Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым. установление психологического контакта

Заключительная стадия допроса

На заключительной стадии допроса необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Закон требует фиксации в протоколе допроса всех полученных показаний «по возможности дословно». В нем должны быть отражены показания, данные и на стадии свободного рассказа, и на вопросно-ответной стадии с точной фиксацией вопросов и ответов. Однако в следственной практике протокол допроса подвергается шаблонной следственной стилизации. Нередко в протокол допроса не включается то, что не подтверждает версии следователя. Под влиянием следователя, иногда не зная своих прав, не владея навыками письменной речи, многие свидетели, как правило, подписывают протокол допроса без внимательного его прочтения.

Для тактики допроса и оценки его результатов существенное значение имеет предусмотренная законом возможность звукозаписи.

Наиболее важные показания должны быть продублированы в виде перифразы — другими словами. С этой целью и вопросы следователя должны быть сформулированы в иной речевой конструкции.

Что такое психологический контакт

Психологический контакт – это процесс установления доверительных, дружеских отношений. Он основывается на поиске общих интересов, целей. Психологический контакт означает встречу одной личности с другой, он проявляется только во взаимодействии.

Сколько этапов насчитывает структура психологического контакта? Три:

  1. Оппоненты оценивают друг друга по внешнему виду и поведению. На этом этапе складывается первое представление о человеке, люди принимают решение, хотят ли они вступать в диалог.
  2. Появляется взаимная заинтересованность. Участники общения отходят от общей группы, выбирают свою тему для разговора.
  3. Происходит объединение в диаду. Дистанция между участниками общения сокращается, они строят совместные планы, тянутся друг к другу.

Действия, предшествующие получению показаний

Действия следователя, предшествующие получению показаний, — удостоверение в личности допрашиваемого, разъяснение ему его прав и обязанностей, имеют свою сверхзадачу — они вводят допрашиваемое лицо в процесс официально-ролевого общения.

При этом допрашиваемый должен осознать свой юридический статус и соответствующие задачи своей деятельности. Разъясняя права и обязанности допрашиваемого, выясняя его взаимоотношения с другими проходящими по делу лицами, следователь делает первые предварительные выводы о поведенческих особенностях допрашиваемого, о его позициях в отношении расследуемого события и в отношении причастных к этому лиц.

На этой стадии допроса важное значение имеет предупреждение возможного нежелания лица давать правдивые показания на основе использования положительных качеств личности допрашиваемого, эпизодов из его биографии

При допросе подозреваемого (обвиняемого) немаловажно акцентировать его внимание на юридическом значении чистосердечного раскаяния, а свидетеля и потерпевшего — на уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Необходимо также разъяснение процессуального требования указать источники, из которых допрашиваемому стали известны сообщаемые им сведения

Приемы и правила взаимодействия

Чтобы не допустить ошибок, важно знать психологические приемы и условия, помогающие в установлении контакта. При общении важно:

Уважать чужое мнение, не навязывать свое.
Контролировать свои высказывания

Важно исключить грубые шутки, оскорбительные слова, жаргонизмы в отношении незнакомой личности.
Не подвергать жесткой критике чужие утверждения.
Научиться извиняться за ошибки.
Говорить меньше пустых слов, предложений, который не несут смысловой нагрузки.
Не перебивать собеседника, когда он что-нибудь рассказывает.
Оценивать сказанное с точки зрения другого человека.
Обращаясь к собеседнику, называть его полным именем.
Не прятать искреннюю улыбку. С ее помощью можно разрядить обстановку, поднять настроение окружающим.

Если нужно установить с человеком контакт, чтобы добиться чего-либо (деловой тип общение), необходимо:

  1. Рассказать о себе или деятельности организации. От способа подачи зависит последующий диалог.
  2. Спросить у потенциального партнера о его заинтересованности, ответить на вопросы, разъяснить непонятные моменты. Можно самостоятельно задавать уточняющие или наводящие вопросы, чтобы узнать, чего на самом деле хочет человек, что он может предложить.
  3. Описать, почему предлагается товар или услуга, зачем нужен партнер. На этом этапе нельзя проявлять излишнюю активность, поскольку она может насторожить и оттолкнуть потенциального друга или партнера.
  4. Продолжить диалог, если будущий деловой партнер согласен слушать дальше, высказывает какие-либо предложения.

Последний этап — обсуждение конкретного предложения. С собеседником уже можно заключать договор, подписывать документы о сотрудничестве.

I этап. Снятие психологических барьеров

При первой встрече двух людей (например, коллег по работе, начальника и подчиненного, партнеров но бизнесу) оба партнера ожидают друг от друга каких-то определенных действий. Именно это и влияет на их позиции в первоначальных отношениях.

Готовясь к какому-либо воздействию со стороны другого (а оно, как правило, не является желанным при первой встрече), че­ловек воздвигает – неосознанно и неотчетливо – ряд психологи­ческих барьеров между ним и собой: повышенные осторожность, контроль за высказываниями. Опыт показывает, что наилучшим средством здесь является периодическое высказывание своего согласия с партнером и форми­рование такой же реакции с его стороны

Опыт показывает, что наилучшим средством здесь является периодическое высказывание своего согласия с партнером и форми­рование такой же реакции с его стороны.

Таким образом, две функции первого этапа – снятие психологических барьеров и снижение напряжения – объединяются в одну основную: подготовку путей для последующего взаимодействия.

Основные факторы первого этапа делятся на положительные и отрицательные.

Положительные факторы – все те условия, которые вызывают согласие или ведут к накоплению согласий по различным вопросам:

а) частота согласий,

б) их взаимность и совпадение;

в) чередование согласий с той и другой стороны.

Отрицательным фактором является, прежде всего, насторо­женность, которая определяет возникновение барьеров.

Важным принципом работы инициатора контакта на первом этапе общения должен быть выбор нейтральной темы для беседы: события общественной жизни, погода, результаты спортивных со­стязаний и т.п. При этом разговор должен вестись с такими оцен­ками проблем и вопросов, с которыми нельзя не согласиться. Как правило, это наиболее общие для определенной группы суждения, мысли и мнения, которые принимаются всеми.

Таким образом, главная задача – исключить моменты, которые могут вызвать напряжение, тревожность или создать психологиче­ский барьер. В конечном итоге в центре внимания всегда находит­ся то, что не связано с принятием решения и поэтому не вызывает затруднений. Инициатор контакта должен придерживаться карди­нального принципа – согласие со всеми высказываниями партне­ра и получение согласия с его стороны.

5 стр., 2422 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В СЛУЖЕБНОМ ОБЩЕНИИ

… Второй прием установления психологического контакта — это снятие психологических барьеров для включения собеседника в общение. Успешность реализации данного … Это очень значимо для первичного накопления согласия. Способствует реализации этого правила и « … руководителя. ПРАВИЛО АПЕЛЛЯЦИИ К ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ СТОРОНАМ ЛИЧНОСТИ

Для установления контакта руководителю часто приходится акцентировать внимание ..

Признаки и показатели I этапа:

а) паузы после ваших вопросов становятся короче;

б) начинают преобладать собственные сообщения собеседни­ка, возникают его непроизвольные объяснения и дополнения к уже сказанному;

в) уменьшается количество односложных ответов и реактив­ных вопросов (вопрос на вопрос).

Результаты 1 этапа. Напряженность начальных отношений (как исходное состояние) сменяется расслабленностью (релакса­цией).

Сверхконтроль, присущий начальной фазе отношений (как результат ожидания воздействия с вашей стороны), сменяется вна­чале наблюдением за развитием отношений, а затем включенно­стью в общение по линии согласия. Тревожность и напряженность уменьшаются.

Развитие темы разговора зависит от личности, от психического состояния, в котором находится человек на следственном действии.

Целесообразно углубить ту тему разговора, которая наиболее приятна собеседнику. Так, если на допросе допрашиваемый разговорился о своем детстве или ином периоде жизни, его не стоит прерывать, так как это может повредить всему ходу допроса. Следователь должен уметь слушать, а потерянное время окупится в основной части допроса, когда не придется затрачивать время и силы, чтобы преодолеть негативную позицию конфликтующего со следователем допрашиваемого.

Умение слушать собеседника — это искусство. По манере слушать собеседника люди делятся на три группы: внимательные слушатели, пассивные слушатели и агрессивные слушатели. Внимательные слушатели создают благоприятную атмосферу беседы, стимулируют говорящего к активности. Пассивные — вызывают у говорящего апатию, и тем самым вызывают у говорящего отрицательные эмоции.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.klex.ru/314
  2. Бабаева В.К. Налоговая полиция. – 2000. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/babaev_nalogovaja
  3. Воробьева Е.А. Профессионально-психологические особенности контактности следователей в условиях допроса. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – 2003. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.childpsy. ru/dissertations/id/18201.php
  4. Забродин Ю.М. Психология ведения деловой беседы. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://vymo.ru/labms/www.ergeal.ru/archive/psy/book3/ index.htm
  5. Зазыкин В. Психология проницательности. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/4426.html
  6. Клюева Н. Педагогическая психология. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/klyueva/index.php
  7. Кузнецов И.Н. Технология установления прочных межличностных контактов. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/ 2008/01/04/page,1,ustanovlenije_prochnykh_kontaktov.html
  8. Флоровский М.Ю., Синюгин А.А. Тактика допроса: особенности установления психологического контакта. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.znat.ru/data/news/127-taktika-doprosa-sobennosti-uhtml
  9. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности. – 2001. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://ci-razvedka.ru/ html

Как защититься

Желая знать, с кем переписывается другой человек, пользователь рискует нарваться на мошенников и потерять собственный аккаунт. Чтобы защититься от взлома, следуйте таким рекомендациям:

  1. Нельзя отключать антивирус на компьютере. Даже если этого требует программа, которую вы устанавливаете. Лучше отказаться от использования такого ПО.
  2. Не отправляйте СМС на короткие номера, не указывайте реквизиты банковских карт на непроверенных сервисах.
  3. Если в профиле ВК обнаружена посторонняя активность, немедленно смените пароль и запустите антивирус для проверки компьютера.
  4. Запрещается передавать логин и пароль от профиля в ВК посторонним лицам.
  5. В процессе установки приложений внимательно изучайте всю информацию. Очень часто в файл с основной программой вшито стороннее ПО. Чтобы отменить его установку, необходимо снять галочки с соответствующих полей.

Узнать, с кем переписывается человек в ВК, можно несколькими способами. Использование программ-шпионов даст минимум информации, поскольку доступ к персональным данным зашифрован. Больше сведений удастся получить при наличии пароля от электронной почты, к которой привязан аккаунт. Самый эффективный метод – взлом профиля, но он является незаконным.

Мимическую деятельность В. Л. Васильев рассматривает совместно с лобной мимикой. Основное выражение лобной мимики, по его мнению, заключается в сморщивании лба, подъеме бровей кверху.

В мимическом аспекте различаются два вида активного внимания: смотрение и наблюдение. Горизонтальные морщины лба характерны для смотрения, которое является пассивно-воспринимающей функцией; для более активной функции характерно появление на лбу вертикальных морщин, что свидетельствует о собранности и целеустремленности человека. Расслабление рта говорит об уменьшении активности личности, а также об изумлении, неожиданности, нервном потрясении. Явление расслабленной ротовой щели может свидетельствовать о врожденной недостаточности мимики. Своеобразна и мимика так называемого внутреннего смеха при закрытом рте. Для него характерно радостное выражение глаз и с трудом удерживаемое движение нижней челюстью.

Описание предмета: «Юридическая психология»

Юридическая психология — (от психо… и… логия), наука о законах порождения и функционирования психического
отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека, имеющая своей задачей изучение
отношение человека к праву и влиянию правовых норм на поведение человека.

Литература

  1. И.В. Хамидова. Юридическая психология. – М.: РИОР, Инфра-М, 2012. – 176 с.
  2. В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе, Г.П. Рябов. Словарь по межкультурной коммуникации. Понятия и персоналии. – М.: Флинта, 2010. – 136 с.
  3. А.А. Сорокина, И.А. Самылина. Фармакогнозия. Понятия и термины. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 94 с.
  4. А.В. Петрова, А.Д. Корощенко, Р.И. Айзман. Охрана труда на производстве и в учебном процессе. – М.: Сибирское университетское издательство, 2008. – 190 с.
  5. В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе, Г.П. Рябов. Словарь по межкультурной коммуникации. Понятия и персоналии. – М.: Флинта, Наука, 2010. – 136 с.
  6. С.В. Фролова. Психология преодоления ситуации насилия в семье. Феноменология переживания и пути оказания психологической помощи. – СПб.: Речь, 2012. – 112 с.
  7. В.Б. Караулов, М.И. Никитина. Геология. Основные понятия и термины. – М.: Либроком, 2009. – 152 с.
  8. Д.И. Фельдштейн. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. – 24 с.
  9. Под редакцией А.К. Иорданишвили. Клиническая стоматология. Официальная и интегративная. – М.: СпецЛит, 2008. – 432 с.
  10. С.В.Швец. Допрос на предварительном следствии с участием переводчика. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 92 с.
  11. В.Б. Караулов, М.И. Никитина. Геология. Основные понятия и термины. – М.: Либроком, 2016. – 152 с.
  12. И.М. Никольская. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2016. – 56 с.
  13. Н.И. Перцовский. Маркетинг. Краткий толковый словарь основных маркетинговых понятий и современных терминов. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 140 с.
  14. В.В. Гребнева. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 192 с.
  15. М.И. Еникеев. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник. – М.: Норма, Инфра-М, 2016. – 640 с.
  16. Ю.И. Аверьянов. Обществознание. Понятия и термины. Словарь-справочник. – М.: Экзамен, 2017. – 528 с.
  17. В.Б. Караулов, М.И. Никитина. Геология. Основные понятия и термины. Справочное пособие. – М.: Ленанд, 2018. – 152 с.

Образцы работ

Тема и предмет Тип и объем работы
Понятие и определение конкурентоспособности предприятияЭкономика предприятия Реферат18 стр.
Психологический конфликт и пути его благоприятного разрешенияКонфликтология Реферат22 стр.
Понятие и принципы таможенной службыБанковское и биржевое дело Курсовая работа48 стр.
Проблемы ипотечного кредитования в России и пути их преодоленияТеоретические основы электротехники (ТОЭ) Диплом108 стр.

Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru

+7 911 822-56-12 с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание! Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы

Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Этапы психологического контакта

В психологии принято выделять 5 этапов (стадий) развития психологического контакта:

Устранение психологических барьеров. Нужно стать инициатором общения, выбрать нейтральную тему для разговора. При этом нужно вести диалог так, чтобы оппонент захотел поддержать его, согласился с вашими высказываниями.
Общие интересы. Теперь можно переходить от нейтральных тем к интересам собеседника

Важно, чтобы вы разбирались в теме. Параллельно можно ненавязчиво искать другие темы и точки соприкосновения

Это поможет продлить диалог.
Выбор тактики общения. Согласно цели вашего контакта начните делиться чем-то личным, расскажите о своих сильных сторонах, достоинствах, достижениях. В скором времени собеседник тоже начнет открываться.
Поиск подводных камней. Внимательно слушайте оппонента, задавайте наводящие вопросы или приводите примеры из жизни, чтобы понять, что потенциально может помешать вам выстроить продуктивные отношения.
Стабилизация общения. Теперь вы знаете общие темы, запрещенные вопросы и нейтральные области для взаимодействия. А еще вы знаете о сильных и слабых сторонах своего оппонента, его особенностях. Можно начинать воздействовать на человека, чтобы добиться первоначальной цели контакта.

Обратите внимание! Нельзя нарушать последовательность этапов, перескакивать с одного на другое или что-то исключать. Все должно идти в строгом порядке.

Барьеры для взаимодействия и способы их устранения

Часто познакомиться с новым человеком или продолжить общение со старым другом что-то мешает. В психологии подобное явление называется барьером. Преграды делятся на 2 группы — психологические, коммуникативные. Виды барьеров:

  1. Эстетический. С собеседником не хочется общаться из-за его неприятного вида или запаха, грязной одежды.
  2. Логический. Общаться с индивидом, который не умеет выражать своим мысли, формулировать предложения, очень трудно.
  3. Семантический. Если собеседник придает предложениям или отдельным словам искаженный смысл, понимает тему иначе, договориться не получится.
  4. Фонетический. Нарушение техники произношения слов у собеседника часто вызывает неприязнь.
  5. Отрицательные эмоции, плохое физическое состояние. Подобные ситуации относятся к временным барьерам, которые постепенно проходят.
  6. Барьер установки. Возникает при предвзятом отношении к индивиду.
  7. Мотивационная преграда. Появляется, когда у людей разные цели, противоречащие друг другу.

Чтобы избавиться от барьеров, нужно научиться контролировать эмоции, поступки, хорошо одеваться, следить за внешностью

При общении важно анализировать свои слова, не говорить не подумав. Главное условие успешного контакта — снижение самооценки, если она завышена

Заслужить уважение незнакомого человека, расположить его к себе сложно. Для этого нужно знать основы психологии, разбираться в нюансах общения, уметь задавать вопросы и выражать мысли. Наладив психологический контакт, можно получить нового друга, партнера или покупателя.

Сообщение о своих чувствах

Чтобы наладить продуктивное общение с другими людьми, в частности с теми, кто критикует вас, недостаточно снизить уровень самокритики.

Многие люди не видят в этом никакого смысла. Они говорят: «Я никому не интересен. Кто будет меня слушать? Я буду чувствовать себя глупо, если начну рассказывать о том, что творится у меня в душе, какие у меня эмоции. Это же совершенно никому не нужно!»

Такое мнение присуще людям, которые не ощущают собственной ценности. Но подумайте: если с вами захотел общаться какой-то человек, это значит, что он в вас заинтересован, что-то хочет от вас и уж точно не проявляет безразличия. Иначе зачем бы ему потребовалось это общение?

Они словно пытаются определить для себя некие границы допустимого, понять, что человек позволит в общении с собой, а что — нет.

Если вы слишком закрыты, то становитесь непонятны для окружающих. Из-за этого одни станут к вам относиться излишне подозрительно, другие начнут «прощупывать» с помощью острых замечаний.

Вы станете встречаться с критикой гораздо реже, если научитесь быть понятным для других людей.

Это не означает, что вы обязаны позволять себя читать как открытую книгу, рассказывать все свои тайны — такая степень прозрачности никому не нужна.

В действительности ни один человек не может быть полностью открытым и простым. Но именно этого хотят люди — те, которые знакомятся с вами, вступают в диалог, получают какие-то впечатления от общения.

Одна из методик установления психологического контакта заключается в том, чтобы дать окружающим понять о своей будущей реакции. Люди вокруг вас хотят быстро получить ответы на вопросы:

  • Опасный вы человек или нет?
  • Приятный или нет?
  • Что от вас можно получить?
  • Чем вы можете быть полезны?

Люди сканируют вашу внешность, ваше поведение и пытаются в минимальный срок составить правильное мнение.

Если информации, которую вы готовы дать, недостаточно, психологические механизмы установления контакта притормаживаются и окружающие:

  • Додумывают недополученные сведения.
  • Начинают провоцировать, чтобы вы раскрылись, побольше рассказали о себе (и частью такой провокации может быть любая необоснованная критика).

Если вы научитесь рассказывать людям о своих интересах и эмоциях, то позволите им активнее проявлять свое дружелюбие — естественно, если они этого захотят.

Задайте себе вопрос: что улучшает ваше настроение? Дайте на него десять разных ответов — буквальных, конкретных.

В этом списке может оказаться кружка горячего кофе, запах ванили, вовремя сказанный комплимент ит. д.

После того как вы определитесь с ответами, начинайте ненавязчиво сообщать миру о своих личных поводах для радости.

Чтобы установить психологический контакт в процессе общения, постарайтесь не связывать свое сообщение с конкретными действиями другого человека, от которого вам что-то нужно.

Для начала научитесь просто быть более понятным для окружающих. Вы можете сказать между делом:

  • Желтый цвет всегда вызывает у меня чувство счастья, радостные эмоции.
  • Никогда не любила вкус горечи, и вдруг поняла, что в некоторых случаях она очень уместна. По крайней мере, горький шоколад мне нравится гораздо больше молочного.
  • Когда при мне повышают голос, я теряюсь и впадаю в ступор. Если кто-то хочет от меня добиться быстрой реакции, ему лучше всего говорить немного тише, спокойнее.

Сообщая другим людям о своих особенностях, вы словно даете им инструкцию по грамотному обращению с собой. Вы показываете, что именно для вас хорошо и что именно для вас плохо.

Начинайте тренировать свое умение рассказывать окружающим о себе, о своих эмоциях и чувствах.

А это, в свою очередь, скажется на вашем поведении, образе мыслей, умении выстраивать коммуникации. И вы достаточно быстро заметите, что критиковать вас станут гораздо меньше и реже.

Заключение

Таким образом, процесс делового общения, так же, как и межличностного, осуществляется на основе психологического контакта, и результат деловых переговоров во многом определяется эффективностью психологического контакта.

Руководитель во многих случаях выступает инициатором делового общения, от результатов которого нередко зависит дальнейшее развитие профессиональной деятельности, имидж и уровень материального обеспечения организации

Поэтому именно руководителю особенно важно научиться активно управлять процессом установления психологического контакта с учетом известных психологических закономерностей

Предложенные в данной работе методы установления психологического контакта при подготовке и ведении деловых переговоров раскрывают возможность практического использования знаний о механизмах психической регуляции поведения в межличностном и деловом взаимодействии. Применяя изложенные рекомендации, можно достичь максимальной эффективности делового общения и решения в процессе управленческой деятельности задач, связанных с деловым партнерством.

Действуя психологически обоснованно, осознанной и целенаправленно выбирая наиболее эффективные методы установления психологического контакта, руководитель получает возможность достигать намеченных целей организации, средства осуществления которых связаны деловым общением, с большей легкостью, с большим психологическим комфортом и с большей вероятностью успеха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector