Ролевые игры для детей

Интеллектуальные игры

Основываются на применении накопленных знаний, интеллекта и эрудиции, расширяют кругозор. Подходят для больших компаний, требуют наличия специальных знаний в той или иной области.

Крокодил

Игра-пантомима, которая кроме интеллектуальных способностей требует наличие смекалки, артистизма и умения выражать свои эмоции при помощи мимики и жестов. Подойдет для большой компании подростков. Игра помогает избавиться от стеснительности и наладить общение со сверстниками.

Все участники делятся на 2 команды. Затем выбирается один из участников, который будет играть роль мима. Соперники сообщают ему придуманное слово, которое при помощи жестов и мимики необходимо показать своей команде. Цель игры – отгадать показанное слово.

Ассоциации

Игра, для которой требуется большой словарный запас, ассоциативное мышление и умение правильно выстраивать логические цепочки. Помогает развить логическое мышление и эрудицию.

Как играть:

  • Ведущий загадывает основное слово, затем разделяет его на несколько слогов. На каждый слог придумывается отдельное слово. Лучше всего сделать это на листке бумаги, чтобы не запутаться.
  • Затем команде оглашаются ассоциации на придуманные слова. Цель игры – отгадать все, что задумал ведущий. В процессе отгадывания, главный игрок дает подсказки – «холодно», «горячо».

Шарады

Пантомима, по правилам схожая с игрой «Крокодил». Разница состоит в том, что вместо отдельных слов главный участник показывает целое предложение, а время угадывания ограничено.

Цель игры – отгадать фразу за определенный период времени.

Угадай предмет

Ведущий загадывает предмет, а затем описывает его остальным игрокам. Сначала необходимо описывать общие признаки, затем давать более точные характеристики. Выигрывает участник, отгадавший предмет по его описанию. Игра развивает фантазию и заставляет подростков думать.

Правда или действие

Игра подходит как для шумной вечеринки, так и для посиделок в кругу друзей. Развивает фантазию, поднимает настроение, помогает бороться с застенчивостью и неуверенностью в себе.

Как играть:

Перед началом игры составляется список вопросов и список действий

На этом этапе важно все хорошо продумать, чтобы не задеть чувства участников.
Затем выбирают одного из игроков, который решает, ответит ли он правдиво на вопрос или выполнит действие. Игрок получает задание из соответствующего списка

Менять свое решение на этом этапе уже нельзя, также не стоит выбирать один список два раза подряд.
Все участники выполняют задания по очереди.

Фанты

Игра хорошо подходит для вечеринок и праздников, поднимает настроение, развивает творческий потенциал и фантазию, повышает коммуникабельность. Ведущий берет по одной вещи у каждого ребенка и кладет их в мешок, затем отворачивается спиной. Его помощник достает наугад любой предмет из мешка и задает вопрос: «Что делать этому фанту?».

Хозяин вещи выполняет задание, придуманное ведущим. Чтобы сделать игру более интересной, необходимо придумать веселые и необычные действия, помогающие подросткам раскрыть свой творческий потенциал.

Дидактические игры для детей 2 — 3 лет

По сути, все игры, в которые играет ребенок в раннем детстве, чему-то его обучают. Но дидактические игры отличаются от других видов игровой деятельности тем, что инициируются не сами детьми, взрослым, с четко определенной целью – получить новые знания или закрепить ранее полученные.

У ребенка в раннем возрасте в процессе дидактической игры формируется представление о:

  • свойствах предмета (форме, цвете, размере)
  • количестве предметов
  • равенстве и отличии
  • окружающем мире
  • себе самом и своем собственном теле

С малышом 2 — 3 лет можно поиграть в предметные, настольно-печатные или словесные обучающие игры.

ПРИМЕР: Предметная игра, обучающая цветам «По домам».

Предметная игра, обучающая цветам «По домам».

Нужно: Три ящика или коробки, обклеенные цветной бумагой желтого, синего и красного цветов, фигурки животных, птиц, человечков, вырезанные из бумаги желтого, синего и красного цветов.Ход игры: Перед малышом выставляют цветные коробочки. Фигурки из цветной бумаги перемешивают, выкладывают перед ребенком, просят его определить фигурку в ее «домик» такого же цвета, как она сама. Просят ребенка озвучить название цвета. Позже можно добавлять в игру новые цвета

ПРИМЕР: Предметная игра, обучающая животным «Кто что ест».

Предметная игра, обучающая животным «Кто что ест».

Нужно: Лото с животными и их пищей.Ход игры: Ребенку дают карточки с изображением диких и домашних животных, а также их пищей, и предлагают накормить каждого из них тем, что он любит больше всего. Например: мышка – сыр, курочка – зернышки, кошечка – сметана, прочее

ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Лишний предмет».

Настольно-печатная дидактическая игра «Лишний предмет».

Нужно: Обучающие карточки или книги.Ход игры: Малышу показывают картинки, на которых изображено от 3 до 5 предметов. Один из них по свойствам и характеристикам является лишним. Ребенок должен указать на него попытаться объяснить свой выбор.

ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Найди пару».

Настольно-печатная дидактическая игра «Найди пару».

Нужно: Обучающие карточки или книги.Ход игры: Ребенку показывают картинки с изображением парных предметов вразброс. Малыш должен соединить пары.

ПРИМЕР: Словесная игра «Говорят животные».Ход игры: Взрослый называет животное и просит малыша озвучить его. Потом они меняются ролями: взрослый воспроизводит голос животного и просит кроху назвать, кто же это говорит.

ПРИМЕР: Словесная игра «Отгадайка».Ход игры: Взрослый называет свойства или предназначение предмета, а малыш должен назвать его. Например: «Он круглый, нужен, когда идет дождь» — «Зонт», «Они прямоугольные, их мы открываем, когда заходим в дом» — «Двери».

Ликбез для непосвященных

Прежде всего, нужно хотя бы в общих чертах узнать, что такое игра, ведь непонятное пугает больше всего.
Ролевые игры – это не ноу-хау нашей эпохи поголовной инфантильности. Потребность в масштабной игре существовала всегда. Вспомните хотя бы «Зарницу», скомпрометированную своей обязательностью и милитаристским духом, или неизмеримо более уважаемую военно-историческую реконструкцию на Бородинском поле. Или даже картину Сурикова «Взятие снежного городка».
В нынешнем виде ролевая игра существует в России лет двадцать, со времен первых переводов книги Толкиена «Властелин колец». Постепенно тематика расширилась, и основой игры сейчас может стать историческое событие или целый период, книга, компьютерная игра – главное, чтобы это был целый мир, с определенными законами, правилами, укладом. Недаром все пошло с Толкиена, который заботливо придумал для своего мира все – от истории и подробных карт местности до языков, письменности и легенд разных народов.
Обычно игра начинается с идеи, вокруг которой собираются опытные, умелые игроки, так называемые мастера игры. Они должны придумать и понятно описать законы выбранного ими мира и всю организацию двух-трехдневного действа для нескольких сотен человек. Команда организаторов выбирает место, договаривается с местными властями, составляет распорядок, заранее объявляет возможные роли. Всю информацию вывешивают на сайтах. Полистайте их, не пожалеете: там есть и подробное описание стандартов на оружие, чтобы оно не могло нанести травм, и правила ведения боя, опять же, с длинными тщательными перечислениями – чего делать нельзя во избежание увечий. Кое-где даже можно найти санитарные требования к стоянкам и правила по организации полевых туалетов, а в конце игры предусмотрена «приемка стоянок». В грамотно организованной игре обязательно присутствие медика и машины на всякий (несчастный) случай.
Опытные игроки, сами уже ставшие родителями, понимают ваше беспокойство и советуют внимательно просмотреть сайт игры, на которую собирается ваш ребенок. И в первую очередь – правила безопасности. Чаще всего информация растолковывается тщательно и понятно. Вплоть до подробной схемы проезда, расписания местного транспорта, места и времени встречи.
Итак, все приехали и расположились. Мастера запускают игру. Как это делается, они сами объясняют не очень понятно для непосвященных, но если интересно, можно посмотреть заметки по теории и проблематике игры.

Мнение психологов

Детские сюжетно-ролевые игры представляют собой последнюю ступень в развитии такой деятельности у малышей – это утверждает психология становления личности. В возрасте до 6 лет именно они выступают главным элементом их деятельности.

В процессе взросления крохи, развиваются и усовершенствуются и его игры. Так, от простых и примитивных сюжетов они очень быстро переходят к таким, которые охватывают практически всю деятельность человека.

Психологи утверждают, что именно ролевые игры занимают важную роль в психологическом развитии каждого ребенка, поэтому игнорировать их не стоит. К другим позитивным сторонам можно отнести и такие качества:

  • развитие произвольного внимания;
  • правильное формирование памяти;
  • умение контролировать свои поведенческие навыки;
  • следить за своей импульсивностью и эмоциями;
  • становление характера.

Если детские сюжетно-ролевые игры проходят со сверстниками, то дополнительно развиваются:

  • основы общения;
  • умение договариваться;
  • действовать в коллективе;
  • умение отстаивать свое мнение и договариваться в спорных ситуациях.

Малыш вживается в какой-то образ во время таких игровых процессов, через свои действия воспроизводит впечатления, обдумывает и переосмысливает свои роли. Несмотря на то, что все воображаемое, дети чувствуют вполне искрение эмоции, переживания, что обогащает их внутренний мир.

Детские игры ролевого плана становятся актуальными для детей с двухлетнего возраста. При этом малыш начинает активно копировать поведение взрослых, которые окружают его, пытается пользоваться предметами по их прямому назначению или же по своим вымышленным правилам.

Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях.

Полезность этой проверенной временем игрушки трудно переоценить, она совмещает в себе целый комплекс логических и моторных игр: ребенок учится определять подходящие по размеру детали, ранжировать их по размеру, учится открывать и закрывать матрешку (Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночки).

Если малыш уже хорошо освоился с подбором половинок по размеру, то пора обратить его внимание на рисунок на наряде матрешки и объяснить, что узор на двух половинках не всегда совпадает. Научите малыша совмещать рисунок на матрешке, вращая половинки

Естественно, в зависимости от рисунка на матрешке, эта задача может отличаться по сложности. Некоторые рисунки не слишком понятны для ребенка. К тому же многие матрешки очень туго проворачиваются, и в этом случае задача подбора рисунка становится непосильной для малыша. Поэтому если у вас еще нет матрешки, учтите эти факторы при покупке.

Зачем нужны сюжетные игры?

Во время ваших небольших инсценировок малыш не просто наблюдает за вашими действиями с игрушками, он потихоньку начинает понимать причины того или иного поведения: кукла плачет, потому что она упала, мишка обрадовался, потому что ему подарили подарок и т.д. Так как ваши ролевые игры будут отражать жизнь самого ребенка, окружающий мир станет ему более близким и понятным, ребенок будет лучше понимать человеческие эмоции.

В процессе игры у ребенка постоянно будет возникать необходимость называть какие-то предметы и действия с ними, он будет стремиться повторять за вами новые слова, таким образом игра замечательно способствует развитию речи.

Еще сюжетные игры здорово помогают в процессе воспитания ребенка, в игре вы можете без назиданий объяснять ребенку как нужно себя вести, а как нет, какие последствия могут быть у того или иного поступка. Например, мишка не хотел надевать шапку, простыл на улице и заболел, потом ему пришлось лечиться и делать уколы. Или мишка так долго одевался, что на улице уже стало темно и ему пришлось идти домой, так и не погуляв. Впоследствии, когда ваше чадо будет протестовать при одевании на прогулку, вы можете как бы между прочим напомнить ему эту историю. Как правило, ребенок сразу проникается и становится более послушным:)

Стоит заметить, что сюжетно-ролевые игрушки делают жизнь малыша более разнообразной, с ними ведь веселее и на горшок ходить и книжки читать. По своему опыту могу сказать, что любая развивающая игра становится гораздо интереснее и привлекательнее для ребенка, когда в ней начинают участвовать любимые мишки и зайки. Вот .

Какие игрушки нужны в 2 года?

Двухлетние дети активны и подвижны, концентрированно заниматься одним делом они могут около получаса, поэтому нужно подбирать игрушки разной функциональности для всестороннего развития маленькой личности. В зависимости от назначения игрушки могут быть:

  • обучающими;
  • развивающими;
  • дидактическими;
  • музыкальными;
  • развивающими активность;
  • интерактивными.

Обучающие

Многие развивающие игрушки от 2 лет имеют образовательную специфику. К обучающим игрушкам относятся разные кубики, пирамидки, вкладыши, крупные конструкторы, сортеры, пазлы, доски магнитные и для рисования, шнуровки, лабиринты и лото.

При игре с ними ребенок знакомится с цветами, формами и размерами, овладевает знаниями о буквах и цифрах, узнает простейшие геометрические фигуры, названия растений и животных. При помощи обучающих игрушек маленькие дети получают азы чтения, письма и счета. Малышом познаются основные законы окружающего мира, развивается его память и интеллектуальные способности.

Развивающие

Двухлетние дети быстро развиваются, их интересуют игрушки, влияющие на моторику пальцев и речь, логику и сообразительность. Пластилин и тесто для лепки, различные коврики для рисования, вкладыши и пирамидки, мягкие пазлы и крупные конструкторы (до 12 деталей), мозаики и картинки для раскрашивания — любимые и полезные игры для гармоничного воспитания ребенка.

В этом возрасте большой популярностью пользуются различные шнуровки и пазлы-раскраски. Становятся понятными сюжетно-ролевые игры в виде наборов строителя, доктора, учителя и т. п. Любимые игрушки для девочек 2 лет — куклы, маленькие и большие, а также большое кукольное хозяйство: от одежды и посуды до комнат и домиков.

Дидактические

В дидактических играх смоделирована жизненная ситуация с какой-нибудь целью, стремление к которой и есть процесс игры. Этими играми достигается эффективное обучение в ходе занимательного сюжета. Дети с удовольствием изучают цвета и формы предметов, распознают овощи и фрукты, находят нужные предметы. В коллективном варианте игры малыши учатся стремиться к первенству, соревновательный азарт захватывает и увлекает их.

Дидактические материалы широко используются воспитателями детских садов для обучения детей в процессе совместной игры. Такие игры можно моделировать самостоятельно, придумывая сюжетно-ролевые сценки. Дидактическими игрушками считаются пирамидки с кольцами, матрешки, различные вкладыши, кубики, мозаики и шнуровки.

Музыкальные

Детские музыкальные инструменты, такие как барабаны, синтезаторы, металлофоны, пианино, дудочки и др., надолго увлекают внимание малышей. Они приобщают детей к творчеству, вырабатывают первые навыки усидчивости, внимания и терпения, способствуют развитию моторики и музыкальных способностей

Музыкальные игрушки применяются при терапии от заикания, речевых спотыканий и детских неврозов.

Любят дети и различные музыкальные шкатулки и шарманки, механические имитаторы голосов зверей и птиц, звуковые азбуки и макеты детских мобильных телефонов. Мелодичные игрушки развивают у малышей высокочастотный слух, прививают любовь к музыке, становясь иногда первым увлечением нового музыкального дарования.

Для активности ребенка

Малыши 2 лет полны энергии, они активны и непоседливы. Для подвижных игр им нужны мячи, каталки, самокаты и трехколесные велосипеды. Хорошим подарком на 2 года девочке может стать кукольная колясочка для игры на улице. Популярны летние бассейны и другие надувные игрушки для пляжного отдыха.

Каждому ребенку хочется иметь свои наборы для игры в песочнице: ведерки, совочки и лопатки. Детям в этом возрасте будут интересны пластмассовые горки, кегли, массажные коврики и спортивный инвентарь, помогающий физически развиваться, совершенствовать координацию движений, ловкость и скорость реакции.

Интерактивные

Интерактивные игрушки развивают творческие способности ребенка. К таким игрушкам относятся: звуковые плакаты и азбуки, говорящие куклы и животные, наборы для рисования водой различных тематик, чудомобили, роботы-трансформеры, герои мультфильмов. Любимые игрушки для мальчиков 2 лет — машинки разных размеров со многими электронными функциями. Большим спросом пользуются детские мобильные телефоны, музыкальные книжки и интерактивные сюжетно-ролевые наборы. Этот вид игрушек имеет большой познавательный диапазон для маленьких детей.

Сюжетно-ролевая игра для детей 4 — 6 лет

  • Сюжетно-ролевая игра, впервые возникшие у ребенка в 3 годика, в 4-6 лет развивается и совершенствуется. Она теперь сложная, в ней ребенок на время становится взрослым, принимает правила взрослого общества
  • Если в 3 года девочка, играя в дочки-матери, выполняла четкую последовательность из нескольких действий (кормила игрушечного ребенка, качала его, укладывала спать, катала в коляске), то в пять лет она уже в состоянии моделировать сложные ситуации. Сюжет для игры рождается у нее в самом ее процессе
  • Темы сюжетно-ролевых игр у дошкольников могут быть самыми разными, от бытовых отношений между родителями и детьми, профессий, сказок и мультфильмов до синтеза этих тем или абсолютной фантастики, выдуманной самим малышом

Данный вид игровой деятельности учит ребенка не только действовать, но и чувствовать. Изображая взрослого, он не только выполняет его роль, но и пытается пережить его чувства и эмоции.

ИГРА НА БЫТОВОЙ СЮЖЕТ «В гости к бабушке»

Сюжетно-ролевая игра с куклами на бытовой сюжет.

Что нужно для игры: куклы, одежда, мебель для них, игрушечная посуда, предметы-заместители.

Роли: мама, папа, ребенок (возможно, это будет кукла), бабушка, дедушка.

Ход игры: Бабушка звонит маме, приглашает ее с семьей в гости. Мама объявляет малышу про поездку. Малыш радуется. Они собираются в гости. Тем временем, бабушка (и дедушка) готовятся принимать гостей – накрывают на стол, прочее. Собравшись вместе, семья садится за стол. Они радуются встрече и делятся новостями.

ИГРА ПРО ПРОФЕССИИ «Ситуация на дороге»

Сюжетно-ролевая игра про профессии «Ситуация на дороге».

Нужно: игрушечный руль, жезл регулировщика, свисток, дорожные знаки, предметы – заместители.

Роли: водители транспорта, пешеходы, регулировщик.

Ход игры: В этой игре одни дети исполняют роли водителей различных видов транспорта, другие — пешеходов. Регулировщиком может стать взрослый, тогда у игры появится дополнительный обучающий компонент: в ее процессе малыши ознакомятся с правилами дорожного движения и безопасности на дороге.

ИГРА СО СКАЗОЧНЫМ СЮЖЕТОМ «Принцесса в замке»

Игра со сказочным сюжетом «Принцесса в замке».

Нужно: корона, игрушечный меч, игрушечная лошадь, предметы – заместители

Роли: принцесса, дракон, рыцарь.

Ход игры: Прекрасную принцессу в замке заточил злой дракон. Она зовет на помощь храброго рыцаря. Тот появляется, сражается с драконом и освобождает принцессу.

Во власти паники

Ролевые игры стали довольно распространенной молодежной субкультурой. Родители новоиспеченного хоббита или эльфа впадают в панику, особенно если это первый ребенок или если старшие уже миновали переходный возраст без особенных выкрутасов.
В этот момент ужасно хочется «сделать хоть что-нибудь», чтобы остановить, вытолкнуть из своей жизни это непонятное, определить причины: может быть, это мы в чем-то виноваты, если ребенок уходит из теплого дома в мокрый лес со щитом и мечом? И как себя вести с ним дальше?
Меня несколько лет тревожили эти вопросы. В поисках ответов я разговаривала с педагогами и психологами, подростками и взрослыми, которые организуют эти игры. Кое в чем, мне кажется, я немного разобралась.

Что такое игра?

Игра – это вид деятельности, мотивом которой является не результат, а сам процесс, где происходит воссоздание и усвоение какого-либо опыта. Также игрой является основной вид деятельности детей, посредством которого формируются, изменяются и закрепляются психические свойства, интеллектуальные операции и отношение к окружающей реальности. Термин «игра» используется ещё и для обозначения программ или наборов предметов для осуществления игровой деятельности.

Изучение психологии человека и психологических реальностей его жизни становится интереснее и эффективнее, когда осуществляется через деятельность, представляющую интерес для самого исследователя. И такой деятельностью, конечно же, является игра. Опыт уже не раз показал, что социально-психологические игры помогают людям очень серьёзно и глубоко воспринимать реальность психологического аспекта их жизни.

Функции игровой деятельности таковы:

  • Развлекательная — развлекает, поднимает настроение;
  • Коммуникативная – способствует общению;
  • Самореализационная – даёт возможность человеку проявить себя;
  • Игротерапевтическая – помогает преодолеть различные трудности, возникающие в жизни;
  • Диагностическая – позволяет выявить отклонения в развитии и поведении;
  • Коррекционная – позволяет внести изменения в структуру личности;
  • Социализационная – даёт возможность включить человека в систему социальных отношений и способствует усвоению им социальных норм.

Функции ролевых игр

Среди множества функций этого вида деятельности самыми важными можно назвать следующие:

1. Получение желаемого, чаще всего это предмет, которым взрослые не разрешают играть или который малыш не может получить. Его роль выполняет любой другой предмет: коробочка – машинка, утюг или печка, палочка – лошадь, молоток, ракета и др.

2. Осознание основополагающих характеристик предметов и образов: машинка гудит, ездит, возит, лошадь возит, ржет, кушает сено и т.п..

3. Визуализация различных социальных ролей: дочки-матери, больной и доктор, водитель и пассажиры, бабушка и внучка и др.

4. Примерка различных специальностей.

5. Примерка роли сказочного или исторического героя – принца или принцессы, феи или злодея, партизана или вражеского шпиона.

6. Защита от психологических проблем.

Сюжетно-ролевая игра для детей младшего возраста «Сказка»

Очень полезной сюжетно-ролевой игрой для развития ребенка является игра «Сказка», где главный герой — сам малыш.

Сказки и истории, которые вы читаете и рассказываете малышу, — это замечательно. Но любимейшей историей для ребенка станет «сказка» о нем самом. Для начала подберите книжку или журнал, где есть крупное изображение любого малыша, и начните рассказывать: «В давние времена, за морем-океаном, жил-был…» И назовите имя своего крохи. Он сразу замрет и будет внимательно слушать про игры и путешествия «мальчика с картинки» с таким же именем, как у него самого. Потом и картинки не понадобятся, ребенок с Удовольствием узнает из ваших рассказов о своих собственных «приключениях». И посоревноваться может с «тем мальчиком»: «Саша умеет надевать ботиночки, а наш Сашенька? Саша может открыть и закрыть коробочку, а ты умеешь?» Малыш с радостью покажет, что он тоже умеет, может, знает… Играть в такую «историю» можно, пока не надоест.

Заканчивая день, перед сном рассказывайте малышу «Сказку о (имя ребенка)». Истории для сказки должны быть совсем простые и хорошо ему знакомые: как Сашенька встает, что он кушает, как умывается и купается, как гуляет и играет игрушками… Например, вот такая сказка: «Жил-был мальчик Сашенька. Он вставал по утрам без капризов, чисто-чисто умывался. Сашенька мыл ручки (целуете ручки ребенка), мыл лобик (целуете), щечки (целуете) и носик (целуете). Потом Сашенька ел вкусную кашку и пил молоко. Сашенька всегда говорил маме: «Спасибо!», а мама крепко его обнимала и целовала в щечку (обнимаете и целуете ребенка). Сашенька гулял на улице и играл с игрушками. (Здесь вы рассказываете, где гулял малыш, что он видел, с какими игрушками играл.) Вечером Сашенька купался в ванне, и мама перед сном много-много раз его целовала и обнимала (целуете, обнимаете). А потом Сашенька закрывал глазки и засыпал…»

В таких сказках можно предлагать малышу и выход из ситуаций, которые в течение дня вызвали у него затруднение. Например, малыш поссорился днем в песочнице с соседским мальчиком из-за грузовичка. А в сказке ссора быстро закончилась, потому что «Саша — умный и сильный, он подошел к мальчику и предложил играть вместе. Пусть сначала мальчик насыплет в грузовичок песок, а Саша отвезет на «стройку», а потом Саша будет грузить, а мальчик перевезет «стройматериалы». И вместе они построили большой и красивый замок!»

Далее описано, в какие ещё сюжетно-ролевые игры дети с удовольствием играют дома.

Особенности ролевой игры в зависимости от возраста ребенка

Несомненно, в каждом возрасте игровая деятельность отличается.

С каждым месяцем маленький человечек узнает все больше, его игра усложняется, сюжеты переходят от простых действий к сложным, захватывающим множество сфер деятельности. И если сначала ему не нужны сложные конструкции, аксессуары, то дальше его действие обрастает деталями, мелочами, декорацией и костюмами. Одни дети учатся у других, старших или более активных.

И если младших дошкольников больше привлекают предметы и их свойства, то потом их больше привлекают социальные отношения. И если первоначально все детки хотят выполнять главную роль, и из-за этого происходит много конфликтов, то старшие малыши уже учатся договориться о ролях и сценарии заранее, до начала действия. Младших малышей интересует взаимодействие, старших – правила, которые действуют внутри коллектива.

Ролевые игры для детей раннего возраста (0-3 года)

Отражение себя в новом образе. Имитация того, что их окружает. Чаще всего подражание, особенно недавно увиденного действия. Подобные повторения ребенок преобразовывает, и если ему не объяснять, почему взрослые так делают, он использует эти действия неверно, не по назначению. Поэтому родителям стоит всегда комментировать свои действия, словно общаясь с ребенком, рассказывая ему, что сейчас происходит.

Самыми популярными будут бытовые сюжеты (семья, транспорт, школа, садик).

На этом этапе нужно:

Научить в игре ребенка подражать действиям взрослых, связывать несколько действий в единый несложный сюжет.

Брать на себя конкретную роль, которую малыш может назвать.

Поощрить подготовку декораций, игрушек и др.

Организовать игру для 2-3 детей

Ролевые игры для дошкольников (3-6 лет)

Отражение отношения к кружащим людям. В процессе закладки и формирования характера и представлений используются игра имитация, идентификация и эмоциональная.

На этом этапе для детей уже важны правила и сейчас можно научить их следовать системе, соблюдать режим, подчиняться и соблюдать правила, отсекая неразумные.

Понравятся игры, раскрывающие ту или иную профессию, ее взаимодействие с окружающими людьми. Это может работа шофера, доктора, медсестры, воспитателя, милиционера, продавца и др.

На этом этапе нужно:

Стимулировать создавать сюжеты.

Хвалить самостоятельное разделение ролей, умение соблюдать правила.

Позволять использовать предметы заменители.

Одобрять дружную коллективную деятельность.

Ролевые игры для младших школьников (7-10 лет)

Отражение взрослых отношений

Для детей этого возраста уже важно соревновательный момент, нужен интересный сюжет с завершением. Идет активное обогащение новыми знаниями и умениями

Нужно задавать детям самим придумывать игры для своих ровесников и младших возрастов.

Нравятся игры с общественной тематикой (поход в магазин, поездка в садик, полет в космос, школа, идем в больницу, библиотека, песочница и др.). Все игры, играемые ранее – также любимы.

На этом этапе нужно:

Стимулировать создавать сюжеты, учитывая то, что они видят.

Писать небольшие постановки, распределять роли, составлять план действия и подготовки к выступлению.

Увеличивать число участников, бесконфликтно распределять роли.

Подготавливать все нужные атрибуты к выступлению, делать своими руками важную декорацию;

Собирать группы по предпочтениям, решать конфликты внутри коллектива.

В поисках позитива

Конечно, «лучше бы он готовился к ЕГЭ», но, что делать, он увлекся играми. Попробуйте и тут найти положительные моменты, чтобы не раздражаться самому и не пилить ребенка.
Во время подготовки и участия в игре ребята приобретают множество полезных для жизни навыков. Например, туристических: поставить палатку, разжечь костер, сохранить вещи и одежду сухими во время дождя. В походной жизни, где подросток сам за себя отвечает, быстро усваиваются и правила личной безопасности. Даже такая мелочь, как одежда по погоде, становится естественной. Хотя дома это было предметом бесконечных споров с вами.
Если вы хотя бы бегло посмотрели ролевые интернет-ресурсы, то представляете, сколько внимания уделяется антуражу: одежде, оружию, украшениям. Изготовление всего этого потребует от вашего ребенка невиданной работоспособности, точности, аккуратности. Одним словом, для того чтобы соответствовать, ему придется немало потрудиться и многому научиться, в частности, освоить ремесла.
В игровом сообществе всячески приветствуются литературные тексты и музыка. Не говоря уже о том, что игры зачастую делаются по книгам, то есть там собираются люди читающие.
Поскольку каждая игра наполнена ситуациями взаимодействия с партнерами, противниками, мастерами, быстро и естественно нарабатываются коммуникативные навыки – те самые, которые так безуспешно пытается развить школа. В игре есть место и для организаторской деятельности.
Исторические игры дадут участнику столько интереса и живых знаний об эпохе, что никакому учебнику не снилось. В хороших клубах на привлекательную игровую основу нанизывают приличный исторический и культурологический материал. Скажем, творческий клуб МГУ(!) «Золотые леса» (http://www.goldenforests.ru/) предлагает желающим лекции, тренировки, творческие вечера.
Для некоторых ребят игра становится чуть ли не единственным местом, где они получают признание, чувствуют успех

Это особенно важно для тех, у кого в школе и во дворе с лидерством не складывается. Да и мы, родители, иногда бываем скупы на похвалу и неумеренны в стремлении одернуть, приструнить

А ведь в подростковом возрасте это крайне необходимо – знать, что тебя уважает и ценит твое окружение.
Часто игровиков обвиняют в уходе от социума. Но на самом деле это огромный дополнительный круг общения. Ваш ребенок приобретает множество знакомых, которые, например, помогут в поисках работы. Учитывая реалии современной жизни, это немаловажно.
Вы, наверное, уже поняли, что список как плюсов, так и минусов можно продолжать довольно долго, был бы соответствующий настрой.
Игровая тусовка – это, конечно, не институт благородных девиц, но и не секта или скинхедское сборище. Отнеситесь к увлечению своего ребенка спокойно, а к нему самому – с доверием.

Собираем пазлы из 4-20 частей

Ну и, конечно, не забывайте про пазлы (Ozon, Лабиринт, My-shop). Все дети развиваются по-разному, кто-то проявляет к пазлам большой интерес и может подолгу складывать картинки из немалого количества деталей, кому-то и из 4 деталей собирать не слишком хочется. Ориентируйтесь по ребенку, и давайте посильную задачу, не стоит переусердствовать.

Что касается Таисии, то она в этом возрасте собирала пазлы из 4-12 частей (с моей помощью). Надо сказать, что к 2 годам интерес к пазлам у нее существенно поугас по сравнению с той страстью, которая была в 1,5 года.

На этом пока все. Обязательно читайте продолжение:

ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

Искренне ваша, Яна Разначенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector