«христос не ставил ультиматумы блудницам»: как работают православные психологи
Содержание:
- Методы исследования
- Требования к православному психологу
- Принципы
- Дети: невольник – не богомольник
- Основы психологического консультирования
- Христианский взгляд на некоторые аспекты развития
- Предмет и задачи направления
- Возвращение в реальность
- История развития и становления науки
- Ясное желание помогать
- Проблематика
Методы исследования
Методики для обследования прихожан, которыми пользуются православные психологи практически не отличаются от стандартных методов исследования официальной психологической науки. Основные способы исследования:
- Самонаблюдение — человек должен самостоятельно наблюдать за собой, своим поведением, проявлением эмоций, поступками в разных ситуациях. Нужно отмечать любые изменения, которые происходят с сознанием, физическим состоянием под воздействием посторонних раздражителей. Задача Святого Отца в этом процессе — оживить интерес к наблюдению за собой. Он должен научиться понимать свое внутреннее Я, чтобы появилась возможность к покаянию, дальнейшему просвещению.
- Диалог — психолог расспрашивает пациента о его состоянии, насущных проблемах, скрытых переживаниях, страхах. Он может приводить примеры из жизни, спрашивать, как бы человек поступил в разных ситуациях. Собрав интересующую информацию, специалист подбирает подход к человеку, чтобы привести его в веру, помочь найти себя, разрешить межличностный конфликт.
При рассмотрении методики православной психологии нельзя забывать о метанойи — покаянии, с помощью которого человек может закрепить результат проведенных методов, полностью очиститься от оскверненной натуры, вернуть себе нарушенную целостность. Проводится в лоне Церкви Святым Духом.
Требования к православному психологу
По мнению священнослужителей, любой невоцерковленный человек, который занимается изучением психологии в сознании представляет нарушенную систему ценностей. У него нет базовых представлений о связи тела, духа и души.
Заболевания и проблемы он связывает с чем угодно, кроме душевных нарушений. Он не может осознавать в полной степени свои чувства, мысли, ничего не знает о духовной сфере.
Любой православный психолог должен осознать свои слабости, немощи, греховности. Благодаря этому человек может уповать на то, что Богу все доступно, он все может. Это придает силы для проведения таинств, христианских психологических методик.
Одновременно с этим психолог не является ключевой фигурой. Он проводник воли Божьей, который сопровождает человека на пути духовного роста, помогает преодолеть препятствия.
Принципы
Фундамент православной психологии состоит из нескольких основополагающих принципов:
- Антропоцентричность — определение отношения к человеку. За любыми слабостями, человеческими грехами в личности можно рассмотреть образ Божий. Для оказания помощи между психотерапевтом и пациентом должно установиться взаимное понимание. Достичь единодушия можно только при содействии Божественной благодати. Психотерапевт и пациент должны быть верующими, регулярно посещать церковь, участвовать в проведении таинств.
- Экклезиоцентричность — определение отношения к Церкви. Человек может воссоединиться с Христом только в Богочеловеческом теле Храма. Исцелиться от душевных болезней, избавиться от слабостей, соблазнов, побороть чертей можно только в лоне Церкви. При этом человек должен иметь крепкую веру, отдавать себе отчет в том, чего он хочет добиться.
- Христоцентричность — определение отношения к Богу. Считается главным целе- и смыслообразующим принципом среди всех.
Дети: невольник – не богомольник
– Эту победу православные родители хотят одержать и над собственными детьми. Многие православные мамы волнуются, что будут отвечать за детей на Страшном суде и этим оправдывают свое насилие над ними.
– Отвечать каждая из них будет не за поступки детей, которым Бог так же дал свободную волю, а за свои собственные, за то, какой матерью она была. И «чадородием жена спасается» не потому, что выносила и родила, а потому что материнство пробуждает в женщине (обычно!) способность к самоотречению, избавляет от эгоизма. Возможность исполнения заповеди «любить другого как самого себя» матери дается самой природой – особенно ярко это видно в случаях с больными детками, которых матери часто любят не просто как себя, а больше чем себя.
Но «православная» мать может пренебрегать своими материнскими обязанностями, запускать домашние дела, прикрываясь тем, что избирает «благую часть» – хождение в храм, паломнические поездки и т.д. – как Мария, а не как Марфа, которая «хлопочет о бренном» или тем, что «в праздники делать ничего нельзя, это грех». Конечно же, нерадивой может быть не только «православная» мать, но у той, по крайней мере, нет такой уважительной «отмазки».
– А если ребенок не хочет идти в церковь? Уговаривать, подкупать или пусть? Например, ребенок четырех-пяти лет?
– Я думаю, надо исходить из того, что ребенок пяти лет не в состоянии сознательно «ходить в церковь». Может ли он пойти туда один, без мамы? Нет. Понимает ли он смысл причастия? Может ли участвовать соборной молитве, вникать в нее, во время Богослужения? Вряд ли. Надо ли, чтобы ребенок в церковь ходил, не вполне понимая, что же там происходит? Чтобы причащался? Конечно, да, если мы хотим, чтобы наши дети были членами Церкви как Тела Христова, приобщались Ему через причастие, чтобы впитывали в себя наше отношение к храму, службе, причастию, православию. А это возможно только в том случае, если ребенку с матерью хорошо. И если ему с ней хорошо, то ему практически все равно, где быть – дома, на улице, в храме.
Ребенок, который хочет идти в храм, хочет этого потому, что туда идет мама (или папа, если с папой есть такой контакт). Контакт с ребенком, способность родителей чувствовать потребности ребенка и отвечать на них – залог того, что ребенок воспримет то, что родители хотят в него «вложить».
– С маленькими детьми все понятно, но когда они вырастают, в подростковом возрасте в церковь они часто отказываются ходить, бунтуют. Можно ли, нужно ли тут что-то делать?
– Мне думается, это бунт не против церкви как таковой, а против принуждения. Невольник, говорят, – не богомольник, но мы из страха, что подросток «отобьется от храма», «впадет в соблазны этого мира и погибнет», насилуем его свободу совести. Страх, вообще, плохой советчик. И никакой прямой зависимости между тем, ходит ли сегодня подросток под нашим нажимом в храм или нет, и тем, что «из него вырастет», нет.
Многие из нас, сегодняшних верующих, выросли вообще в атеистических семьях, не верили в Бога, однако, Господь, что называется, и нас привел. Почему же Он должен оставить без попечения наших детей? Верьте сами, и ваш пример не останется незамеченным. Но верьте, а не только машите руками, крестясь по каждому поводу или поминая имя Господа всуе. Работайте над собой, Господь не сделает за нас нашу работу, потому что мы с Ним со-работники.
Фото: svavva.ru
– За последние лет двадцать мир снова сильно изменился, в том числе и отношения между полами стали осмысляться иначе. Даже в подростковых сериалах, книгах, да везде. Дети не слепые, как помочь им сохранить целомудрие, не превращая их в оранжерейные растения, как снабдить их иммунитетом?
– Иммунитет же «тренировать» надо (шутка). Устойчивость к разным «вредностям» в стерильной атмосфере не возникает, да и под «стеклянным колпаком» ребенка все равно не удержишь. В мире вообще много опасностей, много рисков, поэтому надо учить ребенка любого возраста различать добро и зло, чтобы он мог давать оценку разным явлениям жизни, делать свой сознательный выбор отношения к ним. Мог противостоять давлению референтной группы – значимых для него людей, дворовой компании, одноклассников – или рекламы.
Основы психологического консультирования
Начало занятий:
Занятия проходят: май — июнь 2020 г.
Цена за весь цикл:
Адрес: м.Китай-город, Малый Златоустинский пер., д.5.
Занятия проводит: психолог, преподаватель Филина Н.П.
Курс рассчитан на слушателей, прошедших базовый курс «Христианская психология личности».
Запись по тел. (495) 925-77-13 в будни с 10.00 до 18.00
по электронной почте ichpsy@yandex.ru
Цель: Прояснить и уточнить для себя важные вопросы: — кто может называться профессиональным психологом и как соединяются в работе теория и практика; — какие существуют психотерапевтические подходы, практический поиск и исследование своей психотерапевтической системы; — какие важные составляющие «консультативного контакта»; — как могут влиять на консультативный процесс: перенос и контрперенос (сопереживание консультанта); — какие возможны способы работы со сложной проблемной ситуацией. В учебной ситуации у вас будет возможность попробовать себя в роли консультанта, проанализировать свою работу и увидеть процесс «глазами клиента». Рассматриваемые феномены консультативного процесса также сопровождают и обычное общение, по отзывам студентов, этот курс оказался интересен и полезен для повседневной жизни.
Темы зантий:
1. Введение в основы психологического консультирования
Творческое исследование в поисках ответа на вопрос «Кто такой психолог?».
Структура и основные разделы практической психологии, а также разграничение областей консультирования и психотерапии.
Мифы о профессии психолога.
Сходство и отличие житейской помощи от профессиональной.
Необходимые качества для работы психолога и противопоказания
2. Психотерапевтические системы
Сравнительная характеристика основных психотерапевтических подходов.
Исследование и поиск опорных точек для своей системы психотерапии.
Соотнесение с существующими подходами своей психотерапевтической системы и нахождение своего местоположения на мировой карте психотерапии.
Практическое исследование своей психотерапевтической системы.
3. Консультативный контакт
Практический опыт представления себя как психолога
Выделение основных рубрик, которые необходимо консультанту обсудить, при первом разговоре с клиентом и на что нужно обратить внимание
Современные представления о консультативном контакте.
Составляющие консультативного контакта: физические и эмоциональные компоненты, а также навыки поддержания контакта.
Творческое исследование конгруэнтности и эмпатии, а также определение отличительных черт этих феноменов.
Практическое применение навыков в установлении контакта с клиентом.
4. Консультативный процесс
Элементы консультативного процесса: перенос и контрперенос или деятельность сопереживания консультанта («деятельность сопереживания» автор Василюк Ф.Е.).
Характеристики, которые свойственны переносу в консультировании.
Проявления феномена переноса в консультативном пространстве и межличностных отношениях.
Контрперенос – определения, размышления и виды этого феномена.
Исследование на примере контрпереносной реакции консультанта или деятельности сопереживания.
Исследование сопереживания/контрпереноса, как отклик консультанта на историю клиента в учебной консультации с помощью художественных средств.
5. Структура консультативной ситуации
Краткое представление элементов структуры консультативной (психотерапевтической) ситуации, автор Ф.Е. Василюк.
Виды житейских жалоб, которые клиенты часто озвучивают на консультациях. Представление о внутренней картине проблемной ситуации клиента.
Рассмотрим возможные шаги работы со сложной ситуацией на примере.
На практике опробуем работу с проблемной ситуацией. А, также применим в ситуации учебной консультации знания и навыки, полученные в течение всего курса.
Преподаватель курса оставляет за собой право изменения тематического плана, исходя из потребностей группы.
Христианский взгляд на некоторые аспекты развития
Автор курса: психолог, преподаватель Ильюшина Е.Ю.
Территориально: м.Китай-город, Малый Златоустинский пер., д.5.
Возраст, как с ним быть? Почему цифры в паспорте и душе иногда так отличаются? Как научится принимать его и что с ним делать?
С самых ранних детских лет каждый человек испытывает на себе в разной степени психологическое воздействие, в связи с чем для некоторых процесс взросления и становления происходит более гладко и незаметно, а для некоторых психические травмы детства, влияют на внутренние конфликты во взрослой жизни. Почему так происходит? Период детства наиболее сложный в психическом отношении, так как в это время человек наиболее уязвим и не подготовлен к жизненным перипетиям, в которых ему приходится оказываться
Что важного в каждом возрасте, какие этапы невозможно «перепрыгнуть»? Как быть с «наследием» детства сейчас?
На эти и другие вопросы отвечает наш курс.
Курс разработан для широкого круга слушателей, как специалистов так и интересующихся.
Включает в себя базовые понятия психологии развития и возрастной психологии. В ходе курса будут рассмотрены особенности психического развития человека в различные периоды жизненного цикла с христианской точки зрения.
Нужно ли воцерковлять детей, как и когда?
Что такое детское отношение к Богу и как верно расставить акценты в воспитании?
Курс поможет формированию представлений о специфике каждого возрастного периода, а так же может стать теоретической основой для дальнейшей практической работы с детьми в рамках христианской психологии.
Предварительная программа:
1. От рождения до года. Приглашение в жизнь. Основные моменты раннего детства.
2. Теория привязанности — психологическая пуповина ребёнка. Сбой связи или что такое травма привязанности?
3. Дошкольный возраст. Многообразие деятельности. Роль игры в развитии, детско-родительские отношения, знакомство с миром чувств, переживание горя. Формирования позитивного отношения к себе, к миру, к Создателю.
4. Младший школьный возраст. Детско-родительские отношения, различение и называние чувств, учебная деятельность ребенка, взаимоотношения со школой. Эталоны поведения. Чувство благодарности. Воскресные школы: за или против? Представление картины мира и себя в ней, формирование образа Бога и отношение к нему.
5. Подростки. Особенности физики и психики, права и обязанности, роли пола, мир разных чувств и ощущений. Отношения в семье и проблемы сепарации. «Кто я» — поиск самоидентичности. Подростковые отношения, дружба, трудности общения, субкультуры. Кризис веры, поиск смысла, пересмотр отношений. Подросток в Церкви, как не потерять связи?
6. Юность. Особенности самосознания, кризис встречи с взрослой жизнью или бегств в детство, максимализм. Выбор профессиональной деятельности. Влияние родительских посланий на развитие юности. Социальное признание, переживание успеха и достижений. Дружба, коллектив, общность. Выбор спутника жизни, вступление в брак. Место в церковной общине, неофитский запал, приходская и волонтерская деятельность в юности.
7. Зрелость. Психологические особенности возраста. Кризисы и новообразования. Семья и работа, физическое и психическое здоровье, феномен выгорания. Прошлое, настоящее, будущее — опыт жизни и отношение к нему. Взаимосвязь между возрастным и духовным развитием личности. Христианство — религия взрослого человека.
Рекомендуемая литература:
Учебная:
О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В.Бубнов «Психология развития и возрастная психология» МГППУ
А.К. Болотова, О.Н. Молчанова «Психология развития и возрастная психология» ВШЭ
О.А. Карабанова «Возрастная психология»
Л.Петрановская «Привязанность- тайная опора»
Протоиерей А.В. Лоргус «Книга об отцовстве»
Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком как?» и продолжение
В. Оклендер «Окна в мир ребёнка»
И. Млодик «Метаморфозы родительской любви или как воспитать, но не калечить»
И. Млодик «Книга для неидеальных родителей»
И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский, Э.В. Жилина «Работа с детьми, перенесшими психологические травмы»
Л. Сибли: Как научить ребенка управлять своими чувствами + Чувства разные нужны, чувства разные важны. 2 книги
Д.В. Винникот «Разговор с родителями»
Д.Франсуаза «На стороне ребенка»
А.И. Захаров «Неврозы у детей и подростков«
Т.В. Бабушкина «Что хранится в карманах детства»
Я.Корчак «Наедине с Богом»
Н.Ю. Куражева «Цветик- семицветик» Психологические занятия для дошкольников
Протоиерей Алексей Уминский «Ребенок в Церкви. Заметки о высшем искусстве»
Е. Орлова: Детская исповедь. Как помочь Вашему ребенку
Предмет и задачи направления
Предмет православной психологии — человек как личность. Наука рассматривает особенности развития, формирования сознания, изменение его свойств зависимо от укрепления или ослабления связей с духовно-нравственным состоянием.
Характеристики личности, которые рассматриваются православной психологией:
- Человек олицетворяет дух, духовность подразумевает под собой наличие иной природы.
- Человек никогда не сможет осознать свою значимость.
- Человеческую личность нельзя полностью свести к животной природе.
- Нельзя приравнивать личность к биологической, физиологической или химической системе.
Основы православной психологии:
Главный смысл человеческой жизни — преодоление слабостей, страстей, развитие добродетели.
Здоровый индивид рассматривается как единство духа, тела и души
Если связь между этими составляющими нарушается, появляются различные проблемы, заболевания.
Смерть — освобождение души от телесной оболочки, ее переход к другому этапу развития.
Невозможно полностью исцелиться, найти себя без познания Бога.
Важно признавать воздействие ангелов (положительное) и падших духов (отрицательное) на человеческую душу.
Любые психологические методики, применяемые православными психологами, преломляются о христианское мировоззрение.. Задачи православной психологии можно разделить на теоретические, практические
К первым относится:
Задачи православной психологии можно разделить на теоретические, практические. К первым относится:
- Разработка современных концепций на основе христианских учений. Совмещение духовных методик воздействия на личность с инновационными подходами из психологии.
- Разработка методов, с помощью которых можно описать личность.
Практические задачи:
- Восстановление человеческой индивидуальности, повышение самооценки. Воссоединение воли, сердца, ума.
- Оказание психологической помощи любому человеку, который начал отходить от Бога. Приведение в веру новых служителей.
- Разработка методик для коррекции психологического состояния на основе православных учений.
- Построение у неверующих целостного христианского мировоззрения. Объяснение основ христианских учений, проведения таинств.
- Оказание психологической помощи в преодолении соблазнов людям, который готовятся к причастию.
Основной инструмент, которым может пользоваться православный психолог — собственная личность. Главная составляющая успеха — наличие практического и теоретического опыта в воцерковлении, проведении таинств.
Общая задача христианского направления психологической науки — оказание помощи в преодолении тяготения падшей натуры. Психолог должен помочь грешнику понять страстные механизмы жизни, которые приводят к появлению заболеваний или проблем. Так специалист исцеляет, указывает путь к внутренней свободе. С помощью полученных знаний индивид получает шанс проявить свой внутренний потенциал на максимальном уровне.
Частная задача православной психологии — помощь при решении конкретных жизненных проблем, спорных ситуаций со стороны веры. При этом могут применяться современные психологические науки, которые не противоречат христианским учениям.
Возвращение в реальность
«Прежде чем покончить с собой, я решила привести свои дела в порядок, — рассказывает Анна (имя изменено по просьбе героини). — Я представила, что вот я умру, родственники приедут заниматься похоронами и скажут: „Сдохла, а за квартиру не заплатила, кучу хлама оставила“. Я начала разбирать полки, экономить, чтобы заплатить за жилье на месяц вперед».
Все началось за несколько лет до этого, когда Анна вышла замуж. Брак длился три года, и все это время Анна с мужем постоянно ссорились и дрались. Он приходил домой «под кайфом», Анна выгоняла его из дома, но, когда он уходил на несколько дней, не спала ночами и пыталась до него дозвониться. «Когда я выходила замуж, знала, что он покуривает травку, — говорит женщина. — Но это ведь многие делают, и я не думала, что наркотики скоро окажутся для него на первом месте. Мне хотелось сделать ремонт, может, завести детей. Но в нашей жизни был сплошной хаос».
Однажды у них произошла серьезная драка — муж, по словам Анны, «прыгал у нее на голове». В травмпункте выяснилось, что у женщины сотрясение мозга и сломаны два ребра. Анна собрала вещи и позвонила друзьям, чтобы они ее забрали. «У меня есть собственная однокомнатная квартира, я поехала туда и две недели никуда не выходила. Просто лежала и смотрела в одну точку. Могла целый день не есть, а потом вспомнить, что голодна, и опустошить холодильник», — вспоминает Анна. Ей казалось, что она совершила предательство по отношению к самой себе — вышла замуж за человека, который ее бил, и позволила ситуации зайти так далеко. Она постоянно корила себя, напивалась и плакала.
Когда жить стало не на что, Анна устроилась работать в транспортную компанию. Но работа не отвлекала от проблем. Иногда посреди дня она осознавала, что уже час сидит и ничего не делает: «Я не могла понять, куда делся этот час, о чем я думала, что я делала. Он как бы съедался. Это стало меня пугать». Так прошло около трех месяцев. Периоды «зависания» становились все длиннее — теперь Анна не всегда могла вспомнить, как прошли последние три-четыре часа.
Все это время за Анну очень переживала ее сводная сестра: постоянно звонила, пыталась развлечь, вытащить из дома — и в какой-то момент уговорила женщину сходить к психологу при храме. «Я к тому моменту уже твердо решила, что уйду из жизни, и не хотела принимать никакую помощь. Но сестра так уговаривала, что я уступила. В конце концов, что мне было терять?», — вспоминает Анна. У нее было много предубеждений против психологов: она думала, что специалист будет «внедряться к ней в мозг», применять что-то вроде гипноза. Она была совершенно не настроена что-либо ему рассказывать — собиралась прийти, сказать, что у нее все в порядке, и вернуться домой.
«Когда я заявила, что у меня нет проблем и психолог все равно не сможет мне помочь, он сказал: „Все ясно“. И предложил прогуляться по парку, — говорит Анна. — Я все ждала, когда он уже начнет свои манипуляции с моим мозгом, но вместо этого он предложил мне съесть мороженого и начал беседовать на какие-то повседневные темы, как будто мы тысячу лет знакомы. Постепенно я расслабилась и втянулась в беседу. Он уже не вызывал такой настороженности». Анна решила, что придет в храм еще раз: на следующей встрече она рассказала психологу про расставание с мужем и побои.
«Он сказал: „Ну, мать, ты даешь. Ты же мазохистка!“ — вспоминает Анна. — Мы много говорили, он давал задания. Однажды попросил отвезти посылку в храм на другом конце Москвы и там заодно предложил исповедаться. Я приехала, встала перед батюшкой и разрыдалась на весь храм. Но потом мне стало легче».
Постепенно Анна перестала думать о смерти, она больше не «выпадала» из реальности. В итоге решила вернуться к мужу — ей казалось, что она все еще его любит. Когда женщина призналась в этом психологу, он сказал, что у нее созависимость и помог найти психотерапевта, который специализируется именно на этой проблеме. Именно с ним Анна и продолжила свою терапию. «Раньше я даже не знала, что такое созависимость, — говорит женщина. — А теперь поняла, что для меня такие отношения были зоной комфорта, потому что я выросла в пьющей семье. Я узнала про треугольник Карпмана и научилась останавливать себя прежде, чем в него попаду».
История развития и становления науки
Психология и православие изначально развивались отдельно друг от друга, но в некоторых моментах учения, теоретические знания совпадали. У психологической науки нет единого мнения о человеческой природе.
Относительно этого вопроса существуют разные представления, среди которых одной из самых значимых является христианская.
Несмотря на отсутствие точной трактовки человеческой природы психологи смогли накопить огромное количество эмпирических фактов.
На основе теоретических знаний и утверждений была сформирована психотерапия. С ее помощью первые психологи помогали справиться с психическими заболеваниями.
В 1882 году Фридрих Ницше написал — «Бог умер». Это пошатнуло доверие к христианству, но позже началось соединение учений веры и психотерапии.
Например, во время Второй мировой войны австрийский психотерапевт Виктор Франкл работал в Освенциме и длительное время наблюдал за узниками. Психотерапевт утверждал, что люди с крепкой верой не теряли внутренней силы, преодолевали все сложности, выживали в немыслимых условиях. Он написал об этом в своих работах, которые продолжили развивать другие ученые.
Ясное желание помогать
«Психолог при храме», к которому попала Анна, — Михаил Хасьминский, руководитель кризисного центра при московском храме Воскресения Христова на Семеновской. Бывший майор московской милиции, Хасьминский получил второе, психологическое образование в Академии МВД России — на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами. В 2002 году он създил в Троице-Сергиеву Лавру, приложился к мощам Сергия Радонежского и, как говорит, понял, что занимается не тем; у него «возникло ясное желание помогать больным раком». Так он стал работать психологом в Российском онкологическом научном центре имени Блохина, а спустя несколько лет возглавил Центр кризисной психологии, созданный по благословению патриарха Алексия II в 2006 году.
Хасьминский считает, что в особо тяжелые, кризисные моменты духовно ориентированная психология оказывается куда эффективнее, чем светская. «Я понял это, когда работал в онкологическом центре, — говорит Хасьминский
— Я видел: если мать теряет ребенка, то часто в этой жизни для нее уже ничего не важно, она не может найти ни утешения, ни объяснения тому, что происходит». Хасьминский утверждает, что в такой ситуации обычные психологические методы оказываются бессильны — а священник может дать человеку поддержку
Хасьминский не работает с органическими депрессиями или зависимостями, которые требуют длительной терапии. К нему приходят люди, которых нужно быстро «привести в себя» в критической ситуации. Обычно это тяжелые разводы или смерть близких. «Человеку, чтобы выйти из тяжелого состояния, нужен мощный внутренний ресурс, энергия, — говорит Хасьминский. — Но именно в кризисных ситуациях у людей нет такого ресурса. Христианский подход дает им его — акцент переключается с этой жизни, которая на данный момент утратила для человека смысл, на другую, вечную. При христианском подходе цель человека — не прожить жизнь весело и без проблем, а воспитать свою душу для царства божьего».
Впрочем, как считает Хасьминский, у методов христианской психологии есть научные объяснения. По его словам, таинство исповеди оказывает психотерапевтический эффект, потому что это интроспекция — человек внимательно изучает свой внутренний мир, разбирается в себе. А если мать, скорбящая об умершем ребенке, начинает заботиться о его душе — молиться за него, делать добрые дела — это помогает ей не замкнуться на себе, преодолеть фрустрацию и начать адаптироваться в новых условиях.
В то же время Хасьминский скептически относится к светским методам кризисной психологии и считает, что она всегда основывается на вере: «Я не знаю ни одного человека, профессионально работающего с горем, который был бы атеистом. Чтобы помочь человеку пережить трагедию, надо иметь свой прочный фундамент, который удержит самого психолога и даст ему возможность удержать другого. Иначе очень быстро произойдет выгорание».
В кризисном центре кроме него работают пятеро психологов. Попасть туда можно по предварительной записи, оплата — добровольные пожертвования. На сайте центра говорится, что их размер никак не влияет на качество оказываемой помощи. Приходить туда могут не только религиозные люди. «Я все-таки в первую очередь кризисный психолог, — говорит Хасьминский. — Моя цель — не обратить человека в веру, а помочь ему преодолеть кризис».
По его словам, главное отличие православного психолога от светского — в том, что православный относится к человеку не как к «набору неких химических процессов или привычек», а как к душе, уникальной и созданной Богом: «И эта душа будет свидетельствовать обо мне на страшном суде».
Проблематика
Православная психология помогает:
- Наладить межличностные отношения между супругами, родителями и детьми, коллегами, начальником и сотрудниками.
- Совершать церковные таинства — крещение, причастие, исповеди.
- Избежать внутриличностных конфликтов — панических атак, неврозов, апатии, депрессии, нервных срывов, повышенная тревожности, детских страхов, фобий.
- Пережить серьезные психологические травмы — потерю родственников, детей, смертельные заболевания.
- Устранить смысловые и ценностные конфликты — навязчивые состояния, страх, зависимость.
Наука старается разрешить каждую из проблем. При этом человека медленно приобщают к вере, если он не противится этому.
Православная психология — отдельное направление психологической науки, которое возникло благодаря смешению учений, основ христианства с практическими и теоретическими методиками классической психологии. Она помогает людям очиститься, найти свое призвание, раскрыть потенциал, встать на путь просветления.