Тест самооценки психических состояний айзенка
Содержание:
Работы
Во время Второй мировой войны доктор Айзенк работал в госпитале по реабилитации солдат, получивших психические отклонения на войне. Там он не только помогал пациентам, но и проводил над ними эксперименты, задавая множество вопросов относительно их внутренних переживаний. После войны Ганс основал кафедру психологии в Лондонском институте психиатрии. Именно она стала его постоянным местом работы вплоть до самой смерти.
Отнюдь не всем нравился необычный доктор психологии, некоторые из его работ вызывали откровенную неприязнь у людей. Конечно, тест на интеллект, методика диагностики самооценки психических состояний по Айзенку или его знаменитый тест на темперамент приобрели всемирную популярность. Каждому хочется узнать о себе больше или удостовериться в том, что уж его-то интеллект выше, чем у других.
Но не все исследования Ганса Айзенка пришлись по душе публике. Некоторые из его трудов носили откровенно расистский характер. Например, работа, в которой учёный написал, что уровень интеллекта определяется генами, и чернокожие люди в среднем на 15 пунктов ниже белого человека. Многие науки вроде евгеники или астрологии, популярные в Третьем Рейхе, влекли психолога. Идея создания сверхчеловека также была близка Айзенку, что отчётливо ощущается в его книгах.
Неоднократно Ганс подвергался жёсткой критике и нападкам леворадикальных организаций. Несмотря на это, он спокойно продолжал свою работу, совершенно не обращая внимания на недоброжелателей. Многие его работы, такие как методика Айзенка на темперамент, заслужили небывалую популярность и принесли всемирную славу своему создателю. Умер великий психолог в 1997 году, опубликовав огромное количество работ, используемых в психологии и по сей день. Неоднозначная репутация Ганса Айзенка не в силах затмить его весомые достижения в области психологии.
Стоит ли верить тестам?
Ганс Айзенк создал много замечательных тестов, повсеместно используемых в нашем обществе. Однако не стоит полностью полагаться на них, ведь сознание человека — дремучий лес. Учёные лишь слегка рассмотрели его поверхность, но глубины разума до сих пор остаются загадкой.
Несмотря на это, тесты Айзенка способны выявить наиболее серьёзные нарушения в эмоциональном или интеллектуальном развитии. Например, человек, набравший менее 80 баллов в тесте IQ, однозначно имеет проблемы с умственным развитием.
Результаты по методике Айзенка могут также вовремя сообщить о серьёзных нарушениях в работе психики. Таким образом, незначительные дефекты или проблемы, спрятанные глубоко в подсознании, едва ли откроются вам при помощи тестов Айзенка, но если отвечать на вопросы честно, то информация, полученная в результате, безусловно, заставит задуматься. Каждая методика Айзенка — результат упорного труда и многочисленных исследований. На создание некоторых тестов Ганса вдохновили труды античных мыслителей. Также огромное значение в работах этого замечательного учёного имеют исследования И. П. Павлова, который тоже внёс неоценимый вклад в науку.
Отклонение от нормы
Айзенк ставит еще одну проблему: нарастание психических заболеваний в обществе в геометрической прогрессии. И решает ли психотерапия в таком случае свои задачи? После проведенных исследований оказалось, что 2/3 пациентов-невротиков выздоравливают как после курса психотерапии, так и находясь в психиатрических стационарах (проходя медикаментозное лечение). Говорит ли это в пользу психотерапии? Нет. Хотя и недооценивать ее тоже не стоит.
В этой части работы особенно интересна критика психоанализа Айзенком. Нет, он не склонен полностью отказываться от достижений З. Фрейда – все-таки открытие сферы бессознательного, работа с детскими травмами, защитными механизмами, подавленными желаниями – все это имеет рациональное зерно и оказало большое влияние на развитие психологии как науки. «Мне бы не хотелось, чтобы читатель подумал, будто я являюсь ярым противником психоанализа во всех его проявлениях. Как и многие другие психологи, я ценю тот свежий глоток воздуха, который Фрейд вдохнул в затхлую, сухую атмосферу академической психологии XIX века. Гениальность его ума открыла нам двери в новый мир, а его необычная проницательность подарила множество интересных теорий и гипотез, над которыми ещё долго будут размышлять исследователи. Безусловно, многие идеи Фрейда являются важными, но это вовсе не значит, что мы должны соглашаться с ним во всём и воспринимать его теорию как некое откровение свыше» . Психоанализ как раз и занимался первоначально отклонениями от нормы – Фрейд исследовал, в первую очередь, невротических пациентов.
Однако он считал, что корень пессимистичности личности – в том, что произошло слишком раннее отлучение от груди. Как показывает Айзенк, корреляция есть, но можно предположить, что у депрессивной матери рождаются депрессивные дети, и такие матери рано отлучают детей от груди. Что превалирует: наследственность либо окружающая среда – остается открытым вопросом.
В чем же, по Айзенку, недостатки психоанализа?
- Ненаучный подход. «Психоанализ пытается, скорее, понять, чем объяснить, а значит, он не является научным и к нему следует подходить с позиций веры, а не с позиций доказательств и научного обоснования» .
- Уровень аргументации. «Доказательства – в основном, клинические, а не экспериментальные» . И если в клинических случаях какие-то проявления закономерны, носит ли это характер типизации? И справедливо ли для нормальных индивидов, без патологий? При этом аргументация не имеет системного характера, что тоже важный недостаток. Отсутствие контрольной группы влечет за собой субъективность выводов, нередко в угоду терапевту.
- Сильная эмоциональная связь клиента и терапевта. Это приводит к неизбежным искажениям и привносит много субъективного.
- Размытость гипотез Фрейда. А потому – их неуязвимость перед критикой. «Психоаналитики слишком обобщают свои заключения» .
- Претензия на универсальность. «Психоаналитики применяют свои принципы к социальным явлениям в целом, хотя факт их применимости в данном случае не доказан» .
- Искусственность аргументов. «Психоаналитики подстраивают факты под свои аргументы» .
Вывод Айзенка: «Вместо экспериментально проверенных выводов из чётко сформулированных гипотез мы обнаруживаем всего лишь анекдотичные свидетельства, собранные довольно случайным образом из индивидуальных историй болезни. Этот недостаток достоверных доказательств часто скрывается от читателя превосходными писательскими способностями Фрейда, за что в Германии ему заслуженно была присуждена премия Гёте за достижения в области литературы. Однако в науке убеждение не должно подменять доказательств, и нам следует более тщательно исследовать доказательные попытки Фрейда, прежде чем сделать вывод о достоверности его гипотез» .
Ключи к тесту
Ориентируясь по ключу к тесту подсчитывайте результаты баллов там, где стоит знак «Х» в обратном порядке: вместо 1, 2, 3, 4 считайте соответственно 4, 3, 2, 1. По каждому из трех параметров минимальное количество баллов составляет 10 единиц, максимальное количество баллов составляет 40 единиц, так как на каждое состояние — самочувствие, активность, настроение — приходится по 10 оценок.
Для получения окончательных результатов теста самооценки психического состояния необходимо применить коэффициент Кх2, что дает возможность получить градации по четырем состояниям: 20 – 34, 35 – 49, 50 – 64, 65 – 80.
Параметры | № оценок |
Самочувствие | 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26 |
Общая активность | 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28 |
Настроение | 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30 |
Анализ теста и интерпретация результатов:
Условно данные показатели могут быть отнесены к ситуативным проявлениям соответственно: в интервале от 20 до 34 единиц к меланхолии, в интервале от 35 до 49 единиц к флегматии, в интервале от 50 до 64 единиц к сангвинии и в интервале от 65 до 80 единиц к холерии.
Нахождение количественного выражения уровня самооценки по Будасси
Самооценка подлежит измерению. Для этого разработана методика Будасси. Основа — способ ранжирования, при котором предлагается 48 слов о свойствах личности. Используя лист самооценки, испытуемый выбирает 20 для характеристики идеального человека (эталона). Могут быть выбраны плохие качества: эгоизм, грубость. Далее методика Будасси предполагает построение эталонного ряда в протоколе (он же — лист самооценки). Сначала располагают важные и хорошие свойства, а в конце — плохие и нежелательные.
Также необходимо построить ряд из свойств, которые присущи испытуемому. Наиболее ярко выраженной его характеристике присваивают 20-ый ранг, а наименее — 1-ый. Лист самооценки (протокол), включающий идеальное и реальное «Я», обрабатывается с целью выявления связи между ними. Применяется коэффициент ранговой корреляции. Сначала определяют разность двух рядов по каждой черте характера. Полученные числа возводят в квадрат, суммируются. Значение суммы записывается в формулу r = l — 0,00075 x Σ d2.
Число r — коэффициент со значением от -1 до + 1, характеризующий самооценку.
- Если он от — 0,37 до + 0,37, между реальностью и идеалом слабая связь, что указывает на нечеткое представление о реальном и эталонном «Я».
- При коэффициенте до +1 проявляется адекватная оценка себя.
- При + 0,39 и до + 0,89 самооценка завышена.
- После + 0,9 завышение чрезмерное.
- От — 0,38 до — 1 заниженная самооценка.
Учеба
Образование получил в европейских частных школах. Часто любивший демонстрировать свое превосходство знаний над учителями, окончившими военные университеты, он превосходил многих еще и в физическом плане. Так, после высказанного им неодобрения фашизма и Гитлера в частности, коллектив школы избил его чуть ли не всем составом. Впрочем, его ответ обидчикам тоже не заставил себя ждать. Учителя с трудом замяли скандал, грозивший превратиться в побоище.
После окончания средней школы его приняли в Берлинской университет, на факультет философии. Однако же, там ему упорно намекали на необходимость вступить в СС, так что мать с отчимом (еврейским режиссером) решили, что лучше будет покинуть страну. В Дижонском университете, что во Франции, изучал историю и литературу, а на следующий год уже поступил в Лондонский университет, в Англии. Там Айзенк попросился на факультет физики, но после курса истории и философии его могли принять только на психологию. Согласиться-то он согласился, но и поскандалил при этом изрядно.
Больше благодаря умению разговаривать на любую тему и самоуверенности, чем действительным знаниям, окончил университет с отличием и получил красный диплом. Профессора окрестили его «надеждой будущей науки» и дали хорошие рекомендации, а несколько частных колледжей даже пригласили выступить с лекциями.
Где можно пройти тесты Айзенка?
В интернете создано огромное количество сайтов, на которых можно прочесть всё о тестах, и даже пройти их онлайн. Во Всемирной паутине представлена каждая методика Айзенка, описание, вопросы и способы подсчёта баллов — всё это предлагают многочисленные сайты, посвящённые психологии. Всевозможные социальные центры и психологи тоже готовы провести «живое» тестирование. Однако оно, скорее всего, будет стоить денег.
Другое дело — тестирование онлайн. Тут вам предоставят удобный интерфейс для прохождения всей процедуры и подробно объяснят, что к чему.
Конечно, проходить или нет тесты Айзенка — личное дело каждого, кроме тех случаев, когда этого требует работодатель. Но если у вас есть немножко свободного времени, то вместо того, чтобы потратить его на развлечения и вредные привычки, вы можете получше узнать свой характер, оценить сильные или слабые стороны собственной личности. Это поможет выработать наиболее эффективную жизненную стратегию, использовать свои сильные стороны и прикрывать уязвимые места.
Каждая методика Айзенка — плод его многолетнего труда. Этот необычный учёный верил, что разум человека поддаётся измерению. Вся его жизнь была пронизана этой непоколебимой верой в безграничные возможности психологии, и это дало свои плоды. Целых 84 книги было написано Гансом Айзенком, его работы вдохновляют пылких исследователей современности, а тесты психолога используются по всему земному шару и прекрасно себя зарекомендовали. Не упускайте возможность прикоснуться к своему внутреннему миру, пройдите тесты Айзенка, и, быть может, это навсегда изменит вашу жизнь.
Интеллектуальные различия
Публичная репутация Айзенка в последнее время была омрачена его популярными работами по разведке — хотя он и пришел к этому поздно в качестве темы исследования — потому что эти размышления затрагивали некоторые чувствительные области общественного интереса. В конце 1960-х годов, когда его четверо детей от второго брака начинали среднее образование, британское правительство предвидело масштабные реформы, направленные на выравнивание трехсторонней структуры средней школы. Айзенк быстро назвал себя врагом этих реформ и далее утверждал, что компенсационные меры, такие как увеличение денег на объекты и заработная плата учителей в более бедных регионах страны, будут неэффективными или даже контрпродуктивными для тех, на кого они нацелены. Он поднял свой профиль еще больше с его книгой 1971 года, поддерживающей утверждение Артура Дженсена, что черно-белые различия в показателях IQ были частично наследственными. В то время как многие его сверстники плохо воспринимали «Расу, интеллект и образование», яростные протесты групп показали, что Айзенк превратился в символ свободы научного выражения.
Тем не менее, публичного преследования, которому он подвергся, было достаточно, чтобы гарантировать, что он в значительной степени избежал обсуждения проблемы гонки.
Скандал с Кириллом Бёртом в середине 1970-х, в котором Бёрта обвинили в производстве данных, показывающих, что интеллект унаследован, вернул Айзенка в дебаты о природе и воспитании. В конце концов он неохотно дистанцировался от сомнительных практик своего старого наставника, но не от своих общих идей. Айзенк мог бы еще раз повторить свое утверждение о том, что интеллектуальные различия были на 80 процентов наследуемыми — оценка высокого уровня в этой области — наиболее заметно отстаивая эту позицию в противостоянии 1981 года с Леоном Камином, соавтором книги «Спор об интеллекте». На последнем этапе своей карьеры после ухода на пенсию Айзенк также сыграл ключевую роль в попытках повысить интеллект с помощью витаминов. В некотором роде он даже предположил, что факторы питания могут быть причиной расовых различий.
Исследования Айзенка по разведке начались только в конце 1970-х годов, когда Айзенк также играл ведущую роль в определении концепций и проведении дебатов. На протяжении всей своей карьеры он оставался приверженцем концепции общего интеллекта, или g, созданной его интеллектуальным предком Чарльзом Спирманом. Верный своему взгляду на Лондонскую школу, Айзенк сосредоточился на индивидуальных различиях, а не на компонентах интеллекта. Он попытался избежать цикличности психометрических определений интеллекта, не ограничиваясь тестами IQ, чтобы исследовать взаимосвязь между интеллектуальными различиями и функционированием центральной нервной системы.
В начале 1980-х Айзенк призвал психологов еще раз взглянуть на утверждение Фрэнсиса Гальтона (1822–1911) о том, что скорость обработки является важным фактором интеллектуальных различий. Айзенк проинформировал о том, что время реакции и электроэнцефалограмма (ЭЭГ) измеряют активность мозга как большие перспективы. Однако собственное исследование ЭЭГа, проведенное Айзенком в начале 1990-х годов, оказалось крайне разочаровывающим, и биологическая основа интеллекта оставалась в стадии разработки. Скорость была важным, но не решающим фактором, и Айзенк предположил, что это побочный продукт более эффективной, безошибочной нейронной передачи.