Причины и признаки низкой самооценки

Способы коррекции

Повышенная самооценка требует обязательной корректировки, так как она негативно сказывается на состоянии здоровья из-за развития депрессии в случае неудачи. Сложность диагностирования недуга заключается в том, что сам человек, чересчур переоценивающий свой потенциал, не замечает этого. К мнению окружающих он не прислушивается, поэтому вряд ли он добровольно отправится на приём к психотерапевту или другому специалисту, который поможет избавиться от данного порока.

Коррекция зависит от конкретного случая. Высокомерной личности нужно принять свои отрицательные черты характера. Необходимо самокритично относиться к своим поступкам. Сформировать здоровую самооценку позволяет анализ собственного поведения при неудачах без сваливания вины на окружающих. Умейте взять на себя ответственность. Не обвиняйте других в ваших неудачах.

Прислушивайтесь к критическим высказываниям в ваш адрес. Эти фразы не должны вызывать у вас агрессии. Не допускайте ссор. К критике относитесь сдержанно. Делайте выводы из критических замечаний.

Для преодоления неадекватной оценки себя и посторонних людей необходимо признать уникальность каждой отдельно взятой личности, которая имеет право на своё мнение. Научитесь признавать чужую точку зрения

Надо принимать суждения и оценки других людей, учитывать их желания и чувства, осознавать важность их существования. Во время разговора приучайте себя выслушивать собеседника до конца и проявлять уважение к его высказыванию

Принимайте спокойно свои и чужие недостатки. Не стоит входить в депрессивное состояние из-за невозможности достичь желаемого результата. Проанализируйте ситуацию, поищите причины, подумайте, как можно устранить препятствия, возникшие на пути к реализации цели. Перед началом рискованного проекта оцените все возможные варианты исхода данного мероприятия. Если нет уверенности в его успешной реализации, то лучше откажитесь от этой затеи. При планировании ставьте перед собой высокие, но достижимые цели.

Надо бороться с выпячиванием напоказ своих достоинств. Попробуйте мысленно сравнить себя с человеком, который добился большого успеха в жизни. Не зацикливайтесь на своих достижениях, научитесь слышать попутчиков, проявлять к ним сочувствие. Понизить самооценку можно посредством самосовершенствования. Надо относится к себе с небольшой долей самокритики. Научитесь отличать искреннюю похвалу от лести.

Избыточная похвала приводит к противоположному результату. У малыша формируется неадекватная самооценка, которая негативно отражается на социализации и его психическом здоровье. Нередко родители хвалят малыша за любую мелочь. Нередко малыш обнаруживает, что его успехи не настолько гениальны, как ему казалось раньше. Возникшие переживания приводят к внутриличностному конфликту и психологическому травмированию.

Надо одобрять и поощрять достигнутые с помощью детского труда успехи, сотворённые собственными руками вещи

Очень важно хвалить ребёнка и поддерживать его, но не следует перехваливать. Психологи не рекомендуют восторгаться его внешней красотой, одеждой и игрушками

Желание понравиться окружающим тоже не подлежит одобрению. Следует научить ребёнка дисциплине. Надо перестать жёстко контролировать маленького человечка, а лучше побольше проявлять родительскую любовь и дать ему ощущение защищённости. Научите его уважать мнение друзей. Не выделяйте малыша среди других детей, всегда указывайте на его ошибки, ответственность за которые он должен нести сам.

Надо донести до ребёнка, что при неудачах не стоит впадать в отчаяние. Любой промах должен служить уроком на будущее, стимулом для совершенствования себя. Пусть ваше чадо ставит перед собой реальные цели и поэтапно добивается их.

Воспитание (пример родителей)

Дети с рождения чутко реагируют на эмоциональное состояние родителей. Если мама расстроена, плачет, то ей долго не удастся усыпить на руках свою трехмесячную дочь – та тоже будет плакать.

Взрослые воспитывают малышей, защищая их от всевозможных опасностей. Они не дают ребенку свободы, личного пространства, чрезмерно опекают их. Это нагнетает обстановку в доме, развивает страх ребенка перед окружающим миром.

«Не бери – уколешься!», «Не ходи – упадешь!», «Не пей – обожжешься!» и так далее до бесконечности. Ребенок чувствует свою беспомощность, никчемность, неумелость. Он понимает, что полностью зависим от мамы и папы. Его самостоятельность блокируется родителями еще в зародыше. В раннем возрасте нарушается восприятие ребенком своих возможностей, умаление его способностей.

Заниженная самооценка родителей – негативный пример для ребенка. Если он видит, что мама позволяет оскорблять себя или папа не может заступиться за него перед дворовой шпаной, он со временем поймет, что родители не уважали себя. Позже он спроецирует их поведение на свою жизнь. Но уже в детстве появляются первые тревожные звоночки пониженной самооценки у детей.

Выявить признаки комплекса неполноценности у ребенка помогут тесты на самооценку. Выполнение несложных заданий не вызовет трудностей у малыша. Диагностика позволит исправить самооценку в раннем возрасте.

Поднятие самооценки

Так устроена человеческая природа, что каждый индивид против своей воли подвергает сравнению собственную личность с другими. При этом критерии для такого сравнения могут быть самыми различными, начиная от уровня дохода и заканчивая душевным равновесием.

Адекватная самооценка личности может возникнуть у индивидов, умеющих относиться рационально к себе. Они отдают себе отчет в том, что всегда быть лучше других просто невозможно, поэтому и не стремятся к этому, вследствие чего они ограждены от разочарований из-за рухнувших надежд. Индивиды с нормальным уровнем самооценки общаются с окружающими с позиции «на равных», без ненужного заискивания или заносчивости. Однако таких людей встречается мало. По данным исследований более 80% современников обладает заниженной самооценкой. Такие индивиды уверены, что во всем хуже окружающих. Для индивидов с низкой самооценкой свойственна постоянная самокритичность, чрезмерное эмоциональное напряжение, постоянно присутствующее чувство вины и стремление всем нравиться, постоянные жалобы на собственную жизнь, грустная мимика и сутулая осанка.

Поднятие самооценки считается довольно эффективным методом успешности в межличностных отношениях профессиональной и социальной сфер. Ведь довольный собой и радующийся жизни субъект гораздо привлекательнее вечно жалующегося нытика, активно старающегося угождать и поддакивать. Однако нужно понимать, что повышением самооценки не происходит за одно мгновение. Ниже предложено несколько советов, способствующих нормализации уровня самооценивания.

Нужно запомнить одно самое главное правило, никогда и ни при каких обстоятельствах не следует себя подвергать сравнению с другими лицами. Ведь всегда в окружении найдутся субъекты, которые в каких-то аспектах будут хуже или лучше других. Нужно учитывать, что каждая личность индивидуальна и обладает только ей присущим набором качеств и характеристик. Постоянное сравнение способно только загнать индивида в глухой угол, что неизменно приведет к потере уверенности. Следует найти в себе достоинства, положительные черты, склонности и использовать их адекватно ситуации.

Для поднятия самооценки важно уметь ставить перед собой цели, задачи и реализовывать их. Поэтому следует написать перечень целей и качеств со знаком плюс, способствующих достижению таких целей

Одновременно с этим, необходимо написать перечень качеств, препятствующих достижению целей. Это даст понять индивиду, что все неудачи являются результатом его действий, поступков, а сама личность на это не влияет.

Следующим шагом на пути повышения самооценки является прекращение поисков недостатков в себе. Ведь ошибки – это не трагедия, а всего лишь приобретение опыта обучения на своих ошибках.

Комплименты окружающих следует воспринимать с благодарностью. Поэтому нужно отвечать «спасибо», вместо «не стоит». Такой ответ способствует восприятию психологией индивида положительной оценки собственной личности, и в дальнейшем она становится ее неизменным атрибутом.

Следующий совет заключается в смене окружения. Ведь оно оказывает ключевое влияние на уровень самооценки. Люди, позитивного склада характера, способны конструктивно и адекватно оценивать поведение, способности других, что может помочь повысить уверенность. Такие люди должны превалировать в окружении. Поэтому нужно постоянно стараться расширять круг коммуникативного взаимодействия, знакомясь с новыми людьми.

Индивиды с адекватным уровнем самооценки живут, руководствуясь собственными желаниями, мечтами и целями. Невозможно иметь нормальную самооценку, если постоянно делать то, что ожидают другие.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Причины пониженной самооценки

На уровень самооценки у мужчин большое влияние оказывает признание в обществе или карьерный рост. Недостатки во внешности – главная причина понижения самооценки у женщин. Недостаток родительской любви и заботы, недопонимание сверстников и недооценка учителей для ребенка звучат как команда: «Самооценку снизь!»

По разным причинам у человека формируется невысокая самооценка, психология называет 4 основные предпосылки ее недоразвития:

  1. Специфика семейного воспитания (самооценка ребенка сильно зависит от отношения к нему взрослых членов семьи).

Важно! Сравнение ребенка с другими детьми порождает в нем неуверенность в себе, это первая ступень низкой самооценки. В подростковом возрасте такое сравнение может нанести непоправимый вред психике молодого человека

  1. Провалы и поражения в детском возрасте наносят большой урон самооценке ребенка или подростка, особенно если взрослые не помогли ему научиться справляться с такими ситуациями без ущерба для психики.
  2. Неподходящий круг общения. Человек зависим от социума, в обществе пассивных и безынициативных людей становится таким же.
  3. Особенности внешнего вида и состояния здоровья. Нетривиальная внешность и ограниченные возможности часто вызывают негативную реакцию у окружающих людей, которые в прямолинейной и жестокой форме высказывают свое суждение.

Проблемы со здоровьем и внешние дефекты

Самооценка часто понижается еще в детстве, если имеются врожденные заболевания или дефекты внешности. Если даже родители с ребенком ведут себя корректно и правильно, то на него все равно может оказать негативное влияние социальное окружение. Причем самое большое значение имеет мнение сверстников. Типичным примером являются дети с излишним весом, за которыми еще с детского сада закрепляются обидные прозвища. В таких случаях низкая самооценка точно обеспечена, если вовремя не предпринять меры. Необходимо адекватно оценить проблему и постараться избавиться от имеющихся недостатков. Если это невозможно по ряду причин, то придется развивать другие качества, которые сделают человека более развитым, уверенным в себе и харизматичным.

Например, что же делать, если ребенок комплексует из-за лишнего веса или непривлекательной внешности? При грамотном подходе к развитию его талантов и способностей можно превратить недостаток в преимущество. Возможно, стоит попробовать себя в спорте (тяжелой атлетике, боксе или борьбе). При специфичной внешности есть шансы стать востребованным артистом или актером с характерным только для него типажом.

Существует множество историй, когда люди с существенными физическими недостатками создавали счастливые семьи и добивались всемирного признания. В качестве яркого примера можно привести Ника Вуйчича. Он родился без ног и рук и, конечно, очень сильно комплексовал и даже хотел совершить суицид. Но в итоге его жизнь удалась – он стал всемирно известным мотивационным оратором, писателем, меценатом, певцом. Ник даже сумел создать семью – у него есть жена и дети.

Как видно, жизнь не заканчивается на низкой самооценке. В психологии есть множество приемов, которые помогают почувствовать себе увереннее. Далее будут рассмотрены самые эффективные и надежные способы.

Как определить, что самооценка понижена

У человека с заниженным восприятием себя нет веры в то, что проблемы решаемы. Ему трудно идти на контакт с людьми из-за страха осуждения. Реакция окружающих взаимна, что только усугубляет положение

Чтобы избежать проблем с психикой, важно своевременно определить симптомы заниженной самооценки. К ним причисляются:

  • отсутствие удовлетворенности;
  • неуверенность;
  • недоверие мужу или жене вплоть до неоправданной ревности;
  • зависть к успехам окружающих;
  • самоедство;
  • неадекватная реакция на критику;
  • страх ошибиться и брать ответственность;
  • раболепие перед сильными людьми;
  • негативизм;
  • неумение отказывать;
  • нескончаемый поиск оправданий;
  • жизнь в мечтах.

У индивида с заниженной самооценкой, когда появляется проблема, возникает желание скрыться, в надежде, что все решится без его участия. Но это лишь усугубит ситуацию. Это относится не только к отношениям с людьми, но и к материальным проблемам. Недостаток финансов, жизнь от зарплаты до зарплаты, долговая яма – тоже признаки неправильного самовосприятия.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:

  • несправедливые или чрезмерные наказания;
  • необоснованная и слишком частая похвала;
  • постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
  • положение «царька» в семье или любимчика в школе;
  • подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.

Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.

Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно

Личностные факторы

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.

Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
  • Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Уровни самооценки

Уровни самооценки в психологии: некоторые психологи склонны делить неадекватную самооценку не на две категории, а на четыре.

1. Заниженная.

2. Неустойчивая заниженная.

3. Завышенная.

4. Завышенная неустойчивая.

Структура самооценки в психологии состоит из двух частей – внешней и внутренней. Человек строит восприятие себя, опираясь на мнение окружающих, отражение в социуме и восприятие себя как личности изнутри. На стыке этих направлений и находится самооценка.

1. Низкая самооценка

Низкая самооценка — это совокупность таких качеств как:

️ нерешительность, пугливость, чрезмерная осторожность;

️ зависимость от чужого мнения, маниакальная потребность в поддержке со стороны;

️ стремление снять вину с себя, переложив ответственность на кого-то другого;

️ инфантильность;

️ «детское» стремление оправдываться (я не знал, я не думал, что так получится);

️ комплекс неполноценности;

️ болезненное самолюбие, ранимость;

️ мстительность, мелочность, перфекционизм;

️ обидчивость, неуживчивость;

️ комплекс неполноценности.

Причины низкой самооценки кроются в неправильном воспитании и психологическом давлении со стороны более сильных личностей, а также в жизненных обстоятельствах. Люди со слабой стрессоустойчивостью «ломаются» под грузом проблем. Формируется как в детском, так и во взрослом возрасте. Человек с низкой самооценкой страдает от комплекса неполноценности и неудовлетворённости собой.

Что делать с низкой самооценкой? Повышать по мере возможности. Однако проблема многих людей в том, что им на самом деле комфортно находиться в скорлупе неадекватной оценки себя и подсознательно они не стремятся что-то изменить, довольствуясь ролью жертвы.

2. Заниженная самооценка

Что такое заниженная самооценка в обычной жизни: страдания по пустякам, придумывание несуществующих проблем и повышенное внимание к собственным недостаткам. Заниженная самооценка — это добровольный уход в тень других людей, постоянные сомнения и беспокойство. Чревато возникновением неврозов

Причины заниженной самооценки – искажённое восприятие себя, принижение своей значимости, обесценивание способностей и талантов, неуверенность в силах, ощущение страха и беспокойства.

3. Нормальная самооценка

Нормальная самооценка — это адекватное восприятие своих возможностей на всех уровнях, включая внешность и профессиональные качества. Адекватное восприятие наделяет человека уверенностью в своих силах. Личность, обладающая нормальной самооценкой, способна брать ответственность за поступки, и предвидеть результаты своих действий.

Нормальная самооценка, характеристика человека:

️ Адекватен;

️ разумен;

️ самокритичен;

️ самодостаточен.

4. Высокая самооценка

Что значит высокая самооценка? Ответ зависит от её степени. Если она немного превышает адекватный уровень, то для человека это скорее плюс, а та, что вышла за границы адекватности – уже минус. Высокая самооценка — это совокупность представлений о себе в превосходной степени, несоответствующая реальности.

Очень высокая самооценка сопровождается:

️ Заносчивостью;

️ переоценённой собственной значимостью;

️ приписыванием себе несуществующих достоинств и умений;

️ неприятием чужого мнения, раздражительностью;

️ ощущением превосходства;

️ комплексом бога;

️ желанием поучать;

️ подчёркнутой независимостью;

️ перекладыванием вины на других;

️ подменой понятий (упрямство-упорство, наглость-решительность, беспардонность-прямота);

️ демонстративным поведением;

️ эгоизмом и эгоцентризмом;

️ пренебрежением окружающими.

Показатели высокой самооценки по шкале от одного до девяти начинаются с шести. Более высокий показатель говорит об искажённом восприятии себя. В этом случае понятие «высокая самооценка» приобретает отрицательную окраску и переходит в степень неадекватной.

Чувство вины

Деструктивную эмоциональную реакцию человека на самообвинение психологи называют чувством вины. Чувство вины появляется, когда поведение индивида отличается от ожиданий, основанных на обязанностях. Пример: мужчина верен супруге на протяжении 25 лет, но неожиданно влюбляется в новую знакомую. Он знает, что не должен так поступать, что этим поступком обижает жену, но все равно изменяет ей, испытывая при этом чувство вины.

Что человек должен делать, навязано ему извне в детстве родителями или определено им на основе собственного опыта. Мы чувствуем себя виноватыми, когда нарушаем навязанные обязанности.

Родительская любовь должна быть безусловной. Но родители, для собственного удобства, неосознанно формируют у малыша неверное представление о любви: «Если ты съешь суп, мама тебя поцелует» или «Если ты не будешь шуметь, папа купит тебе мороженое». Ребенок делает вывод: «Мама и папа будут меня любить, если я буду их слушаться». Когда он станет взрослым, он будет пытаться угодить окружающим, чтобы его полюбили. Заниженная самооценка ему гарантирована.

Признаки низкой самооценки

Безусловно все мы уникальны. Однако в поведении у людей с низким уровнем самооценки наблюдаются такие общие особенности:

  1. Нерешительность. Чаще всего проявляется в форме невозможности сделать выбор. Возникает страх возможных последствий, если выбор окажется неудачным;
  2. Избегание похвалы. Более того, человек еще и приведет несколько аргументов в пользу того, что он совершенно не заслуживает поощрения;
  3. Высокий уровень наблюдательности. Такие люди тщательно отслеживают реакции окружающих людей на их действия. Подсознательно таким способом они ищут доказательства того, что другие люди их не принимают;

К «симптомам» относят и тот факт, что неуверенные в себе люди быстро сдаются и редко отстаивают свою позицию.

Еще один вариант: одновременно завышенная и заниженная самооценка.

Такое явление чаще всего возникает у людей достигших успеха в одной сфере, и неудачливых в других. Тогда весь потенциал реализуется в одном направлении. Но от этого разочарование из-за того, что в других сферах ничего не получается только усиливается.

Стоит сказать и про особенности проявления низкой самооценки у женщин, мужчин и детей.

У женщин низкая самооценка чаще всего касается поиска и выбора партнера.

У мужчин — трудности встречаются в профессиональном развитии.

Что касается детей, то сложности могут возникнуть в процессе социализации. Дети просто не верят, что кто-то может дружить с ними просто так. Поэтому во всем начинают искать подвох и несознательно отстраняются от сверстников.

В этом случае первое, что нужно сделать родителям ребенка, это выяснить, почему так происходит и если самостоятельно с причиной ничего сделать не получается, то лучше обратиться к детскому психологу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector