Предметная деятельность — это… определение понятия, развитие, рекомендации
Содержание:
- Ведущая деятельность раннего детства
- Четвертый месяц жизни
- Ведущая деятельность в раннем возрасте
- Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
- Что делать при отставании в развитии
- Факторы, влияющие на развитие ребенка в раннем детстве
- Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте
- Воспитание на первом месяце жизни
Ведущая деятельность раннего детства
Воспитание > Особенности периода раннего детства
Ведущая деятельность раннего детстваВ раннем детстве у ребенка происходит период активного развития. Он начинает осваивать новые движения и новые виды деятельности. Предметная деятельность является ведущей деятельностью в период раннего детства.
Исследования показывают, что в 1-1,5 года ребенок еще не понимает, зачем нужны конкретные предметы.В первую очередь ребенком учитываются внешние свойства предметов, назначение предметов его не интересует. Таким образом, ребенок бьет ложкой об стол, потому что и тот и другой предмет твердые, катает шарик, потому что он круглый.Понимание функций предметов происходит в 2-2,5 года. Ребенок различает предметы не только по их внешнему виду, но и по применению и назначению.Затем малыш уже разделяет предмет и воспроизводимое с ним действие. Лишь когда он понимает, для чего служит предмет, начинает осваивать его применение. Здесь не обойтись без помощи взрослых! Например, чтобы объяснить ребенку, зачем нужна расческа, нужно сначала самим причесать его, после чего дать ему расческу в руки и разрешить самому расчесаться.К концу раннего возраста ребенок знает не только предназначение предмета, но уже может найти ему собственное применение. Чтобы ребенок лучше понял функциональное назначение предмета и нашел ему применение в своей самостоятельной деятельности, нужно применять приемы наглядности. Для этого можно взять любую игрушку, например, куклу, и посадить ее на кубик, чтобы ребенок понял, что это стул. После таких наглядных упражнений ребенок начинает уже самостоятельно использовать палочку в качестве термометра, а крышку от пузырька — в качестве тарелки.Разделение действия с предметом — необходимое условие для возникновения игры.Рисование и конструирование, так же, как игра, являются одними из первых проявлений предметной деятельности ребенка. Часто, создавая рисунок или некую конструкцию, ребенок уже вовлечен в процесс игры. Все эти процессы являются материальным отражением понимаемой ребенком действительности.Конструирование — процесс создания из подручного материала новых предметов. Однако если оставить предметы на самостоятельное освоение, ребенок лишь сможет найти им некое применение в своей деятельности, он не начнет строить сам. Созидание начинается только в том случае, если родители объяснили ребенку, как надо строить.Рисование ребенок может освоить самостоятельно. Освоение рисования у ребенка проходит на трех этапах. На первом, доизобразительном этапе, ребенок лишь узнает предмет при произвольном сочетании линий и сам пытается изобразить какой-то предмет. Однако в сознании ребенка изображение не соотносится с реальными предметами действительности. Лишь на втором этапе ребенок уже видит соответствие реального и нарисованного объекта. На третьем этапе ребенок уже сознательно изображает какие-то предметы, которые задумал нарисовать. Способности к рисованию на этом этапе еще не развиты, поэтому детям свойственно значительное упрощение предмета. Так, например, голова человека рисуется в виде круга, а тело строится при помощи нескольких линий.Такого вида активность, как рисование и конструирование, можно отнести к изобразительной игре, в которой пока нет сюжета и ролей. Но ребенок уже начинает соотносить производимые им действия с игрушками на реальные вещи, хотя при этом используемые им предметы могут использоваться ребенком не по своему прямому назначению, а лишь в силу своей внешней и функциональной схожести с «дублируемым» предметом. Например, ребенок представляет кубик мылом и «моет» им руки.Постепенно ребенок включает в свою игровую деятельность все больше предметов, завязывается сюжет. Затем он начинает принимать на себя определенную роль другого человека (например, воспитательницы), но называет ее своим именем. Это уже не изобразительная, а сюжетно-ролевая игра, которая окончательно заменяет первую в дошкольном возрасте.Интересен тот факт, что уже в раннем детстве развитие психики у девочек и мальчиков происходит по-разному. Так мальчики более склонны к предметно-орудийной деятельности. У девочек же в силу развития речевой деятельности формируется коммуникативная деятельность. Вследствие этого отмечено, что мужчины мыслят абстрактными категориями. Женщины же лучше постигают природу человеческих отношений, у них больше развито чувство интуиции.
Главная | Воспитание | Сказки | Раскраски | Детские песни | Детские стихи | Загадки | Карта сайта
Четвертый месяц жизни
На четвертом месяце младенец уже самостоятельно удерживает головку, умеет хорошо жестикулировать ногами и руками, изучает предметы вокруг, переворачивается со спины на животик. На предметы в это время он не просто смотрит, но и видит их. Воспринимает голоса вокруг и звуки. Ощущает потребность в маме не только для изучения ее самой, но и всего вокруг.
Родитель должен контролировать режим дня малыша, а также корректировать его, если требуется. В 3-4 месяца в среднем ребенку требуется 15 часов сна. 10 часов приходится на ночное время, а остальные распределяют равномерно на дню.
Если взрослые определились, что ребенку следует спать лишь в своей кровати, то класть его нужно лишь туда, воспитывая тем самым дисциплину и привычку.
Ведущая деятельность в раннем возрасте
Ранний возраст отмечается такой ведущей деятельностью, как оперативно-манипуляционная. Ребенок знакомится с окружающими предметами и совершает две важные функции:
- Рассматривает их, изучает, запоминает названия.
- Научается ими пользоваться, запоминает, как родители ими орудуют, повторяет за ними. Нередко действия с предметом занимает много времени, пока ребенок не повторит операцию столько раз, чтобы наконец-то закрепить свой навык.
Здесь важными становятся следующие принципы:
- Новый предмет должен появляться в поле зрения ребенка после того, как досконально изучен предыдущий.
- Повторить действие с предметом нужно столько раз, сколько это требуется ребенку.
- Нужно давать ребенку в руки предмет, чтобы он сам им оперировал. Если только показывать и называть предмет, не давая малышу с ним взаимодействовать и изучать, это не даст никакого эффекта, он его не запомнит.
Чтобы помочь в изучении ребенком окружающих предметов, нужно вовлекать его в свою деятельность. Пусть малыш участвует во всех делах, которыми вы занимаетесь, чтобы смотреть, как вы оперируете предметами и повторять за вами.
Также с предметами можно играться. Пусть ребенок играется с игрушками, которые напоминают реальные предметы.
Здесь малышу нужно позволять ошибаться и все ломать, разрушать, поскольку его навыки еще не совершенны, как и движения. Не нужно его наказывать, если он перебил пару тарелок, пока их мыл, или разлил воду, пока мыл пол.
Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:
- правильная речь;
- непроизвольная память;
- анализирующее восприятие;
- наглядно-образное мышление;
- творческое воображение;
- зачатки произвольной памяти;
- словесное мышление;
- эмоциональная регуляция поведения.
Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет
Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.
Игра предметная
В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.
Игра сюжетно-отобразительная
К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.
Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.
Сюжетно-ролевая игра
Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.
Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.
Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.
Что делать при отставании в развитии
Чем раньше начать коррекцию отставания в развитии, тем лучших результатов можно добиться, особенно если причина отставания — не поражение головного мозга, а социальные факторы. Для этого необходимо выполнять рекомендации специалистов, постоянно заниматься с ребенком. Только регулярные занятия и упражнения приведут к хорошему результату.
Очень важным является развитие мелкой моторики рук, это позволит точнее выполнять всевозможные действия с предметами, а также активизирует центры головного мозга, которые отвечают за речевое развитие.
Пальчиковая гимнастика, массаж, игры помогут малышу в речевом развитии.
Родителям нужно регулярно использовать пособия, которые знакомят малыша с понятиями цвета, формы, размера, а также развивают крупную и мелкую моторику. Можно записать ребенка в специализированные группы или детские сады.
Факторы, влияющие на развитие ребенка в раннем детстве
Психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности. В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности, эту особенность принято называть ситуативностью. Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла и знания о других вещах.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте ведущая деятельность сменяется на учебную. Теперь ребенок должен в большей части на уровне теории познавать опыт и знания предыдущих поколений. Он не может взаимодействовать с объектами, о которых ему рассказывают, а должен на уровне мыслительной деятельности усваивать материал. Это несколько сложно для ребенка, который помимо учебы сталкивается с:
- Сменой образа жизни.
- Дисциплиной.
- Социальными контактами с большим количеством людей (детей).
- Контролем за собой со стороны посторонних лиц.
- Оценками, которые дают четкую градацию «плохо» или «хорошо».
В первые школьные годы ребенок должен научиться на уровне лишь мыслительной деятельности усваивать материал, запоминать его, использовать при решении мыслительных задач и видеть закономерности, взаимосвязи. Также ребенок в это время сталкивается с различными категориями людей, с которыми теперь взаимодействует и обучается манерам социального поведения.
Воспитание на первом месяце жизни
Начинать занятия с малышом следует с самого раннего возраста
Важно помнить, что до года происходит закладка всех основ для его дальнейшего развития. Уже на этом этапе ребенок многое понимает и воспринимает: проявляет реакцию на звуки вокруг, определяет тон разговора, мелодии, отличает свет от темноты, по запаху узнает, что мама где-то рядом, ощущает все прикосновения
У ребенка хорошо развиты врожденные рефлексы, к примеру, он ищет грудь мамы, сосет ее, вздрагивает от слишком громких либо внезапных звуков, шагает ножками, если поднять его и держать в вертикальном положении, хватается руками.
В этот отрезок времени воспитание должно заключаться в простых методах. Развивать цветовое зрение, располагая яркие игрушки-погремушки на расстоянии около 30 сантиметров от глаз ребенка. Обучать фиксации взгляда, двигая яркой игрушкой перед глазами ребенка на расстоянии 20 сантиметров, а после, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещать ее в другую сторону и в вертикальном направлении. Формировать слух младенца, разговаривая с ним тихим и спокойным голосом, включая музыку и гремя погремушками.
Также специалисты рекомендуют носить ребенка по дому, рассказывая ему о предметах, находящихся вокруг, делясь интересными историями.