Развитие характера человека: особенности, условия и основные факторы

Положительные и отрицательные черты

Характер каждого человека имеет положительные и отрицательные стороны. В зависимости от ситуации, одна и та же черта характера несет неодинаковый посыл и воспринимается по-разному.

В качестве примера можно разобрать такое свойство характера, как целеустремленность. Если человек занимает руководящую должность, то данная черта приносит пользу ему и его близким. Одновременно в глазах других людей такой человек может выглядеть жестким, напористым и наглым.

Распространенные положительные и отрицательные черты

Хорошие стороны Плохие стороны
Доброжелательность, коммуникабельность, участливость, чуткость, старательность, настойчивость, любопытство, аккуратность, оптимизм, находчивость, отходчивость, открытость, миролюбие. Авторитарность, агрессивность, азартность, апатичность, безалаберность, безразличие, безжалостность, бесцеремонность, болтливость, ветреность, властолюбие, внушаемость, вульгарность, глупость, гордыня, жадность, забывчивость, зависимость, зависть, леность, лживость, мелочность, мстительность, наглость, надменность, надоедливость, небрежность, обидчивость, ограниченность, пошлость, раздражительность, расточительность, ревность, самоуверенность, сварливость, трусость, тщеславие, упрямство, эгоизм.

У женщин

Хорошая мать

Девушка или женщина может выступать в нескольких ролях. Приоритетные стороны имеются для каждой из них. В список самых необходимых для женщины черт входят такие свойства, как:

  • доброжелательность;
  • мудрость;
  • надежность;
  • преданность;
  • коммуникабельность.

Также имеется ряд черт, нужных женщине в зависимости от ее роли в обществе.

Черты характера женщины, в зависимости от роли в обществе

Роль Нужные черты характера
Супруга По отношению к супругу – чуткость, чувственность, заботливость, доброта, порядочность, легкость в общении, привлекательность, верность.
Мать Терпеливость, отходчивость, чуткость, заботливость, теплота, доброта, ласка.
Подруга Эмпатия, оптимизм, инициативность.

Обратите внимание! Также имеются определенные черты, присущие той или иной профессии. Женщины-врачи должны быть решительными, терпеливыми и милосердными

Женщины-военнослужащие обязаны быть жесткими.

В целом в обществе отсутствует такое понятие, как «идеальная женщина». Одни считают, что современная леди должна быть целеустремленной, независимой и амбициозной. Другие полагают, что женщина обязана воспитывать в себе «природные» качества: кротость, милосердие, уступчивость.

У мужчин

По мнению общественности, настоящий мужчины должен быть хорошим добытчиком и защитником.

Ряд черт, нужных представителю сильного пола

Роль Необходимые черты характера
Супруг Доброта, предприимчивость, щедрость, аккуратность, активность, сексапильность, верность, настойчивость, нежность, эрудированность, страстность, заботливость.
Отец Терпеливость, внимательность, чувство юмора, авторитетность, заботливость, доброта.
Работник Коллективизм, трудолюбие, старательность, креативность, пунктуальность.
Друг Надежность, открытость, эмпатия, преданность.

Черты характера

Важными элементами, составляющими сущность характера считаются его черты. Некоторые приходят к нам при рождении, некоторые приобретаются в процессе жизни. Список и структура черт характера настолько широки, что составляют целую систему психологических понятий. Чертой характера определённой личности психолог Гордон Олпорт обозначил его тип поведения во всех проявлениях и подразделил на три категории:

  1. Главные выделяющиеся черты, формирующие личность, определяющие деятельность и отношение человека к мирозданию.
  2. Обычные черты, проявляются во всех областях жизнедеятельности как гуманность, честность.
  3. Дополнительные, второстепенные, зависящие от основных и обычных не проявляются активно, к примеру любовь к музыке, поэзии.

Люди имеют множество различных черт характера. Можно их классифицировать и разделить на следующие группы:

Волевая

Отражает происходящие события, связанные с волей человека, вниманием к себе, проявляется в эгоизме, критичности, скромности, требовательности, самодостаточности.

Коммуникативная. Выражена в обоюдном общении, в грубой или вежливой форме, в честности либо лжи, в открытости или замкнутости.

Деловая

Характеризует трудолюбие, отражается в активности или пассивности, стремлении к труду или праздности, формальности или поручительстве.

Мотивационная. Побуждает к движению, активности с мирозданием, проявляется в добросовестности или небрежности, переживании и апатии.

Сформирована ещё классификация, систематизирующая черты характера по его качествам:

  • Интеллектуальным присущи такие черты, как стремление к изучению, хитроумность, вдумчивость, сообразительность.
  • К моральным относятся доброта, жёсткость, честность, отзывчивость.
  • К волевым можно отнести категоричность, сила воли, независимость, уверенность.
  • Эмоциональные характеризуют жизнерадостность, эмоции, впечатлительность.

Главные события в создании имиджа будут иметь взаимоотношения между людьми и в обществе. Определить образ человека можно и вне общественного объединения, без товарищеских контактов, дружбы и любви. Лицо индивидуально создаёт направление организационных принципов, изучая различные ситуации, сопоставляя альтернативные комбинации ходов. Существенно при анализе своих поступков — сопоставление их поступкам других людей. В этом случае и проявляется облик индивидуума с его упорством и гибкостью, с мужеством и толерантностью.

Волевые черты характера в человеке различаются широтой его взглядов и разнообразностью владения волевыми качествами, мощью натуры и движениями, желанием преодолевать трудности, сдержанностью в выражении, динамичностью в разных сферах. Эмоциональные, непроизвольные, реакции личности на методы вознаграждения или неудовлетворения своих желаний, выражаются в непосредственных нервно-психических и раздражающих проявлениях состояния.

Высказывание: «у меня такой характер, я ничего с собой поделать не могу», в плане развития психологии считается несостоятельным. Любой индивид ответственен за все проявления своего облика, может и поменять свои существенные черты. Переделка или изменение характера дело не простое. Главным препятствием на данном пути встаёт одна из коварнейших черт — лень. Признав себя ленивым, многие думают, что этот порок является как бы ширмой, скрывающей некоторые достоинства и делают из этого ценность. Дело в том, что лень – черта натуры свидетельствующая о душевной слабости и бессилии, под этой маской совершаются плохие деяния и выступает равнодушие и слабость. Преодолев лень, человек способен справится с трудностями и выработать стойкий нрав.

Роль воспитания родителями

Личность всегда формируется под воздействием множества факторов, но главную роль среди них играет воспитание. От родителей зависят, будет ли ребенок тянуться к знаниям, его сосредоточенность и желание познавать мир. В раннем детстве дети начинают усваивать правила и нормы поведения в обществе.

Семья читает книгу

Воспитание бывает стихийным (хаотичным) и целенаправленным. Стихийное воспитание находится во взаимосвязи с повседневной жизнью, знания ребенок получает методом проб и ошибок. Целенаправленное воспитание – упорядоченный процесс обучения родителями и педагогами с целью привить ребенку хорошие манеры, правила поведения и жизненные ценности.

Что влияет на успешность воспитательного процесса в семье:

  • Осознанность родителей является главным критерием успешного процесса. Супруги должны понимать цели и задачи воспитания своего ребенка;
  • Соответствие семейного воспитания с программой детского сада и школы. Зачастую желание родителей привить ребенку положительные качества совпадает с общепринятыми системами обучения, но их действия должны быть параллельными. Например, если в школе учат правилам этикета, дома они должны практически подкрепляться;
  • Семейный уклад и равенство. Супруги должны действовать сообща, воспитывать ребенка по одним правилам. Например, если мама запрещает есть сладкое, а папа – нет, ребенок не будет разбираться, каково правильное решение, а кто не прав. Мама для него будет строгой, а папа добрым;
  • Умение родителей сочетать в своем отношении любовь, уважение и строгость. Воспитание в строгости формирует в ребенке комплексы, а постоянная ласка и потакание всем желаниям делают из него эгоиста;
  • Наличие родительского авторитета в глазах ребенка. Дети должны уважать своих родителей, для этого мама и папа обязаны показывать хороший пример. Авторитет формируется, когда дети видят, как родители успешно совмещают работу и общественную деятельность. Супруги должны интересоваться жизнью ребенка, они могут указать на его ошибки и помочь их исправить;
  • Взаимоотношения родителей. Дети должны расти в семье, где супруги уважают мнение друг друга. В противном случае ребенок будет проявлять неуважение к сверстникам и учителям.

Обратите внимание! Если ребенок подвергался насилию со стороны отца или матери, в будущем он может также поступать с окружающими и стать преступником

Социальный характер

По мере того как личность находит своё место в обществе, формируются социальные черты её характера. Людей одной социальной среды объединяют общие стереотипы поведения. Э. Фромм выделяет два типа социальных характеров:

Плодотворный — основанный на любви, заботе, уважении, знании. Носитель такого характера свободно реализует свою энергию на благо общества. По мнению Фромма в мире нет такого общества, где доминирует плодотворный тип характера.

Неплодотворный — основанный на стяжательной, эксплуататорской ориентации личности.

Неплодотворный тип социального характера делится на несколько подвидов с присущими каждому из них специфическими чертами:

Рецептивный вид. Люди с рецептивной ориентацией настроены на то, чтобы брать всё необходимое от общества, мало что предлагая взамен. Они неспособны к инициативе, самостоятельным действиям, слабовольны и малодушны. Рецептивный человек зависит от других — он ждёт, что кто-то обеспечит его безопасность, даст работу, решит его жизненные проблемы. Предоставленные самим себе, такие люди становятся беспомощными и беззащитными.

Эксплуататоры. Представителей данного вида отличает хитрость, зависть, ревность, скрытая и явная враждебность. Это своего рода беспринципные и циничные социальные хищники. Основной мотив их поведения — грабёж. Украсть, купить, отнять силой — все средства хороши, лишь бы овладеть вожделенным предметом. Каждого человека они оценивают как объект эксплуатации и манипуляций в своих интересах. Они высокомерны, крайне агрессивны, эгоцентричны.

Стяжатели. Аккуратные и педантичные стяжатели убеждены, что надо экономить и беречь всё, что попадётся в их руки. Они любят собирать, копить, покупать, но не собираются делиться своими запасами с кем бы то ни было. Стяжатели не способны к инициативе, у них нет творческого начала, но они стремятся держать под контролем все материальные блага, включая своих партнёров по любви.

Люди рыночной ориентации. Личности с характером, ориентированным на рынок, продают в первую очередь самих себя. Они лепят себя по образцу и подобию популярных кумиров, стараясь добиться успеха у публики. «Рыночники» лишены чувства собственного достоинства, самоуважения. У них по существу нет своей жизни. Любая неудача выбивает их из колеи, делает беспомощными и неуверенными в себе.

Основные факторы развития характера

Для того, чтобы понять какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование и развитие характера, необходимо различать понятия «факторы» и «условия». Под факторами понимают определенные рычаги воздействия (это особые движущие силы или «двигатель») на процесс формирования характера, а условия – это те обстоятельства, в которых происходит сам процесс развития.

Среди ученых всегда существовала своеобразная «война» за приоритетные факторы развития характера, ведь в различные времена представители разных психологических направлений пытались отстоять свою точку зрения на эту проблемы. Так, например, В.С. Соловьев главное условие формирования «нравственного» характера видел в единстве, а также в постоянном взаимодействии природных условий и среды, а И.А. Ильин среди основных факторов выделял семью и школу. Основоположник педагогической антропологии К.Д. Ушинский утверждал, что основные факторы развития характера и его формирования это социальная среда, особенности процесса воспитания и активная деятельность самого человека.

П.Ф. Каптерев выделял три категории факторов, формирующих характер:

  • естественные (темперамент, особенности строения тела, пол и пр., то есть все те, которые даны человеку природой и практически не изменяются);
  • культурные (влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития);
  • личный фактор (самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, то есть когда человек является автором самого себя).

Также стоит обратить внимание на идеи И.А. Сикорского, который выделял следующие факторы развития характера ребенка:

  • воспитательная среда (семья);
  • позитивная атмосфера (веселое настроение и бодрость духа);
  • расположение (похвала, одобрение, поддержка, доверие);
  • врожденные особенности нервно-психической организации.

Анализируя все факторы, которые оказывают влияние на развитие характера человека, необходимо напомнить, что наибольшее значение они имеют в детском, подростковом и юношеском возрасте. И именно в детском возрасте, по мнению П.Ф. Лесгафта, на развитие характера личности влияют:

  • все те ощущения, которые испытывает ребенок;
  • душевные волнения, которые он переживает;
  • люди, которые его окружают;
  • вид деятельности, который он выполняет (особое место занимает труд, как наиболее серьезная и последовательная работа).

Таким образом, характер человека обуславливается множеством факторов, различными условиями и объективными обстоятельствами жизненного пути самой личности, но эти обстоятельства создаются и изменяются в результате поступков, поведения и деятельности человека. Поэтому можно смело говорить о том, что человек сам берет активное участие в процессе развития и формирования своего характера и сам должен нести ответственность за все свои действия и поступки.

Сохранить статью

Психологические особенности развития характера

Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция. Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенности.

Для многих античных философов основой для формирования характера являлась врожденность человека. Так, например, Сократ, говорил о том, что не в человеческой власти быть хорошим или же дурным, а Аристотель отмечал, что добродетель или порок – это врожденные свойства. Лишь философы Нового времени начали задумываться о том, что кроме врожденности есть и другие факторы, которые влияют на особенности развития характера. Существенный вклад в изучение процесса развития характера внес Иммануил Кант, который видел его в двух плоскостях:

  • характер физический (задается человеку только природой, обуславливается задатками и темпераментом);
  • характер моральный (или внутренний), который формируется под воздействием внешних факторов поведения.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр, в отличие от И. Канта, отдавал предпочтение идеи врожденности и неизменности характера человека, который имеет строгую определенность во всех его проявлениях и изменить его невозможно, так как он зависит от времени и пространства. Философ был уверен в том, что ни внешние факторы, ни процесс воспитания никаким образом не влияет на особенности развития характера (по его словам все это неспособно превратить черствого человека в более чувственного и сострадательного).

Идея о наследственности как о ведущем факторе, определяющем развитие характера, принадлежала английскому философу Герберту Спенсеру. Он под характером понимал определенный человеческий опыт, который был завещан предками. Философ подчеркивал, что со временем и под воздействием среды характер у потомков может измениться, но для этого необходимо много времени (как минимум несколько веков).

Поворотным моментом в понимании сущности развития и формирования характера стали идеи Джона Локка, который отстаивал концепцию воспитания. Именно в воспитании ученый видел ведущий и наиболее мощный фактор развития характера человека (хотя не упускался из виду и природный характер детей, их наклонности и способности). Дж. Локк заметил, что поведение человека и проявление его характера зависит от мотивов (которые являются одной из составляющих направленности личности). Главное, к чему пришел Локк, это то, что психофизическая природа человека и внешние условия выступают в единстве своего влияния на особенности развития характера.

В последние 100 лет психологи (и практики, и теоретики) все чаще настаивали на том, что врожденные особенности (биологическое начало в человеке) не являются приоритетными в формировании и развитии характера. Они подчиняются в большей степени внешним условиям влияния и процессу воспитания (при этом именно воспитанию отдается ведущее значение, так как его называют самым важным социальным фактором, который и обуславливает весь процесс развития характера). По мнению многих ученых, формирование и развитие характера зависит от целого ряда воспитательных воздействий на человека:

  • через физическое воспитание;
  • через трудовое воспитание;
  • через морально-нравственное воспитание;
  • через воспитание в процессе обучения;
  • с помощью личного примера;
  • через воспитание привычек;
  • благодаря самовоспитанию и саморазвитию.

Типы личности в психологии

В психологии существует классификация людей по типам личности:

  • Взрывчатый. Человек бурно реагирует на события или слова, отличается повышенной возбудимостью. Он угрюм, обычно жесток и слишком импульсивен;
  • Истерический тип хочет быть признанным, заметным. Для него основное – презентация себя и собственных эмоций. Он экстравагантен, поведение отличается театральностью. Такой человек непостоянен, его нельзя назвать искренним. Он переигрывает, пытаясь приумножить свою значимость;
  • Астенический тип имеют боязливые, слишком ранимые люди. Они обладают слабой выносливостью и быстро устают. Человек всегда чем-то озабочен, склонен придумывать болезни, накручивать проблемы. Тоскливое настроение скрывает за маской равнодушия, иногда кажется слишком развязным;
  • Психастенический тип чрезмерно тревожен и нерешителен. Он всегда сомневается в поступках и сожалеет о содеянном. Такие люди все перепроверяют, склонны к педантизму, точно следуют инструкциям;
  • Шизоидный тип избегает контактов, ему тяжело наладить общение, не способен сопереживать. Человек находит себя в творчестве, сбегая от реальности. Он холоден, угловат, неловок, боится нового.

Аномалии характера

Об аномалиях характера говорят, если поступки человека затрудняют и делают невозможным общение. Психотерапевты выделяют несколько видов аномалий поведения.

Возбудимые психопаты — страдают недостатком торможения нервных процессов. Любая мелочь выводит их из себя, в состоянии аффекта они угрожают собеседнику, стремятся пораниться. К длительной работе они не способны, т. к. их разрывает «внутреннее раздражение».

Астенический тип аномалии — быстрая истощаемость психических реакций. Такие люди застенчивы, тяжело переносят неприятности, при малейшем кашле/насморке боятся за своё здоровье, становятся беспомощными.

Паранойяльный тип — нервные процессы заторможены, образуются застойные очаги возбуждения. Такие люди обидчивы и подозрительны — и всегда зациклены на собственной персоне. Надолго запоминают негативные ситуации по отношению к себе, требуют восстановления справедливости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector