Что такое антропогенез? основные этапы антропогенеза
Содержание:
Стадии антропогенеза
В течение последнего миллиона лет люди развивали способность учиться друг у друга, создавая возможность кумулятивной, негенетической эволюции. Этим навыкам способствовал естественный отбор в быстро меняющемся климате среднего и верхнего плейстоцена. Процесс эволюции от приматов, передвигавшихся 4 конечностями, до прямоходящих гоминидов был длительным и повлек еще несколько процессов.
Люди-обезьяны произошли 20 млн лет назад от более ранних приматов, которые были древесными, или обитающими на деревьях. Обезьяны, превратившиеся в современных людей, отделились от мелких видов этого животного около 7 млн лет назад. Ученые выделяют 5 стадий антропогенеза.
Погнидно-гоминидная стадия
Этот предок современных людей был признан имеющим как обезьяноподобные, так и человекоподобные черты. Особь, напоминающая горилл, — шимпанзе появилась не позднее 16 млн лет назад. Образец был обнаружен в южной части Африки в 1924 г. — задолго до того, как такие открытия получили признание как свидетельство облика древних предков человечества.
Предгоминидная стадия
Схему развития предгоминидной стадии можно объяснить обособлением приматов. Разделение погнидно-гоминидной ветви является важным фактором для возникновения формирующихся особей. Существо было 1,2 м в высоту, окаменелости показывают большое отверстие, указывающее на вертикальную ходьбу. Передние конечности отличались от таковых у обезьяноподобных предков. У них были зубы, как у людей.
Архантропная стадия
Существа архантропной стадии были двуногими, имели маленький череп с маленьким мозгом, большие зубы по сравнению с современными людьми и были травоядными. Африканские окаменелости Эректус — самые древние из ранних людей, обладающие пропорциями тела с относительно удлиненными ногами, короткими руками по сравнению с размером туловища.
Эти особенности считаются адаптацией к жизни на земле, что указывает на потерю ранних навыков лазания по деревьям с возможностью ходить, бегать на большие расстояния. Микроскопическое исследование зубов показывает, что особи росли с такой скоростью, как и обезьяны. Есть ископаемые свидетельства того, что этот вид заботился о старых, слабых членах группы.
Ранние открытия окаменелостей из Явы и Китая составляют классические примеры этого вида. Он распространился за пределы Африки. Эректус считается изменчивым, обитавшим на 2 континентах. Данные свидетельствуют о том, что увеличение размера тела, большая зависимость от пищевых ресурсов животных и расширение ареала были частью сети факторов, способствующих первоначальному переселению из Африки.
Палеоантропная стадия
Обнаруженный в Германии в 1908 г. гоминид данной стадии стал первым вероятным предком человека, который жил в холодном климате, распространился по всей Европе и Азии. Сроки формирования варьировались от 700 000 до 200 000 лет назад, неандертальцы (представители ветви) были похожи по размеру на современных людей: мужчины достигли среднего роста, а женщины не превышали 1,55 м. Они использовали копья, чтобы охотиться.
Неблагоприятный климат, плохие коммуникативные навыки, неспособность к адаптации задерживали эволюционирование. Исследователи обнаружили места захоронения палеоантропов поздней стадии формирования. Стоянки существ были обнаружены по всему СНГ. После рода неандертальцев появился род Homo.
Неоантропная стадия
Этапы антропогенеза смыкаются на Хомо сапиенс. Неоантропная стадия имеет 4 подвида. Во время резкого изменения климата 300 000 лет назад ветвь эволюционировала в Африке. Представители вида собирали и охотились, развивали поведение, которое помогало реагировать на проблемы выживания в нестабильной среде. Анатомически существа характеризуются более легкой структурой скелета по сравнению с ранними особями.
В отличие от любого другого вида человека, у данной ветви нет типового образца. Линней впервые описал вид в 1758 г., но в то время не было обозначения образцов окаменелостей. Особи развили комбинацию физических, поведенческих характеристик. Сложный мозг позволил взаимодействовать с новыми способами. Окружающая среда становилась непредсказуемой, большой мозг помог выжить.
Они создали специализированные инструменты для производства новых орудий труда, питались продуктами животного и растительного происхождения. Навык разведения огня, контролирование процесса приготовления пищи способствовали укреплению общин. Возник обмен ресурсами на занимаемых территориях.
Читать еще
Человек как вид, его место в системе органического мира
Многие черты строения тела, функции органов и систем подтверждают общность человека и животных. Так, в процессе развития эмбриона появляется хорда, формируются жаберные щели в глотке, развивается нервная трубка, как у других групп хордовых. Возникают позвоночник, две пары конечностей, как у позвоночных животных. На последующих этапах развития плод приобретает черты человека.
Человек в системе органического мира:
- Царство Животные.
- Подцарство Многоклеточные.
- Тип Хордовые.
- Подтип Позвоночные (Черепные).
- Класс Млекопитающие.
- Отряд Приматы.
- Секция Узконосые обезьяны.
- Семейство Гоминиды.
- Род Человек.
- Вид Человек разумный (Homo sapiens).
- Подвид H. sapiens sapiens.
Вскармливание детенышей молоком, которое образуется в молочных железах женщин, подтверждает отношение человека к млекопитающим. Другие сходные черты: теплокровность, четырехкамерное сердце, семь шейных позвонков, наличие волос на теле. Внутриутробное развитие эмбриона происходит так же, как у плацентарных животных. Зародыш связан с матерью через плаценту.
Проявления сходства человека с животными:
- Похожее строение отделов скелета и систем органов.
- Хромосомный набор в клетках.
- Сходство эмбрионов.
- Состав крови.
- Роговые пластинки на пальцах.
- Общие болезни и паразиты.
- Рудименты — третье веко, аппендикс, копчик.
- Атавизмы — волосатость, многососковость, зачаток хвоста.
Многие признаки указывают на принадлежность вида H. sapiens к семейству человекообразных обезьян. От наиболее высокоорганизованных современных приматов человека отличает увеличенный объем мозга, членораздельная речь. Кариотип насчитывает 46 хромосом, а не 48, как у обезьян.
Отличия человека от животных — результат биологической эволюции:
- Двойная сводчатость стопы.
- Передвижение на двух конечностях.
- Вертикальное положение туловища и головы.
- Приспособление верхних конечностей для хватания, освобождение рук для трудовой деятельности.
- Большой объем переднего мозга, значительное развитие коры больших полушарий.
- Усложнение и большое разнообразие высшей нервной деятельности.
- Умение изготавливать орудия труда.
Видовыми признаками Человека разумного считают использование верхних конечностей для труда, изготовления орудий, способность мыслить абстрактно. Люди осуществляют коллективную деятельность, которая больше подчиняется социальным, а не биологическим законам (как у общественных животных).
Теория эволюции Ч. Дарвина
Человечество давно пыталось разгадать тайну своего появления на планете, однако единственный ответ находился только в религии, согласно которой человек есть проявление Божьего замысла.
Подобное объяснение устраивало людей до тех пор, пока не начали активно развиваться и расширяться научные познания. Ученые долго бились над разгадкой происхождения человека, однако это удалось лишь британскому естествоиспытателю Чарльзу Дарвину.
Рис. 1. Чарльз Дарвин.
Его революционная для тех времен теория, согласно которой человек произошел от приматов, вызвала настоящий диссонанс в обществе. Далеко не все ученые, не говоря уже о простых обывателях, хотели видеть в числе своих древних предков обезьян.
Однако теория Дарвина предъявляла немало весомых доказательств. Человека слишком многое связывало с животным миром: строение скелета, нервная система, органы пищеварения, кровообращения и дыхания. Наибольшее же сходство у людей было с приматами.
Важнейшей предпосылкой для «очеловечивания» приматов стало использование естественных предметов в качестве орудия труда для защиты от врагов или охоты на диких зверей.
Рис. 2. Примитивные орудия труда.
Период жизни человека от А до Я – постепенное познание мира
Современные психологи, представители разных научных групп разделили этапы развития человека на конкретные временные отрезки. Эти периоды можно структурировать следующим образом:
- Возраст младенца;
- Период осознания своего “Я”;
- Дошкольный возраст;
- Период школьника;
- Этап подростка;
- Временной отрезок юности;
- Полное взросление личности во всех смыслах;
- Зрелый возраст или период мудрости.
Возраст младенца – первый этап развития человеческой личности. Маленький ребенок не осознает своей личности, не представляет себе жизни без других людей – особенно матери. Длится он мало – пока маленький человек не сделает самостоятельно хотя бы один шаг.
Период осознания своего “Я” – этап, на котором человек осознает, что он может делать то, что ему нужно, самостоятельно, является личностью, у которой свои запросы. Если его требования не удовлетворяются, он сделает это самостоятельно, будет твердо настаивать на своем. Данный период предполагает частичное знакомство с миром, формирование основных принципов восприятия жизни ребенком.
Дошкольный возраст – этап развития личности, который очень сильно зависит от влияния внешнего мира – в основном людей, которые окружают ребенка каждый день
Здесь родители должны осознавать всю важность своего воздействия на ребенка. Необходимо подметить его таланты, склонности, желания, дать возможности полноценно развиваться, научить правилам нахождения в социальной среде
Это период, который выступает в роли подготовительного процесса. По его окончании жизнь личности становится частично самостоятельной, маленький человек должен научиться нести ответственности за свои поступки, делать все старательно, общаться на равных со сверстниками, находить общий язык со взрослыми людьми.
Чтобы увидеть содержимое нужен флеш-плеер
Период школьника – прекрасное время, которое дает возможность получить основные жизненные знания, стать ориентиром в будущей жизни, помочь определиться с видом деятельности, нравственными устоями. На данном этапе интенсивно развиваются умственные способности, ведь еще А.П. Чехов, в свое время, подметил: “Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь” – что говорит о том, что временной период, проведенный в школе, важен. Базовые школьные знания дают путевку в жизнь, осознание своего любимого занятия, выявления, что у человека лучше всего получается.
Этап подростка – это период, который постепенно переносит человека из школьной жизни в прекрасное время юности. Это сложный возраст, который требует повышенного внимания со стороны взрослых людей, терпения, понимания. Человек стоит на грани выбора между добром и злом, должен приблизительно определиться с видом деятельности, которому хочет посвятить свою жизнь.
Временной отрезок юности – короткий этап жизни, который дет возможность насладиться прелестями этого мира, полной мерой подготовиться ко взрослой жизни, созданию семьи. В это время люди влюбляются, учатся любимому виду деятельности, познают возможности мира.
Полное взросление личности во всех смыслах – самый длительный период человеческой жизни. На его протяжении человек строит свою личную жизнь, взаимоотношения на работе. Человек старается воспитать собственных детей в правильном русле, отрегулировать свои семейные отношения, стать для окружающих авторитетом, узнать глубже основные принципы жизни.
Зрелый возраст или период мудрости – пора, когда большая часть жизни уже позади. Благодаря многолетней практике в плане работы, воспитания, личностного роста человек может научить чего-то молодое поколение, но не забывать в дальнейшем активно развиваться. На данном этапе видны все ошибки молодости, делаются определенные выводы.
Что это такое
Историю появления людей, развитие их рода изучать стали еще в XVIII веке. До сего времени постоянным и центральным было убеждение, что мир, все живое, как и неживое сотворил Бог таким, каковыми они являются на текущий момент. Но с прогрессом науки, проведений множеств исследований началось изменяться мнение о создании мира. На смену убеждению о неизменности всего существующего пришло понимание об эволюции, становление всего живого. Значимое место во всем этом занял антропогенез человека, его формирование, происхождение, отделение, развитие.
Изучением антропогенеза человеческой расы занимались многие ученые, начиная с Карла фон Линнея (шведского ученого, биолога, зоолога, врача), который классифицировал человека в одном ряду с человекоподобными обезьянами, отнеся его к животному миру. Огромный вклад в обоснование теории об антропогенезе имели исследования Буше де Перта, французского археолога, который открыл наличие каменного орудия, что применялись первобытным человеком в эпоху мамонтов. Долгое время такие открытия антропогенеза в науке не признавались и встречали бурю сопротивления, так как противоречили Библии.
Проблема антропогенеза существует в нескольких вопросах: датировка и место происхождения первых людей; дискуссии об основных стадиях антропогенеза, влияние факторов антропогенеза в разные периоды развития; соотношение физического влияния в антропогенезе с социальным; формирование первых общин.
Проблемы антропогенеза изучаются с помощью исследований нескольких наук. В значительной степени антропологии и палеоантропологии, а также психологии, физиологии, лингвистики, морфологии, археологии, этнографии и др.
Переворот в знаниях об антропогенезе человека сделали идеи Чарльза Дарвина. Согласно теории дарвинизма человеческая раса эволюционировала от обезьянообразного предка. Исследователи пришли к решению, что человекоподобные обезьяны – дальние предки нашей расы, так как они анатомически схожи с человеком. Центральным в антропогенезе человека, его адаптации к изменившимся условиям существования Дарвин обозначал естественный отбор. Теория трудовой деятельности Энгельса утверждает, что центральным фактором исторической эволюции человека, его антропогенеза есть трудоспособность, умение работать в условиях общины.
Антропогенез человека отличен от эволюции органического мира тем, что последняя регулируется только природными законами, а осознание своих возможностей в деятельности позволило человеку воздействовать на природу и уменьшить воздействие биологических факторов. Дарвиновская симидная теория антропогенеза учла в себе разные научные взгляды и аргументировала происхождение Homo sapiens от приматов. Подтверждение этому служит сходство живущих теперь человекоподобных обезьян из нынешним человеком в анатомическом строении, формою зародышей, физиологическими показателями. Дарвин доказал, что вся человеческая раса пошла от одного вида обезьян, и был уверен в становлении древних людей в Африке.
Проблема антропогенеза еще в том, что нет остаточного решения о древней родине человека. Одни ученые полагают, человек пошел из местностей Африки, другие – с южной Евразии, исключается только Австралия, Америка и северная Евразия.
Акселерация и ее причины
В конце ХХ века ученые заговорили об акселерации – ускорении роста и развития детей и подростков, которое в большей степени проявляется в экономически развитых странах. В результате акселерации средняя длина тела у детей и подростков стала на 10–15 см, а у взрослых мужчин – на 6–8 см больше, чем в начале века. Сократился и период увеличения длины тела человека: 100 лет назад он продолжался до 23–26 лет, а в настоящее время фактически заканчивается уже к 19 годам у юношей и к 17 годам у девушек. Ускорились прорезывание молочных и постоянных зубов, половое созревание и даже психическое развитие.
Акселерацию связывают с целым комплексом причин, важнейшими из которых считают улучшение питания и условий жизни, стимулирующее воздействие разнообразных химических веществ, количество которых при современном промышленном производстве резко возросло как в воздухе, так и в воде и почве. Ускоренному развитию способствуют также усиление солнечной активности и действие других видов излучения (например, радиоактивного).
Физическое развитие организма характеризуется массой (вес), длиной (рост) и размерами отдельных частей тела. Усредненные величины массы и длины тела в разные возрастные периоды приведены в таблице, у отдельных людей эти показатели могут иметь значительные различия.
Средние длина и масса тела у людей мужского (м) и женского пола (ж) разного возраста
Возраст |
Пол |
Длина тела, см |
Масса тела, кг |
Новорожденный |
м ж |
50,8 55,0 |
3,5 3,4 |
8 лет |
м ж |
126,3 126,4 |
26,1 25,6 |
12 лет |
м ж |
143,9 147,8 |
35,8 38,5 |
16 лет |
м ж |
169,8 160,2 |
59,1 56,8 |
20 лет |
м ж |
173,6 162,8 |
70,2 57,1 |
24–60 лет |
м ж |
174,5 162,6 |
71,7 56,7 |
Этапы
Описание эволюции человека представлено в таблице этапов антропогенеза человека.
Этап |
Период |
Представители |
Краткая характеристика |
Предшественники людей (австралопитеки) |
7 млн. л.н.-900 тыс. л.н. |
Австралопитеки, парантропы |
Прямохождение. Использование примитивных орудий труда |
Архантропы |
1,8 млн. л.н.-130 тыс. л.н. |
– Питекантроп; – синантроп; – гейдельбергский человек; – человек прямоходящий; – человек умелый |
Появление примитивной речи. Изготовление орудий труда. Коллективная работа. Использование огня |
Палеоантропы |
130-35 тыс. л.н. |
– Неандертальцы; – человек хелмеи; – денисовцы |
Массовое изготовление орудий труда. Первые примитивные захоронения. Совершенствование речи. Отношения внутри племени |
Неоантропы |
40 тыс. л.н. |
Человек разумный |
Одомашнивание животных, земледелие. Возникновение общества. Формирование современного облика человека |
Первым представителем рода Homo считается человек рудольфийский, живший 2,4-1,85 млн. лет назад и являющийся предком человека умелого. Он отличался от австралопитеков большим объёмом мозга, а от человека умелого – массивными челюстями. Прямым предком рудольфийского человека считается австралопитек афарский.
Рис. 3. Человек рудольфийский.
Что мы узнали?
Из урока 9 класса узнали об основных стадиях эволюции человека. Предком человека и человекообразных обезьян считается проконсул. Он положил начало эволюции горилл, шимпанзе, орангутанов и человека разумного. От него произошёл сахелантроп – первый прямоходящий примат, являющийся предком всех австралопитеков. От австралопитеков начитается прямая эволюция человека разумного. Первым представителем рода Homo стал человек рудольфийский. Эволюция Homo шла нелинейно, а ветвисто, поэтому выделяют четыре стадии антропогенеза – парантропов, архантропов, палеоантропов, неоантропов. Каждая стадия включает различные виды гоминидов.
Таблица «Этапы эволюции человека»
Этапы эволюции человека |
Особенности строения |
Образ жизни |
Орудия труда |
Человекообразные обезьяны – австралопитеки |
Рост 120-140 см. Объем черепа – 500-600 куб. см, прямохождение |
Не сооружали постоянных жилищ, не пользовались огнем, образ жизни – стадный |
Палки и камни |
Древнейшие люди – Человек умный |
Объем мозга – 680 куб. см, |
Не умели пользоваться огнем |
Орудия труда в виде камней с заостренными краями |
Древнейшие люди – Человек прямоходящий (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) |
Рост 170 см. Объем мозга – 900-110 куб. см. Стопа имеет свод, правая рука лучше развита, постоянное прямохождение, изменение челюстного аппарата, появление изгибов позвоночника |
Поддерживали огонь, строили жилища, совместно охотились. Имелись зачатки членораздельной речи |
Различные орудия из камня, среди которых самое главное – каменное рубило |
Древние люди – неандертальцы |
Рост 156 см. Объем мозга – 1400 куб. см. Есть зачаток подбородочного выступа, развитая кисть, сводчатая стопа, высокий свод черепа, не столь массивная нижняя челюсть |
Могли сооружать жилища, добывать и поддерживать огонь. Проживание в группах по 50-100 человек. |
Орудия труда самые разные: скребла, остроконечники из камня, кости и дерева |
Первые современные люди – кроманьонцы |
Рост 180 см, объем мозга – 1600 куб. см. Внешний облик присущ современному человеку |
Развитая речь, появились зачатки религии и искусства, умение изготавливать одежду. Проживание в поселениях в составе родовой общине. Освоение земледелия и скотоводства |
Для изготовления орудий труда использовали самый разнообразный материал: дерево, кости, камни, рога. Из них изготавливали копья, дротики, ножи, скребла |
Что мы узнали?
При изучении темы «Таблица «Этапы эволюции человека»» по программе 5 класса мы узнали, какая теория указывает на происхождение человека от приматов, и через какие ступени эволюции пришлось пройти человеку, чтобы дойти до вершины своего развития.
Разные взгляды
В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.
Эльконин
Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.
Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.
Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни. После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды
Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки
После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.
Пифагор
В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.
Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.
Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.
Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.
Выготский
Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.
В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития
Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.
Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.
Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.
Фрейд
Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.
Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.
В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол
Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.
В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.