Понятие высших психических функций

Высшие психические функции в «выготскианской» психологии

Структура

Обычно к высшим психологическим функциям относят опосредованные (то есть, не природные, «натуральные», а возникшие в ходе культурного развития) восприятие, воображение, память, мышление и речь. Однако, вопреки заблуждениям, высшие психологические функции не являются специфически человеческим приобретением. Их наличие показано у высших приматов, китообразных, некоторых птиц (например, у попугаев и врановых) и даже головоногих моллюсков. Они могут быть механистически разложены на составляющие их естественные процессы:

А —> Б

Здесь при натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память большинства животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

А —> X —> Б

Высокоорганизованная память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы:

В такой формулировке учение о высших психологических функциях предстаёт как классический пример физиологического редукционизма и механицизма в науках о человеке.

Мозговая организация

Идеи о системной организации поведения, психологических процессов и деятельности человеческого мозга появились в научном творчестве Выготского и некоторых его сотрудников не ранее начала 1930х годов, благодаря чему понятие изолированных «высших психологических функций» стало постепенно отходить на второй план. Именно тогда зародились, — а позднее были существенно развиты, — представления о том, что психофизиологическим коррелятом формирования высших психологических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психологическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построение данной функции.

Высшие психические функции в «выготскианской» психологии

Структура

Обычно к высшим психологическим функциям относят опосредованные (то есть, не природные, «натуральные», а возникшие в ходе культурного развития) восприятие, воображение, память, мышление и речь. Однако, вопреки заблуждениям, высшие психологические функции не являются специфически человеческим приобретением. Их наличие показано у высших приматов, китообразных, некоторых птиц (например, у попугаев и врановых) и даже головоногих моллюсков. Они могут быть механистически разложены на составляющие их естественные процессы:

А —> Б

Здесь при натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память большинства животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

А —> X —> Б

Высокоорганизованная память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы:

В такой формулировке учение о высших психологических функциях предстаёт как классический пример физиологического редукционизма и механицизма в науках о человеке.

Мозговая организация

Идеи о системной организации поведения, психологических процессов и деятельности человеческого мозга появились в научном творчестве Выготского и некоторых его сотрудников не ранее начала 1930х годов, благодаря чему понятие изолированных «высших психологических функций» стало постепенно отходить на второй план. Именно тогда зародились, — а позднее были существенно развиты, — представления о том, что психофизиологическим коррелятом формирования высших психологических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психологическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построение данной функции.

Строение и функции кожи

Эпидермис — наружный слой образован плоским эпителием и имеет толщину от 0,07 до 2,5 мм и зависит от характера и силы воздействия окружающей среды. Наиболее толстый эпидермис на ладонях и подошвах, наиболее тонкий на веках. Поверхностный слой эпидермиса состоит из ороговевших мёртвых клеток (он же образует волосы, ногти), имеющих вид чешуек и плотно прилегающих друг к другу.

В основе эпидермиса лежит один ряд призматических клеток, которые постоянно делятся и образуют новые клетки эти клетки продвигаются к наружным слоям, изменяя свою форму, становятся плоскими, ороговевают, отмирают и отслаиваются. В эпидермисе находятся пигментные клетки, (меланин) придающие коже определённый цвет. Пигментация способствует поглощению коротковолновых лучей и тем самым предохраняет внутренние органы от повреждений.

Цвет кожи зависит от нескольких факторов. Пигмент меланин придаёт коже коричневый оттенок, роговой слой эпидермиса — серо-жёлтый, а зернистый слой — беловатый оттенок. Розовый или красноватый цвет кожи объясняется тем, что через роговой слой просвечивают кровеносные сосуды. Тканевые жидкости, преломляя лучи света, придают коже матово-белый оттенок. Из сочетания всех этих оттенков и складывается обычный цвет кожи, который меняется с возрастом и при некоторых заболеваниях. В коже новорождённых пигмент отсутствует. Даже у негров кожа новорождённого ребёнка светлая, красноватая и получает свою окраску только спустя некоторое время после рождения. Пигментация кожи человека оформляется в течение первых месяцев и лет жизни и зависит не только от количества пигментных клеток, сколько от их функциональной способности, т.е. от степени образования в них пигмента. У лиц со светлой кожей в молодом возрасте пигмент распределяется равномерно. Кровоснабжение кожи в этом возрасте развито хорошо. Кожа богата тканевой жидкостью, придающей ей беловато-матовый оттенок.

У людей пожилого возраста роговой и зернистый слой эпидермиса утолщается, а кровообращение ухудшается. Бело-жёлтый или серо-жёлтый цвет начинает преобладать над преимущественно розовым. Кроме того, обезвоживаются ткани в стареющей коже и начинают пропускать лучи света глубже, от чего и зависит желтоватый цвет кожи. Под влиянием эндокринных факторов, нервной системы и внешних явлений (солнечного света, температуры воздуха, ветра, механических раздражителей) увеличивается и количество пигмента меланина, придавая коже желтовато-коричневый оттенок. Причём распределение пигмента в коже с возрастом нарушается: появляются пигментные пятна. Таким образом, в результате всех этих изменений стареющая кожа приобретает бледно-жёлтую или серо-землистую окраску, часто пигментными пятнами различных размеров на отдельных участках лица, шеи, рук.

Дерма, или внутренний слой (собственно кожа), намного толще эпидермиса. Он состоит из плотной соединительной ткани, образованной клетками и тесно переплетающимися волокнами. Волокна придают коже эластичность: она легко растягивается и смещается.

Этот слой кожи обильно снабжён кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Здесь находятся многочисленные образования: волосяные сумки, сальные и потовые железы, рецепторы. К волосяным сумкам подходят кровеносные сосуды, нервы и мышцы. Сокращение этих мышц происходит рефлекторно при охлаждении и выпрямляет волосы, что способствует улучшению теплоизоляционных свойств кожи. У человека при этом появляется «гусиная кожа». Очень редкие и короткие волосы покрывают почти всю кожу человека (кроме ладоней и стоп). Они утратили своё защитное значение и являются рудиментарными. Вместе с ногтями волосы принадлежат к кожным роговым образованиям.

Сальные железы, расположенные у корней волос, выделяют жир, смазывающий волосы и кожу и защищают их от пересыхания. Потовые железыобразуют и выделяют пот, который по составу близок к моче, но менее концентрирован. Они имеют трубчатое строение и представляют собой скрученную в клубочек трубочку, оплетённую кровеносными капиллярами.

Гиподерма — подкожная жировая клетчатка — самый глубокий слой кожи, состоящий из рыхло соединительной ткани, в которой есть волокна и много жировых клеток. Здесь откладываются запасы жира. Кроме того, подкожная клетчатка служит для защиты органов, покрытых ею, от ударов и охлаждения.

Высшие психические функции в «выготскианской» психологии

Структура

Обычно к высшим психологическим функциям относят опосредованные (то есть, не природные, «натуральные», а возникшие в ходе культурного развития) восприятие, воображение, память, мышление и речь. Однако, вопреки заблуждениям, высшие психологические функции не являются специфически человеческим приобретением. Их наличие показано у высших приматов, китообразных, некоторых птиц (например, у попугаев и врановых) и даже головоногих моллюсков. Они могут быть механистически разложены на составляющие их естественные процессы:

А —> Б

Здесь при натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память большинства животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

А —> X —> Б

Высокоорганизованная память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы:

В такой формулировке учение о высших психологических функциях предстаёт как классический пример физиологического редукционизма и механицизма в науках о человеке.

Мозговая организация

Идеи о системной организации поведения, психологических процессов и деятельности человеческого мозга появились в научном творчестве Выготского и некоторых его сотрудников не ранее начала 1930х годов, благодаря чему понятие изолированных «высших психологических функций» стало постепенно отходить на второй план. Именно тогда зародились, — а позднее были существенно развиты, — представления о том, что психофизиологическим коррелятом формирования высших психологических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психологическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построение данной функции.

Примечания

  1. ↑ Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций // А. Н. Леонтьев. Становление психологии деятельности: ранние работы / Ред. А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. — М. Смысл, 2003. — С. 27-198.
  2. Завершнева, Е. (2008). Записные книжки, заметки, научные дневники Л. С. Выготского: результаты исследования семейного архива (часть 2) // Вопросы психологии, (2), 120—136
  3. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Корнилов, К. Н. (Ред.). Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения). М: изд-во БЗО при педагогическом факультете 2-го МГУ, 1930. Год 1.Вып. 4. С. 48-61 (переиздан с искажениями в 1982 в «Собрании сочинений» Выготского, т. 1, стр. 132—148
  4. Ср.: «Как несколько старомодно выражается Выготский, низшие центры служат в истории развития предпосылкой для развития высших центров». См. Бернштейн, Н. А. (1936/2003). Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: Смысл, С. 235
  5. Лурия, А. Р. Травматическая афазия. Клиника, семиотика и восстановительная терапия. — М., 1947

Примечания

  1. ↑ Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций // А. Н. Леонтьев. Становление психологии деятельности: ранние работы / Ред. А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. — М. Смысл, 2003. — С. 27-198.
  2. Завершнева, Е. (2008). Записные книжки, заметки, научные дневники Л. С. Выготского: результаты исследования семейного архива (часть 2) // Вопросы психологии, (2), 120—136
  3. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Корнилов, К. Н. (Ред.). Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения). М: изд-во БЗО при педагогическом факультете 2-го МГУ, 1930. Год 1.Вып. 4. С. 48-61 (переиздан с искажениями в 1982 в «Собрании сочинений» Выготского, т. 1, стр. 132—148
  4. Ср.: «Как несколько старомодно выражается Выготский, низшие центры служат в истории развития предпосылкой для развития высших центров». См. Бернштейн, Н. А. (1936/2003). Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: Смысл, С. 235
  5. Лурия, А. Р. Травматическая афазия. Клиника, семиотика и восстановительная терапия. — М., 1947

Как устроены внутренние составляющие

Органы человека разделяются на два типа:

  • трубчатые, имеющие внутреннее пространство, к примеру, желудок;
  • паренхиматозные, не имеющие пространства внутри, к числу которых относятся печень и почки.

Строение полых органов

Каждая полая структура состоит из нескольких слоев – оболочек. Изнутри расположена слизистая оболочка, выполняющая защитные функции. За ней следует подслизистый слой, состоящий из соединительной ткани, придающей слизистой оболочке подвижность.

Сверху трубчатые структуры покрыты мышечным слоем, в состав которого входят еще два слоя – внутренний и наружный, разделенные прослойкой из соединительной ткани.

Каждая внутренность состоит из мышц, которые могут быть гладкими или поперечнополосатыми. К примеру, большая часть пищеварительной трубки состоит из гладких мышц. Исключение составляют только глотка и анальное отверстие. Впрочем, из гладких мышц состоит большинство внутренних структур организма.

В составе некоторых внутренностей присутствует адвентиция – оболочка, в которой расположены нервы и сосуды.

Во внутреннем пространстве составляющие систем тесно соприкасаются друг с другом. Чтобы в процессе деятельности они не терлись друг о друга, природой предусмотрена еще одна оболочка, называемая серозной. Ей покрыты легкие и все составляющие пищеварительной системы.

Строение паренхиматозных органов

Паренхиматозные структуры плотные и не имеют пространства внутри. Они состоят из двух тканей:

  • паренхимы, образуемой клетками, выполняющими основные функции;
  • стромы, выполняющей роль опоры, и питающей орган.

Отличительные особенности

Мужские и женские внутренности практически неотличимы друг от друга. Несмотря на то, что анатомия, как наука, подразумевает, что внутренности у мужчин крупнее, чем у женщин, на практике этот факт не подтверждается. Все зависит от роста и индивидуальных особенностей представителей обоих полов.

В целом мужчина от женщины отличается лишь анатомическими и функциональными особенностями. К примеру, у мужчины присутствует предстательная железа и семенные пузырьки, а у женщин – вагина, матка и яичники.

Многолетние исследования показали, что пятую часть массы тела человека составляют его внутренности. А их размер может варьироваться от сравнительно маленьких до больших. К примеру, рассматривая надпочечники и кишечник, можно увидеть ощутимую разницу в их размерах.

В зависимости от различных патологий, внутренности организма имеют свойство увеличиваться в размерах или уменьшаться.

Ткани некоторых структур способны к самовосстановлению. К примеру, такой способностью обладает печень. Даже разрушившись наполовину, она способна полностью восстановиться.

В целом, для существования человека важны все структуры. Однако есть органы, без которых человек не сможет жить, к примеру, сердце или мозг. А есть и такие внутренности, чьи функции способны возлагать на себя другие. И здесь можно рассмотреть желчный пузырь: при его удалении функции выделения желчи и расщепления жиров возлагаются на печень. Подобным образом обстоят дела и с парными органами, к числу которых относятся почки и легкие. Многие люди живут с одной почкой и дышат воздухом одним легким.

Человеческий организм способен выносить непомерные нагрузки и выживать в самых экстремальных условиях. Несмотря на это, каждый человек должен бережно относиться к тому, чем его наградила природа.

 

Понятие «высших психологических» функций у Выготского

Понятие высших психических функций было введёно в научный дискурс Вундтом в середине XIX века, а в русскоязычной психологической традиции оно ассоциируется в первую очередь с именем Л. С. Выготского. Тем не менее, у самого Выготского в его прижизненно опубликованных работах выражение «высшие психические функции» для обозначения объекта его исследования не встречается никогда. Вместо этого Выготский в своих текстах использовал фразу «высшие психологические функции» и сходные с ней выражения «высшие психологические процессы», «высшиe процессы поведения», «высшие формы поведения», «высшие интеллектуальные функции», «высшие характерологические образования» и т. п

Выготский подчеркивал важность понимания этих явлений именно как «высших психологических»: «Сознание определяет жизнь (образ), но оно само возникает из жизни и образует ее момент: ergo жизнь определяет жизнь через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни (от динамики) — взяли его как понятие психического, а не психологического, — мы закрыли себе всякий путь к выяснению и объяснению его главнейшего свойства: определять образ жизни и поведения, действовать, влиять».
При этом Выготский подчеркивал принципиальную важность различения психологических и психических явлений с точки зрения диалектической психологии и, в частности, его психологической теории:

Более того, в своих текстах, опубликованных при жизни их автора, Выготский никогда не использовал выражения «высшие психические» для описания явлений, которые описывала и изучала его психологическая теория. Понятие «высших психологических» функций также активно разрабатывалось в работах сотрудников Выготского и Лурии 1920-х годов, а наиболее ярким примером экспериментальной разработки этой темы (в частности, проблем произвольного запоминания и активного внимания) является монография А. Н. Леонтьева, опубликованная в 1931 году под названием «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций». Основным результатом этих исследований стала разработка так называемого параллелограмма развития.

Тем не менее, сразу после его смерти тексты Выготского стали подвергаться систематической редакторской правке при подготовке к публикации начиная уже с середины 1930-х годов, что в конечном счете привело к системным искажениям и фальсификациям его научного наследия в послевоенных публикациях работ Выготского на протяжении всего советского периода 1950-х-1980-х годов, включая шеститомное собрание сочинений Выготского, вышедшее в начале 1980-х годов под редакцией М. Г. Ярошевского и других.

По оценке современников, разделение на «высшие» и «низшие» функции и процессы устарело уже к началу 1930-х годов, а критику такого резкого разделения можно найти как в психологической литературе того времени, так и в работах самого Выготского, в начале 1930-х осознавшего методологическую ошибочность своего подхода периода 1920-х годов.

Тем не менее, в послевоенный период выражение «высшие психические функции» было введено в оборот и стало активно использоваться в работах группы советских исследователей «круга Выготского-Лурии». Этими исследователями содержание понятия было несколько расширено и формализовано, в результате чего был выделен ряд основных признаков «высших психических функций». В разных источниках упоминается от трех до пяти таких основных характеристик, таких как: социальность (интериоризация), опосредственность, произвольность по способу саморегуляции и системность.

Примечания

  1. ↑ Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций // А. Н. Леонтьев. Становление психологии деятельности: ранние работы / Ред. А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. — М. Смысл, 2003. — С. 27-198.
  2. Завершнева, Е. (2008). Записные книжки, заметки, научные дневники Л. С. Выготского: результаты исследования семейного архива (часть 2) // Вопросы психологии, (2), 120—136
  3. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Корнилов, К. Н. (Ред.). Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения). М: изд-во БЗО при педагогическом факультете 2-го МГУ, 1930. Год 1.Вып. 4. С. 48-61 (переиздан с искажениями в 1982 в «Собрании сочинений» Выготского, т. 1, стр. 132—148
  4. Ср.: «Как несколько старомодно выражается Выготский, низшие центры служат в истории развития предпосылкой для развития высших центров». См. Бернштейн, Н. А. (1936/2003). Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: Смысл, С. 235
  5. Лурия, А. Р. Травматическая афазия. Клиника, семиотика и восстановительная терапия. — М., 1947

Части человеческого тела и их функции

Голова, шея, туловище, пара рук и ног, соответственно, составляют внешнее строение тела человека, часто описываемое как его поверхностный, первый слой. Однако внутренне эта структура является весьма сложной и запутанной.

На сегодняшний день в структуре тела человека наукой выделено примерно 79 органов. Орган – это организация нескольких различных видов тканей, расположенных таким образом, что вместе они могут выполнять особую функцию.

Некоторые из этих органов работают вместе и образуют системы, которые специализируются для выполнения определенной функции или набора функций. В совокупности они известны как системы органов.

Из 79 органов в строении тела человека пять имеют решающее значение для выживания, и любое повреждение одного из них может привести к смерти. В их число входят мозг, сердце, печень, легкие и почки.

В большинстве случаев каждый орган в системе органов имеет только одну специфическую физиологическую функцию.

Но некоторые из них могут быть частью одной или нескольких систем органов. Например, печень является частью пищеварительной системы, но также играет заметную роль в системе выделения из организма через мочу.

Одиннадцать основных систем включают покровную, скелетную, мышечную, нервную, эндокринную, сердечно-сосудистую, лимфатическую, дыхательную, пищеварительную, мочевыделительную и репродуктивную системы.

Расположение внутренних структур

Все внутренности расположены в определенных полостях.

  • Грудная. От основного пространства она отделена внутренней поверхностью грудной клетки и диафрагмы. При этом она делится еще на три части: плевральные полости, где расположены легкие и перикард – место расположения сердца
  • Брюшная и полость таза – пространство, расположенное ниже диафрагмы. Здесь располагаются желудок и поджелудочная железа, почки, печень, кишечник и другие органы и железы внутренней секреции. Полость таза ничем не отделяется от брюшной полости и включает в себя органы, относящиеся к репродуктивной и мочевыделительной системам.

С одной стороны может показаться, что внутри человеческого тела слишком просторно. Однако в состав механизма, управляющего им, входит слишком много элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. Поэтому немудрено, что заболевание одной структуры способно вызвать патологические изменения в другой.

Понятие «высших психологических» функций у Выготского

Понятие высших психических функций было введёно в научный дискурс Вундтом в середине XIX века, а в русскоязычной психологической традиции оно ассоциируется в первую очередь с именем Л. С. Выготского. Тем не менее, у самого Выготского в его прижизненно опубликованных работах выражение «высшие психические функции» для обозначения объекта его исследования не встречается никогда. Вместо этого Выготский в своих текстах использовал фразу «высшие психологические функции» и сходные с ней выражения «высшие психологические процессы», «высшиe процессы поведения», «высшие формы поведения», «высшие интеллектуальные функции», «высшие характерологические образования» и т. п

Выготский подчеркивал важность понимания этих явлений именно как «высших психологических»: «Сознание определяет жизнь (образ), но оно само возникает из жизни и образует ее момент: ergo жизнь определяет жизнь через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни (от динамики) — взяли его как понятие психического, а не психологического, — мы закрыли себе всякий путь к выяснению и объяснению его главнейшего свойства: определять образ жизни и поведения, действовать, влиять».
При этом Выготский подчеркивал принципиальную важность различения психологических и психических явлений с точки зрения диалектической психологии и, в частности, его психологической теории:

Более того, в своих текстах, опубликованных при жизни их автора, Выготский никогда не использовал выражения «высшие психические» для описания явлений, которые описывала и изучала его психологическая теория. Понятие «высших психологических» функций также активно разрабатывалось в работах сотрудников Выготского и Лурии 1920х годов, а наиболее ярким примером экспериментальной разработки этой темы (в частности: проблем произвольного запоминания и активного внимания) является монография А. Н. Леонтьева, опубликованная в 1931 году под названием «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций». Основным результатом этих исследований стала разработка так называемого параллелограмма развития.

Тем не менее, сразу после его смерти тексты Выготского стали подвергаться систематической редакторской правке при подготовке к публикации начиная уже с середины 1930-х годов, что в конечном счете привело к системным искажениям и фальсификациям его научного наследия в послевоенных публикациях работ Выготского на протяжении всего советского периода 1950х-1980х годов, включая шеститомное собрание сочинений Выготского, вышедшее в начале 1980-х годов под редакцией М. Г. Ярошевского и других.

По оценке современников, разделение на «высшие» и «низшие» функции и процессы устарело уже к началу 1930-х годов, а критику такого резкого разделения можно найти как в психологической литературе того времени, так и в работах самого Выготского, в начале 1930-х осознавшего методологическую ошибочность своего подхода периода 1920-х годов.

Тем не менее, в послевоенный период выражение «высшие психические функции» было введено в оборот и стало активно использоваться в работах группы советских исследователей «круга Выготского-Лурии». Этими исследователями содержание понятия было несколько расширено и формализовано, в результате чего был выделен ряд основных признаков «высших психических функций». В разных источниках упоминается от трех до пяти таких основных характеристик, таких как: социальность (интериоризация), опосредственность, произвольность по способу саморегуляции и системность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector