Методика определения ценностных ориентаций м. рокича

Методики

Наиболее популярными в эпоху современности являются методики таких специалистов как Фанталова и Рокич.

Е. Фанталовой

Целью этой методики является исследование ценностных ориентаций и внутренних конфликтов личности. В основе этого способа заложено шкалирование. Это парное сравнение, в бланке представлены жизненные сферы, прилагается инструкция к выполнению.

В каждом столбике представлены сферы жизни, нужно выбрать наиболее привлекательную, наиболее важную. В итоге результаты подсчитываются, ответы испытуемого приобретают числовые значения.

Получается определенный коэффициент предпочтений.

Можно с легкостью определить, какие сферы жизни являются наиболее важными для человека.

Методика получила широкое распространение благодаря высокой степени эффективности, быстрому выполнению.

Структура выполнения диагностики понятна и проста для подростков. Можно выявить не только их ценности, но и определенные конфликты личности.

Скачать ценностно-ориентированную систему методик Фанталовой.

М. Рокича

Данная методика направлена на определение восприятия мира индивидом, отношению к окружающему миру. Она выявляет ценности и установки испытуемых.

Рокич рассматривал инструментальные и терминальные ценности. Первые подразумевают образ действий (честность, рационализм), а вторые убеждения, смысл индивидуального существования.

Согласно инструкции, индивиду предлагается 18 ценностей

Их необходимо расположить от самой важной до менее важной

Цифрой «1» обозначается что-то наиболее важное, а «18» — это то, что менее всего важно для испытуемого. После обработки результата человек получает список ценностей. После обработки результата человек получает список ценностей

После обработки результата человек получает список ценностей.

Те, что стоят в самом начале — являются основными, а те, что в конце — почти не имеют для индивида значения.

Благодаря компактности теста, простоте его выполнения, высокой эффективности он завоевал большую популярность. Эту методику применяют не только при работе с подростками, но и со взрослыми людьми.

Методика Рокича «Ценностные ориентации».

Ценностные ориентации играют огромную роль в жизни человека, помогая ему определяться, что наиболее или наименее важно для него. Закладываются ориентации под влиянием множества факторов, формируются в процессе взросления и развития человека. Контактируя с разными людьми, сталкиваясь с определенными ситуациями, человек внутренне растет, меняется, складывается собственное видение мира, цели и установки

Контактируя с разными людьми, сталкиваясь с определенными ситуациями, человек внутренне растет, меняется, складывается собственное видение мира, цели и установки.

Современная молодежь и её ценностные ориентации:

Наша интересная группа Вконтакте:

Процедура проведения

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни

То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Терминальные ценности

ранг

Инструментальные ценности

ранг

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

Здоровье (физическое и психическое)

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

Интересная работа

Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

Исполнительность (дисциплинированность)

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

Непримиримость к недостаткам в себе и других

Наличие хороших и верных друзей

Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

Смелость в отстаивании своего мнения

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

Чуткость (заботливость)

Счастливая семейная жизнь

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

Творчество (возможность заниматься творчеством)

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Честность (правдивость, искренность)

Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Что ещё следует знать?

Методика «Ценностные ориентации» отзывы получает преимущественно положительные. Даже ученые-психологи отмечают, что она является самой проработанной и достоверной. Неудивительно, ведь Милтон Рокич является основателем понятий ценностей в принципе.

И её эффективность доказана. Проводились разные исследования – и активней всего, конечно, в них участвовали молодые люди: школьники и студенты. Особенно старшеклассники. И большинство из них ставили на первое место терминальных ценностей здоровье и семейную жизнь, друзей, любовь, финансовый достаток и уверенность в себе. Из инструментального списка многие выбрали жизнерадостность, ответственность, воспитанность, терпимость и исполнительность. Такой выбор не удивителен. Более того, он правильный и предсказуемый. Слишком глобально для подростков? Отнюдь. Подтверждение тому – изречение психолога Эрика Хомбургера Эриксона. Он уверял, что молодые люди, в своем роде, должны быть «акробатами». Уметь одним лишь мощным движением опустить перекладину своего детства, перепрыгнуть через неё, и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Причем за максимально короткий промежуток времени.

И это лишь один из примеров. На самом деле методика Милтона Рокича действительно интересная, действенная и результативная. И если есть желание вместе с возможностью – стоит пройти такой тест. Одному или с кем-то – как угодно. Хотя бы ради интереса.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

Инструкция: Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов и, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его, выделите жирным начертанием либо подчеркните.

1. Смелый бдительный предприимчивый
2. Кроткий робкий упрямый
3. Осторожный решительный пессимистичный
4. Непостоянный бесцеремонный внимательный
5. Неумный трусливый недумающий
6. Ловкий бойкий предусмотрительный
7. Хладнокровный колеблющийся удалой
8. Стремительный легкомысленный боязливый
9. Незадумывающийся жеманный непредусмотрительный
10. Оптимистичный добросовестный чуткий
11. Меланхоличный сомневающийся неустойчивый
12. Трусливый небрежный взволнованный
13. Опрометчивый тихий боязливый
14. Внимательный неблагоразумный смелый
15. Рассудительный быстрый мужественный
16. Предприимчивый осторожный предусмотрительный
17. Взволнованный рассеянный робкий
18. Малодушный неосторожный бесцеремонный
19. Пугливый нерешительный нервный
20. Исполнительный преданный авантюрный
21. Предусмотрительный бойкий отчаянный
22. Укрощенный безразличный небрежный
23. Осторожный беззаботный терпеливый
24. Разумный заботливый храбрый
25. Предвидящий неустрашимый добросовестный
26. Поспешный пугливый беззаботный
27. Рассеянный опрометчивый пессимистичный
28. Осмотрительный рассудительный предприимчивый
29. Тихий неорганизованный боязливый
30. Оптимистичный бдительный беззаботный

Методики

Наиболее популярными в эпоху современности являются методики таких специалистов как Фанталова и Рокич.

Е. Фанталовой

Целью этой методики является исследование
ценностных ориентаций и личности. В основе этого способа заложено шкалирование. Это парное сравнение, в бланке представлены жизненные сферы, прилагается инструкция к выполнению.

В каждом столбике представлены сферы жизни, нужно выбрать наиболее привлекательную
, наиболее важную. В итоге результаты подсчитываются, ответы испытуемого приобретают числовые значения.

Получается определенный коэффициент предпочтений
.

Можно с легкостью определить, какие сферы жизни являются наиболее важными для человека.

Методика получила широкое распространение благодаря высокой степени эффективности
, быстрому выполнению.

Структура выполнения диагностики понятна и проста для подростков. Можно выявить не только их ценности, но и определенные конфликты личности.

Ценностно-ориентированную систему методик Фанталовой.

М. Рокича

Данная методика направлена на определение восприятия мира индивидом
, отношению к окружающему миру. Она выявляет ценности и установки испытуемых.

Рокич рассматривал инструментальные и терминальные
ценности. Первые подразумевают образ действий (честность, рационализм), а вторые убеждения, смысл индивидуального существования.

Согласно инструкции, индивиду предлагается 18 ценностей

Их необходимо расположить от самой важной до менее важной

Цифрой «1» обозначается что-то наиболее важное, а «18» — это то, что менее всего важно для испытуемого. После обработки результата человек получает список ценностей

После обработки результата человек получает список ценностей
.

Те, что стоят в самом начале — являются основными, а те, что в конце — почти не имеют для индивида значения.

Благодаря компактности теста, простоте его выполнения, высокой эффективности он завоевал большую популярность
. Эту методику применяют не только при работе с подростками, но и со взрослыми людьми.

Рокича «Ценностные ориентации».

Ценностные ориентации играют огромную роль в жизни человека
, помогая ему определяться, что наиболее или наименее важно для него. Закладываются ориентации под влиянием множества факторов, формируются в процессе взросления и развития человека

Контактируя с разными людьми, сталкиваясь с определенными ситуациями, человек внутренне растет, меняется, складывается собственное видение мира, цели и установки.

Современная молодежь и её ценностные ориентации:

Недостатки методики

Главным и очень существенным недостатком данной методики является её открытость. Человек понимает, что его будут тестировать. И, к сожалению, многие респонденты отвечают не то, что они думают на самом деле, а то, что уместно и правильно с точки зрения общечеловеческих ценностей. Эта парализует возможность анализа каждого индивида как отдельного и неповторимого. Образ человека получается общим, неточным и расплывчатым. Это очень весомый недостаток. Психологи пытаются уменьшить его влияние на проведение тестирования

Перед началом они разговаривают с аудиторией, пытаясь донести до неё важность правдивых ответов. Некоторые люди понимают и отвечают правду

Но всё равно остается определённый процент тестируемых, которые хотят казаться «правильными» в глазах общественности.

Также есть люди, которые просто не хотят, чтобы кто-то знал и понимал их лучше, чем они сами. Они отвечают неправду и считают, что поступают правильно. Что ж, это их право.

Шкалы теста Рокича

В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:

Терминальные ценности:

  1. АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
  2. ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ
  3. ЗДОРОВЬЕ
  4. ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА
  5. КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА
  6. ЛЮБОВЬ
  7. МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ
  8. НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ
  9. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
  10. ПОЗНАНИЕ
  11. ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ
  12. РАЗВИТИЕ
  13. РАЗВЛЕЧЕНИЯ
  14. СВОБОДА
  15. СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
  16. СЧАСТЬЕ ДРУГИХ
  17. ТВОРЧЕСТВО
  18. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Инструментальные ценности:

  1. АККУРАТНОСТЬ
  2. ВОСПИТАННОСТЬ
  3. ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ
  4. ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ
  5. ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
  6. НЕЗАВИСИМОСТЬ
  7. НЕТЕРПИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ
  8. ОБРАЗОВАННОСТЬ
  9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  10. РАЦИОНАЛИЗМ
  11. САМОКОНТРОЛЬ
  12. СМЕЛОСТЬ
  13. ТВЕРДАЯ ВОЛЯ
  14. ТЕРПИМОСТЬ
  15. ЧЕСТНОСТЬ
  16. ЧУТКОСТЬ
  17. ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ
  18. ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ

Вторая часть опросника

Инструкция:

Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и поду­майте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.

Профиль личности 

Очень похож на меня

Похож на меня

В некоторой степени похож на меня

Немного похож на меня

Не похож на меня

Совсем не похож на меня

1

Придумывать что-то новое и быть изобрета­тельным важно для не­го. Он любит поступать по-своему, на свой лад.

2

Для него важно быть богатым. Он хочет, что­бы у него было много денег и дорогих вещей.

3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.

4. Для него очень важно показать свои способности.   Он  хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает.

5.   Для   него   важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности.

6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.

7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит.

8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.

9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.

10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.

11. Для него важно самому решать, что делать.   Ему   нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности.

12.  Для   него   очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.

13. Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей.

14.   Для   него   очень важна    безопасность его страны. Он считает,   что   государство должно  быть  готово к защите от внешней и внутренней угрозы.

15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.

16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными.

17. Для  него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.

18.  Для  него  важно быть преданным сво­им друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.

19. Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.

20. Быть религиозным важно для  него.  Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям.

21. Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте.   Ему действительно   не   нравится беспорядок.

22.  Он  считает,  что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи.

23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами   людей   на земле важно для него.

24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется по­казать насколько он способный.

25. Он думает, что луч­ше   всего   поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.

26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.

27. Для  него  важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.

28. Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям   и   людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.

29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает.  Для  него  важно защищать слабых.

30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.

31. Он очень старается не заболеть. Сохранение   здоровья   очень важно для него.

32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие.

33.  Для  него  важно прощать людей, кото­рые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду.

34.  Для   него  важно быть    независимым. Ему  нравится  полагаться на себя.

35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка.

36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми.     Он     старается никогда не раздражать и не беспокоить других.

37. Он по-настоящему хочет    наслаждаться жизнью
Хорошо проводить   время   очень важно для него.

38.  Для  него  важно быть скромным.  Он старается не привлекать к себе внимание.

39.   Он   всегда  хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером.

40.  Для  него  важно приспосабливаться к природе, быть частью ее
Он верит, что люди не должны изменять природу.

Диагностика

Целью такой диагностики является выявление уровня нравственно-эстетического развития подростков. В процессе диагностики можно выявить главные ценности индивида, его взгляды на жизнь и стремления. Устанавливается состояние межличностного общения между подростками.

Данная процедура также необходима для того, чтобы выявить, какие цели ставит перед собой индивид, чего он хочет добиться в первую очередь.

Практика показывает, что большая часть испытуемых определяет главной ценностью материальное благополучие.

В числе основных ценностей также оказываются семья и развлечения.

Существует несколько методик, разработанных психологами, которые помогают осуществить диагностику и эффективно достичь поставленной цели.

Самой популярной диагностикой ценностных ориентаций подростков является применение методики М. Рокича.

Эта техника позволяет выявить основные ценности, убеждения подростка. Проводить данную диагностику можно как индивидуально, так и в группах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector