Дидактические игры
Содержание:
- Принцип активности обучаемых
- Основные дидактические концепции
- Таблицы
- Электронные пособия
- Основные задачи
- Наблюдение как категория дидактики
- Что к ним относят
- Литература
- Принцип сознательности и активности
- Принцип объективности
- Похожие термины:
- Принцип систематичности и последовательности
- Педагогический идеал
- Принцип наглядности
- Дифференциация понятий
- Общая дидактика
- Основные категории дидактики их характеристика
- Принцип доступности (посильности)
- Что такое дидактика?
- Принцип сознательности и активности
- Обучающие игры
- Традиционная концепция Коменского
- Значение дидактического материала в детском саду
Принцип активности обучаемых
Согласно данному принципу обучения, оба участника педагогического процесса должны быть активными и не лениться. Учителю нужно делать все возможное, чтобы ребенок хорошо усвоил информацию. Последнему также нужно делать все возможное для достижения этой цели. Дидактика — это наука, которая предусматривает обоюдную ответственность людей за процесс обучения.
И нужно делать все возможное для того, чтобы данный процесс был эффективным. Вот такая наука — дидактика. Это не просто какая-то теория обучения без особого предмета — это эффективное средство обеспечения взаимодействия между учителем и учеником. Не просто так дидактика является основополагающей научной дисциплиной в педагогике. В западных странах даже последней науки нет. У них только дидактика — настолько она важная.
Основные дидактические концепции
Понимание сущности процесса обучения является основным моментом, на который направлена дидактика. В педагогике это понимание рассматривается прежде всего с позиции доминирующей цели обучения. Можно выделить несколько ведущих теоретических концепций обучения:
Дидактический энциклопедизм (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. В. Баседов): в качестве доминирующей цели обучения выступает передача максимального по объему опыта знаний учащимся. Необходимы, с одной стороны, интенсивные образовательные методы, обеспечиваемые педагогом, с другой – наличие активной самостоятельной деятельности самих учащихся.
Дидактический формализм (И. Песталоцци, А. Дистерверг, А. Немейер, Э. Шмидт, А. Б. Добровольский): акцент с количества получаемых знаний переносится на развитие способностей и интересов учащихся. Основным тезисом становится древнее высказывание Гераклита: «Многознание уму не научает». Соответственно, необходимо прежде всего сформировать у ученика навык правильно мыслить.
Дидактический прагматизм или утилитаризм (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) — обучение как реконструкция опыта учащихся. Согласно данному подходу овладение социальным опытом должно проходить посредством освоения всех видов деятельности общества. Изучение отдельных предметов заменяется практическими занятиями, направленными на приобщение обучающегося к различным видам деятельности. Ученикам, таким образом, предоставляется полная свобода в выборе дисциплин. Основной недостаток данного подхода – нарушение диалектической взаимосвязи практической и познавательной деятельности.
Функциональный материализм (В. Оконь): рассматривается интегральная связь познания с деятельностью. Учебные дисциплины должны ориентироваться на ключевые идеи мировоззренческого значения (классовая борьба в истории, эволюция в биологии, функциональная зависимость в математике и т.д). Основной недостаток концепции: при ограничении учебного материала исключительно ведущими мировоззренческими идеями процесс получения знаний приобретает редуцированный характер.
Парадигмальный подход (Г. Шейерль): отказ от историко-логической последовательности в процессе обучения. Материал предлагается представлять фокусно, т.е
акцентировать внимание на определенных типичных фактах. Соответственно, происходит нарушение принципа системности.
Кибернетический подход (Е
И. Машбиц, С. И. Архангельский): обучение выступает в качестве процесса обработки и передачи информации, специфику которой определяет дидактика. Это в педагогике позволяет использовать теорию информационных систем.
Ассоциативный подход (Дж. Локк): основой обучения считается чувственное познание. Отдельная роль отводится наглядным образам, способствующим такой мыслительной функции учащихся, как обобщение. В качестве основного учебного метода используются упражнения. При этом не учитывается роль творческой деятельности и самостоятельного поиска в процессе получения знаний учащимися.
Концепция поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Обучение должно проходить через определенные, взаимосвязанные между собой этапы: процесс предварительного ознакомления с действием и условиями его выполнения, формирование непосредственно самого действия с развертыванием соответствующих ему операций; процесс формирования действия во внутренней речи, процесс трансформации действий в свернутые мыслительные операции. Данная теория имеет особую эффективность, когда обучение начинается с предметного восприятия (например, у спортсменов, водителей, музыкантов). В остальных случаях теория поэтапного формирования умственных действий может иметь ограниченный характер.
Управленческий подход (В. А. Якунин): процесс обучения рассматривается с позиции управления и основных управленческих этапов. Это цель, информационная основа обучения, прогнозирование, принятие соответствующего решения, исполнение данного решения, коммуникационный этап, контроль и оценка результатов, коррекция.
Как уже упоминалось выше, дидактика – это раздел педагогики, изучающий проблемы процесса обучения. В свою очередь, основные дидактические концепции рассматривают процесс обучения с точки зрения доминирующей образовательной цели, а также в соответствии с определенной системой взаимоотношения педагога и учащихся.
Таблицы
Это тоже раздаточный материал, но наглядные материалы в виде таблиц очень разнообразны, поэтому их относят в отдельную группу. Таблицы существуют справочные, тренировочные, познавательные, тестовые. Информация в таблицах расположена группами в виде столбцов, различных схем, диаграмм. Таблицы больших размеров используют как плакат и вешают на стену.
Обучающие дидактические материалы (таблицы и графики) бывают нескольких видов:
- Справочные — в них указана часто используемая информация, такие таблицы обычно располагают как плакаты. Например, таблица Менделеева в кабинете химии.
- Познавательные (такие таблицы служат как дополнительный материал к изучаемому материалу, например, изображение пищевой цепочки, наглядное изображение времен года).
- Инструктивные (такие таблицы используются как образцы, например для правильного правописания).
- Тренировочные (для тренировки и закрепления пройденного материла, например, для тренировки математических навыков).
- Справочные.
Электронные пособия
Что такое дидактические материалы в электронной форме? Это видеоуроки, различные презентации, электронные аудио- и видеокниги.
Самым эффективным из всех электронных пособий являются видеоуроки, при просмотре такого материала усваивается большая часть информации. При помощи видеоурока ученик самостоятельно может изучить тему, такой вариант удобен при болезни ученика или при обучении дистанционно.
Такие материалы дополнены таблицами, схемами, фотографиями, что делает процесс обучения более увлекательным.
Так, при использовании электронных материалов отпадает необходимость в целой куче бумажных конспектов и наглядных пособий, но естественно это не заменяет их полностью.
При дистанционном обучении есть возможность задавать вопросы учителю онлайн, выполнять практические работы и сдавать их на проверку.
Наличие электронных материалов в современном мире необходимо и выполняет огромную роль в процессе обучения:
- повышается эффективность освоения материала;
- поиск информации занимает меньше времени;
- дети заинтересованы в изучении предмета;
- можно самостоятельно изучить урок;
- возможно использовать для большой аудитории;
- возможно наглядно объяснить новую информацию.
Основные задачи
В современной дидактике принято выделять следующие задачи:
- гуманизация процесса обучения,
- дифференциация и индивидуализация процесса обучения,
- формирование межпредметной связи между изучаемыми дисциплинами,
- формирование познавательной активности учащихся,
- развитие умственных способностей,
- формирование нравственно-волевых качеств личности.
Таким образом, задачи дидактики в педагогике можно разделить на две основные группы. С одной стороны, это задачи, ориентированные на описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации; с другой – на разработку оптимальной организации данного процесса, новых обучающих систем и технологий.
Наблюдение как категория дидактики
К основным категориям дидактики относятся не только перечисленные выше понятия, но также и наблюдение. Оно направлено на изучение поведения объекта с целью фиксирования и дальнейшего анализа
В процессе наблюдения внимание уделяется не только основной деятельности испытуемого, но так же таким деталям, как реакции, жесты, мимика и прочее. Так, основные принципы наблюдательной деятельности следующие:
- целенаправленность — у данной процедуры должна быть конкретная цель, а также план по ее достижению;
- планомерность — у психолога или педагога должно быть четкое представление не только о программе исследования, но также и о существенных условиях его проведения;
- аналитический характер — исследователь должен уметь выделять из общего контекста существенные детали, на основании анализа которых можно сделать определенные выводы;
- комплексность — изучая каждую деталь в отдельности, не стоит забывать о том, что они взаимозависимы;
- систематичность — выявление закономерностей и связей, а также тенденций;
- регистрация — все данные должны быть зафиксированы (в письменном виде или мультимедийной форме) с целью облегчить их обработку и обеспечить возможность обратиться к ним в будущем;
- однозначность понятий — недопустимы двоякие трактовки.
Что к ним относят
К дидактическим можно отнести материалы, которые грамотно дополняют обучение:
- презентации;
- обучающие игры;
- всевозможные карточки;
- рисунки;
- схемы, таблицы;
- графики, диаграммы;
- контурные карты.
Для дошкольных учреждений это более простые материалы, которые направлены на обучение в игре. В школе это контурные карты, учебники, рабочие тетради, сборники задач, то, что делает учебу интереснее и эффективнее.
Дидактические материалы помогают самостоятельно выполнить задание. Также школьники изготавливают такие обучающие пособия своими руками или вместе с педагогом.
С их помощью легче осваивается урок и запоминается новая информация. Так как во время занятия ребенок не только слушает, но и рассматривает всевозможные примеры, рисунки, картинки.
Обучение становится разнообразнее. Для более наглядного понятия о новом материале учитель даже может показать интересное видео или презентацию. Это тоже дидактический материал. Ученики с интересом относятся к такой подаче материала.
Дидактический материал также применяется для закрепления пройденного урока и его дальнейшего освоения.
Дети изучают разные способы подачи информации и учатся с ними правильно работать, выбирать важную информацию.
Литература
Ручной уголок: Педагогические комментарии к книге Евг. Шулешко «Понимание грамотности»: в 2 кн. / под ред. А. С. Русакова и М. В. Ганькиной.— СПб.,2011.
Букатов В. М., Ершова А. П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения школьников.— СПб., 2013.
Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр.— М., 2003.
Разбор почты руководителя
Метод Разбор почты руководителя (документации, корреспонденции) имеет явно выраженную управленческую направленность. Реализация метода предусматривает моделирование деятельности организации, которое представляется в виде комплекта документов, подготовленных руководителю организации для разбора. Это могут быть письма от сторонних организаций, служебные записки от руководителей смежных организаций и подчиненных, исходящие письма, подготовленные на подпись и отправку, докладные, а также документы частного характера и «случайные», не относящиеся к компетенции данного руководителя. Метод используется в виде дидактической игры. Участники должны изучить документы, принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, они должны составить определенное мнение о ситуации на предприятии.
Итоговая часть игры проводится в виде дискуссии с разбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.
Одним из вариантов метода является так называемая мусорная корзина. При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов.
Принцип сознательности и активности
Принципы дидактики в педагогике направлены не только непосредственно на сам процесс обучения, но также на формирование соответствующего поведения учащихся. Так, принцип сознательности и активности подразумевает целенаправленное активное восприятие учащимися изучаемых явлений, а также их осмысление, творческую переработку и практическое применение. Речь идет прежде всего об активности, направленной на процесс самостоятельного поиска знаний, а не на обычное их запоминание. Для применения данного принципа в процессе обучения широко используются различные методы стимулирования познавательной активности учащихся. Дидактика, педагогика, психология в равной степени должны ориентироваться на личностные ресурсы субъекта обучения, в том числе на его креативные и эвристические способности.
Согласно концепции Л. Н. Занкова, решающими в процессе обучения является, с одной стороны, осмысление учащимися знаний на понятийном уровне, а с другой – понимание прикладного значения данных знаний. Необходимо овладение определенной технологией усвоения знаний, что, в свою очередь, требует от учеников высокого уровня сознательности и активности.
Принцип объективности
Данное правило говорит, что процесс образования должен полностью соответствовать последним научным данным. И своеобразным посредником между наукой и школой должна выступать учебная программа. К сожалению, наша учебная программа нередко отстает от того, что появляется в науке сегодня.
Причин этому много. Первая — это Министерство образования, которое не стремится менять программу. Вторая — это учебники, которые нередко не соответствуют даже самым старым программам. А третья — это очень большой темп научного прогресса, что также способствует нарушению этого принципа. А ведь он основной в данной науке. Так что далеко не всегда информация является объективной.
Похожие термины:
-
совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение пост
-
media didactics) – теория медийного обучения, включающая цели, содержание, организационные формы, способы и средства, помогающие развитию медиаграмотности/медиакомпетентности. Близкие понятия: медиаоб
-
наука о высшем образовании и обучении в высшей школе — интенсивно развивающаяся отрасль педагогического знания;
-
система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
-
раздел военной педагогики, исследующий процесс обучения военнослужащих и подготовки воинских коллективов.
-
научная дисциплина об обучении и учении чтению, один из разделов педагогики и андрагогики, изучающий методы обучения и учения чтению детей и взрослых.
-
наука, предметом которой являются образование, обучение и воспитание учащихся в процессе теоретического обучения и производительного труда. Как теория образования, обучения и воспитания дидакти
-
область коррекционной педагогики, в которой рассматривается теория образования и обучения детей с отклонениями в развитии (цели, задачи, содержание, принципы, методы и организация педагогическог
-
совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач
-
(е-didactics): 1. Раздел дидактики, раскрывающий теоретические основы электронного обучения, реализация основных положений которого обусловлена применением в учебном процессе дистанционных образоват
-
раздел профессиональной педагогики, изучающий теоретические основы производственного обучения, такие основные проблемы, как определение содержания, выявление общих закономерностей процесса пр
-
целенаправленное восприятие; одно из средств обучения. Цель Н. — накопление знания фактов, образование первоначальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Н. предусматривает уме
-
принцип наглядности) – «все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, д
-
основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В качестве основополагающих выделяют следую
-
«все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – пу
Принцип систематичности и последовательности
Дидактика в педагогике – это прежде всего упор на определенную систематичность передаваемых знаний. Согласно основным научным положениям, субъект может считаться обладателем действенного, настоящего знания только в том случае, когда у него присутствует в сознании четкая картина окружающего внешнего мира в форме системы взаимосвязанных между собой понятий.
Формирование системы научных знаний должно проходить в определенной последовательности, заданной логикой учебного материала, а также познавательными возможностями учащихся. При несоблюдении данного принципа скорость процесса обучения значительно замедляется.
Педагогический идеал
Стоит отметить, что человек — такой, каким он является от природы — это не тот человек, который нужен обществу. Если углубиться в историю, можно удостовериться, что представления о личности постоянно менялись. Так, например, если сравнить первобытного и современного человека, первый нам покажется диким. Тем не менее люди того времени не могли представить себя иными.Когда первобытнообщинный строй сменился становлением государства, начинает формироваться институт обучения. Так, первые принципиально разные школы сформировались в античную эпоху. К примеру, спартанская система образования была направлена на воспитание физически крепких и бесстрашных воинов. Что же касается афинской школы, она подразумевала всестороннее и гармоничное развитие личности. Кардинально изменились представления об идеальном человеке в период Средневековья. Переход к монархическому строю привел к переосмыслению человеком своего места в обществе. На долгие годы люди погрузились в науку и творчество. Таким образом, воспитание и образование были направлены на формирование гуманистического идеала личности. Этот период подарил миру массу бесценных открытий, что позволило назвать его эпохой Просвещения.
На сегодняшний день педагогический идеал — это человек с активной гражданской позицией и готовностью к практической деятельности. Еще со школьного возраста учеников вовлекают в общественную и политическую жизнь. На данный момент у родителей и педагогов есть база опыта и ошибок предыдущих поколений, на основе которых можно выстроить эффективную систему воспитания.
Принцип наглядности
Я. А. Коменский писал о том, что процесс обучения должен строиться на личном наблюдении учащихся и их чувственной наглядности. При этом дидактика как раздел педагогики выделяет несколько функций наглядности, варьирующихся в зависимости от специфики определенного этапа обучения: изображение может выступать в качестве объекта изучения, в качестве опоры для осмысления связей между отдельными свойствами предмета (схемы, рисунки) и т.д.
Таким образом, в соответствии с уровнем развития абстрактного мышления учащихся выделяют следующие виды наглядности (классификация Т. И. Ильиной):
- естественная наглядность (направлена на предметы объективной реальности);
- экспериментальная наглядность (реализуется в процессе экспериментов и опытов);
- объемная наглядность (использование моделей, макетов, различных фигур и т.д.);
- изобразительная наглядность (осуществляется при помощи рисунков, картин и фотографий);
- звуко-изобразительная наглядность (посредством кино- и телематериалов);
- символическая и графическая наглядность (использование формул, карт, схем и графиков);
- внутренняя наглядность (создание речевых образов).
Дифференциация понятий
Одним из ключевых в дидактике является понятие обучения и его компоненты – учение и преподавание, а также понятие образования. Основным критерием дифференциации (как определяет дидактика это в педагогике) является соотношение целей и средств. Так, образование представляет собой цель, обучение же является средством достижения данной цели.
В свою очередь, обучение включает в себя такие компоненты, как преподавание и учение. Преподавание представляет собой систематическое руководство педагогом учебной деятельностью учащихся – определение объема и содержания данной деятельности. Учение является процессом усвоения учащимися содержания образования. Оно включает в себя как деятельность педагога (инструктаж, контроль), так и деятельность самих учащихся. При этом процесс учения может проходить как в форме непосредственного контроля со стороны преподавателя (на уроке), так и в форме самообразования.
Общая дидактика
Задачи, основные категории дидактики могут несколько отличаться в зависимости от того, на каком уровне рассматривается проблема. Если говорить о науке в общем, то ее основные проблемы могут быть озвучены следующим образом:
Постановка цели обучения. Все участники образовательного процесса должны четко осознавать, для чего им это нужно. Если есть конечная цель, обучение проходит намного легче и продуктивнее.
Одна из важнейших задач дидактики — это формирование гармоничной личности путем всестороннего развития.
Определение содержания образования. В зависимости от поставленной цели, а также внешних и внутренних условий формируется актуальная программа обучения.
Дидактика решает вопрос о том, как преподносить информацию. Правильный подход к преподаванию порой обеспечивает успешное восприятие материала аудиторией.
Поиск подходящих дидактических средств (учебного материала). Также проблему представляет разработка принципов их формирования и использования.
Формулировка принципов и правил обучения. Несмотря на то что они являются унифицированными, в зависимости от конкретных условий они могут быть скорректированы.
Исследование проблем обучения — это один из основных моментов в дидактике
Также стоит обратить внимание на дальнейшие перспективы развития системы образования.
Установление взаимосвязи между педагогикой и другими смежными науками.
Основные категории дидактики их характеристика
Стоит отметить, что любая наука имеет основные понятия, на которых основана вся исследовательская деятельность. Так, основными категориями дидактики являются следующие:
- преподавание — деятельность педагога по передаче данных ученикам, направленная не только на усвоение информации, но также и на ее практическое применение в дальнейшем;
- учение — процесс образования новых форм деятельности и поведения в результате получения знаний и практических навыков;
- обучение — целенаправленная систематическая деятельность по передаче знаний и выработке творческих способностей, в которой принимают участие педагоги и учащиеся;
- образование — результат, достигнутый в процессе обучения;
- знание — принятие, понимание, а также умение воспроизвести или использовать на практике полученную от преподавателя информацию;
- умение — это способность применить на практике полученные знания;
- навык — это умение, доведенное до автоматизма (достигается путем многократного выполнения того или иного действия);
- учебный предмет — область знаний;
- учебный материал — содержание учебного предмета, которое обычно определяется нормативными актами;
- цель обучения — это желаемый результат, к которому стремятся педагоги и учащиеся в образовательном процессе;
- метод обучения — это способ, посредством которого достигается поставленная цель;
- содержание обучения — это научные знания, практические навыки, а также способ мышления, которые должны быть переданы педагогом учащемуся;
- средства обучения — это любая предметная поддержка, которой сопровождается образовательный процесс (это и учебные пособия, и оборудование, и пояснения преподавателя);
- результат обучения — то, что было достигнуто по итогам обучения (может отличаться от цели).
Принцип доступности (посильности)
Акцент делается на реальных возможностях учащихся таким образом, чтобы избежать физических и психических перегрузок. При несоблюдении данного принципа в процессе обучения, как правило, происходит снижение мотивации учащихся. Также страдает работоспособность, что приводит к быстрой утомляемости. Другая крайность – чрезмерное упрощение изучаемого материала, что также не способствует эффективности обучения. Со своей стороны, дидактика как отрасль педагогики определяет принцип доступности как путь от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к общему и т.д.
Методы обучения, согласно классической теории Л. С. Выготского, должны ориентироваться на зону «ближайшего развития», развивать силы и способности ребенка. Иными словами, обучение должно вести за собой развитие ребенка. При этом данный принцип может иметь свою специфику в определенных педагогических подходах. Например, в некоторых системах обучения предлагается начинать не с близкого материала, а с главного, не с отдельных элементов, а с их структуры и т.д.
Что такое дидактика?
Дидактика — это наука об обучении и один из разделов педагогики, который изучает оптимальные методы обучения детей. Важная цель — чтобы им было комфортно поглощать новые знания. Естественно, это очень трудная затея. И пусть уже четыре века образовательная система существует как таковая, а все равно попробуй детей заставить работать, если они не хотят! Поэтому педагогика, и дидактика в частности, ставит своей основной целью вопросы мотивации детей к обучению. И иногда даже получается использовать достижения науки в самом образовательном процессе.
Не следует путать такие понятия, как андрагогика и педагогика. Первая касается взрослых, а вторая — детей. Разница в обучении этих членов социума просто колоссальная. Судите сами: дети обычно страшно неусидчивые. У них не хватает порой волевых качеств, чтобы обучаться. Поэтому задачей педагогов является в том числе их формирование у детей, чтобы они могли ответственно подходить к процессу обучения.
В случае же со взрослыми оные идут обучаться с конкретной целью
Им важно иметь знания. И в отличие от детей, которые не ценят бесплатное образование, взрослые даже готовы платить деньги, чтобы их обучали
Так что андрагогика по своей природе значительно проще. Впрочем, там также есть проблемы. Но мы сейчас говорим о дидактике — важном подразделе педагогики.
Что это за наука? Она являет собой базу, на которой строится педагогическое знание. Достаточно трудно представить современного человека, который никогда в своей жизни не становился предметом деятельности людей, занимающихся дидактикой. Мы же немножко отклонимся от проблемы данной науки и перейдем непосредственно к истории.
Принцип сознательности и активности
Принципы дидактики в педагогике направлены не только непосредственно на сам процесс обучения, но также на формирование соответствующего поведения учащихся. Так, принцип сознательности и активности подразумевает целенаправленное активное восприятие учащимися изучаемых явлений, а также их осмысление, творческую переработку и практическое применение. Речь идет прежде всего об активности, направленной на процесс самостоятельного поиска знаний, а не на обычное их запоминание. Для применения данного принципа в процессе обучения широко используются различные методы стимулирования познавательной активности учащихся. Дидактика, педагогика, психология в равной степени должны ориентироваться на личностные ресурсы субъекта обучения, в том числе на его креативные и эвристические способности.
Согласно концепции Л. Н. Занкова, решающими в процессе обучения является, с одной стороны, осмысление учащимися знаний на понятийном уровне, а с другой – понимание прикладного значения данных знаний. Необходимо овладение определенной технологией усвоения знаний, что, в свою очередь, требует от учеников высокого уровня сознательности и активности.
Обучающие игры
Рассмотрим еще один вариант обучения, для которого используются различные дидактические материалы. Это обучающие игры.
Такой элемент обучения чаще используют в детском саду или для младших школьников.
Что такое дидактические материалы в виде игры? В процессе игры ребенок получает разнообразную информацию, обучается новым навыкам и знаниям. Игра — это часть жизни ребенка, но в процессе правильно подобранных развлечений юный исследователь будет обучаться.
- Игра приносит ребенку удовольствие от самого процесса, для него не важен результат.
- В каждой игре есть правила, и ребенок их узнает, запоминает, тем самым обучается.
Все игры можно классифицировать на группы:
- Сюжетно-ролевые игры. Дети выступают в роли режиссера, сами выстраивают сюжет развития игры. Это отлично развивает воображение.
- Игры-инсценировки. Ребенок получает новые впечатления и эмоции. Формируют выразительность речи, эмоциональное воспитание.
- Игры с конструкторами, с помощью таких простых предметов ребенок может создать любую форму, воспринимает предметы не как игрушки, а как образы взрослых предметов. В процессе игры приобретает новые знания и умения.
Традиционная концепция Коменского
Стоит отметить, что основные категории дидактики и их общая характеристика были впервые основательно описаны в работе «Великая дидактика» Я. А. Коменского. Он настаивал на том, что право на обучение в школах имеют все дети независимо от их происхождения и социального статуса. Также он заявлял, что главным правилом образовательного процесса является наглядность. Именно Коменскому мы обязаны современной системой обучения, которая включает такие понятия, как урок, перемена, каникулы, четверть, класс.Что касается произведения «Великая дидактика», его основная идея состоит в том, что процесс воспитания и обучения человека поделен на 4 периода, в каждом из которых 6 лет:
от рождения до 6 лет дети проходят через так называемую материнскую школу, которая подразумевает передачу знаний и опыта от родителей;
с 6 до 12 лет — «школа родного языка» (в данный период основное внимание уделяется формированию речевых навыков);
с 12 до 18 лет — это оптимальный период для изучения иностранных языков («школа латинского языка»);
с 18 до 24 лет формирование личности осуществляется в высших учебных заведениях, а также во время путешествий.
Коменский имел также свой взгляд на саморазвитие человека
Особое внимание он уделял взаимосвязи мышления, деятельности и языка
Значение дидактического материала в детском саду
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю проходят в помощь правильно подобранные дидактические материалы. Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всей группой.
В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:
1.принцип доступности (дидактические материалы подбираются воспитателем согласно достигнутого уровня детей);
2.принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
3.принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
4.принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
5.принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);
6.принцип познавательной мотивации;
7.принцип проблемности (в ходе работы ребенок должен решить конкретную дидактическую проблему,используя для этого свои знания, умения и навыки; в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную,волевую,эмоциональную и другие сферы).
Цели применения дидактических материалов
Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё
Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями
Например, если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля. Система дидактических материалов в образовательном процессе должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение детей различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).
Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:
- тактильной чувствительности и развитие мелкой моторики;
- формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
- развитие речевых навыков;
- обучение счёту, грамоте.