Главный этап в становлении человека как личности, или что такое отрочество
Содержание:
- Книга третья. «Юность»
- Особенности общения подростков со сверстниками, учителями, родителями
- Отрочество – важный период в формировании личности христианина
- Подростковый возраст в различных концепциях развития
- Задачи развития в подростковом возрасте
- Подросток в современном мире
- Награды
- Физические изменения и половое созревание
- Сложности переходного возраста
- Психическое развитие в подростковом возрасте
- Усвоение обрядовой жизни деревни[править]
- Примечания
- Под какие возрастные рамки подпадает период отрочества?
Книга третья. «Юность»
Роман « Детство, отрочество, юность» в третей части повествует о времени, когда Николенька продолжает готовиться к поступлению в университет на математический факультет. Он ищет свое предназначение в жизни. Вскоре молодой человек поступает в университет, и отец дарит ему экипаж с кучером. Николенька чувствует себя взрослым и пробует закурить трубку. Его начинает тошнить. Он рассказывает об этом случае Нехлюдову, который в свою очередь говорит ему о вреде курения. Но юноше хочется подражать Володе и его другу Дубкову, которые курят, играют в карты и рассказывают о своих любовных похождениях. Николенька идет в ресторан, где пьет шампанское. У него происходит конфликт с Колпиковым. Нехлюдов успокаивает его.
Николай решает поехать в деревню, чтобы навестить могилу своей матери. Он вспоминает детство и думает о будущем. Его отец снова женится, но Николай и Владимир не одобряют его выбор. Вскоре отец начинает плохо ладить со своей женой.
Особенности общения подростков со сверстниками, учителями, родителями
Также очень четко прослеживаются отличия отрочества от детства вне семьи и школы, в среде сверстников, друзей и недругов. Это возраст становления личности и максимализма, которому присуще идеализирование и полярность в мышлении. Если дети воспринимают все достаточно буквально, то в подростковом возрасте начинаются первые попытки и навыки совершения логических умозаключений. Тинейджеры пытаются завоевать место под солнцем, происходят первые шаги по закреплению своего статуса в социуме, борьба за лидерство, авторитет.
Меняется с приходом отрочества и взгляд на школу, педагогов. Если раньше учитель и его слова не подвергались сомнению, то теперь начинается оспаривание, отстаивание своего личного мнения.
В период отрочества родителям необходимо уделять своему ребенку много внимания, научиться не только слушать его, но и прислушиваться, советоваться. Глухота к мнению подроста может привести к непоправимым последствиям, которые скажутся на всей дальнейшей жизни как самого ребенка, так и его семьи.
Отрочество – важный период в формировании личности христианина
Фото: Svlavra.church.ua
С 7 лет в православии ребенок начинает исповедоваться перед причащением. Считается, что ребенок уже достаточно взрослый и уже грешит осознанно, поэтому несет ответственность за свои поступки (грехи) перед Богом и людьми в отличие от младенца, поведение которого обусловлено природными потребностями. Поэтому проступки в грех им не вменяются.
Отрочество – возраст, благодатный для православного воспитания и формирования личности православного человека. Ребенок смотрит на родителей, подражает им, охотно участвует в общей молитве, посещает богослужения, готовится к исповеди.
Очевидно, что 7 лет – это не отправная точка, когда надо внезапно начать настаивать, чтобы ребенок вел самостоятельную духовную жизнь. Нужно постепенно прививать отроку любовь к постам, молитве и чтению Библии, в первую очередь Евангелия.
Многие священники, наблюдая за детьми, замечают, что они сильно отличаются по нравственному воспитанию, душевным и интеллектуальным способностям, физиологическому развитию. Поэтому к каждому ребенку нужен индивидуальный подход и «установить для всех детей единый возраст ответственности нереально» (иеромонах Иов (Гумеров)).
Подростковый возраст в различных концепциях развития
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
Э. Эриксон в своей концепции выделяет подростковый возраст как ключевой в развитии эго-идентичности. По мнению автора, идентичность — это чувство непрерывной самотождественности, целостности, последовательности и уникальности собственной личности.
Молодые люди в период подросткового возраста осуществляют выбор в некоторых жизненных сферах: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения, принятие определённой гендерной и социальной роли. Они активно ищут и экспериментируют, формируя некую целостность, которую Эриксон назвал «первой истинной идентичностью».
Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Ж. Пиаже выделяет в этом возрасте стадию формальных операций. Постепенно умственные операции превращаются в единую целостную структуру.
Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. Подросток может оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи. В этом возрасте развивается логическое мышление.
Концепция Л. И. Божович
По мнению Л. И. Божович, все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе перестраиваются. У подростка развивается самосознание и самоопределение.
Формирование самосознания происходит через анализ подростком своей деятельности и своих поступков, в первую очередь анализ учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками.
К концу школы происходит самоопределение подростка, связано оно в первую очередь с выбором профессии. Самоопределение основывается на сложившихся интересах и стремлениях, с учётом возможностей и внешних обстоятельств, опирается на мировоззрение подростка.
Задачи развития в подростковом возрасте
Подростковый возраст полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.
Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому.
В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.
Р. Хевигхерст выделяет следующие направления развития:
В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность;
Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;
Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки
Развитие абстрактного мышления;
Формирование системы ценностей и жизненной философии;
Самоопределение в области образования и профессии;
Подготовка к семейной жизни.
Подросток в современном мире
Авторы доклада ЮНИСЕФ «Положение детей в мире» (2011) отмечают, что подростковый возраст — важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются бедность и неравенство. У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение образования. Они чаще подвергаются насилию. Они привлекаются к тяжёлому труду, их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек вероятность выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в развитых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью. Большинство сегодняшних подростков — 88 % — живут в развивающихся странах. Многие из них сталкиваются с огромными трудностями.
Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения о состоянии здоровья подростков в разных странах мира, молодые люди из этой возрастной категории чаще всего сталкиваются с депрессиями, именно поэтому третьей наиболее распространённой причиной смерти подростков является суицид, который опережают только ДТП и ВИЧ/СПИД. Депрессия также является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. В отчёте отдельно отмечается, что в тех странах, где наиболее развит Интернет, выявлена прямая связь между самоубийствами подростков и так называемым кибербуллингом — жёсткой травлей в интернете, которая регулярно уносит жизни все большего числа школьников и студентов[источник не указан 182 дня].
Награды
Награды и номинации | |||
---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинант | Результат |
64-й Берлинский международный кинофестиваль | «Золотой медведь» (главный приз) | Номинация | |
«Серебряный медведь» за лучшую режиссёрскую работу | Ричард Линклейтер | Победа | |
«Готэм» | «Лучший фильм» | Номинация | |
«Лучшая мужская роль» | Итан Хоук | Номинация | |
«Лучшая женская роль» | Патрисия Аркетт | Номинация | |
«Прорыв года» | Эллар Колтрейн | Номинация | |
Премия британского независимого кино | «Лучший международный независимый фильм» | Победа | |
«Независимый дух» | «Лучший фильм» | Номинация | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Ричард Линклейтер | Победа | |
«Лучшая мужская роль второго плана» | Итан Хоук | Номинация | |
«Лучшая женская роль второго плана» | Патрисия Аркетт | Победа | |
«Лучший монтаж» | Сандра Адэр | Номинация | |
«Золотой глобус» | «Лучший фильм — драма» | Победа | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Ричард Линклейтер | Победа | |
«Лучшая мужская роль второго плана» | Итан Хоук | Номинация | |
«Лучшая женская роль второго плана» | Патрисия Аркетт | Победа | |
«Лучший сценарий» | Ричард Линклейтер | Номинация | |
«Спутник» | «Лучший фильм» | Номинация | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Ричард Линклейтер | Победа | |
«Лучшая мужская роль второго плана» | Итан Хоук | Номинация | |
«Лучшая женская роль второго плана» | Патрисия Аркетт | Победа | |
«Лучший оригинальный сценарий» | Ричард Линклейтер | Номинация | |
«Лучшая песня» | Split the Difference | Номинация | |
«Лучший монтаж» | Сандра Адэр | Номинация | |
Круг кинокритиков Нью-Йорка | «Лучший фильм» | Победа | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Ричард Линклейтер | Победа | |
«Лучшая женская роль второго плана» | Патрисия Аркетт | Победа | |
Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса | «Лучший фильм» | Победа | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Ричард Линклейтер | Победа | |
«Лучшая женская роль» | Патрисия Аркетт | Победа | |
«Лучший монтаж» | Сандра Адэр | Победа | |
Общество кинокритиков Бостона | «Лучший фильм» | Победа | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Ричард Линклейтер | Победа | |
«Лучший актёрский состав» | Победа | ||
«Лучший сценарий» | Ричард Линклейтер | Победа(совместно с «Бёрдмэном») | |
«Лучший монтаж» | Сандра Адэр | Победа | |
Ассоциация кинокритиков Вашингтона | «Лучший фильм» | Победа | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Ричард Линклейтер | Победа | |
«Лучшая женская роль второго плана» | Патрисия Аркетт | Победа | |
«Лучший юный актёр» | Эллар Колтрейн | Победа | |
Премия Гильдии киноактёров США | «Лучшая мужская роль второго плана» | Итан Хоук | Номинация |
«Лучшая женская роль второго плана» | Патрисия Аркетт | Победа | |
«Лучший актёрский состав» | Номинация | ||
Круг кинокритиков Сент-Луиса | «Лучший фильм» | Победа | |
«Лучшая женская роль второго плана» | Патрисия Аркетт | Победа | |
Круг кинокритиков Сан-Франциско | «Лучший фильм» | Победа | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Ричард Линклейтер | Победа | |
«Лучшая женская роль второго плана» | Патрисия Аркетт | Победа | |
«Лучший монтаж» | Сандра Адэр | Победа | |
Круг кинокритиков Канзаса | «Лучшая режиссёрская работа» | Ричард Линклейтер | Победа |
«Лучшая женская роль второго плана» | Патрисия Аркетт | Победа | |
«Выбор критиков» | «Лучший фильм» | Победа | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Ричард Линклейтер | Победа | |
«Лучшая мужская роль второго плана» | Итан Хоук | Номинация | |
«Лучшая женская роль второго плана» | Патрисия Аркетт | Победа | |
«Лучший молодой актёр» | Эллар Колтрейн | Победа | |
«Лучший актёрский состав» | Номинация | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Ричард Линклейтер | Номинация | |
«Лучший монтаж» | Сандра Адэр | Номинация | |
Ассоциация кинокритиков Остина | «Лучший фильм» | Победа | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Ричард Линклейтер | Победа | |
«Лучшая женская роль второго плана» | Патрисия Аркетт | Победа | |
«Лучший фильм об Остине» | Победа | ||
Ассоциация кинокритиков Чикаго | «Лучший фильм» | Победа | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Ричард Линклейтер | Победа | |
«Лучшая женская роль второго плана» | Патрисия Аркетт | Победа | |
Национальное общество кинокритиков США | «Лучшая режиссёрская работа» | Ричард Линклейтер | Победа |
«Лучшая женская роль второго плана» | Патрисия Аркетт | Победа | |
Гильдия монтажёров США | «Лучший монтаж (драматический фильм)» | Сандра Адэр | Номинация |
Гильдия продюсеров США | «Лучший фильм» | Номинация | |
Гильдия сценаристов США | «Лучший оригинальный сценарий» | Ричард Линклейтер | Номинация |
Гильдия костюмеров США | «Лучший дизайн костюмов в фильме на современную тематику» | Кари Перкинс | Номинация |
BAFTA | «Лучший фильм» | Победа | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Ричард Линклейтер | Победа | |
«Лучшая мужская роль второго плана» | Итан Хоук | Номинация | |
«Лучшая женская роль второго плана» | Патрисия Аркетт | Победа | |
«Лучший оригинальный сценарий» | Ричард Линклейтер | Номинация | |
«Оскар» | «Лучший фильм» | Номинация | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Ричард Линклейтер | Номинация | |
«Лучшая мужская роль второго плана» | Итан Хоук | Номинация | |
«Лучшая женская роль второго плана» | Патрисия Аркетт | Победа | |
«Лучший оригинальный сценарий» | Ричард Линклейтер | Номинация | |
«Лучший монтаж» | Сандра Адэр | Номинация |
Физические изменения и половое созревание
В 12—17 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации. К 12—15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции — первый признак полового созревания юношей.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».
Сложности переходного возраста
Психика девочек более устойчива, они реже поддаются бунтарскому настроению, возможно, из-за общения с матерью, которая действительно вникает в их проблемы и переживания. Мальчишки начинают ощущать перемены в теле, осознают, что становятся взрослыми, но зависимость от воли родных давит и смущает. Все это может привести к замкнутости, отстраненности, конфликтам как дома, так и в школе, на улице.
Вообще конфликтные ситуации прямо дают понять, что такое отрочество, выявляют все его проблемы, несовершенства воспитания, комплексы, уровень устойчивости психики подростка. Избежать проблем в семье редко кому удается в этот период. Родителям сложно осознать, что любимое чадо перестает быть ребенком, его нужно научиться слушать, снизить уровень контроля и понемногу отпускать. Роль полноправного и авторитарного управленца – это та ошибка, которая неминуемо приведет к ссорам и непониманию между близкими людьми.
Психическое развитие в подростковом возрасте
Согласно Д. Б. Эльконину, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.
Социальная ситуация развития
В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей.
Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребёнок. От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.
Ведущая деятельность
В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития.В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.
Поворот на себя происходит также в учёбе
Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.. В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения
В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.
Новообразования
В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью.
Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.
Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счёте позволит ему жить самостоятельно.
Ещё одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни.
В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико–дедуктивное мышление, рефлексия.
Подростковые страхи
Основная статья: Детский страх
У подростков имеются детские (возрастные) страхи. Детский психолог А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10—12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришёлся на возраст 15 лет). Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10—11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11—12 лет до 16—17 лет):
- Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
- Страх провала, осуждения, наказания. Причина — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учёта индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
- Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
- Страх одиночества;
- Страх бесперспективности и невозможности самореализации.
Исследование, проведённое среди подростков в возрасте 13—14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность). У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания.
Страх будущей самостоятельной жизни силён у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей.
Усвоение обрядовой жизни деревни[править]
В течение всего отроческого периода проводилось также постепенное включение подростков в обрядовую жизнь деревни. Дети «кормили» блином Коляду в ночь под Рождество, «кликали Мороз», чтобы он «не бил наш овес», в понедельник сыропустной недели встречали «широкую, веселую боярыню масленицу», а в Егорьев день обегали стадо с веткой вербы, чтобы коровы каждый вечер возвращались с пастбища домой. Дети участвовали также в обрядах, совершавшихся для предотвращения стихийных бедствий: засух, долгих проливных дождей, града, тяжелых туманов, весенних заморозков, пожаров. Они выходили на улицу и, обращаясь к природным стихиям, пели песенки-заклички. Дети были главными участниками обходов дворов в праздничные дни (в Рождество, Васильев день, Средокрестие, Пасху) с поздравлениями и с пожеланиями счастья и благополучия. Благодарные взрослые дарили им печенье-«козульки», пироги, крашеные яйца. Считалось, что детские пожелания добра и счастья обладают большей силой и будут скорее услышаны Богом, чем слова взрослых людей.
Примечания
- ↑ I. Отрочество: исторический подход / Кле М. Психология подростка // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И.. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 103—140.
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — Москва: Айрисс-пресс, 2005. — 238 с.
- ↑ Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
- ↑ подросток // / С. А. Кузнецов. — 1-е. — СПб.: Норинт, 1998.
- . www.metodichka.org. Дата обращения 29 января 2017.
- ↑ Л. С. Выготский. Педология подростка. — Москва, 1929.
- R. J. Havighurst. Developmental tasks and education. — 3rd. — New York: Longman, 1953.
- ↑ А. А. Реан. Психология человека: от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 319—396. — 656 с.
- ↑ Л. Ф. Обухова. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359—390. — 460 с.
- ↑ Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с.
- ↑ Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. — Москва: Просвещение, 1969. — С. 659.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — Спб: Питер, 2012. — С. 492—556. — 940 с.
- Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 90 — 91
- Петрова М. В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций в преодолении социальных страхов у подростков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 712
- ↑ Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 149—150, 152
- Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 154
- Опевалова Е. В., Ишутинова Т. М. Страхи и опасения воспитанников детского дома // Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. — 2007. — № 1. — С. 118—119
- Э. Эриксон. Идентичность: юность и кризис. — 1968.
Под какие возрастные рамки подпадает период отрочества?
Что такое отрочество, современникам довольно сложно понять. В двадцать первом веке принято говорить «подросток» или на западный манер – «тинейджер». Перевод с английского языка буквально можно воспринять как возраст от 13 до 19 лет (teen – возрастной период человека в этих рамках, age — возраст). Этот термин прижился и широко применяется как в научной литературе, так и в быту. Он прямо характеризует отрочество, возраст, ему присущий. Но в то же время западные психологи отошли от четкой классификации и равнения всех детей под одну гребенку. Период после детства у кого-то может начаться в 11 лет и закончиться в 19, а кто-то начнет взрослеть ближе к 13-14 годам, при этом сам переходный возраст может не продлиться дольше 15-16 лет. Все сугубо индивидуально. К тому же у девочек эти процессы проходят раньше и немного легче, чем у парней.