Что такое архетип личности: основные виды, описание и тест на архетип

Женские архетипы: 7 Богинь

Последователи Юнга предложили еще не одну классификацию архетипов. Наиболее интересна типология женских и мужских архетипов, предложенная психоаналитиком юнгианской школы Джин Шинодой Болен.

Для удобства и образности восприятия, Дж. Болен к каждому архетипу подобрала соответствующий образ — бога или богиню из греческого пантеона.

По Болен есть 7 основных женских архетипов:

  1. Персефона – Дочь. Женщина-девочка, инфантильная, несмелая, беззащитная, наивная, пассивная, мечтательная, ведомая, застенчивая, удивляющаяся, доверчивая, умеющая нравится, не умеющая брать ответственность за свою жизнь на себя.
  2. Артемида – Сестра. Женщина-подруга, смелая, свободная, целеустремленная, принципиальная, активная, часто конкурирующая с мужчинами, конфликтная, способная защитить не только себя, но и других женщин.
  3. Афродита – Возлюбленная. Женщина-любовь, наполняющая любовью все, что делает, и наполненная ею. Чувственная, тонко чувствующая, эмоциональная, очень творческая, интуитивная, легкая, легкомысленная, оптимистичная, женственная, сексуальная, романтичная, вдохновляющая, увлекающаяся, энергичная, искренняя, открытая, живущая “здесь и сейчас”.
  4. Гера – Жена. Женщина — надежный “тыл” для мужчины, сосредоточенная на личности мужа, соратница, принимающая, поддерживающая, преданная, уважающая, нравственная, верная, ревнивая.  
  5. Деметра – Мать. Добрая, нежная, терпеливая, заботливая, всепрощающая, великодушная, ответственная, помогающая, гиперопекающая, рациональная, контролирующая, дисциплинированная.
  6. Гестия – Хранительница домашнего очага. Женщина-душа, уравновешенная, мудрая, спокойная, гармоничная, одухотворенная, интровертированная, “домашняя”, необщительная, не активная социально, погруженная в свой наполненный внутренний мир.
  7. Афина – Деловая женщина. Женщина-мудрый стратег, бизнесвумен, умная, активная, деловая, властная, сильная, смелая, дальновидная, трудолюбивая, активная, практичная, сдержанная в проявлении чувств,  лидер по натуре.

Все богини представлены в душе женщины! Разница только в соотношении их проявлений.

Читая описание той или иной богини, можно понять:

  1. Насколько данный архетип проявлен, силен или слаб.
  2. Как часто он обуславливает мысли, слова, желания, поступки и в целом образ жизни.
  3. Способствует или мешает архетип реализации истинного “Я” женщины, не является ли препятствием на пути развития.

У каждого из архетипов есть как относительно положительные, так и отрицательные стороны. Разделение на “+” и “-” условное. В разных ситуациях та или иная черта может как способствовать развитию женщины, так и препятствовать ему.

К примеру, Персефона может долгое время оставаться иждивенцем в родительской семье, будучи взрослой, считая при этом, что родители обязаны ее обеспечивать. А Афина будет трудиться денно и нощно, зарабатывая средства на существование и отказываясь принимать даже небольшую материальную помощь от кого бы то ни было. И то и другое крайности. Но обе такие женщины могли бы научить друг друга балансу между брать и давать, доверять и доверяться, перекладывать ответственность и принимать ее.  

Анима

Анима – это фактически архетип женщин, то есть бессознательная область женской личности, тот образ, который передается девочке от ее корней и впитывается в ее подсознание. Этот образ имеет огромное влияние на судьбу женщины, он несет определение ее сценариев поведения, общественный типаж и модель характера. Архетипическая психология женщины основывается на ее природе, наборе психоэмоциональных качеств, реакций, инстинктов, правил и убеждений, которые не были результатом жизненного опыта.

Бывает груба, саркастична, язвительна, но всегда получает свое. Амазонка успевает все: следить за собой, развиваться как личность и строить карьеру, а также отдыхать со вкусом. Замуж не стремится, дети и семья вызывают у нее чаще уныние, нежели вдохновение.

2. Гейша (или Гетера) – прекрасная женщина, которой восхищаются окружающие люди, и про нее говорят, что это «порода». Утонченная, изысканная, с врожденным прекрасным вкусом, Гейша любит и умеет наслаждаться жизнью. Не любит привязываться и быть зависимой либо управляемой, стремится к независимости. Эта женщина умеет добиться своего, однако редко ставит большие цели – в основном стремится к комфорту, роскоши и красивой жизни, однако с возрастом ее курс может поменяться.

3. Женщина Колдунья (или Жрица) – это личность, архетипическая психология которой очень глубока и сложна. Кажется, что эта дама знает всё про всех и видит весь мир насквозь. Она умеет проникнуть в чужое сознание и выведать все тайны, а психология для нее – не наука, а естественное знание о людях.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

4. Как архетипы Юнга, так и другие учения, все выделяют архетип Матери и Жены. Он отличается от всех остальных тем, что Мать сосредоточена не на собственном счастье, а на счастье других людей. Она рождена, чтобы рожать мальчиков и девочек, любить их, воспитывать, обожать мужа и делать его счастливым, заботиться обо всех живых существах и помочь буквально каждому, причем в ущерб себе.

Рекомендуем: Антропофобия: определение и причины явления

Классический архетип Великой Матери довольно часто встречается, ему присущи жертвенность, альтруизм, принцип «не себе, а другим». Такая женщина счастлива в браке, однако ей не хватает ощущения ценности собственной персоны, и от этого она часто страдает, становясь жертвой.

Королева служит себе и людям, она духовно развивается, имеет развитую интуицию и большое чувство собственного достоинства. Чувствует ложь и несправедливость, умеет побеждать зло – без борьбы и насилия, мягко, мудро и незаметно. Такая женщина счастлива в браке, находит время для карьеры и детей, окружена верными друзьями и знает, для чего живет на свете.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

6. Фея (или Муза) привносит в жизнь краски, украшая наш мир. Легкая, немного инфантильная, веселая и оптимистичная женщина-муза счастлива лишь оттого, что живет и дышит, и она умеет стать источником радости для окружающих. Добрая, заботливая, сочувствующая. Часто не знает, чего хочет, однако живет, плывя по течению, и порой «приплывает» к очень яркой и интересной судьбе

Для нее крайне важно найти «соратника по духу», такого мужчину, который будет полностью разделять ее интересы и взгляды

7. Архетипическая психология женщины Богини ставит ее на вершину женственности, она как будто является эталоном для всех женщин и примером для подражания и восхищения. Духовно зрелая, мудрая, спокойная – от нее веет энергетикой счастья и гармонии, а рядом хочется находиться вечно. Богиня ничего не делает, ни за чем не гонится, не борется, однако всегда побеждает, получает желаемое и живет в полнейшей гармонии как со своей сущностью, так и с миром.

Другие архетипы

Персона. Это истинное лицо человека, то, как он проявляет себя в общении с окружающими. Персона представляет огромное количество ролей, которые может сыграть человек в определенной ситуации. Такой архетип необходим при общении с окружающими для того, чтобы находить взаимопонимание повседневной жизни.

Тень. Полная противоположность предыдущему архетипу. Это темная сторона, которую человек прячет от окружающих за своеобразной актерской маской. В тени содержатся импульсы аморального поведения, но при этом она является источником жизненных сил. Главным является направление этой необузданной энергии в нужное русло, тогда можно наслаждаться, живя творческой жизнью.

Анима и анимус. Проще говоря, это женщина в мужчине и наоборот. В бессознательном человека всегда есть противоположная сторона, подтверждением этому является и выработка гормонов у людей. В организме любого человека присутствуют женские и мужские гормоны, а вот от того какие преобладают, и зависит архетип. Сейчас можно встретить множество мужчин, которые совсем не соответствуют своему мужскому началу, скорее всего они «феминизировались» от женского общества.

Самость. Этот архетип представляет собой остров личности человека, а уже вокруг него организовываются другие элементы. Юнг считал ее главной ценностью в жизни каждого человека, но достижение уравновешенности практически невозможно. Это сложнейший процесс гармонизации всех частей человеческой души, как сознательных, так и бессознательных.

Архетипическая модель, проявляющаяся в человеке, стимулирует его определенную модель поведения в обществе. Сами по себе бессознательные, они могут быть представлены в негативных и позитивных проявлениях сознательного. Их изучение помогает понять поведение человека в конкретных ситуациях, а также действие неосознанного на психологию человека.

Особенности и свойства архетипов

Архетип – это своеобразный образ бессознательного, но он имеет общечеловеческое значение. Его проявление возможно как в самой глубине основания личности конкретного человека, так и в древних мифах, культурных проявлениях и искусстве. Его отличительная черта в том, что имеется огромная вариативность проявлений, а потому нет возможности выделить его как определенный текст. Общее же в этих проявлениях дает возможность узнать определенный архетип.

Отличительными свойствами архетипов являются:

  • нет возможности описать их и логически структурировать. Описание чего-либо заключается в переведении мыслей в слова, а архетип не поддается сознанию. То есть его невозможно продумать и описать, формулировка может быть лишь условной. Любой архетип подразумевает изменчивость образов, которые имеют с ним связь, но есть нечто совсем неуловимое, дающее возможность почувствовать его начало. Как бы подробно не описывался архетип, найдется что-то, что не попало в его характеристику, и именно оно будет очень важным;

  • нет определенной границы между различными образами. Они плавно сменяются, переливаясь из одного в другой. Это своеобразный многомерный объект, но исследователь видит его лишь в определенной проекции. Именно потому существует множество описаний конкретных образов и ликов, которые невозможно сложить в одну картину или просто перечислить их. Границы практически незаметны, а потому, описывая один архетип, можно несознательно попасть на совершенно другой;

  • различное проявление в мире. В силу своей многомерности архетип может проявляться во всем. Он может выступать и принципом, и фигурой, и определенным символом. Он может демонстрировать множество образов, имеющих существенные внешние отличия.

Классификация архетипических моделей предполагает столкновение с определенными трудностями. Одной из них является огромное разнообразие информации, которую невозможно сочетать воедино. Так что все классификации не могут иметь исчерпывающий характер.

Воин

Этот архетип дает человеку силы, позволяющие ему бороться с трудностями. Помимо этого, мужчина получает стремление побеждать, здоровый азарт и желание в достижении намеченного результата.

Архетип Воина обладает ресурсом, позволяющим отстаивать личную позицию, а также вставать на защиту собственного дела и соратников. Такой человек охраняет свою семью, которой приносит добытые им трофеи.

Порой случается, что у мужчины-Воина нет той идеи, ради которой ему необходимо бороться. В таком случае данный ресурс начинает в нем постепенно угасать. При этом подобный процесс может разрушить психику индивида.

Сила Воина никому не дается без конфликтного характера. При этом она формирует некое «чувство территории». В бизнесе подобный архетип станет тем ресурсом, который заставит мужчину идти на покорение новых ниш и на захватывание все больших рынков.

Человек, обладающий силой Воина, очень ревнив. При этом он вполне может изменить своей любимой, не относя это к духовному предательству. Сила Воина делает мужчину в сексуальном плане хорошим любовником, наделяя его обаянием. Во время близости такие люди страстны и интенсивны, словно в бою, но при этом не способны прочувствовать потребности женщины. После проведенного полового акта мужчины, принадлежащие к архетипу Воина, как правило, сразу же засыпают.

К своим детям такие отцы проявляют интерес лишь после того как малыши начинают их узнавать. Предпочтение эти мужчины отдают в основном мальчикам. Ведь в будущем они также могут стать Воинами.

К 30 годам мужчинам с таким архетипом просто необходимо достижение признания и успеха. Ведь после этого возраста Воины растрачивают ресурс, способствующий их социальной адаптации, из-за чего становятся негибкими. Тем не менее такие мужчины убеждены, что заслуживают большего и способны на большее, а люди и социум не позволяют им добиться этого. При этом после 30 лет силы на то, чтобы «взять все желаемое самому», уже иссякли. Так и происходит тот кризис, который имеет место в среднем возрасте. Уже после 40-45 лет сила Воина проявляется в форме раздражительности, конфликтности, а порой брюзжания и ворчания.

Что такое архетип?

Архетип — это совокупность первобытных образов, понятий и идеалов, которые не имеют конкретного прототипа в памяти или личном опыте человека, а порождаются коллективным бессознательным. Архетипы передаются человеку от предков на подсознательном уровне через их опыт, сюжеты мифов и сказок, особенности воспитания, воспоминания.

Они проявляются в сновидениях, грезах, видениях, спонтанно определяют мышление и поведение человека. Если сказать другими словами: архетип – это врожденный, базовый «комплект психики», который наравне с инстинктами зашит в ее загадочных глубинах.

Считается, что архетип – очередная вариация на тему психотипов. Это не так. Стародавнее слово «архетип» происходит от термина «архе» – «первооснова», на которой, по мнению древнегреческих мыслителей, строится весь мир. В истории культуры, религии, философии, литературы этот термин также широко представлен. Например, производные слова встречаются в словах «монАРХ», «АРХангел», «патриАРХ».

Архетипами сегодня называют те подсознательные образы, которые:

  • Встречаются у разных народов мира и во всех периодах истории (Мудрец, Пророк, Хитрец).
  • Наделены набором положительных и отрицательных качеств, характерных для большинства культур.
  • Встречаются в живописи, литературе, скульптуре в виде узнаваемых символов (укрощенный огонь, брачный союз мужского и женского начала).
  • Отображаются в мифах, сказках, преданиях, легендах.
  • Влияют на эмоциональное состояние (Волшебник – радостное ожидание чуда).
  • Вызывают определенные чувства и мысли в отношении соответствующего объекта (Ребенок – радость общения, Мудрец – доверие).

Карл Густав Юнг: патриарх аналитической психологии.

На фоне других блистательных ученых швейцарский психиатр Карл Густав Юнг поражает своей продуктивностью. Заслуга Юнга в том, что углубил и расширил фрейдовскую теорию о влиянии бессознательного на действия человека, описал многослойность психики, ввел понятия архетипа и психологического типа в область медицины, психологии и психиатрии. Основным вкладом Юнга в аналитическую психологию стало то, что он наделил архетипы психологическим смыслом и сделал их паттернами (образцами) человеческого восприятия.

В рассуждениях о «коллективном бессознательном» и «личном бессознательном» Юнг также ссылается на древних философов: Платона, Аристотеля, Блаженного Августина. Но в своих работах он называл два вида бессознательного не конфликтующими, а взаимодополняющими структурами. По Юнгу:

  • Личное бессознательное – неосознаваемое содержание психики, которое черпает знания из индивидуального опыта человека.
  • Коллективное бессознательное – более глубинный слой, где «складируются» первичные образы-архетипы, существовавшие с незапамятных времен.

Сам по себе архетип и заключенную в нем силу нельзя однозначно назвать позитивным или негативным: важно, как их направить. Особенно в маркетинге, где зашифрованные послания стабильно увеличивают процент неосознанных покупок

Классификации базовых архетипов

Повелитель. Наибольшей ценностью такого архетипа является власть, а потому такой человек стремится управлять окружающими, властвовать над ними. Он тщательно следит за собственным имиджем и напористо движется к поставленной цели. Всегда старается занять значимое положение в обществе и укрепиться в нем, показывая свою власть над окружающими.

Воин. Необходимость побед в определенных жизненных ситуациях является его наибольшей ценностью. Он легко решает сложные дела, которые требуют определенных профессиональных навыков. Работать предпочитает там, где более сложно, именно это место является для него своеобразным полем битвы. Испытания судьбы он принимает с готовностью, а иногда и ей может бросить вызов, а ловкость и предприимчивость помогают справиться с жизненными трудностями.

Ребенок. Главными ценностями такого человека будут беззаботность и веселье. Он полагает, что жизнь прекрасна и является своеобразной забавной игрой, наполненной праздниками и развлекательными событиями. Он часто фантазирует, создавая в своей фантазии что-то новое и невозможное, постоянно готов к увлекательным экспериментам. Он, как и маленький ребенок, не умеет защитить себя, а потому требует определенной опеки.

Эстет. Ценности в жизни – страстность и чувствительность. Такой человек может выражать достаточно бурные эмоции. Он тщательно следит за модными тенденциями, очень общителен и старается постоянно находиться в центре внимания. Для него главной является его сексуальная привлекательность, а потому он тщательно следит за своим внешним состоянием.

Хранитель. Главными ценностями являются комфорт и покой. Именно комфорт влияет на выбор одежды, еды и отдыха такого человека. Он не сильно следит за стилем, а потому одевается в то, в чем ему удобно. Очень ценит хранитель уют и стабильность в жизни, старается избегать стрессовых ситуаций и бережет свое здоровье.

Мудрец. Главными ценностями являются ум и объективность знаний. Именно объективность и логичность слышится в его рассуждениях. Своеобразный «технарь» не склонен к проявлению эмоций и прекрасно разбирается во многих законах. Он всегда даст хороший совет, логичный и планомерный.

Искатель. Жизненными ценностями такого человека являются свобода и поиск индивидуальности. Он стремится совершить открытия и реализовать новые идеи. Он тщательно борется за свою индивидуальность и не хочет быть таким, как окружающие. Его привлекают загадочные события и таинство природы. Философствуя, он пытается познать тайный смысл жизни и определить свое призвание. Очень нравится путешествовать и познавать все новое, а если это не получается, то путешествует в фантазиях.

Друг. Ценностями являются верность и соблюдение морали. Доброта человека и его взаимоуважение к обществу, а также правдивость в словах и тщательное сохранение семейных ценностей

Взаимоотношениям с людьми он уделяет огромное внимание, ценит искренность и взаимопомощь в коллективе, заботится о друзьях и близких.

Структура личности по Юнгу

Эго – это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Эго. Он состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания.

Коллективное (или трансперсональное) бессознательное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное (К. Юнг, 1936, 1943, 1945).

Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков.

Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения.

Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны).

Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью.

Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности.

Персона

Персона – это то, каким мы представляем себя миру.

Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения. Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность.

Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности.

Анимус, анима

Анимус, анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого.

Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.

Архетип Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания.

Самость

Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность.

Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию.

Герой

Герой — это тот самый шельмец, который всегда и везде ищет трудности на свою задницу. Опять же, это не выпендреж, а простая потребность в эмоциях и вызовах, такое бывает. Единственная проблема — у всех этих героев, как отмечал Юнг, довольно часто в глубине души сидит страх потерпеть поражение, не суметь выстоять до конца и не одержать победу. С другой стороны, этот архетип воспитывает в людях дисциплину, сосредоточенность, решительность, целеустремленность.

Этот человек работоспособен, вместо модных гаджетов и всяких бирюлек он выбирает функциональные вещи. Но при этом комфорт для него — главная опасность. Много ли среди них честолюбивых защитников справедливости? Определенно, но это не мешает многим героям страдать высокомерием, жесткостью и жить поиском проблемы. Самое страшное, что не всегда получается трезво оценить свои силы. Именно из таких потом и рождаются карьеристы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector