История образования: от первых школ руси до советских

Документовед

В нынешнее время должность документоведа очень актуальна, и пользуется большим спросом на крупных предприятиях

Документовед – это специалист, занимающийся регистрацией и учетом документации. Выпускника исторического факультета с радостью возьмут на такую вакансию, так как в первую очередь, документовед должен быть грамотным.

В обязанности документоведа входит: оформление распорядительной документации организации; доведение информации до сотрудников; в случае устаревания документов — помещение их в архив.

Роль в организации документоведа немаленькая, так как через него проходят все информационные потоки, по которым отслеживается деятельность всех подразделений предприятия. В случае неверных действий персонала, которые прямо или косвенно могут повлиять на рост или упадок компании, документовед в состоянии скорректировать и исправить это.

Работа документоведа востребована в промышленных, аудиторских компаниях и других.

Работа на фрилансе позволяет подработать документоведам: набрать, скорректировать текст или написать отзыв. Профессиональные навыки помогут в деле без труда.

Происхождение европейских университетов

Во-первых, необходимо пояснить происхождение термина «университет». Энциклопедия Британника дает следующее определение. Латинское слово «universitas» первоначально использовалось для обозначения любого сообщества или корпорации. Для обозначения образовательной организации это слово использовалось в обороте «universitas magistrorum et academarium» (лат.: сообщество учителей и учеников). С течением времени, вероятно, к концу XIV в., этот термин стал использоваться сам по себе с исключительным смыслом сообщества учителей и ученых, чье корпоративное существование было признано и санкционировано гражданской или церковной властью. Обычное обозначение образовательных сообществ в средневековой литературе – это слово «studium» (лат.:училище).

Во-вторых, следует в общих чертах прояснить происхождение первых европейских университетов. Истоки западноевропейского образования восходят к монастырским церковным школам, основанными во Франкском королевстве в эпоху Карла Великого, который, стоит отметить, за всю жизнь так и не научился писать, о чем мы узнаем из биографии Карла Великого «Vita Karoli Magni» (лат.: Жизнь Карла Великого) авторства Эйнхарда, руководителя придворной школы. Однако повсеместного развития каролингские школы не получили, исключение составляют некоторые из них, в том числе, школа при соборе Notre-Dame в Париже и школа при монастыре св. Женевьевы Парижской, положившие в первой четверти XII в. начало училищу (studium), которое в начале XIII в. получило государственное признание в лице короля Франции Филиппа Августа и стало основой Парижского университета. Старейшим учебным заведением Европы принято считать Болонский университет, который сформировался из объединения учеников Ирнерия, знатока и комментатора правового наследия императора Юстиниана. Болонская правовая школа была основана в 1088 г. и, получив одобрение императора Фридриха Барбароссы, впоследствии стала значительным образовательным центром Западной Европы. Оксфордский университет, старейший в Англии, также возник из объединения слушателей лекций в конце XI в., а королевскую хартию получил только в 1248 г. от Генриха III из династии Плантагенетов. Также в конце XII в. сформировался старейший университет Испании — университет Саламанки, берущий свое начало от церковной школы при старом соборе, хартией короля Леона Альфонсо IX в 1218 г. университет Саламанки получил государственное признание и был назван «Studium Generale» (лат.: общее училище). Иных примеров возникновения в Европе образовательных заведений продвинутого уровня в XII в. неизвестно.

Таким образом, единичные европейские университеты эпохи раннего Средневековья являлись училищами, специализировавшимися, в первую очередь на изучении церковно-богословских дисциплин и юстиниановского права. Роль современных университетов они, безусловно, не играли, а их просветительская функция была опосредована влиянием Католической церкви

Важно отметить, что вышеуказанные учебные заведения создавались «снизу», как саморегулируемое сообщество преподавателей и студентов, которое только впоследствии утверждалось государственной и церковной властью

Достояние элиты

Старт массовому женскому образованию в России дал ещё Пётр I. Царь издал указ, согласно которому запрещалось венчать «неграмотных дворянских девушек, которые не могут написать хотя бы свою фамилию».

Со второй четверти XVIII века в моду постепенно стало входить домашнее образование для женщин дворянского сословия. А в 1764 году в Петербурге начало работать Императорское воспитательное общество благородных девиц — знаменитый Смольный институт. В нём на полном пансионе жили и учились представительницы самых знатных фамилий России. Лучшие выпускницы часто становились фрейлинами при дворе.

Закрытые учебные заведения императорской России действовали по принципу, который в наши дни сохранился в английских привилегированных публичных школах: ученик должен постоянно жить там, где проходит обучение. Однако такая форма образования, созданная для дворян, чьи поместья были разбросаны по стране, была неудобна для городского населения, численность которого неуклонно росла на протяжении всего XIX века.

Также по теме

В российских школах предлагают ввести уроки робототехники

Молодёжный парламент при Госдуме предлагает ввести в российских школах уроки робототехники. Инициативу озвучат во вторник, 20 марта,…

К тому же закрытые дворянские пансионы отрезали от образования детей буржуа и мещан, чьё влияние в обществе нарастало.

При этом обычное гимназическое образование для приходящих учеников оставалось привилегией мужской части общества — первое такое заведение появилось в 1803 году.

Домашнего образования для девочек было недостаточно, да и позволить себе нанимать надомных педагогов могли единицы. В то же время в русском обществе середины XIX века постоянно росли требования к культурному уровню женщин, да и сами представительницы различных сословий массово стремились к просвещению.

Поэтому общедоступное женское учебное заведение было актуальным требованием. В итоге 28 марта 1858 года император Александр II издал указ об учреждении в Санкт-Петербурге первого женского училища без пансиона. А уже 19 апреля открылась Мариинская гимназия, куда могла поступить практически любая девушка, вне зависимости от происхождения и достатка.

Как отметила в интервью RT историк Наталья Ушакова, в середине XIX века первые места по уровню грамотности занимали Санкт-Петербургская и Московская губернии. За ними следовали губернии с населением, работающим на местных фабриках и отхожих промыслах, — Ярославская, Владимирская, Костромская.

«Неслучайно первая частная женская гимназия была создана в 1857 году в Костроме. А уже в следующем году дело женского образования было передано в надёжные руки Мариинского общества, после чего появилось Петербургское училище», — рассказала Ушакова.

Литература (в хронологическом порядке)

  • Ерошкин Н. П. Министерства России первой половины XIX века — фондообразователи центральных государственных архивов СССР. — М., 1980.
  • Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. — М., 1981.
  • Ерошкин Н. П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (1-я половина XIX века). — М., 1981.
  • Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. — М., 1991.
  • Государственность России: Словарь-справочник. Кн. 3. — М., 2001. — С. 87-89.
  • Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России, 1856-1904. СПб.: Наука, 2003; 2-е изд., стер. СПб.: Наука, 2006. 276 с.
  • Алексеева С. И. Основные этапы развития аппарата государственного управления в России // Алексеева С. И. Политическая история России. Ч. 1. IX — начало XX вв. / С. И. Алексеева, О. В. Егоренкова, Т. Н. Захарова. СПб.: БГТУ, 2005. С. 182-281.

Справочники по учебным заведениям

  • Списки учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям: Справочная книга, составленная по официальным сведениям за … [1883/84, 1890/91] год. — СПб., 1883, 1890.
  • Учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения: Справочная книга, составленная по официальным сведениям за … год. — СПб., 1883—1916.

Статистические справочники

  • Подробный список учебным заведениям, учрежденным в царствование императора Николая Павловича (с 1825 по 1836 г.). // Журнал Министерства народного просвещения. 1836. Ч. 9. № 3. — С. 594—608.
  • Таблицы учебных заведений всех ведомств Российской империи, с показанием отношения числа учащихся к числу жителей. — СПб., 1838. — V, 109 с.; 1 л. карт.
  • Хронологический список высших и средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения, основанных или преобразованных с 1855 по 1880 гг. — СПб., 1880. — 36 с.
  • Дубровский А. В. Сведения по статистике народного образования в Европейской России. 1872—1874. — СПб., 1879. — , XXVI, 136 с.; 1 л. карт. — (Статистический временник Российской империи. Сер. 2. Вып. 16).
  • Дубровский А. В. Университеты и средние учебные заведения 50-ти губерний Европейской России и 10-ти губерний Привислянских по переписи 20-го марта 1880 г. — СПб., 1888. — XIX, 454 с. — (Статистика Российской империи. Вып. 3).
  • Дубровский А. В. Университеты и средние учебные заведения мужские и женские в 50-ти губерниях Европейской России и 10-ти губерниях Привислянских по переписи 20-го марта 1880 г. — СПб., 1888. — VIII, ПО, 35 с. — (Временник Центрального статистического комитета. Вып. 1).
  • Дубровский А. В. Специальные учебные заведения мужские и женские в 50-ти губерниях Европейской России и 10-ти губерниях Привислянских по переписи 20-го марта 1880 года. — СПб., 1890. — 248 с. — (Статистика Российской империи. Вып. 8).
  • Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. — СПб., 1883 (обл.: 1884). — 11, 257 с.

События сентября-октября 1993

До октября 1993 года история Российской Федерации демонстрировала двоевластие: президент РСФСР (Ельцин) с одной стороны и Верховный совет с другой стороны. 21 сентября Ельцин издает указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе РФ». Это была попытка привести Россию к действующему виду Конституции, но проблема в том, что это напрямую нарушало Конституцию, действующую тогда! Формально Ельцин нарушил закон. Это вылилось в то, что Верховный совет в ночь на 23 сентября 1993 года признает действия Ельцина государственным переворотом и снимает его с должности президента. В ответ вводятся войска в столицу, здание Верховного совета штурмуется 3-4 октября, и Ельцин забирает власть в свои руки.

По всем законам и нормам того времени это был вооруженный переворот, который едва не вылился в гражданскую войну (вернее вылился в нее, но только в одном регионе – на Кавказе).

12 декабря 1993 принимается новая Конституция. По ней Россия становится президентской республикой, тем самым все элементы СССР были упразднены.

Основные события этого времени:

  • Декларация «О государственном суверенитете».
  • Распад СССР и образование СНГ.
  • «Шоковая терапия»
  • Становление авторитарной демократии Ельцина

Первые школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования. 

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. 

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература. 

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.

Библиотекарь

Самый популярный библиотекарь

Профессия библиотекаря не очень популярна в современном мире.

Библиотекарь – сотрудник, хорошо разбирающийся в литературе, способный оперативно найти любую информацию. Молодой специалист с историческим образованием подойдёт на данную специальность и быстро сможет влиться в работу и коллектив. Можно работать библиотекарем, имея за плечами техникум, для этого необязательно учиться в ВУЗе. Работа в библиотеке — большой труд: приходится работать с большим количеством информации и книг, необходимо хорошо ориентироваться в этом.

Библиотеки есть при университетах, школах, заводах, крупных организациях, городские библиотеки, у каждой своя специфика и литература. В обязанности библиотекаря входит: сортировка книг, идентификация, их поиск и выдача клиентам. Глобального влияния на развитие предприятия, на котором работает библиотекарь, оказать он не может.

Работа на фрилансе для данных сотрудников актуальна. Поможет в такой работе приобретённый профессиональный навык по поиску информации. При желании и наличии свободного времени можно организовать своё дело.

XI-XV Века

История русского образования начинается с рукописных летописей начала XI века о великих князьях Владимире и Ярославе, которые начали строить церкви и школы «книжного обучения» в Киеве и Новгороде и стали обязывать византийских священников учить детей. Школы, предлагающие курсы семи гуманитарных наук, стали важными центрами древнерусской культуры, распространяя религиозные знания и переводы иностранных авторов. «Книжным знаниям» предшествовало обучение чтению и письму, а также знакомство с иностранными языками.

Начиная с двенадцатого века, для состоятельных семей стало обычным нанимать репетиторов. Образование было в основном сосредоточено на жизненном опыте, семье и общественных отношениях. Сейчас получить образование стало во сто крат проще, раньше же это могли позволить себе только обеспеченные люди. Можно с легкостью и небольшими затратами заказать курсовую.

Школы князей Владимира и Ярослава

Период развития отечественного образования при князьях Владимире и Ярославе Мудром нередко признается начальным во всей истории этого образования, во многом связанного с христианскими храмами.

Под 988 годом в Повести временных лет: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (язычники были против христианских инноваций).

Русские книжники, работавшие в школах повышенного типа, пользовались своим вариантом структуры предметов, который в определенной мере учитывал опыт византийских и болгарских школ, дававших высшее образование.

Софийская первая летопись о школе в Новгороде:
1030. «В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом».

Созданная в 1030 г. Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым учебным заведением повышенного типа на Руси, в котором обучались лишь дети старост и священнослужителей. Есть версия, что в летописи речь идет о детях церковных старост, избиравшихся из низших сословий, но до конца XVI в. известны лишь старосты административные и военные . Термин «церковный староста» появился в XVII в. Контингент учащихся новгородской школы состоял из детей духовенства и городской администрации. Социальный состав обучающихся отражал классовый характер образования той поры.

Главная задача школы состояла в подготовке грамотного и объединенного новой верой управленческого аппарата и священников, деятельность которых проходила в сложной борьбе с сильными традициями языческой религии среди новгородцев и угро-финских племен, которыми был окружен Новгород.

Деятельность школы Ярослава опиралась на разветвленную сеть школ элементарной грамоты, о чем свидетельствует большое количество обнаруженных археологами берестяных грамот, писал, вощеных дощечек. На базе широкого распространения грамотности расцвела новгородская книжность. В Новгороде написано знаменитое Остромирово Евангелие, описание |Добрыней Ядрейковиче Царьграда, математический трактат Кирика. Сохранились для потомков «Изборник 1073 года», начальный летописный свод, краткая редакция «Русской Правды». Новгородские книгохранилища послужили одним из основных источников «Великих четьих миней» — собрания «всех книг, чтомых на Руси», состоящего из 12 огромных томов общим объемом свыше 27 тыс. страниц.

1037. В год 6545. Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины… Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напоящие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина…
…Ярослав же… любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам»

Образовательная реформа Владимира и Ярослава усиливала христианизацию на землях будущей России и её соседей, однако многовековые языческие традиции имели глубокие корни в народах страны.

Граффити XI века из святой Софии Киевской: «Месяца июня в 10-й (день) выгреб (потревожили мощи) грамматика, а в 15-й отдали Лазорю».

«Грамматиками» называли себя как профессиональные писцы южнославянских рукописей, так греками именовались и учителя — преподаватели полного курса грамматики. Император Юстиниан в 534 г. установил видным грамматикам вознаграждение в сумме 70 солидов и определил этим педагогам ряд других привилегий . Грамматики преподавали и в Киевской дворцовой школе, после смерти по статусу погребались в соборе. Мощи «Грамматика» были перенесены в монастырь, где игуменом был Лазарь (упоминается под 1088 годом).

Чем лицей отличается от школы

Есть и еще один тип ОУ: лицей. Обычно считают, что это то же самое, что и гимназия. Но это не так. Отличие гимназии от лицея и школы в том, что в гимназии углубленное изучение гуманитарных предметов. Лицей же имеет больше техническую направленность: математическую, например. Иногда лицеи открываются при вузах, некоторые уроки там ведут преподаватели из университета.

Сходство и отличие лицея от школы

Что сравниваем Школа Лицей
Нагрузка В соответствии с возрастом учеников Повышенная
Длительность уроков 40-45 минут Пары из сдвоенных уроков по 45 минут
Вступительные экзамены Собеседование для определения уровня знаний. Принимают в 1 класс даже тех, кто не справился Есть, для зачисления нужно успешно пройти испытание
Переводные экзамены Нет Есть. В случае неудачно сданного экзамена из лицея могут отчислить
Выпускные экзамены ЕГЭ ЕГЭ
Чем отличаются программы школы и лицея Единая, разработана Минобразования Собственная на основе программы Минобразования
Начальная школа Есть Нет, принимают в средних или старших классах

«Историческое образование в высшей школе России: пути обновления»

При поддержке ГАУГН в Российской академии наук 27 января 2017 г. состоится всероссийское совещание деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов российских вузов на тему «Историческое образование в высшей школе России: пути обновления».

Программа мероприятия

10.30–13:30 Всероссийское совещание деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов российских университетов «Современное состояние и перспективы развития исторического образования в вузах РФ».

Приветствия:

Чубарьян Александр Оганович, академик, научный руководитель ИВИ РАН, руководитель ФУМО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 46.00.00 «История и археология». 

Васильева Ольга Юрьевна, Министр образования и науки РФ.

Выступления:

Тучков Иван Иванович, декан исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Преподавание истории в высшей школе: современный опыт.

Мизис Юрий Алексеевич, заведующий кафедрой всеобщей и российской истории Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Проблемы университетского исторического образования в России на современном этапе.

Герцен Александр Германович, декан исторического факультета Крымского государственного университета. Историческое образование в высшей школе современной России: взгляд из Крыма. 

Якуб Алексей Валерьевич, ректор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Университетское историческое образование в регионе: проблемы и перспективы. 

Бугров Дмитрий Витальевич, первый проректор Уральского федерального университета им. Первого президента России Б.Н. Ельцина. Историческое образование в Уральском федеральном университете: опыт, проблемы, ожидания. 

Миньяр-Белоручев Константин Валерьевич, Проректор по учебно-методической работе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. О целесообразности корректировки некоторых подходов к актуализации ФГОС ВО. 

Маслов Виталий Николаевич, заместитель директора Института международных отношений и мировой истории Балтийского государственного университета им. И. Канта. Реорганизация управления образовательным процессом и опыт обучения историков по модульной системе в Институте гуманитарных наук БФУ им. И. Канта. 

Лубков Алексей Владимирович, член-корр. РАО, ректор Московского педагогического государственного университета. Подготовка современного учителя истории: традиции и новации. 

Фомин-Нилов Денис Валерьевич, и.о. ректора Государственного академического университета гуманитарных наук. История России через историю регионов: итоги первой пятилетки и перспективы 2020.

14:30 – 17:00 Пленум ФУМО по укрупненной группе специальностей и направлений 46.00.00 «История и археология» «Модернизация исторического образования в РФ».

Шкаренков Павел Петрович, директор Института истории и филологии РГГУ. ФГОС 3++ и подготовка бакалавров по истории. 

Бородкин Леонид Иосифович, член-корр. РАН, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. О разработке ФГОС по направлению «История» (уровень магистратуры): проблемы и возможные решения. 

Канторович Анатолий Робертович, доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. ФГОС по направлению подготовки «Археология» (уровень бакалавриата и магистратуры). 

Шкаренков Павел Петрович, директор Института истории и филологии РГГУ. О научно-методической концепции учебного модуля по «Истории России» для направления «История». 

Безбородов Александр Борисович, проректор РГГУ. О научно-методической концепции учебного модуля по «Истории России» для гуманитарных направлений. 

Порохня Виктор Сидорович, директор Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах, Московский авиационный институт. О проекте рабочей программы по преподаванию Истории России для негуманитарных направлений подготовки (квалификация (степень) выпускника «бакалавр»).

Теги: ран гаугн история министерство образования и науки чубарьян фомин-нилов Васильева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector