Понятие психологического здоровья и 5 способов его сохранения

Цели

Понимание поведения и ситуативных факторов

Психологи проводят исследования, чтобы определить то поведение и тот опыт, который способствует улучшению здоровья, может привести к болезни, или повлиять на эффективность медицинской помощи. Они также рекомендуют способы улучшения политики здравоохранения. Психологи работают над разработкой стратегий снижения никотиновой зависимости, улучшения ежедневного питания, в целях укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Они также изучили связь между болезнью и индивидуальными особенностями. Например, психология здоровья нашла связь между такими личностными характеристиками как тревожность, импульсивность, враждебность / гнев, эмоциональная неустойчивость, депрессия, с одной стороны, и экстремальным вождением с другой.

Психология здоровья также связана с ситуативными факторами, в том числе экономическими, культурными, социальными и образом жизни, которые влияют на здоровье. Биопсихосоциальная модель может помочь в понимании отношения между контекстными факторами и биологией при воздействии на здоровье. Физическая зависимость препятствует прекращению курения. Некоторые исследования показывают, что соблазнительная реклама также вносит свой ​​вклад в психологическую зависимость от табака, хотя другие исследования не обнаружили взаимосвязи между воздействием средств массовой информации и курением в юности. Другие исследования показывают соотношение между безработицей и повышением артериального давления.

Психологи стремятся изменить поведение людей для двойной цели — помочь людям оставаться здоровыми и помогать пациентам придерживаться схемы лечения болезни.

Профилактика болезней

Психологи могут способствовать здоровью и благополучию за счёт предупреждения заболеваний. Некоторые болезни можно лечить гораздо эффективнее, если их рано обнаружить. Психологи работают над пониманием того, почему некоторые люди не стремятся к профилактике, осмотрам, прививкам, и используют эти знания для разработки способов поощрения людей посещать медосмотры для обнаружения таких заболеваний, как рак и болезни сердца. Психологи также находят способы, чтобы помочь людям избежать рискованного поведения (например, незащищенного секса) и поощряют поведение, направленное на улучшение здоровья (например, регулярная чистка зубов или мытье рук). Психологи также занимаются просвещением работников здравоохранения, в том числе врачей и медсестер, касательно эффективного общения с пациентами, обучение способам, которые позволяют преодолевать коммуникативные барьеры.

Проведение исследований

Как и психологов других дисциплин, психологи здоровья имеют глубокие знания методов исследования. Психологи применяют эти знания для проведения исследований по различным вопросам. Например, психологи проводят исследования, чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • Что влияет на здоровое питание?
  • Как стресс связан с болезнями сердца?
  • Как можно помочь людям изменить мышление, чтобы улучшить здоровье?

Обучение и общение

Психологи также могут быть ответственны за обучение других специалистов в области здравоохранения тому, как проводить мероприятия, пропагандирующие здоровое питание, отказ от курения, снижение веса и т. д. Психологи также обучают других специалистов коммуникативным навыкам, таких как, например, поддержка с целью улучшения соблюдения врачебных предписаний.

Применение

Улучшение взаимодействия пациента с врачом

Медицинские психологи помогают процессу связи между врачами и пациентами во время медицинских консультаций. В этом процессе имеется большое количество проблем, так как, например, пациенты демонстрируют отсутствие понимания многих медицинских терминов, особенно анатомических (например, кишечник). Одно из направлений исследования в этом вопросе включает в себя «врач-центрированные» и «пациент-центрированные» консультации. «Врач-центрированные» консультации обычно директивны, пациент отвечает на вопросы и практически не играет роли в постановке диагноза. Несмотря на то, что этот стиль предпочитаем пожилыми людьми, многим людям он не нравится чувства иерархии или игнорирования, которые он вызывает. Они предпочитают «пациент-центрированную» консультацию, в которой врач фокусируется на нуждах пациента, выслушивает его до конца до того, как поставить диагноз, и включает пациента в процесс выбора лечения и постановки диагноза.

Улучшение соблюдения медицинских показаний

Медицинские психологи включены в исследование и практику, нацеленную на наставление людей следовать медицинским предписаниям и соблюдению режима лечения. Пациенты часто забывают принимать лекарства или сознательно отказываются от их приема из-за побочных эффектов. Отказы принимать предписанные лекарства ведут к большим расходам и тратят миллионы полезных лекарств, которые, в противном случае, могли бы помочь другим людям.

Способы наблюдения за соблюдением показаний

Психологи выявили ряд способов измерения соблюдения пациентами медицинских схем:

  • Подсчет количества таблеток в баночках
  • Использование самоотчётов
  • Использование «Trackcap» бутылки, которая отслеживает количество открываний.

Психология здоровья пытается найти средства, чтобы уменьшить или устранить боль, а также болевые аномалии, такие как каузалгии, невралгии, и фантомные боли. Хотя задача измерения и описания боли была проблематичной, развитие опросника боли МакГилла помогло добиться прогресса в этой области. Лечение боли включает в себя введение обезболивающих, иглоукалывание (признано эффективным в снижении боли при остеоартрите колена), биологическую обратную связь, когнитивно-поведенческую терапию.

Психотерапия.

Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ – психоанализу З.Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов Б.Скиннера и И.П.Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах (см. также ПСИХОАНАЛИЗ).

Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным (см. также ПСИХИАТРИЯ; ПСИХОТЕРАПИЯ).

Критерии психического здоровья

Критерии (признаки, характеристики) психического здоровья формулируются на основе предложенной психологами в 60-е годы XX века концепции «позитивного психического здоровья».

Концепция на концепции в основе центр поставлен анализ здорового функционирования личности как позитивного процесса, обладающего самостоятельной ценностью и содержательно описываемого через понятия самореализации, самоактуализации (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Ш. Бюллер), полноценного человеческого функционирования (К. Роджерс), аутентичности (Дж. Бюдженталь), стремления к смыслу (В. Франкл).

Зигмунд Фрейд определял психическое здоровье как «способность к любви и работе». В данном определении отображается энергетическая модель психики, созданная Фрейдом, в которой здоровое развитие основано на сублимации, то есть эффективном перераспределении энергии либидо на конструктивные жизненные цели (творчество и близость с другими людьми).

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и её результатам.
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Перечисленные характеристики свидетельствуют о степени совершенства и зрелости личности.

Для прикладных целей достаточным является так называемое «функциональное определение здоровья, основанное на подходе Т. Парсонса (Talcott Parsons, 1958 г.) и восходящее к эволюционной теории представление о дисфункции», согласно которому «под психическим здоровьем понимается способность человека полноценно функционировать в основных социальных ролях» Такой подход к здоровью имеет ряд важных для практики следствий:

  • относительность здоровья, подразумевающая отсутствие «абсолютного» психического здоровья. Это значит, что нет человека, который мог бы сохранять свое психическое здоровье в любых социальных ролях или ситуациях;
  • ограниченность подхода социокультурными нормами общества или социальной группы;
  • функциональное понимание психического здоровья не подразумевает полного отсутствия симптомов психического расстройства, а только констатирует, что такая симптоматика, если она имеется, не вызывает социальной или поведенческой дисфункции

Портрет психически здорового человека

Здоровый человек отлично умеет выстраивать отношения с людьми независимо от разницы в интересах или социальном положении. Он принимает людей со всеми их достоинствами и недостатками, умеет удерживать баланс между «брать» и «давать» в отношениях с окружающими.

Такой человек хочет и может работать, заниматься профессиональной деятельностью и быть успешным в ней. Он умеет играть с детьми и со взрослыми, в серьезные и шутливые игры, умеет играть словами и метафорами. Это творческая личность, имеющая свои хобби и интересы.

Психически здоровый человек автономен – его действия ни от кого не зависят, он критически относится к оценочным суждениям, он самостоятелен и ответственен в том, что делает. Он понимает этические и нравственные нормы, устойчив в эмоциональном плане и имеет стратегию гибкого использования защитных механизмов психики. Такой человек способен к рефлексии, имеет адекватную самооценку и высокий уровень осознанности.

Применение

Улучшение взаимодействия пациента с врачом

Медицинские психологи помогают процессу связи между врачами и пациентами во время медицинских консультаций. В этом процессе имеется большое количество проблем, так как, например, пациенты демонстрируют отсутствие понимания многих медицинских терминов, особенно анатомических (например, кишечник). Одно из направлений исследования в этом вопросе включает в себя «врач-центрированные» и «пациент-центрированные» консультации. «Врач-центрированные» консультации обычно директивны, пациент отвечает на вопросы и практически не играет роли в постановке диагноза. Несмотря на то, что этот стиль предпочитаем пожилыми людьми, многим людям он не нравится чувства иерархии или игнорирования, которые он вызывает. Они предпочитают «пациент-центрированную» консультацию, в которой врач фокусируется на нуждах пациента, выслушивает его до конца до того, как поставить диагноз, и включает пациента в процесс выбора лечения и постановки диагноза.

Улучшение соблюдения медицинских показаний

Медицинские психологи включены в исследование и практику, нацеленную на наставление людей следовать медицинским предписаниям и соблюдению режима лечения. Пациенты часто забывают принимать лекарства или сознательно отказываются от их приема из-за побочных эффектов. Отказы принимать предписанные лекарства ведут к большим расходам и тратят миллионы полезных лекарств, которые, в противном случае, могли бы помочь другим людям.

Способы наблюдения за соблюдением показаний

Психологи выявили ряд способов измерения соблюдения пациентами медицинским схем:

  • Подсчет количества таблеток в баночках
  • Использование самоотчётов
  • Использование «Trackcap» бутылки, которая отслеживает количество открываний.

Психология здоровья пытается найти средства, чтобы уменьшить или устранить боль, а также болевые аномалии, такие как каузалгии, невралгии, и фантомные боли. Хотя задача измерения и описания боли была проблематичной, развитие опросника боли МакГилла помогло добиться прогресса в этой области. Лечение боли включает в себя введение обезболивающих, иглоукалывание (признано эффективным в снижении боли при остеоартрите колена), биологическую обратную связь, когнитивно-поведенческую терапию.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ поддерживает правительства в достижении цели укрепления психического здоровья и содействия ему среди пожилых людей с интеграцией эффективной стратегии в политику и планы. В 2016 г. Всемирная ассамблея здравоохранения приняла «Глобальную стратегию и план действий по проблеме старения и здоровья». Одна из целей этой глобальной стратегии заключается в том, чтобы привести системы здравоохранения в соответствие с потребностями пожилых людей в области психического, а также физического здоровья. Она, в частности, предусматривает следующие меры: ориентация систем здравоохранения на внутренние способности и функциональные возможности; организация и обеспечение приемлемого в ценовом отношении доступа к качественной и комплексной клинической помощи, ориентированной на пожилых; и обеспечение стабильного состава должным образом подготовленных, трудоустроенных и управляемых кадров здравоохранения. Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013–2020 гг. представляет собой обязательство всех государств–членов ВОЗ принять конкретные меры по укреплению психического благополучия, предупреждению психических расстройств, обеспечению медицинской помощи, ускорению выздоровления, укреплению прав человека и снижению смертности, заболеваемости и инвалидности лиц с психическими расстройствами, в том числе среди пожилых людей. В нем ставится четыре ключевых задачи:

  • укреплять эффективное лидерство и руководство в области охраны психического здоровья;
  • обеспечивать на первичном уровне комплексную, интегрированную и чутко реагирующую на изменения медико-санитарную и социальную помощь;
  • осуществлять стратегии укрепления психического здоровья и профилактики в области психического здоровья;
  • укреплять информационные системы, фактические данные и исследования в области психического здоровья.

Депрессия, психозы, суицид, эпилепсия, деменция и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, включены в Программу действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области охраны психического здоровья (mhGAP), которая направлена на совершенствование помощи при психических, неврологических расстройствах и расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ, за счет предоставления рекомендаций и инструментов для организации медико-санитарного обслуживания в районах с недостаточными ресурсами. Пакет mhGAP включает меры по профилактике и лечению каждого из этих приоритетных состояний в неспециализированных учреждениях здравоохранения, в том числе предназначенных для пожилых людей. 

ВОЗ признает деменцию в качестве проблемы общественного здравоохранения и опубликовала доклад «Деменция: приоритет общественного здравоохранения», в котором призывает к действиям на международном и национальном уровнях. В марте 2015 года ВОЗ организовала первую Конференцию на уровне министров по глобальным действиям против деменции, которая способствовала повышению осведомленности в отношении обусловленных деменцией проблем для общественного здравоохранения и экономики, содействовала лучшему пониманию ролей и обязанностей государств-членов и заинтересованных сторон и привела к принятию «Призыва к действиям», поддержанного участниками конференции.В мае 2017 г. Всемирная ассамблея здравоохранения одобрила «Глобальный план действий сектора общественного здравоохранения по реагированию на деменцию на период 2017–2025 годов». В Плане содержится всеобъемлющая программа действий для лиц, формулирующих политику, международных, региональных и национальных партнеров и ВОЗ в таких областях, как повышение осведомленности о деменции и разработка инициатив по созданию благоприятных условий для людей с деменцией; сокращение риска деменции; диагностика, лечение и уход; исследования и инновации; и поддержка лиц, осуществляющих уход за людьми с деменцией. Цель плана заключается в том, чтобы улучшить жизнь людей с деменцией, лиц, осуществляющих за ними уход, и их семей, сократив при этом последствия деменции для отдельных лиц, сообществ и стран. В рамках усилий по практической реализации Плана была создана Глобальная обсерватория по деменции — международная платформа эпиднадзора, предназначенная для лиц, формулирующих политику, и исследователей и призванная упростить мониторинг и обмен информацией, касающейся политики в отношении деменции, предоставления услуг, эпидемиологической обстановки и научных исследований. 

Мнение А. Маслоу о нормальной психике

Гуманистическая концепция, предложенная Маслоу, наиболее полно раскрывает концепцию здорового человека. По его мнению, здоровье определяет самоактуализация — полная и всесторонняя реализация возможностей личности. Он был убежденным приверженцем идеи о стремлении человека к развитию и полагал, что задача психологии — изучение психического здоровья, а не заболеваний. В отличие от Фрейда, исследовавшего и классифицировавшего патологии, Маслоу объектом исследований выбрал людей, достигших наиболее высоких результатов в самоактуализации.

Маслоу выявил, что невозможность удовлетворить базовые потребности, в число которых входит и самоактуализация, приводит к развитию различных психологических патологий. Стремление к высшим ценностям: добру, любви, союзничеству заложено в человеке изначально.

Ценности не зависят от времени, культуры, базовых принципов общества. Они свойственны каждому человеку и рассматриваются как достойный мотив для самопожертвования и вечного служения. Общечеловеческие ценности могут занять место религии.

Согласно идее Маслоу, самоактуализующаяся личность имеет ряд признаков:

  • объективная оценка реальности;
  • принятие себя и других;
  • независимость от авторитетов;
  • заинтересованность в развитии общества;
  • стремление к глубинным отношениям;
  • доброта и спокойствие характера;
  • стремление к переживанию высшего наслаждения.

Самоактуализующиеся люди умеют находить компромисс между локальной культурой и личными убеждениями. Их приоритетной ценностью и стремлением становятся не достижение материальных благ или удовлетворение личностных интересов, а состояние трансценденции — выхода за рамки привычной реальности, чувства единения с миром. Для достижения трансценденции требуется глубокое эмоциональное переживание. Самоактуализующиеся люди часто склонны к творчеству, духовным практикам, близкому межличностному общению и другим методам получения сильных положительных эмоций.

Маслоу выделил два типа самоактуализации личности:

  • гармоничное развитие всех аспектов личности с небольшим опытом трансцендентного переживания;
  • замещение трансцендентным опытом других жизненных благ.

Человек второго типа, однажды ощутив состояние экстаза, стремится к нему снова и снова. Постепенно влияние трансцендентного ослабевает, возникает потребность в более мильных триггерах. От состояния психического здоровья человек может прийти к психопатии. Ради получения желаемого ощущения он готов пойти даже на преступление.

Профилактика нарушений психического здоровья – ГБУЗ

 Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья.

 Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество.

В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Так, например, насилие и устойчивое социально-экономическое давление признается фактором риска для психического здоровья. Очевидные фактические данные связаны с сексуальным насилием.

Плохое психическое здоровье связано также с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, гендерной дискриминацией, социальным отчуждением, нездоровым образом жизни, физическим нездоровьем, а также с нарушениями прав человека. Существуют также особые психологические и личностные факторы, из-за которых люди становятся уязвимыми перед проблемами с психическим здоровьем.

Биологические риски включают генетические факторы.

Укрепление психического здоровья включает действия, которые укрепляют психологическое здоровье. Они могут включать создание окружающей среды, поддерживающей психическое здоровье.

Конкретные пути укрепления психического здоровья включают следующие:

  • мероприятия в раннем детстве (например, создание стабильной обстановки, отвечающей потребностям детей в плане здоровья и питания, обеспечивающей защиту от опасных факторов и возможности для раннего обучения и общения с другими на принципах отзывчивости, эмоциональной поддержки и стимулирующего воздействия на развитие);
  • поддержка детей (например, программы по приобретению навыков, программы по развитию детей и молодых людей);
  • предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию и схемы микрокредитования);
  • социальная поддержка пожилых людей (например, инициатива по организации знакомств, местные дневные центры для престарелых людей);
  • программы, нацеленные на уязвимых людей, включая меньшинства, коренные народы, мигрантов и людей, пострадавших от конфликтов и стихийных бедствий (например, психосоциальные мероприятия после стихийных бедствий);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические изменения в школах);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья на рабочих местах (например, программы по профилактике стресса);
  • стратегии в области жилищных условий (например, улучшение жилищных условий);
  • программы по предотвращению насилия (например, ограничение доступа к алкоголю и оружию);
  • программы развития отдельных сообществ (например, инициативы “Сообщества, которые заботятся”, комплексное сельское развитие);
  • уменьшение масштабов нищеты и социальная защита неимущих;
  • антидискриминационные законы и кампании;
  • укрепление прав и возможностей лиц с психическими расстройствами и заботы о них.

Кроме того, существует ряд эффективных мер для предотвращения самоубийств, предотвращения и лечения психических расстройств у детей, предотвращения и лечения деменции, а также лечения расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ.

В 2013 году Всемирная ассамблея здравоохранения утвердила Комплексный план действий в области психического здоровья на период 2013-2020 годов. План отражает решимость всех государств-членов ВОЗ принять конкретные меры, направленные на укрепление психического здоровья, и содействовать достижению глобальных целей. Этот план направлен на достижение 4 задач:

  • укреплять эффективное лидерство и руководство в области охраны психического здоровья;
  • обеспечивать на первичном уровне комплексную интегрированную и четко реагирующую на изменения медико-санитарную и социальную помощь;
  • осуществлять стратегии укрепления психического здоровья и профилактики в области психического здоровья; и
  • укреплять информационные системы, фактические данные и исследования в области психического здоровья.

Особое внимание в этом плане действий уделяется защите и укреплению прав человека, укреплению гражданского общества и наделению его полномочиями, а также центральному месту медицинской помощи на первичном уровне

Критерии психического здоровья личности

Среди существующих критериев выделяют основные:

  1. Постоянство и идентичность своего внутреннего «Я», осознание того, что психический и физический критерии совпадают.
  2. Идентичное и постоянное переживание в одинаковых ситуациях.
  3. Психологические критерии здоровья – критическое отношение к себе и своей психологической активности и к ее результатам.
  4. Соответствие реакции психики воздействию среды и социальных обстоятельств.
  5. Способность управлять собой как того требуют социальные нормы, законы и правила.
  6. Способность строить планы и реализовывать их.
  7. Способность менять свое поведение в соответствии с тем, как меняются жизненные ситуации и обстоятельства.

Примечания

  1. Johnston, M. (1994). Current trends in Health Psychology. The Psychologist, 7, 114—118.
  2. Rogers, R. W. (1983). Preventive health psychology: An interface of social and clinical psychology. Journal of Social and Clinical Psychology, 1(2), 120—127. doi:10.1521/jscp.1983.1.2.120
  3. Everly, G. S., Jr. (1986). An introduction to occupational health psychology. In P. A. Keller & L. G. Ritt (Eds.), Innovations in clinical practice: A source book, Vol. 5 (pp. 331—338). Sarasota, FL: Professional Resource Exchange.
  4. Marks, D.F., Murray, M., Evans, B., & Estacio, E.V. (2011).
  5. Sharman, S.J.; Garry, M.; Jacobsen, J.A.; Loftus, E.F.; & Ditto, P.H. (2008). False memories for end-of-life decisions. Health Psychology, 27, 291-96.
  6. Dusseldorp, E.; van Elderen, T.; & Maes, S.; Meulman, J. & Kraaij, V. (1999). A meta-analysis of psychoeducational programs for coronary heart disease patients. Health Psychology, 18, 506-19.
  7. Resnicow, K.; Jackson, A.; Blissett, D.; Wang, T.; McCarty, F.; Rahotep, S.; & Periasamy, S. (2005). Results of the Healthy Body Healthy Spirit Trial. Health Psychology, 24, 339-48.
  8. Beirness, D.J. (1993). Do we really drive as we live? The role of personality factors in road crashes. Alcohol, Drugs & Driving, 9, 129-43.
  9. Pierce, J.P.; & Gilpin, E.A. (1995). A historical analysis of tobacco marketing and the uptake of smoking by youth in the United States: 1890—1977. Health Psychology, 14, 500—508.
  10. Ferguson C.J. & Meehan, D.C. (2011). With friends like these…: Peer delinquency influences across age cohorts on smoking, alcohol and illegal substance use. European Psychiatry, 26(1), 6-12.
  11. Ilies, R., Dimotakis, N., & Watson, D. (2010). Mood, blood pressure, and heart rate at work: An experience-sampling study. Journal of Occupational Health Psychology, 15(2), 120—130. doi:10.1037/a0018350
  12. Kasl, S.V. & Cobb, S. (1970). Blood pressure changes in men undergoing job loss: A preliminary report. Psychosomatic Medicine, 32(1), 19-38.
  13. ↑ The British Psychological Society. (2011). What is health psychology? A guide for the public.
  14. ↑ The British Psychological Society. (2011). Health psychology: A guide for employees.
  15. Melzack, R. (1975). The McGill Pain Questionnaire: Major properties and scoring methods. Pain, 1(3), 277—299.
  16. Berman, B.; Singh B.B.; Lao, L.; Langenberg, P.; Li, H.; Hadhazy, V.; Bareta, J. & Hochberg, M. (1999). A randomized trial of acupuncture as an adjunctive therapy in osteoarthritis of the knee. Rheumatology, 38(4), 346-54.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector