Содержательные теории мотивации: краткий обзор, характеристики и особенности
Блестящие уроки
Дэвид Кларенс Макклелланд родился 20 мая 1917 г. в
городе Маунт-Вернон, штат Нью-Йорк. Для сына
образованных, интеллигентных родителей
перспектива получения хорошего образования
подразумевалась сама собой, хотя в направлении
своих интересов Дэвид не мог определиться
довольно долго.
По окончании средней школы он поступил в
Макмюррей-Колледж в г. Джексонвилль, штат
Иллинойс, где занялся изучением языков, в первую
очередь немецкого. Грамматические штудии не
вызывали у юноши энтузиазма. Случайно, по совету
одного из своих педагогов, он обратился к чтению
психологической литературы и заинтересовался
этим предметом настолько, что именно в данном
направлении и решил продолжить свое образование.
Он поступил в Университет Уэсли и в 1938 г. успешно
закончил его со степенью бакалавра психологии.
Магистерскую степень он заработал год спустя в
Университете штата Миссури, а докторскую — в 1941
г. в Йеле.
С научными руководителями молодому ученому
повезло. Одним из них выступил Кларк Халл — один
из самых авторитетных американских психологов в
30-е годы
Халл был крупнейшим представителем
необихевиоризма и в своих исследованиях, в
частности, уделял внимание проблеме побуждения к
активности — иными словами, мотивации, но этот
термин у бихевиористов был не в чести.
Макклелланд в своих последующих изысканиях
далеко отошел от бихевиоральной парадигмы, но на
всю жизнь сохранил признательность Халлу за
блестящие уроки научного экспериментирования.
Профессиональная карьера Макклелланда
складывалась подобно карьере тысяч его коллег —
странствие из одного учреждения в другое от
контракта до контракта. Многие так и проводят всю
жизнь, лишь мечтая о стабильности
Макклелланду
повезло больше — после смены нескольких мест
работы он в 1956 г. стал профессором в Гарварде, где
проработал 30 лет. Лишь в 1987 г. семидесятилетний
профессор ушел в отставку и принял предложение
занять необременительную должность почетного
профессора (что-то вроде нашего
профессора-консультанта) в Бостонском
университете, в которой и пребывал до конца своих
дней.
Биография Макклелланда
Дэвид Макклелланд (David McClelland) — американский специалист по психологии. Родился (20 мая 1917 года-27 марта 1998 года) в городе Маунт-Вернон, штат Нью-Йорк в интеллигентной семье. Получив среднее образование, в 1933 году он поступил в колледж Макмюррей штата Иллинойс, город Джексонвилль, успешно его закончив. Женился в 1938 году на Мери Шарплесс, родившей ему за 42 года супружества пятерых детей, после ее смерти женился вторично, двое детей от второго брака. Много путешествовал, был в Индонезии, Танзании, Тунисе, Шри-Ланке, повсеместно проводя исследования и опыты в подтверждение своей научной теории.
В колледже Дэвид изучал иностранные языки. Один из преподавателей, заметив склонность юноши к психологии, советует прочесть литературу по данной теме. Книги настолько заинтересовали молодого человека, что продолжить образование он решил именно в этом направлении.
Дэвид поступает в Уэслианский Университет и в 1938 году получает степень бакалавра в области психологии. Его научная карьера складывалась весьма успешно: — степень доктора психологии в Йельском университете в 1941 году, — должность профессора и декана факультета психологии в Уэсли, — с 1949 года — работа в качестве профессора, а затем и декана на факультете общественных отношений в Гарварде. После этого последовала почетная должность в университете Бостона, на которой он оставался до 27 марта 1998 года, пока не скончался от инфаркта.
Выводы из теории Дэвида МакКлелланда
Объяснить теорию мотивации МакКлелланда кратко можно так: неудовлетворенные приобретенные потребности способствуют снижению работоспособности и продуктивности человека.
Теория МакКлелланда основана на изучении мотивации высоких достижений. Ученый стремился понять, какие шаги необходимо предпринимать для взращивания лидеров.
Основной вывод таков: в системе управления организацией важно использовать методы мотивации. Разные ее типы позволяют создать условия, в которых сотрудники будут стремиться достигать успехов, выполнять совместную работу и постоянно повышать эффективность деятельности всего предприятия
Еще один вывод гласит, что мотивированное общество способно достигать высоких целей. Благодаря этому происходит стремительное развитие городов и целых государств. Потребности во власти, успехе и причастности порождают необходимость постоянно взаимодействовать друг с другом и с обществом.
По мнению Дэвида МакКлелланда, изучение теории потребностей и мотивации позволяет подобрать индивидуальные методы стимулирования работы сотрудников в компании. Каждому человеку свойственно собственное восприятие целей и задач, которые необходимо решить
Руководитель должен понимать, что внутренняя мотивация основывается на личностных качествах, поэтому их важно брать в расчет при планировании системы мотивации