Билет 3. 4. 5. 6 основные этапы проведения психологического консультирования

Возрастно-психологическое консультирование

Порой помощь специалиста требуется не взрослому, а ребенку. В таком случае становится важным прохождение всех этапов возрастно-психологического консультирования, содержание которых несколько отличается от описанных выше. Так, после проведения первичного приема и диагностического этапа профессионалом должна быть разработана система психолого-педагогических рекомендаций, способствующих проведению мероприятий по психическому развитию ребенка. В случае возникновения необходимости возможно принятие мер по уточнению родительских установок.

В чем заключается специфика консультирования возрастно-психологического вида? В том, что специалисту уже с самого начала понадобится в большей степени работать с мамами и папами, обращаясь к ним за помощью. На всех этапах психологического консультирования от родителей психологу потребуется помощь, для чего с ними должен быть установлен тесный контакт. Так, близким людям понадобится:

  • уточнить историю развития ребенка;
  • рассказать о своих воспитательных установках;
  • заключить устное соглашение о совместной работе.

В процессе проведения консультации профессионалом должна быть осуществлена психологическая коррекция. Она представляет собой освобождение родителей от гнетущих их тяжелых чувств, обращение их взора на положительные стороны проблемы и направление на активные действия по поиску ее возможных решений.

Важность работы с близкими людьми заключена в их главенствующей роли в процессе формирования той обстановки для социального развития, которая имеет место при становлении личности подрастающего человека. Задача психолога во время проведения консультации заключена в повышении уровня компетентности близких для его маленького клиента людей

Это позволяет активизировать роль взрослых в создании нормальных условий для дальнейшего развития подрастающего человека. Причем достижение этой цели становится возможным только в том случае, если консультантом-психологом будут созданы доверительные отношения с людьми, которые обратились к нему по поводу своего ребенка. И здесь от специалиста требуется проявление уважения к ним и признание имеющегося у них беспокойства, вызванного проблемами с их чадом. Психолог не должен критиковать действия взрослых и высказывать свое мнение, говорящее об их педагогической некомпетентности. То, что родители являются «неуспешными» воспитателями, специалист должен высказать только после тщательного обследования и анализа представленных о ребенке данных. Но и в этом случае психолог не должен ущемлять самооценку своих клиентов, руководствуясь известным принципом «Не навреди»

Задача психолога во время проведения консультации заключена в повышении уровня компетентности близких для его маленького клиента людей. Это позволяет активизировать роль взрослых в создании нормальных условий для дальнейшего развития подрастающего человека. Причем достижение этой цели становится возможным только в том случае, если консультантом-психологом будут созданы доверительные отношения с людьми, которые обратились к нему по поводу своего ребенка. И здесь от специалиста требуется проявление уважения к ним и признание имеющегося у них беспокойства, вызванного проблемами с их чадом. Психолог не должен критиковать действия взрослых и высказывать свое мнение, говорящее об их педагогической некомпетентности. То, что родители являются «неуспешными» воспитателями, специалист должен высказать только после тщательного обследования и анализа представленных о ребенке данных. Но и в этом случае психолог не должен ущемлять самооценку своих клиентов, руководствуясь известным принципом «Не навреди».

Определение

Основы психологического консультирования зародились в Древней Греции. Уже тогда существовали своеобразные консультанты и приемные центры. Только назывались они иначе, часто это были астрологи или служители культов. Психотерапия как метод лечения официально появилась в конце XVII века. Врачи впервые стали пробовать лечить психологическими методами. Уже в XIX веке опробовали гипноз на человеке. Правда, название этот метод носил иное – лечение магнетическими флюидами. С 1955 года развитие получило профессиональное психологическое консультирование.

Цель его состояла в решении личностных и межличностных проблем. В ней могут принимать участие как индивид, так и группы личностей. Часто в помощи нуждается супружеская пара или целая семья. Суть терапии сводится к решению проблем личности, ее развитию и становлению интересов, не противоречащих ей и окружению. Трудности в повседневной жизни и неспособность совладать с собой породили потребность в создании отдельного вида психологической помощи. Так появилось понятие психологического консультирования. Цель консультирования определяется в зависимости от потребностей обратившихся.

Теории, направления и подходы

Любое психологическое консультирование, будучи видом психологической практики, опирается на теоретическое понимание этой практики. Теории, применяемые для психологического консультирования, обладают целым рядом функций, например:

  • разработка терминологии, профессионального языка и способов его использования — то, с помощью чего можно понимать и интерпретировать происходящее с клиентом и в целом консультативный процесс, а также обмениваться информацией и достигать взаимопонимания;
  • обеспечение консультантов и клиентов концептуальными структурами, на основе которых можно принимать решения, интерпретировать проявления клиента — его поведение, мысли, чувства и переживания, направления его развития, способы общения с ним, а также систематически осмысливать консультативный процесс;
  • помощь в понимании, объяснении, а также прогнозировании (иногда — индуцировании) различных проявлений и возможных вариантов поведения и жизнедеятельности клиента.

Хотя клиенты не так искушены в создании и использовании теорий, тем не менее, они создают и используют свои «непрофессиональные» теории для понимания и осмысления того, что с ними происходит в их жизни и, в частности, в процессе психологического консультирования. И эти теории опосредуют сам процесс психологического консультирования и, соответственно, его результаты.

Несмотря на указанную значимость теорий для процесса психологического консультирования, они — лишь один, хотя и важный, посредник в этом процессе. Есть и другие посредники, от которых зависит процесс и результат психологического консультирования. Традиционно выделяют консультанта (его знания, навыки, способности и многое другое), самого клиента, эффективность использования методов психологического консультирования, а также контекстные переменные.

Некоторые авторы, например Раймонд Корсини, рассматривают психологическое консультирование как настолько сложную деятельность, что сравнивают её с искусством.

Подходы

В психологическом консультировании наиболее устойчиво выделяемыми (в отечественной и зарубежной психологии) подходами к его осуществлению называют следующие (критерий выделения — на чём концентрируется подход):

  • поведенческое (бихевиоральное) направление, в том числе:

    • рационально-эмоциональная поведенческая терапия А. Эллиса (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс, относят его к когнитивному направлению);
    • клиническая поведенческая терапия Марвина Р. Голдфрида и Герольда Дэвисона (А. Эллис относит его к когнитивному направлению);
  • когнитивное направление, в том числе:

    • социально-когнитивное консультирование А. Бандуры;
    • когнитивное консультирование А. Бека;
    • краткосрочная терапия Ирвинга Джайниса;
  • психодинамическое (психоаналитическое) направление, в том числе:

    • психоанализ З. Фрейда и др.;
    • индивидуальная психология А. Адлера;
    • аналитическая психология К. Г. Юнга;
    • самоанализ К. Хорни;
  • гештальттерапевтическое направление Ф. Перлза (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс, относят его к гуманистическому направлению);
  • психодраматическое направление Я. Л. Морено;
  • экзистенциальное (экзистенциально-гуманистическое) направление, в том числе:

    • экзистенциальное консультирование И. Д. Ялома и Р. Мэя;
    • личностно-центрированное консультирование К. Роджерса;
    • транзактный анализ Э. Берна;
    • логотерапия В. Франкла;
    • консультирование реальностью У. Глассера;
  • конструктивистские направления, в том числе:

    • нарративное направление;
    • диалогическое направление, в том числе:
    • феминистское направление;
  • эклектическое и интегративное направление, в том числе:
    • мультимодальное консультирование <i>А. А. Лазаруса</i>;
    • консультирование по жизненным умениям <i>Р. Нельсона-Джоунса</i>.

Методы консультирования

Отдельные теории личности и соответствующие им методологии выработали свои подходы к работе с клиентами. Но существует базовый набор методов, который включает: активное и эмпатическое слушание, наблюдение, интервью и беседу.

Когда инициатором разговора выступает сам клиент, чтобы ему было легче делиться своими переживаниями, психолог может использовать эмпатическое слушание. Оно характеризуется следующими особенностями:

  1. Отсутствие каких-либо оценок со стороны специалиста. Он не позволяет себе истолковывать вслух скрытые мотивы и намерения собеседника, упрекать в ошибках или сбивать того с мысли.
  2. Психолог показывает принятие и понимание эмоций и чувств субъекта, отражая его переживания при помощи специальных приемов общения.
  3. Методика позволяет профессионалу испытывать те же мысли и чувства, что и клиент, отождествиться с ним на какое-то время, встать на его место, вникнуть в ситуацию.
  4. Приемы подстройки к дыханию, позе и движениям, использование одинаковых с собеседником репрезентативных систем при разговоре, делают возможным создать обстановку доверия, и вызвать дополнительную искренность субъекта.

Для получения более детальной информации о затруднениях человека, слушание может иметь несколько другую форму. Например, методика активного слушания предполагает, что психолог задает наводящие и уточняющие вопросы с целью задать направление разговора или уточнить детали.

Кроме того, чтобы слушать активно, нужно:

  • демонстрировать направленным на собеседника доброжелательным взглядом, позой и жестикуляцией свою заинтересованность в том, что тот говорит;
  • задавая вопрос, повторять часть фразы собеседника теми же словами, или несколько переформулировав ее;
  • постоянно поддерживать беседу своими реакциями – подтверждающими внимательность кивками, словами “да-да”, “я понял”, “это интересно”, “продолжайте”.

Данная методика слушания является одним из важнейших методов работы, которым психолог должен владеть обязательно, какой бы специализации он не придерживался – организационные вопросы, семейные отношения или деловое консультирование.

Чтобы метод приносил пользу, наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим и преднамеренным.

Еще одним методом сбора необходимых сведений является интервью. В зависимости от ситуации оно бывает:

  • свободным – когда в рамках общего плана вопросы варьируются относительно особенностей клиента;
  • стандартизированным частично – четкая стратегия и гибкая тактика;
  • стандартизированным – когда вопросы и порядок проведения однозначно указаны.

Все предыдущие методы являются вспомогательными или входят в качестве элемента в основной метод проведения консультации – беседу.

Беседа необходима для установления контакта с клиентом, сбора и систематизации информации о нем, выработки рекомендаций по изменению ситуации.

Диалог с субъектом сам по себе выполняет терапевтические функции. По ходу разговора в него вплетаются различные приемы психологического воздействия, оценивается состояние человека, корректируется программа взаимодействий.

Беседа чаще всего имеет четкую структуру и включает ряд моментов:

  1. План вопросов, с помощью которых детализируются имеющиеся сведения и осуществляется побуждение личности к дальнейшему углубленному самоанализу.
  2. Техники успокаивания и ободрения, они нужны для создания доверительной атмосферы.
  3. Обобщения и перефразирования – дают клиенту лучше осознать свои мысли, установки и убеждения.
  4. Отражение чувств – сообщают субъекту, что консультант заинтересован в познании его внутреннего мира.
  5. Молчаливые паузы – помогают обратившемуся за помощью человеку глубже погрузиться в себя, увидеть собственные проблемы с разных точек зрения, оценить свои ценности, установки, чувства и реакции.
  6. Сообщение информации и интерпретаций – нужно для улучшения понимания клиентом ситуации, провоцирования его на вопросы. Они требуются, чтобы выводить в сознание субъекта все новые детали и уровни проблем.
  7. Порой психолог прибегает к умышленной конфронтации – с целью определения привычных приемов психологической защиты клиента и демонстрации ему их положительных и отрицательных сторон.

Чтобы показать субъекту искренность своих намерений и продемонстрировать новые способы поведения, психолог раскрывается перед ним, сообщает личную информацию, приводит примеры из собственной жизни.

Техники психологического консультирования

Техники психологического консультирования неразрывно связаны с его этапами. Рассмотрим этапы консультирования в психологии и применяемые во время каждого из них техники.

Первый из этапов психологического консультирования — встреча клиента и психолога. Во время первого сеанса используются следующие техники:

  1. Приветствие. Во время приветствия консультант пользуется стандартными фразами, означающими его расположение и открытость: «Рад вас видеть», «Приятно познакомиться» и т. д.
  2. Проведение клиента на место. Консультант ведет посетителя, указывая ему путь и приглашая в кабинет впереди себя.
  3. Установление положительного настроя. В психологическом консультировании для этого используются как активные, так и пассивные методы. К пассивным методам относится приятный внешний вид консультанта, кабинета, доброжелательное выражение лица, соблюдение этикета и зоны общения. Активные методы означают непосредственное подбадривание или иное позитивное воздействие на клиента при помощи слов или действий.
  4. Освобождение от психологических барьеров. Для клиента вполне естественным является ощущать волнение перед первым посещением психолога, и сквозь это волнение не всегда могут пройти истинные мысли и чувства клиента. Чтобы снять психологические барьеры, может понадобиться не один сеанс. Однако облегчить этот процесс можно при помощи свободной беседы, располагающей музыки и других приемов.

Второй этап посвящен сбору информации о клиенте и его проблеме. Он включает в себя следующие методы психологического консультирования:

  1. Диагностика личности клиента складывается из совокупности наблюдения, беседы и интервью. Наблюдение происходит в пассивном режиме на протяжении всего сеанса общения. Консультант отмечает особенности поведения, жестикуляции, разговора клиента. Беседа течет в свободном режиме и позволяет настроить клиента на «говорение», на свободное высказывание своих мыслей. Интервью отличается от беседы тем, что консультант практически не занимает в нем активной позиции, а только лишь задает вопросы. Кроме того, в отличие от свободно текущей беседы, вопросы в интервью составлены целенаправленно и должны подводить разговор к определенной мысли.
  2. Прояснение сути проблемы производится при помощи двух техник — диалога и активного слушания. Во время диалога консультант активно подводит клиента к раскрытию его глубинных переживаний. Если же клиент уже морально готов и сам рассказывает о том, что его беспокоит — применяется техника активного слушания. В ее ходе психолог, не перебивая, слушает клиента, показывая ему, что он включен в разговор, кивая, перефразируя и задавая уточняющие вопросы.

Третий этап — составление стратегии преодоления трудностей клиента. Его можно условно разделить на три ступени, каждая из которых подразумевает применение особых техник:

  • Определение возможных выходов из проблемной ситуации. С этой целью используются такие техники, как совет, информирование, убеждение и разъяснение. Следует отметить, что «совет» следует понимать условно — клиент не должен принимать данную психологом рекомендацию на веру. Она должна подробно обсуждаться в ходе совместной дискуссии, в результате чего клиент должен выдвинуть свой вариант решения ситуации.
  • Координирование плана действий. На этом этапе клиенту предстоит совместно с психологом разработать план реализации того варианта, который был подобран на предыдущем этапе. Для этого используются техники поиска множественных решений, конкретизация ожиданий, стимулирующие вопросы и установление последовательности решений.

Таким образом, в ходе разрешения психологических трудностей клиента используются различные техники. Не существует универсальной схемы, которая поможет справиться с проблемой любому клиенту — мастерство консультанта заключается во владении широким спектром психологических инструментов и виртуозном подборе необходимой техники в каждой конкретной ситуации.

Эффективные методы

В современной психотерапии эти методы используются в совокупности и позволяют справиться с проблемой клиента наиболее быстрым и благоприятным образом:

  • Катарсис. Или исповедь. Открытый разговор с консультантом дает индивиду возможность открыть проблемы. От психолога требуется в этот момент участие и понимания. Катарсис открывает для специалиста скрытые проблемы клиента. В процессе применения этого метода используются ролевые игры, рисование.
  • Убеждение и рекомендации. Этот метод взваливает на консультанта огромную ответственность. Ведь определить, какой совет поможет индивиду справиться с его проблемой, за одну консультацию невозможно. Кажущееся очевидным разрешение кризисной ситуации впоследствии может оказаться неверным, так как консультант не до конца выслушал клиента и не разобрал его внутренние мотивы. Минусом этого метода является предвзятость некоторых специалистов.
  • Интегрированная интерпретация. Этот метод позволяет проникнуть в суть проблемы клиента. Консультант с позиции клиента проводит анализ сложившейся в его жизни ситуации. Например, клиент рассказал о своей проблеме, в ответ консультант начинает фразу со слов: «И вы почувствовали себя…». То есть вживается в роль клиента и объясняет его эмоции с позиции психоанализа.

Диагностический

На третьем из этапов психологического консультирования специалист выслушивает пришедшего к нему на беседу клиента. Проведя анализ разговора, профессионал проясняет и уточняет ту проблему, которая мучает человека.

Что является основным содержанием диагностического этапа психологического консультирования? Его базу составляет откровенный рассказ клиента о своей проблеме и о себе. При необходимости специалистом проводится и психодиагностика человека. Выслушивая исповедь, консультанту разрешено задавать вопросы для уточнения тех или иных деталей. Мешать самому повествованию профессионал не имеет права. К концу рассказа у психолога должно сложиться мнение об истоках проблемы, мучающей клиента. При этом ему необходимо составить для себя алгоритм действий по ее устранению. Своим мнением консультант должен поделиться с человеком по окончании его рассказа. Перед этим понадобится выдержать небольшую паузу, чтобы собраться с мыслями и позволить клиенту настроиться на внимательное восприятие дальнейшего разговора.

Порой психологу недостаточно той информации о проблеме, которую изложил ему человек. В связи с этим сделать верные выводы и сформулировать рекомендации становится невозможным без получения дополнительных сведений. Для этого должна быть продолжена беседа с клиентом или привлечены другие лица, которые имеют отношение к проблеме. Вполне возможно, что эти люди предоставят информацию, полезную для консультирования.

О проведении дополнительной беседы с третьими лицами консультант обязан поставить в известность клиента заранее, получив у него на это разрешение.

Этапы консультирования

В современной науке предусмотрены три этапа психологического консультирования:

  • подготовительный,
  • настроечный,
  • диагностический этапы.

На подготовительном этапе психологического консультирования психолог собирает общую информацию о клиенте опираясь на запись в регистрационном журнале и собирает информацию от третьих лиц к которым относятся сотрудники психологической консультации, принимающие заявки на беседы и консультирование с психологом. Продолжительность этого этапа обычно не превышает 30 минут.

Следующим важным этапом несомненно можно назвать настроечный этап. На данном этапе происходит личная встреча психолога и консультируемого. Психолог настраивается на совместную работу с клиентом. Клиент также готовиться к совместной работе с психологом. Данный этап занимает от пяти до семи минут.

Затем происходит плавный переход к диагностическому этапу. Клиент делится наболевшим или просто говорит о проблемах и повседневности. Слушая исповедь клиента, психолог анализирует информацию и выделяет ключевую проблему пришедшего на консультацию. В случае если проблема не очевидна, психолог проводит психодиагностику. Кроме того, психодиагностика помогает в поиске оптимального решения возникшей проблемы или проблем. Данный этап обладает следующей особенностью: точное установление времени диагностического этапа не представляется возможным. Все зависит от особенностей характера клиента, глубины и серьезности его проблем и уровня желания преодолеть эти самые проблемы. Минимальное время диагностического этапа составляет один час.

Однако следует помнить, что время на проведение и организацию тестирования не входит в продолжительность диагностического этапа. Очень часто данный этап достигает шести часов.

В адекватном построении структуры психологического консультирования помогает ступенчатый план. В научной литературе его часто называют также «ступени консультирования».

Однако, важно помнить, что какими бы структурированными и проработанными не были взгляды на этапы психологического консультирования, ни одна из теоретических ориентаций не отражает все многообразие возможных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе психологического консультирования. В известной работе Ролло Мэя «Искусство психологического консультирования» процесс консультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно улавливаема

Р.Мэй пишет: «Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи – исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность «выговориться»… Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и «выложил все карты на стол», наступает стадия толкования»

В известной работе Ролло Мэя «Искусство психологического консультирования» процесс консультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно улавливаема. Р.Мэй пишет: «Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи – исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность «выговориться»… Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и «выложил все карты на стол», наступает стадия толкования».

Следующую главу книги Мэй начинает со слов: «Рассмотрим последнюю фазу консультирования – трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса». Если теперь несколько структурировать за автора, сказанное им в этих небольших отрывках, мы получим 4 стадии консультативного процесса которые представлены на ниже.

Стадии консультации (по Мэй)

Сходного по содержанию описания стадий консультирования придерживается и представитель австралийской школы телефонного консультирования Г. Хэмбли который пишет, что: «Первая цель любого консультирования – это установление отношений доверия. Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости… После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование. Установив отношения доверия… и дав абоненту возможность проанализировать свои чувства и прояснить проблему, рассмотрев реальность и обсудив возможные подходы… на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия». Схематично этапы консультирования по Г.Хэмбли представлен на рисунке ниже

Этапы консультирования по Г. Хэмбли

Техническое и социально-психологическое управленческое консультирование

Используемые в управленческом консультировании знания имеют два измерения:

— техническое, относящееся к производственным и управленческим процессам, проблемам, с которыми приходится сталкиваться организации-клиенту при реализации производственных и управленческих процессов, а также методам решения этих проблем;

— социально-психологическое, относящееся к сфере межличностного и социального взаимодействия работников организации-клиента, восприятию ими производственных и управленческих проблем, и степени их заинтересованности в решении данных проблем.

Учитывая эти особенности управленческого консультирования, выделяют два его типа:

— техническое управленческое консультирование;

— социально-психологическое управленческое консультирование.

Техническим управленческим консультированием занимаются специалисты, компетентные в вопросах организации производства, его технологического обеспечения, распределения и использования ресурсов, бухгалтерского учета, информационно-аналитического обеспечения статистики, исследования операций, моделирования управленческих ситуаций, формирования управленческих решений и

Социально-психологическим консультированием занимаются специалисты, компетентные в вопросах развития и активизации человеческих ресурсов, методах разрешения конфликтов в организации, набора и отбора персонала, профессиональной и социальной адаптации новых работников и т.д.

Аудитория журнала

Журнал ориентирован на психологов, врачей и священнослужителей, занимающихся психологическим консультированием и психотерапией, гуманитариев, прежде всего философов. Редакция журнала

Постоянными авторами журнала являются ведущий научный сотрудник Института философии РАН В. М. Розин, Л.Г. Лысюк (польск.)русск. (Белоруссия), декан ф-та психологии Российского Православного Университета во имя апостола Иоанна Богослова о. Андрей Лоргус и др.

Спецвыпуск «МПЖ» по христианской психологии

Много внимания в журнале уделяется проблеме соотношения психотерапии и религии. До появления «МПЖ» эта тема в России была представлена единичными переводами работ классиков зарубежной психологии. Дискуссия «Психотерапия и религия» в «МПЖ» была открыта публикацией статей М. С. Занадворнова и В. М. Розина с предисловием редакции. В  г. вышел первый спецвыпуск «МПЖ» по христианской психологии, а с тематические номера «Христианская психология» издаются ежегодно (см. рис.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector