Ведущая деятельность

Содержание:

Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У детей в связи с развитием функции мышления к концу младшего школьного возраста развивается способность к анализу (это проявляется, прежде всего, в анализе условий решаемых задач), специфическая рефлексия ( в том числе и в межличностных отношениях, способность удерживать задачу и решать ее во внутреннем плане.

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления

Важное условие для формирования теоретического мышления — формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения

Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; Л.В. Занков).

В начале младшего школьного возраста восприятие — недостаточно дифференцированно. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен

На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время.

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать:

  1. качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической;
  2. рефлексию, анализ, внутренний план действий;
  3. развитие познавательного отношения к действительности.

Развитие воображения

Среди психологических особенностей детей младшего школьного возраста выделяется активное развитие воображения. Выделяют два вида воображения:

  • репродуктивное— способность воспроизводить ситуации и предметы, с которыми ученик уже знаком;
  • продуктивное— самостоятельное моделирование нового образа.

Развитие продуктивного воображения позволяет ученикам развивать способность к творчеству. Полет фантазии школьника отличается от особенностей фантазирования дошкольника. Обладая большим словарным запасом и письменной речью, школьник может фиксировать свои фантазии, дополнять и видоизменять их. Фантазийные образы становятся устойчивыми, ребенок запоминает их и воспроизводит в дельнейшем. Дети младшего возраста не запоминают фантазии, всякий раз придумывая новую историю во время игры. Поэтому им не надоедает слушать одни и те же сказки. Детям дошкольного возраста нужно знать, что будет дальше, они не способны самостоятельно предугадывать повороты сюжета.

Формирование психологии у школьника младшего класса, развитие.

Начиная от детского сада, ребенок учится логически мыслить, выстраивать логические умозаключения.

Во многом это происходит во время игры. Играя, ребенок осваивает мир. Приходя в школу, ребенок имеет некоторые навыки, которые продолжает совершенствовать. Первые классы называются младшими, это переходный этап между садом и средними классами.

Во многом в процессе обучения первоначально используются те же элементы, что и в детском саду, то есть обучение в игре.

В формировании психологии у школьника первую роль играет окружение ребенка. От того, как окружающие будут способствовать раскрытию потенциала школьника, зависит его дальнейшая успеваемость.

Ведь еще в младшем возрасте у человека формируется стимуляция к тому, чтобы быть лучшими. Мотивация также имеет не последнее значение.

Для школьника младшего возраста школа – это необходимый этап к взрослой жизни, общение со сверстниками, новая информация. Ребенок не понимает той ответственности, которую предполагает процесс обучения. Это как новая игра, в которой свои правила, обязанности, задания.

Для ребенка, идущего в школу, процесс знакомства с большим количеством сверстников является достаточно сильным испытанием. Ведь нужно время для того, чтобы понять суть и стремления каждого человека.

Приходя в школу, которая занимает значительную часть времени, у ребят возникают первые симпатии, влюбленности.

Младший школьный период предшествует периоду полового развития, являясь достаточно спокойным. Развитие личности школьника

Каждый ребенок имеет свои особенности характера. В связи с тем, что не каждый ребенок имеет понятие о тактичности, то выставление напоказ недостатков другого человека может вызвать развитие комплексов у школьника, с которыми потом будет очень тяжело справиться.

Такой ребенок будет более тревожным, беспокойным, в школу идти неохотно, и при этом не говорить родителям об этом, по-взрослому собираясь решить проблему самостоятельно.

Пройдите тест, чтобы закрепить результаты

О каком компоненте учебной деятельности идет речь? (Д.Б.Эльконин) Это система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия.

а) учебная задачаб) мотивацияв) учебные операцииг)контроль

Что является последним этапом контроля?

а) мотивб) оценкав) учебная операцияг) процесс познания

Что становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте?

а) восприятиеб) мышлениев) памятьг) познание

В каких направлениях в младшем школьном возрасте развивается память?

а) произвольностив) непроизвольностив) осмысленностиг) спонтанности

Кто считает, что мотивационная сфера – это ядро личности?

а) Д.Б.Эльконинб) Л.С.Выготскийв) Э.Эриксонг) А.Н.Леонтьев

Мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью

а) социальныеб) познавательныев)внутренниег) внешние

Какая деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте?а) игроваяб) учебнаяв) познавательнаяг) интеллектуальная

Для формирования какого вида мышления важно формирование научных понятий?

а) практическогоб) наглядно – образногов) теоретическогог) все ответы не верны

Какое восприятие характерно концу младшего школьного возраста?

а) анализирующееб) осязательноев) синтезирующеег) зрительное

Главным новообразованием младшего школьного возраста в личностной сфере можно назвать:

а) появление желания находиться в коллективеб) адаптация к коллективув) появление ориентации на группу сверстниковг) поведение произвольной регуляции поведения на основе самооценки

Еще по теме «Почему ребенок теряет интерес к учебе»:

Как стимулировать подростка к учёбе?

Как стимулировать подростка к учёбе ?. Психология, переходный возраст. Подростки. Как стимулировать подростка к учёбе ? Вчера было родительское собрание, 6 класс, ничего нового я про своего сына не услышала Но почему пропал интерес или в этом возрасте это нормально.

Как повысить у ребенка интерес к учебе?

Как привить ребенку интерес к учебе ? Сын заканчивает 2 класс. После 4ого класса хотим отдать его в гимназию, там нужно сдавать вступительный и иметь высокий средний балл, а у нас по одним предметам — сплошь пятерки, по другим — с двойки на тройку перебиваемся.

Ребёнок болтает на уроках

Ребёнок 9 лет, в четвёртом классе. С первого класса учителя жалуются, что он болтает на уроках. Я могу с этим что-то сделать? Я, конечно, говорю ему, что не надо болтать на уроках, что это мешает другим детям учиться, мешает учителю вести урок, но жалобы не прекращаются. Вообще можно как-то это изменить или просто ждать, пока само пройдёт?

Как научить подростка ценить родителей. Потеряна связь взаимоотношений

Работа, труд, плюс у нас еще есть в семье РЕБЕНОК-ИНвалид ( младший брат нашего сына-подростка). ПОэтому у нас трудодни ежедневные, даже порой и на уборку не хватает времени и…

Неглупый ребенок без интереса к учебе

Почему не перевести ребенка в приличную школу, где уважают мозги, а не ногти. Но тут тоже нужно смотреть, есть ли интерес. Как и интересом к программированию? У нас вполне нормальная сейчас школа. Не такая, из которой надо бежать, теряя тапки, куда угодно.

У подростка пропал интерес к учебе

У подростка пропал интерес к учебе. Школьные проблемы. Образование детей. Вроде справились : )) Причина — перевод в новую школу, где подход к обучению и контингент были специфическими и тяжелый подростковый кризис.

Совсем не хочет учиться. И особенно делать домашку!!!!!!!

Ребенок (10 лет, 4 класс) совсем не хочет учиться, абсолютно не заинтересован в оценках (что 2, что 5 — может вообще забыть, что поставили). В школе любит только перемены (общается с одноклассниками с удовольствием), экскурсии(интересно!­). ВСЕ! Учитель- хороший,сын сам признает сей факт, что лучше еще поискать. Проблема — на уроках «спим», дома — отказ делать уроки.

Детский коуч — новое в педагогике

Новая методика работы с младшими школьниками : соотношение педагогики, психологии и бизнес-обучения. Уважаемые родители, как вы думаете, это интересно?

Мотивация к учебе

Мотивация к учебе. Проблема. Подростки. Мотивация к учебе. Очень буду благодарна за советы мамам таких подростков, которые не хотят учиться (ну совсем), но которых мамы убеждают, или заставляют, или упрашивают — и результат положительный.

нытье

Психология младшего школьника. Психоэмоциональные особенности развития ребенка в период от 6 до 10 лет и индивидуальное восприятие организации учебного процесса.

Как пробудить интерес к учебе?

Как пробудить интерес к учебе ?. Школа. Ребенок от 7 до 10. Как пробудить интерес к учебе ? Собираемся ходить на подготовительные курсы в школу (нам 6.2). Сын не очень то прилежный и усидчивый, читать-писать-считать с уговорами, быстро устает, ленится ему бы все…

Подросток совсем перестал учится

Здравствуйте, у нас неразрешимая проблема и уже не Причины — напряженные отношения с учителями. В школе говорила, потом поняла, что не это…

Посмотрите, пожалуйста, в Психологии мла

Конференция «Детская психология » «Детская психология «. Посмотрите, пожалуйста, в Психологии младших школьников мой топик, может что-нибудь подскажете? http…

Как развить у ребенка интерес к школе и учебе?

Как повысить у ребенка интерес к учебе ? Как привить ребенку желание учиться? Если вы не будете проявлять интерес к делам ребенка, постепенно он тоже утратит желание познавать новое и развиваться, а Как у ребенка развить интерес к учебе ? Стремление узнавать новое?

Познавательная сфера младшего школьника

Психологи сходятся во мнении, что у каждого ребенка есть врожденный интерес к обучению — усвоению новых знаний. У большинства детей, не посещающих детский сад, в дошкольном возрасте обучение происходит хаотично, но в целом они успешно овладевают базовыми навыками.

Поступление в школу является стрессом — привычная жизнь меняется, появляются обязанности и жесткий распорядок дня. Обучение становится не хаотичным, а четко регламентированным. Даже те дети, которые в дошкольном возрасте имели высокий уровень работоспособности и стремления к обучению, показывают низкие результаты в первые месяцы учебы. Им требуется время, чтобы адаптироваться и привыкнуть к своей новой социальной роли.

Если в это время предъявлять к учащимся завышенные требования, ставить низкие отметки и ругать за неуспеваемость, у ребенка может полностью пропасть мотивация к обучению. Естественная потребность в новых знаниях будет игнорироваться ребенком, пока полностью не исчезнет.

По мнению Ю. Гильбуха, в младшем школьном возрасте неуспеваемость делится на специфическую и общую. Общая неуспеваемость отмечается, если ученик в течение продолжительного времени демонстрирует низкий уровень знаний по всем предметам. Специфическое отставание подразумевает неудовлетворительные знания по нескольким предметам. Критерии неуспеваемости:

  • пропуски букв, дисграфия;
  • неусидчивость;
  • медленное усвоение знаний;
  • неспособность выполнять задание самостоятельно;
  • рассеянность, невнимательность;
  • неспособность пересказать текст;
  • неаккуратность, грязь в тетрадях.

Характеристика социальной ситуации младшего школьника

Попав в школу, ребенок меняет образ жизни. Он должен освоить роль ученика, научиться жить по новому расписанию дня. Если в детском саду учеба носила номинальный характер и не воспринималась как обязанность, то в школе ребенок обязан следовать учебной программе. Теперь его главный вид деятельности —учебный.

Под влиянием новых жизненных условий у школьника меняется самовосприятие. У него появляются новые интересы, ценности и желания. Отношение взрослых тоже изменяется: теперь к нему предъявляются жесткие требования. Основой самооценки и отношения к другим детям для младшего школьника является отношение к нему учителя. Ключевую роль играют отметки. Отличники и хорошисты занимают лидирующие позиции в классе, троечники становятся аутсайдерами. Личностные особенности ребенка второстепенны, оценка учителя уровня знаний воспринимается как оценка личности.

Главным стремлением младшего школьника становится получение хороших отметок. От этого зависит его положение в компании сверстников (предпочитаемый или отвергаемый), отношения с учителем и родителями.

Уровень развития памяти

В период обучения в начальной школе у ученика развиваются основные виды памяти:

  1. Долговременная. Сюда попадает та информация, которая школьнику в повседневной жизни не нужна, но в определенный момент может потребоваться. В первую очередь в долговременной памяти откладываются сведенья о семье: имена и профессия родителей, адрес, внешний вид дома и улицы.
  2. Кратковременная. Особенность кратковременной памяти — информация сохраняется в течение короткого времени. Ребенок может повторить услышанное сразу, но на следующий день — нет. Для переноса информации в долговременную память необходимо многократное повторение.
  3. Оперативная. Тот объем памяти, который нужен для повседневного использования. Она фиксирует ту информацию, которая регулярно воспроизводится, и может относится как к учебной деятельности, так и к повседневной.

Ключевые направления памяти: произвольность и осмысленность. Произвольная память позволяет школьнику запоминать даже ту информацию, которая ему не интересна. В детском саду увлечь детей можно только подачей информации в игровой форме, а школьник способен учится целенаправленно. Осмысленная обработка информации способствует быстрому запоминанию, появляются рационализированные способы запоминания.

4 Психология взрослости

Взрослость является самым продолжительным периодом жизни человека, в течение которого она достигает наивысшего уровня в развитии Я-концепции, гармонии в себе и во взаимодействии с миром, в познании и реализации своих возможностей и, самоутверждается в профессии, обществе, обустраивает семейную жизнь, проявляет заботу не только о себе, но и о своих близких Неизбежны становятся для него и разнообразные возрастные кризисы, вызванные ослаблением психофизических функций, снижением возможностей, изменением ведущих видов деятельности, а также социального статуса Однако, несмотря немало переживаний и неприятных открытий, она обогащается жизненно евой мудростью, находит себе достойное место и выбирает адекватные роли в новых реалиях своего бытия, благоразумно и зрело смотрит в вечностьть.

Психология школьника

В период 7-9-ти лет у детей наступает временное затишье перед бурей, имя которой переходной возраст.

Единственный переломный момент этого периода – поход в первый класс и адаптация в новом коллективе. Хорошо, если класс формируется на базе группы детского сада, и малыши знают своих будущих одноклассников. Многие дети безболезненно вливаются в новый коллектив, но некоторым ребятам трудно сделать шаг навстречу социуму. Родители должны всячески поддержать своих деток и сделать адаптацию минимально проблематичной.

Психология школьника младших классов – это осознание себя через призму отношений полов. Обычно именно в этом возрасте возникают первые влюбленности. Кроме того, у ребенка смещаются ориентиры на авторитетные личности. До школы главной инстанцией для получения информации были родители, теперь авторитетом становятся учителя.

Мы расскажем вам о том, как происходит адаптация детей в школе, с какими проблемами могут столкнуться родители, как чувствуют себя близнецы, которых родители разделили для учебы в разных классах и т.д.

Пузкарапуз берет на себя ответы на вопросы пап и мам детей, возраст которых 7-9 лет. Мы познакомим вас с тонкостями психологии школьника младших классов и не дадим совершить ошибок в воспитании ребенка.

Социальные контакты

Для детей младшего школьного возраста ключевой фигурой является учитель. Успешная адаптация ученика в школьной жизни, его самовосприятие и отношения с одноклассниками во всем зависят от учителя. На весь период учебы учитель заменяет детям авторитетную фигуру родителя. Он выстраивает стиль общения с детьми и формирует психологический климат класса. В благоприятных условиях каждый ученик чувствует свою исключительность и защищенность, он уверен в хорошем отношении учителя к себе

Подбадривания, внимание и чуткость учителя помогают даже не очень способным детям развить свои сильные стороны и успешно учиться

Если учитель выбирает авторитарный стиль общения, подавляет естественную активность учеников и делит детей на плохих и хороших, класс теряет возможность стать сплоченным. Повторяя модель оценки учителя, дети примеряют к себе и одноклассникам предписанные им роли. Отличники становятся заносчивыми и игнорируют менее «успешных» детей. Те, кто регулярно получают низкие отметки, привыкают воспринимать себя как неудачников, и теряют интерес к учебе. А поскольку круг общения школьника, чаще всего, ограничен его собственным классом, ребенок с низкой самооценкой не может создать дружеские отношения со сверстниками и остается в изоляции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector