Основные дидактические принципы обучения
Содержание:
Принципы профессионального обучения
На этапе высшей школы соотношение удельного веса дидактических принципов обучения внутри их системы меняется. Это не отменяет применения их в комплексе, однако игровые виды деятельности явно отступают на второй план, реализуясь разве что в разыгрывании типовых ситуаций.
Прежде всего, дидактика профессионального обучения требует, чтобы образовательные нормы соответствовали текущему состоянию производства. Это достигается путем добавлений новой информации в теоретический курс и использованием на практических занятий современного оборудования. Из этих требований логически следует дидактический принцип развивающего обучения: студент не только в совершенстве должен знать существующую производственную базу, но и быть готовым самостоятельно воспринять ее дальнейшее развитие.
При установлении связи между теорией и практикой необходима реализация принципа наглядности. Теоретический курс обязательно должен сопровождаться наглядными схемами и иллюстрациями.
Непременным элементом высшего образования является наличие производственной практики, где студенты получают возможность проверить и закрепить полученные знания.
Наконец, самостоятельная работа играет в процессе получения профессионального образования едва ли не самую важную роль. Даже самые качественные лекции и обширный курс практических занятий не способствуют такому прочному овладению необходимыми знаниями, как самостоятельные занятия. Только благодаря им складываются навыки планирования трудового процесса, получения необходимой информации из технической документации, контроля своего труда и умению брать на себя ответственность.
Основные дидактические принципы
Упрощенно этот термин можно понимать как список главных требований к организации обучения. Основные дидактические принципы имеют следующий вид:
- Принцип направленности обусловлен потребностью социума в производстве всесторонне развитой и сложной личности. Реализуется при помощи составления комплексных программ обучения и реализации их на практике, что способствует интенсификации образовательного процесса, увеличению его эффективности и решению на уроке широкого круга задач.
- Принцип научности предполагает соответствие получаемых на уроке знаний научным фактам. Это достигается созданием учебников и дополнительных материалов с учетом изменений, происходящих в науке. Поскольку время урока ограничено, а учащиеся в силу возраста не способны воспринимать сложную информацию, одно из главных требований к учебнику состоит в исключении спорных и непроверенных теорий.
- Принцип связи обучения с жизнью, то есть предоставление учащимся таких сведений, которые они впоследствии смогут реализовать в быту или производственной деятельности.
- Принцип доступности предполагает, что в образовательном процессе будут учитываться возрастные и психологические особенности класса. Как перенасыщенность сложными понятиями, так и нарочито упрощенный язык приводят к упадку мотивации и заинтересованности школьника, поэтому основной задачей становится поиск необходимого уровня сложности.
- Принцип активности в обучении. С дидактической точки зрения учащийся должен выступать субъектом образовательного процесса, а новые знания наиболее эффективно усваиваются при самостоятельной работе. Поэтому представляется необходимым создавать на уроке ситуации, в которых ученик вынужден высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.
- Принцип наглядности, включающий в себя не только демонстрации плакатов, схем и иллюстраций, но и проведение различных экспериментов и лабораторных работ, что в совокупности приводит к формированию абстрактного мышления.
- Принцип комплексного подхода к теме, реализующийся в соответствии с ее содержанием и содержащимися в ней задачами.
Эффективность образовательного процесса достигается лишь с применением всей системы дидактических принципов обучения. Удельный вес отдельного пункта может быть меньшим или большим в зависимости от изучаемого предмета или темы, однако он должен присутствовать в том или ином виде.
Особенности реализации дидактических принципов обучения в дошкольной педагогике
На данном этапе ребенку прививаются основы знаний и норм поведения, что в некоторой степени облегчается высокой скоростью формирования личности в этот период. Однако процессы развития интеллектуальной и психологической сферы необходимо контролировать с позиций гуманности и интегративности, не забывая о том, что дошкольник тоже субъект образовательного процесса. Поэтому в современной дошкольной педагогике превалирует точка зрения, согласно которой обучение должно вестись в интересной и значимой для ребенка форме.
Основные дидактические принципы обучения дошкольников по сути совпадают с общетеоретическими: образовательный процесс должен быть доступным, системным, способствовать развитию и воспитанию. Однако опыт показывает, что на данном этапе необходимо введение принципа прочности знаний. Суть его состоит во взаимосвязи получаемых от педагога знаний с повседневной жизнью. Достигается это выполнением практических заданий, что, к тому же, способствует формированию навыков выполнения учебных заданий.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия
Реализация дидактических принципов обучения в дошкольных учреждениях предполагает наличие доверительных отношений между ребенком и педагогом. Последний не должен превращаться в надсмотрщика и жестко контролировать своих подопечных, иначе это приведет к замыканию ребенка в себе, а его творческий потенциал и познавательные возможности не будут осуществлены на практике. При этом мягкие формы контроля и руководящая роль преподавателя вполне реализуются в субъект-объектной модели взаимодействия, когда преподаватель в соответствии с темой отбирает нужный материал и предлагает детям различные пути знакомства с ним.
Большее значение для развития фантазии, образного мышления и навыков коммуникации играет объект-субъектная модель, в которой участники образовательного процесса как бы меняются местами. Дети самостоятельно изучают предложенную им проблему, делают выводы и сообщают о ней преподавателю. Не рекомендуется вмешиваться в этот процесс, даже если ребенок идет заведомо ошибочным путем: ошибки тоже играют значительную роль в накоплении опыта.
Третья модель предполагает субъект-субъектное взаимодействие, то есть преподаватель и ребенок равны в своих возможностях и решают проблему совместно. При таких отношениях становится возможным обсуждение путей решения проблемы в самом процессе их нахождения.
Использование этих моделей варьируется в зависимости от объекта и форм его изучения. Дидактический принцип доступности обучения определяет существование таких способов получения новой информации, как экскурсия, эксперимент или игра
В первом случае преподавателю не остается иного выхода, как применить субъект-объектную модель, чтобы направлять и удерживать внимание детей на новых предметах изучения или продемонстрировать уже известное с неожиданной стороны. Зато при проведении эксперимента важнее выслушать мнение группы, что соответствует объект-субъектной модели, а игра предполагает равноправие всех ее участников, то есть действует субъект-субъектная стратегия взаимодействия
Принципы обучения по Ушинскому
Основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский предложил свои принципы обучения. Некоторые из них соотносятся с принципами Коменского.
Принцип доступности
Принцип говорит о том, что содержание учебных материалов должно быть адаптировано под умственные и физические возможности учащихся, имеющийся у них уровень знаний, умений и развития. Притом изучаемая информация должна требовать от детей определенных усилий для её усвоения. То есть должны соблюдаться 3 условия: связь с жизнью, связь с природой ребенка и связь с родным языком.
Принцип научности
Этот принцип свидетельствует о следующем: познание действительности может быть как верным, так и неверным. Поэтому обучение должно использовать признанные научные методы познания.
Принцип воспитывающего обучения
Согласно этому принципу обучения, наука должна действовать не только на ум, но и на душу. Иными словами, процессы обучения и воспитания должны существовать в единстве.
Принцип систематичности и последовательности
Принцип иллюстрирует необходимость объединения получаемых знаний и умений учеников в одну систему и изложения информации в правильном порядке, чтобы каждый новый элемент логично вписывался в созданную систему.
Принцип наглядности
Это принцип говорит о том, что процесс познания окружающего мира более эффективно проходит с использованием прямых наблюдений и включения органов восприятия
Более того, наглядное обучение повышает внимание учащихся и делает процесс обучения более легким.
Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся
Этот принцип — о том, что для лучшего восприятия информации ученик должен проявлять свою заинтересованность в обучении. Тогда с помощью самостоятельного переосмысления, применения знаний на практике, продуктивной работы ученика с учителем будет достигаться главная цель обучения.
Принцип народности
Согласно этом принципу, обучать необходимо с оглядкой на реальность самих учащихся — их язык, культуру, привычки. Полагается, что в таком случае ученикам будет проще найти связь теории с практикой.
Советуем также узнать о методах обучения:
Особенности учебных заданий
Одно из важнейших требований системы Занкова состоит в неприятии зубрежки. Выполняемые в классе и самостоятельно упражнения должны обучать ребенка навыкам выделения общих черт, классификации и анализа входящих в него элементов. Здесь возможны как дедуктивный (от общего к частному), так и индуктивный (от частностей к обобщению) подходы.
В качестве примера можно привести тему определения рода несклоняемых существительных на уроках русского языка. Учащимся можно предложить определить для начала, как ведут себя заимствования в русском языке, поразмышлять над тем, почему одни подключаются к системе склонения, а другие игнорируют ее. Высказывания учащихся в итоге суммируются преподавателем, и на их основании выводится новое правило.
Дидактические игры
Этот способ обучения вызывает наибольшую заинтересованность детей и одновременно является стимулом к познавательной деятельности. Преподаватель организует деятельность группы, устанавливая правила, в рамках которых дети должны найти решение поставленной перед ними задачи. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что они не имеют жесткого сценария развития событий, а позволяют ребенку перебирать все возможные варианты в поисках лучшего.
При этом игра может с возрастом ребенка усложняться, содержать в себе элементы профессионального труда: рисование, лепка и так далее. Особую роль в этом играет стремление ребенка имитировать действия взрослых: готовых, стирать, убираться в комнате. Дидактическая игра, таким образом, становится одним из этапов формирования установки на труд.
Профильное обучение
Разработанные Занковым специфическая дидактика и дидактические принципы обучения нового поколения легли в основу концепции углубленного или профильного изучения отдельных предметов в средней школе. Этот подход позволяет учащемуся выбрать один из образовательных комплексов, который предполагает выделение большего времени на интересующие его предметы за счет сокращения часов на другие. Другой элемент профильной системы состоит во введении в учебный план дополнительных занятий, не предусмотренных общеобразовательными программами, на которых будет происходить углубленное изучение конкретной темы. В последнее время популярным становится также внедрение в процесс обучения индивидуальных программ.
Основная проблема состоит в нахождении равновесия между общеобразовательными и профильными курсами в содержании обучения. Дидактические принципы требуют такого подхода к образованию, где все имели бы равные стартовые возможности и получали бы необходимые ресурсы для выражения своих способностей и интересов. Соблюдение этого правила является основой последующего выбора профессиональной ориентации. Профильная система позволяет реализовать дидактический принцип преемственности между средним и профессиональным образованием.