Глава 2 понятие о психике человека. классификация психических явлений

Критерии категоризации

Разделять психологические переживания на самостоятельные категории принято по таким базовым характеристикам, как:

  • источник их возникновения (рождаются внутри под воздействием мыслей человека или формируются в результате воздействия факторов извне);
  • степень осознанности (формируются в бессознательном слое, в предсознании или в осознаваемом слое психики);
  • длительность (кратковременные, средней длительности или продолжительные);
  • степень выраженности (едва заметные, средней выраженности, ярко выраженные);
  • эмоциональный фон (позитивные или негативные);
  • область проявления (поведение, трудовая деятельность, настроение, воля, мотивация).

Свойства ощущений[править]

Простейшим из познавательных психических процессов является ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс — возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами ЧУВСТВ. Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на ваши органы чувств

При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных Иваном Петровичем Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.

Анализатор — это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, что всегда включает в себя двигательные компоненты. Так, американский психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда — в виде мышечных реакций поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный, или рефлекторный, характер.

Следует отметить, что ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания — это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы — приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины — неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико.

Структура психики

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

· сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению

· подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению

· уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения

· лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей

· резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности

К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Классификация

За все время изучения возможных психологических состояний человека ученые создали множество классификаций. Зависимо от источника формирования:

  • резкие эмоциональные реакции — личностно-обусловленные;
  • проявления эмоций, обусловленные ситуацией.

Зависимо от эмоциональной окраски:

  • нейтральные;
  • отрицательные;
  • положительные.

Зависимо от степени внешней выраженности:

  • сильные, глубокие;
  • слабо выраженные, поверхностные.

Зависимо от степени осознанности:

  • сознательные — возникают в тех ситуациях, когда человек прикладывает усилия для достижения поставленной цели;
  • неосознанные — появляются, когда человек спит.

Зависимо от уровня проявления:

  • психофизиологические;
  • психологические;
  • физиологические.

Зависимо от длительности:

  1. Продолжительные. К ним относятся нервные срывы, депрессии, апатии.
  2. Средней продолжительности. Обуславливаются страхами.
  3. Кратковременные. Например, ярость, гнев, смех.

Типичные виды:

  1. Профессиональная заинтересованность. Это состояние необходимо для продуктивной работы. Характерные проявления — концентрация внимания на выбранном деле, производственном процессе, стремление развивать уже существующие навыки, набираться опыта.
  2. Напряженный труд. Возникает, если человек долго работал в экстремальных условиях. Наблюдается активная работа нервной системы, повышение психологического напряжения.
  3. Оптимальное рабочее состояние. Помогает достигать результата в течение длительного времени. Высокая концентрация внимания обуславливается наличием сознательной цели деятельности, активизацией мышления, обострением памяти.
  4. Стресс. Повышенное напряжение, которое возникает из-за невозможности приспособиться к сложившейся ситуации. Длится от одного дня до нескольких месяцев. Затяжные стрессы часто приводят к развитию психологических нарушений.
  5. Релаксация. Человек восстанавливает силы, которые были затрачены. Произвольной релаксации можно добиться при постоянных психологических тренировках, познании йоги, чтении молитв. Непроизвольная релаксация наступает после длительного труда.
  6. Утомление. Снижение работоспособности, которое может быть длительным или кратковременным. Возникает из-за долгой физической или моральной нагрузки. Временно нарушается концентрация внимания, память. Обуславливается истощением ресурсов организма.
  7. Монотония. Возникает при одинаковых нагрузках. Сопровождается равнодушием, скукой, быстрым снижением концентрации внимания.

К состояниям, которые имеют физиологическую основу, относится бодрствование, сон.

Также внимание нужно уделить реактивным состояниям. Они представляют собой острые аффективные реакции или шоковые расстройства, которые наблюдаются при психических травмах.

Чем занимается?

Обычно учёные разделяют науку психологию на:

1) Процессы психики:

  • познавательные, например память, речь, осязание и обоняние, мыслительные процессы;
  • эмоционально-волевые, например эмоция и воля.

2) Явления психики:

  • ощущение человека в данный момент времени (злость, радость, одушевление, апатия и т.д);
  • чертами, который обладает человек (его навыки, характер, личностные качества, особенности).

Этим определением пользуется, например известный советский и российский психолог Р.Немов и другие. Р.Немов написал нормативные учебники российской науки по данному направлению.

Другой знаменитый психолог (а так же психиатр и психоаналитик) считал, что психология это наука о «бессознательном) и о том, как оно влияет на человека. Он ввёл такие термины как Эго и Суперэго, контрастировал Сознательное и Бессознательное, а также положения, принятые в обществе.

Две другие знаменитые школы дают другое определение слову:

1. Бихевиористы – как дисциплину о поступках и нравах человека, что оказало большое влияние на развитие учения и развило такое направление как экстремальная психология.

2. Другая школа, так называемая гештальтпсихология, изучает психологию как науку об одном целостном процессе.

Беря во внимание существование такого большого количества школ, мы не можем дать точного понимания, что является предметом психологии. Задачи, которая ставит психология как  наука:

Задачи, которая ставит психология как  наука:

1. Исследование, освоение, познание психических процессов.
2. Оценка выражения этих психических процессов.
3. Введение изученных процессов и знаний в обычную жизнь и деятельность людей, и помощь им тем, кому она нужна.

Принципы, которым следует психология как наука:

1. Детерминизм. Этот принцип гласит о том, что психика подвергается воздействием извне, со стороны окружающего мира, главным образом от социума. Сознание как таковое появляется только в обществе и не может существовать без него.

2. Принцип единства сознания и деятельности. Главным фактором возникновения сознания у человека – труд. Деятельность определяется сознанием, с помощью сознания человек имеет возможность создавать план своей деятельности, ищет способы реализации и берёт в учёт конечный результат.

3. Принцип преобразование психики с помощью деятельности. Частичный детерминизм, предполагает, что человек появляется на свет с физиологически обусловленными способностями. Но чтобы реализовать их, человек должен прибегнуть к определенной деятельности, иначе они останутся несформированными.

4. Индивидуальный подход. Каждый человек отличается своими заложенными изначально умениями, по своим личностным качествам (характер, навыки и т.д). Подход должен осуществляться с учётом всех этих особенностей каждого человека.

5. Психика должна изучаться с учётом истории развития человечества, истории развития человека в разный период времени.

Примеры когнитивных процессов

У каждого человека есть определенный набор когнитивных способностей, который позволяет выполнять ежедневные задачи. Благодаря восприятию и ощущениям, индивид может легко познавать мир без видимых усилий.

Например:

  1. Благодаря зрению, люди способны наблюдать за большим количеством визуальных объектов, к которым относятся люди, дома, дорожные знаки.
  2. Школьник может при взгляде на книгу вспоминать урок литературы.
  3. При помощи слуха человек способен слышать огромный спектр звуков и тональностей.
  4. При помощи памяти люди способны находить ответы на множество вопросов, а также воспроизвести любую важную информацию в необходимый момент времени.

Например:

  • благодаря памяти, люди знают дату своего рождения, адрес и номер телефона;
  • человек способен воспроизвести информацию из прошлого;
  • различные запахи, картины и звуки могут напоминать людям о каком-то значимом событии;
  • слушая песню, человек может вспоминать детство или возлюбленную.

Благодаря вниманию, люди улавливают необходимые для них сигналы, информацию, знания и навыки.

Например:

когда человек хочет что-то сказать, его собеседник старается акцентировать внимание на нем, чтобы не пропустить важные слова;
если в школе педагог просит ученика сделать доклад, то, благодаря вниманию, у школьника получится его выполнить.

Без когнитивной сферы человек не смог бы насладиться всеми прелестями окружающего мира. Общение с другими людьми было бы невозможно. Поэтому людям стоит беречь свои познавательные процессы, постоянно развивать их и поддерживать в хорошем состоянии. В случае определения возрастных проблем незамедлительно обращаться к врачу.

Психические процессы

Под психическими процессами понимают завершённые реакции организма на сигналы поступающие от внутренних или внешних раздражителей, характеризующиеся началом, поступательным развитием и концом.

Всю совокупность психических процессов можно подразделить на познавательные, эмоциональные, волевые.

Всем психическим процессам свойственна объединенность в общий поток сознания с целью адекватного отображения реальности и возможности осуществления деятельности. Скорость психических процессов определяется характерологическими особенностями личности и интенсивности вызывающих их раздражителей.

Конативная

Русский ученый и психиатр В.Н. Мясищев конативную функцию называл «тенденцией овладения».

Психика изнутри задает нацеленность на поведенческие проявления. Благодаря ей, индивид свои знания и представления наделяет смысловой нагрузкой, задавая определенное активное направление.

Например, начальнику фирмы требуются новые кадры, компетентные в вопросах занимаемой должности. На собеседование приходят два человека, один – специалист высокого уровня, второй – только после института, с набором теоретических знаний, но располагающий в общении. Начальник выбирает второго кандидата, аргументируя тем, что он отвечает всем заявленным требованиям. Сам того не понимая, он бессознательно испытывает страх, что будет некомпетентен в вопросе профессиональной деятельности, поэтому удобные для него отношения с сотрудниками выступают на первый план.

Психическую сторону личности изучали длительное время, но и по сегодняшний день она остается интересной для науки. За время существования социума, функции психики практически не поменялись. Сам же индивид, не останавливается, развивается, приспосабливаясь к новым условиям.

Психологи

Работа психолога может варьироваться от консультирования людей с беспокойством до консультирования организаций о том, как создавать лучшие коллективы.

Сознание очень сложно, и состояния, связанные с ним, трудно поддаются лечению. Мыслительные процессы, эмоции, воспоминания, сны, восприятия и т. д. Не могут быть видны физически, как кожная сыпь или порок сердца. Хотя можно наблюдать физические признаки некоторых проблем психического здоровья. Многие теории психологии основаны на наблюдении за поведением человека.

Практикующий психолог встречается с пациентами, проводит оценку, чтобы выяснить, что их беспокоит и что вызывает какие-либо трудности, и рекомендует определенное лечение, например, посредством консультирования и психотерапии.

У психологов могут быть и другие роли. Они могут проводить исследования, чтобы консультировать органы здравоохранения и другие органы по социальным и другим вопросам, оценивать детей, которым трудно учиться в школе, проводить семинары о том, как предотвратить издевательства, работать с группами по подбору персонала в компаниях и многое другое.

Психология — достаточно новая наука, большинство достижений которой произошло за последние 150 лет. Тем не менее, ее происхождение можно проследить до древней Греции, 400 — 500 лет до нашей эры.

Характер и его классификация

Характер состоит из устойчивых черт, которые объясняют поведение и особенности деятельности человека. Типология характера человека проявляется в его работе, общении с людьми, почерке.

Проявление характера в общении

В психологии существует несколько научных подходов к пониманию характера:

  • Конституционно-биологический подход. Основателем данной концепции является Э. Кречмер. Согласно его воззрениям, характер представляет собой совокупное сочетание особенностей телосложения и темперамента человека.
  • Психоаналитический подход. Данную характерологическую теорию разработали мастера психоанализа З. Фрейд, К.Г. Юнг и А. Адлер. Проявления характера они объясняли наличием у человека бессознательных влечений.
  • Идеологический подход. Автор данной концепции – Робек, который полагал, что характер формируется в результате того, что человек подчиняет свои желания установленным правилам и нормам общества. Кроме того, Робек полагал, что социальное положение личности во многом определяет его характерологические черты.

Занимаясь изучением структуры характера, Б.Г. Ананьев выделил в ней такие компоненты, как направленность личности, уровень развития коммуникативных навыков, привычки, особенности эмоционально-волевой сферы.

Н.Д. Левитов полагал, что характер образуется на основе отношения человека к обществу и другим людям, к самому себе и своей деятельности, вещам.

Сходство разных подходов усматривается в том, что все исследователи с уверенностью заявляли о том, что характер зависит от условий жизни человека и его темперамента. Основу характера составляют устойчивые черты, которые человек может принимать и осознавать, а может и отрицать или не осознавать.

Внимание! В отличие от типа темперамента, характер не является врожденным свойством личности, он формируется в процессе жизни

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector