Теории личности
Содержание:
Классификация психотипов личности в зависимости от характера
Люди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.
Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.
Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.
Психологические типы личности по Э. Фромму:
«Мазохист-садист»
Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.
Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.
Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.
«Разрушитель»
Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей. Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности. «Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.
«Конформист-автомат»
В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое
«Я»
Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.
Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.
Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.
Теория развития личности: генетическая модель
Генетическая модель Зигмунда Фрейда стремится понять личность через психологическое и сексуальное развитие. Согласно этой теории, на поведение людей будет сильно влиять стремление к удовольствию в детстве в разных эрогенных зонах тела. В соответствии с эволюционной стадией, в которой находится ребенок, эрогенная зона будет отличаться. Аналогичным образом, если на определенном этапе возникает слишком много удовлетворения или чувство внезапного разочарования, особый тип личности будет развиваться в зрелом возрасте..
Этапы личности
- Устный этап: На этой начальной стадии эрогенная зона — это рот. Это установлено от рождения до после первого года. Разочарование на этом этапе может породить агрессивную и реактивную личность.
- Анальный этап: этот этап включает в себя от первого года до четырех лет. Он характеризуется экспериментированием с задержкой и удалением фекалий и концентрирует свое удовольствие на заднем проходе. Проблема на этом этапе может сформировать очень замкнутого человека или, наоборот, слабый и расточительный.
- Фаллическая стадия: Согласно этой теории, между четырьмя и семью годами ребенок получает удовольствие от фаллоса и половых органов. Первые акты мастурбации начинаются, и разочарование во время этого процесса может развить знаменитый Эдипов комплекс и комплекс Электра..
- Этап задержки: На этом этапе (между семью годами до подросткового возраста) нет особой эрогенной фокусировки удовольствия, Фрейд полагал, что сексуальное влечение оставлено в стороне, чтобы позволить человеку правильно изучать окружающую среду..
- Генитальная стадия: наконец, на этом этапе ребенок достаточно вырос и позволяет сексуальному влечению завладеть его личностью. Именно на генитальной стадии люди экспериментируют с сексуальностью и подтверждают себя как мужчины или женщины (согласно их теории).
Теория Фрейда: психоанализ
Зигмунд Фрейд был врачом австрийского происхождения, который посвятил большую часть своей карьеры изучению и попыткам понять сложный человеческий разум. Он признан отцом психоанализа и благодаря своим теориям начал придавать значение методам лечения психического здоровья..
Психоаналитическая теория: резюме
Психоанализ — это дисциплина психологии, направленная на изучение не только видимого поведения. Эта теория утверждает, что личность является результатом взаимодействия между внутренними конфликтами и внешними требованиями. Кроме того, психоанализ утверждает, что есть импульсы и мысли вне нашего сознания (бессознательного), которые направляют и определяют наш характер.
Фрейд утверждал, что разум состоит из разных уровней или слоев. Эти уровни названы сознательный, предсознательный и бессознательный. Каждый слой имеет определенную информацию о нашей личности и нашем поведении с другими, также, чем глубже слой, тем больше скрытой информации.
- сознательная: Это наиболее видимый уровень наших мыслей, мы можем получить к нему доступ посредством упражнений на рефлексию, сознательная часть нашего ума охватывает наши желания и более явные идеи.
- предсознательный: Этот слой человеческого разума считается мостом между прямыми мыслями и самыми субкосмическими импульсами. На этом уровне вы найдете мысли о доступе немного сложнее. Один из инструментов психоаналитической терапии основан на доставке содержимого бессознательного в подсознание для доступа к нему..
- бессознательный: для Фрейда бессознательное — это неизвестное и недоступное человеческому разуму, мы не знаем с уверенностью, что происходит в этом слое нашего мяты, однако психоанализ утверждает, что оно сильно влияет на нашу личность. Бессознательное включает в себя содержание, связанное с пережитыми переживаниями, личными травмами и побуждениями животных..
Теория психоанализа направлена на объяснение всего функционирования человека, от наиболее видимых форм поведения до наиболее подавленных эмоций, посредством психологических травм и расстройств, которые начали документироваться с момента рождения этой дисциплины..
Краткое резюме
Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:
- Научную дисциплину
- Комплекс мероприятий по исследованию психических процессов
- Методику лечения нарушений невротического характера
Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.
Советуем также прочитать:
Метод свободных ассоциаций
10 популярных направлений психологии
Эго, Суперэго и Ид в психоанализе
Идеи Карла Густава Юнга
Ключевые слова:1Коммуникации
Структура личности по Юнгу ^
Аналитическая психология — в ней изложена структура личности по Юнгу — это Эго, Личное бессознательное, Коллективное бессознательное.
Эго — это центр сознания, часть души, включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли, и все то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.
Личное бессознательное — это структура личности, в которую входят вытесненные (подавленные) из сознания воспоминания, чувства, переживания.
Также, по Юнгу, в личном бессознательном хранятся комплексы человека, которые могут захватить контроль над личностью и управлять ее поведением.
Коллективное бессознательное — это место хранения древних, скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. Из-за этого коллективное бессознательное универсально, в отличие от личного, которое индивидуально.
Главная концепция Юнга — из-за чего собственно он разошелся во мнениях с Фрейдом — это именно коллективное бессознательное, лежащее в структуре личности человека и представленное в виде архетипов (первообразов).
Архетипы, по мнению Юнга, являются универсальными, общечеловеческими моделями восприятия, имеющими значительный эмоциональный элемент. Например, архетипы Матери, Энергии, Бога, архетип Героя, Мудреца, Ребенка и т.д.
Главные архетипы в структуре личности по Юнгу
Основные, главные архетипы в структуре личности по Юнгу — это Персона (Маска), Тень, Анима и Анимус, Самость.
Персона (или Маска) — это социальная роль человека, его публичная личность, маска, которую он неосознанно надевает в связи с господствующими установками с обществе.
Если Эго идентифицируется с Персоной, то человек перестает быть самим собой, всю жизнь играя чужую роль.
Тень — это противоположный Персоне архетип личности. Тень иррациональна, обычно аморальна, содержит отвергаемые в обществе импульсы (иногда сексуальные, агрессивные). Поэтому энергия Тени обычно подавляется защитными механизмами психики.
Зачастую, люди с нормальным ЭГО направляют эту энергию в нужное, управляемое русло. Например, в творческую деятельность.
И «Персона» и «Тень» могут проявляться в личном бессознательном и даже в Эго, например в виде отвергаемых мыслей или приемлемого поведения в социуме.
Анима и Анимус — архетип, связанный с бисексуальностью человека по своей природе. Он отражает женское психологическое начало в мужчине (Анима) и мужское начало в женщине (Анимус), т.е. в современном обществе можно заметить маскулинные проявления у женщин и феминные — у мужчин (не имеется в виду сексуальная ориентация, хотя при серьезных нарушениях может быть неправильная половая идентификация).
Самость — самый главные архетип в структуре личности — центр ЭГО (Я). По сути, это идеал, к которому люди неосознанно стремятся, но редко кто этого достигает.
Самость — «Бог внутри нас» — это архетип стремится к целостности и единству (нечто схожее можно увидеть в религиях Востока, это своего рода совершенство, характерно представленное в образах Христа, Будды…).
За счет индивидуации, обычно к возрасту середины жизни (часто, когда наступает кризис среднего возраста) может наступить четкое ощущение Самости. Это что-то такое…типа ощущение чего-то далекого, непостижимого и незнакомого и одновременно близкого, родного, хорошо известного…
Понятие «комплекс» в психоанализе
Поведение человека напрямую связано с развитием психики. На ее формирование оказывают влияние установки, мотивы, представления. Совокупность этих составляющих, сформированных в бессознательной области, в психологии интерпретируется, как комплекс.
Сочетание факторов может формироваться вокруг любого эмоционального состояния (аффекта). Чаще комплекс интерпретируют, как нечто негативное. В психоанализе рассматривается несколько групп подобных образований, определяющих сознательную жизнь индивида.
Распространенные комплексы
Вид | Определение |
---|---|
Эдип (Электра) | Указывает на сексуальное влечение мальчика к своей матери, что провоцирует агрессию к отцу. В женской интерпретации это комплекс Электры, когда девочку влечет к папе |
Неполноценности | Чувства ограниченности возможностей, собственной недостаточности присущи многим людям. Заменяются компенсацией – стремлением к всевозможным успехам, позволяющим доказать свою значимость |
Ионы | Здесь на первое место выходят сомнения, что человек не в состоянии реализовать свои способности и чего-то добиться в жизни. На фоне страхов индивид сознательно занижает свои притязания |
Существуют и другие комплексы специфического характера, с помощью которых можно интерпретировать поведенческие реакции человека и психические процессы.
Комплекс неполноценности