Анализ мотивации достижения в процессе профессионально-психологического отбора кадров

Содержание:

От избегания — к достижению

В психологии выделяют два вида мотивации: мотивацию избегания неудач и мотивацию достижения успеха. Наиболее пристально изучением этих видов мотивации занимался Хайнц Хекхаузен. Он же создал проективную методику, направленную на изучение того, какой из этих двух видов мотивации преобладает у человека.

Мотивация избегания неудач

Мотивация избегания неудач побуждает человека выстраивать своё поведение и свою жизнь таким образом, чтобы в ней было как можно меньше провалов, ошибок, неуспеха. Такой человек осторожен, боязлив и тревожен, не любит рисковать, старается «подстелить соломку» в любом деле.

Примеры: «лишь бы ей не было хорошо», «как бы этим не заниматься», «не попасть бы сюда снова», «я не хочу толстеть».

Мотивация достижения успеха

Мотивация достижения успеха способствует тому, что человек в своём поведении и жизни в целом направлен на достижение целей, на преодоление препятствий, на получение желаемого. Такой человек более смел и решителен, не боится рисковать, старается ставить цели и идти к их достижению.

Примеры: «я хочу добиться высокой должности», «нам нужно найти лучшие условия для жизни», «я хочу быть стройным».

Как видно из описаний и примеров, эти два вида мотивации противоположны друг другу: мотивация избегания побуждает человека удаляться от нежелательного, а мотивация достижения — двигаться к желаемому.

Мотивация избегания неудач и мотивация достижения успеха в поведении

В нашем поведении между мотивацией избегания и мотивацией достижения должен быть баланс, но с небольшим перевесом в сторону мотивации достижения успеха. Рассмотрим, почему.

Чем опасна мотивация избегания неудач

Руководствоваться в своём поведении исключительно мотивацией избегания неудач — гиблое дело.

Мотивация избегания нередко актуализируется тогда, когда человек находится в великом затруднении насчет того, чего же ему на самом деле хочется, чего же ему такого сделать, чтобы ему было хорошо.

Когда не хватает сил на поиски хорошей цели для себя, на осознание своих потребностей, человек концентрируется на том, чтобы исключить неприятные переживания из жизни. Согласитесь, неприятная ситуация.

Как говорится, «плохо, когда невозможно достичь желаемого; но еще хуже — не знать, чего ты хочешь».

Руководствуясь в своём поведении мотивацией избегания, человек, часто сам того не понимая, расставляет определенные акценты: мозг занят мыслями о нежеланном, и по этой причине именно с нежеланным человеку приходится иметь дело. Здесь работает принцип «не думайте о белой обезьяне»: вы вынуждены о ней думать, чтобы о ней не думать. Парадоксально? Но факт.

Наконец, концентрируясь на мотивации избегания, на нежелательных объектах, человек зачастую забывает подумать о том, чего бы ему на самом деле хотелось. Убегать-то от чего — это понятно, но вот — к чему?.. Забывая поставить себе цель, человек сам бежит, не зная куда.

Итог этого «убегания» вы не контролируете, он вам не подвластен, если помимо мотивации избегания неудач вы не подключаете мотивацию достижения успеха.

Чем опасна мотивация достижения успеха

Если руководствоваться исключительно мотивацией достижения успеха, то можно также придти к нежелательным последствиям. Ведь смел не тот, кто не боится, а тот, кто вопреки страху продолжает делать то, что от него требуется.

Осознавать трудности и опасности, с которыми можно столкнуться на пути к достижению своих целей, необходимо. И по возможности даже избегать их. В противном случае, добившись цели, можно придти к нежелательным последствиям, которые омрачат радость достижения.

Например, слишком усердная работа может привести к истощению. В этом случае на радость от достижений не остаётся сил. Во избежание истощения необходимо иногда отдыхать. Иногда — отдыхать, а не совсем отказаться от работы под страхом усталости.

Таким образом, для нашего же психологического благополучия и насыщенного чувства удовлетворенности жизнью, наш мотивационный акцент с трудностей и опасностей должен смещаться на достижение желаемых целей.

Примечания

  1. С. Ю. Головин. мотивация достижения // Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест (рус.). — 1998.
  2. Murray, Henry Alexander. «Explorations in personality.» (1938).
  3. McClelland, David C., et al. The achievement motive. — Wash., 1974
  4. ↑ Шишканов С. О. Особенности преодоления трудностей при разном отношении к успеху и неудаче: диплом. работа. Московский гос. университет, Москва, 2015.
  5. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1966. Vol. 80. № 1. P. 1—28.
  6. ↑ Weiner B. An attributional theory of motivation and emotion. New York: Springer-Verlag, 1986
  7. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен — Санкт-Петербург: Речь, 2001; 256 стр
  8. ↑ Seligman M.E.P. Helplessnes: On depression, development, and death. San Francisco: Freeman, 1975
  9. ↑ Skinner E.A. Perceived control, motivation, & coping. Newbury Park (CA): Sage Publications, 1995
  10. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change // Psychological Review. 1977. Vol. 84. P. 191—215.
  11. Bandura A. Self-Efficacy Mechanism in Human Agency // American Psychologist. 1982. Vol. 37 (2). P. 122—147.
  12. Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy // Developmental Psychology. 1989. Vol. 25. P. 729—735.
  13. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. / Т. О. Гордеева — М.: Смысл, 2006. — 336с
  14. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В. И. Чирков. // Вопросы психологии, 1996, № 3, С. 16-27
  15. Виндекер, О.С. . docviewer.yandex.ru (2001). Дата обращения 17 июня 2019.

Давайте объединять!

Как я уже сказала в предыдущей статье про “сквозное” и “включенное” время, нет правильных и неправильных метапрограмм. Точно также и здесь.

Да, пессимизм действительно отрицательно влияет на мотивацию. Но оптимизм тоже усиливает ее далеко не всегда. Точнее, оптимизм хорошо работает для людей с мотивацией на результат. И совершенно не работает для людей, которые мотивированы избегать неудач.

Гораздо лучше воспринимать эти 2 разных мотивации как 2 метода достижения одной и той же цели. Правда в том, что вам не выехать на одном вдохновении или на одной заботе о безопасности. Эффективнее сочетать оба метода.

А если вы действуете в команде, то вам просто необходимо объединить людей из обоих “лагерей”

Только есть одно очень важное условие: нужно не стравливать их между собой, а достичь понимания, что люди из разных “лагерей” объединяются, чтобы достичь общей цели

Более того, исследования показывают, что самые лучшие пары (которые приносят наибольшее удовольствие и удовлетворение партнерам) состоят из людей с 2 разными мотивациями!

Людмила Примакоуч личных достижений

Просмотры поста:
7 813

Мотивация достижения успеха и избегания неудач – какую выбрать?

Это два самых популярных вида мотивации, не требующих больших затрат энергии. Они называются «К» и «От».

Мотивация К.

Данный способ мотивации базируется на прорывном стремлении добиваться поставленной цели несмотря ни на что. Она включает в себя получение удовольствия от жизни при преодолении определенных преград и получения за это соответствующей награды за проделанный путь.

Мотивация ОТ.

В ней лежит задача избегания жизненных трудностей. Ее можно применять как в работе, так и в личных отношениях с людьми. Иногда желание избежать определенной ситуации побуждает к действиям намного сильнее, чем желание достичь определенного успеха.

Как мотивировать себя что-то делать?

Давайте разберем для начала другой вопрос, который, по сути, является почти противоположным понятию мотивации, но неразрывно связан с ней.

Лень — что это такое и откуда берётся?

Кто не знаком с ленью? Да все поголовно, кроме, разве что, совсем маленьких детей, которые будто запрограммированы таким образом, чтобы без устали развивать бурную деятельность самого разного спектра. Вот уж где ежечасная мотивация в жизни и достижение цели!

Вырастая же, человек знакомится с ленью во всей её красе. Варьируется только личностное к ней отношение, обусловленное качествами характера, нормами воспитания и усвоенными убеждениями.

Поэтому кто-то сквозь зубы ежедневно преодолевает самого себя, кто-то машет белым флагом, сдаваясь и испытывая горечь поражения.

Есть ещё особая каста людей, которая владеет знаниями. Эти знания о мироустройстве, об энергии, о тонком плане. О техниках исполнения желаний, о целительстве, о самом себе. О работе с энергиями и использовании их во благо. У них, как у детей не прекращается мотивация в жизни, и достижение цели для них простой осознанный процесс.

Что такое лень? Как лень мешает мотивации в достижении цели?

Касту можно разделить на две половины и, кажется, должна бы быть противопоставлена друг другу, однако, если присмотреться поближе, представляет собой схожее восприятие вопроса про лень.

Одни, наслаждаются ленью, и жизнь их будто сама организовывается таким образом, что обеспечивает им минимум ненужных им дребезжащих суетливых действий, при этом сохраняя должный уровень комфорта.

А для других, напротив, лень будто бы не существует. Эти супер люди порой доводят некоторых, кто еще не в ладу с собой и не владеет знаниями, до желания поискать у них «секретную кнопочку». Которая обеспечивает им ежечасную энергию, радость жизни и неуёмное желание воодушевлённо делать и заниматься вообще всем, что им в текущем дне выпадает.

При этом они жарко строят планы в намерении как можно скорее взяться и попробовать заняться и тем и этим, и вот тем ещё. Что и удивляться тому, что  у тех, кто ведёт неравный бой с ленью ежедневно, при общении с такими вот людьми «энерджайзерами» появляется тайная неблагородная мысль не только найти заветную «секретную кнопочку», но и долбануть по ней чем-то потяжелей, чтоб микросхемы поплавились.

А что это, действительно, все люди как люди, волокут свою ношу, а тут, гляди ты, сколько лёгкости, мотивация в жизни и достижение цели всегда легко происходит. Обидно же))). Хотя, правильней будет разобраться в этом вопросе, обучиться и строить свою гармоничную жизнь так, как считаете нужным и никого не выключать и не долбать. Вот чтобы не было обидно, разберёмся для начала, что такое лень в принципе.

Лень – это отсутствие этой самой пресловутой мотивации, о которой мы сегодня говорим. Иначе говоря, лень это категорическое непонимание для чего делать то или иное. Подсознательная убеждённость в безсмысленности того, что нужно сделать. Какая уж тут мотивация в жизни и достижение цели…

За этим может стоять многое и разбираться, вытягивая неприятное, наматывая его виток за витком. Расстраиваясь, не то чтобы ничего не даст, но разрушит и без того шаткий эмоциональный настрой.

Так нужно делать только под четким сопровождением специалиста. Когда я оказываю помощь, то мы обязательно достигаем положительных результатов.  Есть и другие пути, о них ниже.

Как мотивировать себя на достижение цели?

Нужно выявить и структурировать для себя все плюсы и выгоды того, что нужно сделать. Причём, сделать это так смачно и по-конфетному вкусно, чтобы, как и в еде, на предстоящее дело разыгрался аппетит.

Ведь часто себе привыкли не уделять должно внимания практически ни в чём, что и дела делают через силу и еду швыряют в себя, словно в мусорный бак, особо не уделяя внимания этому процессу.

Есть специальные практики, которые включены в курс обучения эзотерике

Благодаря им можно получить супер результаты! Сумасшедшее, искреннее желание творить, делать и самое важное. Появляются силы и энергия на воплощение желаемого

И мотивация в жизни и достижение цели.

А какой тип мотивации доминирует у тебя?

Проверьте себя с помощью опросника по мотивации. За каждое утверждение, с которым вы согласны, начисляйте себе 1 балл. Затем посчитайте, в какой метапрограмме у вас больше всего баллов.

Мотивация “к чему-то”

  1. Я чувствую, что мне часто везет.
  2. Иногда мне так нравится то, чем я занимаюсь, что я чувствую прилив сил и делаю больше, чем хотел!
  3. Правила существуют для того, чтобы их нарушать.
  4. Неприятности со мной случаются, но я не обращаю на них внимания, они только усиливают мое желание прийти к цели!
  5. Я скорее оптимист.
  6. Когда я хочу что-то купить, я выбираю товар по тому, что я хочу в нем видеть.
  7. Я редко сожалею о прошлых неудачах, ведь они сделали меня таким, какой я есть.
  8. Когда я планирую что-то сделать, я представляю, что у меня появится, когда я это сделаю.

Мотивация “от чего-то”

Почти все в моей жизни мне приходится достигать трудом.
В детстве родители устанавливали для меня много правил.
Мне незнакомо чувство близкого успеха

Дело либо сделано, либо нет.
Иногда по неосторожности я попадаю в беду и сильно переживаю из-за этого.
Я скорее пессимист.
Когда я хочу что-то купить, я выбираю товар по тому, чего там точно быть не должно.
Раньше я работал в ужасном месте. Здесь тоже не без проблем, но меня радует, что больше я туда не вернусь.
Когда я планирую что-то, я понимаю, от какой ситуации в настоящем я хочу уйти.

Мотивация достижения поставленных целей

Ярко выраженная потребность выполнения поставленных целей – черта сильных, принципиальных, волевых личностей. Мотивация достижения успеха представляет собой стремление добиться высоких результатов в выбранной сфере деятельности.

А. Маслоу представлял потребности людей пирамидой, состоящей из физиологических потребностей, безопасности, принадлежности, признания, познания мира, самопознания. Когда потребности не реализованы – личность ощущает себя несчастной, пытаясь выяснить причину. Нежелание выяснять причины порождает апатию, депрессии.

Сильная мотивация

Определяется факторами:

  1. Стремление достижения успешности.
  2. Отсутствие страха трудных задач.
  3. Желание выполнять поставленную задачу качественно.
  4. Самосовершенствование.

Представим двух одинаково способных школьников. Школьник, обладающий сильной мотивацией к результату, занимается ежедневно самостоятельно или с репетиторами, пытаясь разобраться с непонятными темами. Стремится получать только хорошие оценки.

Ребенок со слабой мотивацией к результату, сталкиваясь со сложностями, предпочтет с ними не разбираться. Школьник спишет у товарища.

Значение теории мотивации

Сотрудники бывают разными. Работодатели должны уметь определять тип личности своих подчиненных, чтобы должным образом мотивировать их и добиваться наибольшей отдачи на рабочем месте. Хотя разных людей отличает разный уровень мотивации, его можно в равной мере поддерживать следующими способами.

Работникам, чья мотивация заждется на достижении успеха, нужно ставить сложные задачи и предлагать серьезные цели. При этом недостаточно сложные задачи или задачи с низким уровнем риска будут восприниматься ими как работа, на которую не стоит тратить время и усилия, а задачи с недостижимыми целями и вовсе могут их демотивировать. Хорошим примером данного типа людей являются спортсмены.

Мотивация других сотрудников сильно зависит от достижения власти. Такими людьми руководит сильное желание обрести власть или полномочия управлять другими, даже когда прочие мотивационные факторы (даже оплата труда) сравнительно невелики. Примером таких людей являются все те, кто поступает на службу в полицию.

Сотрудникам, мотивация которых связана с причастностью, требуется дружная рабочая среда. Поскольку эти люди предпочитают работать в группах, нежели в одиночку, они могут сопротивляться переводу в другой отдел или место из-за своего желания оставаться рядом с друзьями и семьей. Их сопротивление можно наблюдать даже в тех случаях, когда перевод крайне выгоден для карьерного развития. Такие работники могут показывать отличные результаты, когда им поручают задачи, основанные на социальном взаимодействии – к примеру, сфера обслуживания клиентов, административная работа и т. д.

Полезный инструмент Сборник игр и упражнений для тренинга по управлению

С помощью активностей в этом сборнике вы очень просто сможете создать тренинг по управленческим навыкам. Узнайте детали

Опыт успешных людей

Все успешные личности проходили сложный путь. Совершали ошибки, слышали мнения скептиков. Предприниматели имели неблагоприятную среду для успешной деятельности, художников признавали посмертно. Объединяло успешных личностей одно – четкие цели, выраженные мотивы. Художников, поэтов, писателей не стимулировали деньги – Франц Шуберт предпочитал жить бедно, занимаясь любимым делом.

Уолт Дисней – представитель бедной семьи, работал разносчиком газет. Родители не разделяли увлечения рисованием, поэтому мультипликатор творил ночами. Билл Гейтс был невероятно целеустремлен. Единственная цель – успешность. Будущий крупнейший акционер посвящал мечте большинство свободного времени. Стив Джобс ночевал у друзей, сдавал бутылки, добывая еду. Будущий предприниматель стремился за мечтой, добившись своего при помощи целеустремленности.

Подобных примеров бесконечно много

Важно уяснить одно – бедственное финансовое положение, отсутствие веры близких закалили успешных личностей

Мотивация достижения успеха и избегания неудач

Мотивация является очень важной составляющей жизни каждого человека. Она может приводить к невероятным достижениям и движению вперед, а может и наоборот создавать препятствия на пути, мешать развиваться, добиваться успеха и процветания

Почему это происходит и что нужно знать о мотивации, чтобы она помогала, а не препятствовала, поговорим дальше.

Принято выделять мотивацию достижения успеха и избегания неудач. Оба эти вида мотивации приводят к разным последствиям и складываются из многих факторов, которые поддерживают, направляют человека, побуждают его к действию или бездействию. От мотивации зависит характер человека, способности, эмоции.

Мотивация зависит от характера, ценностей, условий деятельности, убеждений мировоззрения, с учетом которых формируется намерение человека. В основе любой деятельности или бездействия лежит мотивация, т.к. она определяет активность и заинтересованность человека.

Мотивация состоит из мотивов, которые дают ответ на вопросы «зачем? «, «для чего? «, «почему?», «от чего человек ведет себя именно так, а не иначе»? Мотив определяет выбор цели, средства и способа достижения намеченной цели. Зачастую мотивы не осознаются и человек, совершая те или иные действия, и не отдает себе отчет в том, что побуждает его делать это.

Мотивы бывают разные, среди них можно выделить мотив власти, уважения, достижения успеха и избегания неудач.

Человек с актуальным мотивом достижения успеха эффективен в любой сфере жизни. Он ставит перед собой цели, достижение которых однозначно расценивает как успех.

Такие люди стремятся, во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности.

Они смелы,  решительны, мобилизуют свои ресурсы, сосредотачиваются на достижении поставленной цели и рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение.

Люди с мотивацией избегания неудач не стремятся к достижениям, основной их целью является стремление избежать неудач. Такой человек не верит в свои способности и возможности, боится критики, неуверен в себе, не получает удовольствие от деятельности, в которой могут возникнуть неудачи.

Получается, что люди, стремящиеся к достижению успеха способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивая себя. Они знают что хотят, что могут и чего способны добиться.

Тогда как те, кто стремится к избеганию неудач не в состоянии адекватно оценить себя, завышая или занижая свои притязания. Они склонны ставить перед собой либо очень легкие, либо очень труднодостижимые цели. Такие люди обладают повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Они избегают соревнований и соперничества. У них отсутствует адекватная оценка достигнутого.

Каждому человеку свойственно стремиться к успеху и беспокоиться по поводу неудач. Но ведущей мотивацией становится только одна. Мотивация достижения успеха связана с продуктивной деятельностью, а избегание неудач – с тревожностью и защитным поведением.

От преобладающей мотивации зависит трудность выбираемой цели. Люди, нацеленные на успех, цели выбирают средние или слегка завышенные, незначительно превосходящие уже достигнутый результат. Они рискую с расчетом. Люди, мотивированные на избегание либо существенно занижают, либо ставят перед собой неоправданно завышенные цели.

Тот, кто стремится к успеху, проявляет настойчивость в деятельности, а избегающий неудач избегает действий, которые, по его мнению, могут привести к неудаче, стремясь выйти из ситуации, угрожающей неудачей.

Стремящиеся к достижению люди полагаются на свои силы и имеют направленность  на  развитие и самосовершенствование, предпочитают работать над задачами, требующим приложения усилий, но являющимися разрешимыми, чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда сами могут ее планировать и самостоятельно определять свои цели. Они переживают гордость и радость при достижении результата.

  • Мотивированные на достижение успеха объясняют достижения своими способностями, а мотивированные на избегание неудач склонны приписывать свой успех стечению обстоятельств.
  • Тот, кто стремится, к достижениям идет вперед и приобретает все то, что хочется иметь тем, кто пытается  взбегать неудач.
  • Елена Бархатова      .

Пояснение по каждому компоненту теории

Разных людей мотивируют разные факторы. Эти факторы зависят от характера или типа личности человека, поэтому теория мотивации была разработана с учетом трех основных факторов, включающих:

Потребность в достижении успеха

Есть люди, которых мотивирует их достижения на работе. Таких сотрудников принято считать ответственными исполнителями, которые всегда с нетерпением ищут возможности показать выдающиеся результаты в своей области.

Люди, чья мотивация основана на достижении успеха, предпочитают работать над проектами, результаты которых полностью зависят от потраченных усилий и ни от чего больше. Кроме того, они предпочитают брать на себя умеренные и сложные задачи и стремятся избегать как высокого риска, так и его отсутствие. Это связано с тем, что задачи, связанные с высокими рисками, могут обернуться провалом, в то время как низкий риск не гарантирует убедительных побед.

Говоря о материальных или нематериальных наградах, стоит отметить, что они оказывают незначительное влияние на мотивацию подобного рода людей. Тем не менее, данный тип личности требует постоянной обратной связи от начальства / руководства, поскольку это помогает ему сравнивать свои ожидаемые достижения с фактическими успехами.

Потребность во власти

Согласно МакКлелланду, потребность во власти обуславливает стремление людей контролировать свои действия, а также деятельность других людей. Мотивация такого типа личности не зависит ни от признания, ни от наград, а лишь от подчинения и согласия других.

Такие люди любят спорить и конкурировать. По сравнению с теми, кто больше ценит успех и причастность, они более властны и напористы. Их также отличает трепетное отношение к вопросам дисциплины.

При этом «властолюбцы» чаще других испытывают разочарование, когда та или иная ситуация выходят из-под их контроля, поскольку они чувствуют себя беспомощными.

Потребность в причастности

Причастность выражается в позитивных, порой интимных личных отношениях. Иными словами, причастность можно определить как положительную реакцию, которую человек получает в ответ на стремление поддерживать позитивные и эффективные отношения с людьми, которые его окружают большую часть времени.

Те, кто ценит причастность выше успеха и власти, всегда рассчитывают на теплые межличностные отношения с окружающими. Хорошие отношения создают чувство привязанности, что автоматически гарантирует поддержку и сотрудничество.

Тем не менее, подобный тип людей обычно избегает неопределенных, рискованных и связанных с высоким уровнем конкуренции ситуаций, поскольку они, прежде всего, стремятся получить любовь и признание, и ужасно боятся быть отвергнутыми – именно поэтому на рабочем месте такие сотрудники обычно придерживаются принятых норм и этики.

Мотивация достижения поставленных целей

Ярко выраженная потребность выполнения поставленных целей – черта сильных, принципиальных, волевых личностей. Мотивация достижения успеха представляет собой стремление добиться высоких результатов в выбранной сфере деятельности.

А. Маслоу представлял потребности людей пирамидой, состоящей из физиологических потребностей, безопасности, принадлежности, признания, познания мира, самопознания. Когда потребности не реализованы – личность ощущает себя несчастной, пытаясь выяснить причину. Нежелание выяснять причины порождает апатию, депрессии.

Сильная мотивация

Определяется факторами:

  1. Стремление достижения успешности.
  2. Отсутствие страха трудных задач.
  3. Желание выполнять поставленную задачу качественно.
  4. Самосовершенствование.

Представим двух одинаково способных школьников. Школьник, обладающий сильной мотивацией к результату, занимается ежедневно самостоятельно или с репетиторами, пытаясь разобраться с непонятными темами. Стремится получать только хорошие оценки.

Ребенок со слабой мотивацией к результату, сталкиваясь со сложностями, предпочтет с ними не разбираться. Школьник спишет у товарища.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector