Метод анализа: что это такое и как можно использовать

Преимущества метода Лосева

В связи с тем, что Какими мне представляются основные преимущества Безлогичного метода академика Лосева:

  1. простота освоения — любой человек способен легко освоить инструменты метода и использовать их на практике;
  2. легкость применения — не требуется никаких специальных или дополнительных вложений, условий или оборудования для работы по методу Лосева;
  3. доступность обучения — обучение в Школах Лосева в крупных городах Украины и Москве или онлайн; оплатить обучение способен человек с небольшой зарплатой;
  4. самостоятельность и независимость — освоив применение инструментов, дальше вы работаете с ними самостоятельно;
  5. универсальность — набор инструментов метода подходит на все случаи жизни и способен помочь в любой ситуации;
  6. поразительная эффективность — просто почитайте отзывы реальных людей;
  7. быстрые результаты — получить стойкий результат разрешения своей проблемы можно гораздо быстрее, чем это обычно бывает при работе классической психологии;
  8. стойкость результата — ваша проблема к вам не вернется, если вы точно нашли и грамотно проработали все ее причины;
  9. экологичность и безопасность — проработка негатива не причиняет никому вреда: ни вам, ни вашему окружению;
  10. метод не имеет противопоказаний в виде возраста, пола, состояния здоровья, религии, сферы деятельности и прочих “но”.

Если вам отзывается метод Лосева — пробуйте. На моем блоге достаточно информации, примеров, инструментов и прочего необходимого для этого. Заметке в рубрике «общее о методе» помогают новичку разобраться в основах и сформировать свое начальное представление о методе. Успехов!

Несколько советов по использованию теоретических методов

Итак, вы уже поняли, что без названных методов научное исследование написать не получится. Для того, чтобы грамотно их использовать, вооружитесь некоторыми советами.

После проработки литературы необходимо определить приоритетные теоретические методы, прочитать об особенностях их применения.

Основа каждого научного труда – методы дедукции или индукции, ведь раскрытие проблемы нужно построить от частичного к конкретному или наоборот

Важно определиться, какой метод будет более подходящим и не применять в работе сразу оба из них

Методы синтеза, как правило, невозможен без проведения предварительного анализа. Метод аналогии требует глубокого познания в теме, тщательного изучения всех объектов сравнения, иначе есть риск сделать неправильные выводы.

Надеемся, эта информация поможет вам легко подобрать подходящие методы, которые помогут достичь желаемого результата.

В этом видео вы узнаете о системе методов научного познания:

Основные ученые

Вдохновленные успехом своего заокеанского коллеги, некоторые ученые принимают решение практиковать сравнительный метод поперечных срезов у себя на Родине. Так, спустя несколько лет опыты Заззо успешно повторяет научный тандем, состоящий из американских академиков Л. Шонфельдта и В. Овенса, которые решили дать более широкую трактовку способу, изобретенному гениальным французом, и добавить в эксперимент еще несколько возрастных фаз, включая юность, а также две фазы зрелости. Это привело к тому, что результаты каждого из опросов стали более точными. Также ученые исследователи могли проследить динамику изменения человеческого характера на основе изменчивости мнений, которые высказывали люди различных возрастных категорий.

Их примеру последовали выдающиеся отечественные психологи и социологи, состоящие в рабочей группе легендарного академика В. М. Бехтерева, который не только одним их первых начал проводить систематические генетико-психологические исследования на территории России, но и стал первым социологом, применившим метод поперечных срезов в психологии по отношению к совсем маленьким детям.

Именно в центре этого замечательного педагога и был реализован комплексный подход к изучению определенной группы детей на протяжении нескольких месяцев. Бехтерев не подозревал, что своими пробными экспериментами заложил фундамент для совершенно нового метода исследования, получившего название лонгитюдинального. По сути, это тот же самый метод поперечных срезов, однако хронометраж эксперимента в данном случае растянут на более длительное время.

В 1928 году академик издает совместный труд вместе со своим ассистентом Н. М. Щеловановым, в котором были изложены основные положения нового способа исследования, а также базовые критерии метода, который Бехтерев назвал «длинником», так как исследование заняло довольно долгий срок по сравнению с другими типами подобных экспериментов.

В современной психологии лонгитюдинальный метод активно применяется в работе с группами людей пожилого возраста. В этом случае он дает особенно точные результаты, на основании которых можно делать серьезные выводы, а не просто теоретические предположения. Известны случаи, когда наиболее высокоэффективным становилось сочетание вышеописанного способа с психографическим методом дифференциальной психологии. Именно эту методику применял в своих практических исследованиях выдающийся психолог В. Штерн, который полагал, что синтетический характер психографии положительно скажется на непредвзятости результатов эксперимента, а также подчеркнет различия между идеологическими и сознательными установками поколений.

Реакции и личности

Рассматривая, что такое обобщение применительно к ответам, следует понимать, что разные субъекты показывают разную реакцию. Все полученные итоги можно при определенном ракурсе оценки свести в единую категорию. Для этого исследователь формулирует доказательную базу того факта, что отдельные различия не представляют собой действительно важных, они лишь частные и не оказывают существенного влияния на конечный итог или на взаимную связь реакции и ситуации.

В рамках рассмотрения, что такое обобщение, необходимо уделить внимание и пониманию этого явления на личностном уровне. При этом задача исследователя – доказать, что выборка репрезентативная

Необходимо показать, что реакции испытуемых соответствуют таким, которые показал бы опрос более многочисленного сообщества. Если множество компонуется на основании некоторого доминирующего признака, доказательство для обобщения довольно простое. Чаще всего упоминают о половом сходстве или принадлежности к одной возрастной группе, профессии, социальному слою или биологическому виду.

3.8.2 Модель типичного педагогического эксперимента

Модель
наиболее типичного педагогического
эксперимента строится на сравнении
экспериментальной и контрольной групп.
Результат эксперимента проявля­ется в
изменении, которое произошло в эксперимен­тальной
группе по сравнению с группой контрольной.
Такой сравнительный эксперимент в практике
приме­няется в разных вариантах. При помощи
статистических процедур выясняется,
отличаются ли эксперимен­тальная и
контрольная группы. Сравниваются данные,
полученные перед экспериментом и по его
окончанию, либо только в конце
экспериментального исследова­ния.

Если
исследователь не располагает двумя группа­ми
— экспериментальной и контрольной, он
может сопоставлять данные эксперимента с
данными, полу­ченными до эксперимента, при
работе в обычных ус­ловиях. Например,
учитель использует новую методику в
преподавании математики в 4 классе и в конце
года подводит итоги. Полученные результаты
он сравнивает с результатами прошлых лет в
этой же школе

При этом выводы необходимо
делать очень осторожно, так как данные были
собраны в разное время и в разных условиях

Большие
возможности предоставляет
экспериментальная работа с одной группой,
когда исследователь имеет точные данные об
уровне знаний учащихся до начала
эксперимента и за несколько предшествующих
лет.

При
создании экспериментальных и контрольных
групп экспериментатор сталкивается с двумя
различ­ными ситуациями: он может либо сам
организовать эти группы, либо работать с
уже существующими группами или
коллективами (например, классами)

В обоих
случаях важно, чтобы экспериментальная и
контрольная группы были сравнимы по
основным по­казателям равенства начальных
условий, существен­ным с точки зрения
исследования

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Что делать?

Задача образованного, интеллигентного современного человека – избегать применения ярлыков. Чтобы реализовать это в своей жизни, в первую очередь нужно приучить себя замечать неадекватные, несправедливые обобщения. Зачастую в СМИ они видны уже по заголовку. Встречаясь с таким, человек, желающий противостоять влиянию на его способность адекватного восприятия, должен напоминать себе, что это лишь ярлык. Самостоятельно использовать их также не стоит, а в речи других – игнорировать. Многие применяют обобщения, даже не замечая.

Недопустимо применять ярлыки как средство доказательства свой точки зрения. Такое обобщение – ни в коем случае не аргумент, если речь не идет о научном эксперименте с доказательной базой, как выше уже было упомянуто об условном рефлексе. Обобщение качеств относительно индивидуума, явления – это манипуляторный прием, противоречащий научной сути обобщения как таковой.

Методики формирования социальных навыков

Прочные навыки правильного социального поведения гарантируют бесконфликтное сосуществование человека в обществе. Социальная компетентность включает в себя потребность заботиться о других, оказывать помощь, понимать и учитывать при общении их чувства, состояния, выбирать формы поведения, соответствующие ситуации и общественным нормам. Такие навыки активно формируются в детском и подростковом возрасте, а также, например, при смене места жительства, когда человек попадает в другую социальную среду с другими нормами общественного поведения.

Первые знания и навыки просоциального поведения ребенок получает в семье, как и образцы асоциального.

Задача специалистов всех уровней — выявление семей с неправильным типом воспитания и оказание им всесторонней помощи. Этим занимаются органы образования, правоохранительные, медицинские, социального обслуживания, общественные организации, волонтеры. Эти специалисты выявляют дисфункциональные семьи, разрабатывают и внедряют методики развития социальных навыков у детей и взрослых. Их основа — принципы осознания взрослыми причин и условий неправильного воспитания ребенка, добровольного и активного сотрудничества со специалистами, необвинительности.

Область семейных отношений очень деликатная. Вмешательство специалиста не должно вызвать агрессию у членов семьи и усугубить ее положение. Поэтому понятно, что такие методики касаются проблем изучения и выявления семей, детей с неправильными социальными установками и поведением, вопросов вхождения в семью, ее обследования, стимулирования и других аспектов работы с ее членами. В них детально разработаны цели и задачи, этапы работы, профессиональные методы и приемы работы специалиста.

Эмпирические методы

В этом блоке будут рассмотрены научные, практические методы исследования, которые наглядно демонстрируют умозаключения, сделанные на основе теоретических знаний и способов.

Эксперимент

Этот метод является одним из самых действенных, поэтому является важной составляющей для написания серьезного научного труда. В курсовых работах применяется крайне редко

Основными принципами этого метода исследования являются повторяемость и доказательность.

Простыми словами, эксперимент должен не только наглядно продемонстрировать или открыть то или иное свойство или явление, но и должен иметь возможность быть повторенным.

Традиционным примером считается, проведенный Галилеем, эксперимент по установлению скорости падения пушечного ядра и маленького свинцового шарика. Он сбрасывал их с Пизанской башни и смотрел, что быстрее приземлится на землю. Сейчас этот эксперимент считается необъективным, поскольку при его проведении не были учтены никакие контролирующие факторы.

Наблюдение

С этого метода начинается любое научное познание, поэтому наблюдение считается одним из ключевых исследовательских способов.

Его суть очень проста: наблюдатель смотрит за исследуемым объектом и фиксирует все, что кажется ему важным. Все изменения, реакции, свойства.

Пример. Орнитолог наблюдает за птицами через бинокль, фиксирует их поведение, место обитания, взаимодействие с другими представителями своего вида и т. д.

Измерение

Этот метод один из самых эффективных и представляет собой фиксацию любых физических параметров объекта (вес, рост, длина, объем и т. д.) при помощи единиц измерения. Полученный этим методом результат фиксируется и выражается в численном показателе.

Примером может служить измерение длины нескольких особей животного, на основе которого можно сделать выводы о размерах всего вида.

Моделирование

В широком понимании этого термина модель – это копия, структурированный, уменьшенный образ чего-либо, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование подразделяют на:

  • предметное (воспроизводится отдельная часть изучаемого объекта);
  • знаковое (моделирование производится с помощью чертежей, формул, схем и т. д.);
  • мысленное (операции, проводимые мысленно или в виртуальном мире, например, алгоритм, компьютерная программа, компьютерное моделирование).

Моделирование применяется при создании и разработке новых технологий, конструировании сооружений, автомобилей и т. д.

Беседа и интервью

Эти методы очень сходны. Суть их заключается в личном разговоре с человеком, который может дать необходимую информацию об изучаемом объекте или сам является объектом изучения.

Отличие беседы от интервью заключается в том, что последнее носит более регламентированный характер. Во время интервью опрашиваемый дает ответы на четко заданные, заранее сформулированные вопросы, интервьюер же при этом практически не демонстрирует свою точку зрения.

Беседа носит более непринужденный характер, во время нее оба собеседника могут высказывать свое мнение, задавать вопросы, причем даже спонтанные.

Оба метода очень популярны при написании курсовых работ, поскольку легко реализуемы и эффективны.

Опрос и анкетирование

Эти методы тоже имеют много схожего между собой. И тот, и другой подразумевают под собой заранее подготовленные вопросы, на которые необходимо получить ответы. Зачастую даются несколько готовых вариантов ответа.

Отличие же заключается в том, что опрос может быть как в письменной форме, так и в устной, а вот анкетирование только в письменной или компьютерной версии. При этом зачастую ответ дается в графической форме.

Плюсом этих методов является возможность охватить большое количество человек и получить наиболее точные данные.

Описание

Этот метод имеет некоторое сходство с наблюдением, но в отличие от него при использовании этого способа фиксируются не только явления, поведение, но и внешний вид и признаки изучаемого объекта.

Пример. Возьмем уже использованный выше пример с орнитологом, наблюдающим за птицами. Если в первом случае он фиксировал поведение и взаимодействие птиц с другими животными, то при описательном методе он сделает упор на фиксацию данных о внешнем виде птиц, их гнезд и т.д.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДОЛОГИИ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК

Пример.отечественнойпедагогическойпсихологии,

  • Суть его выражалась:

    • в представлении о первичности материи и вторичности сознания;
    • представлении о движущих силах развития окружающей действительности и психики;
    • понимании единства внешней, материальной деятельности и внутренней, психической;
    • осознании социальной обусловленности развития психики человека.

гуманистическойпсихологииПонимание-этонетолькознание,ноисоучастие,сопереживание,сочувствиедругому.ПоэтомусредиосновныхметодовпознанияпревалируютметодыпрактическойпсихологииВсвоюочередь,теория-этосовокупностьвзглядов,суждений,умозаключений,представляющихсобойрезультатпознанияиосмысленияизучаемыхявленийипроцессовобъективнойдействительности.Тотилиинойнаучныйподходиметодологическиепринципыреализуютсявконкретно-исследовательскихметодах.Вобщенаучномплане,метод(отгреч.methodos-путьисследования,теория,учение)-«способдостижениякакой-либоцели,решенияконкретнойзадачи;совокупностьприемовилиоперацийпрактическогоитеоретическогоосвоения(познания)действительности»Всвоюочередь,методыпедагогическойпсихологииконкретизируетсявисследовательскихметодиках.Методикаотвечаетконкретнымцелямизадачамипсихолого-педагогическогоисследования,содержитвсебеописаниеобъектаипроцедуризучения,способовфиксациииобработкиполученныхданных.Наосновеопределенногометодаможетбытьсозданомножествометодик.Например,экспериментальныйметодвпедагогическойпсихологиивоплощенвметодикахизученияинтметодикойТехника

Полезные советы

В вашей работе ни в коем случае не должно быть плагиата

Еще несколько советов, которые помогут написать качественную научную работу:

  1. Не нужно бояться переформулировать тему и другие фундаментальные предпосылки, даже если написано уже очень много. Новые данные могут показать, что изначальная тема или уже проработана, или попросту не несет в себе новизны и актуальности. В таком случае, фундаментально переосмыслить всю работу будет единственным верным выходом.
  2. О формальных правилах оформления НИР следует помнить всегда, желательно все необходимые манипуляции проводить уже в процессе написания чернового варианта, что поможет избежать многих проблем в будущем.
  3. Научный руководитель — это не просто преподаватель, который следит за процессом работы. Он направляет ее в нужное русло, редактирует и дает ценные советы. Не следует пренебрегать консультациями. Напротив, следует задавать как можно больше вопросов. В конце концов, этот человек помимо прочего имеет огромный опыт написания исследовательских работ.
  4. Необходимо тщательно следить за источниками. Многие отрасли научного знания развиваются очень быстро, и может выйти так, что статья, написанная буквально год назад, в настоящее время может быть недостоверной и устаревшей. Устаревшие данные в научной работе — серьезная ошибка, которая не пройдет мимо квалифицированного рецензента.
  5. Нужно внимательно следить за стилем повествования. В рамках научной работы избыток терминологии и даже канцеляризмов не считается ошибкой. Напротив, научный стиль имеет свои очень строгие рамки, которых необходимо придерживаться, чтобы содержание работы было воспринято правильно. В глазах рецензента и комиссии владение терминологией и строгое соблюдение норм научного стиля — только плюс.
  6. В работе должно быть цитирование и не должно быть плагиата. Любая мысль, которая принадлежит не автору, оформляется как прямая цитата. Обойти современные антиплагиаты достаточно сложно, к тому же наличие неоформленных заимствований мгновенно понижает ценность работы в глазах рецензента и любого другого читателя.
  7. Отрицательный результат — тоже результат. Следует помнить, что сказать что-то действительно фундаментально новое в рамках той или иной научной отрасли — это крайне сложно. С большой вероятностью, конечный результат работы не будет соответствовать изначально заявленному, и это нормально.
  8. Написанное стоит перечитывать. Всегда. И дело даже не в грамматических, синтаксических ошибках или опечатках. На свежую голову ранее написанное может восприниматься совсем по-другому.

И, конечно же, самая главная рекомендация — это максимально хорошо разобраться в теме своей работы. Широкий теоретический багаж не только поможет написать качественный диплом, курсовую или диссертацию, но и уверенно ответить на вопросы в процессе защиты.

3.8.1 Задачи педагогического эксперимента

Задачи
конкретных экспериментов в области
дидактики и методик обучения отдельным
предметам чаще всего сводятся к следующим:

1.
проверка определенной системы обучения (например,
проверка эффективности системы на­чального
обучения, разработанной Л. В. Занковым);

2. срав­нение
эффективности определенных методов
обучения (ис­следования И. Т. Огородникова и
его учеников);

3.
проверка эффективности системы
проблемного обучения (исследования М. И.
Махмутова);

4.
разработка систем мер по формированию у
учащихся познавательных интересов и
потребностей (исследования Г. И. Щукиной, В.
С. Иль­ина);

5.
проверка эффективности мер по формирова­нию
у учащихся навыков учебного труда (эксперимент
В. Ф. Паламарчук);

6.
развитие познавательной самостоя­тельности
школьников (эксперименты Н. А. Половниковой,
П. И. Пидкасистого).

7.
дидактические исследования, связанные с
выбором оптимального варианта той или иной
системы мер или педагогических действий:

-обновле­ние системы мер по
предупреждению неуспеваемости (Ю. К.
Бабанский и др.),

-оптимизация объема и сложнос­ти
учебного материала, включаемого в школьные
учеб­ники (Я. А. Микк),

-выбор оптимального числа упражне­ний
для формирования определенного умения (П. Н.
Во­ловик),

-выбор оптимальных вариантов системы
мер по формированию у учащихся навыков
планирования (Л. Ф. Бабенышева),

-построение проблемного обучения
слабоуспевающих школьников (Т. Б. Генинг),

-дифференци­рованная работа с учениками
на основе разной степени оказываемой им
помощи в учении (В. Ф. Харьковская),

-обоснование оптимальной системы
преподавания курса технического черчения в
вузе (А. П. Верхола),

-оборудова­ние школьного физического
кабинета (С. Г. Броневщук)).

Все
эти задачи в определенной мере
переплетаются друг с другом, но каждая из
них имеет и некоторый спе­цифический
акцент, определяющий особенности педаго­гического
эксперимента.
Таким образом, круг задач, которые решаются
с по­мощью педагогического эксперимента,
весьма широк и разносторонен, охватывает
все основные проблемы педаго­гики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector