Основные методологические подходы в педагогике
Содержание:
- Примеры личностного подхода в педагогике
- Основные современные педагогические концепции
- Понятие общих принципов
- Функциональное назначение концептуального подхода
- Минусы личностного подхода
- Среди общепедагогических принципов принято выделять:
- Характеристика методических принципов
- Функции образования
- Принцип дифференциации, или как воспитывать ребенка в зависимости от его типа темперамента?
- Основные принципы обучения
- Теоретико-методологические подходы
- Принцип природосообразости, или как распознать способности Вашего ребенка?
- Цель
Примеры личностного подхода в педагогике
Мудрый педагог может изменить жизнь ученика к лучшему
В настоящее время личностный подход развит не во всех сферах образования и обучения.
Например, в школах и институтах достаточно проблематично уделять максимум внимания каждому.
Но можно хоть иногда применять личностный подход для повышения эффективности обучения.
Простые примеры того, как преподаватели заинтересовали детей в обучении:
Учитель заметил, что дети не проявляют интереса к теме на уроке литературы
Он принял во внимание возраст учеников и перевел разговор в форму дискуссии. Дети почувствовали себя в своей стихии и стали проявлять активность.
На уроке истории учитель рассказывал о сражении
Для того, чтобы ученикам было проще усвоить информацию, он предложил сдвинуть парты и разыграть битву в классе. После урока ученики признались, что так они гораздо больше поняли материал, чем при обычном рассказе.
Учитель обществознания объяснял тему психологии подростков. Во время рассказа он неожиданно бросил линейку в угол. Класс засмеялся. После чего преподаватель сказал, что сделал это для того, чтобы наглядно продемонстрировать подростковую реакцию.
Психолог-преподаватель работал с классом трудных подростков, которые к тому же состояли на учете за совершенные преступления. Учитель принял во внимание то, с кем он имеет дело. Он предлагал им задачи, начиная с вопросов наподобие: «А чтобы вы сделали, если бы пришлось украсть что-то, имея при себе лишь деревянную доску?». Ученики проявили невероятную смекалку. Психолог уверял, что это вовсе не значит, что они немедленно пойдут совершать преступления. Это значит, что не нужно «браковать» их. Необходимо лишь направить их ум и энергию в нужное русло. Тогда эти подростки смогут добиться больших успехов, не прибегая к преступлениям.
Возможно, эти мудрые учителя изменили жизнь своих подопечных, помогли им, направили и не дали потеряться.
Основные современные педагогические концепции
Сейчас все современные педагоги ищут новые подходы к обучению. Потому каждая педагогическая теория в разных странах имеет две ключевые функциональные особенности. Первая заключается в том, чтобы получить эмпирические данные и теоретическую информацию, которая поможет повысить уровень образования в разных странах, а вторая направлена на то, чтобы при изучении опыта в сфере образования в разных странах, решить проблемы с образованием в своей стране. К сожалению, применение заимствованного опыта, который помог повысить уровень образования в одной стране, может еще ухудшить ситуацию в другой.
Потому опытные отечественные педагоги сомневаются, что зарубежный опыт позволит избавиться от проблем, и относятся скептически к внедрению западных технологий.
Еще Константин Ушинский говорил, что каждый народ имеет свою систему воспитания, потому не стоит одному народу внедрять педагогические технологии другого народа.
Понятие общих принципов
В общих принципах физического воспитания отражается методика педагогического процесса в целом. Эти установки определяют главные направления физвоспитания в социуме. К ним относятся:
1. Всестороннее и гармоничное развитие личности.
В ходе обучения физкультуре следует интегративно решать задачи трудового, эстетического, умственного, физического воспитания. В этом случае сформированные физические качества и способности индивида будут иметь общественную ценность.
2. Связь физвоспитания с жизненной практикой.
Физическая культура должна подготавливать людей к продуктивному труду и защите Родины. Освоить новую работу или овладеть сложной военной техникой сможет только сильный, выносливый человек с хорошим физическим развитием. Следовательно, на уроках физкультуры нужно отдавать предпочтение упражнениям, вырабатывающим двигательные навыки трудового характера.
3. Оздоровительная направленность физвоспитания.
Каждый преподаватель физкультуры несет перед государством ответственность не только за сохранение, но и за укрепление здоровья своих учеников, поэтому нагрузки на занятиях устанавливаются, исходя из возраста и подготовленности детей.
Функциональное назначение концептуального подхода
Структура современного образования опирается на то, что важным является исследование феномена педагога, как воспитателя и организатора в структуре деятельности учебного заведения. Исходя из этого, педагогические принципы должны опираться на важные моменты, которые способствуют превращению теоретических педагогических знаний в практические навыки. Потому учитель должен уметь:
- группировать все свои знания так, чтобы они формировали единственную логическую систему, которая не будет нарушать структуру урока;
- объяснять ученикам, каким образом появилось и развивалось то или иное явление или процесс, с детальным описанием основных характеристик и параметров;
- выработать методологию исследования.
Минусы личностного подхода
В личностном подходе есть и недостатки:
Переоценка интересов ученика. Иногда чрезмерное предоставление свободы оказывает негативное влияние на становление личности, так как дети еще не имеют полного представления о жизни. Ребенок может вырасти эгоистом, не уважающим старших
Предоставление выбора и небольшой свободы действий важно, но в меру.
Сложность применения. В классах, где около 30-ти учеников, сложно найти подход к каждому
Поэтому применение личностного подхода в обычных школах затруднительно.
Не всегда правильная подготовленность к будущему. Ребенок может так и не понять, что не всегда в жизни его интересы будут на первом месте у других людей. И, выходя из-под опеки, он может оказаться неподготовленным к условиям социума.
Несоответствие некоторым стандартам. Это во многом ограничивает компетентность учителей. Заметить это можно по самой обычной школе. Там почти никогда предпочтения ребенка не ставятся на первый план.
Но большинства минусов можно избежать, если преподаватель хорошо знает свое дело. Применения личностного подхода в педагогике направлено на творение добра, созидание, милосердие, успех. Главное хорошо разбираться в этом деле, иначе можно только навредить ребенку.
В этом видео вы узнаете об индивидуальном подходе в обучении:
Среди общепедагогических принципов принято выделять:
• Принцип природосообразности – один из старейших педагогических принципов, предполагающий обязательный учет половозрастных особенностей учащихся, определяющих их возможности, уровень развития личностных качеств; опора на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста.
Правила осуществления принципа природосообразности:
— педагогический процесс необходимо строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; — знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираясь на них при организации воспитательных отношений;
— направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.
• Принцип гуманизацииможет быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся с педагогами и между собой, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважения к нему.
• Принцип целостности, упорядоченностиозначает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.
• Принцип демократизацииозначает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.
• Принцип культуросообразностипредполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды (нации, страны, региона), в которой находится конкретное учебное заведение.
• Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельности.
• Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, форм и средств подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.
• Принцип политехнизма направлен на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научной основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знаний и умения из одной области в другую.
Характеристика методических принципов
Методические принципы воспроизводят общие условия учебной деятельности в ходе занятий физкультурой. Они определяют методику обучения двигательным актам и осваивания системы специальных знаний, а также оптимизируют процесс целевого развития физических качеств.
В перечень дидактических принципов входят:
1. Принцип сознательности и активности.
Максимальный эффект на тренировках достигается только при устойчивом интересе учащихся. Заинтересованность никогда не возникнет во время механического заучивания движений. Соответственно, преподаватель должен ставить на занятии реальные цели, детально характеризуя каждую из них. У учеников нужно развивать инициативность, самостоятельность.
Этот общеметодический принцип начинают применять еще в детском саду. Его воплощение приводит к тому, что дошкольники учатся творчески решать спортивные двигательные задачи: придумывают новые сочетания движений и даже игры.
2. Принцип наглядности.
С помощью наглядности преподаватель устанавливает связь между мышлением и чувственным восприятием учеников. Результат – воздействие на все сенсорные системы, участвующие в движении.
На уроках физкультуры используется непосредственная и опосредованная наглядность. В первом случае педагог лично демонстрирует разучиваемые двигательные действия, а во втором – показывает методические пособия, фотографии, фильмы. Опосредованную наглядность обычно применяют для старших школьников, студентов.
На заключительном этапе изучения новых упражнений для дошкольников и младших школьников можно использовать разные звуковые сигналы, позволяющие уточнять ритмические и временные характеристики двигательных актов.
3. Принцип доступности и индивидуализации.
Задачи физвоспитания должны соответствовать возможностям учеников. Преподавателю на занятии необходимо учитывать готовность детей к обучению и выполнению тренировочных нагрузок.
При определении доступности нагрузок в рамках данного принципа обучения педагог руководствуется такими критериями:
- состояние здоровья (показатели артериального давления, результаты кардиограммы);
- уровень натренированности (изменение спортивных результатов, жизненная емкость легких, предельное потребление кислорода);
- наличие целеустремленности, силы воли.
Функции образования
Образование играет важную роль в жизни общества
Образование представляет собой целую систему, играющую важную роль в развитии общества.
Поэтому оно касается разных аспектов жизни и обладает множеством функций:
- Познавательная. С самых малых лет ребенок познает мир. Сначала ему помогают родители и детский сад, где он получает начальные знания и опыт, потом школа, в которой ученики изучают точные и естественные науки, затем идет профессиональное образование.
- Статусная. Быть образованным престижно в современном мире. Большинство учащихся после школы стараются поступить в более статусное учебное заведение. Отличники штурмуют ВУЗы, расположенные на первых строчках в рейтингах. Для повышения своего статуса в обществе нужно что-нибудь закончить. В глазах людей такой человек смотрится выше, чем тот, который не имеет среднего специального или высшего образования.
- Ценностная. В учебных заведениях довольно часто проводятся мероприятия для прививания ценностей, которые должны быть у каждого порядочного гражданина страны.
- Мировоззренческая. Во время обучения в школе у детей закладываются основные взгляды на жизнь. Потом они могут меняться. Но встречается это не всегда.
- Социальный контроль. Формирующаяся личность нуждается в постоянном контроле. В процессе развития (особенно в переходном возрасте) ребенок впитывает как губка все, что вокруг него происходит. Система образования старается делать так, чтобы он избежал попадания в плохие ситуации.
- Экономическая. Это больше подойдет к профессиональному образованию. В этом случае готовится человек, который в будущем займет место на работе и будет влиять на экономику.
- Социальная. Система образования старается помочь детям найти свое место в мире и в социуме.
Но у образования не всегда получается исправно выполнять свои функции. Для решения этой проблемы создается множество вариантов. Один из них – это личностный подход в педагогике.
Принцип дифференциации, или как воспитывать ребенка в зависимости от его типа темперамента?
Этот принцип учитывает особенности возраста каждого ребенка, отличительных качеств его характера и темперамента. Все дети разные, поэтому необходимо стараться уметь найти подход к каждому.
Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента меланхолик – «Не навреди!».
Ребенок меланхолик очень чувствительный
Следует всегда помнить, что дети с таким типом темперамента очень уязвимы и ранимы. Не следует кричать на них. Если ребенок в чем-то провинился, то необходимо спокойно, ровным тоном объяснить ему, в чем его проступок. Категорически запрещено обзывать такого ребенка, особенно в присутствии других людей. Такие дети нуждаются в особом душевном тепле, заботе и ласке. Их нужно чаще хвалить и стараться одобрять и поощрять их действия, за самые незначительные успехи. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку. Старайтесь избегать ситуаций соревнования, так как они являются большим стрессом для детей-меланхоликов. Нервный срыв может вызвать даже банальная игра. Также не нагружайте ребенка, когда делаете домашнее задание, старайтесь чаще делать перерывы. Стимулируйте развитие самостоятельности и инициативы у ребенка. Старайтесь не пугать свое дитя. Оградите его от просмотра фильмов ужасов.
Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента флегматик – “Не торопи!”.
Ребенка флегматика нельзя торопить
Помните, что детям с флегматичным типом темперамента очень трудно что-то сделать, когда их ограничивают во времени. Не торопите и не давите на ребенка. Не высмеивайте его медлительность, особенно при других людях. Учите ребенка правильному распределению своего времени. Старайтесь развить у ребенка заинтересованность в играх требующих быстроты реакции.
Старайтесь научить ребенка быстрее переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой. Делайте все возможное, чтобы привить ребенку коммуникативные способности и совместной деятельности
Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента сангвиник – «Доверяй, да проверяй».
Ребенок сангвиник – черты
При воспитании ребенка сангвиника необходимо внимательно следить за тем, как он исправно выполняет свои обещания. Необходим контроль его поступков и действий. Часто такие дети не доводят начатое дело до конца, надо следить за этим тоже. Еще одна отличительная черта сангвиников – это нежелание доводить начатое до конца
Это важное качество очень пригодится в жизни ребенка, поэтому родителям надо приучать к этому с самого раннего возраста. Помните, что проявления жизнерадостности и общительности сангвиника могут стать причиной таких неприятных качеств личности как легкомыслие и непостоянство
Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента холерик – “Ни минуты покоя”.
Ребенок холерик как себя вести с ним
При воспитании ребенка холерика очень важно исключить все то, что способствует перевозбуждению нервной системы вашего чада. Стимулируйте его играть в спокойные игры, которые требуют концентрации внимания и усидчивости
Он должен научиться доводить начатое дело до конца. Должна соблюдаться последовательность и строгость в контроле поступков ребенка. Категорически запрещено использовать физическую силу в общении с ребенком. Если необходимо сделать замечание, то скажите его строгим и твердым тоном. Нет смысла в крике или телесных наказаниях. Ребенок-холерик намного лучше поймет замечание сказанное тактично и спокойно. Также для холериков очень важно, что к их мнению прислушиваются.
Основные принципы обучения
В педагогике выделяют следующие педагогические принципы обучения: направленности, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сочетания различных методов и средств обучения.
Что такое принципы – определение
- Принцип направленности обучения утверждает, что весь учебный процесс преследует цель развития всесторонне развитой личности.
- Принцип научности обучения. Для получения необходимых знаний необходимо не надо заучивать новые знания. Дети должны быть увлечены научно-поисковой деятельностью.
- Педагогические принципы систематичности и последовательности обучения предполагает, что знания, которые получают дети, подаются постепенно, по порядку и систематически.
- Принцип доступности требует, чтобы при обучении дети не испытывали чрезмерных нагрузок при обучении. Так как это отрицательно сказывается на физическом и психическом развитии.
- Принцип наглядности: обучение основывается на чувственном опыте детей.
- Принцип сочетания различных педагогических методов и средств обучения. Обучение должно объединять различные методы и средства подачи материала: словесный, наглядный, репродуктивный и поисковый.
Мне нравитсяНе нравится
Теоретико-методологические подходы
Эти подходы являются важнейшими педагогическими принципами. Они помогают решить ряд важных проблем в сфере образования, которые включают:
- упорядочение терминологии;
- определение новых особенностей и свойств изучаемого объекта;
- выявление закономерностей и принципов развития;
- обозначение слабо изученных аспектов определенной проблемы;
- перспективы развития изучаемого направления для науки в целом.
Обычно в качестве теоретико-методологических обоснований исследований выступает совокупность методологических подходов, которые предназначены для исследования качественно различных объектов.
Принцип природосообразости, или как распознать способности Вашего ребенка?
Он предполагает, что воспитательный процесс основывается на согласовании с законами, по которым развивается природа и человек. Воспитание проводиться согласно полу и возрасту ребенка, а также, учитываются природные задатки и способности ребенка.
У ребенка есть технические способности если он:
Технические способности у мальчика
- увлекается разнообразными механизмами и устройствами;
- анализировать устройство разных приборов;
- на протяжении нескольких часов может разбираться в причинах неисправностей разных аппаратов;
- используя неисправные приборы, создает новые;
- с удовольствием рисует и создает чертежи, эскизы;
- увлекается технической литературой и заводит друзей с такими же интересами.
Если у ребенка преобладают музыкальные способности, то он:
Музыкальные способности проявляются в любви к музыке и пению
- увлекается музыкой, может долго ее слушать;
- часто ходит на концерты;
- с легкостью запоминает и воспроизводит мелодии и ритмы;
- с наслаждением играет на музыкальном инструменте;
- создает свои композиции;
- интересуется разными областями музыкальной культуры.
Если у ребенка преобладают способности к научной деятельности, то он:
Научные способности – желание все узнать
- легко понимает абстрактные понятия и обобщения;
- увлекается взрослыми книжками и словарями, научно-популярными изданиями;
- любить задавать вопросы, связанные с процессами мира, а также давать свое объяснение этим процессам.
Если у ребенка преобладают способности к артистизму, то он:
Артистические способности – желание играть на публику
- часто для выражения своих мыслей использует мимику и жесты, так как слов ему не достаточно;
- очень увлекательно рассказывает истории;
- есть способности к подражанию других людей;
- любить выступать перед аудиторией;
- легко перевоплощается, используя разнообразную одежду.
Если у ребенка преобладают способности к спорту, то он:
Спортивные способности – желание двигаться и достигать поставленной цели
- находится все время в движении, энергичный, никогда не устает;
- не боится получить травму;
- легко вступает в спортивные игры;
- умеет кататься на коньках, лыжах, очень любит бег;
- имеет отличную пластику, движения скоординированные.
Если у ребенка преобладают художественные способности, то он:
Художественные способности – жаление украшать жизнь
- для выражения своих чувств использует рисунок или лепку;
- часами может рассматривать произведения искусства;
- замечает прекрасное в простых вещах;
- в доме создает что-то неординарное и интересное.
Цель
В концепциях педагогической деятельности цель играет ведущую роль. Цель формируется для того, чтобы обеспечить эффективное изучение определенного процесса или явления. Чтобы успешно реализовать цель и успешно воплотить цель в жизнь, необходимо разработать систему подцелей. Система подцелей выглядит следующим образом:
- абсолютно любую цель разделяют на отдельные уровни, которые должны быть равнозначными по масштабу и своему значению;
- описание конечного результата должно формироваться в ходе разработки начальной цели, которая является главной;
- обязательно планируются способы и возможность достижения той или иной цели.
В итоге общая цель может быть представлена через обеспечение:
- совершенствования идеи педагогической концепции;
- эффективности отдельного компонента педагогической деятельности, который исследуется в данный момент;
- качества результативности самого процесса;
- оптимизации и внедрения результатов эксперимента.