Воля человека (термин, понятие, теории)

Волевая регуляция поведения.

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» — это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли — это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу — но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

«Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других — незначительную.

Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт — либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

Как развить силу воли

Худеющая девушка, возможно, не в восторге от строгой диеты и изнуряющих тренировок, но ей надо это делать, чтобы выглядеть хорошо. Студенту сложно вставать рано, чтобы прийти к первой паре, но он должен это делать, иначе не получит заветный диплом. Ребенок не хочет убирать свою комнату, но делает это, чтобы не влетело от родителей.

Отсюда видно, что воля связана отнюдь не с радостными побуждениями, а принуждением себя к какой-либо деятельности, действию или бездействию (иногда не делать что-либо – это тоже проявление воли. Например, не курить).

  1. Буквальное принуждение себя является насилием. Человек не сможет издеваться над собой бесконечно и однажды сдастся, не дойдя до цели. Поэтому первый совет заключается в том, чтобы находить для себя правильную мотивацию.

    Ну, например. Мужчина пожилого возраста (старик) будет вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), чтобы поддерживать свое здоровье в норме и, как следствие, прожить дольше.

    Такая мотивация не сработает у полного сил юноши, ведь он еще далек от смерти и совсем о ней не думает. Зато он может мотивировать себя заниматься спортом ради женского внимания. Честность с самим собой – залог эффективной мотивации.

Сила воли взращивается таким качеством, как мужество. Многие решения откладываются людьми из-за страхов (часто нерациональных), неуверенности в своих силах. Смелый человек идет вперед, даже если страшно. Нет людей, которые ничего не боятся. Есть те, кто боится и делает, и те, кто боится и бездействует. Боятся все – помните это. Смелость и мужество тренируются так: вы должны делать то, чего боитесь. Вместе с этими действиями приходит ощущение «я могу!», повышается самооценка и появляется вера в себя. Сила воли требует постоянных тренировок. Если что-то не получилось один раз, нужно пробовать второй, третий…десятый. Неудача тоже опыт. Необходимо анализировать свои действия, переосмысливать их, менять тактику и стратегию, чаще думать о цели, подниматься и идти дальше.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Свободна ли воля

Вот мы и подошли к самому важному и теперь разберем, а действительно ли наша воля свободна. По представлениям философов, свобода воли — это возможность человека делать выбор вне зависимости от обстоятельств, в которых он делается

Но среди ученых до сих пор ведётся спор о её существовании и её природе. Есть несколько противоположных позиции.

Детерминизм (свободы нет).

Это учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности . Согласно этому учению, все происходящие в мире события определены Богом, явлениями природы. Детерминисты утверждают, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее и при наличие достаточной информации можно предсказывать будущие события с абсолютной точностью. Поэтому у воли нет свободы.

Индетерминизм (свобода есть).

Эта концепция гласит, что законы природы вероятностны, а случай является не только равноправной по отношению к необходимости сущностью, но и более фундаментальной, позволяющей объяснить эволюционный характер природы . Квантовая механика предсказывает события только в вероятностных терминах, ставя под сомнение, является ли вселенная детерминированной. Согласно этой концепции некоторые объекты, включая человека, являются источниками действий (причинами) и несут ответственность за их последствия, т.к. обладают свободной волей.

Волюнтаризм (свобода есть).

Признает волю особой, надприродной силой . Волевые акты ничем не определяются, но сами определяют психические процессы. Волевое начало противопоставляется объективным законам природы и общества, утверждается независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Инкомпатибилизм (свободы нет).

Позиция инкомпатибилизма заключается в том, что свобода воли и детерминизм несовместимы, а поведение человека является механистическим, как у робота, реагирующим предсказуемым образом на стимулы в нашей среде, поэтому у людей нет свободной воли.

Компатибилизм (свобода есть).

Компатибилисты утверждают, что детерминизм совместим со свободной волей. Т.е. человек может свободно действовать в соответствии с собственными мотивами, без вмешательства других людей

Компатибилисты утверждают, что истинность детерминизма не имеет значения, важно лишь то, что воля человека является следствием его собственных желаний и не определена внешними условиями

Активизм (свобода есть)

Б.И. Кочубей, опираясь на современных достижениях психофизиологии и изучении мозга, выделил новую характеристику человека – активизм . Согласно его выводам человек является не пассивным существом, реагирующим на внешние воздействия, а он – активная личность, направляемая внутренне заданными целями, способной к произвольной самореагуляции.

Свобода воли в теологии.

Все религии отличаются тем, как они объясняют парадокс всеведения Бога и свободы воли. Поскольку если Бог знает всё, что произойдет, вплоть до любого возможного выбора, то такой выбор вряд ли можно назвать свободным.

Философ С. Къеркегор утверждал, что Бог, как существо всемогущественное, великодушное и добродетельной, мог создать существ с полной свободой от него, поскольку самое лучшее, что он может дать — наградить свободой.

В современной буддологии считается, что свобода воли прямо связана с концепцией кармы, у которой существуют две части: дайва и пуруша-кара. Первая часть связана с прошлыми поступками, которые нельзя изменить (судьба). Вторая часть является «свободной инициативой», с помощью которой человек может изменять будущее.

Иудаизм поддерживает концепцию свободы воли, например, в талмуде есть высказывание: «Все предвидено, но воля дана». Л. Гершома считает, что Бог не предвидит всех решений человека, но всегда может направить историю по нужному ему пути.

Определение воли в психологии

Понятие воли родилось в философии, где воля определяется как способность разума к самоопределению, в том числе моральному, и порождению специфической причинности. Перейдя в психологию и неврологию, определение воли утратило моральный аспект и стало трактоваться только как психическая функция. Традиционное отнесение воли к высшим психическим функциям говорит о представлении о ней как о свойстве человека, но не животного, хотя некоторые исследования животных ставят данное представление под сомнение.

В самом общем смысле воля рассматривается в психологии как способность человека к сознательной саморегуляции. Воля необходима как для совершения действия, так и для отказа от него. Основной элемент воли — это акт осознанного принятия решений. Воля близка к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который принимает такое осознанное решение, должен оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия.

В более общем философско-психологическом понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия». Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания

Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер — в деятельности имеет место воля.

Некоторые психологи смешивают понятие воли как психической функции со способностью человека стремиться к достижению цели, в результате чего можно встретить такие определения: «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…».

В социологии также имеет место понятие воли. Социолог Ф. Н. Ильясов, например, определяет волю как «способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка».

Значение термина «воля»

Помимо эмоциональности и чувственности, деятельность человека регулируется его волей. Она помогает управлять поведением даже при возникновении трудностей. Волевая регуляция способствует борьбе с трудностями, возникающими во время достижения цели. В других случаях от человека не требуется особых усилий. Совершаемые сложные действия не являются волевыми, если человек не заставляет себя осуществлять их.

Воля — возможность человека совершать осознанные действия в направлении установленной цели, преодолевая в процессе все возникающие внутренние препятствия. Традиционная психология считает волю источником человеческой активности, который позволяет поведению не быть зависимым от различных причин. Современная психология отмечает объективную детерминированность волевых действий закономерностям.

Волевой акт характеризуется следующими признаками:

  1. необходимость приложения усилий;
  2. наличие плана поведения;
  3. повышенная сосредоточенность и отсутствие радости от результата;
  4. направленность действий на преодоление себя.

В наши дни психология не имеет четкой теории о воле. Большое количество ученых пытаются создать учение о воле, но до сих пор они не пришли к единому мнению. С начала прошлого века идет спор между сторонниками активной и реактивной моделями поведения. Приверженцы активной модели определяют, что человек всегда способен осознанно выбирать форму поведения. Сторонники реактивной концепции считают поступки человека ответом на внешние и внутренние раздражители.

Современные исследования свободы воли.

В 2008 году группа немецких ученых под руководством Д. Хайнеса провели эксперимент . Испытуемым предлагалось принимать решение, на какую из двух кнопок нажимать — левую или правую. Активность мозга регистрировалась с помощью функционального магниторезонансного имиджинга (фМРИ). По активности в некоторых структурах мозга можно было предсказать, какая из кнопок будет нажата, еще за 6-10 секунд до принятия решения.

Эксперимент группы Хайнеса близок к экспериментам Б. Либета, проведенным в середине 20 века. В них испытуемые запоминали положение стрелки, быстро движущейся по циферблату, в момент, когда решали выполнить движение. Либет показал, что потенциал готовности (суммарный электрический потенциала мозга, предшествующий движению) можно зарегистрировать за несколько секунд до того, как испытуемый принимал такое решение.

Эти эксперименты показывают, что именно мозг принимает решение, а сознательное решение в субъективном мире человека — лишь следствие процессов в мозге. Сделанные открытия заставили ученых серьезно задуматься о наличие свободной воли человека.

В защиту свободной воли высказывалось множество утверждений. В частности, что эксперимент создавал установку на исполнение — программу действия, которая срабатывает бессознательно (т.е. мозг готов к этому действию). А когда действовать надо спонтанно, то потенциал готовности не наблюдается. Также ни Либет, ни Хайнес не сформулировали закон, который бы детерминировал появление потенциала готовности во времени. Значит — его появление не противоречит свободной воле.

З. Фрейд, считавший, что бессознательное играет огромную роль в жизни человека, в своей модели психики оставил функцию воли за ее сознательной частью (эго, Я). Исследования Либета и Хайнеса же показывают, что не сознание принимает решения, а бессознательное (Ид). Т.е. не нужно отождествлять свободную волю с ее сознательным проявлением. Нужно воспринимать бессознательные процессы, идущие в мозге, такой же неотъемлемой частью личности, как и то, что нами осознается.

Также в защиту свободы воли есть следующее исследование. Американские биологи обнаружили, что один из видов микроскопических круглых червей обладает мышлением и свободной волей . Ученые изучали их реакцию на запах пищи. Выяснилось, что в некоторых ситуациях черви сразу же начинают двигаться на запах к пище, а в других — остаются на месте.

Оказалось, что различная реакция зависит от работы всего трех нейронов из 302, которые имеются у червя. Если ученые отключали три нейрона, червь всегда начинал поиск еды. Если же они работали, то червь реагировал на конкретную ситуацию по-разному. Ученые предположили, что это зависело от его текущих мыслей и желаний.

Подобное поведение характерно и для человека: когда он голоден, то в одних ситуациях он может начать поиск еды, а в других (например, есть срочное дело или плохая погода, чтобы идти в магазин) он будет оставаться голодным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector