Ведущая деятельность в подростковом возрасте

В подростковом возрасте ведущей является деятельность, направленная на «фильтрацию» дружеских контактов

Принципиальным условием дружелюбия является общность интересов. Если подросток дорожит чьей-то дружбой, то вполне может сначала заинтересоваться, а впоследствии и увлечься делом, которым увлекается сверстник. Следовательно, в подростковом возрасте ведущей является деятельность, связанная с приобретением способностей обсуждать и анализировать ход событий, происходящих в обычной жизни, в школе и в социуме.

К окончанию этого возраста все без исключения школьники крайне нуждаются в чутком и понимающем близком друге, умеющем хранить тайны. Важнейшим индивидуальным приобретением этого периода психологи считают освоение нравственных общепринятых мер.

Обучение, хоть и не перестаёт быть приоритетным, отступает на задний план, и школьные отметки уже не представляют в глазах подростка какой-либо ценности. Первостепенной темой становится его авторитетность в глазах одноклассников. Всё самое интересное происходит и обсуждается уже не на уроках, а на переменах, и теперь подростков интересует общественно полезная и другая (спорт, искусство) деятельность, позволяющая занять определённое место в социуме.

2.1. Психическое развитие в младенческом возрасте

Ребенок появляется на свет с врожденными рефлексами (пищевые, защитные, ориентировочные и др.). Однако их недостаточно, чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить ни одну свою потребность. Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми (в частности, общение с матерью), в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Одним из первых образуется условный рефлекс на положение при кормлении.

Первые проявления эмоций у младенцев выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями. На втором месяце он замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления. Реакция ребенка на взрослого указывает на возникшую у него потребность в общении, попытку установить со взрослым контакт. Малыш доступными ему средствами общается со взрослым. Появление комплекса оживления означает переход ребенка к следующему этапу развития — младенчеству (до конца первого года).

В три месяца малыш уже выделяет близкого ему человека, а в шесть месяцев отличает своих от чужих. Далее общение ребенка и взрослого начинает все чаще осуществляться в процессе совместных действий. Взрослый показывает ему способы действия с предметами, помогает в их выполнении. В связи с этим меняется и характер эмоционального общения. Под влиянием общения повышается общий жизненный тонус малыша, усиливается его активность, что в значительной степени создает условия для речевого, двигательного и сенсорного развития.

После шести месяцев ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. У него формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре малыша появляются первые слова. В перестройке и совершенствовании двигательной сферы особое место занимает развитие движений рук. Вначале ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает ряд навыков хватания, а к пяти месяцам — элементы захватывания предметов. Во втором полугодии у него начинают формироваться целенаправленные действия с предметами. С седьмого по десятый месяц он активно манипулирует с одним предметом, а с одиннадцатого месяца — двумя. Манипулирование с предметами дает возможность малышу знакомиться со всеми их свойствами и помогает устанавливать устойчивость этих свойств, а также планировать свои действия.

Структура и виды ведущей деятельности

Существует три признака, по которым можно определить ведущую деятельность:

  1. ведущая деятельность способствует возникновению новых для ребенка действий, которые он осваивает со временем;
  2. благодаря ей идет формирование и перестройка отдельных функций психики растущего человека;
  3. от нее зависят видимые изменения личности.

Психическое развитие малыша определяется соответствующим типом ведущей деятельности. Смена ее видов означает переход с одной ступени развития на другую, более совершенную.

Этапы психического развития человека от младенчества до старшего дошкольного возраста характеризуются определенной триединой структурой ведущей деятельности:

  1. сохраняющаяся – перешла с предыдущего этапа;
  2. непосредственная – характерная текущей стадии;
  3. нарождающаяся – та, которая только начинает развиваться и будет являться ведущей на следующей ступени.

Возрастная психология выделяет следующие виды ведущей деятельности на разных этапах:

  1. непосредственное эмоциональное общение ребенка и окружающих его взрослых (от 0 до 1 года);
  2. предметно-манипулятивная (от года до 3 лет);
  3. игровая (от 3 до 7 лет).

Рассмотрим подробнее наиболее значимый для дальнейшего развития человека возрастной период от 0 до 7 лет.

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является подготовка к конкурентной борьбе

Отношения старшеклассника с товарищами основывается на негласном товарищеском кодексе, основанном на уважении достоинства других людей, честности, равенстве, верности, порядочности и готовности прийти на выручку. Эгоизм, жадность, зазнайство и нарушение обязательств в этом возрасте категорически осуждаются. Подростков, продемонстрировавших подобные качества, бойкотируют и отказываются принимать в компанию.

Старшеклассники, объединившиеся в группы, нуждаются в лидере, а когда он появляется, всячески стараются привлечь к себе его внимание и очень дорожат дружбой с таким человеком. Также подростка интересуют такие друзья, для которых он мог бы стать если не лидером, то как минимум полноправным партнером

Последовательные физические и психологические изменения, характерные для возраста, который классики называли отрочеством (словом «отрок», имеющим несколько значений: «раб», «слуга», «не имеющий права сказать», определяется социальный статус подростка), начинаются в 10-11 лет, а заканчиваются в 15-19.

Интимно-личное общение подростков

Во время общения со сверстниками проигрываются всевозможные стороны человеческих отношений, строятся взаимоотношения, которые основаны на кодексе товарищества, реализуется желание глубокого взаимопонимания.

Под интимно-личным общением со сверстниками понимается деятельность, которая способствует практическому освоению моральных ценностей и норм.

Интимно-личное общение способствует формированию самосознания, как основы новообразования психики. Распространены ситуации, когда причиной ухудшения успеваемости являются нарушения в общении со сверстниками. Этап младшего школьного возраста характеризуется тем, что при решении проблем успеваемости возможна гармонизация направления общения со сверстниками, повышение самооценки и др. Во время подросткового возраста все наоборот. При снятии напряжения в общении, уменьшении личностных проблем возможно улучшение успеваемости.

Значение общественно значимой деятельности в жизни подростка

Другой точкой зрения на характер ведущей деятельности подросткового периода занимался Фельдштейн. По его мнению, ключевое значение в психическом развитии подростка отводится общественно полезной, социально признаваемой и одобряемой, неоплачиваемой деятельности, которая включает, в том числе, и интимно-личностное общение.

Просоциальная деятельность может быть и учебно-познавательной, и производственно-трудовой, и организационно-общественной, и художественной, и спортивной, но на что стоит обратить внимание – это то, что подросток ощущает реальную значимость данной деятельности. Содержание деятельности является делом значимым для общества, его структуру определяют цели взаимоотношений между подростками

Основным мотивом общественно полезной деятельности подростка является личная ответственность и самостоятельность.

Стоит отметить, что общественно полезную деятельность можно встретить и в младших классах, но она имеет не максимально развернутый характер. Разные этапы подросткового возраста характеризуются разным отношением к общественно полезной деятельности. В 9 – 10 лет ребенок начинает испытывать желание самоутвердиться, ищет признание себя во взрослом обществе. В 10 – 11 лет для ребенка становится важным услышать оценку своих возможностей от других людей. Именно этим обусловлена направленность на занятия, которые схожи с взрослыми занятиями, поиск тех видов деятельности, которые имеют ощутимую пользу и получают общественную оценку. В 12 – 13 лет подростком уже накоплен опыт в различных видах общественно полезной деятельности, и именно он служит толчком в желании признания своих прав, в стремлении попасть в общество при условии осуществления конкретной значимой задачи

К 14 – 15 годам для подростка становится важно показать свои возможности, определиться с определенной социальной позицией, которая бы отвечала его желанию в самоопределении

Важно отметить, что необходимо целенаправленное формирование социально значимой деятельности в качестве ведущего типа деятельности на подростковом этапе. Особое устройство, особое формирование общественно полезной деятельности подразумевает переход на новую ступень мотивации, осуществление направленности подростка на форму «я и общество», раскрытие множества видов общения, в этом ряду и высшего вида общения с взрослыми на почве морального сотрудничества

Особое устройство, особое формирование общественно полезной деятельности подразумевает переход на новую ступень мотивации, осуществление направленности подростка на форму «я и общество», раскрытие множества видов общения, в этом ряду и высшего вида общения с взрослыми на почве морального сотрудничества.

Фельдштейн считает, что интимно-личностное и стихийно-групповое общение является ведущим в ситуациях отсутствия возможности реализации социально необходимой и социально поддерживаемой деятельности, упущения возможностей педагогического формирования общественно полезной деятельности подростков.

Важно сказать, что тема основной деятельности подростка по-прежнему вызывает множество споров

5) Отношение враждебности человека к самому себе

Каскадная Теория старения(Биррон):

Первичный процесс уменьшается объем интеллектуальных процессов

Вторичный процесс когнитивное засыпание (ухудшается логика рассуждений)

Терминальное старение (страдает весь интеллект)

Познавательные процессы

Память :Разные виды памяти — сенсорная, кратковременная, долговременная — страдают в разной степени. ≪Основной≫ объем долговременной памяти сохраняется. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего работает логическая память

Внимание: уменьшается объем внимания

Интеллект: в норме сохранность интеллекта, если не связано с какими-либо заболеваниями

Личность Синдром выученной беспомощности — человек под влияние социальных стереотипов теряет себя Стратегии старения: 1. Сохранение себя как личности – поддержание и развитие социальных связей 2. Сохранение себя как индивида – обособление, индивидуализация и «выживание» как индивида

Кризисы старческого возраста

Э.Эриксон

I Психологический конфликт «Целостность против отчаяния»

-> 1 чувство личной целостности -> мудрость

->2 отчаяние -> возможны суициды

Мудрость: когнитивное свойство, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно — обусловленный интеллект, связанный с опытом и личностью человека, новообразование

Критерии мудрости по Балтес: Богатое знание, Контекстуализм, знание о разных жизненных контекстах в данном обществе, Релятивизм знание о существование разных систем ценностей, гибкая система ценностей и целей, Признание неопределенности жизни и умение действовать в неопределенности

Удовлетворенность жизнью связано с -оценкой смысла своей жизни для других

-наличие жизненной цели -временные перспективы

II предпенсионный кризис

III кризис идентичности, внутриличностный кризис. ( Его предпосылки связаны с тем, что приметы старения, как правило, раньше и четче замечаются окружающими, а не самим субъектом.

Новообразования возраста: — Принятие своей жизни — Жизненная мудрость

— Счастливая старость — Интегрированность, цельность

Психологическая характеристика подросткового возраста

Говоря о подростках, нельзя не упомянуть возрастные особенности подросткового возраста. Ребенок попадает в новую для себя социальную ситуацию развития, находясь между детством и взрослостью. У него резко меняется сфера интересов, что грозит снижением успеваемости в школе. Для получения удовлетворения и полноценного развития ребенка требуются уже не хорошие оценки и одобрение любимого учителя, а общение со сверстниками, возможность стать членом группы, выразить и утвердить свою личность. Подросток начинает претендовать на личное пространство, возможность иметь и высказывать собственное мнение, быть услышанным и принимать участие в решении важных вопросов.

Анализируя поведение ребенка в этот непростой и для родителей и для ребенка период нужно учитывать, что поведение регулируется не только психически, но и гормонально. Подростковый период является еще и временем полового созревания, сопровождающегося грандиозной гормональной перестройкой, что не может не сказаться на настроении ребенка и его эмоциональной стабильности.

На пути развития подросток проходит через два важнейших кризиса:

  1. кризис идентичности,
  2. кризис отделения от семьи и приобретения самостоятельности.

Первый кризис связан с необходимостью определения собственной идентичности. Подросток пытается познать себя, разобраться в своих мыслях и чувствах, а главное – понять, кем он является и кем хочет быть в дальнейшем. Ребенок находится на распутье и должен сделать свой выбор прежде, чем вступит в настоящую взрослую жизнь.

В этот период отмечается наиболее интенсивное развитие сознания и самосознания ребенка, становление его Я-концепции и установление модели его взаимоотношений с миром. Подросток изучает себя и окружающих, и вместе с тем через подражание и взаимодействие он находит самого себя. Очень часто примерами для подражания подростки выбирают известных личностей, героев фильмов и книг, но героем подростка легко может стать и другой подросток, выделяющийся девиантными наклонностями. В случае обнаружения попыток подобного подражания родителям и педагогам стоит бить тревогу и обращаться за советом к специалистам.

Кризис отделения от семьи – это становление самостоятельности подростка, активное изучение им своих собственных возможностей и их границ. Подобное исследование нередко приводит к противостояниям внутри семьи, однако, именно эти противостояния научат ребенка действовать самостоятельно и принимать решения, ответственность за которые ляжет на его собственные плечи

Главное – не  упустить момент, когда семейное противостояние примет опасные формы Для того, чтобы избежать трагических последствий, родителям необходимо с самого начала уделять значительное внимание своему ребенку, изучать его и его характер

Ведущий вид деятельности подростка – это то, что больше всего занимает его мысли и его ежедневное существование, отодвигая все остальное на второй план.

Ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение с такими же подростками, как и он сам. Именно в процессе такого общения и происходит вхождение ребенка во взрослую жизнь. Ему жизненно необходимо научиться самостоятельно взаимодействовать с окружающими, решать проблемы, принимать решения и нести ответственность. Это напоминает обучение езде на велосипеде. Подростковый возраст – это почти что самостоятельная езда, когда взрослый идет рядом, страхуя ребенка от падения, но позволяя ехать самому. Общение с себе подобными как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте – это необходимый этап на пути к окончательному личностному становлению.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

Учебная деятельность в юношеском возрасте меняет свою направленность и становится более профессиональной, имеющей своей ориентацией будущее, а не бесперспективное усвоение абсолютно всех знаний. Именно в этом возрасте происходит изменение отношения к предметам, начинают активнее изучаться те из них, которые непосредственно связаны с выбранной будущей профессией. Возможно посещение дополнительных курсов, переход в специализирующиеся на выбранной деятельности учебные заведения (профильные лицеи, колледжи, техникумы).

Появление данной спецификации еще не говорит о самоопределении, но свидетельствует о готовности к ней, т.е. выбирается ряд областей, где человек готов себя пробовать или общее направление развития, которое будет конкретизироваться дальнейшими выборами (институтом, кафедрой, научной работой, специализацией). Но сделать первые шаги к самоопределению позволяет сформированность высоких показателей теоретического мышления, общественного мировоззрения, способностей к самосознанию, саморазвитию, рефлексии.

Профессиональное самоопределение невозможно определить, как моментально принятое решение. Это процесс, растянутый во времени, который начался за несколько лет до юношеского возраста и завершится через несколько лет после. Но если на предшествующих этапах происходит ознакомление со многими сферами деятельности, что позволяет сделать выбор отрасли, а в будущем происходит узкая специализация в выбранном направлении, то именно юношеский период является переходным моментом и временем осуществления выбора.

Чем старше становится человек, тем сильнее на него давит потребность осуществления выбора, отходят назад все нереалистичные представления. Так, большинство желающих стать космонавтами и моделями, оценивают свои склонности, навыки и возможности и делают выбор на основании реальных предпосылок, а не образа, взятого из журнала. Помимо внешних факторов, стимулирующих скорейшее самоопределение, этому способствуют внутренние процессы личности, сводящиеся к мотивационной потребности занять позицию взрослого в социуме. Потребность в самореализации выступает на первый план и становится актуальной как никогда. Весь накопленный опыт и полученное развитие личности на данном этапе уже имеет место приложения сил и может быть направлено на реализацию мечты и получение самостоятельности.

Принятие ответственности и готовность отвечать за собственную жизнь, делать выбор и вносить свой вклад в развитие общества созревает в юношеском периоде развития. От того, насколько осознанным будет профессиональное самооправдание, зависит дальнейший жизненный путь личности и возможные успехи. Во многом, проблематика профессионального выбора становится проблемой жизненного пути и пространства, реализации не только профессиональной, но и личностной. Подобный груз ответственности и серьезности принимаемого решения, заставляет личность встретиться с очередным кризисом развития, который затрагивает практически все проявления и может иметь длительное и патологическое течение. Особенно вероятны срывы и негативные последствия, если не были в полной мере усвоены задачи предыдущих этапов.

Существует и дальнейшая периодизация возрастов и особенностей психики, сопровождающаяся также кризисами личности. Временные промежутки при этом становятся длительнее, что обусловлено отсутствием необходимости познания мира, а также замедлением физиологических и психологических процессов.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Ведущая деятельность подростка

В подростковом возрасте наблюдается уход учебной деятельности в психологическом отношении на второй план. Хоть актуальность ее по-прежнему сохраняется, и подросток все еще является школьником. Основным противоречием подросткового периода является настойчивое желание подростка получить признание своей личности взрослыми при отсутствии действительной возможности утвердиться среди них.

По мнению Эльконина, ведущая деятельность подростков – общение со сверстниками. Относительно самостоятельной областью жизни в начале подросткового возраста является общение, осознанные эксперименты со своим отношением к другим людям. Речь идет о поиске друзей, выяснении отношений, конфликтах и примирениях, сменах компаний. Главной потребностью периода является поиск своего места в обществе, желание стать значимым. И все это реализуется в обществе сверстников.

Возможности широкого общения с группой сверстников для подростка определяется привлекательностью занятий и интересов. Ситуации, когда подростку не удается занять удовлетворяющее место в системе общения внутри класса, заканчиваются уходом из школы в психологическом, а порой и буквальном плане.

Существует определенная динамика мотивов общения со сверстниками в подростковом возрасте:

  • в 10 – 11 лет подростку хочется быть в группе сверстников, заниматься чем-то общим;
  • в 12 – 13 лет подросток пытается занять определенное место в группе сверстников;
  • в 14 – 15 лет подросток пытается стать автономным и ищет признания ценности собственной личности.

Понятие ведущей деятельности

Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное А.Н. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме. Ведущая деятельность – это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития:

  • в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);
  • в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);
  • от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).

Развитие личности

Становление устойчивого самосознания и стабилизация образа – я, открытие внутреннего мира и его эмансипация от взрослых, самоуважение, самоопределение, развитие чувства взрослости, появляется чувство одиночества, внимание к личностным качествам человека. Развитие эмоциональной сферы: регуляция чувств более точная, переживание обобщенных чувств (чувство прекрасного)

Развитие эмоциональной сферы: регуляция чувств более точная, переживание обобщенных чувств (чувство прекрасного).

Формирование общей эмоциональной направленности.

Мышление: обратимость мышления (т.е. способность менять направление мысли, возвращаться к исходным составляющим того или иного объекта).

Способность к самостоятельному выдвижению и проверке гипотез.

Внимание: избирательность (определяется направленностью интересов), переключение. Память: совершенствование памяти, большой объем памяти, новые способы запоминания, совершенствование овладением операций анализа и синтеза, критичность мышления, склонность к формированию широких философских обобщений

Память: совершенствование памяти, большой объем памяти, новые способы запоминания, совершенствование овладением операций анализа и синтеза, критичность мышления, склонность к формированию широких философских обобщений.

Взаимоотношения: дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности, построение романтических отношений.

Кризис – овладение новыми социальными ролями

Общение и эмоциональная жизнь.

Общение с родителями.В юношеском возрасте продолжается конфликт с родителями, если он не исчерпан в подростковом возрасте.

Общение со сверстниками.

* Товарищеские отношения. Ранняя юность – коллективный возраст. Количество групп, в которые входит юноша – немного. Значимость неофициальных отношений возрастает.

* Дружеские отношения. резко усиливается потребность в индивидуально интимной дружбе и меняется сама дружба. Большая интимность, эмоциональность, исповедальность. По существу – юношеская дружба продолжается длительное время или всю жизнь.

В дружбе появляется сопереживание.

* Взаимоотношения полов.

Спецификой любви является ярко выраженный личностный компонент человека. Любовь – большая степень интимности и включает дружбу.

Самоопределение – потребность юноши занять внутр. позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире. Направление: личностное, профессиональное.

Выбор профессии. Профессиональное самоопределение – 80% учащихся 11 классов ориентированы на поступление в вуз. 65–85% учащихся 11 класса – выбрали будущую профессию.

Учебная деятельность. Ведущий тип деятельности – учебно-профессиональная, т.е. в этой деятельности человек осуществляет одну из базовых задач: подготовка к выбору профессиональной деятельности.

Особенности УД: ориентировка на будущее, избирательность предметов

актуализация потребности в самост. приобретении знаний.

Левитов: иерархия мотивов к предмету:

1. Практический мотив – связь с профессией.

2. Общественное значение предмета – оценка предметов в контексте современного состояния общества.

3. Познавательное значение.

4. Мотив интересного преподавания.

Формирование мировоззрения. формирование научного и морального мировоззрения, юность – решающий этап формирование М., мировоззренческие установки противоречивы, мировозрен. поиск обладает двойным смыслом: личностным и социальным.

  1. Психология взрослого возраста.

Возрастные границы: 21,22 – 55 (жен), 60 (муж) лет. Окончанием считается выход на пенсию. 2 подпериода: — 21, 22 – 35 – молодость; — 35 – 55, 60 – зрелость.

1928 г. – Рыбников предложил термин «акмеология» — наука о закономерностях и механизмах развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня.

Различные подходы к пониманию психологической сущности взрослости

1. Генетическая психология взрослость – это стабильный период, приобретается только опыт. 2. Геронтология: не согласны с тем, что взрослость – определенная статика жизни. Взрослость – период инволюции, разрушения. 3. Современная точка зрения: Ананьев. Существуют процессы: эволюционные; стабилизации; инволюционные. Т.е. можно говорить о разнородности развития во взрослом возрасте.

Периодизации взрослости

Определение понятия возраста

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

  1. Хронологический возраст – определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
  2. Биологический возраст – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
  3. Психологический возраст – определенный уровень развития психики, категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector