Теория гальперина: основы теории, содержание и структура
Содержание:
Петр Яковлевич Гальперин
Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) — отечественный психолог, автор теории
поэтапного формирования высших психических функций. Биография. В 1926 г. окончил
Харьковский медицинский институт но специальности психоневрология. Работал в
качестве врача-психоневролога, а затем психолога в медицинских и педагогических
учреждениях Украины. В 1930-х гг. был членом Харьковской деятельностной школы,
одним из ближайших сотрудников А. Н. Леонтьева. Во время Великой Отечественной
войны работал в эвакогоспитале, проводил анализ восстановления движений у
раненых на основе идей деятельностного подхода. В 1943 г. был приглашен
С. Л.
Рубинштейном, который заведовал кафедрой психологии МГУ, для работы на этой
кафедре в качестве доцента, с 1965 г. он — профессор кафедры психологии МГУ, с
1970 по 1983 г. — заведующий кафедрой детской и генетической психологии
психологического факультета МГУ. Исследования. На рубеже 1940-1950-х гг.
разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Основным ядром
этой концепции было описание совокупности психологических условий и механизмов,
раскрывающих закономерности формирования человеческих действий, понятий,
образов. В качестве условий осуществления этого процесса были описаны следующие:
формирование адекватной мотивации; формирование полной ориентировки; перенос
действий в заданный план; изменение
интеризуемого действия по ряду параметров
(обобщенность, сокращенность и др.). В дальнейшем предложил новую теорию
внимания, разработал концепцию трех основных типов учения. Дал трактовку
психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта. Созданная под
руководством П. Я. Гальперина методика внешнего контроля за процессом
интериоризации обеспечивала формирование в реальной практике обучения таких
умственных действий, которые обладают требующимся уровнем мастерства, включая
способность к обобщению. Его концепция получила широкое распространение в
отечественной педагогической психологии, в частности на ее основе были
разработаны эффективные системы обучения двигательным навыкам в профессиональной
деятельности и спорте.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е
изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 122.
Сочинения:
Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая
наука в СССР. М., 1959. Т. 1; Психология мышления и учение о поэтапном
формировании умственных действий // Исследования мышления в советской
психологии. М., 1966; К проблеме интеллектуального развития ребенка // Вопросы
психологии. 1969. № 6; Разумность действия и предмет науки // Психологические
исследования. Тбилиси, 1974; Введение в психологию. М., 1976.
Литература:
Соколовская Т., Логвиненко А. П. Я. Гальперин // Психология: Биографический
библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя.
СПб.: Евразия, 1999; Подольский А. И. Психологическая система П. Я. Гальперина
// Вопросы психологии. 2002. № 5.
Научные взгляды и достижения
Учась в либеральной атмосфере 20-х годов Петр Яковлевич знал и уважал труда З. Фрейда и К. Г. Юнга. Именно психоневролог была начальной сферой интересов ученого. В результате знакомства и сотрудничества с А. М. Леонтьевым и другими учениками Выготского, в 1936 г.. Гальперин защитил кандидатскую диссертацию «О психологической отличие орудий человека от вспомогательных средств животных», основой работы были экспериментальные исследования с детьми-дошкольниками. Эта тема лежала в русле основных поисков харьковской школы, исследования которой, по свидетельству Рубинштейна, «..встановлюють, что практические интеллектуальные действия детей уже на самых ранних ступенях развития носят специфически человеческий характер.» Харьковская школа развивала идеи культурно-исторической теории Выготского, но изменила акцент в исследованиях. По наблюдению Гальперина: «Л. Выготский выделял влияние высших психических функций на развитие низших психических функций и практической деятельности ребенка, а А. Н. Леонтьев подчеркивал ведущую роль внешней, предметной деятельности в развитии психической деятельности, в генезисе сознания. »Сказанное о Леонтьева отражает взгляды и самого Гальперина .
Его личные и коллективные исследования харьковского периода и периода работы в эвакуационном госпитале легли в основу психологической теории деятельности.
Во взглядах на проблему дияльности Гальперин придерживался марксистских позиций. В его трудах психическая деятельность, система психических процессов, является деятельность ориентационная, то есть направлена на исследование среды и обстоятельств практической деятельности и подчинена целям последней. Формирование способов психической деятельности человека — социальный процесс, стержнем которого является практическое преобразование материальных объектов в сопровождении общением.
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий
Гальперин опирался на идеи своих предшественников, в частности, развивал понятие интериоризации и понимание роли речи в процессе интериоризации, широко применяемые в работах Жана Пиаже и в культурно-исторической психологии. Также его теория тесно связана с трудами коллег, считается образцовой в русле теории деятельности. В то же время, сам Гальперин уже в конце 60-х гг. Критически относился к деятельностного подхода. И, как отмечает В. П. Зинченко, его теория рассматривается как самостоятельный подход или направление, вошедшей в культурно-исторической психологии.
После первого доклада в 1953 году теория прошла десятилетний путь к оформлению в докторской диссертации 1965 года. В дальнейшем происходила ее специализация и уточнения.
Некоторые пункты теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий. По мнению Гальперина, умственные действия не являются врожденными (в этом с ним не соглашался, например, Рубинштейн), они усваиваются ребенком в процессе предметной деятельности (именно путем интериоризации) и общение с взрослыми; основными факторами формирования умственных действий является мотивация, правильное выполнение действий в их внешних предметных формах, планомерное приобретение действием определенных параметров (обобщение, обдуманный характер) ее полноценное воспроизведение в ментальном плане (в частности, и осознание — способность точно определить действие словами).
Гальпериным и его учениками экспериментально обоснованный подход к научению, благодаря которому формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем автоматического запоминания в ходе деятельности), без использования так называемого метода проб и ошибок.
Разработана Петром Яковлевичем чрезвычайно подробная схема образования умственных действий нашла практическое применение в различных сферах жизни. Например, в 1971-1972 годах в советской армии проводился масштабный эксперимент под руководством Б. Ц. Бадмаева по применению теории Гальперина для подготовки военных специалистов.
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий принесла общее в т. Ч. Международное признание, но не является единственным достижением Гальперина
Он уделял внимание базовым вопросам теории психологии (определение предмета науки, ее объективность), методов исследований (совершенствование метода формирующего эксперимента), разрабатывал теорию внимания, внес вклад в развитие прикладных отраслей психологического знания
Теория Гальперина: 5 этапов формирования умственных действий
Теория Гальперина: 5 этапов формирования умственных действий
В своих работах П. Я. Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие успешный перевод внешних действий во внутренние.
Психологические теории
В основу теории П. Я. Гальперина было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Он считал, что развитие мышления ребенка на ранних этапах его развития непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами и т. д. Однако перевод внешних действий во внутренние с превращением их в определенные мыслительные операции происходит не сразу, а поэтапно. На каждом этапе преобразование заданного действия осуществляется лишь по ряду параметров.
Согласно мнению Гальперина, высшие интеллектуальные действия и операции не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, а те в свою очередь опираются на предшествующие им способы выполнения данного действия. И в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы.
По мнению П. Я. Гальперина, существует четыре параметра, по которым преобразуется действие. К их числу относятся: уровень выполнения; мера обобщения; полнота фактически выполняемых операций; мера освоения. При этом первый параметр действия может находиться на трех подуровнях: действия с материальными предметами; действия в плане внешней речи; действия в уме. Три остальные параметра характеризуют качество сформированного на определенном подуровне действия: обобщенность, сокращенность, освоенность.
Процесс формирования умственных действий, в соответствии с концепцией П. Я. Гальперина, имеет следующие этапы.
Первый этап характеризуется формированием ориентировочной основы будущего действия. Основным моментом данного этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге оно (действие) должно соответствовать.
Второй этап формирования умственного действия связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов.
Третий этап связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без опоры на реальные предметы. На данном этапе происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного плана во внутренний план. Главной особенностью данного этапа является использование внешней (громкой) речи в качестве заменителя манипулирования с реальными предметами. П. Я. Гальперин считал, что перенос действия в речевой план означает прежде всего речевое выполнение определенного предметного действия, а не его озвучивание.
На четвертом этапе освоения умственного действия происходит отказ от внешней речи. Осуществляется перенос внешнеречевого выполнения действия целиком во внутреннюю речь. Конкретное действие выполняется «про себя».
На пятом этапе действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом выполнения данного действия из сферы сознания (то есть постоянного контроля над его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков.
Развитие мышления ребенка не только оказывает влияние на одновременное развитие его речи, но и обусловливает развитие других психических познавательных процессов, в том числе и развитие представления.
Оглавление книги