Билет 3. 4. 5. 6 основные этапы проведения психологического консультирования
Содержание:
Возрастно-психологическое консультирование
Порой помощь специалиста требуется не взрослому, а ребенку. В таком случае становится важным прохождение всех этапов возрастно-психологического консультирования, содержание которых несколько отличается от описанных выше. Так, после проведения первичного приема и диагностического этапа профессионалом должна быть разработана система психолого-педагогических рекомендаций, способствующих проведению мероприятий по психическому развитию ребенка. В случае возникновения необходимости возможно принятие мер по уточнению родительских установок.
В чем заключается специфика консультирования возрастно-психологического вида? В том, что специалисту уже с самого начала понадобится в большей степени работать с мамами и папами, обращаясь к ним за помощью. На всех этапах психологического консультирования от родителей психологу потребуется помощь, для чего с ними должен быть установлен тесный контакт. Так, близким людям понадобится:
- уточнить историю развития ребенка;
- рассказать о своих воспитательных установках;
- заключить устное соглашение о совместной работе.
В процессе проведения консультации профессионалом должна быть осуществлена психологическая коррекция. Она представляет собой освобождение родителей от гнетущих их тяжелых чувств, обращение их взора на положительные стороны проблемы и направление на активные действия по поиску ее возможных решений.
Важность работы с близкими людьми заключена в их главенствующей роли в процессе формирования той обстановки для социального развития, которая имеет место при становлении личности подрастающего человека. Задача психолога во время проведения консультации заключена в повышении уровня компетентности близких для его маленького клиента людей
Это позволяет активизировать роль взрослых в создании нормальных условий для дальнейшего развития подрастающего человека. Причем достижение этой цели становится возможным только в том случае, если консультантом-психологом будут созданы доверительные отношения с людьми, которые обратились к нему по поводу своего ребенка. И здесь от специалиста требуется проявление уважения к ним и признание имеющегося у них беспокойства, вызванного проблемами с их чадом. Психолог не должен критиковать действия взрослых и высказывать свое мнение, говорящее об их педагогической некомпетентности. То, что родители являются «неуспешными» воспитателями, специалист должен высказать только после тщательного обследования и анализа представленных о ребенке данных. Но и в этом случае психолог не должен ущемлять самооценку своих клиентов, руководствуясь известным принципом «Не навреди»
Задача психолога во время проведения консультации заключена в повышении уровня компетентности близких для его маленького клиента людей. Это позволяет активизировать роль взрослых в создании нормальных условий для дальнейшего развития подрастающего человека. Причем достижение этой цели становится возможным только в том случае, если консультантом-психологом будут созданы доверительные отношения с людьми, которые обратились к нему по поводу своего ребенка. И здесь от специалиста требуется проявление уважения к ним и признание имеющегося у них беспокойства, вызванного проблемами с их чадом. Психолог не должен критиковать действия взрослых и высказывать свое мнение, говорящее об их педагогической некомпетентности. То, что родители являются «неуспешными» воспитателями, специалист должен высказать только после тщательного обследования и анализа представленных о ребенке данных. Но и в этом случае психолог не должен ущемлять самооценку своих клиентов, руководствуясь известным принципом «Не навреди».
Определение
Основы психологического консультирования зародились в Древней Греции. Уже тогда существовали своеобразные консультанты и приемные центры. Только назывались они иначе, часто это были астрологи или служители культов. Психотерапия как метод лечения официально появилась в конце XVII века. Врачи впервые стали пробовать лечить психологическими методами. Уже в XIX веке опробовали гипноз на человеке. Правда, название этот метод носил иное – лечение магнетическими флюидами. С 1955 года развитие получило профессиональное психологическое консультирование.
Цель его состояла в решении личностных и межличностных проблем. В ней могут принимать участие как индивид, так и группы личностей. Часто в помощи нуждается супружеская пара или целая семья. Суть терапии сводится к решению проблем личности, ее развитию и становлению интересов, не противоречащих ей и окружению. Трудности в повседневной жизни и неспособность совладать с собой породили потребность в создании отдельного вида психологической помощи. Так появилось понятие психологического консультирования. Цель консультирования определяется в зависимости от потребностей обратившихся.
Теории, направления и подходы
Любое психологическое консультирование, будучи видом психологической практики, опирается на теоретическое понимание этой практики. Теории, применяемые для психологического консультирования, обладают целым рядом функций, например:
- разработка терминологии, профессионального языка и способов его использования — то, с помощью чего можно понимать и интерпретировать происходящее с клиентом и в целом консультативный процесс, а также обмениваться информацией и достигать взаимопонимания;
- обеспечение консультантов и клиентов концептуальными структурами, на основе которых можно принимать решения, интерпретировать проявления клиента — его поведение, мысли, чувства и переживания, направления его развития, способы общения с ним, а также систематически осмысливать консультативный процесс;
- помощь в понимании, объяснении, а также прогнозировании (иногда — индуцировании) различных проявлений и возможных вариантов поведения и жизнедеятельности клиента.
Хотя клиенты не так искушены в создании и использовании теорий, тем не менее, они создают и используют свои «непрофессиональные» теории для понимания и осмысления того, что с ними происходит в их жизни и, в частности, в процессе психологического консультирования. И эти теории опосредуют сам процесс психологического консультирования и, соответственно, его результаты.
Несмотря на указанную значимость теорий для процесса психологического консультирования, они — лишь один, хотя и важный, посредник в этом процессе. Есть и другие посредники, от которых зависит процесс и результат психологического консультирования. Традиционно выделяют консультанта (его знания, навыки, способности и многое другое), самого клиента, эффективность использования методов психологического консультирования, а также контекстные переменные.
Некоторые авторы, например Раймонд Корсини, рассматривают психологическое консультирование как настолько сложную деятельность, что сравнивают её с искусством.
Подходы
В психологическом консультировании наиболее устойчиво выделяемыми (в отечественной и зарубежной психологии) подходами к его осуществлению называют следующие (критерий выделения — на чём концентрируется подход):
-
поведенческое (бихевиоральное) направление, в том числе:
- рационально-эмоциональная поведенческая терапия А. Эллиса (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс, относят его к когнитивному направлению);
- клиническая поведенческая терапия Марвина Р. Голдфрида и Герольда Дэвисона (А. Эллис относит его к когнитивному направлению);
-
когнитивное направление, в том числе:
- социально-когнитивное консультирование А. Бандуры;
- когнитивное консультирование А. Бека;
- краткосрочная терапия Ирвинга Джайниса;
-
психодинамическое (психоаналитическое) направление, в том числе:
- психоанализ З. Фрейда и др.;
- индивидуальная психология А. Адлера;
- аналитическая психология К. Г. Юнга;
- самоанализ К. Хорни;
- гештальттерапевтическое направление Ф. Перлза (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс, относят его к гуманистическому направлению);
- психодраматическое направление Я. Л. Морено;
-
экзистенциальное (экзистенциально-гуманистическое) направление, в том числе:
- экзистенциальное консультирование И. Д. Ялома и Р. Мэя;
- личностно-центрированное консультирование К. Роджерса;
- транзактный анализ Э. Берна;
- логотерапия В. Франкла;
- консультирование реальностью У. Глассера;
-
конструктивистские направления, в том числе:
- нарративное направление;
- диалогическое направление, в том числе:
- феминистское направление;
- эклектическое и интегративное направление, в том числе:
- мультимодальное консультирование <i>А. А. Лазаруса</i>;
- консультирование по жизненным умениям <i>Р. Нельсона-Джоунса</i>.
Методы консультирования
Отдельные теории личности и соответствующие им методологии выработали свои подходы к работе с клиентами. Но существует базовый набор методов, который включает: активное и эмпатическое слушание, наблюдение, интервью и беседу.
Когда инициатором разговора выступает сам клиент, чтобы ему было легче делиться своими переживаниями, психолог может использовать эмпатическое слушание. Оно характеризуется следующими особенностями:
- Отсутствие каких-либо оценок со стороны специалиста. Он не позволяет себе истолковывать вслух скрытые мотивы и намерения собеседника, упрекать в ошибках или сбивать того с мысли.
- Психолог показывает принятие и понимание эмоций и чувств субъекта, отражая его переживания при помощи специальных приемов общения.
- Методика позволяет профессионалу испытывать те же мысли и чувства, что и клиент, отождествиться с ним на какое-то время, встать на его место, вникнуть в ситуацию.
- Приемы подстройки к дыханию, позе и движениям, использование одинаковых с собеседником репрезентативных систем при разговоре, делают возможным создать обстановку доверия, и вызвать дополнительную искренность субъекта.
Для получения более детальной информации о затруднениях человека, слушание может иметь несколько другую форму. Например, методика активного слушания предполагает, что психолог задает наводящие и уточняющие вопросы с целью задать направление разговора или уточнить детали.
Кроме того, чтобы слушать активно, нужно:
- демонстрировать направленным на собеседника доброжелательным взглядом, позой и жестикуляцией свою заинтересованность в том, что тот говорит;
- задавая вопрос, повторять часть фразы собеседника теми же словами, или несколько переформулировав ее;
- постоянно поддерживать беседу своими реакциями – подтверждающими внимательность кивками, словами “да-да”, “я понял”, “это интересно”, “продолжайте”.
Данная методика слушания является одним из важнейших методов работы, которым психолог должен владеть обязательно, какой бы специализации он не придерживался – организационные вопросы, семейные отношения или деловое консультирование.
Чтобы метод приносил пользу, наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим и преднамеренным.
Еще одним методом сбора необходимых сведений является интервью. В зависимости от ситуации оно бывает:
- свободным – когда в рамках общего плана вопросы варьируются относительно особенностей клиента;
- стандартизированным частично – четкая стратегия и гибкая тактика;
- стандартизированным – когда вопросы и порядок проведения однозначно указаны.
Все предыдущие методы являются вспомогательными или входят в качестве элемента в основной метод проведения консультации – беседу.
Беседа необходима для установления контакта с клиентом, сбора и систематизации информации о нем, выработки рекомендаций по изменению ситуации.
Диалог с субъектом сам по себе выполняет терапевтические функции. По ходу разговора в него вплетаются различные приемы психологического воздействия, оценивается состояние человека, корректируется программа взаимодействий.
Беседа чаще всего имеет четкую структуру и включает ряд моментов:
- План вопросов, с помощью которых детализируются имеющиеся сведения и осуществляется побуждение личности к дальнейшему углубленному самоанализу.
- Техники успокаивания и ободрения, они нужны для создания доверительной атмосферы.
- Обобщения и перефразирования – дают клиенту лучше осознать свои мысли, установки и убеждения.
- Отражение чувств – сообщают субъекту, что консультант заинтересован в познании его внутреннего мира.
- Молчаливые паузы – помогают обратившемуся за помощью человеку глубже погрузиться в себя, увидеть собственные проблемы с разных точек зрения, оценить свои ценности, установки, чувства и реакции.
- Сообщение информации и интерпретаций – нужно для улучшения понимания клиентом ситуации, провоцирования его на вопросы. Они требуются, чтобы выводить в сознание субъекта все новые детали и уровни проблем.
- Порой психолог прибегает к умышленной конфронтации – с целью определения привычных приемов психологической защиты клиента и демонстрации ему их положительных и отрицательных сторон.
Чтобы показать субъекту искренность своих намерений и продемонстрировать новые способы поведения, психолог раскрывается перед ним, сообщает личную информацию, приводит примеры из собственной жизни.
Техники психологического консультирования
Техники психологического консультирования неразрывно связаны с его этапами. Рассмотрим этапы консультирования в психологии и применяемые во время каждого из них техники.
Первый из этапов психологического консультирования — встреча клиента и психолога. Во время первого сеанса используются следующие техники:
- Приветствие. Во время приветствия консультант пользуется стандартными фразами, означающими его расположение и открытость: «Рад вас видеть», «Приятно познакомиться» и т. д.
- Проведение клиента на место. Консультант ведет посетителя, указывая ему путь и приглашая в кабинет впереди себя.
- Установление положительного настроя. В психологическом консультировании для этого используются как активные, так и пассивные методы. К пассивным методам относится приятный внешний вид консультанта, кабинета, доброжелательное выражение лица, соблюдение этикета и зоны общения. Активные методы означают непосредственное подбадривание или иное позитивное воздействие на клиента при помощи слов или действий.
- Освобождение от психологических барьеров. Для клиента вполне естественным является ощущать волнение перед первым посещением психолога, и сквозь это волнение не всегда могут пройти истинные мысли и чувства клиента. Чтобы снять психологические барьеры, может понадобиться не один сеанс. Однако облегчить этот процесс можно при помощи свободной беседы, располагающей музыки и других приемов.
Второй этап посвящен сбору информации о клиенте и его проблеме. Он включает в себя следующие методы психологического консультирования:
- Диагностика личности клиента складывается из совокупности наблюдения, беседы и интервью. Наблюдение происходит в пассивном режиме на протяжении всего сеанса общения. Консультант отмечает особенности поведения, жестикуляции, разговора клиента. Беседа течет в свободном режиме и позволяет настроить клиента на «говорение», на свободное высказывание своих мыслей. Интервью отличается от беседы тем, что консультант практически не занимает в нем активной позиции, а только лишь задает вопросы. Кроме того, в отличие от свободно текущей беседы, вопросы в интервью составлены целенаправленно и должны подводить разговор к определенной мысли.
- Прояснение сути проблемы производится при помощи двух техник — диалога и активного слушания. Во время диалога консультант активно подводит клиента к раскрытию его глубинных переживаний. Если же клиент уже морально готов и сам рассказывает о том, что его беспокоит — применяется техника активного слушания. В ее ходе психолог, не перебивая, слушает клиента, показывая ему, что он включен в разговор, кивая, перефразируя и задавая уточняющие вопросы.
Третий этап — составление стратегии преодоления трудностей клиента. Его можно условно разделить на три ступени, каждая из которых подразумевает применение особых техник:
- Определение возможных выходов из проблемной ситуации. С этой целью используются такие техники, как совет, информирование, убеждение и разъяснение. Следует отметить, что «совет» следует понимать условно — клиент не должен принимать данную психологом рекомендацию на веру. Она должна подробно обсуждаться в ходе совместной дискуссии, в результате чего клиент должен выдвинуть свой вариант решения ситуации.
- Координирование плана действий. На этом этапе клиенту предстоит совместно с психологом разработать план реализации того варианта, который был подобран на предыдущем этапе. Для этого используются техники поиска множественных решений, конкретизация ожиданий, стимулирующие вопросы и установление последовательности решений.
Таким образом, в ходе разрешения психологических трудностей клиента используются различные техники. Не существует универсальной схемы, которая поможет справиться с проблемой любому клиенту — мастерство консультанта заключается во владении широким спектром психологических инструментов и виртуозном подборе необходимой техники в каждой конкретной ситуации.
Эффективные методы
В современной психотерапии эти методы используются в совокупности и позволяют справиться с проблемой клиента наиболее быстрым и благоприятным образом:
- Катарсис. Или исповедь. Открытый разговор с консультантом дает индивиду возможность открыть проблемы. От психолога требуется в этот момент участие и понимания. Катарсис открывает для специалиста скрытые проблемы клиента. В процессе применения этого метода используются ролевые игры, рисование.
- Убеждение и рекомендации. Этот метод взваливает на консультанта огромную ответственность. Ведь определить, какой совет поможет индивиду справиться с его проблемой, за одну консультацию невозможно. Кажущееся очевидным разрешение кризисной ситуации впоследствии может оказаться неверным, так как консультант не до конца выслушал клиента и не разобрал его внутренние мотивы. Минусом этого метода является предвзятость некоторых специалистов.
- Интегрированная интерпретация. Этот метод позволяет проникнуть в суть проблемы клиента. Консультант с позиции клиента проводит анализ сложившейся в его жизни ситуации. Например, клиент рассказал о своей проблеме, в ответ консультант начинает фразу со слов: «И вы почувствовали себя…». То есть вживается в роль клиента и объясняет его эмоции с позиции психоанализа.
Диагностический
На третьем из этапов психологического консультирования специалист выслушивает пришедшего к нему на беседу клиента. Проведя анализ разговора, профессионал проясняет и уточняет ту проблему, которая мучает человека.
Что является основным содержанием диагностического этапа психологического консультирования? Его базу составляет откровенный рассказ клиента о своей проблеме и о себе. При необходимости специалистом проводится и психодиагностика человека. Выслушивая исповедь, консультанту разрешено задавать вопросы для уточнения тех или иных деталей. Мешать самому повествованию профессионал не имеет права. К концу рассказа у психолога должно сложиться мнение об истоках проблемы, мучающей клиента. При этом ему необходимо составить для себя алгоритм действий по ее устранению. Своим мнением консультант должен поделиться с человеком по окончании его рассказа. Перед этим понадобится выдержать небольшую паузу, чтобы собраться с мыслями и позволить клиенту настроиться на внимательное восприятие дальнейшего разговора.
Порой психологу недостаточно той информации о проблеме, которую изложил ему человек. В связи с этим сделать верные выводы и сформулировать рекомендации становится невозможным без получения дополнительных сведений. Для этого должна быть продолжена беседа с клиентом или привлечены другие лица, которые имеют отношение к проблеме. Вполне возможно, что эти люди предоставят информацию, полезную для консультирования.
О проведении дополнительной беседы с третьими лицами консультант обязан поставить в известность клиента заранее, получив у него на это разрешение.
Этапы консультирования
В современной науке предусмотрены три этапа психологического консультирования:
- подготовительный,
- настроечный,
- диагностический этапы.
На подготовительном этапе психологического консультирования психолог собирает общую информацию о клиенте опираясь на запись в регистрационном журнале и собирает информацию от третьих лиц к которым относятся сотрудники психологической консультации, принимающие заявки на беседы и консультирование с психологом. Продолжительность этого этапа обычно не превышает 30 минут.
Следующим важным этапом несомненно можно назвать настроечный этап. На данном этапе происходит личная встреча психолога и консультируемого. Психолог настраивается на совместную работу с клиентом. Клиент также готовиться к совместной работе с психологом. Данный этап занимает от пяти до семи минут.
Затем происходит плавный переход к диагностическому этапу. Клиент делится наболевшим или просто говорит о проблемах и повседневности. Слушая исповедь клиента, психолог анализирует информацию и выделяет ключевую проблему пришедшего на консультацию. В случае если проблема не очевидна, психолог проводит психодиагностику. Кроме того, психодиагностика помогает в поиске оптимального решения возникшей проблемы или проблем. Данный этап обладает следующей особенностью: точное установление времени диагностического этапа не представляется возможным. Все зависит от особенностей характера клиента, глубины и серьезности его проблем и уровня желания преодолеть эти самые проблемы. Минимальное время диагностического этапа составляет один час.
Однако следует помнить, что время на проведение и организацию тестирования не входит в продолжительность диагностического этапа. Очень часто данный этап достигает шести часов.
В адекватном построении структуры психологического консультирования помогает ступенчатый план. В научной литературе его часто называют также «ступени консультирования».
Однако, важно помнить, что какими бы структурированными и проработанными не были взгляды на этапы психологического консультирования, ни одна из теоретических ориентаций не отражает все многообразие возможных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе психологического консультирования. В известной работе Ролло Мэя «Искусство психологического консультирования» процесс консультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно улавливаема
Р.Мэй пишет: «Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи – исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность «выговориться»… Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и «выложил все карты на стол», наступает стадия толкования»
В известной работе Ролло Мэя «Искусство психологического консультирования» процесс консультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно улавливаема. Р.Мэй пишет: «Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи – исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность «выговориться»… Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и «выложил все карты на стол», наступает стадия толкования».
Следующую главу книги Мэй начинает со слов: «Рассмотрим последнюю фазу консультирования – трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса». Если теперь несколько структурировать за автора, сказанное им в этих небольших отрывках, мы получим 4 стадии консультативного процесса которые представлены на ниже.
Стадии консультации (по Мэй)
Сходного по содержанию описания стадий консультирования придерживается и представитель австралийской школы телефонного консультирования Г. Хэмбли который пишет, что: «Первая цель любого консультирования – это установление отношений доверия. Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости… После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование. Установив отношения доверия… и дав абоненту возможность проанализировать свои чувства и прояснить проблему, рассмотрев реальность и обсудив возможные подходы… на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия». Схематично этапы консультирования по Г.Хэмбли представлен на рисунке ниже
Этапы консультирования по Г. Хэмбли
Техническое и социально-психологическое управленческое консультирование
Используемые в управленческом консультировании знания имеют два измерения:
— техническое, относящееся к производственным и управленческим процессам, проблемам, с которыми приходится сталкиваться организации-клиенту при реализации производственных и управленческих процессов, а также методам решения этих проблем;
— социально-психологическое, относящееся к сфере межличностного и социального взаимодействия работников организации-клиента, восприятию ими производственных и управленческих проблем, и степени их заинтересованности в решении данных проблем.
Учитывая эти особенности управленческого консультирования, выделяют два его типа:
— техническое управленческое консультирование;
— социально-психологическое управленческое консультирование.
Техническим управленческим консультированием занимаются специалисты, компетентные в вопросах организации производства, его технологического обеспечения, распределения и использования ресурсов, бухгалтерского учета, информационно-аналитического обеспечения статистики, исследования операций, моделирования управленческих ситуаций, формирования управленческих решений и
Социально-психологическим консультированием занимаются специалисты, компетентные в вопросах развития и активизации человеческих ресурсов, методах разрешения конфликтов в организации, набора и отбора персонала, профессиональной и социальной адаптации новых работников и т.д.
Аудитория журнала
Журнал ориентирован на психологов, врачей и священнослужителей, занимающихся психологическим консультированием и психотерапией, гуманитариев, прежде всего философов. Редакция журнала
Постоянными авторами журнала являются ведущий научный сотрудник Института философии РАН В. М. Розин, Л.Г. Лысюк (польск.)русск. (Белоруссия), декан ф-та психологии Российского Православного Университета во имя апостола Иоанна Богослова о. Андрей Лоргус и др.
Спецвыпуск «МПЖ» по христианской психологии
Много внимания в журнале уделяется проблеме соотношения психотерапии и религии. До появления «МПЖ» эта тема в России была представлена единичными переводами работ классиков зарубежной психологии. Дискуссия «Психотерапия и религия» в «МПЖ» была открыта публикацией статей М. С. Занадворнова и В. М. Розина с предисловием редакции. В г. вышел первый спецвыпуск «МПЖ» по христианской психологии, а с тематические номера «Христианская психология» издаются ежегодно (см. рис.).