Понятие и классификация действий человека

Основные принципы методологии социологической науки М. Вебера

Методологические принципы веберовской социологии тесно связаны с другими теоретическими системами, характерными для обществознания прошлого века — позитивизмом Конта и Дюркгейма, социологией марксизма.

Особо отметим влияние баденской школы неокантианства, прежде всего воззрений одного из ее основоположников Г. Риккерта, согласно которым взаимосвязь бытия и сознания строится на основе определенного отношения субъекта к ценности. Как и Риккерт, Вебер ограничивает отношение к ценности и оценку, из чего следует, что наука должна, быть свободна от оценочных суждений субъективного толка. Но это не означает, что ученый должен отказаться от собственных пристрастий; просто они не должны вторгаться в научные разработки.

В отличие от Риккерта, рассматривавшего ценности и их иерархию как нечто надысторическое, Вебер полагает, что ценность детерминирована характером исторической эпохи, определяющей общую линию прогресса человеческой цивилизации. Иными словами, ценности, по Веберу, выражают общие установки своего времени и, стало быть, историчны, относительны. Они в концепции Вебера своеобразно преломляются в категориях идеального типа, которые составляют квинтэссенцию его методологии социальных наук и используются как инструмент понимания явлений человеческого общества, поведения его членов.

Итак, по Веберу, социолог должен соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностями, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования. Чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать недействительное — извлекаемые из эмпирической реальности идеально-типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений. При этом Вебер рассматривает идеальный тип не как цель познания, а как средство, позволяющее раскрыть «общие правила событий» .

Как же им пользоваться? Понятно, что в реальной жизни различные условия приводят к тому, что общественное явление всегда будет иметь отклонение от идеального типа. Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое средство позволяет, во-первых, сконструировать явление или человеческое действие, как если бы оно имело место в идеальных условиях; и, во-вторых, рассмотреть это явление или действие независимо от локальных условий.

Предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то в любой стране действие будет совершаться именно таким образом. То есть мыслительное образование нереального, идеально-типического прием, позволяющий понять, как действительно протекало то или иное историческое событие. И еще: идеальный тип, по Веберу, позволяет трактовать историю и социологию как два направления научного интереса, а не как две разные дисциплины.

Литература

Массовая политика: институциональные основания / под ред. С.В. Патрушева. — М.: Политическая энциклопедия, 2016. — С.73-86.

Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. Пер. с англ. — М.: ФЭИ, 1995. — 174 с.

Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.

Публичная политика: от теории к практике / сост. и науч. ред. Н.Ю.Данилова, О.Ю.Гурова, Н.Г.Жидкова. — СПб.: Алетейя, 2008. — С.270-278.

Возможно и иное отношение к другим ценностям: они могут быть несовместимыми с высшей ценностью, антогонистичны ей, так что указанная установка — это установка бескорыстной моральной враждебности. Так, в религии это долг сражаться с ересью.

Эксплицитный — лог. явный, открыто выраженный; внешний.

Катексис, т.е. вле­чение к объектам, способным принести удовлетворение, и стремление избежать тех объектов, которые могут причи­нить вред, лежит в основе избирательной природы дей­ствия.

Экспре́ссия (лат. expressio — выражение) — яркое проявление чувств, настроений, мыслей. Экспрессивность — степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения.

Интернализа́ция (от лат. interims — внутренний) — процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами. Термин применяется в социологии, педагогике и культурологии для обозначения процесса освоения индивидом или группой людей соц. ценностей, норм, установок, стереотипов, принадлежащих тем, с кем она, он или они взаимодействуют. В результате И. структуры, внешние по отношению к данной личности или группе, превращаются в их внутренние регуляторы поведения.

Релевантность — способность соответствовать чему-либо, быть существенным, важным, уместным.

Организации, созданные в чисто экономических целях, например, профсоюзы, фермерские организации и др., обычно заявляют, что действуют в интересах группы, которую они представляют, и не выставляют напоказ филантропическую сторону своей деятельности — то, что они часто помогают другим группам. Если вдруг большинство индивидов таких «групп по интересу» будет игнорировать свои собственные индивидуальные интересы в пользу других, это покажется нам довольно странным. Группы, созданные для воплощения каких-то конкретных интересов, вряд ли будут привлекать абсолютно неэгоистичных индивидов. Таким образом, эгоистичное поведение характерно для индивидов, состоящих в организациях, описываемых в данной работе.

  Оценка механизмов политической мобилизации различается в зависи­мости от того, какие мотивы признаются ведущими. В 1950-1960-е гг. эти мотивы усматривались в психологических особенностях личности, позднее преобладающей стала тенденция подчеркивать в качестве основного моти­ва чувство депривации, недовольства и неудовлетворенности, порождаемое структурной напряженностью социальной системы. В теории ресурсной мо­билизации процесс связывается с увеличением ресурсов у организаций вслед­ствие роста общественного благосостояния.

Структура социального действия

Ещё одним ученым, который произвел серьезный вклад в теорию, стал американский социолог Толкотт Парсонс. Благодаря Парсонсу появилось понятие структуры социального действия.В структуре можно выделить следующие элементы:а) актёр — целостное лицо, которое осуществляет выбор и производит действие;б) ситуация — совокупность условий, в рамках которых актёр действует;в) ориентации — мотивы и ценности. Ориентации позволяют выделить типы социального действия:

  • интеллектуальная деятельность человека определена познавательными ориентациями;
  • экспрессивная деятельность отражает поиск прямого удовлетворения потребностей;
  • моральная деятельность связана с ценностями и принципами, то есть более широким кругом мотивов к действию;
  • инструментальная деятельность не является самостоятельной, она скорее подготавливает или сопровождает другие типы социального действия человека.

Идеальные типы социальных действий

Целерациональное действие

. Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем, это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели. В рациональности цели можно удостовериться двояким образом: во-первых, с точки зрения ее собственного содержания, во-вторых, с точки зрения целесообразности (т.е. сообразности с целью) избираемых средств. В качестве именно социального действия (а значит, ориентированного на определенные ожидания со стороны других людей) оно предполагает рациональный расчет действующего субъекта на соответствующую реакцию со стороны окружающих людей, с одной стороны, и на использование их поведения для достижения поставленной цели — с другой. Здесь необходимо помнить о том, что такая модель выступает прежде всего идеальным типом, а значит, реальные человеческие поступки могут быть поняты прежде всего через измерение степени отклонения от данной модели. В одних случаях такие отклонения не слишком значительны, и мы можем говорить о реальном поступке как о «почти целерациональном». Если же отклонения более существенны, то они практически выводят нас на иные типы социального поведения.

Ценностнорациональное действие

. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступка как такового, другими словами, здесь в качестве цели выступает само действие. Ценностнорациональное действие, по Веберу, всегда подчинено определенным требованиям, в следовании которым индивид видит свой долг. Если он поступает сообразно этим требованиям — даже если рациональный расчет предсказывает бу льшую вероятность неблагоприятных последствий такого поступка для него лично, — значит, мы имеем дело с ценностнорациональным действием. Классический пример ценностнорационального действия: капитан тонущего судна покидает его последним, хотя это угрожает его жизни. Осознанность такой направленности действий, соотнесение их с определенными представлениями о ценностях — о долге, достоинстве, красоте, морали и т.п. — уже говорит об определенной рациональности, осмысленности. Если к тому же мы имеем дело и с последовательностью в реализации такого поведения, а значит, преднамеренностью, то можно говорить об еще большей степени рациональности его, что и отличает ценностнорациональное действие, скажем, от аффективного. В то же время по сравнению с целерациональным типом «ценностная рациональность» действия несет в себе нечто иррациональное, поскольку абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид.

«Чисто ценностно-рационально, — утверждает Вебер, — действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, пиетет или важность какого либо. » дела»

Ценностнорациональное действие . всегда есть действие в соответствии с » заповедями» или » требованиями» , которые действующий считает предъявленными к себе».

Перейти на страницу: 2 

Понятие и структура социального действия

Для того ɥᴛᴏбы вступать между собой в социальные взаимоотношения, индивиды должны прежде всего действовать. Именно из конкретных действий и поступков конкретных людей складывается история общества.

Эмпирически представляется, что любое поведение человека — ϶ᴛᴏ и есть действие: человек действует, когда что-то делает. В действительности ϶ᴛᴏ не так, и многие виды поведения не будут действием. К примеру, когда мы в панике бежим от опасности, не разбирая дороги, — мы не действуем. Здесь речь идет просто о поведении под влиянием аффекта.

Действие — ϶ᴛᴏ активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния.

Поскольку действие целерационально, оно отличается от нецеленаправленного поведения тем, что человек ясно понимает, что и зачем он делает. Аффективные реакции, панику, поведение агрессивной толпы нельзя назвать действиями. В сознании человека, действующего четко, выделяются цель и средства ее достижения. Разумеется, на практике далеко не всегда человек сразу четко и безошибочно определяет цель и правильно выбирает средства ее достижения. Многие поступки имеют комплексную природу и состоят из элементов с различной степенью рациональности. Материал опубликован на http://зачётка.рф К примеру, многие привычные трудовые операции так нам знакомы из-за многократного повторения, что мы можем выполнять их почти машинально. Кто не видел женщин, занятых вязанием и одновременно разговаривающих или смотрящих телевизор? Даже на уровне принятия ответственных решений многое делается по привычке, по аналогии. Отметим, что каждый человек владеет навыками, над кᴏᴛᴏᴩыми давно не задумывается, хотя в период научения хорошо представлял себе их целесообразность и смысл.

Социальное действие по М. Веберу

Не всякое действие будет социальным. М. Вебер определяет социальное действие так: «Социальное действие… соотносится по ϲʙᴏему смыслу с поведением других субъектов и ориентировано на него». Иными словами, действие становится социальным, когда в ϲʙᴏем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением. При ϶ᴛᴏм не имеет значения, пользу или вред приносит данное конкретное действие другим людям, знают ли другие о том, что мы совершили то или иное действие, успешно действие или нет (социальным может быть и неудавшееся, провальное действие). В концепции М. Вебера социология выступает как бы исследованием действий, ориентированных на поведение других. К примеру, увидев нацеленное на себя дуло ружья и агрессивное выражение на лице прицелившегося человека, любой человек понимает смысл его действий и грозящую опасность благодаря тому, что мысленно как бы ставит себя на его место. Мы пользуемся аналогией с собой для того, ɥᴛᴏбы понять цели и мотивы.

Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». В парадигме функционализма под социальными акторами понимаются индивиды, исполняющие социальные роли. В теории акционализма А. Турена акторы — ϶ᴛᴏ социальные группы, направляющие ход событий в обществе в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ϲʙᴏими интересами. Стоит заметить, что они оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию ϲʙᴏих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения. Социальные стратегии могут быть индивидуальными или исходить от общественных организаций или движений. Сферой приложения стратегии выступает любая сфера жизни общества.

Реально действия социального актора никогда не бывают полностью ни результатом манипуляции внешними социальными

силами его сознательной волей, ни продуктом сложившейся ситуации, ни абсолютно ϲʙᴏбодным выбором. Социальные действия представляют собой результат сложного взаимодействия социальных и индивидуальных факторов. Социальный актор всегда действует в рамках конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей и по϶ᴛᴏму не может быть абсолютно ϲʙᴏбодным. Но так как его действия по ϲʙᴏей структуре будут проектом, т.е. планированием средств по отношению к еше не реализованной цели, то они имеют вероятностный, ϲʙᴏбодный характер. Актор может отказаться от цели или переориентироваться на другую, хотя и в рамках ϲʙᴏей ситуации.

Структура социального действия обязательно содержит в себе следующие элементы:

  • актора;
  • потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;
  • стратегию действия (осознанная цель и средства ее достижения);
  • индивида или социальную группу, на кᴏᴛᴏᴩые ориентировано действие;
  • конечный результат (успех или неудача).

Т. Парсонс называл совокупность элементов социального действия его системой координат.

Макс Вебер (1864-1920)

Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся социолог конца XIX — начала XX в. При изучении общества, считал М. Вебер, нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно и требует не внешнего описания, а понимания. Поэтому человеческое поведение должно исследоваться социологией не методом интуитивного «вчувствования», а посредством рационального понимания того смысла, который действующие индивиды вкладывают в свои действия. Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание» (Verstehen). Он предложил концепцию понимания как метод, предваряющий и делающий возможным социологическое объяснение. Этот метод заключается в том, что социолог мысленно старается стать на место других людей и понять рациональные причины их поступков. В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида. Именно индивид, а не надындивидуальное «коллективное сознание» является подлинным субъектом социального действия. Это не элемент самодовлеющей социальной реальности, а активный ее творец, обладающий разумом и волей. Поэтому изучать общество — значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать их рациональное объяснение. Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия и оперировать специальными понятийными конструкциями, которые позволили бы ей выделить этот смысл.

Важнейшим методологическим инструментом в арсенале Вебера является понятие идеального типа. Идеальный тип — это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных характеристик социального феномена. Она не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Можно сказать, что идеальные типы — исследовательские «утопии», не имеющие аналогов в действительности. Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий и ситуаций, выполняя роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события.

Конструкция идеальных типов, по замыслу Вебера, должна служить средством «ценностно-независимого» исследования. В своих трудах Вебер подчеркивал необходимость разработки социологии, свободной от оценочных суждений.

Исследуя социальное действие, Вебер пользуется конструкцией идеального типа действия — целерационального. Рассматривая целерациональное действие как методологическую основу социологии, он показывает, что предметом социологии должен быть индивид как субъект осмысленного целеполагания. Однако эмпирическое социальное действие не является полностью целерациональным, оно содержит и элемент иррационального, обусловленный психологией индивида.

Вебер внес значительный вклад в изучение религии и ее места в обществе, исследовал феномен власти и дат свою типологию форм господства. Однако исследователи отмечают, что, несмотря на колоссальную широту охвата конкретного материала и обилие теоретических концепций и разработок в самых различных сферах общественной жизни, основным предметом веберовских исследований является капитализм, причем взятый не водном измерении, а в его культурно-исторической целостности, воплощающей все многообразие его измерений и потому представляющий собой не просто политэкономическое понятие, а в большей степени культурно-социологическое.

Основным трудом, в котором нашли отражение веберовские исследования капитализма, его сущности, происхождения и влияния на общественное развитие, является «Протестантская этика и дух капитализма», где Вебер четко выражает адекватность духа капитализма и духа протестантизма

Значение этой работы трудно переоценить, поскольку веберовское понимание феномена западноевропейского капитализма с его «духом формальной рациональности и индивидуализма» стало фундаментом для анализа капитализма и исследования путей развития человечества в целом, так как он первый зафиксировал важность культурно-этических установок протестантизма для капиталистического развития Запада. Несмотря на то что дискуссии вокруг веберовской концепции капитализма продолжаются по сей день (по мнению некоторых ученых, например П

Бергера, Вебер недооценил силу капиталистического развития в непротестантских странах и цивилизациях), научная ценность творческого наследия Вебера не может быть оспорена и подтверждается множеством научных разработок и трудов, апеллирующих к идеям и научным положениям, выдвинутым этим великим немецким социологом.

Похожие термины:

  • См. СОЦИОЛОГИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.

  • англ. sociology, academical; нем. Soziologie, akademische. Совокупность различных направлений социологии, изучающих фундаментальные проблемы соц. познания, формулирующие универсальные закономерности поведения индив

  • англ. sociology, alternative; нем. Soziologie, alternative. Леворадикальное направление, противопоставляющее себя как академической, так и прикладной социологии и критикующее их за «служебную» роль в системе управлени

  • специальная социологическая теория, содержание которой составляют понятия и категории, определяющие бедность как социальное явление и социальный процесс и раскрывающие совокупность факторов, в

  • Одной из форм существования социологии в Беларуси в этот период стало создание самостоятельных научных центров, в рамках которых отводилось определенное место и социологическим подразделениям.

  • sociology of leisure) — см. Досуг.

  • См. МЕХАНИЦИЗМ.

  • См. ОРГАНИЦИЗМ.

  • раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы развития бизнеса как коммерческой деятельности, дающей прибыль, предпринимательства, инициативы и созидательной энергии различных групп з

  • SOCIOLOGY OF HEALTH AND ILLNESS) Термин, который часто предпочитается термину «социология медицины» в силу того, что отражает теоретические интересы социологии, а не профессиональные интересы медицины. Социол

  • область социологич. знания, предмет к-рой — формирование, развитие и функционирование брач-но-семейных отношений в конкретных культурных и соц.-экономич. условиях. В рамках социологич. исследовани

  • специальная социологическая теория, разрабатываемая во второй половине XX в. в передовых странах, вступающих в постиндустриальный период. Ее развитию содействуют прежде всего исследования социол

  • англ. sociology, rural; нем. Agrar-soziologie/Landsoziologie/DorfSoziologie. Отрасль социологии, изучающая возникновение, сущность и общие закономерности развития и функционирования деревни как соц. системы и элемента социаль

  • см. ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ СЕМЬИ, СЕМЬЯ.

  • См. МЕНЕДЖМЕНТ.

  • См. зоосоциология.

  • sociology of crime and deviance) — см. Криминология; Девиация.

  • англ. sociology, dialectic; нем. Soziologie, dialektische. Антипозитивистское направление социологии (франкфуртская школа, генетический структурализм, диалектический гиперэмпиризм и др.), подчеркивающее диалектическ

  • система современного социологического знания, представляющая собой и совокупность специальных социологических теорий (социологии образования, культуры, науки, религии и др.), и целостное социаль

  • Концепция религии венчает развитие Дюркгеймовской идеи коллективного сознания как «высшей формы психической жизни» или «сознания общества». Идея сверхъестественного и идея бога не являются обяз

Теория «социального действия» как центральная категория развития в социологии по Веберу

К… — ным выражением превращения культуры в средство стимуляции потребления и сам продукт потребления является реклама. Информационная нагрузка рекламы все больше сводится к минимуму, в пользу манипулирования индивид. Она нацеливает человека на реализацию первичных ценностей, связанных с материальным потреблением либо социальным престижем, имеющим предметное воплощение. Реклама создает иллюзию независимого выбора, подчиняя себе человека, навязывая ему иллюзорную потребность. Именно деперсонификация и конформизм поведения человека, избавленного от необходимости сложного и долгого приобщения к высокой культуре и является важнейшей чертой массовой культуры. Всеобщность массовой культуры не исключает ее жанрового разнообразия и структурирования в зависимости от социальных, возрастных, субкультурных различий.

Типы социального действия по М. Веберу

Из этой классификации следует, что может быть социальное действие, в котором смысл действия и смысл действующего совпадают, в нем присутствует рельефно выраженная цель и адекватные ей осмысленные средства. Такое действие было обозначено социологом понятием

целерациональное действие. В нем оба вышеназванных момента совпадают: понять смысл действия – значит понять действующего и наоборот.

Примером целерациональных действий может быть поведение людей, сознательно делающих политическую карьеру, принимающих собственные решения. В таком поведении есть смысл действий, который понятен для окружающих, побуждая последних к принятию адекватных самостоятельных актов, также имеющих смысл и цель. К целерациональным действиям может быть отнесено поведение студента, желающего получить образование, соответственно направленное на успешное усвоение изучаемых предметов.

Если же, например, сильный и мужественный человек после того, как его ударили по одной щеке, подставил другую, то здесь речь идет о ценностно-рациональном действии, которое может быть понято лишь с учетом представлений этого человека о ценностях определенных религиозных догм. Ценностно-рациональное действие основано на вере в определенные безусловные ценности, заповеди, представления о добре и долге. Их абсолютизация приводит к тому, что в подобных действиях неизбежно появляется определенный компонент иррациональности. Так, если для людей ценность собственной жизни ничто в сравнении с верой в безусловную правоту вождя, курса партии, ради выполнения «безошибочных предначертаний» которых они готовы к лишениям и даже самопожертвованиям, то они как раз совершают ценностно-рациональные действия.

Аффективные действия можно довольно часто наблюдать в игровых видах спорта – те или иные непроизвольные, эмоциональные реакции игроков. Они, как правило, определены эмоциональным состоянием действующего – страстью, любовью, ненавистью и т.д. Естественно, что они выходят за пределы сознательной, осмысленной деятельности индивида.

К традиционным действиям относятся повседневные поведенческие акты, совершаемые просто по привычке. Люди ведут себя почти автоматически, потому что они всегда это делали. Как правило, они не осознают, почему так поступают, ибо просто привержены привычным нравам и обычаям. В таких действиях почти нет целеполагания, нет и размышлений о выборе средств их осуществления.

В российской истории люди практически не задумывались, почему необходимо служить «царю-батюшке», по какому такому праву осуществляется передача государственной власти по наследству, почему у них нет личных прав и свобод. Они поступали традиционным образом, потому что их предки всегда так это делали, будучи приверженными определенным нравам и обычаям. В обновленном виде традиционные действия были сохранены в советских жизненных укладах, таких как коммуны и «социалистические коллективы». Все эти типы социума утверждали стадно-традиционное подражательство и подавляли индивидуальность. Главная латентная, неосознаваемая функция традиционных действий состояла в том, чтобы каждый человек уничтожил свое индивидуальное мышление и, соответственно, принял бездумные алгоритмы жизни. Распад советского строя заставил людей отказываться от неосмысленно-подражательного поведения, от жизни по принципам «как все», «не хуже, чем другие».

В этой классификации степень осознанности наращивается от аффективных и традиционных действий к ценностно-рациональным и целерациональным. Строго говоря, лишь целерациональные и ценностно-рациональные действия относятся к социальным действиям, ибо имеют дело с субъективно подразумеваемым смыслом. В связи с этим нужно подчеркнуть, что социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку имеет дело именно с осмысленными действиями людей. «Специфически важным для понимающей социологии, — писал он, — является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено».

Страницы: 12 3

Другие материалы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector