Вычислительный эксперимент: методы и этапы проведения

История

Планирование эксперимента возникло в первой половине XX века из потребности устранить или хотя бы уменьшить систематические ошибки в сельскохозяйственных исследованиях путём рандомизации условий проведения эксперимента. Процедура планирования оказалась направленной не только на уменьшение дисперсии оцениваемых параметров, но также и на рандомизацию относительно сопутствующих, спонтанно изменяющихся и неконтролируемых переменных. В результате удалось избавиться от смещения в оценках.

С г. Р. Фишер начал свою известную серию работ на Рочемстедской агробиологической станции в Англии. В 1935 году появилась его монография «Design of Experiments», давшая название всему направлению. В 1942 году А. Кишен рассмотрел планирование эксперимента по латинским кубам, которое явилось дальнейшим развитием теории латинских квадратов. Затем Р. Фишер независимо опубликовал сведения об ортогональных гипер-греко-латинских кубах и гипер-кубах. Вскоре после этого в 1946 г. Р. Рао рассмотрел их комбинаторные свойства. Дальнейшему развитию теории латинских квадратов посвящены работы Х. Манна (1947—1950 гг).

Первое глубокое математическое исследование блок-схемы выполнено Р. Боузом в 1939 г. Вначале была разработана теория сбалансированных неполноблочных планов (BIB-схемы). Затем Р. Бо́зе, К. Нер и Р. Рао обобщили эти планы и разработали теорию частично сбалансированных неполноблочных планов (РBIB-схемы)

С тех пор изучению блок-схем уделяется большое внимание как со стороны специалистов по планированию эксперимента (Ф. Йетс, Г

Кокс, В. Кокран, В. Федерер, К. Гульден, О. Кемптгорн и другие), так и со стороны специалистов по комбинаторному анализу (Р. Бо́зе, Ф. Шимамото, В. Клатсворси, С. Шрикханде, А. Гофман и др.).

Исследования Р. Фишера знаменуют начало первого этапа развития методов планирования эксперимента. Фишер разработал метод факторного планирования. Йетс предложил для этого метода простую вычислительную схему. Факторное планирование получило широкое распространение. Особенностью факторного эксперимента является необходимость ставить сразу большое число опытов.

В 1945 г. Д. Финни ввел дробные реплики от факторного эксперимента. Это позволило сократить число опытов и открыло дорогу техническим приложениям планирования. Другая возможность сокращения необходимого числа опытов была показана в 1946 г. Р. Плакеттом и Д. Берманом, которые ввели насыщенные факторные планы.

Г. Хотеллинг в 1941 г. предложил находить экстремум по экспериментальным данным с использованием степенных разложений и градиента.
Следующим важным этапом было введение принципа последовательного шагового экспериментирования. Этот принцип, высказанный в 1947 г. М. Фридманом и Л. Сэвиджем, позволил распространить на экспериментальное определение экстремума — итерацию.

Чтобы построить современную теорию планирования эксперимента, не хватало одного звена — формализации объекта исследования. Это звено появилось в 1947 г. после создания Н. Винером теории кибернетики. Кибернетическое понятие «черный ящик», играет в планировании важную роль.

В 1951 г. работой американских ученых Дж. Бокса и К. Уилсона начался новый этап развития планирования эксперимента. В ней сформулирована и доведена до практических рекомендаций идея последовательного экспериментального определения оптимальных условий проведения процессов с использованием оценки коэффициентов степенных разложений методом наименьших квадратов, движение по градиенту и отыскание интерполяционного полинома в области экстремума функции отклика (почти стационарной области).

В 1954—1955 гг. Дж. Бокс, а затем П. Юл. показали, что планирование эксперимента можно использовать при исследовании физико-химических процессов, если априори высказаны одна или несколько возможных гипотез. Направление получило развитие в работах Н. П. Клепикова, С. Н. Соколова и В. В. Федорова в ядерной физике.

Третий этап развития теории планирования эксперимента начался в 1957 г., когда Бокс применил свой метод в промышленности. Этот метод стал называться «эволюционным планированием». В 1958 г. Г. Шеффе предложил новый метод планирования эксперимента для изучения физико-химических диаграмм состав — свойство под названием «симплексной решетки».

Развитие теории планирование эксперимента в СССР отражено в работах В. В. Налимова, Ю. П. Адлера, Ю. В. Грановского, Е. В. Марковой, В. Б. Тихомирова.

Психолого-педагогический эксперимент

Психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент — это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.

Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.

Психолого-педагогический эксперимент является одним из видов психологического эксперимента.

В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он ещё называется «формирующий») обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

Подобные эксперименты

Похожие эксперименты, уличающие психиатрическую науку в ненадёжности, проводились неоднократно. В одном из них разным врачам давали характеристику одного и того же здорового человека, но одним говорили, что он здоровый, а другим – что он, возможно, имеет какое-то нарушение. Первые врачи, прочитав описание, не нашли в нём никаких отклонений. Вторые врачи в том же самом описании нашли массу признаков болезни и поставили диагноз.

В ещё одном американском эксперименте врачам давалось клиническое интервью, но одним говорилось, что пациент белый, а вторым – что он чернокожий. Врачи из второй группы выявили у пациента склонность к повышенной агрессии, к подозрительности, возможную опасность для общества; а медики из первой группы ничего подобного не выявили.

В 2009 году скандально известный журналист из Ганы Анас Аремайоу Анас притворился психически больным и провёл три недели в психбольнице в Аккре, столице Ганы

За эти дни он изучил работу медперсонала и выявил среди них воровство, грубое обращение с пациентами, невнимание к их жалобам, даже в критических ситуациях, халатное отношение к их лечению и даже торговлю наркотиками.. Самое старое подобное исследование было проведено ещё в 1887 году

Американская журналистка Нелли Блай притворилась сумасшедшей, чтобы попасть в одну из известных тогда женских психбольниц. Там она столкнулась с ужасающими условиями содержания пациенток, постоянными издевательствами над ними со стороны врачей, а также заметила, что часть больных была госпитализирована по ошибке. Её статья вызвала огромный резонанс и привела к тому, что состоянием психиатрических лечебниц в стране заинтересовалась не только общественность, но и государство

Самое старое подобное исследование было проведено ещё в 1887 году. Американская журналистка Нелли Блай притворилась сумасшедшей, чтобы попасть в одну из известных тогда женских психбольниц. Там она столкнулась с ужасающими условиями содержания пациенток, постоянными издевательствами над ними со стороны врачей, а также заметила, что часть больных была госпитализирована по ошибке. Её статья вызвала огромный резонанс и привела к тому, что состоянием психиатрических лечебниц в стране заинтересовалась не только общественность, но и государство.

В 2009 году в Нидерландах также провели эксперимент с заселением в одну из местных больниц псевдопациентов. Это исследование имело официальный характер. Врачи были заранее предупреждены о возможном проведении в их больнице такого эксперимента; псевдопациенты были снабжены камерами и микрофонами, которые передавали информацию в центр управления. В дальнейшем такие эксперименты были проведены и в других клиниках страны.

Виды эксперимента

Педагогический эксперимент бывает естественным, когда исследование проводится в обычных условиях, и искусственным, при котором условия создаются специально. По временным критериям выделяют длительный и кратковременный эксперимент. Исследование может в конце концов просто констатировать положение дел, а может корректировать его – речь идёт о корректирующем и формирующем экспериментах соответственно. Чтобы проверить результаты проведённой исследовательской работы, часто проводят контрольный эксперимент.

Все вышеперечисленные виды исследований имеют принципиальные отличия друг от друга. Но есть и то, что их объединяет. А именно, этапы педагогического эксперимента. Они универсальны и не варьируются в зависимости от целей и методов исследователей.

Подготовительный этап педагогического эксперимента

Первым этапом любого педагогического эксперимента является подготовительный. Некоторые авторы классификаций разделяют его на два подвида: теоретический и методический. Но сути это не меняет.

На данном этапе исследователь формулирует проблему и ставит цель своей работы, подбирает объекты, выделяет предмет, который будет исследоваться, продумывает оптимальные методы исследования и обработки материалов, определяет признаки, по которым сможет потом оценивать изменения и т. д. Если речь идёт о масштабном эксперименте, то зачастую на подготовительном этапе проводят апробацию на небольшом количестве участников. И если тестирование прошло неудачно, вносятся корректировки.

Основной этап педагогического эксперимента

Этапы педагогического эксперимента важны каждый по-своему. Но основной этап – это и есть собственно эксперимент. Исследователь в ходе его осуществляет ряд запланированных опытов того или иного характера в зависимости от цели, объекта изучения, вида эксперимента и т. д.

Перед началом исследования при необходимости проводится инструктаж участников. В обязательном порядке происходит фиксация результатов. Способы и формы регистрации должны быть определены и подготовлены на первом этапе.

Часто существует необходимость участия в эксперименте двух объектов – исследуемого и контрольного. Особенно это актуально при проведении формирующего эксперимента.

Заключительный этап педагогического эксперимента

На заключительном этапе подводятся итоги проведённой работы, а именно: характеризуются условия, в которых проходило исследование, осуществляется анализ количественных и качественных характеристик, описываются результаты, формулируются выводы и делаются практические рекомендации.

Основные этапы педагогического эксперимента должны быть обязательно пройдены исследователем. В противном случае результаты его работы не могут претендовать на достоверность и какой-либо научной ценности не несут.

Отличительные характеристики метода

Основой вычислительного эксперимента выступает математическое моделирование. Его теоретическая база — прикладная математика, а технологическая — современные мощные ЭВМ. Кроме того, для проведения подобных исследований необходимы обширные знания по многим разделам механики, математики, физики, экологии, химии и экономики.

Вычислительный эксперимент — это работа с тремя моделями:

  • Система, реальный объект.
  • Имитационная модель реального объекта.
  • Информационно-вычислительная система.

Вычислительные эксперименты позволяют узнать то, что не подвластно классическим (лабораторной и натурной) методикам:

  • Внутренние взаимодействия различных подсистем, элементов, воздействие на их деятельность изменений внешней среды.
  • Обнаружить важные особенности функционирования системы, разработать план ее совершенствования.
  • Получить новые знания, располагая даже неполными сведениями о системе.
  • Проработать различные методики действий и стратегий.

Этапы планирования

Планирование включает в себя два этапа:

  1. Содержательное планирование эксперимента:
    • Определение ряда теоретических и экспериментальных положений, образующих теоретическую основу исследования.
    • Формулировка теоретических и экспериментальных гипотез исследования.
    • Выбор необходимого метода эксперимента.
    • Решение вопроса выборки испытуемых:
      • Определение состава выборки.
      • Определение объёма выборки.
      • Определение способа формирования выборки.
  2. Формальное планирование эксперимента:
    • Достижение возможности сравнения результатов.
    • Достижение возможности обсуждения полученных данных.
    • Обеспечение экономичного проведения исследования.

Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов.

Что это?

Для начала приведем актуальные для научного мира определения вычислительного эксперимента:

  • Специфическая организация исследований, при которой свойства явлений и предметов изучаются на основе математических моделей. Проигрывается поведение объектов в различных условиях, на основе чего ученые выбирают оптимальный для них режим (Самарский А. А.).
  • Переход от изучения какого-либо реального предмета к изучению его математической модели. Последней предстают одно или несколько уравнений.
  • Технология изучения математических моделей, основанная на их построении и последующем анализе с помощью вычислительных электронных устройств.
  • Имитация некоторой реальности.

Использование вычислительных экспериментов связано с изучением таких процессов, лабораторное или натурное исследование которых было затруднено или вовсе невозможно. Например, в 40-50-е годы прошлого века советский академик Келдыш М. В. разработал математическое описание полетов в космос.

Методы эксперимента

Перечислим основные методы вычислительного эксперимента:

  • Распределенное и параллельное программирование.
  • Создание релятивистских плазменных и электронных сгустков, последующее управление их передвижением.
  • Метод частиц в ячейке (для трехмерных и двумерных плазменных процессов).
  • Электромагнитное одномерное моделирование.
  • Моделирование одномерных электромагнитных процессов.
  • Моделирование плазменных одномерных систем.
  • Модели плазмы, построенные по уравнению Власова.
  • Моделирование физических систем, которые состоят из большого множества взаимодействующих частиц.

Условия проведения и ход эксперимента

Для начала ребёнку показали ручную белую крысу, белого кролика, белую вату, маску Санта-Клауса с белой бородой, горящую газету, белую хлопковую пряжу. Ребёнок, конечно же, не испытывал никакой неприязни к этим предметам и реагировал на них спокойно. Через два месяца Уотсон начал вторую часть эксперимента.

Ребёнка посадили в центр комнаты и положили рядом с ним белую крысу, с которой ему разрешили поиграть. Сам Уотсон располагался за спиной ребёнка; когда мальчик прикасался к крысе, Уотсон бил железным молотком по металлической пластине, создавая громкий и резкий звук. Ребёнок не видел, откуда исходит звук. Этот звук пугал мальчика, который одёргивал руку и резко отбегал от крысы. После нескольких повторений у ребёнка закрепилась реакция страха: когда ему показывали белую крысу, он начинал плакать и быстро отползал в сторону. Таким образом, если раньше крыса была для него нейтральным предметом, то теперь она стала вызывать эмоциональный отклик.

В дальнейшем выяснилось, что такую же реакцию вызывают у ребёнка и другие похожие предметы, в том числе те, которые ему показывали в первый раз. Однако степень выраженности этой реакции оказалась разная для каждого предмета.

Впоследствии Уотсон решил устранить сформированные у ребёнка негативные реакции. Но когда он пришёл в приют, оказалось, что ребёнка уже забрали.

3.8.3 Этапы проведения эксперимента

Предшествующий эксперименту
этап

включает в себя тщательный теоретический
анализ ранее опубликованных по этой теме
работ; выявление нерешенных проблем; вы­бор
темы данного исследования; постановку цели
и задач исследования; изучение реальной
практики по решению данной проблемы;
изучение существующих в теории и практике
мер, содействующих решению проблемы; форму­лирование
гипотезы исследования. Она
должна требовать эксперименталь­ного
доказательства ввиду новизны, необычности,
проти­воречия с существующими мнениями.

Подготовка к проведению
эксперимента

состоит из ря­да задач:

-выбор необходимого числа
экспериментальных объектов (числа
школьников, классов, школ и др.);

-опре­деление необходимой длительности
проведения экспери­мента. Слишком
короткий срок приводит к необоснованному
преувеличению роли того или иного средства
обучения, слишком длительный срок
отвлекает ученого от решения других задач
исследования, повышает трудоемкостьработы.

-выбор конкретных методик для изучения
начального состояния экспериментального
объекта, анкетного опроса, интервью, для
создания соответствующих ситуаций, эк­спертной
оценки и др.;

-опреде­ление признаков, по которым
можно судить об изменениях в
экспериментальном объекте под влиянием
соответствую­щих педагогических
воздействий.

Проведение эксперимента по
проверке эффективности определенной
системы мер включает

-изучение начально­го состояния системы,
в которой проводится анализ начального
уровня знаний и умений, воспитанности
определенных ка­честв личности или
коллектива и др.;

-изучение начального состояния условий,
в которых проводится эксперимент;

-формулирование критериев
эффективности пред­ложенной системы мер;

-инструктирование участников эк­сперимента
о порядке и условиях эффективного его про­ведения
(если эксперимент проводит не один педагог);

-фиксирование данных о ходе
эксперимента на основе промежуточных
срезов, ха­рактеризующих изменения
объектов под влиянием экспе­риментальной
системы мер;

-указание затруднений и воз­можных
типичных недостатков в ходе проведения
экспе­римента;

-оценка текущих затрат времени, средств
и уси­лий.

Подведение итогов
эксперимента

-описание конечного состояния системы;

-характеристика условий, при которых эк­сперимент
дал благоприятные результаты;

-описа­ние особенностей субъектов
экспериментального воздей­ствия (учителей,
воспитателей и др.);

-данные о затратах времени, усилий и
средств;

-указание границ применения проверенной
в ходе эксперимента системы мер.

История

Планирование эксперимента возникло в первой половине XX века из потребности устранить или хотя бы уменьшить систематические ошибки в сельскохозяйственных исследованиях путём рандомизации условий проведения эксперимента. Процедура планирования оказалась направленной не только на уменьшение дисперсии оцениваемых параметров, но также и на рандомизацию относительно сопутствующих, спонтанно изменяющихся и неконтролируемых переменных. В результате удалось избавиться от смещения в оценках.

С г. Р. Фишер начал свою известную серию работ на Рочемстедской агробиологической станции в Англии. В 1935 году появилась его монография «Design of Experiments», давшая название всему направлению. В 1942 году А. Кишен рассмотрел планирование эксперимента по латинским кубам, которое явилось дальнейшим развитием теории латинских квадратов. Затем Р. Фишер независимо опубликовал сведения об ортогональных гипер-греко-латинских кубах и гипер-кубах. Вскоре после этого в 1946 г. Р. Рао рассмотрел их комбинаторные свойства. Дальнейшему развитию теории латинских квадратов посвящены работы Х. Манна (1947—1950 гг).

Первое глубокое математическое исследование блок-схемы выполнено Р. Боузом в 1939 г. Вначале была разработана теория сбалансированных неполноблочных планов (BIB-схемы). Затем Р. Бо́зе, К. Нер и Р. Рао обобщили эти планы и разработали теорию частично сбалансированных неполноблочных планов (РBIB-схемы)

С тех пор изучению блок-схем уделяется большое внимание как со стороны специалистов по планированию эксперимента (Ф. Йетс, Г

Кокс, В. Кокран, В. Федерер, К. Гульден, О. Кемптгорн и другие), так и со стороны специалистов по комбинаторному анализу (Р. Бо́зе, Ф. Шимамото, В. Клатсворси, С. Шрикханде, А. Гофман и др.).

Исследования Р. Фишера знаменуют начало первого этапа развития методов планирования эксперимента. Фишер разработал метод факторного планирования. Йетс предложил для этого метода простую вычислительную схему. Факторное планирование получило широкое распространение. Особенностью факторного эксперимента является необходимость ставить сразу большое число опытов.

В 1945 г. Д. Финни ввел дробные реплики от факторного эксперимента. Это позволило сократить число опытов и открыло дорогу техническим приложениям планирования. Другая возможность сокращения необходимого числа опытов была показана в 1946 г. Р. Плакеттом и Д. Берманом, которые ввели насыщенные факторные планы.

Г. Хотеллинг в 1941 г. предложил находить экстремум по экспериментальным данным с использованием степенных разложений и градиента.
Следующим важным этапом было введение принципа последовательного шагового экспериментирования. Этот принцип, высказанный в 1947 г. М. Фридманом и Л. Сэвиджем, позволил распространить на экспериментальное определение экстремума — итерацию.

Чтобы построить современную теорию планирования эксперимента, не хватало одного звена — формализации объекта исследования. Это звено появилось в 1947 г. после создания Н. Винером теории кибернетики. Кибернетическое понятие «черный ящик», играет в планировании важную роль.

В 1951 г. работой американских ученых Дж. Бокса и К. Уилсона начался новый этап развития планирования эксперимента. В ней сформулирована и доведена до практических рекомендаций идея последовательного экспериментального определения оптимальных условий проведения процессов с использованием оценки коэффициентов степенных разложений методом наименьших квадратов, движение по градиенту и отыскание интерполяционного полинома в области экстремума функции отклика (почти стационарной области).

В 1954—1955 гг. Дж. Бокс, а затем П. Юл. показали, что планирование эксперимента можно использовать при исследовании физико-химических процессов, если априори высказаны одна или несколько возможных гипотез. Направление получило развитие в работах Н. П. Клепикова, С. Н. Соколова и В. В. Федорова в ядерной физике.

Третий этап развития теории планирования эксперимента начался в 1957 г., когда Бокс применил свой метод в промышленности. Этот метод стал называться «эволюционным планированием». В 1958 г. Г. Шеффе предложил новый метод планирования эксперимента для изучения физико-химических диаграмм состав — свойство под названием «симплексной решетки».

Развитие теории планирование эксперимента в СССР отражено в работах В. В. Налимова, Ю. П. Адлера, Ю. В. Грановского, Е. В. Марковой, В. Б. Тихомирова.

Организация эксперимента

Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи.

Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

Критерии безупречного эксперимента

Безупречный эксперимент, по Готтсданкеру, должен удовлетворять трём критериям:

  • Идеальный эксперимент (изменяются только независимая и зависимая переменные, отсутствует влияние на неё внешних или дополнительных переменных)
  • Бесконечный эксперимент (эксперимент должен продолжаться бесконечно, так как всегда остаётся возможность проявления ранее неизвестного фактора)
  • Эксперимент полного соответствия (экспериментальная ситуация должна быть полностью тождественна тому, как бы она происходила «в действительности»)

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она должна чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной

Проблема выборки

Основная статья: Выборка

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Этическая сторона эксперимента

В то время, когда проводился эксперимент, не существовало никаких законов, запрещающих подобные исследования. Однако его жестокость была понятна многим. В конце концов, в 1970-х годах была создана особая организация, защищающая права людей, участвующих в психологических экспериментах; и согласно постановлениям этой организации, проведение эксперимента «Маленький Альберт» было запрещено. Это было сделано после того, как появились сведения, что психологи злоупотребляют этим экспериментом.

На бесчеловечность эксперимента «Маленький Альберт», впрочем, указал ещё в 1932 году Олдос Хаксли. В его антиутопии «О дивный новый мир!» тоталитарное правительство будущего с помощью этого метода выводят необходимое количество людей разных «сортов» — «альфы», «беты», «гаммы» и так далее (только вместо громкого звука используется электрический разряд). Каждый «сорт» отличается определённым интеллектуальным уровнем и поведенческими характеристиками, имеет своё предназначение в обществе и отличительную одежду. Например, чтобы сформировать представителя низшего «сорта», в младенческом возрасте ребёнка подвергают данной процедуре, вызывая у него отвращение к книгам; для создания человека высшего «сорта», наоборот, вызывают у него неприязнь к орудиям физического труда.

Источники

  1. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 80—81. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
  2. ↑ См. там же.
  3. См. там же. С. 82—83.
  4. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — СПб.: Питер, 2004. С. 248.
  5. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология. С. 82—83.
  6. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 258—261.
  7. См. там же. С. 275.
  8. См. там же. С. 353.
  9. Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 103.
  10. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 138.
  11. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. С. 388—392.
  12. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. С. 140.
  13. См. там же. С. 142

Условия проведения и ход эксперимента

Испытуемые из числа студентов были приглашены, чтобы поучаствовать в эксперименте «по проверке зрения». На самом деле цель исследования была совсем другая. Каждый испытуемый располагался в аудитории вместе с семью такими же студентами. На самом деле эти семеро были подсадными актёрами. Затем группе демонстрировались две карточки; на одной из них была изображена вертикальная линия, а на другой – три другие линии, одна из которых совпадала по длине с первой. Всех участников просили определить, какая из трёх линий на второй карточке совпадает по длине с линией на первой. Участники по очереди высказывали своё мнение, при этом мнение испытуемого спрашивали в последнюю очередь. Всего было восемнадцать этапов. На первых двух этапах все подсадные участники называли правильные ответы. Но начиная с третьего, актёры начинали называть один и тот же ответ, но неправильный.

Оказалось, что 75 процентов испытуемых подчинились мнению большинства и назвали заведомо неправильный ответ хотя бы на одном из этапов.

В дальнейшем эксперимент усложнялся. Актёры начинали давать разные ответы, хоть и неправильные. В этом случае процент ошибок со стороны испытуемых резко снижался: они в меньшей степени подчинялись большинству. В другой раз в исследовании участвовали двое настоящих испытуемых; в этом случае испытуемые также в меньшей степени подчинялись большинству, предпочитая давать правильные ответы. Было выявлено, что количество ошибок испытуемых зависит от того, насколько категорично выражается «третье мнение» актёра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector