Теории мотивации и их значение для управления персоналом

Система мотивации персонала: понятие, разработка

Это комплекс мероприятий, направленный на внутренние ценности и потребности подчиненных, стимулирующих не только к работе в целом, но и прежде всего к усердию, инициативности и желанию трудиться. А также к достижению поставленных целей в своей деятельности, к самосовершенствованию профессионального уровня, и повышению общей эффективности предприятия. Система мотивации персонала состоит из двух компонентов.

Компенсационная система

Она включает в себя следующие составляющие:

  • Оплату труда.
  • Выплаты при нетрудоспособности.
  • Страхование работника.
  • Плату за сверхурочную работу.
  • Компенсацию при потере места.
  • Оплату, равнозначную получаемому доходу.

Не компенсационная система

В нее входят такие методы:

  • Улучшение душевного состояния и расположения духа, различные комплексы программ для повышения квалификации, интеллекта, эрудиции, самосовершенствования.
  • Мероприятия, направленные на поднятие самооценки и собственного достоинства, на удовлетворение от своей работы.
  • Сплочение и поощрение коллектива посредством проведения кооперативов.
  • Постановка целей и задач.
  • Контроль над их выполнением.
  • Предложение занять лидирующую позицию.

Эти методы не предполагают никаких выплат.

Принципы эффективной мотивации.

1. Установление четких целей и задач.

2. Увязка целей и вознаграждения, определение критериев оценки.

3. Гласность

4. Наличие обратной связи.

5. Прислушивайтесь к идеям и предложениям сотрудников.

6. Помогайте своим подчиненным. Сотрудникам необходима поддержка со стороны руководства компании.

7. Создание условий, благоприятных для эффективной работы.

8. Ликвидируйте факторы снижения мотивации.

9. Единство моральных и материальных методов стимулирования

10. Будьте осторожны с денежным поощрением.

11. Радуйтесь «победам» ваших сотрудников.

12. Учет личных качеств работников.

13. Узнайте, каковы ожидания ваших коллег.

14. Использование навыков сотрудника, которые он сам ценит

15. Использование преимущественно положительных стимулов

16. Формирование реалистичных ожиданий. Максимум реалистичной информации в процессе отбора сотрудников.

17. Повышайте чувство причастности сотрудников к общему делу и развивайте командный дух.

18. Для сотрудников «рутинной» сферы создавайте время от времени проекты – краткосрочные задачи.

19. В случае структурных ограничений целесообразно использовать различные приемы изменения статуса без изменения должности

20. Запланируйте комплекс мероприятий, предусматривающий гибкую систему требований, вознаграждений, возможности продвижения по службе, обучения и повышения квалификации, а также социальной помощи и т.д.

Характеристики и этапы

Основные характеристики:

  1. Сила — интенсивность, активность, которая побуждает индивида к действиям. Эта характеристика зависит от физиологических, психологических факторов. Чтобы добиться максимальной силы мотивации, нужно сделать так, чтобы она была спровоцирована изнутри, а не под воздействием внешних факторов.
  2. Устойчивость — продолжительность сохранения мотивации. Эта характеристика зависит от потребностей, особенностей личности.

Этапы формирования мотива:

  1. На первой стадии возникают потребности. Они появляются, когда индивиду чего-то не хватает. Субъект начинает искать способ устранения дискомфорта.
  2. Разработка способов удовлетворения желания.
  3. Назначение целей для начала активных действий. Чтобы удовлетворить желание, индивиду нужно подобрать способ получения необходимого.
  4. Начало действий. Удовлетворение потребностей требует от индивида физических и моральных вложений.
  5. Получение результата. Исчезают негативные эмоции, появляются позитивные.

Потребности исчезают после достижения необходимого результата, но потом появляются снова.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Сила мотивации состоит из факторов, ее составляющих:

внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения.Цель или желаемый предмет (результат действия) – должен быть настолько значимым, чтобы влиять на картину мира, захватить сознание и внимание.
Возможности удовлетворения потребности – иногда они гораздо меньше, чем обстоятельства, которые приходится преодолевать. Потому важна трезвая оценка слабых и сильных сторон.
Способность к планированию – план необязательно должен быть на бумаге, а только в голове

Чтобы выполнить действие, нужно обладать знаниями, инструкциями по его свершению. Нехватка знаний может быть причиной низкого уровня мотивированность.
Самоконтроль и выполнение плана – зависит от того, чем приходится пожертвовать ради достижения цели. Недостаточное вознаграждение способно разочаровать – потому мотивированность всегда состоит из внутренних и внешних факторов.

Вектор приложения усилий, направление – важно то, чтобы человека привлекали внешние стороны процесса или результата.Именно внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения

Стадии развития процесса мотивации

Любой процесс мотивации состоит из нескольких этапов:

Появление определенных потребностей.

Любая потребность возникает в тот момент, когда человек начинает ощущать нехватку чего-либо. Они бывают социальные, психологические, а также физиологические.

Поиск возможностей для удовлетворения возникших потребностей.

Ощущая потребности, людям свойственно искать способы устранить неудовлетворенность, которую они влекут за собой.

Движение в определенном направлении.

Чтобы устранить любую потребность человеку нужно определить в каком направлении двигаться и какие средства для этого понадобятся. Что необходимо получить (заработать), чтобы потребность была как можно быстрее удовлетворена.

Воплощение задуманного в жизнь.

После определения целей и действий, люди переходят к их осуществлению, прилагая максимум усилий. Они действует таким образом, чтобы старания помогли устранить существующую потребность.

Вознаграждение за проделанные труды и последующее устранение потребности.

Когда все действия осуществлены, человек наконец-то получает нечто, удовлетворяющее его потребность – напряжение автоматически снимается. Это также может быть одним из этапов достижения задуманной цели, который стимулирует, делая процесс мотивации еще более эффективным. Человек или прекращает действовать до тех пор, пока у него не возникнет следующая потребность, или продолжает работать до полной ликвидации существующих нужд.

Организация мотивации персонала

Любое предприятие должно задумываться о том, как повысить мотивированность сотрудников. Потому что в качестве их работы и в производительности лежит секрет успеха компании. Сущность мотивации заключается в том, чтобы постоянно подталкивать человека к эффективному труду. Сложность этого процесса заключается в том, что методы мотивации могут утрачивать свою действенность, поэтому систему мотивации в организации необходимо постоянно совершенствовать. Человек быстро привыкает к тому, что у него уже есть и перестает это воспринимать как мотивирующий фактор. Например, сотрудники, регулярно получающие премии, без особых критериев в равных размерах для всех, начинают воспринимать эти деньги как нечто само собой разумеющееся и не прикладывают особых усилий для их получения.

Виды

Чтобы максимально широко раскрыть эту тему, психологам нужно выявить отдельные группы мотивов в психологии. К действию человека побуждает множество обстоятельств, и без их определения понять, что движет индивидом в конкретном случае, будет невозможно.

Внешние и внутренние

Внутренние мотивы — обстоятельства, которые связаны с человеком, его отношением к разным видам деятельности. Виды:

  • увлечения;
  • интересы;
  • желание получать позитивные эмоции;
  • проявление любви, заботы к друзьям, близким;
  • желание повысить самооценку, оградиться от негатива.

Внутренняя мотивация является устойчивой характеристикой, поскольку мировоззрение, отношение к окружающим, смена интересов или убеждений наступает постепенно.

Внешние мотивы — обстоятельства, которые не зависят от человека. Они находятся за сферой его деятельности. Виды:

  • мнение социума;
  • изменяющиеся погодные условия;
  • обязанности перед работодателем.

Положительные и отрицательные

Потребности, мотивы тесно связаны с эмоциями. При выборе действий люди стараются избегать неприятностей.

Отрицательные факторы:

  • боль;
  • тревога;
  • страх;
  • наказание;
  • позор.

Положительные факторы:

  • общее признание;
  • радость;
  • наслаждение.

Сохранения и достижения

Успех строится из двух компонентов — повышения социального статуса и общественного признания. Чтобы добиться цели, нужно пройти через множество препятствий. Для многих трудности кажутся непреодолимыми и они сталкиваются с одним из главных барьеров — нежеланием покидать привычную зону комфорта. Для его преодоления нужна сильная мотивация.

В такой ситуации психологи советуют задать себе три вопроса:

  • «нужно ли двигаться к этой цели»;
  • «что будет после достижения задуманного»;
  • «какой результат будет в конце пути».

Если точного ответа нет, следует отказаться от задуманного, поставить перед собой другую цель, награда за которую вызывает больше удовлетворения.

Способы мотивации

На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

  • Социальная – мотивация персонала;
  • Мотивация для обучения;
  • Самомотивация.

Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

Мотивация персонала

Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

  • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
  • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
  • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

  • экономические методы (материальная мотивация);
  • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
  • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

Мотивация учащихся

Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов

Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
придание фактам элементов новизны;
актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
использование позитивной и негативной мотивации;
социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

Самомотивация

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

  • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
  • самовнушение – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
  • биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
  • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
  • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

Сохранить статью

Мотивация в психологии

Это понятие зарождается в рамках психологии. Оно определяется как процесс регуляции какой-либо деятельности. Без побудительного мотива к действию человек вообще ничего не стал бы предпринимать, поэтому природа заложила в нас этот механизм «хотения». Когда у человека возникает нужда или желание, то он готов сделать многое, практически все что угодно. Мотивация тесно связана с потребностями и интересами людей. Психологи считают, что мотивация основана на биологических и социальных потребностях.

К первой группе относятся потребности в пище, воде, сне, безопасности, продолжении рода. Они удовлетворяются людьми в первую очередь. Ко второй группе относятся потребности в уважении, в общении, самовыражении, в принадлежности к группе, самореализации. В социальных иногда еще выделяют и духовные потребности. Все потребности человека, по мнению А. Маслоу, представляются в виде пирамиды. Человек сначала удовлетворяет базовые биологические и социальные потребности, а потом приступает к удовлетворению духовных потребностей.

Материальным или опредмеченным воплощением потребности является мотив. Именно он играет важнейшую роль в процессе мотивации. Он представляет собой некий идеальный предмет, на который направлена деятельность индивида. Мотив всегда связан с эмоциональными переживаниями, это могут быть положительные переживания – предвкушение от обладания этим предметом, или негативные, возникающие от неудовлетворения или неполноценного удовлетворения потребности.

Мотивацию можно представить в виде следующей цепочки: на начальном этапе возникает потребность, далее человек решает насколько она актуальна и необходимо ли ее удовлетворять. На следующем этапе индивид определяется с мотивом и целью деятельности, выстраивает стратегию достижения цели и совершает действия. Получение вознаграждения в виде удовольствия или комфорта. На завершающем этапе человек оценивает насколько полно и качественно была удовлетворена потребность, извлекает опыт, который влияет на следующую мотивацию.

Мотивация труда

Менеджер должен оказывать влияние на персонал с целью повышения производительности труда, улучшения качества выпускаемой продукции. И главным его инструментом в этом воздействии на сотрудников является мотивация. В менеджменте сущность мотивации труда понимается как удовлетворение потребностей сотрудников посредством выполнения профессиональных функций и решения производственных задач. У этого процесса есть две стороны. С одной стороны, персонал должен иметь возможность удовлетворять свои потребности, иначе он не будет видеть смысла работать, тем более трудиться качественно и производительно. С другой стороны, специалист кадровой службы, менеджер, который стремится повысить производительность труда, может найти самый рациональный и экономичный способ достижения целей организации и для этого ему нужно заниматься мотивацией персонала, так как своих целей менеджер может достичь только при помощи других людей. Сущность мотивации состоит в том, что персонал должен выполнять делегированные ему полномочия в соответствии с целями организации. Структура мотивации труда включает в себя:

  • потребность сотрудника;
  • благо, которое может удовлетворить данную потребность;
  • трудовое действие, которое необходимо совершить, чтобы обрести благо;
  • издержки морального и материального характера, связанные с выполнением трудового действия, т. е. цена, которую платит сотрудник за удовлетворение своей потребности, это могут быть навыки, умения, время.

Теория справедливости

Теория справедливости (равенства). Основатель данной теории Дж. С. Адамс, проводивший исследования в компании «Дженерал Электрик», сформулировал концепцию, согласно которой люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и соотносят его с вознаграждением людей, выполняющих аналогичную работу. Если человек считает, что к нему подходят без дискриминации, то он ощущает справедливость отношения к себе и чувствует себя удовлетворенным. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. При этом неудовлетворенность может наступить даже тогда, когда человек получает высокое по отношению к затратам его труда вознаграждение.

воспринятые собственные затраты = воспринятые затраты других

воспринятое свое вознаграждение воспринятое вознаграждение других

Дж. С. Адамс выделил шесть возможных реакций человека на состояние неравенства:

1. снижение уровня затрачиваемых усилий;

2. попытка увеличить вознаграждение;

3. переоценка человеком своих возможностей (снижение уверенности в себе);

4. влияние на организацию и сравниваемых лиц либо с целью заставить последних увеличить затраты, либо с целью уменьшить их вознаграждение;

5. изменение объекта сравнения;

6. попытка перейти в другое подразделение или покинуть организацию.

Основной практический вывод из данной теории следующий: в организации должна быть широко доступна информация о том, кто, как, за что и сколько получает вознаграждение и какого вида. Должна существовать ясная и понятная персоналу система оплаты труда, выявлены и преданы огласке факторы, определяющие ее размер. Закрытие информации об уровне оплаты труда работников не решает проблемы, поскольку такие виды внешних вознаграждений, как карьерный рост, похвала и т.д., скрыть не представляется возможным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector