Главный этап в становлении человека как личности, или что такое отрочество

Книга третья. «Юность»

Роман « Детство, отрочество, юность» в третей части повествует о времени, когда Николенька продолжает готовиться к поступлению в университет на математический факультет. Он ищет свое предназначение в жизни. Вскоре молодой человек поступает в университет, и отец дарит ему экипаж с кучером. Николенька чувствует себя взрослым и пробует закурить трубку. Его начинает тошнить. Он рассказывает об этом случае Нехлюдову, который в свою очередь говорит ему о вреде курения. Но юноше хочется подражать Володе и его другу Дубкову, которые курят, играют в карты и рассказывают о своих любовных похождениях. Николенька идет в ресторан, где пьет шампанское. У него происходит конфликт с Колпиковым. Нехлюдов успокаивает его.

Николай решает поехать в деревню, чтобы навестить могилу своей матери. Он вспоминает детство и думает о будущем. Его отец снова женится, но Николай и Владимир не одобряют его выбор. Вскоре отец начинает плохо ладить со своей женой.

Особенности общения подростков со сверстниками, учителями, родителями

Также очень четко прослеживаются отличия отрочества от детства вне семьи и школы, в среде сверстников, друзей и недругов. Это возраст становления личности и максимализма, которому присуще идеализирование и полярность в мышлении. Если дети воспринимают все достаточно буквально, то в подростковом возрасте начинаются первые попытки и навыки совершения логических умозаключений. Тинейджеры пытаются завоевать место под солнцем, происходят первые шаги по закреплению своего статуса в социуме, борьба за лидерство, авторитет.

Меняется с приходом отрочества и взгляд на школу, педагогов. Если раньше учитель и его слова не подвергались сомнению, то теперь начинается оспаривание, отстаивание своего личного мнения.

В период отрочества родителям необходимо уделять своему ребенку много внимания, научиться не только слушать его, но и прислушиваться, советоваться. Глухота к мнению подроста может привести к непоправимым последствиям, которые скажутся на всей дальнейшей жизни как самого ребенка, так и его семьи.

Отрочество – важный период в формировании личности христианина

Фото: Svlavra.church.ua

С 7 лет в православии ребенок начинает исповедоваться перед причащением. Считается, что ребенок уже достаточно взрослый и уже грешит осознанно, поэтому несет ответственность за свои поступки (грехи) перед Богом и людьми в отличие от младенца, поведение которого обусловлено природными потребностями. Поэтому проступки в грех им не вменяются.

Отрочество – возраст, благодатный для православного воспитания и формирования личности православного человека. Ребенок смотрит на родителей, подражает им, охотно участвует в общей молитве, посещает богослужения, готовится к исповеди.

Очевидно, что 7 лет – это не отправная точка, когда надо внезапно начать настаивать, чтобы ребенок вел самостоятельную духовную жизнь. Нужно постепенно прививать отроку любовь к постам, молитве и чтению Библии, в первую очередь Евангелия.

Многие священники, наблюдая за детьми, замечают, что они сильно отличаются по нравственному воспитанию, душевным и интеллектуальным способностям, физиологическому развитию. Поэтому к каждому ребенку нужен индивидуальный подход и «установить для всех детей единый возраст ответственности нереально» (иеромонах Иов (Гумеров)).

Подростковый возраст в различных концепциях развития

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

Э. Эриксон в своей концепции выделяет подростковый возраст как ключевой в развитии эго-идентичности. По мнению автора, идентичность — это чувство непрерывной самотождественности, целостности, последовательности и уникальности собственной личности.

Молодые люди в период подросткового возраста осуществляют выбор в некоторых жизненных сферах: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения, принятие определённой гендерной и социальной роли. Они активно ищут и экспериментируют, формируя некую целостность, которую Эриксон назвал «первой истинной идентичностью».

Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Ж. Пиаже выделяет в этом возрасте стадию формальных операций. Постепенно умственные операции превращаются в единую целостную структуру.

Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. Подросток может оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи. В этом возрасте развивается логическое мышление.

Концепция Л. И. Божович

По мнению Л. И. Божович, все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе перестраиваются. У подростка развивается самосознание и самоопределение.

Формирование самосознания происходит через анализ подростком своей деятельности и своих поступков, в первую очередь анализ учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками.

К концу школы происходит самоопределение подростка, связано оно в первую очередь с выбором профессии. Самоопределение основывается на сложившихся интересах и стремлениях, с учётом возможностей и внешних обстоятельств, опирается на мировоззрение подростка.

Задачи развития в подростковом возрасте

Подростковый возраст полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.

Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому.

В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.

Р. Хевигхерст выделяет следующие направления развития:

В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность;
Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;
Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки
Развитие абстрактного мышления;
Формирование системы ценностей и жизненной философии;
Самоопределение в области образования и профессии;
Подготовка к семейной жизни.

Подросток в современном мире

Авторы доклада ЮНИСЕФ «Положение детей в мире» (2011) отмечают, что подростковый возраст — важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются бедность и неравенство. У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение образования. Они чаще подвергаются насилию. Они привлекаются к тяжёлому труду, их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек вероятность выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в развитых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью. Большинство сегодняшних подростков — 88 % — живут в развивающихся странах. Многие из них сталкиваются с огромными трудностями.

Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения о состоянии здоровья подростков в разных странах мира, молодые люди из этой возрастной категории чаще всего сталкиваются с депрессиями, именно поэтому третьей наиболее распространённой причиной смерти подростков является суицид, который опережают только ДТП и ВИЧ/СПИД. Депрессия также является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. В отчёте отдельно отмечается, что в тех странах, где наиболее развит Интернет, выявлена прямая связь между самоубийствами подростков и так называемым кибербуллингом — жёсткой травлей в интернете, которая регулярно уносит жизни все большего числа школьников и студентов[источник не указан 182 дня].

Награды

Награды и номинации
Награда Категория Номинант Результат
64-й Берлинский международный кинофестиваль «Золотой медведь» (главный приз) Номинация
«Серебряный медведь» за лучшую режиссёрскую работу Ричард Линклейтер Победа
«Готэм» «Лучший фильм» Номинация
«Лучшая мужская роль» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль» Патрисия Аркетт Номинация
«Прорыв года» Эллар Колтрейн Номинация
Премия британского независимого кино «Лучший международный независимый фильм» Победа
«Независимый дух» «Лучший фильм» Номинация
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая мужская роль второго плана» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший монтаж» Сандра Адэр Номинация
«Золотой глобус» «Лучший фильм — драма» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая мужская роль второго плана» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший сценарий» Ричард Линклейтер Номинация
«Спутник» «Лучший фильм» Номинация
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая мужская роль второго плана» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший оригинальный сценарий» Ричард Линклейтер Номинация
«Лучшая песня» Split the Difference Номинация
«Лучший монтаж» Сандра Адэр Номинация
Круг кинокритиков Нью-Йорка «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший монтаж» Сандра Адэр Победа
Общество кинокритиков Бостона «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучший актёрский состав» Победа
«Лучший сценарий» Ричард Линклейтер Победа(совместно с «Бёрдмэном»)
«Лучший монтаж» Сандра Адэр Победа
Ассоциация кинокритиков Вашингтона «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший юный актёр» Эллар Колтрейн Победа
Премия Гильдии киноактёров США «Лучшая мужская роль второго плана» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший актёрский состав» Номинация
Круг кинокритиков Сент-Луиса «Лучший фильм» Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
Круг кинокритиков Сан-Франциско «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший монтаж» Сандра Адэр Победа
Круг кинокритиков Канзаса «Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Выбор критиков» «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая мужская роль второго плана» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший молодой актёр» Эллар Колтрейн Победа
«Лучший актёрский состав» Номинация
«Лучший оригинальный сценарий» Ричард Линклейтер Номинация
«Лучший монтаж» Сандра Адэр Номинация
Ассоциация кинокритиков Остина «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший фильм об Остине» Победа
Ассоциация кинокритиков Чикаго «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
Национальное общество кинокритиков США «Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
Гильдия монтажёров США «Лучший монтаж (драматический фильм)» Сандра Адэр Номинация
Гильдия продюсеров США «Лучший фильм» Номинация
Гильдия сценаристов США «Лучший оригинальный сценарий» Ричард Линклейтер Номинация
Гильдия костюмеров США «Лучший дизайн костюмов в фильме на современную тематику» Кари Перкинс Номинация
BAFTA «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая мужская роль второго плана» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший оригинальный сценарий» Ричард Линклейтер Номинация
«Оскар» «Лучший фильм» Номинация
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Номинация
«Лучшая мужская роль второго плана» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший оригинальный сценарий» Ричард Линклейтер Номинация
«Лучший монтаж» Сандра Адэр Номинация

Физические изменения и половое созревание

В 12—17 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации. К 12—15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции — первый признак полового созревания юношей.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».

Сложности переходного возраста

Психика девочек более устойчива, они реже поддаются бунтарскому настроению, возможно, из-за общения с матерью, которая действительно вникает в их проблемы и переживания. Мальчишки начинают ощущать перемены в теле, осознают, что становятся взрослыми, но зависимость от воли родных давит и смущает. Все это может привести к замкнутости, отстраненности, конфликтам как дома, так и в школе, на улице.

Вообще конфликтные ситуации прямо дают понять, что такое отрочество, выявляют все его проблемы, несовершенства воспитания, комплексы, уровень устойчивости психики подростка. Избежать проблем в семье редко кому удается в этот период. Родителям сложно осознать, что любимое чадо перестает быть ребенком, его нужно научиться слушать, снизить уровень контроля и понемногу отпускать. Роль полноправного и авторитарного управленца – это та ошибка, которая неминуемо приведет к ссорам и непониманию между близкими людьми.

Психическое развитие в подростковом возрасте

Согласно Д. Б. Эльконину, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.

Социальная ситуация развития

В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей.
Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребёнок. От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Ведущая деятельность

В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития.В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.

Поворот на себя происходит также в учёбе

Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.. В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения

В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

Новообразования

В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью.

Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.

Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счёте позволит ему жить самостоятельно.

Ещё одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни.

В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико–дедуктивное мышление, рефлексия.

Подростковые страхи

Основная статья: Детский страх

У подростков имеются детские (возрастные) страхи. Детский психолог А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10—12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришёлся на возраст 15 лет). Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10—11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11—12 лет до 16—17 лет):

  1. Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
  2. Страх провала, осуждения, наказания. Причина — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учёта индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
  3. Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
  4. Страх одиночества;
  5. Страх бесперспективности и невозможности самореализации.

Исследование, проведённое среди подростков в возрасте 13—14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность). У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания.

Страх будущей самостоятельной жизни силён у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей.

Усвоение обрядовой жизни деревни[править]

В течение всего отроческого периода проводилось также постепенное включение подростков в обрядовую жизнь деревни. Дети «кормили» блином Коляду в ночь под Рождество, «кликали Мороз», чтобы он «не бил наш овес», в понедельник сыропустной недели встречали «широкую, веселую боярыню масленицу», а в Егорьев день обегали стадо с веткой вербы, чтобы коровы каждый вечер возвращались с пастбища домой. Дети участвовали также в обрядах, совершавшихся для предотвращения стихийных бедствий: засух, долгих проливных дождей, града, тяжелых туманов, весенних заморозков, пожаров. Они выходили на улицу и, обращаясь к природным стихиям, пели песенки-заклички. Дети были главными участниками обходов дворов в праздничные дни (в Рождество, Васильев день, Средокрестие, Пасху) с поздравлениями и с пожеланиями счастья и благополучия. Благодарные взрослые дарили им печенье-«козульки», пироги, крашеные яйца. Считалось, что детские пожелания добра и счастья обладают большей силой и будут скорее услышаны Богом, чем слова взрослых людей.

Примечания

  1. ↑ I. Отрочество: исторический подход / Кле М. Психология подростка // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И.. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 103—140.
  2. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — Москва: Айрисс-пресс, 2005. — 238 с.
  3. Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
  4. ↑ подросток // / С. А. Кузнецов. — 1-е. — СПб.: Норинт, 1998.
  5. . www.metodichka.org. Дата обращения 29 января 2017.
  6. Л. С. Выготский. Педология подростка. — Москва, 1929.
  7. R. J. Havighurst. Developmental tasks and education. — 3rd. — New York: Longman, 1953.
  8. А. А. Реан. Психология человека: от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 319—396. — 656 с.
  9. Л. Ф. Обухова. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359—390. — 460 с.
  10. Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с.
  11. Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. — Москва: Просвещение, 1969. — С. 659.
  12. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — Спб: Питер, 2012. — С. 492—556. — 940 с.
  13. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 90 — 91
  14. Петрова М. В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций в преодолении социальных страхов у подростков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 712
  15. ↑ Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 149—150, 152
  16. Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 154
  17. Опевалова Е. В., Ишутинова Т. М. Страхи и опасения воспитанников детского дома // Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. — 2007. — № 1. — С. 118—119
  18. Э. Эриксон. Идентичность: юность и кризис. — 1968.

Под какие возрастные рамки подпадает период отрочества?

Что такое отрочество, современникам довольно сложно понять. В двадцать первом веке принято говорить «подросток» или на западный манер – «тинейджер». Перевод с английского языка буквально можно воспринять как возраст от 13 до 19 лет (teen – возрастной период человека в этих рамках, age — возраст). Этот термин прижился и широко применяется как в научной литературе, так и в быту. Он прямо характеризует отрочество, возраст, ему присущий. Но в то же время западные психологи отошли от четкой классификации и равнения всех детей под одну гребенку. Период после детства у кого-то может начаться в 11 лет и закончиться в 19, а кто-то начнет взрослеть ближе к 13-14 годам, при этом сам переходный возраст может не продлиться дольше 15-16 лет. Все сугубо индивидуально. К тому же у девочек эти процессы проходят раньше и немного легче, чем у парней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector