Часть i
Содержание:
- Особенности психологии как науки
- Понятие сознания. Функции, структура
- Методы исследования личности
- Физиологическая теория.
- 1.4. Методы исследования
- Зарубежные теории
- Методы психологического познания
- Структура деятельности
- Диагностика темперамента
- Отрасли психологии
- 1.3. Основные проблемы
- Предмет психологии, её задачи
- Структура самосознания, самооценка
- Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева
- Требования, предъявляемые к методам психологического исследования
- 1.5. Проективные тесты
Особенности психологии как науки
1.Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур
понимали душу человека как разновидность материи, как телесное
образование.
2.Платонпонимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от
тела.3. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию
как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости
души и живого тела.
4. Основные этапы развития психологии:
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX в.
Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
5. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. в
основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в
мире экспериментальной психологической лаборатории.
В 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.
6. Слово «психология» образовано из двух греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), оно впервые появилось в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование. 2.Платонпонимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от
Понятие сознания. Функции, структура
Сознание— высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Свойства сознания: построение отношений, познание и переживание
1) отражательная,
2) порождающая (творчески-креативная),
3) регулятивно-оценочная,
4) рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания.
Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).
I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
Свойства сознания: построение отношений, познание и переживание Функции сознания: 1) отражательная,
Методы исследования личности
- Наблюдение. Это метод исследования личности, характеризующийся невмешательством специалиста в процесс и констатацией и дальнейшим анализом собранных сведений. Различают бытовой метод наблюдения, когда происходит простая констатация увиденных фактов, которые возникают в произвольном и стихийном порядке и научный метод наблюдения, когда полученная информация подвергается дальнейшему глубинному анализу. Последний характерен для психоанализа.
- Эксперимент. Это метод исследования личности, при котором исследователь активно вмешивается в деятельность испытуемого, создаёт определённые условия, в которых тот будет находиться, чтобы в дальнейшем проанализировать его реакции и поведение.
- Метод беседы. При таком методе испытуемый сам даёт отчёт о своих проявлениях личности — эмоциях, переживаниях, мыслях. В данном методе ключевую роль играют те вопросы, которые задаёт испытуемому исследователь. В дальнейшем полученные сведения об индивиде подвергаются анализу.
- Опросники. Данный метод обычно применяется для выявления у индивида тех или иных личностных черт. Опросники бывают одномерные (когда изучается одна определённая черта, например, уровень агрессии) и многомерные, когда изучается целый спектр определённых черт. Опросники включают в себя шкалу, которая отражает склонность индивида к появлению тех или иных черт.
- Проективные методы. Это целая группа методов исследования личности, в различных версиях которых испытуемым предлагается реагировать на те или иные раздражители: интерпретировать картинки, описывать своё эмоциональное состояние в той или иной смодулированной ситуации.
Физиологическая теория.
И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.
В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:
1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.
2. Флегматик — сильный, уравновешенный, малоподвижный
3. Холерик — сильный, неуравновешенный.
4. Меланхолик — слабые процессы возбуждения и торможения.
Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов… 1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.
1.4. Методы исследования
1.уровне методологииобъектсубъект2.Теоретические методыфрустрация3.Эмпирические методыНаблюдениеИзмерениеДружинин В.Н., 1997Эксперимент4.уровне конкретных техник и методик
-
Тесты бывают разных видов:
- по критерию стандартизации тесты делятся на стандартизованные и нестандартизованные;
- по критерию — назначение теста — на общедиагностические, тесты на профпригодность, тесты специальных способностей, тесты достижений;
- по критерию — материал оперирования — на бланковые, предметные и аппаратные;
- по критерию — характер умственных действий — на вербальные и невербальные;
- по характеру ответов — на тесты с открытыми (свободными) и тесты с закрытыми (предписанными) ответами.
Зарубежные теории
1. Структурализм — В.Вундт, Э.Титченер (расчленение сознания на отдельные
элементы).
2. Функционализм — Ф. Гальтон, У.Джеймс, Д.Дьюи (функционирование психики)
3. Бихевиоризм — Э.Л.Торндайк, Дж.Уотсон (изучается поведение).
4. Психоанализ — З.Фрейд (роль бессознательного, сексуального).
5. Неофрейдизм — К.Хорни, Г.С.Салливен, К. Юнг (открыл экстравертов и
интровертов).
6. Гештальтпсихология — К.Коффка, К.Келер(психология свойства целого
определяют свойства его частей).
7. Генетическая психология — Ж.Пиаже (изучение психического развития
ребенка, его интеллекта).
8. Когнитивная психология -Дж. Брунер, Г. Саймон, Ф. Хайдер (знание, познание,
6 стр., 2602 слов
Методы социально-психологической диагностики проблем семьи
Литература Основная Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002. Семья в психологической консультации /Под. реб. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989. Системная семейная психотерапия (серия «Практикум по психотерапии) /Под.ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб, 2002. Филипова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. – Ярославль, 2003. …
компьютерная техника, кибернетика).
9. Гуманистическая психология — К.Роджерс, А.Маслоу (творческие возможности
человека)
10. Ассоциативные теории (ассоциации – связи)
элементы).
2. Функционализм — Ф. Гальтон, У.Джеймс, Д.Дьюи (функционирование психики) 3. Бихевиоризм — Э.Л.Торндайк, Дж.Уотсон (изучается поведение).
Отечественные теории
1. Культурно-историческая теория — Л.С.Выготский.
2. Теория деятельности — А.Н.Леонтьев.
3. Теория ведущей деятельности — П.Я. Гальперин, А.Р.Лурия, Д.Б. Эльконин,
А.В. Запорожец.
4. Единство сознания и деятельности — С.Л.Рубинштейн
5. Психология индивидуальных различий – Б.М. Теплов, В.С. Мерлин.
6. Психология отношений – В.Н. Мясищев.
7. Человекознание – Б.Г. Ананьев.
Методы психологического познания
Метод – это способ сбора данных.
Психологические методы:
— исследовательские;
-психодиагностические;
-развивающие;
-психокоррекционные;
-психопрофилактические.
Основные методы
1. Наблюдение:
-житейское и научное,
-срез (кратковременное наблюдение),
-лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет),
-выборочное и сплошное,
-включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).
Самонаблюдение — одна из разновидностей наблюдения
(непосредственное либо отсроченное)
2. Эксперимент:
—лабораторный,
— естественный,
— психолого-педагогический (констатирующий, формирующий,
контрольный)
Вспомогательные методы
1. Метод тестов. Тесты:
-прогностические и диагностирующие.
Психологические тесты:
19 стр., 9287 слов
Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики
… исследуемого объекта или территории. 22. Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики В своих проявлениях психика сложна и многообразна. Выделяются три большие … (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности. Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием. К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, …
— интеллектуальные,
— тесты личности,
— проективные,
— рисуночные.
2. Беседа.Интервью и анкетирование — виды беседы.
3. Анализ продуктов деятельностии др.
Психологические методы: — исследовательские; -психодиагностические;
Структура деятельности
Потребности— источник активности личности, они заставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.
Виды потребностей:
— естественные (природные) и социальные (духовные);
— осознанные и неосознанные.
Цель — то, на что непосредственно направлена деятельность.
Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется деятельность.
Движение— это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности.
Виды движений:
— непроизвольные и произвольные,
— врожденные и приобретенные.
Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).
Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно.
Виды действий:
— предметные;
— умственные, волевые;
— действия, направленные на других людей, — поступок (или проступок).
Виды потребностей: — естественные (природные) и социальные (духовные); — осознанные и неосознанные.
Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение
Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.
Диагностика темперамента
Первая группа включает методики, основанные на естественной зависимости между свойствами нервной системы человека и его темпераментом. С их помощью на основе изучения отдельных свойств нервной системы человека судят о тех или иных врождённых особенностях его темперамента, тесно связанных именно с данными свойствами нервной системы.
Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям человека на различные жизненные ситуации.
К третьей группе методик относятся разного рода тесты — опросники, проективные и др., позволяющие детально исследовать те или иные черты характера человека, давая им развёрнутую содержательную (качественную) характеристику и количественную оценку степени их развитости.
Наконец, четвёртая группа включает в себя тесты, в основу которых положено то или иное теоретическое представление о структуре личности. Они обычно содержат в себе множество подшкал, позволяющих одновременно оценивать различные личностные качества, входящие в соответствующую структуру.
Для изучения темперамента применяется и эксперимент. Экспериментальная методика, разработанная Ю.А. Самариным «Перенос кубиков»
Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям человека на… К третьей группе методик относятся разного рода тесты — опросники, проективные… Наконец, четвёртая группа включает в себя тесты, в основу которых положено то или иное теоретическое представление о…
Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.
9 стр., 4065 слов
Психология наука о психике или учение о душе Братусь
1. Сравнительная психология
2. Возрастная психология:
-детская психология,
-психология юности,
-зрелого возраста,
-психология старости (геронтопсихология)
3. Социальная психология — закономерности общения и взаимодействия людей.
4. Психология труда
5. Инженерная психология
6. Авиационная, космическая психология
7. Медицинская психология — влияние заболеваний на психику больного.
8. Клиническая психология (патопсихология) – отклонения в психическом
развитии.
9.Психофизиология
10.Дифференциальная психология – индивидуальные психологические различия
11.Юридическая психология
12.Военная психология
13. Педагогическая психология — развитие в процессе воспитания и обучения.
14.Специальная психология:
-сурдопсихология (слух),
-тифлопсихология (зрение),
-олигофренопсихология,
-логопсихология (речь)
15. Психология бизнеса
16. Психология мененджмента (управление) и др.
Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин.
Запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин.
1. Сравнительная психология 2. Возрастная психология: -детская психология,
Основные психологические теории
1.3. Основные проблемы
-
Базовыми проблемами психологии личности являются:
- проблема структуры личности;
- проблема мотивации поведения;
- проблема развития личности;
- проблема психического здоровья и психопатологии.
1.структуры личности
-
2. Проблема мотивации поведения личности основана на принципе активности и связана с решением следующего круга вопросов:
- 1) классификации мотивов,
- 2) изменения мотивационной системы,
- 3) измерения мотивов,
- 4) актуализации мотивов,
- 5) динамики мотивационного процесса,
- 6) соотношения мотива и цели,
- 7) многообразия влияния мотивации на поведение.
- Задача классификации мотивов формулируется на основе общепринятого положения о полимотивированности человеческого поведения, о наличии одновременно нескольких мотивов, побуждающих индивида к действию. В русле этой проблемы формулируются такие частные задачи, как определение критериев классификации мотивов, выделение биогенных и социогенных потребностей, изучение принципов связи разноуровневых мотивов (например, принципа функциональной автономии мотивов по Г. Олпорту и др.).
- Проблема изменения мотивов включает в себя механизмы образования новых потребностей путем мотивационного опосредствования (В. Вилюнас), с помощью механизма сдвига мотива на цель (А.Н. Леонтьев), идентификации и принятия ролей.
- Вопрос об измерении мотивов возникает в связи с их частой неосознаваемостью и вследствие этого невозможностью применения традиционных тестов и опросников, именно поэтому обсуждается вопрос об использовании проективных тестов и о их психометрических характеристиках.
- Проблема актуализации мотивов вызвана влиянием фактора ситуации на поведение человека, тем, что определенные условия могут создавать внутреннее напряжение (интенсивность стимуляции, новизна, сложность) и провоцировать индивида на совершение однотипных действий (например, реактивных агрессивных действий, опекающего поведения, ориентации на успех или неудачу и др.).
- Изучение динамики мотивационного процесса состоит в выяснении этапов распада деятельности или ее возобновления, причин, которые их обусловливают, последовательности, очередности стадий.
- Вопрос о соотношении мотива и цели связан с установлением смысла деятельности, характера отношений между тем, что побуждает индивида действовать, и тем, что направляет его действия.
3.развития личностиАнцыферова Л.И., 1989. С.211
-
Человек как субъект проходит три уровня развития:
- Первый уровень характеризуется тем, что «субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает степень своего воздействия на ситуацию… качества субъекта на этом уровне проявляются через акты целеполагания и действия по преодолению трудностей на пути достижения целей» (Там же. С. 212)
- Второй уровень означает, что личность начинает выступать как «субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий», она способна регулировать свои цели и поведение, осознавать мотивы.
- Личность на третьем уровне развития «становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности — не просто уникальности, которая характеризует каждого человека, но общественно-исторической (в предельном случае общечеловеческой) значимости неповторимости субъекта. На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы — свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества» (Там же. С. 212).
4.психического здоровья и психопатологии
Предмет психологии, её задачи
Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа объективной реальности, на основе которого происходит управление поведением и деятельностью человека, имеющим у него личный характер.
Предметисследования психологии — факты, закономерности, механизмы психики.
Задачипсихологии:
-научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
-научиться управлять ими;
-использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех
отраслей практики, на пересечении с которыми лежат оформившиеся
науки и отрасли;
-быть теоретической основой практики психологической службы.
Предметисследования психологии — факты, закономерности, механизмы психики. Задачипсихологии: -научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
3 стр., 1310 слов
Структура самосознания, самооценка
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Образ «Я» – выделение самого себя из среды.
Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания.
Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение.
Структура самосознания:
1) Осознание своих целей и мотивов.
2) Осознание: Я – реальна, Я – идеальна.
3) Познавательные представления
4) Эмоционально-чувственное самопознание и самоотношение.
Самооценка – оценивание человеком самого себя.
Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания. Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение. Структура самосознания:
Специфика бессознательного, его структура.
Тема 1.3. Деятельность как способ существования
Понятие деятельности
Деятельность— это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева
А.Н. Леонтьевым была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. Схема деятельности: (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенная со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие).
Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности.
Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из…
Требования, предъявляемые к методам психологического исследования
Для достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы психодиагностические методы отвечали ряду требований.1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие” — определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:—путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми—путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике вразличных условиях.3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства , для оценки которого данная методика применяется.4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.
Тема 1.2. Психика и ее развитие
Понятие о психике, её структуре и функциях
Психика—это системное качество мозга
Психика — это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
1.5. Проективные тесты
Одним из первых проективных тестов считается словесно-ассоциативный тест К. Юнга (1904-1905 гг.), цель которого состояла в косвенном воздействии на значимые области переживания и поведения человека для выявления комплексов в личном бессознательном.
Второй по значимости проективный тест — тест чернильных пятен Г. Роршаха, состоящий из 10 таблиц (5 черно-белых, 5 цветных) — изложен в его работе «Психодиагностика» 1921 г. Используя метод чернильных пятен, Роршах позволял своим испытуемым фантазировать, выделяя в неоформленных рисунках те или иные образы. В этих условиях ответы давались в связи с особенностями восприятия и прошлого опыта испытуемого
Роршах полагал, что важно не что человек видит, а как возникает образ (т.е. на основе каких детерминант — форма, движение, цвет)
Со временем достаточный по объему материал позволил связать тип восприятия с некоторыми личностными особенностями. Например, ответы, детерминированные формой, рассматривались как показатель интеллектуальной активности; образы, детерминированные цветом, — как особенности эмоциональной сферы личности; наличие в ответах движения указывало на интровертированность и т.д. До сих пор тест Роршаха используется как в клинических, так и в исследовательских целях, позволяя оценивать самые разные личностные характеристики — эмоциональную устойчивость, виды психологических защит, депрессивные тенденции, тревожность, ипохондрию, агрессивность, реакции на фрустрацию и многое другое.
Следующим этапом в разработке проективных тестов был Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ) Г. Мюррея (30-е г. ХХ в.). Вначале он использовался как тест, направленный на диагностику фантазии и воображения, а потом стал применяться для более широких целей — исследования личности в целом и ее латентных потребностей в частности. Тест состоит из 31 таблицы, на каждой из которых (кроме таблицы № 16) изображены ситуации. Задача испытуемого состоит в том, чтобы по определенной инструкции составить рассказ. При обследовании конкретного испытуемого применяют 20 таблиц, отобранных по возрасту и полу.
-
Общей характеристикой проективных тестов являются:
- неопределенность стимульного материала (в тесте Г. Роршаха неопределенность по форме, а в ТАТ — неопредеденность по содержанию);
- актуализация механизма проекции вследствие неопределенности предъявляемых стимулов. Проекция рассматривается как приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям, «уподобление» окружающей реальности собственному внутреннему миру;
- низкая стандартизованность теста, связанная с произвольной интерпретацией результатов.