Управление персоналом

Модели

Известно несколько моделей социально-психологического управления персоналом. Каждая из них отличается принципами, методами. Самые популярными считаются американская и японская модель.

Американская

Американскую модель предложил Генри Форд. Он внедрил их на своих предприятиях, что привело к повышению производительности. Принципы:

  • максимально допустимое дробление технологического процесса;
  • непрерывность трудового процесса;
  • достижение максимального рабочего темпа;
  • изготовление продукции высокого качества;
  • расположение оборудования в соответствии с последовательностью выполняемых операций;
  • введение новых технологий для минимизации человеческого труда.

Решения в американской модели принимаются единолично.

Японская

Принципы:

  1. Коллективные интересы возвышаются над личными. Проблемы решаются сообща, сотрудники помогают друг другу.
  2. Система пожизненного найма. Подрастающее поколение начинают готовить к работе на определенном предприятии с ранних лет. Если человек увольняется, он теряет весь стаж.
  3. Все решения принимаются сообща, коллектив ищет варианты решения сложившихся проблем.

Личные качества успешного руководителя

Личностные качества характеризуют управленца как человека. Во многом они определяют то, как руководитель будет общаться с подчиненными, какие отношения будут выстраиваться в компании, сможет ли формальный руководитель занять место неформально признанного лидера. 

Список личных качеств управленца я составил, основываясь на свой опыт, мнения социологов и ведущих бизнесменов. К ним относятся следующие черты характера:

  • Ответственность. Далеко не каждый обладает способностью принимать решения, но еще меньше людей готовы нести ответственность за последствия. Идеальный начальник должен быть готов в критической ситуации взять все в свои руки и заступиться за подчиненных и компанию.
  • Коммуникабельность. Хороший босс не должен сидеть в своем кабинете, как принцесса в башне, под защитой верного секретаря. В идеале он должен знать имя каждого сотрудника, поддерживать с каждым контакт и создавать дружественный настрой в коллективе. Без коммуникабельности, тактичности и дружелюбия такой уровень вряд ли достижим.
  • Объективная справедливость. Чтобы не прослыть самодуром, каждое принятое решение босса должно быть справедливо и логически обосновано. В конфликтных или критических ситуациях управленец должен учитывать позиции всех заинтересованных сторон. 
  • Решительность и настойчивость. Порой боссу приходится заставлять своих работников делать то, чего они не хотят, и на это требуется серьезная твердость характера. Иначе сотрудники быстро почувствуют слабину и начнут «вить веревки» — в итоге руководитель будет сам выполнять чужие приказы.  
  • Энергичность. Чтобы успевать и в коллективе себя ставить, и с клиентами общаться, и продумывать стратегические планы, руководитель должен быть мобильным и трудолюбивым. Вялый и безынициативный босс никогда не поведет за собой толпу, а вот энергичный руководитель сможет зарядить коллег собственным драйвом и повысить их работоспособность.

Пример теста для оценки лидерских качеств кандидата в управленцы

Проследите за своим поведением или за общением претендента на роль начальника. Оцените отношения с коллегами, узнайте мнение коллектива, проследите за поведением в критических ситуациях. 

На какие группы с точки зрения психологии делятся подчиненные

Трудоголик

Без дела задыхается. От рабочего процесса получает удовлетворение. Всегда готов выполнить поручения и решать задачи. Нужно постоянно загружать работой. Направлять в нужное русло в пределах компетенций. Вовремя хвалить и поощрять.

Творец

Самое скучное – шаблоны. Самостоятелен. Не терпит рамки и жесткий стиль управления. Обожает динамику и перемены. Четко ставьте задачу, все остальное он сделает сам. Не ограничивайте дисциплинарными рамками: пусть обедает, когда хочет, не журите за опоздания и не «зашоривайте» схемами – сбежит. Нужен там, где идет реорганизация, ребрендинг, переформатирование предприятия.

Карьерист

Идет в ту сферу, отдел, на направление, где есть возможность должностного роста. Во всем, в том числе в отношениях видит выгоду. Вне работы озабочен карьерой. Соблюдайте дистанцию. Может преподнести сюрпризы, подсидеть. Пойдет за вами, если покажете перспективу роста.

Нытик

Обязательно чем-то недоволен: как на производстве, так и вне его. Всегда есть повод пожаловаться: обед плохой, кондиционер слишком дует, коллеги нерадивые, ночью собака выла – не выспался. Дистанцируйтесь. Не давайте уходить от темы разговора, требуйте конкретики. Будьте строги. Нагрузка должна быть дозированной, но предпочтительна стабильная.

Разгильдяй

Или «тридцать три несчастья», человек – проблема. Никогда нельзя быть уверенным, что он справится с работой. Если он не может влиться в трудовой процесс в течение полугода, то подумайте над тем, чтобы расстаться с ним.

Формалист

Сколько сказали – столько сделает. Инициативу не проявляет. С коллегами не сближается. За честь компании «биться» не пойдет. Работает за деньги, а не за идею. Лучше соблюдать формальные отношения. Не сокращайте дистанцию!

Специалист

Профессионал. Увлечен самим процессом, любит вникать в детали, осваивает новые технологии. Однако часто «уходит» от цели. Указывайте путь и конечную цель. Любит сложные задачи с элементом творчества. Можно нагружать большим объемом работы.

Случайный прохожий

Как правило, чей-то протеже. Способен выполнять только задачи общие, а не профессиональные. Не особо рвется в трудовой процесс. Правда, может быть хорошо обучаемым. Относитесь как к временному сотруднику. Если обучается не плохо, постепенно усложняйте задания. Нет? Увольняйте!

Стили общения и ошибки

Существует 6 стилей взаимодействия с коллективом:

  1. Командный. Использование приказного тона, чтобы заставить подчиненных выполнять поручения. С помощью этого стиля можно дисциплинировать, удерживать сотрудников под контролем. Внутри коллектива при подобном стиле общения растет недовольство, отдельные рабочие не развиваются.
  2. Партнерский. Руководитель налаживает дружеские отношения с сотрудниками, мотивирует их на достижение целей, задает тон для хорошего настроения. Качество, скорость производства при таком стиле общения не изменяются. Такой стиль руководства можно использовать, когда нужно решить конфликт, разобраться в спорных моментах.
  3. Авторитарный. Руководитель находит подход к каждому работнику индивидуально. Он объясняет, как развиваться, показывает правильность выполнения работы на своем примере. Данный стиль общения будет бесполезным, если руководитель не имеет уважения среди сотрудников.
  4. Задающий ритм. Для него характерно качественное выполнение работы самим руководителем. Сотрудники должны быть мотивированы поступками начальника, начать работать производительнее, стремиться к развитию навыков, повышению качества продукции.
  5. Демократический. Сотрудники работают сплоченной группой, помогают друг другу в сложных, непонятных ситуациях. Руководитель должен ставить задачи перед персоналом, направлять людей.
  6. Коуча. Подразумевает постоянное развитие, обучение отдельных сотрудников. Благодаря росту профессионализма увеличивается скорость производства, улучшается качество продукции. Этот стиль неэффективен, если работники ленивые, не желают развиваться.

Распространенные ошибки:

Безразличие. Недостаточно просто ставить цели сотрудникам и платить зарплату. Когда люди не получают поощрения за старание, они начинают нейтрально относиться к рабочему процессу

Важно мотивировать рабочих, заслужить среди них доверие.
Постоянное давление. Компании, в которых руководитель не воспринимает объективной критики, диктует правила вразрез с мнением профессионала, не могут добиться высокой производительности.
Повышенная агрессия

Никому не понравится, когда на него кричат, повышают голос, грубят, критикуют.
Отсутствие четких приоритетов в рабочем процессе. Человек не может выполнять обязанности, не имея четких требований к результатам работы.

Часто руководители недооценивают способности рабочих и платят маленькую заработную плату. Чтобы понять, сколько должен получать рабочий, нужно встать на место человека, освоить производственный процесс, понять сложности.

Как подчиненному наладить коммуникацию

Когда отношения с руководителем хорошие, возникает перспектива продуктивной и эффективной работы и хорошего настроения в команде. Но начальники бывают разные. Разберитесь, к какому типу руководителя он относится и действуйте, учитывая его особенности.

На начальном этапе обговорите, в какой форме ему удобнее ставить вам задачи и принимать уточняющие вопросы. Строго придерживайтесь договоренностей. Это вызывает доверие.

Если возникли сложные моменты, все равно нужно будет говорить о них руководителю. Уточните, как: ведь виды обратной связи в управлении персоналом бывают разные. В крупных компаниях, как правило, система строго регламентирована.

Определите границы, держите спокойный и терпеливый тон, даже когда нужно отстаивать свое мнение. То, что не устраивает, обговаривайте один-на-один, с предельной вежливостью. Никогда не поддерживайте коллег, если они начинают обсуждать достоинства и недостатки руководства. Ваш начальник – новичок, поэтому помогите ему. Это поможет сформировать здоровые отношения. Если произошли казусы или ошибки, честно об этом сообщайте. Если знаете, как можно исправить допущенный ляп, подскажите. Если помощь отвергнута, больше ее не предлагайте. Воздерживайтесь от критики. Лучше предлагайте способы, как разрешить трудные ситуации.

Основные методы психологии управления

Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.

По своему характеру и сущности наблюдение — сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обуславливается тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивна, поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям.

Эксперимент относится к числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами просто не представляется возможным. Например, в целях повышения производительности труда на предприятии решили использовать ряд новых форм морального и материального стимулирования. Однако неясно, приведет ли это к желаемому результату или, наоборот, повлечет за собой негативные последствия, снизит эффект применения ранее введенных и прижившихся форм поощрения за добросовестный труд? Здесь на помощь руководителю приходит эксперимент, способный в силу своих возможностей «проиграть» определенную ситуацию и «выдать» ценную информацию. Основная цель его проведения — проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения

Способы повышения мотивации трудящихся

На практике при помощи психологических программ управления рабочим коллективом можно применить следующие подходы, обеспечивающие повышение мотивации работников к трудовой деятельности.

Организационный

Организационный подход состоит из обеспечения взаимодействия работников на основе трех компонентов: обучение, мотивация материального и нематериального характера. Самое главное при использовании организационного подхода – обеспечение совпадения характеристик поведения сотрудников со взглядом руководящего состава на рабочий процесс и культуру отношений в коллективе.

Личностно-деятельностный

В основу личностно-деятельностного подхода к повышению мотивации кадров предприятия закладывается технология, способствующая развитию потенциала, которая называется коучинг. Данная технология разработана с целью диагностирования стиля мотивирования не трудящихся, а руководства организации и обеспечения развития его самомотивирования. Это объясняется тем, что чем реалистичнее и грамотнее руководство разбирается в вопросе касательно мотивации своих подчиненных, тем легче ему будет выбрать модель дальнейшего взаимодействия с рабочим коллективом и быстро сменить вариант, если он окажется неработоспособным.

Потребностно-материальный

В случае с выбором потребностно-материального подхода большое внимание уделяется стимулированию работы сотрудников при помощи материальных ценностей. Однако следует запомнить, что данный способ может быть эффективным только один раз, так как люди очень быстро привыкают к вознаграждению и без стабильного повышения оплаты теряют интерес к работе

Ввиду этого стоит ввести систему «кнута и пряника», которая обеспечит строгую дисциплину в коллективе.

Личностно-ориентированный

Личностно-ориентированный подход является одним из социально-психологических аспектов управления сотрудниками и включает в себя предварительное диагностирование типа работников, которые трудятся на благо компании. В основном специалисты выделяют несколько категорий сотрудников в зависимости от их потребностей. Например, некоторые трудящиеся обладают стремлением к власти, а некоторые хотят денег, признания или стабильности. Определяя преобладающий слой людей, работающих на предприятии, можно более точно разработать необходимый подход, который будет стимулировать их мотивацию к труду.

Специфика психологических методов

Итогами планирования являются:

  • создание отдельных групп, каждая из которых сформирована с учетом совместимости между сотрудниками}
  • формирование комфортной рабочей обстановки в коллективе}
  • определение мотивации работников}
  • устранение конфликтных ситуаций между отдельными сотрудниками или подразделениями}
  • создание единой модели, согласно которой каждый работник способен в случае успеха продвигаться по карьерной лестнице}
  • развитие профессиональных способностей персонала.

Кроме перечисленных способов психологического воздействия на сотрудников предприятия, существует ряд менее используемых, однако не менее действенных возможностей повлиять на работоспособность членов коллектива. Каждый из этих способов разрешен законодательством, однако желательно, чтобы они осуществлялись квалифицированными психологами.

Осуждение

Если работник периодически допускает какие-либо отклонения от устоявшихся в коллективе моральных либо иных норм, применяется такой прием, как осуждение. Данный способ воздействия на человека является почти бесполезным против «отстающей» части коллектива. Осуждение эффективно и при плохих показателях трудовой деятельности. Однако чрезмерное применение осуждения может привести к тому, что работник прекратит его воспринимать и будет безнаказанно продолжать делать ошибки. В таком случае следует применить другие рычаги давления либо уволить недобросовестного сотрудника.

Обман ожиданий

Методы социального управления допускают также такой способ, как обман ожиданий. Он эффективен в тех случаях, когда наблюдается напряженное ожидание чего-либо. Если предыдущие события создали у работника определенных ход мыслей, то обман ожиданий способствует принятию абсолютно новых идей.

Намек

Используется чаще всего опытными начальниками или психологами. Этот прием лишь косвенно способен воздействовать на работника, например, при помощи шутки либо аналогии. Таким образом, намек проникает не в сознание сотрудника, а действует на уровне эмоций. Чтобы не нанести вреда человеку, данный метод рекомендуется использовать, учитывая настроение работника. Именно поэтому намеком следует пользоваться уверенным в своей компетентности специалистам.

Комплимент

Также эмоциональную составляющую несет в себе комплимент. Нужно помнить, что комплимент не должен переходить в лесть, он должен возвышать достигшего успеха работника, а не оскорблять или обижать его. Умело сделанный комплимент способен натолкнуть человека на размышления сделать определенный выводы и в дальнейшем работать более эффективно. Как правило, предметами, которые могут послужить целью для комплимента, являются идеи, результаты работы или вещи, которые относятся к данному сотруднику компании. Разновидностью комплимента можно рассматривать похвалу, которая глубже воздействует на работника.

Просьба

Еще один рычаг воздействия, который используют психологические методы управления персоналом, – просьба. Это достаточно распространенный на многих предприятиях способ неформального общения между подчиненным и руководителем. Просьба может включать простое поручение, однако на деле используется в качестве демонстрации доброжелательного отношения руководства к персоналу.

Поведенческие реакции

На любое воздействие может быть своя реакция. Основными составляющими реакции являются настроение, поведение и чувства. Зависят они как от выбранного способа воздействия, так и от человека, которому оно предназначалось.

  1. Настроение обычно не сильно проявляется и является слабовыраженным переживанием. Оно может только зародиться и не достичь какой-либо четкой определенности.
  2. Чувства в отличие от настроения более выражены. Они достаточно устойчивы и носят конкретный предметный характер. Вызванные вследствие чувств эмоции могут быть положительными, отрицательными либо амбивалентными. Основная задача психолога – постараться разработать такую методику управления персоналом, по которой у сотрудников возникали бы только положительные эмоции.
  3. В отличие от двух предыдущих составляющих поведение носит более выраженный характер. В результате эмоций и переживаний работник может отреагировать на любое событие, проявив свое поведение. Оно может предусматривать абсолютное неприятие насилия, быть высокоморальным, нормальным, аморальным или вызвать абсолютно противоречащие действующему законодательству результаты.

Для чего нужна классификация и примеры ее использования

Как видите, существует много разных классификаций персонала. Все они помогают вести учет труда, выработки и зарплаты, составлять отчетности и контролировать фонд оплаты работы и социальные выплаты.

Руководитель компании понимает, что развитие компании во многом зависит от ее работников: насколько они квалифицированы и мотивированы. В этом ему помогает разделение штата на группы. 

Например, в рабочем персонале руководитель часто делает кадровые перестановки, чтобы специалисты меняли вид деятельности. Перед ним стоит задача: сделать так, чтобы работники не уставали от одного типа работы.

Служащих и руководителей подразделений постоянно отправляют на курсы повышения квалификации, за достижения назначаются премии и т.д. Это повышает мотивацию персонала. 

Также работодатель, держа перед собой классификационную структуру персонала, видит, в каких кадрах нуждается организация, где есть риски. Риском может быть большое число специалистов-девушек детородного возраста, которые могут внезапно уйти в декрет, а также, например, недостаточная квалификация управленческого звена на предприятии. 

Таким образом, классификация помогает руководителям находить, развивать и удерживать кадры, которые отвечают требованиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector