Методика м.рокича «ценностные ориентации»

Список № 2

Но это ещё не всё, что включает в себя методика Рокича. Обработка результатов выполняется психологом только после того, как человек разберется с каждым списком. И вот что включает в себя второй, инструментальный:

  • Аккуратность.
  • Воспитанность.
  • Умение радоваться жизни.
  • Высокие требования к людям и к миру.
  • Исполнительность.
  • Независимость.
  • Неумение принимать недостатки (как в себе, так и в остальных).
  • Интеллектуальность и образованность.
  • Ответственность.
  • Рационализм.
  • Самоконтроль.
  • Смелость, храбрость.
  • Твёрдая воля.
  • Умение проявлять терпимость.
  • Широкие взгляды, отсутствие «рамок».
  • Честность.
  • Трудолюбие и продуктивность.
  • Заботливость, чуткость.

Как можно видеть, списки отличаются принципиально. Как минимум тем, что во второй список включены понятия, относящиеся к личностным качествам, которые нередко играют роль в процессе достижения того, что перечислялось в первом.


Смотреть галерею

Первая часть опросника

Инструкция:

Спросите себя: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в Моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?» Ваша задача: оценить, насколько важна для Вас каждая ценность в качестве руководящего принципа в Вашей жизни.

Шкала для оценки:

  • 7 — исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни ценность (обычно таких ценностей бывает одна-две);
  • 6 — очень важная;
  • 5 — достаточно важная;
  • 4 — важная;
  • 3 — не очень важная;
  • 2 — мало важная;
  • 1 — не важная;
  • 0 — совершенно безразличная;
  • -1 — это противоположно принципам, которым Вы следуете.

До того, как Вы начнете, прочитайте список из 30 ценностей и выберите одну, которая наиболее важна для Вас, и оцените ее важность «7». Далее, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее -1, 0 или 1, согласно ее важности

Затем оцените оставшиеся ценности (от -1 до 7).

Тестовый материал — Список ценностей I:

1    РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

2    ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)

3    СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)

4    УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

5    СВОБОДА (свобода мыслей и действий)

6    ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)

7    ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что другие заботятся обо мне)

8    СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)

9    ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)

10    СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)

11    ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)

12    БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)

13    НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов)

14    САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)

15    УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)

16    КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)

17    МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)

18    УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)

19    ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)

20    САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)

21    ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право наличное пространство)

22    БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ  (безопасность для близких)

23    СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)

24    ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)

25    ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)

26    МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)

27    АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)

28    ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)

29    МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)

30    СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)

Теперь оцените, насколько важна каждая из следую­щих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, ко­торые могут быть более или менее важными для Вас. По­пытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера

Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оце­ните на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, ко­торая противоречит вашим принципам (отметка — 1)

Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соот­ветствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

Список ценностей II:

31    САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)

32    СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)

33    ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

34    ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)

35    ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)

36    СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)

37    СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

38    ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)

39    ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)

40    УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)

41    ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)

42    ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

43    СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)

44    ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)

45    ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46    СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица»)

47    ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам)

48    УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

49    ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)

50    НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, близостью, развлечениями и др.)

51    БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)

52    ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)

53    ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)

54    СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)

55    УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

56    ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)

57    ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)

Ценностно ориентационное единство группы — что это значит?

У каждого участника группы имеются определенные взгляды на жизнь, установки и убеждения.

Они складываются в ценностные ориентиры. Если в группе оказываются люди со схожими ценностными ориентациями, можно говорить об их единстве.

В этом случае их позиции, взгляды, оценки происходящего будут совпадать. Все участники группы будут разделять мнения друг друга, что позволит избежать конфликтов и недопонимания.

По мнению психологов, очень важно достигать данного единства, поскольку это ведет к значительному повышению эффективности выполняемой работы в группе. Поставленные общие цели достигаются намного быстрее, группы бывает дружной, в работа выполняется слаженно. Поставленные общие цели достигаются намного быстрее, группы бывает дружной, в работа выполняется слаженно

Поставленные общие цели достигаются намного быстрее, группы бывает дружной, в работа выполняется слаженно.

Основные идеи

Разработал собственную концепцию ценностных ориентаций личности, понимая под ценностью устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности некоторых целей или способов существования перед другими. Согласно Рокичу, ценностная ориентация так или иначе воздействует на любые общественные явления. При этом Рокич полагает, что человеческие ценности относительно немногочисленны и организованы в , причём все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в неодинаковой степени. Разделив все ценности на терминальные (касающиеся целей индивидуального существования) и инструментальные (связанные с образом действий и достижения целей), Рокич провёл на рубеже 1960-70-х гг. широкомасштабные полевые исследования на общенациональной американской выборке, предлагая респондентам иерархически ранжировать ценности из двух списков; затем Рокич проанализировал корреляцию результатов с полом, возрастом, доходом, образованием и другими свойствами опрошенных.

По мнению Д. А. Леонтьева, исследования Рокича были «наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследования ценностных представлений».

Тестовый материал для исследования ценностей, предложенный Рокичем

Список А (терминальные ценности):

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  • здоровье (физическое и психическое);
  • интересная работа;
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  • наличие хороших и верных друзей;
  • общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  • счастливая семейная жизнь;
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,
  • человечества в целом);
  • творчество (возможность творческой деятельности);
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  • воспитанность (хорошие манеры);
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  • жизнерадостность (чувство юмора);
  • исполнительность (дисциплинированность);
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  • непримиримость к недостаткам в себе и других;
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  • ответственность (чувство долга, умение держать слово);
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  • смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  • честность (правдивость, искренность);
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  • чуткость (заботливость).

Как определять результат?

Это важная тема. Результаты по методике Рокича обычно определяет психолог, так как и тест проводит тоже он. Но в общих чертах стоит рассказать, как это делается.

Итак, тест направлен на изучение ценностей человека. Чтобы лучше понять смысл его действий или поступков. Результаты определяются по так называемой шкале достоверности. Она призвана определить, насколько сильно человек хочет, чтобы его поступки положительно оценивались окружающими. И чем выше оказывается результат – тем больше испытуемый соответствует, так называемому, «одобряемому» образу. Но критическим порогом общепринятого теста является отметка в 42 балла. Если результаты его перешагнули, то либо они недостоверны, и человек был нечестен, либо перед психологом сидит сложная личность.

Но во внимание принимаются не те баллы, которые набрал человек, выставляя номера ценностям. Психолог обращается к шкале достоверности

Если человек, например, поставил пятёрку утверждению, которое относится к отрицательной шкале, то ему присвоят 1 балл. То, что несёт отрицательное значение, он отметил единицей? Тогда ему ставят «пять». Шкала весьма объёмная, но с ней при желании можно ознакомиться в индивидуальном порядке.


Смотреть галерею

Ценностный опросник Шварца

Базовый принцип опросника Шварца — деление всего набора ценностей на 2 категории: индивидуальные и социальные. Шварц изучал различные культуры и вывел 57 ценностей (30 существительных и 27 прилагательных) и 40 личностных профилей. Опрашиваемый оценивает свое отношение к каждой ценности и близость для себя каждого профиля. Это не быстро, однако считается достаточно точным.

После опроса необходимо подсчитать баллы, это дает итоговый индивидуальный порядок 10 ключевых типов ценностей. Полный список ценностей можно скачать в pdf.

10 мотивационных типов ценностей метода Шварца

  1. Власть (Power) — достижение социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми (богатство, авторитет, социальная власть, общественное признание, сохранение своего общественного имиджа);
  2. Достижение (Achievement) — личный успех и компетентность в соответствии с общественными нормами, которые обеспечивают социальное одобрение;
  3. Гедонизм (Hedonism) — наслаждение жизнью и чувственные удовольствия;
  4. Стимуляция (Stimulation) — потребность в новизне, разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности;
  5. Самостоятельность (Self-Direction) — стремление мыслить, принимать решения и действовать самостоятельно, творить и исследовать во своему выбору. Исходит из потребности в самоуправлении и независимости, автономности и самоконтроле.
  6. Универсализм (Universalism) — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы. Исходит из потребностей выживания групп и индивидов, необходимых при взаимодействии с представителями других групп или при расширении своей.
  7. Доброта (Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей. Исходит из потребности взаимодействовать позитивно, принадлежать группе и обеспечивать ее процветание. Проявления — лояльность, снисходительность, дружба, зрелая любовь, полезность, ответственность, честность.
  8. Традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные/религиозные обычаи и идеи. Мотивационная цель — проявлять уважение, принимать и следовать обычаям/идеям, которые существуют в культуре. Проявления — уважение традиций, умеренность, благочестие, принятие своей участи, смирение.
  9. Конформность (Conformity) — сдерживание и предотвращение действий и побуждений к действиям, которые не соответствуют социальным ожиданиям и могут навредить другим. Проявления — вежливость, уважение родителей и старших, послушание.
  10. Безопасность (Security) — безопасность для себя и других людей, стабильность общества и взаимоотношений, гармония.

Подведем итоги.

В зависимости от целей применения и обстоятельств, можно использовать один из трех методов выявления жизненных ценностей:

  • метод выявления своих ценностей за 7 шагов (с примерами более 200 ценностей);
  • метод Милтона Рокича — простой выбор из списка 36 ценностей, разделенных на целевые и инструментальные
  • ценностный опросник Шварца, использующий 57 ценностей и 40 личностых профиля для выявления порядка 10 ключевых ценностей
  • списки ценностей из метода Рокича и опросника Шварца можно скачать в PDF

Чтобы разобраться с ценностями, выстроить по ним цели и спланировать действия, запишитесь на консультацию.

Дополнительно рекомендую:

Колесо жизненного баланса онлайн

Процедура проведения

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Инструкция

Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек, где написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача — разложить их по порядку значимости лично для Вас.

Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима — она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.

Модификации процедуры исследования

Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

  1. «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
  2. «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
  3. «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?»
  4. «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
  5. «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
  6. «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
  7. «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

Ключи для опросника ценностей Шварца

Тип ценностей

Номера пунктов опросника

ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ

(уровень нормативных идеалов)— список 1 и 2

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

(уровень индивидуальных приоритетов)

Конформность Conformity

11,20,40,47

7, 16, 28, 36

Традиции Tradition

18,32,36,44,51

9, 20, 25, 38

Доброта Benevolence

33,45,49,52,54

12, 18,27,33

Универсализм Universalism

1,17,24,26,29,30,35,38

3, 8, 19, 23, 29, 40

Самостоятельность Self-Direction

5, 16,31,41,53

1, 11,22,34

Стимуляция Stimulation

9, 25, 37

6, 15, 30

Гедонизм Hedonism

4, 50, 57

10, 26, 37

Достижения Achievement

34, 39, 43, 55

4, 13, 24, 32

Власть Power

3, 12, 27, 46

2, 17, 39

Безопасность Security

8, 13, 15,22,56

5, 14,21,31,35

Интерпретации

Итак, в целом понятно, что представляет собой методика Рокича «Ценностные ориентации». Обработка результатов – это дело психолога, но вот об интерпретациях стоит немного рассказать. Их несколько.

Есть интерпретация методики Рокича по жизненным ценностям. Если используется такой вариант теста, то по его итогам получается выяснить, что человек считает своей главной целью – саморазвитие, духовное удовлетворение, креативность, социальное взаимодействие, престиж и уважение, достижения и успех, богатство и финансы или сохранение личной индивидуальности, уникальности.

Есть интерпретация по жизненным сферам. В ходе теста выясняется, какая область является для человека важнейшей – профессиональная, образовательная, семейная, общественная, развлекательная или сфера физической активности.

Это две наиболее распространенные интерпретации. Впрочем, неудивительно, почему именно они. Одна интерпретация направлена на выяснение внутреннего мира человека. А другая – на его внешний мир и сферу, в которой ему комфортно существовать. Впрочем, и то и другое связано неразрывно.

Интерпретация результатов

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях

Группы терминальных ценностей

«Конкретные» и «абстрактные»

Конкретные ценности Место в жизни Абстрактные ценности Место в жизни
Активная деятельная жизнь   Жизненная мудрость  
Здоровье   Красота природы и искусства  
Интересная работа   Любовь  
Материально обеспеченная жизнь   Познание  
Наличие хороших и верных друзей   Развитие  
Общественное признание   Свобода  
Продуктивная жизнь   Счастье других  
Счастливая семейная жизнь   Творчество  
Удовольствия   Уверенность в себе  

Ценности профессиональной самореализации и личной жизни

Профессиональная самореализация Место в жизни Личная жизнь Место в жизни
Активная деятельная жизнь   Любовь  
Интересная работа   Наличие хороших и верных друзей  
Общественное признание   Свобода  
Продуктивная жизнь   Счастливая семейная жизнь  
Развитие   Удовольствия  

Группы инструментальных ценностей

Этические ценности, ценности общения, ценности дела

Этические ценности Место в жизни Ценности общения Место в жизни Ценности дела Место в жизни
Ответственность   Воспитанность   Аккуратность  
Высокие запросы   Жизнерадостность   Исполнительность  
Независимость   Непримиримость к недостаткам   Образованность  
Самоконтроль   Терпимость   Рационализм  
Широта взглядов   Чуткость   Смелость в отстаивании своего мнения  
    Честность   Твердая воля  
        Эффективность в делах  

Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности

Индивидуалистические ценности Место в жизни Конформистские ценности Место в жизни Альтруистические ценности Место в жизни
Независимость   Воспитанность   Терпимость  
Непримиримость к недостаткам   Самоконтроль   Чуткость  
Рационализм   Широта взглядов      
Смелость в отстаивании своего мнения          
Твердая воля          

Ценности самоутверждения, ценности принятия других

Ценности самоутверждения Место в жизни Ценности принятия других людей Место в жизни
Высокие запросы   Самоконтроль  
Независимость   Терпимость  
Непримиримость к недостаткам   Чуткость  
Образованность   Широта взглядов  
Смелость в отстаивании своего мнения   Честность  
Твердая воля      
Эффективность в делах      

Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:

  • в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;
  • при консультировании по вопросам карьерного роста;
  • в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
  • при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;
  • при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;
  • при изучении мотивационной сферы сотрудников;
  • при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
  • при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.

Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность)

В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик

Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.

Пример анализа ценностей по тесту Шварца

На рис. 1 приведены средние значения нормативных идеалов подростков экспериментальной и контрольной групп.

 

Как видно, структура нормативных идеалов в обеих группах носит сходный характер: в наибольшей степени выражены самостоятельность, гедонизм, достижения и безопасность. В наименьшей степени – стимуляция, традиции и власть

Подростки из обеих подгрупп склонны к самостоятельному выбору своего жизненного пути, для них важно получать удовольствие от собственной жизни, добиваться успехов, и при этом чувствовать защищенность, иметь некий «тыл»

Не столь важным является поддержание традиций и возможность контролировать не свою жизнь, но определять какие-то моменты чужого поведения, стремлений и т.д.

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Ценностные установки

Под данным термином понимают готовность личности к активности по отношению к определенному объекту. Они могут формироваться на основе социальных ситуаций, витальных потребностей.

Нельзя забывать, что установки начинают закладываться в детстве. На ребенка оказывает влияние его ближайшее окружение: семья, родные, друзья.

Малыш старается подражать близким людям. Они копируют поведение, стараются быть похожими на тех, кто им нравится.

В подростковый период большое влияние на человека оказывают известные личности, актеры и певцы, которые нравятся. Подросток перенимает поведение, взгляды, пытается быть похожим на кумира, тем самым разделяя его установки.

У каждого индивида может быть тысяча установок. Одни имеют большее, другие меньшее значение. Принимая важные решения, человек обращается к своим установкам, ориентируясь на них.

Как избавиться от комплекса неполноценности? Советы психологов помогут вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector