одаренные и творческие личности. В этом случае широко используется дифференциация и интеграция. Педагогика при этом определяет направление деятельности ребенка и стремится к его всестороннему развитию.

Экономическая интеграция

Естественно, интеграционные процессы в каждой из областей обладают своими особенностями. Объектами международной экономической интеграции становятся страны, объединенные в союз, который предполагает взаимовыгодное сотрудничество в нескольких сферах или в какой-то одной конкретной. Вот примеры таких сообществ в разных частях света:

  • Евросоюз (ЕС), включающий несколько стран Европы. Тут создана общая экономическая система, а также в пределах некоторых государств действует единая валюта;
  • Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), куда входят США, Мексика и Канада. В границах этих государств создаются свободные торговые зоны;
  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум, образованный для повышения экономического роста и укрепления связей между странами данного региона.

Существует несколько форм интеграционных объединений в международном масштабе (по мере усиления интеграции):

  1. Преференциальная зона — в торговле между государствами, входящими в это объединение, отменены или уменьшены таможенные пошлины на те или иные ввозимые товары.
  2. Зона свободной торговли — это следующая ступень интеграции, усиленная по сравнению с преференциальными отношениями. Здесь в пределах стран-участниц происходит отмена всех таможенных пошлин и налогов, а также устраняются все лимиты в торговле между ними. При этом за каждым находящимся в этой зоне государством закрепляется право устанавливать собственные правила торговли в отношении третьих стран.
  3. Таможенный союз — не только отменяются все ограничения в торговле между входящими в данное объединение членами, но и происходит создание единой таможенной территории. При этом предусмотрено создание специальных органов, координирующих все связи.
  4. Общий рынок — ступень интеграции, при которой обеспечивается свободное перемещение всех товаров и услуг, а также производственных факторов в виде ресурсов труда и капитала.
  5. Экономический союз — полная унификация экономической политики в рамках созданного сообщества, которая заключается во взаимопроникновении национальных производственных процессов, оптимизации тарифов и появлении единой финансовой и социальной политики.
  6. Экономический и валютный союз — максимальная степень международной интеграции, которая помимо выше названных пунктов включает еще и межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости валют при внутренних расчетах.

Если мы перейдем от общего к частному, то в рамках одного государства также возможно сближение в экономическом пространстве разных регионов, целых отраслей и предприятий. Если брать в расчет предприятия как составляющие экономики, то здесь есть свои нюансы, один из которых заключается в том, что существует три вида их интеграции:

1. Горизонтальный. Слияние приблизительно равных по значению компаний, которые выпускают однотипную продукцию или оказывают сходные услуги. Целью подобного действа является расширение производства, увеличение сферы влияния и доли рынка.

2. Вертикальный. Этот метод используется при объединении предприятий, специализирующихся на сферах деятельности, каждая из которых жизненно необходима для изготовления и реализации конечного продукта. Примером может служить любая крупная топливная корпорация, в которой задействованы несколько компаний (нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, транспортная и т.д.). Таким образом достигается сокращение разного рода издержек.

3. Диагональный. В соответствии с данным методом в создаваемый консорциум интегрируются предприятия из различных сфер деятельности, что позволяет достичь диверсификации (вложения средств в несколько проектов) с целью снижения рисков и оптимизации прибыли. Примером может быть любая крупная кампания, предлагающая не связанные между собой товары и услуги (скажем, страхование, выпуск и реализация бытовой техники, продажа спортинвентаря).

В экономике и бизнесе важной частью является системная интеграция, которая обеспечивает автоматизацию и объединение технологических и бизнес-процессов предприятий, что позволяет усилить эффективность их деятельности. Реализуют данную услугу обычно специализированные IT-компании (системные интеграторы), обладающие нужными ресурсами, заказчиками которых являются представители крупного и среднего бизнеса, а также государственные корпорации

Проблема современности

В последнее время основной причиной стойкой неуспеваемости школьников становится трудность их адаптирования в образовательной среде. Из-за этого явления уже в начальных классах не могут усвоить материал обычной программы от 20 до 30 процентов детей. Это связано со все возрастающим потоком информации и ее усложнением, а также с ухудшением здоровья подрастающего поколения.

Для решения данной проблемы в России организуется дифференцированное обучение. В его основе лежит индивидуальный подход к школьнику, учитывающий его возможности и особенности. При этом создается система классов, в которых работает высококвалифицированный педагог, а дети находятся в щадящих условиях. Происходит корректировка школьной среды, подстраивающейся под потребности и возможности учащихся.

Что значит интеграция

Итак, это понятие происходит от латинского слова «integratio», которое в переводе на русский означает «вставка», «соединение» (противоположным по смыслу является «дифференциация», то есть, расчленение, разделение на фрагменты). Думаю, это уже шаг к пониманию его сути.

Таким образом, на основании выше сказанного логично сделать вывод, что процесс интеграции может происходить в двух вариациях, которые можно представить на простейших примерах:

  1. Сборка пазлов, где из отдельных равнозначных элементов составляется целая картинка. Тут каждая из частей одинаково важна для монолитности общей конструкции.
  2. Пресловутая «вишенка на торте», которая интегрируется в уже готовый шедевр. Она сильно не влияет на вид и вкус композиции, однако, придает ей известный шарм и эксклюзивность.

Наверное, весьма наглядным примером мы вправе считать интеграцию Белоруссии и России, которая пока еще до конца не завершена. Ее итогом теоретически может стать любой из двух выше означенных вариантов: либо страны сформируют политический и экономический союз (произойдет их слияние с образованием нового субъекта в виде Союзного государства) в целях взаимовыгодного сотрудничества, либо Беларусь вольется в состав Российской Федерации.

На современном этапе наиболее реальным видится первый вариант интеграции с возникновением Союзного государства. Но при иных условиях и в рамках другой эпохи развития человечества более вероятным мог бы быть второй вариант (как это было во время образования Советского Союза, когда происходило поэтапное присоединение республик). Все зависит от политической и экономической конъюнктуры (проще говоря, обстановки), сложившейся на конкретный момент.

История интегральной психологии

Некоторые люди считали, что нам нужна более единая теория психологии. Другими словами, они хотели несколько ветвей, которые включали несколько различных верований и духовных практик. Так началась целая отрасль, из-за их стремления к более широкой модели, которая могла бы помочь людям расти.

Самая известная фигура — Кен Уилбер, американский писатель. Он был первым, кто описал, что такое интегральная психология, и изучал такие вещи, как психотерапия и духовность. Он также высказывался против отделения психологии и продвигал новые способы понимания практики психического здоровья.

Уилбер основал интегральный институт в 1998 году и разработал интегральную теорию. Есть четыре теории:

  • Намеренный: это индивидуальная часть людей. Она изучается через такие дисциплины, как психология, философия и духовность.
  • Поведенческий: это о технических навыках. Его изучение включает в себя знание таких вещей, как физиология, неврология и поведенческая психология.
  • Культурный: это связано с коллективными аспектами изменений. Например, мифы, верования, история и символы.
  • Социальный: это связано с такими вещами, как технологии, политика и социальные системы.

По словам Уилбера, все четыре сектора необходимы для полного личностного роста. Вы должны достичь баланса между всеми четырьмя, если хотите достичь истинного благополучия. Это поможет вам найти свое место в мире и выработать целостное понимание о нем.

Общее и специальное образование

В настоящее время государственная политика воспитания подрастающего поколения придерживается новой стратегии. Она состоит в слиянии общего и специального образования. Такая направленность дает возможность взаимодействия между детьми с различными возможностями по здоровью. Основной принцип такой политики заключен в гуманизации общества, а также в формировании умения нормального восприятия людей с ОВЗ.

Интеграция в коррекционной педагогике имеет огромное значение. Дело в том, что выпустить в жизнь человека с ОВЗ является непростой задачей. Он должен иметь реальную возможность участия во всех формах и видах деятельности социума. Это позволило бы ему в какой-то мере компенсировать имеющиеся ограничения возможностей и развития.

Интеграция в специальной педагогике придерживается идеи о том, что быт и жизнь людей, имеющих ограниченные возможности, должны быть максимально приближены к стилю и условиям жизни всего общества.

Принятая типология

Процесс слияния или объединения охватывает все сферы жизни общества, поэтому примеры интеграции встречаются практически везде

Ее важность проявляется в решении совместных задач, разработке стратегических программ для успешного развития разных сфер и областей. Различают несколько видов интеграции по механизму осуществления

Горизонтальная

Тип процесса сближения отдельных государств или компаний, отвечающих следующим условиям:

  • нахождение на одном этапе развития (политического, экономического, социального, культурного);
  • конкурентоспособность в одинаковых секторах рынка или отрасли экономики;
  • специализация на производстве схожей продукции.

Этот вид помогает повысить удельный вес компании или предприятия, что сокращает или ликвидирует упущенную выгоду.

Вертикальная

Понять, что такое вертикальная интеграция, можно проведя аналогии с термином «вертикаль власти». Она предполагает включение в компанию иных производителей, входящих в технологическую цепочку. Итогом становится получение полного контроля над дочерними предприятиями со стороны головной структуры. Аналогично процесс протекает на уровне государственных или межгосударственных отношений.

Диагональная

Частный случай взаимодействия, который предполагает объединение структур, находящихся на разных уровнях развития (государства) или выпускающих разноплановую продукцию (предприятия).

Понять, что означает интеграция, нельзя без охвата всех существующих типов этого явления. Кроме деления по механизму исполнения, существует градация по области возникновения.

Экономическая

Существование общества невозможно без согласованности и объединения финансовой составляющей. Экономическая интеграция – процесс объединения стран, приводящее к общности механизма ведения хозяйственной деятельности. Она выражается в форме соглашений, регулируемых органами межгосударственного права.

Предпосылки для формирования:

  • идентичный уровень экономического развития участвующих стран;
  • географическая близость;
  • общие проблемы и интересы;
  • аналогичность проводимых экономических реформ.

Основные ступени типа:

  • заключение преференциальных межгосударственных соглашений для принятия льгот;
  • образование зон свободной торговли, внутри которых отменяются таможенные сборы;
  • создание общего рынка со свободным передвижением капитала, рабочей силы и товаров;
  • введение таможенного союза для отмены налога;
  • образование экономического союза, необходимого для координации совместных действий в сфере движения капитала.

Политическая

В Википедии политическая интеграция – это процесс объединения идентичных политических строев или сил, протекающий в масштабах государственных или межгосударственных структур и институтов. Целью становится достижение стабильности и общности в сфере политики, что необходимо для успешного развития государства и общества.

Сегрегационные учреждения

К ним относят целую систему коррекционных школ, формирование которых в нашей стране было завершено к концу 20-го века. Этому процессу способствовало вхождение России в мировое образовательное и информационное пространство.

Понятие сегрегации и интеграции в коррекционной педагогике должно соответствовать принятым международным нормам, которые касаются лиц с ограниченными возможностями. Именно поэтому задача обучения таких детей должна решаться на государственном уровне, так как требует как экономической поддержки, так и духовно-нравственной, кадровой и содержательно-организационной готовности.

На сегодняшний день в России существует проблема интеграции в педагогике специального образования, так как много детей, имеющих проблемы в развитии, учатся в обычных школах по обычным программам. Причинами этому являются:

  • отсутствие необходимого числа коррекционных (специальных) образовательных учреждений;
  • их большая удаленность от того места, где проживает ребенок;
  • нежелание многих родителей отдавать свое чадо в специальные учреждения.

Направления интеграции

Педагогический процесс становится более эффективным при:

  • расширении воспитательных возможностей учебных занятий, повышающих нравственность ребенка и влияющих на его социальное становление;
  • усилении познавательного, интеллектуального характера внеурочной деятельности;
  • использовании целого комплекса воспитательных средств, стирающих грани между учебным процессом и внеклассной деятельностью, что обеспечивает разносторонне развитие личности ребенка.

Если в образовательном процессе на самом высоком уровне находится интеграция (это в педагогике определение такого процесса, который не регламентируется классно-урочной системой), то это новейшее качественное образование, представляющее собой комплексное воспитательное средство.

Интеграция в образовании

Частный случай социального объединения – интеграция в педагогике. Это взаимодействие отдельных элементов, приводящий к образованию целостной системы. В образовательном процессе интеграционные процессы проявляются в виде:

  • комплексного характера поставленных целей;
  • взаимного сочетания педагогических методов и средств, применяемых во время учебы и внеурочной деятельности;
  • сочетания общего и дополнительного образования;
  • гибкости организации образовательного процесса;
  • внедрении современных методов обучения;
  • построении воспитательных комплексов, основанных на разнообразных педагогических средствах.

Педагогическая интеграция делится на два типа:

  • внутренняя, характеризующая процессы внутри образовательного учреждения;
  • внешняя, проявляющаяся во взаимодействия участников учебного процесса с социумом.

Внедрение принципов интеграции в образовательный процесс – это использование средств, представляющих новый уровень преподавания и сопровождающееся рождением новых педагогических технологий.

Обучение детей, имеющих задержку психического развития

При усвоении учебной программы школьники с ЗПР испытывают стойкие трудности, которые имеют место из-за:

  • недостаточного внимания;
  • низкого уровня учебной мотивации;
  • познавательной пассивности;
  • недоразвития памяти, восприятия, моторики, координации и т. д.

Для таких детей характерен ограниченный запас сведений об окружающем мире и низкая работоспособность. Для того чтобы выпустить такого человека в жизнь, нужна его социальная интеграция. Это в психологии и педагогике позволяют сделать специально созданные коррекционные образовательные учреждения или классы. Данное направление уже имеет достаточно серьезный опыт. Организация обучения детей с ЗПР в нашей стране осуществляется на протяжении нескольких десятилетий. С помощью педагога школьники преодолевают многочисленные трудности, и половина детей после начальных классов продолжает образование вместе с обычными учениками.

По утверждениям российских специалистов, для осуществления интеграции необходимо раннее выявление заболевания и его психофизическая коррекция на начальной стадии развития. Только в таком случае будет обеспечен процесс реального развития школьника с особыми нуждами. Реализация такого условия позволит подготовить ребенка к интегрированному обучению в массовом учреждении образования, реализует его природный потенциал. Кроме того, это оживит активность школьника и создаст среду, благоприятную для его полноценного развития.

Что такое интеграция

Слово имеет латинские корни. Оно образовано от существительного «integration», означающего процесс восстановления или восполнения. Согласно энциклопедическому словарю, интеграция – это:

  1. Обозначение уровня связанности отдельных компонентов целой системы или ее функции в единый объект и процесс, приводящий к появлению связи.
  2. Объединение политических сил, партий или структур в масштабах одной или нескольких стран для политической общности и стабильности.
  3. Развитие производственных и научно-технических институтов для усиления межгосударственных экономических и политических связей.
  4. Процесс сопряжения наук для развития научных достижений с параллельной дифференциацией.

Что такое интеграция простыми словами можно объяснить на примере производства булатного клинка. Технология получения идеальной режущей поверхности, обладающей достаточным запасом прочности предполагает соединение нескольких полос из низкоуглеродистого железа и твердой стали и ковкой в горне. По итогу полученный материал обретает свойства стали (твердость) и железа (упругость). Таким образом, процесс интеграции – это объединение нескольких отдельных частей для образования нового объекта с прочными связями и новыми свойствами.

Важно понимать, что интеграция – это процесс. Объединяемые во время ее протекания части не сохраняют первоначальных свойств, качеств или состояния, а находятся в постоянном взаимодействии друг с другом

Процесс сопровождается изменением начальных параметров и появлением новых. По итогу объединенные компоненты нельзя разорвать, они стали единым целым, образовалась новая сущность.

Интеграция – это высшая экономическая, социальная, государственная, правовая, культурная и политическая степень развития общества.

3.3. Стратегия и тактика интегрированного образования детей с ограниченными возможностями

Успешность развития интегрированного обучения и воспитания детей с особыми нуждами определяется необходимостью проведения целого комплекса разнообразных мероприятий: от создания доступной архитектурно-планировочной среды до разработки поливариативных образовательных программ, методик, технологий, учитывающих различный уровень онтогенеза учащихся.

В настоящее время в России развиваются два вида образовательной интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная интеграция представляет собой объединение детей с различными нарушениями психического или физического развития внутри системы специального (коррекционного) образования. О данном виде интеграции можно говорить, если, например, в классе специальной школы учатся вместе дети с отклонениями в психике и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Также примером может служить создание в специальном образовательном учреждении групп или классов для детей, имеющих различные индивидуальные отклонения (нарушения речи, слуха, зрения, интеллекта, ДЦП). В указанных случаях осуществляется реализация интеграционных технологий, но их характер специфичен, в связи с особенностями развития контингента. Чаще всего интернальная интеграция носит вынужденный характер, когда образовательные учреждения, ориентированные на помощь ребенку с определенным отклонением в развитии территориально удалены от места жительства ребенка.

Сущность экстернальной интеграции заключается в слиянии систем общего и специального образования, инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в группы, классы образовательных учреждений общего типа. Категория детей с ярко выраженными нарушениями психофизического развития, со сложными онтогенетическими дефектами, с инвалидностью, по нашему мнению, первоначально должна получать социально-педагогическую помощь в условиях системы специального образования, в рамках интернатных образовательных учреждений, в процессе надомного обучения. Однако при обучении ребенка в домашних условиях механизмы социальной интеграции практически не задействованы. Поэтому наиболее подходящими выступают специализированные (реабилитационные) учреждения, оказывающие широкий спектр медико-социальных, психолого-педагогических услуг в рамках групповых и подгрупповых форм работы с детьми-инвалидами.

Преимущества интегральной психологии

Практика этой дисциплины помогает повысить благосостояние, потому что это влияет на качество жизни. Вот несколько примеров того, как это происходит:

  • Личный рост: эта практика погружает вас в процесс постоянной трансформации. Вы узнаете себя лучше.
  • Повышение креативности: оно может стимулировать креативность, потому что просит вас выдвинуть идеи для решения жизненных проблем. Мы все креативны, и превращение в привычку может помочь вам найти правильный способ преодоления проблем.
  • Расширение сознания: интегральная психология помогает вам соединиться с самой глубокой частью себя. Это также расширяет ваши перспективы.
  • Поиск ресурсов для здоровья: повышение осведомленности и духовной связи помогает вам узнать важные вещи о вашем благополучии. Речь идет о том, чтобы видеть положительные стороны в том, как вы сталкиваетесь с проблемами, и пытаться использовать их последовательно.
  • Сочувствие: ваши отношения с другими людьми также очень важны. Интегральная психология поможет вам развить эмпатию.

Таким образом, вы можете использовать эту модель, чтобы выявить лучшие части себя. Акцент делается на рост в нескольких областях одновременно. По мере того, как вы улучшаете способ взаимодействия с людьми, вы также сосредотачиваетесь на том, чтобы решать проблемы и принимать решения, используя творческий подход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector